Проектная деятельность по формированию здорового образа жизни.
проект (подготовительная группа) на тему

Абраменкова Ирина Викторовна

Правильное дыхание - путь к здоровью!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_dyhanie.docx426.6 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1375 С/П №3.

Проектная деятельность в

подготовительной группе №4.

Тема: Правильное дыхание – путь к здоровью!

Подготовили и

 провели воспитатели

Захарова Т.Н.

Чвикова И.В.

Москва. Октябрь – апрель 2016 г.

C:\Users\Андрей\Desktop\проект - дыхание\картинка.jpg

Паспорт проекта.

Название проекта: «Правильное дыхание – путь к здоровью!».

Вид проекта:

долгосрочный групповой проект с заданным результатом и элементами творчества для детей

6-7 лет.

Продолжительность проекта:

7 месяцев.

Участники проекта: дети группы, родители воспитанников, воспитатели, сотрудники д.о.

Образовательная область:

познание, коммуникация, творчество, социализация, экологическое воспитание, физическая культура и здоровье.

Актуальность проблемы:

Одной из важных составляющих развития дошкольников является формирование здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью. Наиболее часто дети подвержены простудным заболеваниям, особенно в холодное время года. Одной из причин простуд является неправильное дыхание в быту и при повышенной двигательной активности.

Цель проекта:

Снизить заболеваемость детей простудами, научить правильно дышать в разных обстоятельствах – игры, прогулка, занятия спортом, занятия в группе, режимные моменты и т.п.

Предполагаемый результат:

Дети станут более внимательно относиться к своему здоровью, обращать внимание на то, как дышат, повысится объем легких, укрепиться иммунитет и снизиться уровень простуд.

Предварительная работа:

С детьми проведены беседы о простудах и правильном дыхании. Так же, при чтении художественной литературы, часто делался акцент на отрывки в произведениях, где описывались болезни их причины и последствия, проводились диалоги с детьми по прочитанному.

Сотрудничество с семьёй:

Беседы с родителями и консультации о досугах вместе с детьми, природных наблюдениях и прогулках на свежем воздухе, профилактике простудных заболеваний и пользе правильного носового дыхания, играх и упражнениях для его формирования. Родители вместе с детьми и воспитателями изготавливали пособия для дыхательных игр, участвовали в их проведении.

Продукт проектной деятельности:

Изготовление картотеки игр ( с пособиями)  для развития дыхания и увеличения объема легких. Передача опыта коллегам и родителям дошкольников.

Формирование правильного дыхания у детей дошкольного возраста

Дыхание является главнейшим источником жизни. При рождении у человека закладывается правильный механизм дыхания, который постепенно утрачивается, что приводит к разнообразным нарушениям в организме.

Нарушение функции дыхания в совокупности с нарушениями других систем организма приводит к развитию таких заболеваний, как бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма, плеврит, эмфизема легких, сужение плевральной щели, нагноительные процессы в легких и т. д.

Проблема правильного дыхания у детей, стоящая перед нами, была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим  возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний.

Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет ребенка от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка,  укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. И наша задача научиться и научить детей правильно дышать.

В настоящее время проблеме правильного дыхания уделялось недостаточно внимания. Мы столкнулись с проблемой постановки правильного дыхания  детей с отклонениями речи. Дыхание очень важно для развития речевого аппарата дошкольников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Для решения этой проблемы на I этапе мы начали в малой дозировке проводить дыхательные упражнения. Упражнения были включены в физкультурную образовательную деятельность, в повседневную совместную образовательную деятельность при участии воспитателей, музыкальных руководителей, учителей-логопедов, на прогулках и во время физкультурных минуток. На II этапе эти упражнения выполняли с акцентом на удлинении выдоха, четким произнесением звуков. На III этапе мы систематизировали  эту работу во взаимодействии со всеми специалистами.

Использование физических упражнений, направленных на предупреждение простудных заболеваний, улучшение функций верхних дыхательных путей, мы рекомендуем применять во всех группах.

Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, физкультурных минутках, гимнастики после пробуждения или на прогулке.

Классификация дыхательных упражнений:

  • Статические дыхательные упражнения.
  • Динамические дыхательные упражнения.
  • Специальные дыхательные упражнения: локализованные, звуковые, дренажные положения.

Типы дыхания:

  • верхнее дыхание (ключичное),
  • среднее дыхание (реберное или грудное),
  • нижнее дыхание (брюшное, диафрагмальное),
  • смешанное дыхание (полное дыхание йогов).

Типы дыхания:

Верхнее дыхание, этот способ дыхания известен под названием «ключичного дыхания».  Дыхание такого рода, раздвигая верхние ребра, поднимает ключицы и плечи, в то же время, заставляя несколько закрепощать дыхательные мышцы живота и диафрагму. Последние становятся как бы жестким опорным фундаментом для расширения верхней части грудной клетки. Именно поэтому в момент активного наполнения грудной клетки воздухом дыхательное расширение брюшной полости почти невозможно. Если человек в своей жизни использует только такой тип дыхания, то он дышит самым нерациональным и не физиологичным образом. Ибо задействованная им верхняя часть легких по своему объему наименьшая, и, следовательно, вентиляция легких происходит самым нерациональным образом.

Среднее дыхание, известно под названием «реберного», или «грудного» дыхания. При этом типе дыхания средние ребра значительно раздвигаются, грудь, соответственно, расширяется, и воздух активно всасывается в верхнюю половину легких. Дыхательные мышцы живота и диафрагмы уже менее напряжены и даже немного могут участвовать в процессе дыхания. Вентиляция легких происходит заметно лучше, чем при ключичном дыхании. Но все же, нижние объемы легких мало задействованы.

Нижнее дыхание – эта вполне эффективная и рациональная форма дыхания известна еще под названием «брюшного» или «диафрагмального» дыхания. Оно отличается от других глубоким вдохом и производится в состоянии полного мышечного расслабления. Выполняется такое дыхание за счет действий диафрагмой, которая отделяет грудную полость от брюшной. В состоянии покоя диафрагма имеет куполообразную форму и обращена выпуклой частью в сторону грудины. При выдохе она надавливает на органы брюшной полости и вытесняет их вниз, а при вдохе она возвращается в обратное положение.

Брюшное дыхание можно выполнять стоя или лежа. Сидя так дышать невозможно. Внимание при этом надо фиксировать на центральной части живота. Дыхательное движение начинается с брюшной полости активным выпячиванием живота вперед. Диафрагма сильно уходит вниз и активно растягивает и заставляет мощно расширяться объем нижней, самой емкой части легких. Именно поэтому «брюшное дыхание» оказывается эффективным и малозатратным, так как задействует максимальные объемы дыхательных поверхностей легких с минимумом вложенных усилий.

Смешанное дыхание (полное дыхание йогов), является фундаментом и началом всех  дыхательных упражнений. Оно представляет собой синтез трех видов дыхания — верхнего (ключичного),  среднего и брюшного (диафрагмального). При таком дыхании они мобилизуют всю дыхательную систему. Грудная клетка при этом растягивается до предельно допустимой величины, а объем легких значительно увеличивается. Диафрагма же интенсивно и регулярно сокращается, массируя органы брюшной полости. При полном дыхании организм получает максимально возможное количество кислорода. Не остается ни одного органа, который бы не ощущал благотворного влияния такого дыхания, в этом случае полнее осуществляется кровообмен, стимулируется секреторная деятельность желез.

Полное дыхание йогов — это дыхание, позволяющее наиболее полно задействовать весь объем лёгких. При этом весь дыхательный аппарат находится в едином непрерывном движении, между вдохом, выдохом и последующим вдохом нет никаких пауз.  Данное дыхание при  посредстве лёгких, нервно-мышечного аппарата, управляющего актом вдоха-выдоха, и сердечно — сосудистой системы наполняет весь организм свежим кислородом.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.

Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлиненным  и усиленным выдохом.

Этого можно достичь произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о), шипящих согласных (ш, ж), звука (р) и сочетании звуков (ах, ох, ух).

