Конспект НОД "Где хранится здоровье?" старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Предлагается конспект НОД по приобщение к ЗОЖ в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №185 «Гнёздышко»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область «Физическое развитие»

в старшей «Б» группе

Тема: «Где хранится здоровье»

 

                      Воспитатель: Мусакова Гульнара Юрьевна

                                                           

Саратов 2016

Непосредственная образовательная деятельность в старшей «Б» группе.

        Тема: «Где хранится здоровье».

Вид НОД:  Интегрированное. 

Возраст воспитанников: 5-6 лет (старшая группа)                                 Направление: познавательно — речевое.                                              

Образовательная область: Физическое развитие, формирование представлений о здоровом образе жизни

Интеграция областей: Здоровье, познание, безопасность, социализация, чтение художественной литературы, коммуникация, художественное творчество, физическая культура.

Цель: способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни.

Задачи НОД:

  1. Обучающие задачи: 
  • Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха;
  • Закрепить и обобщить знания детей о витаминах А, В, С, в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для организма человека;
  • Дать  знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия;
  • В опытах учить наблюдать, видеть причины – следственной связи, делать выводы;
  • Формировать представления о предметах личной гигиены;
  • Активизировать словарный запас детей.

  1. Развивающие задачи:
  • Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, память;
  • Развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни;
  • Развивать познавательную и речевую активность детей;
  • Побуждать детей отвечать на вопросы, учить делать выводы и умозаключения;
  • Развивать интерес дошкольников к выполнению разнообразных движений имитационного характера.

  1. Воспитательные задачи:
  • Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе;
  • Воспитывать осознанное отношение ребенка к своему здоровью.

Методы и приемы:

• Игровой (игра «Когда это бывает », игра «Да- нет»,  физминутка «Зарядка», дыхательная гимнастика «В лесу», проведение опыта с воздухом, игра «Собери картинку»);

• Наглядный (использование картинок, презентация) ;

• Словесный (указание, напоминание, вопросы, поощрение, положительная оценка,);

• Практический (выполнение физминутки, дыхательной гимнастики, игры, закрашивание «Дерева здоровья»).

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, электронная презентация по теме «Где хранится здоровье?», демонстрационный материал –модель солнца,  картинки  «Режим дня», картинки с витаминами А, В, С., картина «Дерево здоровья»,  разрезные картинки, лед, листы бумаги для опыта с воздухом, мяч, листочки для дерева (зеленого и красного цвета).

Сюрпризный момент:  приход микроба, доктора.

Предварительная работа: 

1. Беседа   с детьми о гигиене, здоровом образе жизни, о полезных и вредных продуктах питания;

2. Беседа о предметах гигиены, их пользе;

3. Беседа о микробах;

4. Рассматривание с детьми демонстрационного материала на тему:     «Соблюдай личную гигиену»;

5. Чтение детям художественной литературы:

К.И. Чуковский - «Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит»;

Б.Заходер - «Вредные советы»;

Г. Зайцев - «Дружи с водой», «С добрым утром»;

Г.П. Шалаева, О.М. Журавлёва, О.Г. Сазонова - «Правила поведения для воспитанных детей»;

С. Михалков - «Про девочку, которая плохо кушала»;

И. Токмакова - «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной»;

А. Крылов - «Как лечили петуха».

Загадки о здоровье, пословицы и поговорки.

6. Выполнение физических упражнений в процессе физкультурных занятий и утренней гимнастики;

7. Выполнение дыхательных упражнений;

8. Заучивание с детьми стихов о витаминах;

9. Подготовка атрибутов к занятию;

10. Совместная работа с другими воспитателями, музыкальным работником.

Структура занятия:

1.Вводная часть ( 3 минута).

Встреча с микробом, с доктором. Цель: создание интереса и желания получить знания.

2. Основная часть (20 минут).

Цель: реализация поставленных задач.

Беседа о здоровье.

Беседа о закаливание.

Проведение опыта со льдом.

Проведение физминутки «Зарядка».

Беседа о режиме дня.

Игра «Когда это бывает».

Игра «Разрезные картинки»

Беседа о гигиене.

Опыт с воздухом

Дыхательная гимнастика «В лесу».

Беседа о правильном питании.

