Перспективный план социальный мир
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Абдулова Джюме Сиражутдиновна

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского района

(МДОУ «Детский сад «Сказка»)

ул. Газовиков д.27, п. Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42;

ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001

 

 

Принято:                                                                                                                                                                                      Утверждаю:

педагогическим советом                                                                                                                                                             Заведующий МДОУ

МДОУ «Детский сад «Сказка»                                                                                                                                                  «Детский сад «Сказка»

Протокол №                                                                                                                                                                             __________/В.Л. Богомолова/

от   «» ____20__г                                                                                                                                                                           Приказ №

                                                                                                                                                                                                       от «___» ___20__г. 

 

 

 

Перспективное планирование по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»

 Раздел «Социальный мир»

 Старшая  группа

 

 

 

 

 

 

 

П.Правохеттинский

2016г

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Вид занятий «Ознакомление с окружающим»

 Перспективный план составлен на основе задач примерной программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001-2010

Рассчитан на 36 занятий в год.

 Данный перспективный план составлен с учетом возрастных знаний, умений и  навыков детей, имеет познавательно-речевую направленность развития и  умственного воспитания ребенка  старшего   возраста, тесно связан со всеми  сторонами воспитательной и образовательной работы (игры, чтение книг, беседы, игровые ситуации и  др.),  в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания об окружающем мире.

 Данный перспективный план включает 4 раздела:

 

«Труд взрослых»

«Предметный и рукотворный мир»

«Краеведение»

«Безопасное поведение»

-1 раздел «Труд взрослых» дает детям представление о роли труда взрослых в жизни людей на основе ознакомления  с разными видами производительного и обслуживающего труда, характерными для данной местности.  

-2 раздел «Предметный и рукотворный мир», предполагает формирование интереса к предметам, познанию их назначения, существенных признаков, лежащих в основе родовых обобщений (игрушки, одежда, посуда), присущие предметам и материалам качества и свойства, дает детям обобщенное представление  о том, что строение  предмета и выбор материала для его изготовления обусловлены его назначением.

-3 раздел  «Краеведение» дает детям представления  о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи,  о родном городе и  его   достопримечательностях,   народно-прикладном искусстве и  природе Кубани,   России.

-4 раздел «Безопасное поведение», предполагает   формирование представлений о правилах поведения детей в опасных ситуациях: на улице, в природе, при встречи с незнакомыми людьми, дает детям знания о личной гигиене, о правильном питании.

Основные задачи:

«Труд взрослых»

     Формировать у детей  представления о людях разных профессий, о содержании и структуре  труда взрослых, о характере трудового процесса.

Учить обобщать трудовые процессы, связывая их с деятельностью людей  определенной профессии.

     Знакомить детей с предметами бытовой техники и их назначением.

Воспитывать  интерес и уважительное отношение к труду работников ДОУ, бережно относиться к результатам труда.

 «Предметный и рукотворный мир»

Формировать интерес к предметам и материалам, к  познанию их особенностей и способов использования в собственной практической деятельности.

Учить устанавливать связи между назначением часто используемых детьми предметов и их строением,  а  также материалами.

Воспитывать бережное отношение к предметам  и материалам, уметь пользоваться  ими в повседневной жизни в соответствии с назначением, 

свойствами.

«Краеведение» 

Систематизировать и обобщать знания  детей о городе, названии, достопримечательностях, знаменитых людях, о своей семье.

Закреплять знания о природе России и Кубани.

Воспитывать любовь к своей Родине России и Кубани, интерес к народно-прикладному искусству.

«Безопасное поведение»

Формировать представления об опасных предметах, о последствиях неосторожного обращения с такими  предметами, об  опасных ситуациях и правилах поведения  при их возникновении.

Формировать чувство самосохранения.

Закреплять  знание правил поведения на улице.

 

36  занятий отражают вышеперечисленные задачи и распределены следующим образом:

 

                                       

Тематический блок

Темы занятий

Количество занятий

Предметный  и рукотворный мир

«История бумаги»

 «Легкая пластмасса»

«Путешествие в мир стеклянных предметов»

«Разные разные ткани».

«Какая бывает посуда?»

Что из чего сделано?»

«В мире предметов»

«Знакомьтесь, это капрон!»

«Фарфоровый секрет китайцев»

9

Безопасность

«Что такое страх?»