Эти дыхательные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме («жужжит пчела», «гудит пароход», «стучат колеса поезда», «рычит мотор» и пр.).

Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

Предлагаем упражнения дыхательной гимнастики.

«Сдуваем снежинку»
И.П. – о.с. 1- поднять  прямые руки вверх через стороны, глубокий вдох;
2- соединить ладони перед грудью, выдох (дуют на ладони).

 «Огнедышащий дракон»
И.П. – стойка ноги врозь.

1- глубокий вдох, руки в стороны, отведены назад, ладони кнаружи, пальцы растопырены;
2 – наклон вперёд, выдох, руками обхватить себя за спину и хлопнуть себя по спине.

«Моторчик»
И.П. – о.с. 1- вращение рук перед собой – вверх, вдох;
2 – опустить руки вниз через стороны – выдох со звуком «р – р – р».

«Флажки»
И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперед.

1 – глубокий вдох;
2 – 3 – 4 – длинный выдох.

«Насос»
И.П. – о.с. 1 – руки согнуть в локтях, подтянуть к плечам — вдох;
2 – опуская руки вниз – выдох произнося звук «с – с — с».

«Вырастим большие»
И.П. – о.с. 1 – поднять палку вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);
2 – опустить палку на лопатки, встать на всю ступню (выдох).
Произносить звук «у-х-х».  Повторить (5-6 раз).

«Дровосек»
И.П. – стойка ноги врозь, руки вверху в замок.

1 – смотреть вверх – вдох;
2 – наклон вниз – выдох. с произношением слова: «Ух-х-х».
Повторить (5-6 раз).

«Лыжник»
И.П. – стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука:   «М-м-м». Повторить (1-2 мин).

«Змейка шипит»
И.П. – стойка на коленях, руки вниз.

1 – руки вверх – вдох;
2 – наклон вперёд, сесть на пятки, руки отвести назад – выдох.

«Филин»
И.П. – о.с., руки согнуты в локтях, кисти на груди, большой палец отведен подмышку.

1 – глубокий вдох, глаза широко открыть «Филин» удивлен.
2 —  выдох, глаза закрыть. «Филин» спит.

«Гуси шипят»
И.П. – стойка ноги врозь, руки за спиной, отвести назад.

Носом вдох, на выдохе  наклон вперед.

«Прятки»
И.П. – о.с. Вдох и выдох производить через 1 ноздрю.

 «Журавли»

И.п.: о.с., медленная ходьба. На вдох руки поднять в стороны, на выдох — опустить руки вниз с длительным произношением звука: «У-у-у». (1-2 мин).

На прогулке.  Дыхание во время прогулки  можно варьировать в зависимости от времени дня. В утренние и дневные прогулки надо применять активирующий тип полного дыхания: делать удлиненный вдох / на 4 — 6 шагов / с паузой после вдоха / на 2 шага / и укороченный, но активный / на 2 шага /.
Если прогулка вечером перед сном, то тип полного дыхания должен быть успокаивающим: короткий полный вдох / 2 шага /, затем удлиненный активный выдох /4 шага / и пауза после выдоха / 2 шага.

Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

Систематическое  использование нами дыхательных упражнений в комплексах утренних гимнастик, физкультминутках и физкультурной образовательной деятельности показало положительную динамику  у эпизодично болеющих детей.

С правильным выполнением дыхания у детей улучшилось питание, речь, сон и самочувствие в целом.

Таким образом, используемые дыхательные упражнения помогают предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников. Они вызывают положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастике, а так же развивают творческое воображение и фантазию, Правильное дыхание – основа здоровья.

 

Список используемой литературы

  1.  Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое развитие дошкольников: Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физкультуре, — М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144с. (Здоровый малыш).
  2. Катушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224с. (Здоровый малыш).
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно – голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-е издание дополненное. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 16с.
  4. Попова Н.М., Харламов Е.В. Дыхательная гимнастика для детей в домашних условиях. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2004. – 160с
  5. Уроки здоровья ХАТХА-ЙОГА. Комплекс упражнений древнеиндийской медицины. Литературно-издательское бюро «Рифей» Челябинского отделения CФК, Челябинск, 46с.

Развитие правильного речевого дыхания


Цель 
- формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания.
Задачи для реализации поставленной цели:
- расширить знания детей, родителей, педагогов о дыхании; 
- познакомить детей, родителей и педагогов с различными упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации окружающим; 
- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений; 
- создать взаимосвязь педагогов ДОУ и родителей по проблеме формирования правильного дыхания.
Участники: родители, дети.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Что же такое правильное речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Речевое дыхание происходить произвольно неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе, некоторые же набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания. Поэтому залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Вот некоторые игровые упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха (подготовительный этап): 
• «Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони); 
• «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты);
• «Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев);
• «Цветной фонтанчик» (поддувание дождика, прикрепленного к палочке); 
• «Свечка» (задувание свечи); 
• «Ветряная мельница» (вращение ветряных игрушек); 
• «Лети, лети, лепесток» (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги «цветика-семицветика») и т.д.
Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу: 
• «Футбол» (Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота»);
• «Ветерок кружит листочки» (Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек);
• «Лошадки фыркают» (Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации);
• «Кучер останавливает лошадку» (Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр);
• «Спутник» (Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?);
• «Буря» (Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык);
• «Сдуй снежинку с носа» (С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа);
• «Ураган» (Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз);
• пускание мыльных пузырей;
• поддувание плавающих в воде бумажных корабликов;
• поддувание бумажных фигурок и др.
После подготовительного периода, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного вдоха и выдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала. 
Вот несколько примеров:
• Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а), «Дует сильный ветер» (У-у-у) и др.;
• Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»), «Зайка прыгает» («Оп-оп-оп»), «Мишка топает» («Топ-топ-топ») и т.д.;
• Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер.»;
• Проговаривание скороговорок и чистоговорок;
• Выразительное чтение стихотворений.
Контролируя правильность речевого дыхания ребёнка, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца (не начинал задыхаться). 

Игры, укрепляющие дыхательную систему.


«Кто громче?»
Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах. 
Оборудование: Дудочка, рожок, свисток. 
Ведущий просит ребенка как можно громче продуть в дудочку, рожок, свисток. Вдох необходимо сделать через нос и резко выдохнуть. Побеждает тот, чей звук будет громче. 
«Король ветров»

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. 
Оборудование: Вертушка или шарик. 
Ведущий рассказывает: «Собрались как-то ветры со всего света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер сильнее всех». Дети парами дуют на вертушку: чья дольше крутиться, тот и победил. Дуют на подвешенные воздушные шарики, чей шарик отлетит выше, тот и победил. Из каждой пары детей отбирают лучшего, они соревнуются между собой. Победитель – «Король ветров». 

«Бульканье»

Цель: Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление. 
Оборудование: Стакан, наполненный на 1/3 водой, соломинка. 
Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в стакан с водой через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает длинный выдох в трубочку. Дети делают то же самое. У кого получилось бульканье дольше всех, тот победил. 
«Шарик лопнул»

Цель: Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ. 
Оборудование: Фанты из бумаги. 
Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух  носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот: «Ффф..», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши, произносят «Шшш…», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-5 раз. Кто сделал лучше всех, получает фант. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а во время игры у ребенка не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения. 

«Самолетик – самолет»

Цель: Формирование правильного дыхания (его глубин, ритма), укрепление мышц рук и грудной клетки, координация движений в пространстве. 
Ведущий показывает, как играть в «самолет»: разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает голову вверх - вдох. Делает поворот в сторону, произнося: «Жжж…», - выдох, стоит прямо, опустив руки, - пауза и т.д. Ребенок повторяет 2-3 раза в ритме стиха: 
Самолетик-самолет (разводит руки в стороны ладонями вверх) 
Отправляется в полет (делает поворот вправо и выдох «жжж..»)
Жу, жу, жу
Жу, жу, жу
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки – пауза)
Я налево полечу (поднимает голову – вдох)
Жу, жу, жу
Жу, жу, жу (делает поворот влево и выдох «жжж…»)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки - пауза) 

