Главные вкладки

    Дыхательные упражнения с дошкольниками
    картотека на тему

    Ольга Владимировна Кулакова

    Дыхательные упражнения с дошкольниками

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dyhatelnye_uprazhneniya.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплекс дыхательной гимнастики для детей.

    1. «Разминка»

    Мы сегодня так играем

    Нюхать воздух начинаем

    Вдох-вдох-вдох-вдох

    Гарью пахнет-ох-ох.

    2. «Шаги»

    Марш на месте  (Вдох делается на каждый шаг, выдох самопроизвольный)

    Аты-баты, аты-баты.

    А сегодня мы солдаты

    Левой-правой мы шагаем.

    Быстро воздух мы вдыхаем.

    3. «Кошка»

    Стоя на месте, руки согнуты локтях, кисти рук свободно опущены.

    Делать 4 коротких шумных вдоха носом, 4 пассивных выдоха.

    При выполнении на вдохе сжимаем пальцы в кулаки (кошка ловит мышку, при выдохе - разжимаем.

    Подражать мы будем кошке

    В кулачки сожмем ладошки

    Коготки мы выпускаем,

    Мышку быстро мы поймаем.

    4. «Любопытная Варвара»

    Стоя. Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова. Вдох и поворот головы выполняются в размеренном ритме ходьбы на месте.

    Любопытная Варвара

    Смотрит влево, смотрит вправо

    Чем же пахнет не понять,

    Нужно носиком вдыхать

    5. «Ушки»

    Исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклонять голову к правому и левому плечу. Короткий и шумный вдох производится одновременно с каждым покачиванием головой.

    Головою покачаем-

    Влево - вправо наклоняем.

    Плечи мы не поднимаем-

    Воздух носиком вдыхаем.

    6. «Сад-огород»

    Стоя прямо. Смотрим вверх - вдох, смотрим вниз - вдох. Нюхаем фрукты вверху на дереве, овощи - внизу на грядке.

    Вверх мы голову поднимем-

    Фрукты спелые увидим,

    А внизу растет редиска

    И капуста близко- близко.

    7. «Кошка охотится»

    Стоя, руки согнуты в локтях. Слегка присесть повернувшись вправо, сделать хватательное движение руками - короткий и шумный вдох, (добыча справа, то же влево (добыча слева) .

    Вышла кошка на охоту-

    Воробья поймать охота.

    Влево - вправо приседаем-

    Запах воробья вдыхаем.

    8. «Погончики»

    Стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к поясу. В момент короткого шумного вдоха с силой толкать кулаки к полу, при этом разжимая пальцы рук.

    Руки в кулаки сжимаем-

    Теперь руки вниз толкаем-

    Кулачки тут разжимаем-

    Воздух носиком вдыхаем.

    9. «Насос»

    Стоя, руки внизу, корпус слегка наклонен вперед. Взять в руки карандаш, как рукоятку насоса и накачивать шину автомобиля, Вдыхать носом в конечной фазе наклона.

    Въехали на горку-стоп!

    Колесо спустило-хлоп!

    Шину быстро накачаем,

    Воздух мы внизу вдыхаем.

    10. «Обними плечи»

    Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Начать движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука обнимает правое плечо, а правая - левую подмышку и наоборот.  

    Вдох происходит когда руки скрещиваются.

    Ой, ребята, замерзаем,

    Плечи дружно обнимаем.

    "Бегемотик".

    Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

    Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

    Бегемотики лежали,

     бегемотики дышали.

    То животик поднимается (вдох),

    То животик опускается (выдох).

    Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

    Сели бегемотики,

     потрогали животики.

    То животик поднимается (вдох),

    То животик опускается (выдох)."

    "Дыхание".

    Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

    Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.

    Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

    Носиком дышу свободно,

    Тише - громче, как угодно.

    Без дыханья жизни нет,

    Без дыханья меркнет свет.

    Дышат птицы и цветы,

    Дышим он, и я, и ты.

    (Вдохи всем телом после каждой строчки).

    "Качели".

    Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

    Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

    Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

    Качели вверх (вдох),

    Качели вниз (выдох),

    Крепче ты, дружок, держись.

    Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.

    "Ныряльщики за жемчугом".

    Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.

    Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

    "Воздушный футбол".

    Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

    Оборудование: "мячи" из ваты, кубики.

    Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.

    "Листопад".

    Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

    Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

    Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони.

    "Снегопад".

    Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

    Оборудование: "снежки" из ваты.

    Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.

    "Кораблик".

    Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

    Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

    Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

    Ветерок, ветерок, натяни парусок!

    Кораблик гони до Волги-реки.

    "Лети, перышко!".

    Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

    Оборудование: перышки небольшого размера.

    Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

    "Мой воздушный шарик".

    Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.

    Оборудование: воздушные шары.

    Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

    Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:

    Вариант 1.

    Мой воздушный шарик, раз, два, три.

    Легкий, как комарик, посмотри.

    Носом я вдыхаю, не спешу,

    За своим дыханием слежу.

    Вариант 2.

    Каждый день я в шарик дую,

    Над дыханием колдую.

    Шарик я надуть стремлюсь

    И сильнее становлюсь.

    "Яблоня".

    Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками.

    Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту:

    Есть сказка новая у нас - интереснейший рассказ.

    Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела,

    Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.

    А эта яблоня какая? Да, да, красивая, большая,

    И много у нее ветвей, совсем как руки у детей.

    (Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими).

    Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют.

    Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших.

    (Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).

    Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся.

    (Дети покачивают руками из стороны в сторону).

    Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,

    Носом воздух набираем, через ротик выпускаем.

    (Дети дуют все вместе).

    Сразу яблоки упали и о землю застучали,

    Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались,

    Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают.

    (Топают ногами).

    Одно яблоко осталось, повисело еще малость,

    Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось.

    Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет.

    (Движение "веретено" согнутыми в локтях руками).

    "Лесная азбука".

    Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

    К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

    "У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

    "А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

    "Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

    "Дует ветерок".

    Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.

    Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

    Золотое солнышко по небу катается

    С утра улыбается,

    А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая "солнышко" и встают в круг).

    Что было дальше?

    Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").

    Вдруг подул ветерок,

    А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).

    "Комар".

    Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

    Оборудование: предметная картинка "комар".

    (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з").

    Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:

    З-з-з - комар летит,

    З-з-з - комар звенит.

    "Жуки".

    Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

    Оборудование: предметная картинка "жук".

    (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").

    Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:

    Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

    Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дыхательные упражнения для дошкольников

    Подборка дыхательных упражнений для старших дошкольников удобна во время занятий и повседневной жизни....

    Дыхательные упражнения для дошкольников

    Дыхательные упражнения для дошкольников...

    Дыхательные упражнения для дошкольников по Стрельниковой

    Комплекс упражнений для детей дошкольного возраста по Стрельниковой...

    Консультация "Правила выполнения дыхательных упражнений для дошкольников"

    МКДОУ «Торга»        Консультация «Правила выполнения дыхательных упражнений для дошкольников»      Воспитатель: Наранова О.В....

    Дыхательные упражнения для дошкольников

    Дыхательные упражнения для дошкольников...

    Дыхательные упражнения для дошкольников

    Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на  звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса; ​ по...