Польза фитбол-аэробики
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Николаева Александра Федоровна

Программа по фитбол-аэробике «Танцы на мячах» является комплексной, включающей в себя разнообразный арсенал средств и методов детского фитнеса (оздоровительной аэробики, танца, корригирующей гимнастики, стретчинга и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fitbolam.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

инструктора по физической культуре

Николаевой Александры Федоровны

на 2015-2016 образовательный год

Содержание

1

Целевой раздел

3

2

Пояснительная записка

3

3

Цель программы

3

4

Оздоровительные задачи

3

5

Образовательные задачи

4

6

Воспитательные задачи

5

7

Характеристика разделов программы "Танцы на мячах

5

8

Содержание программного материала и требования к уровню подготовленности занимающихся.

7

9

Требования к уровню подготовности занимающихся к концу года.

11

10

Заключение

11

11

Литература

13

1 Целевой раздел

  • Пояснительная записка

При разработке программы основой послужили некоторые положения теории и методики физического воспитания, детского фитнеса, врачебно- педагогического контроля, возрастных, физических и психологических особенностей детей.

Логику построения данной фитнес-программы, ее особый приоритет и перспективу обеспечивает соответствие принципам дидактики и специальным требованиям:

  • непрерывности процесса обучения, которая обеспечивается механизмом преемственности между целями, задачами и содержанием отдельных разделов программы;
  • целостности  процесса обучения, предполагающей интеграцию основного и дополнительного образования, адаптацию в социокультурной среде;
  • личностно-ориентированному характеру обучения, реализуемому посредством индивидуализации содержания, форм, методов и педагогических средств достижения целей обучения, соответствующие принципам построения учебных программ;
  • наличию существенного оздоровительного эффекта, обусловленному участием в работе различных мышечных групп, возможностью длительного выполнения упражнений ритмичного характера (преимущественно, аэробным механизма энергообеспечения) и биомеханическим факторам (прежде всего, воздействию непрерывной вибрации на опорно-двигательный аппарат и внутренние органы)

Программа по фитбол-аэробике «Танцы на мячах» является комплексной, включающей в себя разнообразный арсенал средств и методов детского фитнеса (оздоровительной аэробики, танца, корригирующей гимнастики, стретчинга и др.)

Цель программы.

Содействовать всестороннему гармоническому развития личности ребёнка, укреплять здоровье, развивать двигательную способность, профилактика и коррекция различных заболеваний и приобщать к здоровому образу жизни.

I Оздоровительные задачи

  •  содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.
  • Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.
  • Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.
  • Формировать и закреплять навыки правильной осанки.
  • Содействовать профилактики плоскостопия.
  • Способствовать укреплению мышц пальцев, кисти и развивать мелкую моторику рук.
  • Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.
  • Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся.
  • Способствовать профилактике различных заболеваний, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического состояния занимающихся.

II Образовательные задачи.

  • Вооружить занимающихся знаниями о влиянии занятий фитбол-аэробики на организм, понятии здорового образа жизни, правилах техники безопасности на занятиях фитбол-аэробикой, профилактике травматизма.
  • Формировать знания, умения и навыки, необходимые в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт.
  •  Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
  • Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты)
  • Формировать двигательные навыки и развивать физические способности.

III Воспитательные задачи.

  • Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности  и творчества в движениях.
  • Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений.
  • Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.
  • Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности.
  • Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.
  • Способствовать формированию коммуникативных умений у детей.
  • Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.

Структурную основу комплексной оздоровительно-развивающей программы по фитбол-аэробике «Танцы на мячах» составляют: основы знаний, учебно-практический материал, состоящий из пяти разделов, требования к уровню подготовленности занимающихся и материально-техническое обеспечение процесса обучения.

Практическая часть программы включает в себя следующие разделы: "Фитбол-гимнастику" (общеразвивающая направленность); "Фитбол-ритмику" (танцевально-ритмическая направленность); "Фитбол-атлетику" (общеукрепляющая направленность); "Фитбол-коррекцию" (профилактико-корригирующая направленность); "Фитол- игру" (креативно-игровая направленность).

Каждый из этих разделов учебно-практического материала программы состоит из упражнений и комплексов фитбол-аэробики. Программный материал представляет собой образно-танцевальные композиции, имеющие различный характер и завершенность. Все упражнения выполняются под определенное музыкальное сопровождение, а в зависимости от поставленных задач и выбора средств имеют разную целевую направленность.

При проведении занятий по фитбол-аэробике используется игровой и соревновательный методы, что придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста..

Программа имеет гибкий характер, что зависит от условий материальной базы, уровня физического развития и подготовленности занимающихся рационально варьировать содержание программы и творчески обеспечивать ее выполнение.

Освоение программного материала поможет естественному развитию организма детей дошкольного возраста., его морфологическому и функциональному совершенствованию отдельных органов и систем, а так же развитию двигательных способностей.