Игра «Да- нет»

Задание «Украсить «Дерево здоровья»

3. Анализ занятия (2 минута).

Подведение итогов.

             

                                            

Ход НОД:

 Организационная часть:

Воспитатель:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.

Дети садятся на стулья.

Основная часть:

Воспитатель: Вот мы с вами сейчас поздоровались, а что это значит?

Дети: Значит, пожелать друг другу здоровья. 

Воспитатель: Правильно. Вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья,  потому что вы сказали, Здравствуйте! Здравствуйте – это значит, здоровья желаю.

Воспитатель: А кто из вас знает, что такое здоровье?

Дети: Это когда человек здоров!

Воспитатель: Где здоровье хранится?

Дети: Внутри нас.

Воспитатель: Я вам сегодня хочу рассказать одну древнюю легенду «Где хранится здоровье?». (Слайд 1) «Давным-давно на горе Олимп жили боги, стало им скучно, и решили они создать человека и поселить его на планете Земля. Один из богов сказал: «Я наделю человека силой!», а другой сказал: «А я наделю его мудростью!». Третий бог сказал: «Я дам ему красоту!», а четвёртый сказал: «Я наделю его самым дорогим-здоровьем». Стали боги думать, куда же в человеке здоровье спрятать. Может поместить его высоко в горах, а может глубоко в реку. Но один бог предложил спрятать здоровье в самого человека, так как посчитал это место самым надёжным.»

Воспитатель: Сегодня мы будем учиться правильно и надолго сохранять своё здоровье.

Стук в дверь. (слайд 2)

Воспитатель: По-моему, кто-то к нам пришёл, пойду- ка я посмотрю.

Вбегает микроб и поёт песню:

Микроб: Говорят я бяка-бука, И со мною дружат те, Кто не моет часто руки, И лицо совсем. Ой - ляля, ой - ляля, Будем грязными всегда. Ой - ляля, ой - ляля, эх- ма. Зубы чистить вам не надо, Ведь они чисты и так. Будем грязными ребята, И это правда, всё пустяк. Ой - ляля, ой - ляля, эх- ма.

Микроб подбегает к детям

Микроб: Какие замечательные ребятки, какие у них ручки, а ну-ка покажите мне их. Надеюсь, они у вас грязненькие.

Сигнал скорой помощи, входит доктор.

Доктор: Ах, ты, мерзкий микроб, уже и до детского сада добрался, а ну-ка уходи отсюда. Наши дети не хотят болеть. Микроб убегает.

Доктор: Ребята, все в д\саду сегодня отменяются. В городе грипп, нужно срочно принимать меры. Сейчас мы с вами будем укреплять наше здоровье. (вынимает из сумки и выкладывает на стол микстуру, таблетки и укол)

Доктор: У меня для этого всё имеется: горькая микстура, не менее горькие таблетки, но что самое эффективное - укол. Сейчас я буду делать вам прививки. Что не хотите? А вы знаете как по-другому укрепить наше здоровье? Расскажите мне.

Дети: Есть полезные продукты, делать зарядку, чистить зубы, мыть руки, закаляться.

Воспитатель: Да вы оказывается у меня умные ребята! Давайте этим мы сейчас и займёмся. Посмотрите, ребята, какое красивое солнышко. Давайте представим, что это солнышко- наше с вами здоровье, а его лучики, это то, как мы с вами его будем укреплять. Хотите открыть первый лучик?

Дети: Да

1 лучик- закаливание (слайд 3)

Доктор: Вы знаете, что такое закаливание?

Дети: Обливание холодной водой, воздушные ванны, полоскание горла, бег в прохладном помещении, ходьба по траве или песку босиком.

Воспитатель: А только водой можно закаливаться или ещё чем-нибудь? Я вам расскажу: закаливаться можно солнцем, воздухом и водой. Есть даже такая пословица «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Воспитатель: Когда вы летом загораете, вы тоже закаляетесь, когда проветриваете комнату – тоже, ну и конечно же водой. Даже есть такие люди, которые зимой в проруби купаются. Знаете, как их называют?

 Дети: Моржи.

Доктор: А я вам предлагаю тоже немного позакаляться. Подойдите все ко мне, засуньте руки под платок. Что чувствуете?

Дети:  Холод.

Доктор: Что там?

Дети: Лёд.

Доктор: Правильно. Какой он на ощупь?

