НОД "Я и мое тело"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Прудникова Юлия Александровна

познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, смотреть, слушать,  ощущать тепло и холод, переносить боль, дышать, думать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yai_moyo_telo.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Я и моё тело»

 Цели и задачи:

 - познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, смотреть, слушать,  ощущать тепло и холод, переносить боль, дышать, думать.

- воспитывать чувство гордости, что «Я – человек».

- вызвать интерес к  познанию себя.

Материалы и оборудование: Блюдце, 3 стакана с кислой, сладким и соленым раствором, небольшой кусочек хлеба, стакан с чистой водой, 4 ватные палочки, салфетка. 2 ватные палочки, одна из которых пропитана духами, а второй соком чеснока, завернуты в полиэтиленовый пакет, чтобы запах не улетучился. Кубики льда, стакан с теплой водой. Ширма и за ней предметы, с помощью которых воспитатель демонстрирует бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, погремушки, ложки и т.д.)

Ход занятия:

- Ребята, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Я-Человек». Вы узнайте много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своих друзей, родных, т. е. других людей.

- Каждый человек неповторим по своему характеру, своим взглядом на жизнь, душевным качествам, но все люди одинаковы по физическому устройству: имеют одинаковое строение тела, внешних и внутренних органов. Но кто-то часто болеет, а кто-то всегда бодр и здоров. Некоторые все время чем-то недовольны, любят только себя, а другие веселы и, чем могут, помогают другим людям…

- Как вы думаете, почему так бывает?

(Ответы детей)

 - Об этом мы узнаем на занятиях, где будем учиться любить и понимать себя, заботиться и помогать себе и другим людям. А сегодня мы узнаем о том, что каждый из вас, и вообще любой человек, - почти волшебник, который может и умеет, а если не умеет, то может научиться делать много-много разных дел, всевозможных чудес. Этого не может никакое другое существо на Земле.

- Интересно? Тогда начинаем знакомиться со своим телом, которое помогает нам в каждую секунду.

 Блок 1 – дифференциация понятий «части тела» и «органы». 

- У животных всего три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека. Боря, подойди ко мне. Голова есть? Есть! Какая часть тела называется головой?

Ответы детей. Справка: головой называется часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств и в которой расположен головной мозг.)

- Зачем она нужна?

Ответы: чтобы думать, есть, дышать и т. д.

- Туловище есть? (показ туловища.) Есть! Какие органы есть на туловище и внутри?

Ответы детей: руки, ноги, сердце, легкие и т.д.

Блок 2 – волосы.

Отгадайте загадку: Не сеют, не сажают, Сами вырастают. (волосы)

 - Что располагается выше всего? (Педагог кладет руку на голову, перебирает волосы.) Познакомимся с их свойствами. Потрогайте свои волосы… Подавите их… Подергайте… Закройте глаза, осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? А теперь подергайте – тихонько. Что почувствовали?

Ответы детей: боль.

- Кто догадался, зачем нам нужны волосы?

Ответы детей: защищать голову, воспринимать некоторые воздействия, согревать и защищать от жарких лучей солнца.

Блок 3 – кожа. 

- Что располагается ниже?

 Ответ: лоб.

- Что внутри?

Ответ: мозг.

 - Зачем нам мозг?

Ответ: чтобы думать.

- Чем сверху покрыт лоб?

Ответ: кожей.

 - Кожа есть не только на лбу, но и на всех остальных частях тела. Мы изучим и её. Закройте глаза, я ложу на ладошку предмет (кубик льда). Что почувствовали? Закрываем глаза, на другую ладошку другой предмет (стакан с теплой водой). Что почувствовали?  закрой глаза и определи, что я сделаю.

- А теперь, каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали?

 - Что может чувствовать кожа?

Ответы детей: тепло, холод, прикосновения, боль.

Блок 4 – глаза. 

Отгадайте загадку: Оля смотрит на кота, На картинки-сказки. А для этого нужны Нашей Оле ….. (глазки)

- Что находиться ниже лба?

Ответ: глаза.

Сейчас узнаем, зачем они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (Педагог показывает книгу. Молчание.) А теперь? (Педагог берет книгу. Молчание.) - Откройте глаза. Вот что я делала. (Педагог повторяет свои действия). Зачем нужны глаза?

Ответ: Чтобы видеть.

- У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Какой орган в этом участвует?

Ответ: веки.

Зачем нужно моргать?- Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что сделал товарищ? Зачем нужны веки ресницы? - Рассмотрим, зачем нужны брови. Когда умываем лицо, капельки бегут вниз со лба. Что делают веки? Ответ: защищают глаза от воды, пыли и т.д.

 Блок 5 – нос. 

Отгадайте загадку: Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норках воздух бродит, То заходит, то выходит. (нос)

- Что ниже?

Ответ: нос.

 - Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Зачем нужен нос?

Ответ: чтобы дышать.

- Закройте глаза (Педагог подносит ватную палочку к носу ребенка). Что почувствовали? Так зачем нам нос?

Ответ: дышать и различать запахи.

 Блок 6 – уши. 

Отгадайте загадку: Оля слушает в лесу, Как кричат кукушки. А для этого нужны Нашей Оле…. (ушки)

- Что находиться немного ниже? (Педагог указывает на уши.) - Проверим, зачем нам нужны уши. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (Педагог произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я только что делала?

Ответ: говорили, мы видели по губам.

- А что я говорила? (не слышали?) Так зачем нам уши?

Ответ: чтобы слушать.

Блок 7- рот.

 - Что располагается ниже? (

Ответ: рот.

- Проверим, зачем нам нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его. - Теперь сожмите губы пальцами с скажите: мама, папа, я иду гулять. - И еще один опыт (Педагог раздает стаканы с растворами соленой, кислой и сладкой воды). Что почувствовали?

- Так зачем нам рот?

Ответ: чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус.

 Блок 8 – шея. 

- Что ниже? (Педагог показывает на шею.) Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните, что вы видите. (Дети запоминают.) А теперь поворачивайте голову в любые стороны. (Дети выполняют). Вы видите столько же или больше? Зачем нужна шея?

Блок 9 – руки и ноги.

 Отгадайте загадку: Оля весело бежит К речке по дорожке. А для этого нужны Нашей Оле …. (ножки) Оля ягодки берет По две, по три штучки. А для этого нужны Нашей Оле …… (ручки)

- Узнаем, зачем человеку руки. Дима, подойди ко мне. Убери руки назад за спину и возьми со стола книгу. Не поворачивайся. Зачем тебе руки?

Ответ: чтобы брать предметы.

 - А теперь подходите все по группе, только без ног. Зачем нам ноги? Подвижная игра: «Что мы делаем - не скажем, что мы делаем – покажем» Цель: водящий показывает действия, а играющие должны догадаться, что это за действия (забивать гвозди, поднимать тяжести, вязать, вырезать, бежать, топать – идти.)

 Блок 10 – внутренние органы. 

- Внутри туловища есть очень много органов. Давайте послушаем, как работает сердце. Положите руку на грудь и послушайте свое сердце. Есть в туловище и другие органы: желудок, кишечник, но о них мы будем говорить на других занятиях.

 Физкультминутка.

У меня есть голова

Направо - налево, раз – два.

(Повороты головы направо – налево, наклоны головы.)

Она сидит на крепкой шее,

Повертели – повертели.

(Круговые повороты шеей)

Затем туловище идет,

Наклон назад, наклон вперед,

Поворот – поворот.

(Руки на поясе, наклоны, повороты)

Умелые руки есть у всех,

Вверх- вниз, вниз – вверх.

(Рывки руками вверх – вниз)

Ноги нам нужны, чтоб бегать,

Прыгать, приседать, стоять…

(Бег на месте, подскоки, приседания)

Вот какое мое тело!

С ним все сделаешь на «пять»!

Практические упражнения: 

 Покажи где у тебя голова

 Дотронься до головы своего соседа, погладь ее.

 Вытяните шею, как гусь.

  Втяните голову в плечи.

 Погладь свой носик.

 Погладь носик своего соседа.

 Покажи свои ушки.

 Открой и закрой рот.

 Улыбнись. Подари улыбку своему соседу.

Чтение детям «Тело человека» (М. Ефремова)

Что такое наше тело? Что оно умеет делать?

 Улыбаться и смеяться, Прыгать, бегать, баловаться…

Наши ушки звуки слышат.

Воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать.

Глазки могут увидать.

Ножки могут быстро бегать.

Ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко

И сжимают крепко-крепко.

Чтобы быть здоровым телу,

Надо нам зарядку делать.

 Ручки мы поднимем: «Ох!»,

Сделаем глубокий вдох!

Наклонимся вправо – влево…

Гибкое какое тело! И в ладошки вместе: «Хлоп!»

И не хмурь красивый лоб!

Потянулись – потянулись…

И друг другу улыбнулись.

Как владеем мы умело

Этим стройным, сильным телом!

Заключение.

- Скажите ребята, нашли ли мы с вами хоть один орган, который был бы не нужен человеку?

 Вот и молодцы, хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия в подготовительной группе с НОДА "Подготовка к полету"

Данный материал адресован инструкторам по физической культуре в дошкольном учреждении; предлагается конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы  с нарушениями опорно-дв...

Конспект интегрированной деятельности «Нам посчастливилось родиться на Руси!» (подготовительная группа для детей с НОДА)

Программное содержание: приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.Закреплять знание малых ф...

"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...

КОМПЕНСИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НОДА, ИМЕЮЩИМИ ВТОРИЧНЫЙ ДИАГНОЗ: ФФНР, ФНР

Совместная статья музыкального руководителя и  логопеда ДОУ об использовании музыкальных коррекционно-развивающих игр и упражнений, с помощью которых  мы можем корректировать нарушения в реч...

Презентация на тему: "специфика содержания индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (НОДА)"

Презентация на тему: "специфика содержания индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (НОДА)" Раскрывает основные направления индивидуальной работы и дифференцированного подхода в обучении  детей с ОВЗ...

Условия успешной адаптации детей с НОДА средствами музыки

Проблема адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата насущна и актуальна в нашем учреждении. В поисках оптимальных средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариа...

Презентация к НОДу "Люблю березку русскую"

Данный материал является приложением к конспекту НОДа "Люблю березку русскую"...