2. Характеристика разделов программы "Танцы на мячах"

В содержание программы по фитбол-аэробике входят: основы знаний, учебно-практический материал требования к уровню подготовленности занимающихся и требования к материально-техническому оснащению процесса обучения.

Основы знаний- теоретический раздел программы, представленный различными темами, без знания которых овладение практическим материалом является не полным.

Содержание тем включает характеристику фитбол-аэробики и описание ее влияния на организм занимающихся, правила поведения в зале и требования к выполнению упражнений, профилактику и предупреждение травматизма, основы личной гигиены и здорового образа жизни.

Учебно-практический материал  способствует формированию умений, навыков, развитию двигательных способностей и включает комплексы упражнений фитбол-аэробики, которые представлены в разделах: "Фитбол-гимнастика", "Фитбол-ритмика", "Фитбол-атлетика", "Фитбол-коррекция", "Фитбол-игра".

В раздел "Фитбол-гимнастика" входят упражнения и комплексы общеразвивающей направленности, которые служат базой для овладения ребёнком основных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых для дальнейшей работы. К ним относятся: строевые, общеразвивающие упражнения, сидя на мяче (без предметов, с предметами), основные движения шеи, рук, ног, туловища, упражнения "типа зарядки", прыжки, основные исходные положения на мяче, акробатические упражнения (включающие элементы само страховки), а так же упражнения в равновесии, "школа мяча" (перекаты, броски, ловля, отбивание) и упражнения на растягивание и стретчинг.

Упражнения раздела "Фитбол-ритмика" являются основной для развития чувства ритма, что позволяет детям свободно, красиво и координированно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.

Раздел "Фитбол-атлетика" имеет общеукрепляющую направленность и включает в себя упражнения, направленные на формирование и укрепление различных мышечных групп (рук, ног, туловища), развитие силовой и общей (аэробной) выносливости.

Креативно-игровой раздел "Фитбол-игра" предусматривает целенаправленную работу по применению специальных упражнений и творческих заданий, включение музыкально-подвижных игр и эстафет.

Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее.

3. Содержание программного материала и требования к уровню подготовленности занимающихся.

Основы знаний.

  1. Характеристика и содержание фитбол-аэробики
  2. Правила безопасности на занятиях фитбол-аэробикой и профилактика травматизма.
  3. Основы личной гигиены занимающихся.

Учебно-практический материал.

(умение, навыки и развитие двигательных способностей)

I. Фитбол-гимнастика.

(общеразвивающая направленность)

1.1. Строевые упражнения.

Строевые приемы: "Становись!", "Разойдись!", повороты "Направо!", "Налево!" при шаге на месте, переступанием. Походный шаг на месте и в движение. Построение в шеренгу, колонну, круг. Перестроение в рассыпную, в шеренги и колонны по ориентирам или выбранным водящим.

Передвижение по кругу, в обход (шагом и бегом) с различными видами фигурной маршировки, за педагогом. Размыкание на вытянутые руки вперед, в стороны.

По мере освоения все строевые упражнения можно выполнять с мячом в руках (или на голове).

1.2. Общеразвивающие упражнения.

Общеразвивающие упражнения , сидя на мяче, без предметов: основные движения рук, ног, туловища, комбинированные упражнения; прыжки, бег

Общеразвивающие упражнения с фитболом: ОРУ с мячом в руках, перекаты, броски, ловля, отбивание мяча от пола.

Общеразвивающие упражнения , сидя на мяче, с предметами: с платочками, ленточками, малыми мячами, мягкими игрушками.

Прыжковые упражнения:  прыжки на месте: на двух ногах, на одной; ноги врозь-вместе. Прыжки с продвижением вперед-назад, вправо-влево.

1.3. Упражнения в равновесии.

Равновесие в стойке на одной ноге с опорой коленом другой о мяч, руки в стороны. Равновесие в стойке на одной ноге, другая согнута вперед, мяч на голове. Равновесие в положении сидя на мяче, с захватом его ногами, руки в сторону.

1.4. Акробатические движения.

Группировки в приседе, седе, лежа. Перекаты вправо, влево.

1.5. Упражнения направленные на развитие гибкости и подвижности суставов.

Суставная гимнастика. Статические и динамические упражнения на растягивание.

1.6. Базовые упражнения фитбол-аэробики.

Основные исходные положения: сед на мяче; лежа спиной на мяче; лежа животом на мяче; упор лежа бедрами на мяче; лежа боком на мяче; упор стоя животом на мяче.

Пружинистые движения: сидя на мяче (медленно и быстро).

Перекаты и переходы: из упора присев, руки на мяче, в упор лежа животом на мяче; из положения сидя на мяче в положение лежа спиной на мяче; из положения сидя на мяче в положение стоя, придерживая мяч рукой.

1.7. Комплексы упражнений:

"Часики", "Ку-ку", Песня о разных языках", "Упражнение с платочками (ленточками)", "Ладошка", "Фея моря".

II. "Фитбол-ритмика".

(танцевально-ритмическая направленность)

2.1.  Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.

Хлопки, хлопки по мячу, притопы на каждый счет и через счет. Выполнение игровых заданий на определение ритмического рисунка.

2.2. Основы хореографии.

Танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья. Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья; перевод рук из одной позиции в другую. Стоя спиной к опоре: полуприседы; подъемы на носки; выставление ноги вперед на носок, в сторону на носок; поднимание согнутой и прямой ноги вперед, в сторону.

2.3. Танцевальные шаги.

Шаг на носках, с носка (с мячом в руках). Сидя на мяче "елочка", "гармошка", "ковырялочка", "шаг с притопом", "перекатный шаг".

2.4. "Ритмические танцы".

Танцы в парах и индивидуальные: "Диско", "Танец сидя", "Танец утят", "Кузнечики".

2.5. Базовые шаги фитбол-аэробики и их связки.

March (марш); step-touch (приставной шаг) вперед, назад, вправо, влево;  knee up (подъем колена);  jumping jack (прыжок ноги врозь-вместе);  lunge (выпад);  jog (бег).

2.6. Комплексы упражнений:

"Ладушки", "Спляшем, Ваня!"

III. "Фитбол-атлетика".

(общеукрепляющая направленность)

3.1. Упражнения, направленные на развитие силы.

Упражнения для мышц спины, брюшного пресса, ног (передняя поверхность бедра), рук и грудных мышц.

3.2. Упражнения, направленые на развитие гибкости и подвижности суставов.

Суставная гимнастика. Статические и динамические упражнения на растягивание.

3.3. Упражнения, направленные на развитие выносливости.

Прыжки на месте:  на двух ногах, на одной; ноги врозь-вместе. Прыжки с продвижением вперед-назад, вправо-влево.

3.4. Комплексы упражнений фитбол-аэробики.

"Бегемот", "Ква-ква", "Силачи", "Фея моря".

IV. "Фитбол-коррекция".

(профилактико-корригирующая направленность)

4.1. Упражнения на формирование правильной осанки.

Упражнения для создания представления и формирования правильной осанки. Комплексы ОРУ стоя у опоры. Упражнения с мячом на голове. Комплексы упражнений на укрепление различных мышечных групп в различных исходных положениях (лежа на полу, сидя, с мячом в руках, с мячом в ногах).

4.2. Упражнения для профилактики плоскостопия.

Ходьба на носках и пятках с мячом в руках. Сидя на мяче и сидя на полу (стопы на мяче): разведение, сведение носков, пяток, "гармошка", "елочка" и др.

4.3. Упражнения для укрепления пальцев рук и развитие мелкой моторики.

Упражнения пальчиковой гимнастики: упражнения с речитативами (стихи, сказки, игры) сидя на мяче.

4.4. Упражнения на дыхание, расслабление и релаксацию.

Посегментовое расслабление. Встряхивающающие движения. Поглаживание, растираниеи, похлопывание рук, ног, туловища (самомассаж). Дыхательные упражнения.

4.5. Комплексы упражнений фитбол-аэробики.

"Цапля", "Марыся", "Кикимора", "Чебурашка", "Танцующие пальчики", "Мотылек".

V. Фитбол-игра.

(креативно-игровая направленность)

5.1. Творческие и игровые задания.

Упражнения "типа задания" в ходьбе и беге, по звуковому, зрительному сигналу. Творческие задания: "Танец загадка", "Танец в кругу".

5.2. Музыкально-подвижные игры.

"Мышеловка", "Совушка", "Сбей кеглю", "Кто не спрятался...", "Автомобили".

5.3. Эстафеты.

Передача и броски мяча в шеренгах, колоннах. Бег с мячом в руках.

5.4. Сюжетные занятия.

"Мой веселый звонкий мяч", "Путешествие в сказку", "В мире животных", "В гостях к Морской Феи"

5.5. "Комплексы упражнений.

"Бег по кругу", "Светофор".

4. Требования к уровню подготовности занимающихся к концу года.

Должны знать:

  • назначения спортивного зала и правила поведения в нем
  • свойства и функции мяча
  • причины травматизма и правила безопасности на занятиях фитбол-аэробикой, самостраховка
  • основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

  • выполнять правила техники безопасности на занятиях фитбол-аэробикой
  • выполнять комплексы упражнений программы по фитбол-аэробике: "Часики", "Ладошки", "Кикимора", "Ку-ку", "Песня на разных языках", "Спляшем, Ваня", "Ква-ква", "Крот и черепаха", "Бегемот", "Цапля, "Марыся", "Фея моря", "Мотылек", "Ладушки".
  • иметь определенный двигательный "запас" общеразвивающих и танцевальных упражнений
  • ритмично двигаться в различном музыкальном темпе и владеть основами хореографических упражнений
  • выполнять специальные упражнения для согласования движений  с музыкой.