Дети: Холодный, твёрдый, мокрый.

Доктор: А какой он на вид?

Дети: Прозрачный, разной формы, серебристый.

Доктор: Молодцы, правильно. А теперь посмотрите на ваши ручки, какие они стали?

Дети:  Розовые.

Доктор: Ручки у нас закалились, стали холодными, это полезно для нашего организма.

Дети садятся на места.

Воспитатель: Люди закаляются для того, чтобы научить свой организм сопротивляться вредным условиям, научить его быть сильным, а значит выносливым и здоровым. Закалённый человек мало или совсем не болеет. Легче переносит заболевания. У него всегда бодрое настроение. Главное нужно помнить, что закаляться надо постоянно, каждый день, и тогда вы сохраните здоровье надолго.

Доктор: Ну что же, ребята другие лучики солнца вы откроете без меня, у меня много дел, нужно лечить деток, которые не следят за своим здоровьем!

Доктор уходит.

Воспитатель: Открываем второй лучик- физкультура. (слайд 4) Вы занимаетесь физкультурой? Где?

Дети: Зарядка, физические занятия в детском  саду, подвижные игры, спорт.

Воспитатель: Скажите, ребята, почему человек должен заниматься физкультурой?

Дети: 

  • Чтобы не болеть, быть здоровым;
  • Если человек будет заниматься спортом, он проживёт дольше;
  • Если всегда заниматься физкультурой и делать зарядку, мы будем сильными и ловкими;
  • Если всегда заниматься физкультурой и делать зарядку, то мы будем всегда бодрыми и веселыми;
  • Если всегда заниматься физкультурой и делать зарядку, мы никогда не будем болеть и будем закаленными;
  • Если всегда заниматься физкультурой и делать зарядку, мы будем стройными и красивыми.

Воспитатель: Давайте и сейчас выполним «Зарядку:

Физкультминутка:

Мы ногами - топ, топ,

Мы руками – хлоп, хлоп.

Мы глазами – миг, миг.

Мы плечами – чик, чик.

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки к верху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

Руки к телу  все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч!!!

Воспитатель:

 Спорт, ребята, очень нужен,

 Мы со спортом крепко дружим.

 Спорт – помощник,

 Спорт – здоровье,

 Спорт – игра,

 Спорту скажем дружно: «Да! »

Дети садятся на места.

Воспитатель: Дети, что это? (слайд 5)

Дети: часы.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, зачем нам нужны часы?

Дети: Чтобы ориентироваться во времени

Воспитатель: Да, вы правы, часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад на утреннюю гимнастику, чтобы знать, когда наступит обед, время прогулки и сна. (слайд 6)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что такое режим? (суждение детей)

Воспитатель: Дети, режим – это когда выполняются все дела в течение дня по времени, как в детском саду  у нас. У вас есть время для принятия пищи, для занятий, прогулки, сна и ухода домой. С этим режимом детского сада знакомы и ваши родители, папы, мамы, ну а часы показывают время выполнения режима дня. Режим дня помогает быть дисциплинированным, помогает укреплять здоровье, хорошо и качественно выполнять все свои дела и задания. Режим – это когда все твои дела распределены, четко по времени в течение дня. Что происходит с теми, кто не соблюдает режим?

Ребёнок: У курицы нынче болит голова:

Вчера позвала её в гости сова,

Они прогуляли всю ночь напролёт,

А днём наша курица носом клюёт.

Воспитатель: Сейчас мы проверим, все ли вы соблюдаете режим?

Игра с мячом «Когда это бывает? » 

  • Сон – ночью, днём;
  • обед – днём;
  • завтрак – утром;
  • ужин – вечером;
  • чистить зубы – утром и вечером;
  • подъем и утренняя гимнастика - утром;
  • занятия в детском саду - днем;
  • прогулка - днем и вечером;

Воспитатель: Дети, значит, как называется третий лучик здоровья?

Дети: Режим дня.

Воспитатель: Скорее открываем четвертый лучик – гигиена.  (слайд 7)       Вы знаете, что такое гигиена?

Дети: Чистота.

Воспитатель: Гигиена – это сохранение своего тела в чистоте. А вот как его сохранить в чистоте, мы с вами узнаем, собрав разрезные картинки. Разделитесь на пары

Работа на ковре. Дети собирают разрезные картинки.

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Мальчик моется в ванной, это значит мыться нужно регулярно.

Воспитатель: У вас получился носовой платок, что это значит?

Дети: Следить за чистотой носа, всегда иметь при себе носовой платок.

Дети: Мальчику стригут ногти - следить за чистотой ногтей;

Дети:  Зубная щётка – регулярно, два раза в день нужно чистить зубы.

Дети:  Расческа, полотенце - предметы личной гигиены, они должны быть у каждого свои.

Дети:  Мыло, вода, полотенце – мытьё рук.

Воспитатель: Когда нужно мыть руки?

Дети:  Перед едой, после туалета, после улицы.

Воспитатель: Давайте еще раз вспомним правила чистоты.

Дети:

- Каждое утро умываться;

- Вечером принимать ванну или душ перед сном;

- Зубы чистить утром и вечером;

- Следить за чистотой ногтей;

- Не забывать следить за чистотой ушей – мыть их каждый день;

- Следить за чистотой носа, всегда иметь при себе носовой платок;

- Обязательно мыть руки перед едой и после каждого посещения туалета;

- Помнить, что расческа, зубная щетка, полотенце и мочалка – предметы личной гигиены, они должны быть у каждого свои.

Воспитатель: Чтобы открыть следующий лучик, нужно провести один опыт, иначе ничего не получится.

Проводится опыт «Как работает воздух»

Цель: увидеть, как  воздух может поддерживать предметы.

Материал и оборудование: два одинаковых листа бумаги, стул. 

 Воспитатель предлагает детям скомкать один лист бумаги. Затем они встают на стул и с одинаковой высоты бросают одновременно смятый и ровный листок.

Воспитатель:  Какой листок приземлился раньше?

Дети: Смятый листок.

Воспитатель: Смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух. (слайд 8)

Воспитатель: А зачем же нам с вами воздух?

Дети: Дышать.

Воспитатель: Ребята, воздух необходим человеку и животным. Без воздуха они погибнут. Воздухом мы дышим, а от дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Когда человек гуляет на свежем воздухе, его кровь насыщается кислородом, улучшается работа лёгких, головного мозга, нервной системы Правильно, воздух нужен нашему организму и всему живому на земле.
Воспитатель: А как вы думаете, где самый чистый воздух в городе или в деревне?

Дети: В деревне – мало транспорта.

Воспитатель:  А где есть воздух, богатый кислородом

Дети: В лесу, в парке.

Воспитатель: Поэтому нужно как можно больше гулять на свежем воздухе, особенно в лесу.

Воспитатель: А ещё, чтобы наше дыхание было правильным, нужно делать дыхательную гимнастику. Я вам предлагаю её сделать. Встаньте пожалуйста.

Проводится Дыхательная гимнастика «В лесу».

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Воспитатель:

Представьте, что вы заблудились в густом лесу.

Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо.

Воспитатель: Дети, скажите, почему мы выполняли дыхательные упражнения?  

Дети: Чтобы организм обогатился кислородом. Чтобы закалять свой организм и т.д.

Воспитатель: Дети, значит, как называется пятый лучик здоровья?

Дети: Свежий воздух

Воспитатель: Шестой лучик – это правильное питание.   (слайд 9)       Питаются люди, животные, птицы, насекомые. Любому организму от самого маленького до взрослого – требуется питание. Как только питание перестает своевременно поступать на завтрак, обед и ужин, наш организм слабеет. Почему же так происходит? Да потому что в продуктах содержатся питательные вещества, которые помогают нашему организм,  расти и развиваться.

Ребята, а какие питательные вещества вы знаете.

Дети: Витамины.

Воспитатель: Витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные - это витамины А, В, С, и ребята расскажут о них.

Дети, держат в руках картинки с изображением А, В, С).

Выходят трое детей, на головах атрибутики витаминов АВС.

1-й ребенок :

 Я витамин B, помогаю сердцу.

Очень важно спозаранку

Есть на завтраки овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

2-й ребенок:

Я витамин А, очень важен для зрения.

Помни истину простую.

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

3-й ребенок:

 Я витамин С, укрепляю организм

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон,

Если даже кислый он.

Воспитатель: А в каких продуктах содержаться витамины А, В, С? витамин С (капуста, шиповник, смородина, клюква, петрушка), витамин В (печень, мясо, хлеб, молоко, сыр, творог, яйцо), витамин А (зеленый лук, морковь, красные овощи). Ребята, для того чтобы вы росли крепкими и здоровыми малышами, вам необходимо употреблять разнообразную пищу  а не только сладкое и вкусненькое. Это называется «правильным» или «здоровым питанием». Вы уже узнали, что некоторые продукты очень нам необходимы, а некоторые могут и разрушать наш организм. (Примеры жирной, сладкой, копчѐной пищи, газировка, жевательная резинка, чипсы и т.д.).

Воспитатель: А теперь, ребята, чтобы разобраться, какая еда полезная, а какая вредная для здоровья, предлагаю вам поиграть в игру «Да и нет»

Каша – вкусная еда

Это нам полезно? (Да)

Лук зеленый иногда

Нам полезен дети? (Да)

В луже грязная вода

Нам полезна иногда? (Нет)

Щи – отличная еда

Это нам полезно? (Да)

Мухоморный суп всегда –

Это нам полезно? (Нет)

Фрукты – просто красота!

Это нам полезно? (Да)

Грязных ягод иногда

Съесть полезно, детки? (Нет)

Овощей растет гряда.

Овощи полезны? (Да)

Сок, компотик иногда

Нам полезны, дети? (Да)

Съесть мешок большой конфет

Это вредно, дети? (Да)

Лишь полезная еда

На столе у нас всегда!

А раз полезная еда –

Будем мы здоровы? (Да)

Дети садятся на места. На доску вешается ватман с нарисованным силуэтом дерева

 Воспитатель: Ребята посмотрите- это «дерево здоровья», но на нем нет листочков. После каждого вопроса  нужно приклеить один листок каждому из вас. Зелёный – соблюдаю, выполняю всегда. Красный – не соблюдаю.

Итак, вопросы:

1. Кто любит  днём спать – зелёным, а если не спит никогда – красным.

2. Кто каждый день гуляет на свежем воздухе – зелёным.

3.Сидит много часов перед телевизором и компьютером – красным.

4.Моет с мылом руки перед едой – зелёный листочек. Забывает умываться – красным.

5. Кто делает зарядку каждый день?

6. Кто любит кушать кашу?

7. Кто чистит зубы каждый день?

8. Кто не только любит бегать, прыгать и играть, но и умеет вовремя отдыхать?

9. Кто соблюдает режим дня?

10. Ктолюбит много сладостей и чипсов?
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на наше дерево. Мы видем на нем зеленые и красные листочки. Красные листочки обозначают, что вашему здоровью может угрожать опасность.  Чтобы на дереве были одни зеленые листочки, вы должны уметь правильно и надолго сохранить ваше здоровье. А как укреплять здоровье вы теперь знаете. Давайте вспомним, как нужно укреплять здоровье?

Дети:

  • Надо постоянно закаляться, каждый день, и тогда мы сохраним здоровье надолго;
  • Надо всегда быть чистыми, опрятными и следить за своим внешним видом;
  • Уметь правильно питаться, есть только полезную еду, где много витаминов;
  • Обязательно каждое утро делать зарядку и заниматься физкультурой.
  • Надо не только бегать, прыгать и играть, но и уметь вовремя отдыхать.
  • Надо почаще бывать на вежем воздухе;
  • Самое главное соблюдать режим дня.

Воспитатель: Если вы будете выполнять все то, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии (а это выполнять физкультурные упражнения, делать дыхательную гимнастику, дышать свежим воздухом, есть полезную еду, выполнять режим дня), то будете такими, как солнце, яркими, светлыми, веселыми, задорными, т.е. здоровыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Занятие по электричеству"Только там народ богат - где энергию хранят...." подготовительная группа

В занятии можно найти стихи. загадки, правила пользования электроприборами и многое другое....

Конспект НОД в старшей группе " Какие секреты хранит вода"

Конспект занятия поопытно-экспериментальной деятельностив старшей группе на тему«Какие секреты хранит вода&raq...

План мероприятий по подготовке и празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне «Мы память бережно храним» Старшая группа.

Этот материал разработан для воспитателей старшего дошкольного возраста .План мероприятий по работе с детьми и родителями....