Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей в условиях социально-реабилитационного центра
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в сфере потребностей человека нашего общества. Все исследователи едины во мнении, что детей с самого раннего возраста необходимо научить ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и лишь в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал надежды» в г. Ульяновске - Центр по профилактике семейного неблагополучия»

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей в условиях социально-реабилитационного центра.

Выполнила воспитатель

Чеснокова О.И.

г. Ульяновск, 2017

Детям, совершенно так же, как
и взрослым, хочется быть
здоровыми и сильными,
только дети не знают,
что для этого надо делать.
Объясним им, и они будут
беречься.
“Педагогика сердца”
Януш Корчак

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в сфере потребностей человека нашего общества. Все исследователи едины во мнении, что детей с самого раннего возраста необходимо научить ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и лишь в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

К сожалению сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка.   Последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях их здоровья. По данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста снижается. На здоровье оказывает влияние целый ряд факторов: состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, привычки и поведение. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения строились на воспитании тех или иных привычек и формировались вовремя.    Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Применение в работе с детьми и родителями здоровьесберегающих технологий способствует повышению результативности воспитательно-реабилитационного процесса, формированию у педагогов и родителей мотиваций, направленных на сохранение и укрепление как своего здоровья, так и здоровья детей.  Условно можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

- медико-профилактические; 
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
- здоровьесберегающие образовательные технологии;
- технологии валеологического просвещения родителей;

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.                                                                                   

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить детям возможность сохранения здоровья, сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения ЗОЖ;                                                                   
  • коррекционные технологии.                                                                                                     

В работе с детьми необходимо создавать педагогические условия для здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей,  основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Технологии сохранения  и стимулирования здоровья:

  • Ритмопластика проводится 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка.  Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.
  • Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  • Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
  • Релаксация.  Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.  Задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.  С этой целью  используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей  определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка ,   звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
  • Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
  • Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения  используется наглядный материал, показ педагога.
  • Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
  • Бодрящая  гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая  порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,   но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.    

Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. и создаёт позитивный настрой на день.  У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
  • Физкультурные занятия   направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
  • Серия игровых занятий по теме Здоровье.  Занятия способствуют повышению интереса к получению ребёнком валеологических знаний,увлекают игровым сюжетом и содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.                                                     
  • Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает  кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики, благоприятствует психоэмоциональной  устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж можно проводить в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.                       
  • Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»).  При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более  раскованно,  чем на физкультурном занятии, и это  позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются  те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. 

На участке  имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Коррекционные технологии:

  • Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. 
  • Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она  влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушать с детьми, помнить  об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей и использовать в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.  Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, а также развивать концентрацию внимания. Использование музыки перед сном помогает детям успокоиться и расслабиться.                                                         
  • Сказкотерапия  используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.  Сказки нужно не только читать, но и обсуждать с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используется кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы -  основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.                                          

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к  здоровому образу жизни.


Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Мною организован семейный клуб «Здоровячок». Цель работы клуба- повышение психолого- педагогической компетентности родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей, включение их в процесс активного взаимодействия с ДОУ. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.

Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.


Список использованной литературы

  1. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет.- Волгоград:  Учитель,2008. 
  2. Крылова Н.И.  Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008 .
  3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель,  2009 .
  4. Горбатенко О.Ф.,  Кадраильская Т.А.,  Попова Г.П.   Физкультурно-оздоровительная работа. -  Волгоград: Учитель, 2007 
  5. Арсеневская О.Н.  Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009 .
  6. Тарасова Т.А., Власова Л.С.  Я и мое здоровье. -  М.: Школьная Пресса,  2008 .                                                      
  7. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.:     Т.Ц. Сфера, 2005                                
  8. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.
  9. Павлова М.А., Лысогорская  М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009. 

Работая в образовательной области “Здоровье” я поставила перед собой следующие задачи воспитания и развития детей:

Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.

Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.

Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Одной из главных задач, стоящих передо мной является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Руководствуясь результатами педагогической диагностики воспитанников, сведениями о состоянии их здоровья, я прогнозирую особенности развития каждого ребенка, что способствует укреплению и сохранению здоровья воспитанников. Варьирую нагрузку и содержание образовательной области в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, учитывая группу здоровья, темпы физического развития.

Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Очень хорошо это объясняет программа “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, разработанная кандидатами психологических наук Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О.Л. Князевой. В содержании этой программы проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение, и именно эту программу я считаю активной не только в моей работе, но и в работе самих детей и родителей.

В группе “Золотой ключик” созданы все условия для проявления детьми здоровьесберегающей компетентности. В игровой комнате у нас расположен небольшой физкультурный уголок со спортивным оборудованием, массажными ковриками для проведения бодрящей гимнастики после сна. В данном помещении имеется компьютер и музыкальный центр, которые используются во время проведения утренней гимнастики, бодрящей гимнастики, физкультурных, досуговых и музыкально-спортивных мероприятий. С начала учебного года в игровой комнате мною были проведены разнообразные спортивные досуги и праздники, такие как: “День здоровья”, “Здоровье дарит Айболит”, “Буратино заболел”, “Путешествие в Спортландию”, “Со спортом дружить – здоровыми быть”.

На улице возле дома оборудована игровая площадка для прогулок, где дети играют в подвижные игры, в теплое время года катаются на велосипедах, играют в бадминтон, футбол, а зимой катаются на санках, скользят по ледяным дорожкам, ходят на лыжах. Здесь же сделан спортивный уголок для занятий физкультурой, на котором имеются кольцебросы, площадка для прыжков в высоту и длину, беговая дорожка, дуги для игр с подлезанием и лазанием. Совместно с родителями мы изготовили сказочных персонажей из экологически чистого бросового материала – пеньков. Здесь и задиристый Буратино, и злой зеленый крокодил, и мудрая черепаха Тортила, а также красочный корабль для дальних путешествий. Данные экспонаты используются детьми для упражнений в ходьбе и равновесии.

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть здорового образа жизни. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В самом начале своей работы я приучала детей к выполнению элементарных правил, самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, зубной щеткой, следила, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки я использовала потешки и маленькие стишки:

Водица, водица умой наши лица,

Умой наши щечки, умой наши губки,
Умой наши зубки, умой наши ручки!

Мышка плохо лапки мыла: лишь водичкою смочила.
Мылом мылить не старалась – и на лапках грязь осталась.
Полотенце в черных пятнах! Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот – может заболеть живот.
Так что, дети, постарайтесь, чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой руки мыть перед едой!

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Причесывая девочек, я читаю им потешку:
Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят – все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся – маму дочка слушайся.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постоянное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности. В процессе гигиенического воспитания детей я сообщаю им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и в различных образовательных областях. Для этого мною используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры: “Чистоплотные дети”, Встречаем гостей”, “Наряжаем куклу” и т.д. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На основе их можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.

Не следует забывать, что основы здорового образа жизни закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Однако нередко эти привычки складываются, без осознания ребенком их значимости. Поэтому важно сформировать у ребенка здоровьесберегающее поведение.

Одной из важных задач, стоящих передо мной является формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание потребности в здоровом образе жизни детей. Знания должны приходить к ребенку как бы, между прочим.

Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятие напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование здоровьесберегающих технологий.

Приоритетным направлением деятельности нашей группы является создание единой системы оздоровления детей в учреждении и семье.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям:

1. развитие стойких культурно-гигиенических навыков;

2. развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

3. обучение уходу за собственным телом;

4. формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

5. формирование элементарных представлений об окружающей среде;

6.формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

7. развитие потребности семьи в здоровом образе жизни.

Культура здоровья и культура движения – два компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Двигательная культура дошкольников начинается с формирования естественных движений и развития двигательных способностей. Повышение двигательной активности детей происходит благодаря разным формам работы по физическому воспитанию.

Традиционные формы работы:

- Физкультурные занятия

- Утренняя гимнастика

- Подвижные и спортивные игры

- Самостоятельная двигательная активность детей

- Физкультурные досуги

- Дни здоровья

- Бодрящая гимнастика

- Индивидуальная работа

Специфические:

- Игры-путешествия

- Самомассаж

- Пальчиковая гимнастика

- Игропластика

- Дыхательная гимнастика

- Гимнастика для глаз

- Релаксация

- Динамические паузы

- Гимнастика коррегирующая

- Гимнастика ортопедическая

1. Динамические паузы, которые рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Динамические паузы могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида той или иной образовательной области. Игры на динамику: “Самолеты”, “Полетели - отдохнули”, “Кошка проснулась”, “Ползаем, как змейки”. Задача воспитателя четко следить за правильность выполняемых детьми упражнений и создавать условия для переноса освоенных приемов в их самостоятельную деятельность.

2. Подвижные и спортивные игры – как часть образовательной области “Физическая культура”, на прогулке, в игровой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Игры я подбираю в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения. В игровой комнате я использую лишь элементы спортивных игр.

3. Релаксация. В моем доме создан специальный релаксационный кабинет, в котором находится большое разнообразие комнатных растений, живут певчие птицы: канарейки, попугаи, амадины, которые дарят детям чудный мир птичьих голосов. В своей работе я использую спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

4. Гимнастика пальчиковая. Ее я провожу индивидуально либо со всей группой ежедневно в любой удобный отрезок времени.

5. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 минут в свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Для этого мною используется разнообразный наглядный материал: карточки-тренажеры с изображением каких-либо фигур (овалов, восьмерок, волн, спиралей и т.д.) или перекрещенных линий разного цвета. У меня имеется картотека комплексов гимнастики для глаз: “Слон”, “Веселый цирк”, “Звери заняты делом”, “Поиграем в мяч”, Мы шоферы”, “Ученые мартышки”, “Хитрый лис”, “Качели”, “Радуга”. Дети выполняют задания и упражнения на укрепление зрения и профилактику утомления глаз: попеременное фокусирование взгляда на носу, на точке между бровями, на левом плече, на правом плече (не поворачивая головы); слежение за полетом “бабочки”, “пчелы”; выполнение упражнений “ласточка на стекле”, а также играют в игры: “Угадай, что изменилось”, “Поменяй, как было”, “Восстанови картинку”, Ночь – день”, “Самая черная кошка” с закрытыми глазами). Обучение приемам пальминга: дети сидят спокойно, плотно закрыв глаза ладонями, поставив локти на опору.

6. Гимнастика дыхательная проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Я обеспечиваю проветривание помещения, даю детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

7. Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

8. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней свода стопы.

Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью. Поэтому с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста были разработаны специальные игры,задания и упражнения, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, рациональном питании, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – эстафеты и специальные игровые задания.

Фиксация в речевых высказываниях детей своего практического опыта по укреплению здоровья.

Игры, задания и упражнения: “В здоровом теле – здоровый дух”, “Настроение и здоровье”, “Наши друзья – солнце, воздух и вода”, “Когда человек болеет”, “Отчего возникают разные болезни”, “Что надо делать, чтобы быть здоровым”, “Что такое закаливание”, “Сделал зарядку – весь день в порядке”, “Советы доктора Воды”.

Сюжетно-ролевая игра: “Доктор Не-Болит”.

Беседы: “Здоровье – это радость и хорошее настроение”.

Определение на чувственной основе местоположения основных органов своего тела (легкие, кожа, дыхание, слух, волосы, ногти). Закрепление представлений о значимости чистоты воздуха и кожных покровов для здоровья человека.

Игры, задания, упражнения: “Сделай, как я”, “Послушаем каждый свое сердечко”, “Вдох-выдох”, Чистые руки”, “Блестящие волосы” “Угадай, до чего дотронулась рука”, “На чем я играю”, “Звуки жизни” и др.

Дидактические игры:” Дыши медленно”, “Дыши – не дыши” “Сдувание ватки с ладони на разное расстояние”, “Подбери картинку, какая помощь кому нужна”

Беседы: “Роль чистого воздуха для здоровья человека”, “Курить – здоровью вредить”, “Уход за кожей”, “Первая помощь при порезах”, “Что вредно для наших легких”.

Сюжетно-ролевые игры: “Вызов машины скорой помощи”, “Больница”, “Первая помощь”, “Ушиб ноги – как помочь?”, “Доктор Айболит”.

Просмотр видеофильмов.

Актуализация представлений детей о рациональном питании.

Игры, задания и упражнения: Мой животик – не рюкзак”, “Полезный завтрак”, “Чистую воду пить – долго жить”, “Здоровье – это здоровая пища”, “В еде надо знать меру”, “Каждый день пьем сок”, “Зубки любят сырые овощи”.

Беседы: “Культура питания”, “Как надо пережевывать пищу” “Полезные и вредные продукты”, “Полезные и ядовитые ягоды”, “Лекарственные травы”.

Оздоровительные и профилактические мероприятия. 