Заключение.

Программа предлагает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастики, которая формирует двигательную сферу ребенка, развивает физические качества и является эффективным методом оздоровления. Доступность программы «Фитбол-гимнастика» для детского сада делает ее наиболее востребованной для педагогов и родителей.

Приложения.

Требования к фитбол-гимнастике.

1. Основные правила занятий с мячом:

  • угол, сформированный туловищем и ногами в положении сидя должен быть больший, чем 90°.
  • не пытаться перелезть через мяч сзади, садитесь на него только спереди.
  • на занятиях необходимо использовать устойчивые, правильно надутые мячи.
  • необходимо регулярно проверять осанку, особенно «S-образную» форму спины и правильность посадки.
  • ноги занимающего должны всегда находиться в контакте с полом. Тело (рука или ягодицы) должно постоянно поддерживаться мячом.
  • необходимо постоянно контролируйте физическое усилие и, главное, наслаждаться занятием.
  • избегайте использовать мячом, размер которого слишком мал для ребенка. Это может стать причиной неправильной осанки и даже вызвать боль.
  • недостаточно надутый мяч приводит к неправильной посадке «в подвешенном состоянии».
  • необходимо избегать внезапных, неуправляемых движений мышцами. «Обе ноги постоянно и одновременно должны касаться пола на протяжении всей тренировки с мячом».
  • при работе с мячом качество должно преобладать над количеством.

2. Основные требования к мячам- фитболам.

1) Размер мяча:

Мяч должен быть надут так, чтобы под весом тела поверхность контакта с полом увеличилась совсем немного. Должны быть возможными упругие подскоки. Как указано на упаковке, мячи выдерживают нагрузку до 300 кг.

2) Одежда:

Удобная спортивная одежда. Оптимальный вариант — босиком или легкая спортивная обувь с не скользкой подошвой.

3) Покрытие для пола:

  • Поверхность пола должна быть ровной и гладкой.
  • Гимнастический мат, пол, покрытый ковром или специальным линолеумом, в редких случаях  паркет.
  • Необходимо убедиться, что в помещении нет колющих и режущих предметов. Проверьте, нет ли каких-либо булавок или металлических застежек на одежде, которые могут проколоть мяч.
  • Помните также, что риск прокола мяча существенно возрастает при использовании его на улице.

4) Место для выполнения упражнений:

  • Сохранять безопасную дистанцию во всех направлениях.
  • Помещение приспособленное для занятий физкультурой.

5) Хранение фитболов:

Держать мяч вдали от нагревательных приборов, а также не допускать их долгого пребывания под прямыми лучами солнца (свыше 30 градусов), так как материал, из которого сделаны мячи, может расплавиться. Правильное обращение и соблюдение мер предосторожности позволит использовать один и тот же мяч долгие годы даже в том случае, если его будут сдувать и надувать очень часто.

Литература.

  1. Кузьмина С.В., Сайкина Е.Г. "Танцы на мячах"  учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург 2013 г.
  2. "Прикладная и оздоровительная гимнастика" учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург Детство-Пресс Москва Творческий центр СФЕРА 2012


[Введите имя автора]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность реализации программы по фитбол – аэробике.

«Танцы на мячах»   в  системе дополнительного образования детей  старшего дошкольного возраста....

Буклет по фитбол аэробике

Буклет по фитбол аэробике...

Коррекционно-развивающий практический курс "Фитбол - аэробика"

На основе образовательной программы Е.Г. Сайкиной и С.В. Кузьминой. Оздоровительно - развивающая программа по фитболу направлена на коррекцию психомоторного, речевого, эмоционального и общего психичес...

Фитбол-аэробика как современная здоровьесберегающая технология

В наше время  официальная статистика и педагогическая практика доказывает, что уровень здоровья , физического развития подрастающего поколения за последние годы значительно снизился. С кажд...

Оздоровительная фитбол-аэробика в детском саду

В настоящей работе обосновывается применимость фитбол-аэобики для профилактики нарушений осанки. Обоснование проводится с учётом возрастных особенностей: - формирования костной ткани; - становлени...

Авторская программа по физическому развитию детей дошкольного возраста с использованием технологии фитбол-аэробики и степ-аэробики «Играй-ка»

В программе описана организация образовательного процесса по развитию физических качеств детей посредством использования технологий: фитбол-аэробики и степ-аэробики «Детская аэробика»...

Картотека игр по фитбол - аэробике и лого - аэробике

Данный материал предназначен для воспитателей д/с...