Музыка и урок физической культуры
статья (старшая группа) на тему

Куряткова Анна Владимировна

Как показывает практика последних лет, музыкальное сопровождение применяетя при выполнении физических упражнений в детских сдах и школах, в занятиях различными видами спорта, во всем многообразии различных направлений физкультурно-оздоровительной деятельности - фитнесе. Музыкальное сопровождение в зависимоти от цели применения способствует повышению работоспособности, развитию координациии движений, воспитывает у занимающихся чувство и понимания ритма.
В данной статье Вы сможете для себя отметить некоторые особенности музыкального сопровожденри я на уроках фихическо йкультуры. А также ознакомиться с условиями использования музыкального сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_fizkulutra.docx14.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инструктор по физической культуре

ГБДОУ №85 г.Санкт-Петербург

Куряткова Анна Владимировна

 DATE \@ "d MMMM y 'г'." 3 мая 2017 г.

Музыка и урок физической

культуры.

Интенсивное развитие теории и методики занятий физической культурой и спортом в последнее время привело к истощению резерва проведения занятий лежащих на «поверхности» наших знаний и представлений. Дальнейшее повышение эффективности физической активности требует кропотливого поиска новых методов.

Одним из таких глубинных резервов может явиться музыка.

Музыка может помочь преодолеть усталость, воодушевить и вдохновить на преодоление кажущегося предела своих физических возможностей, чего обычными волевыми усилиями можно добиться далеко не всегда.

Известно, что все движения, почерпнутые человеком из окружающей природы — движений животных, птиц, деревьев, растений, и полученные в процессе трудовой деятельности, в древние времена назывались танцами. Любовь, труд и обряд находили своё отражение в танцевальных движениях. При этом известно, что музыка применялась не только в процессе исполнения танцев, но и для введения человека в изменённое состояние сознания (при медитации) в занятиях йогой. Отдельные ритуальные упражнения оздоровительной гимнастики также исполнялись под музыкальное сопровождение.

Как указывает Ю. Г. Коджаспиров, одним из первых государств Древнего мира, узаконивших прикладное применение музыки в физическом воспитании подрастающего поколения в масштабах страны, была Спарта. 

По мнению автора, массовое внедрение музыки в физическую культуры Спарты ранее других государств, по всей видимости, сыграло свою положительную роль в достижениях спартанских атлетов на Олимпийских играх в VII до н. э

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив.

Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма.

При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов — эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером.

Особенности музыкального сопровождения

Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения.

Рассмотрим эти положения.

Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий — способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Наиболее целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьбу, бег, подпрыгивания), строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазанье, метании в цель, прыжки в высоту, длину и др.), использовать музыку не следует.

Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, четкие взмахи флажками требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые поскоки, притопы — легкой, игривой; помахивание лентами — нежной, напевной и т. п.

Вместе с тем один и тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому марш подбирается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию — снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной. На физкультурных праздниках ходьба и музыка носят торжественный, приподнятый характер.

Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д.).

Некоторые условия использования музыкального сопровождения

Выполнение разнообразных физических упражнений под музыку возможно в тех детских садах, где хорошо поставлена работа по физическому и музыкальному воспитанию, т. е. большинство детей данной возрастной группы успешно справляются с программными требованиями.

Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприятие. После показа упражнения дается ее характеристика. Например, воспитатель показывает упражнение с обручем в сопровождении «Вальса» Б. Асафьева, затем говорит: «Музыка спокойная, певучая, негромкая, и движения должны быть мягкими, неторопливыми, плавными».

Разучивание отдельных элементов движения проводится без музыки, так как ее восприятие на этом этапе снижает сознательное управление двигательными навыками и может привести к механическому их воспроизведению. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением.

Вопросы роли и значения музыкального сопровождения в физической культуре уже давно находятся в поле зрения как российских , так и зарубежных исследователей. Так, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилёва (2003) считают, что целенаправленно подбираемая учителем музыка своими динамическими оттенками непроизвольно регулирует степень напряжения и расслабления мышечных усилий, плавность или порывистость выполняемых двигательных действий. Немаловажное значение для управления процессом выполнения упражнений имеет акцентирование сильных долей такта, отчётливость их выражения и строгая равномерность темпа, при этом сильные доли в музыкальном произведении подсознательно связываются у учеников с нарастанием мышечного усилия и выходом, а слабые с ослаблением мышечного усилия и вдохом.

В заключение можно констатировать, что методически грамотный выбор музыкального сопровождения способен в значительной мере повысить эффективность занятий физической культурой, их качество, а также решать многие задачи физического, эстетического, нравственного воспитания детей и взрослых.

Список литературы:

1.Бореев Г. Пифагорейская теория музыки и света / эл. ресурс: #»justify"

2.Догель И.М. Влияние музыки на человека и животных. Казань, 1888. 298

3.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ высш. Учеб. заведений. М.: Владос, 2000. 304 с.: ноты

4.Казакевич Н.В, Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Ритмическая гимнастика: Метод. пособ. СПб.: Познание, 2001. 108 с.

5.Сайкина Е.Г., Смирнова Ю.В.. Психологические аспекты музыкального сопровождения на оздоровительных занятиях физическими упражнениями // Физическая культура и спорт: проектирование, реализация, эффективность: Сб. матер. Всеросс. науч.- практ. конф., посвящ. 70-летнему юбилею д-ра пед. наук, проф. А.А. Нестерова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. Ч. 2 . С. 46 - 52.

                 PAGE 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физической культуры "Путешествие на веселую железную дорогу"

Темазы: Хоглуг демир-орукка аян-чорук.Сорулгазы: 1. Ангы-ангы хевирнин шимчээшкиннерин шын кылырын ооредирин уламчылаар.2. Шимчээшкинниг оюннар дузазы-биле кашпагай болурунга дадыктырар.3. Сюжет-рольд...

План проекта: "Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска" на уроках физической культуры"

Линия развития проекта.Познавательное и психическое развитие, особенности психофизического развития, здоровьесберегающие технологии....

Дизайн проект на тему "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры"

Дизайн проект на тему "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры"...

Презентация на тему "Воспитательная работа на уроках физической культуры в старшей группе"

Презентация на тему "Воспитательная работа на уроках физической культуры в старшей группе" с описанием и иллюстрациями в рабочем и активном секторах....

Эффективность уроков физической культуры в соответствии с ФГОС

Проект предусматривает просвещение детей страшего дошкольного возраста и их родителей: развитие представоений о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о здоровом образе...