Логоритмический кружок - «Поём, говорим, играем»
занимательные факты (младшая группа) на тему

Репешко Татьяна Леонидовна

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, « ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rup_kruzhka_logoritmika.docx64.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  «Соловушка»

филиал детский сад «Солнышко»

                                                                                                                         

                                        Утверждаю:

                                                                                                                                                                                     Заведующий  МБДОУ д/с «Соловушка»

                                                                                                                                                                     

                                                                                         _______________Е.В. Алексенко

                                                                                                                                                                     

                                                                                        «____»__________________2016г.  

«Поём, говорим, играем»

логоритмический кружок

для детей 6-7 лет

                                                                                 

                                                                               

               

                                                                              Руководители:

                                                                        Репешко Татьяна Леонидовна,

                                                                     музыкальный руководитель;

  Бондарева Татьяна Николаевна,

 логопед

г. Зерноград  2016г

                                                Пояснительная записка

                                                                     

                                                         Возможно, самое лучшее, самое радостное,

                                                         что есть в жизни — это красивая речь

                                                         и свободное движение под музыку.

                                                         И ребенка можно этому научить.

                                                                                                     А.. И.. Буренина.

   Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, « ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».

   Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными . Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Советский ученый, невролог, и психиатр Б.. М.. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

   Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

   Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Первое понимание логоритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

   Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи. Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

   Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.

   В педагогическом аспекте логоритмика — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально — речевые способности, расширяет певческий диапозон. На занятиях логоритмики формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве.

   В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

   Сюжетно — тематическая организация кружковой работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психо - физическим данным. Такое построение кружковых занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

   Кружковые занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи. Сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы. Элементарное музицирование на музыкальных инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

   Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

        

   Кружок рекомендуется проводить один раз в неделю в первой половине дня, так как занятия являются интегрированными. Продолжительность занятий  25-30 минут. Каждая тема расчитана на две недели.

   Главная задача педагога - создание на занятиях атмосферы праздника, радости.

   Направленность программы:

Тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствует формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

   Новизна и актуальность:

Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности. В занятия кружка включены элементы. Имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально — речевые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение. Что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. Каждое занятие кружка по логортмике включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

   Цель кружка:

- Развиватие музыкально — речевых способностей у детей 6-7 лет через работу специалистов: музыкального руководителя и логопеда.

- Использование музыкально — логопедической ритмики , как средства в организации в проведении оздоровительно — образовательного процесса с детьми 6-7 летнего возраста.

- Преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребенка через музыку и движение.

- Помощь специалистам ДОУ в овладении методикой работы по логоритмическому и музыкально — ритмическому воспитанию.

   Задачи кружка:

- Создать на занятиях логоритмического кружка атмосферу праздника, радости; ввести ребенка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой.

- Развить фонематическое восприятие и фонематические представления.

- Уточнять артикуляцию – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука.

- Развить слухового внимания и памяти.

- Выработать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.

- Развить мелодико — интонационные и просодические компоненты, творческой фантазии и воображения.

- Укреплять костно — мышечный аппарат.

- Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.

- Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

- Развивать коммуниактивные способности ( общение детей друг с другом, творческое использование музыкально — ритмических впечатлений в повседневной жизни.

- Развить способности восприятия музыкальных образов и учиться ритмично, выразительно петь, говорить, двигаться в соответствии с данным образом, т.е. перевоплощаться, проявлять художественно — творческие способности.

- Использовать музыкально — речевые игры, попевки как средство психологического раскрепощения детей.

   Использование наглядного материала:

- Иллюстрации и репродукции.

- Дидактический материал.

- Игровые атрибуты.

- Музыкальные инструменты.

- Аудио — видеоматериалы.

- Техническое оснащение занятий.

   Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:

Познавательное развитие: занятия, наблюдения, беседы, игры.

Социально-коммуникативное развитие: используются дидактические, сюжетно — ролевые игры; разучиваются различные танцы, овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

         Речевое развитие: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).

Художественно-эстетическое развитие: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.

Физическое развитие: проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия.

   Формы работы: 

кружок проводится в музыкальном зале в первую половину дня.

Рабочая программа кружка составлена на основе методического пособия «Логоритмика в детском саду» М.Ю. Гоголева.

Тематическое планирование.

№ занятия

Тема

Месяц

1

2

У бабушки в деревне (Овощи и фрукты)

Путешествие в осенний лес

Октябрь

3

4

Дикие животные наших лесов

Наши пернатые друзья

Ноябрь

        

5

Зимние забавы

Декабрь

6

7

Сказка о Маше-растеряше (Одежда)

Встреча с Федорой (Посуда)

        

        Январь

        

8

9

«А что у вас» (Профессии)

Поездка по городу (Транспорт)

Февраль

10

11

Путешествие в Простокашино

(Домашние животные)

Дни недели

Март

        

12

13

В гостях у братцев Тик и Так

Прогулка в зоопарк

Апрель

14

15

Волшебный мир цветов

Приключение муравьишки-хвастунишки (Насекомые)

        

Май

        

Перспективное планирование

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

1

Октябрь

У бабушки в деревне

(Овощи и фрукты)

- развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другое;

- учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;

- закрепить знания детей об овощах и фруктах;

- формировать правильную артикуляцию во время пения, добиваться исполнения песни  лёгким, естественным звуком;

- развивать мелкую моторику, зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза.

2

Прогулка в осенний лес

- развивать чувство ритма;

- развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, фиксация взгляда;

- совершенствовать технику ходьбы скользящего шага;

- продолжать развивать умение правильно

выполнять движения в соответствии с текстом и чётко проговаривать слова;

- закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах;

- формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.

3

Ноябрь

Дикие животные

- формировать у детей правильную артикуляцию и ясное произношение слов при исполнении распевок, песен; учить передавать шутливый характер песни, правильно брать дыхание;

- развивать мелкую моторику, чувство ритма в сочетании с музыкой;

- развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, фиксация взгляда;

- развивать у детей умение ориентироваться в пространстве; чётко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях;

- развивать и закреплять умение координировать слово с движением;

- закреплять знания детей о диких животных и их детёнышах.

4

Наши пернатые

друзья

- развивать чувство ритма, правильно выполнять ритмический рисунок в сочетании с музыкой;

- учить детей своевременно начинать и заканчивать песню, правильно брать дыхание, петь естественно,

 в умеренном темпе, учить удерживать интонацию при повторяющемся звуке, чётко произносить слог «тук»;

- тренировать амблиопичный глаз, развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза;

- продолжать упражнять детей в ходьбе по кругу по одному, парами; следить за осанкой; развивать умений переключаться с одного вида движения на другой;

- закреплять знания детей о перелётных и зимующих птицах.

5

Декабрь

Зимние забавы

- формировать артикуляцию, правильно брать дыхание между музыкальными фразами;

- развивать чувство музыкального ритма;

- развивать интерес к народным играм;

- развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, выполнять движения в соответствии с текстом;

- развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза.

6

Январь

Сказка о Маше-растеряше (Одежда)

- учить детей петь эмоционально, передавая характер песни, правильно брать дыхание, отчётливо произносить слова;

- продолжать развивать умение правильно согласовывать движения с текстом;

- упражнять детей в классификации одежды по сезону;

- совершенствовать технику ходьбы, бега, ориентировку в пространстве, развивать ловкость;

- развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза.

7

Встреча с Федорой  (Посуда)

- учить детей петь легко, весело, чётко выделяя фразы и звук «ч»; определять характер музыки, развивать умение правильно брать дыхание перед началом песни и музыкальными фразами удерживать его до конца, отчётливо произносить слова;

- развивать ритмическое чувство в игре на ложках;

- развивать правильное дыхание, артикуляцию;

- закрепить знания детей о классификации посуды: чайная, столовая, кофейная;

- совершенствовать технику выполнения правильной ходьбы, бега на носках;

- развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза.

8

Февраль

«А что у вас?» (Профессии)

- развивать чувство ритма, умение выполнять ритмический рисунок под музыку;

- учить детей петь выразительно, чисто интонируя мелодию, чётко проговаривать слова, совершенствовать умение удерживать дыхание до конца фразы;

- закреплять знания детей о профессиях;

- развивать у детей внимание, умение строится в

круг по ориентирам, определять направление направо, налево;

- развивать функцию взгляда и прослеживающую функцию глаза, цветовосприятие.

9

Поездка по городу (Транспорт)

- учить детей петь выразительно, сохранять указанный темп, правильно брать дыхание, правильно произносить гласные в словах;

- развивать чувство ритма во время исполнения ритмического рисунка, умение согласовывать движение рук и речи под музыку;

- учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;

- закреплять знания детей о различных видах транспорта;

- развивать умение детей ориентироваться в пространстве; перестраиваться из круга в 2 колонны, 3 колонны, обратно в круг;

- развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза, цветовосприятие.

10

Март

Поездка в    

Простоквашино (Домашние      

             животные)

- развивать мелкую моторику, чувство ритма, согласовывая со словами и музыкой, определять начало и конец фразы и распределять движения на всю музыкальную фразу;

- учить детей петь выразительно, слушать друг друга; работать над мимикой лица;

- закрепить знание детей о домашних животных и их детёнышах;

- развивать умение детей ходить змейкой;

- развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза.

11

Дни недели

- формировать у детей правильную артикуляцию во время пения, передавать весёлый характер песни;

- развивать чувство ритма, мелкую моторику под музыку;

- закреплять знания детей о днях недели;

- развивать у детей умение переключаться с одного вида движения на другой, ориентировку в пространстве;

- развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза.

12

Апрель

В гостях у братцев

       Тик и Так

    (Дни недели)

- развивать умение обыгрывать содержание песни; чисто интонировать мелодию, точно передавать ритмический рисунок;

- развивать чувство ритма, мелкую моторику;

- закрепить представление о частях суток;

- развивать умение детей чётко выполнять движения по сигналу;

- развивать  прослеживающую функцию глаза.

13

Прогулка в

зоопарк

- учить детей предавать характер песни, развивать умение обыгрывать содержание песни;

- развивать умение точно выполнять движения в соответствии с текстом;

- закрепить представление о животных жарких стран

- развивать ловкость, координацию движения;

- развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза.

14

Май

Волшебный мир цветов

- учить детей ясно проговаривать слова, петь легко, связанно, слушать друг друга, правильно брать дыхание и удерживать его до конца фразы;

- продолжать формировать умение детей согласовывать движения со словами текста, развивать чувство ритма под музыку;

- закреплять представление детей об объектах окружающего мира (о цветах), умение классифицировать по месту произрастания;

Упражнять детей в беге, передаче мяча по кругу, метании и подвижную цель;

- развивать прослеживающую функцию глаза.

15

Приключение Муравьишки-

Хвастунишки

  (Насекомые)

- учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни между фразами, правильно произносить гласные в словах, определять направление мелодии;

- развивать мелкую мторику, мимку, координацию движения под музыку;

- закреплять знание детей о насекомых и о способах их передвижения;

- развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза, цветовосприятие.

Ожидаемые результаты:

-   Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.

- Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.

- Положительные  результаты мониторинга музыкальных и творческих способностей детей (дети  внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).

-   Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.

-   Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.

-  Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.

-   Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения.

-   Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.

-   Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.

-  Улучшение результатов мониторинга развития речи, в том числе и диалогической.

- Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.

- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Список литературы:

Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке М., 1991

Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения. СПб.: Детство-Пресс, 1999.

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991.

Бырченко Т. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М., 1991.

Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания М.: Просвещение, 1989.

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: ВЛАДОС, 2002.

Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией (методические разработки к проведению коррекционных занятий) Л., 1992.

Гоглева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. Ярославль 2006

Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. М.: ГНОМ и Д, 2002.

Ермаков Е.П., Якунин Г.Я. Основы тифлопедагогики. М., 2002.

Ёлкина Н.В., Тарабарина Т. И. 1000  загадок. Ярославль: Академия развития, 1997.

Кальпио Н. Н. 80 игр воспитателю. М., 1965.

Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей (сценарий занятий с детьми 3-4 лет). М., 2004.

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста. М., 2003.

Луговская А. Е. Ритмика. М.: Дрофа, 1998.

Михайлова Л.И. Подвижные игры в детском саду.М., 1965.

Маяковский М. Детям. М.: Детгиз, 1960.

Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. М.: Город, 1998.

Песенник для детей. М., 1991.

Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеренбург, 2001.

Удальцова Е.И. Дидактические игры в детском саду. Минск: Народная Асвета, 1976.

Франио Т.С., Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике. М., 1995.

Фомина Л.В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребёнка раннего возраста. М., 1971.

Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. СПб.: Детство-пресс, 2001.

Хрестоматия для маленьких. М.: Просвещение, 1976.

План работы логоритмического кружка

«Поём, говорим, играем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поём и играем

Консуль...

Кружок "Учимся говорить правильно"

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.  У современных детей наблюдается задержка в развитии речи. Которая обусловленна тем, что родители мало общаются  с д...

Интегрированное музыкальное занятие "Поём,стучим, играем-здоровье укрепляем" /старший возраст

Итоговое, интегрированное музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста.«Поем, стучим, играем – здоровье укрепляем!» (с использованием здоровьесберегающих технологий)...

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе Тема: «Песни русские поём – весело играем»

   Музыкальная прогулка по мотивам русского музыкального фольклора.Цель.  Обобщать знания детей о русском  фольклоре: народных песнях, пословицах, русских народных инструмен...

Конспект интегрированного занятия на тему: «Поём, стучим, играем — здоровье укрепляем»

Цель: воспитывать интерес детей к музыке, к разным видам музыкальной деятельности посредством использования здоровьесберегающих и ИК-технологий....

Кружок по логоритмике "Поём, танцуем, играем - речь развиваем!"

Краткое представление рабочей программы кружка по логопедической ритмике для детей 1 и 2 младших групп....

Кружок "Будем говорить правильно"

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений па...