«Подпрыгни и подуй»

Цель: Улучшение функции дыхания. Повышение тонуса, адаптация дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам. 
Оборудование: воздушный шарик. 
На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и подпрыгнув, подуть на шарик. У кого шарик отлетел дальше, тот и побеждает. 
«Дрова»

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. стоя ноги врозь, руки над головой «в замок».
Раз дрова, Наклоны вперед 
Два дрова, выдохе произнося 
Раскололся ствол слова: «Ух! Ах!» едва.
Бух дрова, При выпрямлении -
Бах дрова, вдох
Вот уже полена 
Два.
«Чайник»

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. сидя.
Чайник на плите стоял – вдох,
Через носик пар пускал - выдох.
«Паф-паф-паф-паф».
«Ветер»

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. сидя.
Ветер сверху набежал: Вдох.
Ветку дерева сломал: Выдох.
«В-в-в-в!» Вдох.
Дул он долго, зло ворчал Выдох.
И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф». 
«Партизаны»

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. сидя.
Воздух мягко набираем, Вдох.
Шарик красный надуваем, Выдох.
Шарик тужился, пыхтел, Вдох.
Лопнул он и засвистел: Выдох со
«Т с-с-с-с!» звуком.
ческие разработки

Игры для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Дыхание — одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека.  Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Приступая к развитию у ребенка физиологического дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. Во время проведения игр необходим постоянный контроль  за правильностью дыхания. 

 «Кораблики».

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Наполните тазик водой, предложите ребенку поиграть: давай пустим в плавание кораблики. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш, корабль. А теперь ты попробуй.  Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов.

«Прожорливые фрукты»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

В воротики, нужно задувать – вату или другие легкие предметы. Можно устраивать соревнования - кто больше попадёт (накормит фрукты). Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на ватный шарик, как ветерок.

«Расти, пена!»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

«Горячий чай»

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча.

Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует, а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.

«Мой воздушный шарик»

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.

Оборудование: воздушные шары.

Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:

Вариант 1.

Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Легкий, как комарик, посмотри.

Носом я вдыхаю, не спешу,

За своим дыханием слежу.

Вариант 2.

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

Игры для развития речевого дыхания        

 Дыхание — одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека.  Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Приступая к развитию у ребенка физиологического дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. Во время проведения игр необходим постоянный контроль  за правильностью дыхания.

«Бегемотик»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
 Сели бегемотики, потрогали животики.

 То животик поднимается (вдох),

 То животик опускается (выдох).

Вдох и выдох производится через нос.        

«Чей паровоз громче гудит»

Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).

Оборудование: маленькие пузырьки с маленьким горлышком из-под лекарств или духов.

Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).

 «Погреем руки»

Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У, О».

 «Качели»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

Вдох и выдох производится через нос.

 «Ныряльщики за жемчугом»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

 «Воздушный футбол»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: «мячи» из ваты, кубики.

Из кусочков ваты скатать шарик – «мяч». Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» - вата должна оказаться между кубиками.

«Листопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку «устроить листопад» - сдувать листочки с ладони.

 «Снегопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: «снежки» из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики – «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» - сдувать снежинки с ладони.

Снежинок много я собрал,

Ветерочком легким стал.

Если очень постараться,

Снежинки дружно разлетятся.

 «Кораблик»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

 «Лети, перышко!»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: перышки небольшого размера.

Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

 «Мой воздушный шарик»

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.

Оборудование: воздушные шары.

Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:

Вариант 1.

Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Легкий, как комарик, посмотри.

Носом я вдыхаю, не спешу,

За своим дыханием слежу.

Вариант 2.

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

«Ледоход»

Цель: формирование длительного направленного ротового выдоха.

На макет реки укладываются «льдинки» (кусочки пенопласта). Детям показывается кораблик. Объясняется, что кораблик не может проплыть по реке из-за льдинок. Нужно подуть, чтобы разогнать льдинки.

Дует ветер по реке,

Льдинки разгоняет.

Мчит кораблик налегке

Трудностей не знает.

«Самый быстрый карандаш»

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку, как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

«Трудный маршрут»

Цель: формирование направленного  ротового выдоха, закрепление основных цветов.

Оборудование: флажки разных цветов, машинка из бумаги.

Ребенок должен направить машину к флажку.

Наш помощник-грузовик

По дороге быстро мчит.

Помоги ему добраться,

Мимо цели не промчаться.

 «Горох»

Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох.

На дно неглубокой тарелки приклеивается картинка, сверху насыпается горох. Ребенок должен раздуть горох с середины, чтобы увидеть картинку.

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На горох подую я

И скажу, что там, друзья.

«Бабочка»

Цель: формировать сильную воздушную струю.

На стол выставляется цветочная полянка. Ребенок должен сдуть бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.

Бабочка-красавица

На ладошку села.

Вместе с легким ветерком

На полянку полетела.

«Мишка»

Цель: формировать направленный ротовой выдох.

Мишка очень шишки любит,

Угощу его я ей.

Благодарен он мне будет,

Сразу станет подобрей.

Нужно подуть на шишку так, чтобы она попала медведю в лапы, т.е. угостить его.

«Хорошая погода»

Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох.

На столе приклеено солнце, его закрывают тучи из ваты или пенопласта. Дети раздувают, разгоняют тучи.

Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь.

Ветерочком стану я,

Уходите, тучи, прочь.

 « Лесная азбука»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает «уроки лесной азбуки». Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, «осваивают» лесную азбуку.

«У-У-У» - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

«А-У-У» - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

«Ы-Ы-Ы» - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

 «Комар»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка «комар».

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «з»).

Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук «з». Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з - комар летит,

З-з-з - комар звенит.

 «Жуки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка - жук.

 (Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

 «Рычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «р»).

Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

 «Варим кашу»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.

Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.

Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют «роли»: молоко, сахар, крупа, соль. На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

(«Продукты» поочередно входят в круг – «горшочек»).

Каша варится.

(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь, делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: «Ш-Ш-Ш»).

Огонь прибавляют.

(Дети произносят: «Ш-Ш-Ш» в убыстренном темпе).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

 «Мычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше «промычит» на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук «М-М-М».

  «Изобрази животное»

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

«Варежка»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Оборудование: Варежка с снежинками на ниточке.

Ход игры:Поговорить с детьми о времени года, предложить сдуть снежинки с варежки.

Я на варежку подую.
Все снежинки с неё сдую.                                                                                                                                                                              

“Веселая каталочка”                                                                                                                                                                 Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:1-3 каталочки (изготовленные из пластиковых бутылок)

Ход игры: 1 вариант: Воспитатель предлагает детям взять одну каталочку и найти себе пару. Затем сесть за стол напротив друг друга. Первый ребёнок устанавливает каталочку на столе ровно перед собой, затем сильно дует посередине каталочки (в выемку) так, чтобы она укатилась на противоположную сторону стола. Второй ребёнок следит за движением каталочки, и при её приближении тоже сильно дует посередине. Можно провести соревнование: побеждает тот, у кого каталочка не упала на пол. А можно просто играть, пока дети проявляют интерес к игре. 2 вариант: Воспитатель предлагает взять каталочку каждому ребёнку, положить её на пол (возле заранее приготовленной черты). И по команде всем сильно дунуть посередине своей каталочки. Побеждает тот, чья каталочка дальше укатилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по теме: «Здоровый образ жизни»

Работа по самообразованию над темой «Формирование у детей правильного отношения к своему здоровью»....

Образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы «Царство моего здоровья»

Методическая разработка для педагогов ДОУ по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы. Знакомство детей с функцией скелета и мышц в организме. Формирование способности удерживат...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни : "Где прячется здоровье?"

Непосредственно образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни : "Где прячется здоровье?"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни "Страна здоровых зубов".

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Под ним подразумевается: их физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, псих...

Проектная деятельность «Мы за здоровый образ жизни»

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни "Путешествие в город здоровья" для детей 5 - 6 лет

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ...