Пальчиковая гимнастика с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по теме

Пальчиковая гимнастика в средней группе по темам недели (Сентябрь - Январь)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya_gimnastika.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь

«Наша группа»

Детский сад

Пальчик Антошка  - Озорной немножко.  
Пальчик Влада – Обожает наряды. 

Пальчик Коля Учится в школе.
Пальчик Тимоша – Мальчик хороший.
Пальчик Иришка – Совсем малышка.

Катя в яслях

Раз, два, три, четыре, пять: 
Собираемся гулять. 
Завязали Катеньке 
Шарфик полосатенький. 
Катя саночки везет 
От крылечка до ворот. 
А Серёжа на дорожке 
Голубям бросает крошки.

Одеваемся

Завязываем шарфик. Показ на сбе

Везем саночки за веревочку

Две ладони изображают ворота

Извилистую дорожку

Бросаем крошки.

«Что такое хорошо, что такое плохо»

Тише, тише

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит. Тише! Тише, не шумите!

«Дружные ручки».

Наши ручки дружные, они многое умеют:

- Ручки танцуют. (Поднимают руки вверх над головой и вращают ладонями, напевая: «Ля-ля-ля» ).

-Ручки играют на пианино.(Имитируют игру на пианино, перебирая пальцами на столе).

-Наши ручки -  молоточки. (Стучат кулачками по коленям, напевая: «Тук-тук-тук»).

-Наши ручки – пилы. (Ребром ладони водим по коленям, напевая: «Вжик-вжик-вжик»).

-Наши ручки подметают…(Всей ладонью с растопыренными пальцами проводят по коленям, имитируя веник, напевая: «Вшш, вшш).

«Моя семья»

Семья

Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папенька, Этот пальчик маменька,
Этот пальчик я, Вот и вся моя семья!

Кто играет?
И солнце играет (лучами на речке),

И кошка играет (клубком на крылечке),

И Женя играет (есть кукла у Жени), 
И мама играет (в театре на сцене),

И папа играет (на медной трубе),
И дедушка (с внуком играет в избе). 

А бабушка внуку пеленки стирает. 
Бабушка в стирку, наверно, играет?

Ладошки расставлены как лучики

Покрутить руками перед собой

Качаем куклу

Поклон

Руки играют на трубе

Показываем бороду

Ручки стирают

«Как мы играем»

Собираем игрушки

Раз, два, три, четыре, пять

Идем игрушки собирать.

Раз лошадка, два машинка

Три плетеная корзинка,

Четыре кукла, пять матрац

Уборка получилась «класс!»

Берегите игрушки

У коляски нет колёс

У ежа отклеен нос,
Стали чёрными цыплята,
А из мишки лезет вата.
Были новыми игрушки,
А сейчас они старушки.
Так давайте поскорей
Взяли кисточки и клей,
Нитки, катушки
И вылечим игрушки.

Разводим руки в сторону

Показываем указательным пальцем на нос

Ладошки-клювики

Имитируем вытаскивание ваты

Большой палец в верх «класс»

Покачать головой «ай-я-яй»

Зовем руками

Намазываем клеем

Крутим руки перед собой

Большой палец в верх «класс»

Октябрь

«Краски осени»

Мы идем грибы искать

Раз, два, три, четыре, пять.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик жарить стал,
Этот все на стол подал,
Этот сел, все съел,
От того и потолстел.

Дождик

Дождик, дождик, веселей 
Капай, капай, не жалей! 
Только нас не замочи! 
Зря в окошко не стучи — 
Брызни в поле пуще: 
Станет травка гуще!

Пальчиками имитируют дождь

Опускают ручки как  дождь капает на землю

Домик над головой

Грозят пальчиком

Брызгают руками

Широко раздвинув пальцы показывают траву

«Овощи.Огород»

 Овощи

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим) 
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

«Фрукты.Сад»

В саду

1,2,3,4,5.Вместе в сад идем гулять.
Этот пальчик груши рвал.
Этот их в корзину клал.
Этот яблоки срывал.
Этот все в мешок собрал.
Этот пальчик все помыл И компот всем наварил.

Ягоды

С ветки ягодки снимаю,        

                                                   

И в лукошко собираю.          

Будет полное лукошко,        

Я попробую немножко

Я поем ещё чуть-чуть,          .)

Лёгким будет к дому путь!  

(Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами руки погладить ладошку, как будто снимая с нее  ягодку.)

(Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой.) .   (достать воображаемые ягодки и отправить их в рот)

(Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках

«Животный мир осенью»

Детёныши диких животных

Это зайчонок, это бельчонок,                (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок      (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый, Смешной медвежонок.

Животные в лесу

Заяц и ёжик навстречу друг другу

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.

Быстро бежали – поди догони!

(Указательные и средние пальцы обеих рук «идут»

Навстречу друг другу.)

(Стукнуть кулачками.)

(Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Ноябрь

«Моя страна»

Пятиэтажный дом

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова, На четвертом синица, Бельчата на третьем,Зайчата - втором,

Дом

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

Солнце было, дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл!

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

«Посуда и продукты питания»

Салфеточки

Раз -  салфетку взяли

Два -  ротик вытирали

Три - вытерли щечки,

А четыре ручки.

Пять салфеточку сомнем

И в ведерко отнесем.

Посуда

Из тарелок, как один,

Суп мы ложками едим.

Вилкой кушаем котлеты,

Ножик режет нам омлеты.

(Ладони вместе перед собой «тарелка».)

(Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

(Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

(«Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

«О хороших привычках и нормах поведения. Путешествие в страну Светофоров».

ТРАНСПОРТ
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
 

«Би-би»

По шоссе идут машины,

По асфальту едут шины.

По дороге не беги,

Я скажу тебе: «Би-би».

(Крутим воображаемый руль.)

(Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

(Погрозили пальцем.)

(Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

«Мое тело»

Пальчики

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Умываюсь поутру

Умываюсь поутру:

В таз воды я наберу…

Мою руки, мою шею,

И лицо помыть сумею!

Я дружу с водой и мылом,

Чтоб здоровье крепче было!

Я почищу зубки щеткой,

И намылю мылом щечки.

Причешусь, оденусь сам я,

В детский сад отправлюсь с мамой.

Ладошками лицо

Ковшик из ладоней

Моем руки, шею

Лицо

Моем рук

Большой палец показывает «класс»

Чистим зубы

Щеки

Расчесываемся

Шагаем

Декабрь

«Зима белоснежная»

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?      (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть, На лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться.

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять, 

Мы во двор пошли гулять. 

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.       

Все в снегу домой пришли. 

Съели суп и спать легли.     

(Загибают пальчики по одному.)

(«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.)

(«Лепят» комочек двумя ладонями.)

(«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)

(Ведут   указательным   пальцем   правой руки по ладони левой)

(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

(Отряхивают ладошки.)

(Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

«Мы друзья – зимующих птиц»

Стайка

Пой-ка, подпевай-ка, Десять птичек -стайка:

Эта птичка - синичка, Эта птичка – воробей

Эта птичка - совушка, сонная головушка;

Эта птичка - свиристель, Серенькое пёрышко;

Ну, а это - злой орлан.Птички, птички - по домам!

Снегирек

Сел на ветку снегирек,
Брызнул дождик — он промок.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька!

Взмахи крыльями

Брызги пальчиками

Качаются руки как веточки деревьев

Машем на себя ладошками как веером

«Животные наших лесов»

Сидит белка на тележке, Продает она орешки
Лисички-сестрички,Во робью, синичке,
Мишке толстопятому,  Заиньке усатому.
Кому в платок, Кому в роток, Кому в лапочку.

Жил-был зайчик 

Жил был зайчик   

Длинные ушки 

Отморозил зайчик 

Носик на опушке 

Отморозил носик ,

Отморозил хвостик 

И поехал греться 

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо ,

Волка нет ,

И дают морковку на обед 

(хлопают в ладоши) 

(три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).

(сжимают и разжимают пальцы обеих рук) (трут нос).

(сжимают и разжимают пальцы обеих рук) (гладят кобчик)

(крутят руль)

(разжимают кулаки обеих рук)

(хлопают в ладоши)

(поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).

«Встречаем новый год»

Наряжаем елку

Будем пальчики сгибать,

Будем елку наряжать:

Шарики повесели,

Мешуру повесили

Огоньки уже горят

И фонарики блестят

На верху макушка

Вот и все игрушки

Елочка

Перед нами елочка:    

Шишечки, иголочки,  

Шарики, фонарики,    

Зайчики и свечки,       

Звезды, человечки.     

(Пальцы рук переплетены, из больших пальцев — «верхушка» елочки.)

(Сжатые кулачки, потом растопыренные пальчики.)

(«Шарики» из пальцев вверх, «фонарики» — вниз.)

(«Ушки» из указательных и средних пальчиков, потом — сложенные вместе ладони.)

(Ладони сложены, пальцы расправлены, потом указательные и средние пальцы стоят на столе.)

Январь

«Мои игрушки»

У Антошки
У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка, Вот железная машина.
Это мяч, он из резины. Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.

Игрушки

Я с игрушками играю: 

Мячик я тебе бросаю,  

Пирамидку собираю,   

Грузовик везде катаю. 

(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

(Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

 (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем

«Моя любимая сказка»

Сказки

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
:
Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку
.
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!

(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)

(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)

(Показывают большой палец.)

Милый зайчик

У леса на опушке в соломенной избушке
Жил милый, серый зайчик
Зайчик - попрыгайчик. 
Ушки на макушке,
Хвостик, как пампушка.
Дружбу он водил с лошадкой.
У лошадки грива гладка,
Хвост огромнейшей длинны,
Ножки быстры и стройны. 

Домик над головой

Лапки перед грудью

Пружинка

Ушки показать

Хвостик показать

Узда

Гриву показываем

Хвостик длинный

Ноги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по рисованию с детьми младшего и среднего дошкольного возраста "Осенние листья"

Конспект занятия по рисованиюс детьми средней группы (можно с детьми первой и второй младшей группы)«Осенние листья» Задачи: ·        Учить детей рисовать ...

Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств в работе педагога-психолога С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цели:1.       Развитие зрительного восприятия (цвет, величина).2.       Развитие мышления (группировка предметов по цвету и вели...

Статья "Система коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи"

В последние годы проблема раннего вмешательства резко обос­трилась в связи с тем,  что с каждым годом все больше и больше де­тей раннего возраста страдают различными речевыми нарушениями. Це...

Логопедические занятия в послеоперационный период при врождённых расщелинах нёба с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Адаптация традиционного материала по коррекции ринолалий к младшему и среднему дошкольному возрасту. Занятия по формированию первичных произносительных умений....

Консультация для воспитателей "Палочки Кюизенера в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста"

   Палочки Кюизенера - многофункциональный дидактический материал, который известен всему миру. Он преназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе ...