Статья "Использование тифлогимнастики для развития зрения и речи"
статья по теме

Ирина Николаевна Сидорова

Данная статья посвящена важности использования зрительной гимнастики как части любой совместной или образовательной деятельности, связанной с напряжением зрения. Предложены комплексы тифлогимнастик

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основную роль в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет зрение. Зрение - одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир..

Одним из замечательных и доступных способов профилактики зрительных нарушений являются офтальмологические паузы или  по-простому зрительная гимнастика. Проводится в целях предупреждения нарастающего зрительного утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время зрительно-нагружающих занятий.  Как показали современные исследования, «гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус  глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.

Зрительная гимнастика должна быть обязательной частью любой совместной или образовательной деятельности, связанной с напряжением зрения, и режимных моментов.  

Картотека с готовыми комплексами зрительных гимнастик

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5) повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Комплекс упражнений на снятие зрительной нагрузки

1. Посмотреть прямо, зафиксировать взор на несколько секунд, затем, не поворачивая головы, влево и вправо.

  Поднять вверх глаза на несколько секунд и опустить вниз, расслабить мышцы глаза, посмотреть прямо. (4-5 раз)

2. Посмотреть несколько секунд на кончик пальца удаленного на 30 см. от глаз, затем перенести взгляд вдаль и задержать взгляд на 3-5 сек.

3.  Закрыть глаза на 5-10 сек., расслабить глазные мышцы, открыть на 5-10 сек. (4-5 раз)

4. Проделать 4-5 раз круговые движения глазами в одну сторону и такое же количество движений в другую сторону. Темп средний. Перенести взгляд прямо на 5-7 сек. (3-4 раза)

Комплекс упражнений на снятие зрительной нагрузки

1. Закрыть глаза на несколько сек. сильно напрягая глазные мышцы, затем открыть их, расслабив мышцы глаз, дыхание ритмичное. (4-5 раз)

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор в течение 3 полных ритмичных вдохов и выдохов. До усталости глаза доводить нельзя. Затем перенести взгляд вдаль. (4-5 раз)

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на несколько сек. Затем посмотреть вдаль прямо. Аналогично провести упражнение с фиксацией взгляда влево. (4-5 раз)

4. Часто открывать и закрывать глаза, моргать в течение 20-30 сек.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

( В.П. Биран)

1. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их (повторить 4-6 раз)

2. Поглаживай в течение некоторого времени веки кончиками пальцев.

3. Делай круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз. Повторить 10 раз.

4. Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом также медленно отодвигая его обратно. Повторить 5 раз.

5. Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

Время – сначала 5 секунд, затем, добавляя по одной секунде, доведите время  до 1-2 минут.

1. Обоими глазами смотрите на кончик носа. Время – сначала 5 сек., затем добавляя по 1 сек. доводите время до 2 минут.

2. Смотрите вверх – на пространство между бровями.

3. Смотрите на левое плечо.

4. Смотрите на правое плечо.

5. Вращайте обоими глазами по часовой стрелке, фиксируя взгляд на пространство между бровями и кончике носа, затем то же самое сделайте в противоположную сторону – против часовой стрелки; повторите 4 раза

Физкультминутка для глаз

Упражнения выполняется через каждые 20-25 минут зрительной работы.

1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа налево, затем слева направо.

2. 15 колебательных движений глазами по вертикали – вверх-вниз и вниз-вверх

3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева направо

4. То же самое, но справа налево.

5. Сделай по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычеркивая глазами уложенную на бок цифру 8.

Комплекс упражнений  для укрепления глазодвигательных мышц

1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-10 раз.

2. Медленно переведите взгляд вправо, влево и обратно; так 8-10 раз.

3. Медленно переведите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно; так 8-10 раз.

4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении и повторите 4-6 раз.

Комплекс упражнений для улучшения аккомодации

1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переведите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа  на расстоянии 25-30 см, и через 3-5 сек. руку опустите, повторите так 10-12 раз.

2. Обоими глазами смотрите 3-5 сек. на указательный палец левой руки, вытянутой перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; так 6-8 раз

3. В течение 3-5 сек. смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 сек. а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. Тоже самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

4. «Метка на стекле». Находясь в 30-35 см. от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круговую цветную метку диаметром 3-5 мм., затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте в окне какой-нибудь объект. Смотрите обоими глазами на метку 2-3 сек. затем переведите взгляд на намеченный объект  в течение 1-2 сек., после чего переводите взор то на метку, то на объект.

Комплекс упражнений для улучшения циркуляции крови

1.Сомкните веки обоих глаз на 3-5 сек.; повторите 6-8 раз.

2. Быстро моргайте глазами в течение 10-15 сек., затем повторите то же самое 3 раза с интервалом 7-10 сек.

3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазное яблоко через верхние веки в течение  1-3 секунд.

5. Прижмите указательными пальцами брови и закройте глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба, Повторите 6-8 раз.

 Упражнения для снятия зрительного утомления

Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек.

Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек. ставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 сек. от глаз, перевести взгляд на конец пальца (предмет, надетый на палец) и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку (предмет). Смотреть на конец пальца вытянутой руки, медленно сгибая, приблизить палец к глазам (смотреть 3-5 сек.).  Отводить правую руку в сторону, медленно передвигать палец согнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцами, затем слева направо. Прикладывать палец к носу, смотреть на него, убирать, снова смотреть на кончик носа. Смотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы, глаза закрыть.

Упражнения для зрительно-двигательной ориентации

Совершать глазами движения в различных направлениях из разных исходных положений. Переводить взгляд с одного предмета на другой; фиксировать взглядом движения частей  тела; рук (кисти, пальцы), ног (стопа, голень, колено). Прослеживать взором перемещения движущихся предметов, расположенных на уровне глаз

Упражнения для снятия зрительного утомления

Ставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз,  смотреть 3-5 сек. на конец пальца, переводить взгляд на предмет на такое же время, повторяя несколько раз. Прикладывать палец к носу, смотреть на него, смотреть на кончик носа (3-5сек.), повторяя несколько раз. Смотреть вдаль 3-5 сек.

Упражнения для совершенствования центрального и периферического зрения

Для тренировки центрального зрения выключается  периферическое зрение: на глаза надевают очки, изготовленные из бумаги в виде трубочки, вследствие чего ребенок видит только предметы, расположенные в поле центрального зрения, а для совершенствования периферического зрения применяют очки, выключающие центральное зрение (в центре стекол очков устанавливается наклейка, вследствие чего ребенок видит только предметы,  находящиеся вне поля центрального зрения).

Упражнения для укрепления мышц глаза, улучшения их кровоснабжения

1. Зажмурить глаза на 3-5 сек. Отдохните 2-3 сек. Повторите несколько раз

2. Быстро поморгайте в течение 8-10 сек. Через 2-3 сек. повторите.

3. Помассируйте веки круговыми движениями в течение 10-20 сек. Удобно массировать нижней частью ладони

4. Закрыв глаза, опишите окружность как можно больших размеров: справа налево, слева направо (повторите несколько раз). Затем проведите глазами вверх – вниз; вправо – влево; в правый нижний угол – в левый верхний угол; в правый верхний угол – в левый нижний.

   Глаза поворачивайте с усилием. В крайнем положении фиксируйте взгляд на несколько секунд. Цикл можно повторить, в конце каждого цикла не забудьте дать глазам отдохнуть.

5. Рисуйте восьмерки. Начинайте поворот от переносицы:  вертикальные восьмерки (правую «рисуете» справа вверх, вторую – слева вверх); горизонтальные восьмерки (справа вверх – первая; слева вверх – вторая). Переносица – середина восьмерки. Отдохните.

Упражнения для укрепления мышц глаза, улучшения их кровоснабжения

1. Смотрите 5-6 сек. на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Отводя руку вправо, следите за пальцем, не поворачивая головы. Верните руку в исходное положение, не отрывая взгляд от кончика пальца. То же выполните с левой рукой.

2. Смотрите на кончик пальца, удерживая его перед лицом на расстоянии примерно 30 см. Затем переведите взгляд вдаль. В каждом положении задерживайте взгляд на 2-3 сек. Повторите 3-5 раз, хорошо сосредоточившись на выполнении.

Упражнение для укрепления мышц глаза, улучшения их кровоснабжения

Левой ладонью заслоните открытый левый глаз. Пальцы правой руки сложите в кулак, чтобы большой палец оказался сверху и касался четырех остальных. Высвободите средний палец и произведите им круговые движения около правой глазницы. Начните от внутреннего угла глаза, далее вверх по линии бровей до внешнего, затем по линии глазницы до внутреннего угла. Одновременно следите правым глазом за движением пальца не теряя его из виду. Движения глаза должны быть плавными, спокойными. То же повторите, поменяв руки. Постепенно доведите продолжительность выполнения до 3 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального мира дошкольника с нарушением зрения и речи.

Роль и значение эмоций для ребенка неоспоримо.Эмоции играют важную роль в его развитии.Как лучше ввести ребенка в мир эмоций? Конечно, через игру!...

Особенности развития грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и диагнозом ОНР.

Особенности развития грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и диагнозом ОНР....

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи

Особенности содержания занятия, выбор приемов и способов развития связной монологической речи  должны определяться степенью речевого недоразвития, зрительного нарушения, возрастными психолого-пед...

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения и речи по развитию мелкой моторики рук в средней группе Тема: «Зима»

формировать умение наблюдать за объектом, зрительно обследовать егостимулировать зрительно – познавательную активностьразвивать пространственную ориентировку на микроплоскости и словесно о...

Развитие связной (монологической) речи у детей с нарушением зрения и речи посредством творческих технологий

Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Однако динамика развития речи, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей...