Проект "Здоровые ножки"
материал (младшая группа) на тему

«Здоровье детей – самый главный показатель здоровья нации» (Д.А. Медведев)

Что может быть важнее здоровья ребенка?

У значительной части детей, посещающих дошкольные учреждения, наблюдаются отклонения в состоянии здоровья, в частности плоскостопие.

Нарушение стопы, не только способствует ухудшению осанки ребенка, но может привести к более серьезным заболеваниям. Поэтому профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста очень важна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_detey.docx54.71 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

1.Введение                                                                                   3

1.1 Актуальность    

 1.2.Цель.                                                                          

1.3.Задачи.                                                                      

1.4.Методы и методики                                                  

1.5.Ожидаемый результат.

1.6.Предполагаемые продукты проекта.

1.7.На защиту выносится.

2.Основная часть.                                                                     5

2.1. Этапы работы.

3.Заключение.                                                                            8

4. Список литературы.                                                             9

5.Приложения.

2

1.Введение

  1. Актуальность.

 «Здоровье детей – самый главный показатель здоровья нации»

 ( из выступления Д.А. Медведева)

     Что может быть важнее здоровья ребенка?. На сегодняшний день проблема здоровья подрастающего поколения стоит очень остро. По данным опубликованным в государственном докладе «О состоянии здоровья населения РФ», 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные нарушения в состоянии здоровья, в частности плоскостопие. Плоскостопие достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

      При плоскостопии, в результате снижения высоты свода стопы и некоторого отклонения ее кнаружи теряется способность стопы противостоять нагрузкам, то есть нарушается ее рессорная функция.

      Нарушение стопы, не только способствует ухудшению осанки ребенка, но может привести к более серьезным заболеваниям. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому, особое значение имеет организация профилактики плоскостопия в раннем возрасте.

     В дошкольном возрасте, когда организм отличается большой пластичностью, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

     Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний  о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья. Здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний.

1.2 Цель

     Совершенствование процесса физического воспитания дошкольников с использованием традиционного и нетрадиционного оборудования в условиях дошкольного отделения.

3

1.3.Задачи:

-.Оздоровление дошкольников, формирование у детей двигательных умений и навыков

направленных на укрепления мышц стоп.

- Создание прочной основы для воспитания здорового ребенка.

-  Вести разъяснительно-педагогическую работу с родителями, углублять представление о профилактических мероприятий по плоскостопию.

1.4.Методы и методики

-. Словесные (беседы; чтение художественной литературы; подвижные игры;)

-. Наглядные
-. Практические создание условий по профилактике плоскостопия.

-  Методике В.А. Яралава-Яраланца с соавторами по определению ориентировочной диагностики плоскостопия у детей дошкольного возраста.

- Методические пособия О. Н. Моргунова «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»;  Н. С. Голицына «Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ», журналов «Дошкольное воспитание».

1.5. Ожидаемый результат:

-.Воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

-.Обеспечить укрепление физического здоровья воспитанников.

-.Вызвать интерес у родителей, способствовать сплочению семьи и взаимодействию педагогов и родителей в общем деле..

1.6. Предполагаемые продукты проекта:

-.Изготовление нестандартного оборудования по профилактике плоскостопия.

-.Альбом упражнений и игр по профилактике плоскостопия.

1.7.На защиту выносится

-.Презентация по проекту.

-.Показ физических упражнений на нестандартном оборудовании по профилактике плоскостопия.

4

2. Основная часть

      Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны. Именно поэтому возрастает роль ДО в необходимости активного применения здоровьесберегающих технологий.

Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников  с различными отклонениями в состоянии здоровья.

     Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. С каждым годом медицинские работники  выявляют всё больше детей с плоскостопием и нарушением развития опорно-двигательного аппарата
      Работая в ДО , мы часто сталкивались с проблемой плоскостопия у детей. Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата Это деформация стопы с уплощением ее свода, подошва теряет свои рессорные свойства. Плоскостопие встречается у детей самого разного возраста – от новорожденных до старших школьников. Этому заболеванию часто сопутствуют неприятные, и даже болевые ощущения, особенно при ходьбе и беге. А поскольку у детей подвижность повышена, плоскостопие может доставлять им массу неудобств. Поэтому возникает острая необходимость обратить на эту проблему самое пристальное внимание.

     Подробно изучив эту проблему, мы поняли, что меры по профилактике плоскостопия  у детей очень важны особенно в ДО, где дети находятся целый день. Успешная профилактика плоскостопия  возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания. В дошкольном возрасте, когда организм отличается большой пластичностью можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

      Мы поставили перед собой задачи:

 -совершенствование работы по укреплению здоровья

- формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;

     Успешное решение этих задач возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей. .  Очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о профилактике плоскостопия, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.

     Для привлечения родителей к активному участию в работе по профилактике плоскостопия были использованы различные формы общения: собрания, тематические консультации, беседы, уголки для родителей, папки-передвижки и т.п.

5

      Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста должна быть направлена на укрепление и поддержку связочного аппарата, тогда нагрузка будет распределяться равномерно, исключая деформацию ступней ног детей. Физические упражнения являются лучшим средством при профилактики плоскостопия. Упражнения (бег, приседания, прыжки, ходьба по разным сторонам стопы) помогут укрепить двигательную систему ребенка. Ежедневная утренняя гимнастика, активные упражнения вДО — замечательное средство при лечении плоскостопия, его профилактики у детей дошкольного возраста.

Упражнения по профилактике плоскостопия должны стать повседневными и привычными занятиями . Делать ее лучше 2-3 раза в день.

     Перед нами стояла проблема, каким образом сделать занятия по профилактике плоскостопия интересными?  Как убедить детей в пользе специальных, порой утомительных упражнений? Чем можно увлечь ребенка, создать эмоциональный положительный фон на занятии?

     Инновационный подход к решению этой проблемы мы видим в использовании традиционного и нетрадиционного физкультурного оборудования Коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата можно достичь путем выполнения правильно подобранных специальных упражнений с предметами и без них,  самомассажа стопы и

голени, а также с помощью разнообразных игр.

2.1 Этапы работы.

1этап – подготовительный.

-Работа началась с изучения специальной литературы и интернет ресурсов, подбором информации о причинах возникновения плоскостопия и их устранении.

-Вовлечение  к работе над проектом инструктора по физкультуре и медсестры.

-С медицинским работником ДО были выявлены дети нашей группы, у которых, при поступлении в ДО , стоял диагноз плоскостопие.

-Провели ориентировочную диагностику плоскостопия у детей с диагнозом плоскостопие и с детьми , у которых этого диагноза нет

(См. приложение №1)

- Был составлен  перспективный  план работы по профилактике плоскостопия. инструктором по физкультуре Дягелевой М.А.

(См. приложение №2)

-В результате проведенных бесед с родителями об актуальности проекта и его реализации, им было предложено участие в проекте и изготовление массажных ковриков для ног своими руками для профилактики плоскостопия.

6

2 этап – основной.

-Работа по плану проекта, выполнение запланированных мероприятий

-Подбор комплексов упражнений для профилактики плоскостопия в разные режимные моменты.

- Создание альбома упражнений и игр по профилактики плоскостопия/

-Подбор комплекса упражнений на нестандартном оборудовании – массажных ковриках.

( См. приложение3)

.Фотогазета  «Наши ножки бегут по дорожке»

2.Работа с родителями:

- Изготовление нестандартного оборудования.( массажных ковриков)

- Подбор рекомендаций для родителей.

-Папка-передвижка, консультации для родителей

      На папках- передвижках, размещена информация: "Плоскостопие – дело поправимое!", где приводится изображения отпечатков стоп правильной и неправильной формы, комплексы специальных физических упражнений для занятий в домашних условиях. Организуются консультации для родителей на темы: "Какая должна быть обувь", "Одевайте детей правильно".

3. Работа с детьми:

 - Беседы - рассуждения с детьми:

:Будь здоров”, “Что значит здоровые ноги”,

- Изобразительная деятельность. Аппликация.

   Коллективная работа «Солнышко»

   Коллективная работа « Следы на дорожке»

- .Разучивание с детьми комплексов упражнений и игр по профилактики плоскостопия.

7

3. Заключение

- Работа по реализации проекта была проведена успешно.

-Созданы благоприятные условия для организации работы по профилактике плоскостопия.

- Воспитывается устойчивый интерес к занятиям физкультурой. Дети с большим удовольствием ходили по массажным коврикам , разучивали комплексы игровых упражнений. С интересом играли в подвижные игры.

- Родители проявили активное участие в работе над проектом, а так же творческое мастерство в изготовлении нестандартного оборудования

( массажные коврики) для профилактики плоскостопия.

- Повышение компетентности родителей в  вопросах физического развития и здоровья.

- Установление тесных отношений между родителем и ребенком.

- Сформированы представления  желания и стремления к здоровому образу жизни

- Повышение профессиональной культуры педагогов  в вопросах здоровьесбережения

- Презентация проекта.

8

Список литературы

Вавилова Е.Н. «Развитие основных движений у детей 3-7 лет.» Москва 2007г.

Вавилова Е.Н. «Укрепляйте здоровье детей» Москва «Просвещение» с.125.

Издательство «Скрипторий»  2003 - 160с.

Герасименко В. « Снаряды для профилактики плоскостопия» Москва Журнал Дошкольное воспитание . Издательство «Просвещение» с.91

Голицина  Н.С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ.» Москва

Змановский  Ю. «Воспитываем детей здоровыми» Москва Журнал Дошкольное воспитание . Издательство «Просвещение» с78

Курнишова Л.Е. «Модели здоровьесберегающих технологий» Москва 2007 Центр школьная книга – 239с.

Моргунова О.М.  «Методические пособия по профилактике плоскостопия»

Панфилова Н. «Развивать координационные способности» Москва Журнал Дошкольное воспитание . Издательство «Просвещение» с.16

Саркисян А. «Детское плоскостопие» Москва Журнал Дошкольное воспитание . Издательство «Просвещение» с.19.

Федотова И.А. «Комплекс упражнений при плоскостопии» Москва Издательство «Ортодон»

Интернет ресурсы rodnaya-tropinka.ru ( профилактика поскостопия)

www.operabeino.ru  (плантограф)

Советы врача ортопеда «Мамина школа»

Maam.ru ( профилактика плоскостопия)

www. Maminpapin.ru  (советы по профилактике плоскостоприя

9

                                                                                Приложение №1

Был проведена  ориентировочная  диагностика по методике В.А. Яралава-Яраланца с соавторами. Она удобна для массовых обследований детей дошкольного возраста.

Смазали подошву ноги,красящим веществом.Затем на листе бумаге оставили отпечаток, так чтоб нагрузка на стопы была равномерной, и ребенок находился в обычном для себя положении стоя. На листе бумаги провели линию параллельно подошвенной вырезке от пальцев к пятке, и к ней же провели перпендикуляр в самом глубоком месте вырезки до наружного края стопы. В том случае когда, отпечаток узкой части стопы занимает половину и более линии проведенной перпендикулярно первой линии, то это говорит о возможном плоскостопии

Плоскостопие у детей - как определить плоскостопие?

I

Приложение №3.

Комплекс упражнений на нестандартном оборудовании – массажных ковриках.

Цель : Воспитание и совершенствование навыков правильной ходьбы, стимуляция подошвенных мышц. Профилактика и лечение плоскостопия. Развитие координации и равновесия, за счет ходьбы по ограниченной поверхности.

1.Ходьба обычная по коврикам  колонне..

2.Ходьба, топтание на месте по коврику

3.Ходбьа приставными шагами по коврикам.

4.Ходьба на носках по коврикам

5.Упражнение  «Качели»

Перекатывание с носка на пятку.

6.Упражнение «Важная цапля»

Поочередное топтание ногами с высоким подниманием колен.

7.Поочередное поднимание прямых ног вперед, оттягивая носок от себя.

8.Упражнение «Трусливый заяц».

Присесть, не отрывая ступни, наклониться вперед и обнять руками голени, опустив голову.

9.Упражнение «Танцующий медвежонок»

Опираться на наружный край стоп. Топтание на коврике на одном месте, округ себя, то в одну сторону, то в другую.

10.Упражнение «Великан гномик»

Великан – стоим на носках, гномик – полуприседание на носках

V11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа: «Мои ножки»

здоровьесбережение дошкольников...

Реализация ФГТ. Конспект занятия "Мои помощники ножки"

Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой сферы Развитие ли...

Маленькие ножки бегут по дорожке

Конспект игровой ситуации по ПДД в группе детей раннего возраста...

Конспект занятия "Чтоб ножки не болели, чтобы ножки здоровели"

Конспект занятия "Чтоб ножки не болели, чтобы ножки здоровели"...

Консультация для родителей “Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели”

ldquo;Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели&rdquo...

Методическая разработка «Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели» (профилактика плоскостопия)

Сохранение здоровья детей, во все времена - основная задача родителей и педагогов. Как известно легче предотвратить заболевание, чем лечить. В последние годы увеличилось число детей страдающих от плос...

Методическая разработка «Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели» (профилактика плоскостопия)

Сохранение здоровья детей, во все времена - основная задача родителей и педагогов. Как известно легче предотвратить заболевание, чем лечить. В последние годы увеличилось число детей страдающих от плос...