  • Витаминные напитки (соки). Согласно меню
  • Прием фруктов (яблоки, бананы). Согласно меню
  • Чесночные бусы, чесночные гренки.
  • Полоскание рта 1% раствором поваренной соли.
  • Волшебная капля (экстракт элеутероккока).
  • Проросшая пшеница 20.02.13 – 20.03.13
  • Дыхательная гимнастика.
  • Поливитамины (“Ревит”).

В группе проводится комплекс закаливающих мероприятий: эффективных, разнообразных и любимых детьми:

- воздушное закаливание;

- хождение по “дорожкам здоровья”;

- обширное умывание;

- полоскание горла и рта;

- максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

Важную роль в решении задач предлагаемой технологии играет семья, которая совместно с МБДОУ является основой социальной структуры, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей.

Я, в течение многих лет провожу планомерную целенаправленную работу с родителями под единую цель: “Создание единого образовательно-оздоровительного пространства “детский сад – семья”. Для достижения цели мною решаются следующие задачи:

1. Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление привычки и выработка потребности здоровому образу жизни.

2. Помощь в приобретении практических навыков элементарных приемов диагностики, методов сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.

3. Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований МБДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.

4. Повышение педагогической культуры в воспитании здорового ребенка.

Формы работы с семьей

- Дни открытых дверей

- Родительские собрания

- Совместные с родителями спортивные праздники и досуги

- Недели здоровья

- Индивидуальные беседы и консультации

- Анкетирование

- Наглядные виды работ

- Выставки детских и совместно с родителями работ

- Папки-передвижки

- Информационные стенды

- Фотовыставки

- Создание плакатов

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группе оформлен “Уголок для родителей”, где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей.

По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпускаются санбюллетени, оформлен “Уголок здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей, папки-передвижки постоянно оснащаются новым материалом: “Детские заболевания, и как с ними бороться”, “Как сохранить зубы здоровыми и красивыми” и др.

Всегда любимы детворой игры на свежем воздухе. Поэтому уже традиционными стали веселые эстафеты с родителями на прогулке.

Конечно, ярким и запоминающимся стал спортивный праздник “Вместе с папой, вместе с мамой с физкультурой мы дружны”.

Мною была проведена “Неделя здоровья”, насыщенная спортивно-оздоровительными мероприятиями.

Родители ответили на вопросы анкеты “За здоровый образ жизни”, в которой поделились опытом семейного воспитания; рассказали, какими видами спорта занимались в детстве, и как ведут здоровый образ жизни в настоящее время.

Для родителей я организовала круглый стол “Здоровые родители – здоровые дети”.

Совместно с родителями мы провели акцию “Дерево здоровья”, посадили фруктовый сад, объяснив детям значимость этой акции.

“Семейный спорт – ключ к решению всех проблем” - таковым было наше общее решение. И поэтому я предложила родителям принять активное участие в создании рукотворной книги “Здоровая, спортивная семья”. Оформление страниц книги вместе с ребенком, отражение своего неповторимого опыта; предложения, мечты, идеи развития спорта – для родителей стали большим стимулом в работе.

Здоровье является необходимым условием активной жизнедеятельности человека и формируется на протяжении всего жизненного пути личности. Семья и детский сад это те социальные институты, одной из главных задач которых является формирование здоровья развивающей личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов на тему:"Дыхательная гимнастика как один из видов технологии сохранения и стимулирования здоровья детей"

Презентация с описанием значения дыхательной гимнастики, задачами, примерами упражнений для 2-й мл. гр....

Дыхательная гимнастика как один из видов технологии сохранения и стимулирования здоровья детей.

Для чего нужна дыхательная гимнастика? Этот вопрос часто возникает у нас, когда мы слышим данный термин. С помощью дыхательной гимнастики ваш ребенок не только оздоровиться, будет прибывать в хорошем ...

Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.

"Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста"  Охрана и укрепление здоровья детей – по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования....

"Дыхательная гимнастика - технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста"

Сегодня сохранение и укрепление здоровья одна из главных стратегических задач развития страны. поэтому важным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, фор...

"Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении"

Мы все и педагоги, и родители хотим видеть наших детей здоровыми и гармонично развитыми.«Что же это такое – здоровье?» По определению специалистов Всемирной организации здравоохранен...

«Использование инновационных технологий сохранения и стимулирования здоровья детей 3-5 лет и обучение здоровому образу жизни»

Перспективное  планирование использования инновационных  технологий сохранения и стимулирования здоровья детей...