«Насильственные действия незнакомого взрослого на улице»

«Травма: как ее избежать »

«Один дома»

«Зачем нужны дорожные знаки»

«Что надо помнить, когда гуляешь в парке, в лесу»

«Пожароопасные предметы»

«Служба 02», «Скорая помощь»

«Самый большой друг»

9

Краеведение

«Я живу в Тихорецке»

«Я и моя семья»

«Краснодарский край. Столица Кубани - Краснодар»

«Мы гордимся земляками»

«Москва – главный  город нашей Родины»

«Мой родной город, его история»

«Культура и традиции  кубанского народа»

«Московский кремль»

«Культура и традиции  русского народа»

9

Труд взрослых

«Кто быстрее построит дом?»

«Откуда хлеб пришел?»

 «Кто нам шьет одежду?»

«Человек трудился всегда»

«Я и взрослые люди»

«Кто нас лечит?»

«Кем быть?  Кто важнее?»

«Разговор  о профессиях»

«Узнай, кем я работаю»

9

       Всего

36

 

К концу года дети должны  знать:

 

-о разнообразии профессий;

-о связи труда людей разных профессий;

-

-о хозяйственно – бытовом труде взрослых;

-где  и кем работают родители;

-систему обследовательских действий  предметов;

-определение качеств и свойств материалов, из которых         эти предметы изготовлены;

- составлять описательные рассказы о предметах;

- о семье и родственных отношениях;

-знать ход возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек;

-о многообразии народов мира;

-культуру и  традиции кубанского народа;

- некоторые исторические  факты, происходившие в России и на Кубани;

-о том, что трудом взрослых создано богатство окружающего мира;

-о том, что народ хранит память о выдающихся людях России  и Кубани;

-  правила поведения в опасных для жизни ситуациях.

 

 

 

Перспективный план по ознакомлению с окружающим в старшей группе

Тема занятия

Программные задачи

Используемая  литература

1.

Сентябрь

1 неделя

Безопасное поведение:

 «Служба 02», «Скорая помощь»

познакомить детей со службой «02», «03»;

учить детей в случае необходимости (если есть угроза жизни, если кто-то заболел) не теряться, а звонить по этим номерам.

 

Полынова В.К.7, стр.19-21

2

сентябрь

2 неделя

«Я такой»

формировать представления о себе как о человеке, о его внешнем виде, от его отличительных особенностях (прямо хождение, речь, внешний вид т.д..)о половом различии; учить детей называть свою фамилию, имя, отчество; развивать наблюдательность, умение находить отличия от других людей

(О.Ф.Горбатенко

2, стр. 67-68)

3

сентябрь

3 неделя

«Город, в котором я живу»

формировать представления детей о городе, поселке, в котором они живут; уточнить знания о своем микрорайоне; воспитывать любовь к в своему родному городу, поселку

(О.Ф.Горбатенко

3, стр. 69)

4

сентябрь

4 неделя

«Где люди живут»

формировать представления детей о жилищах в разных видах поселений, их общих и отличительных особенностях, основных профессиях в городе и селе, об истории развития жилища

(О.Ф.Горбатенко

5, стр. 72-73)

5.

Октябрь

1 неделя

Труд взрослых: «Откуда хлеб пришел?»

Дать представления о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии; развивать умение составлять рассказ с помощью схемы- модели; формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающий его труд, о взаимосвязи села и города; воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобов, пекарей, водителей и др.), бережное отношение к хлебу

 

(О.Ф.Горбатенко

4, стр. 70-71)

6. октябрь

2 неделя

«Помоги собрать урожай»

Закрепить знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, на огороде; развивать умение различать плоды по месту их выращивания; воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду

(О.Ф.Горбатенко

4, стр. 73-74)

7 октябрь

3 неделя

 

Краеведение: 

«Наша Родина- Россия»

дать детям представление о родине-России, ее столице; развивать умение ориентироваться на карте, глобусе, находить свою страну, город, в котором живут,

воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну

 

(О.Ф.Горбатенко

5, стр. 75-76)

8октябрь

4 неделя

Безопасность

 «Наземный транспорт»

формировать представления о видах пассажирского и грузового транспорта, его назначении, профессии водителя, познакомить с историей развития транспорта; воспитывать у детей правила поведения и общения в общественном транспорте

(О.Ф.Горбатенко

5, стр. 76-79)

9 ноябрь

1 неделя

«Какими были первобытные люди»

дать представления о первобытных людях, их приспособлении к жизни, жилищах и занятиях первобытных людей; развивать любознательность, наблюдательность

(О.Ф.Горбатенко

5, стр. 80 )

10 ноябрь

2неделя

«Я  и мое настроение»

Углубить представления детей об эмоциональном состоянии

людей (детей и взрослых); понимать выраженные в мимике, жестах, пантомиме, действиях, интонации речи эмоционально состоянии сверстников; формировать понимание необходимости учитывать настроение сверстников в общении с ним(успокоить обиженного, разделить радость, выразить восхищение и т.п.)

(О.Ф.Горбатенко

11, стр. 81)

11

ноябрь

3неделя

 

Краеведение:  

«Эти дети живут на севере»

 

развивать представление о национальных особенностях: костюмах, занятиях, жилищах, живущих на севере; воспитывать интерес и уважение к любым национальным отличиям;

 

(О.Ф.Горбатенко

11, стр. 82-83)

12 ноябрь

4 неделя

Безопасное поведение:

 «Что такое страх?»

Познакомить детей с эмоцией – страх; развивать умение различать эмоции по схематическим изображениям;передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств;

учить понимать свои чувства и чувства других и рассказывать о них; воспитывать чувства доброты, милосердия, взаимопонимания, сострадания

 

(О.Ф.Горбатенко

12, стр. 83-84)

13

Декабрь

1 неделя

Труд взрослых: «Кто нам шьет одежду?»

формировать у детей представление  о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков, швей; познакомить  с разными видами тканей; развивать умение устанавливать причинно-следственные  связи между использованием тканей  и временем года.

 

(О.В. Дыбина. 1, стр. 84)

14

Декабрь

2неделя

Предметный и рукотворный мир: «Какая бывает посуда?»

формировать представления детей    о предметах материальной культуры - посуде; систематизировать знания детей о материалах, из которых  изготавливается различная посуда( стекло, пластмасса, металл, фарфор, глина);формировать  у детей умение устанавливать  причинно-следственные связи между материалом и назначением посуды; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное, осторожное обращение с предметами посуды.

 

(О.Ф.Горбатенко

14, стр. 85-86)

15

Декабрь

3 неделя

Бытовая техника

формировать представления детей о предметах бытовой технике назначении, как облегчить труд человека; познакомить детей с историй создания некоторых предметов бытовой техники, с процессом их преобразования человеком; развивать любознательность познавательный интерес к предметам рукотворного мира

(О.Ф.Горбатенко

16, стр. 87-89)

16

Декабрь

4 неделя

«Готовимся к Новому году»

углубить представления детей о празднике Нового года; профессии артиста; воспитывать уважение к труду взрослых, которые создают детям праздник, желание сделать нарядной свою группу и порадовать подарками близких

(О.Ф.Горбатенко

16, стр. 89-90)

17

Январь

1 неделя

 

Краеведение: 

 «Я и моя семья»»

углубить представления о семье и ее членах (брат, сестра);

знать имена всех членов семьи, половую принадлежность;

воспитывать заботливое отношение, сострадание к членам своей семьи, культуру поведения.

 

(О.Ф.Горбатенко

17, стр. 90-91)

18

Январь

2 неделя

Безопасное поведение:

 «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице»

Научить ребенка вести себя правильно в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, чтобы окружающим было понятно, что над ним совершается насилие, что это не детские  капризы.

  (Авдеева Н.Н. 3,    стр.49. 7, 85)

19

Январь

3 неделя

Предметный и рукотворный мир: «Легкая пластмасса»

Побудить детей определять свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделия из нее окрашены в разные цвета, водонепроницаемая, легкая, ломкая, плавиться).

(О.В. Дыбина. 6, стр. 62)

20 январь 4 неделя

Труд взрослых: «Кто нам шьет одежду?»

формировать у детей представление о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков, швей; познакомить с разными видами тканей и обратить внимание на отдельные свойства(впитываемость)

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года; воспитывать уважение к труду взрослых, желание подражать им, аккуратно носить одежду

 

(О.Ф.Горбатенко

19, стр. 93-95)

21

Февраль

1 неделя

«Как жили коренные народы Севера в ЯНАО»

Познакомить и закрепить знания о жителях, быте народов Крайнего Севера  в старину»

этнокалендарь ЯНАО,

стр 66-68)

22

Февраль

3 неделя

«Военные профессии»

формировать представления детей о профессиях военного, их разновидности; развивать познавательный интерес детей к профессия пап, желание быть похожим на папу; воспитывать уважение к профессии военного, как защитника нашей родины

(О.Ф.Горбатенко

20, стр. 102-103)

23

Февраль

4 неделя

«День Оленевода»

Способствовать воспитанию взаимоуважения национальных культур; воспитывать любовь и уважение к традициям, истории народов Севера»

( этнокалендарь ЯНАО,

стр 44-46)

24

Март

1неделя

 

«Я общаюсь по телефону»

формировать представления детей о телефоне как средстве связи, о правилах общения по телефону с различными людьми; познакомить с историей развития телефона

(О.Ф.Горбатенко

22, стр. 97-98)

25

Март

2неделя

 

«Женщина труженица»

формировать представления детей о профессиях женщин, о работе женщин в детском саду, о профессии мам; развивать умения определять эмоциональное состояние близких людей (мама, бабушек, сестричек), оказывать посильную помощь и проявлять заботу о женщинах; воспитывать уважение к труду женщин

(О.Ф.Горбатенко

23, стр. 99-100)

26

Март

3неделя

 

«Кто нас лечит»

Углубить представления о профессии врача, медсестры, санитарки, о помощи которую оказывают больному в аптеке, больнице, на «скорой помощи»; воспитывать уважение к труду врачей, умение сотрудничать (на примере названных профессий), благодарить за внимание и заботу

(О.Ф.Горбатенко

23, стр. 100-101)

27

Арт 4 неделя

Предметный и рукотворный мир:

 «В мире предметов»

углубить представления детей о таких материалах как металл, дерево, стекло, учить объяснить их свойства на основе сравнения; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами, его качество и свойствами

(О.Ф.Горбатенко

20, стр. 103-104)

28

Труд взрослых: «Я и взрослые люди»

углубить знания детей  о различении  взрослых по возрасту, профессиям,  эмоциональному состоянию;  воспитывать желание и необходимость помогать взрослым в трудной ситуации;

дать детям представление о том, что внешность незнакомого человека означает его намерения.

 

(О.Ф.Горбатенко

29, стр. 107-108)

29

Безопасное поведение:

 «Зачем нужны дорожные знаки»

закрепить знания детей о правилах поведения на улице;

вспомнить знакомые дорожные знаки, светофор, «Пешеходный переход», «зебра»,   внимание,  осторожно, дети.

 

(Авдеева Н.Н 7, 69)

30

«На чем люди летают?»

Формировать представления детей о воздушно транспорте, его назначении, разновидностях, о профессии пилота; воспитывать уважение к профессии летчика

(О.Ф.Горбатенко

28, стр. 105-107)

31

«Бумажная страна»

Формировать знания детей о бумаге, разных его видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением

(О.Ф.Горбатенко

33, стр. 112-114)

32

 

Краеведение: «Ямал в годы ВОВ 1941-1945гг)

формировать у детей представления о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

 

этнокалендарь

33

Труд взрослых: «Кем быть?  Кто важнее?»

углубить представления детей об особенностях труда рабочих по производству сельскохозяйственной техники, бытовой химии, обуви и др. в родном городе;

воспитывать интерес к рабочим профессиям, уважение кК труду взрослых.

 

(О.Ф.Горбатенко

32, стр. 111-112)

34

Безопасное поведение:

 «Пожароопасные предметы»

помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе,    так и в сельской местности.

 

(Авдеева Н.Н 3, стр. 54)

35

Труд взрослых:

 «Разговор о профессиях»

*способствовать формированию представления о том, что такое профессия.

*пробуждать интерес к разным профессиям.

*способствовать развитию самостоятельности мышления и выбора.

 

(О.В. Дыбина 5, стр. 59)

36

Предметный и рукотворный мир: 

«Что из чего сделано?»

уточнить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: стекло, металл, дерево, резина, ткань,  учить объяснять их свойства на основе сравнения; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между назначением предмета, его качествами и свойствами.

 

О.Ф.Горбатенко

34, стр. 114-115)

 

 

 

 

Литература

 

1.       Автор – составитель О.Ф.  Горбатенко. Комплексные занятия с детьми 4-7 лет (программа «Детство», – ,Изд.3-е, перераб.-Волгоград: Учитель.-204с. 2012г.

2.      Авдеева Н.Н. «Безопасность» учебно-методическое  пособие  по основам безопасности  жизнедеятельности детей  старшего дошкольного возраста. СПБ.;   Детство-Пресс,  2002.

3.      Л.Л. Масалова.  «Я  и  мир». Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

4.О.В. Дыбина. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Полынова  В.К.«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

              5.Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России,2013гЯНАО,для воспитателей детских дошкольных учреждений, из-во «Фрегат»,Санкт- Петербург,2013г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_okruzhayushchim_starshaya_gruppa.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского района

(МДОУ «Детский сад «Сказка»)

ул. Газовиков д.27, п. Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42;

ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001

Принято:                                                                                                                                                                                      Утверждаю:

педагогическим советом                                                                                                                                                             Заведующий МДОУ

МДОУ «Детский сад «Сказка»                                                                                                                                                  «Детский сад «Сказка»

Протокол №                                                                                                                                                                             __________/В.Л. Богомолова/

от   «» ____20__г                                                                                                                                                                           Приказ №

                                                                                                                                                                                                       от «___» ___20__г.  

Перспективное планирование по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»

 Раздел «Социальный мир»

 Старшая  группа

П.Правохеттинский

2016г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вид занятий «Ознакомление с окружающим»

 Перспективный план составлен на основе задач примерной программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001-2010

Рассчитан на 36 занятий в год.

 Данный перспективный план составлен с учетом возрастных знаний, умений и  навыков детей, имеет познавательно-речевую направленность развития и  умственного воспитания ребенка  старшего   возраста, тесно связан со всеми  сторонами воспитательной и образовательной работы (игры, чтение книг, беседы, игровые ситуации и  др.),  в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания об окружающем мире.

 Данный перспективный план включает 4 раздела:

«Труд взрослых»

«Предметный и рукотворный мир»

«Краеведение»

«Безопасное поведение»

-1 раздел «Труд взрослых» дает детям представление о роли труда взрослых в жизни людей на основе ознакомления  с разными видами производительного и обслуживающего труда, характерными для данной местности.  

-2 раздел «Предметный и рукотворный мир», предполагает формирование интереса к предметам, познанию их назначения, существенных признаков, лежащих в основе родовых обобщений (игрушки, одежда, посуда), присущие предметам и материалам качества и свойства, дает детям обобщенное представление  о том, что строение  предмета и выбор материала для его изготовления обусловлены его назначением.

-3 раздел  «Краеведение» дает детям представления  о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи,  о родном городе и  его   достопримечательностях,   народно-прикладном искусстве и  природе Кубани,   России.

-4 раздел «Безопасное поведение», предполагает   формирование представлений о правилах поведения детей в опасных ситуациях: на улице, в природе, при встречи с незнакомыми людьми, дает детям знания о личной гигиене, о правильном питании.

Основные задачи:

«Труд взрослых»

     Формировать у детей  представления о людях разных профессий, о содержании и структуре  труда взрослых, о характере трудового процесса.

Учить обобщать трудовые процессы, связывая их с деятельностью людей  определенной профессии.

     Знакомить детей с предметами бытовой техники и их назначением.

Воспитывать  интерес и уважительное отношение к труду работников ДОУ, бережно относиться к результатам труда.

 «Предметный и рукотворный мир»

Формировать интерес к предметам и материалам, к  познанию их особенностей и способов использования в собственной практической деятельности.

Учить устанавливать связи между назначением часто используемых детьми предметов и их строением,  а  также материалами.

Воспитывать бережное отношение к предметам  и материалам, уметь пользоваться  ими в повседневной жизни в соответствии с назначением,  

свойствами.

«Краеведение»  

Систематизировать и обобщать знания  детей о городе, названии, достопримечательностях, знаменитых людях, о своей семье.

Закреплять знания о природе России и Кубани.

Воспитывать любовь к своей Родине России и Кубани, интерес к народно-прикладному искусству.

«Безопасное поведение»

Формировать представления об опасных предметах, о последствиях неосторожного обращения с такими  предметами, об  опасных ситуациях и правилах поведения  при их возникновении.

Формировать чувство самосохранения.

Закреплять  знание правил поведения на улице.

36  занятий отражают вышеперечисленные задачи и распределены следующим образом:

                                       

Тематический блок

Темы занятий

Количество занятий

Предметный  и рукотворный мир

«История бумаги»

 «Легкая пластмасса»

«Путешествие в мир стеклянных предметов»

«Разные разные ткани».

«Какая бывает посуда?»

Что из чего сделано?»

«В мире предметов»

«Знакомьтесь, это капрон!»

«Фарфоровый секрет китайцев»

9

Безопасность

«Что такое страх?»

«Насильственные действия незнакомого взрослого на улице»

«Травма: как ее избежать »

«Один дома»

«Зачем нужны дорожные знаки»

«Что надо помнить, когда гуляешь в парке, в лесу»

«Пожароопасные предметы»

«Служба 02», «Скорая помощь»

«Самый большой друг»

9

Краеведение

«Я живу в Тихорецке»

«Я и моя семья»

«Краснодарский край. Столица Кубани - Краснодар»

«Мы гордимся земляками»

«Москва – главный  город нашей Родины»

«Мой родной город, его история»

«Культура и традиции  кубанского народа»

«Московский кремль»

«Культура и традиции  русского народа»

9

Труд взрослых

«Кто быстрее построит дом?»

«Откуда хлеб пришел?»

 «Кто нам шьет одежду?»

«Человек трудился всегда»

«Я и взрослые люди»

«Кто нас лечит?»

«Кем быть?  Кто важнее?»

«Разговор  о профессиях»

«Узнай, кем я работаю»

9

       Всего

36

К концу года дети должны  знать:

-о разнообразии профессий;

-о связи труда людей разных профессий;

-

-о хозяйственно – бытовом труде взрослых;

-где  и кем работают родители;

-систему обследовательских действий  предметов;

-определение качеств и свойств материалов, из которых         эти предметы изготовлены;

- составлять описательные рассказы о предметах;

- о семье и родственных отношениях;

-знать ход возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек;

-о многообразии народов мира;

-культуру и  традиции кубанского народа;

- некоторые исторические  факты, происходившие в России и на Кубани;

-о том, что трудом взрослых создано богатство окружающего мира;

-о том, что народ хранит память о выдающихся людях России  и Кубани;

-  правила поведения в опасных для жизни ситуациях.

 


Перспективный план по ознакомлению с окружающим в старшей группе

Тема занятия

Программные задачи

Используемая  литература

1.

Сентябрь

1 неделя

Безопасное поведение:

 «Служба 02», «Скорая помощь»

познакомить детей со службой «02», «03»;

учить детей в случае необходимости (если есть угроза жизни, если кто-то заболел) не теряться, а звонить по этим номерам.

Полынова В.К.7, стр.19-21

2

сентябрь

2 неделя

«Я такой»

формировать представления о себе как о человеке, о его внешнем виде, от его отличительных особенностях (прямо хождение, речь, внешний вид т.д..)о половом различии; учить детей называть свою фамилию, имя, отчество; развивать наблюдательность, умение находить отличия от других людей

(О.Ф.Горбатенко

2, стр. 67-68)

3

сентябрь

3 неделя

«Город, в котором я живу»

формировать представления детей о городе, поселке, в котором они живут; уточнить знания о своем микрорайоне; воспитывать любовь к в своему родному городу, поселку

(О.Ф.Горбатенко

3, стр. 69)

4

сентябрь

4 неделя

«Где люди живут»

формировать представления детей о жилищах в разных видах поселений, их общих и отличительных особенностях, основных профессиях в городе и селе, об истории развития жилища

(О.Ф.Горбатенко

5, стр. 72-73)

5.

Октябрь

1 неделя

Труд взрослых: «Откуда хлеб пришел?»

Дать представления о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии; развивать умение составлять рассказ с помощью схемы- модели; формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающий его труд, о взаимосвязи села и города; воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобов, пекарей, водителей и др.), бережное отношение к хлебу

(О.Ф.Горбатенко

4, стр. 70-71)

6. октябрь

2 неделя

«Помоги собрать урожай»

Закрепить знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, на огороде; развивать умение различать плоды по месту их выращивания; воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду

(О.Ф.Горбатенко

4, стр. 73-74)

7 октябрь

3 неделя

Краеведение:  

«Наша Родина- Россия»

дать детям представление о родине-России, ее столице; развивать умение ориентироваться на карте, глобусе, находить свою страну, город, в котором живут,

воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну

(О.Ф.Горбатенко

5, стр. 75-76)

8октябрь

4 неделя

Безопасность

 «Наземный транспорт»

формировать представления о видах пассажирского и грузового транспорта, его назначении, профессии водителя, познакомить с историей развития транспорта; воспитывать у детей правила поведения и общения в общественном транспорте

(О.Ф.Горбатенко

5, стр. 76-79)

9 ноябрь

1 неделя

«Какими были первобытные люди»

дать представления о первобытных людях, их приспособлении к жизни, жилищах и занятиях первобытных людей; развивать любознательность, наблюдательность

(О.Ф.Горбатенко

5, стр. 80 )

10 ноябрь

2неделя

«Я  и мое настроение»

Углубить представления детей об эмоциональном состоянии

людей (детей и взрослых); понимать выраженные в мимике, жестах, пантомиме, действиях, интонации речи эмоционально состоянии сверстников; формировать понимание необходимости учитывать настроение сверстников в общении с ним(успокоить обиженного, разделить радость, выразить восхищение и т.п.)

(О.Ф.Горбатенко

11, стр. 81)

11

ноябрь

3неделя

Краеведение:  

«Эти дети живут на севере»

развивать представление о национальных особенностях: костюмах, занятиях, жилищах, живущих на севере; воспитывать интерес и уважение к любым национальным отличиям;

(О.Ф.Горбатенко

11, стр. 82-83)

12 ноябрь

4 неделя

Безопасное поведение:

 «Что такое страх?»

Познакомить детей с эмоцией – страх; развивать умение различать эмоции по схематическим изображениям;передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств;

учить понимать свои чувства и чувства других и рассказывать о них; воспитывать чувства доброты, милосердия, взаимопонимания, сострадания

(О.Ф.Горбатенко

12, стр. 83-84)

13

Декабрь

1 неделя

Труд взрослых: «Кто нам шьет одежду?»

формировать у детей представление  о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков, швей; познакомить  с разными видами тканей; развивать умение устанавливать причинно-следственные  связи между использованием тканей  и временем года.

(О.В. Дыбина. 1, стр. 84)

14

Декабрь

2неделя

Предметный и рукотворный мир: «Какая бывает посуда?»

формировать представления детей    о предметах материальной культуры - посуде; систематизировать знания детей о материалах, из которых  изготавливается различная посуда( стекло, пластмасса, металл, фарфор, глина);формировать  у детей умение устанавливать  причинно-следственные связи между материалом и назначением посуды; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное, осторожное обращение с предметами посуды.

(О.Ф.Горбатенко

14, стр. 85-86)

15

Декабрь

3 неделя

Бытовая техника

формировать представления детей о предметах бытовой технике назначении, как облегчить труд человека; познакомить детей с историй создания некоторых предметов бытовой техники, с процессом их преобразования человеком; развивать любознательность познавательный интерес к предметам рукотворного мира

(О.Ф.Горбатенко

16, стр. 87-89)

16

Декабрь

4 неделя

«Готовимся к Новому году»

углубить представления детей о празднике Нового года; профессии артиста; воспитывать уважение к труду взрослых, которые создают детям праздник, желание сделать нарядной свою группу и порадовать подарками близких

(О.Ф.Горбатенко

16, стр. 89-90)

17

Январь

1 неделя

Краеведение:  

 «Я и моя семья»»

углубить представления о семье и ее членах (брат, сестра);

знать имена всех членов семьи, половую принадлежность;

воспитывать заботливое отношение, сострадание к членам своей семьи, культуру поведения.

(О.Ф.Горбатенко

17, стр. 90-91)

18

Январь

2 неделя

Безопасное поведение:

 «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице»

Научить ребенка вести себя правильно в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, чтобы окружающим было понятно, что над ним совершается насилие, что это не детские  капризы.

  (Авдеева Н.Н. 3,    стр.49. 7, 85)

19

Январь

3 неделя

Предметный и рукотворный мир: «Легкая пластмасса»

Побудить детей определять свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделия из нее окрашены в разные цвета, водонепроницаемая, легкая, ломкая, плавиться).

(О.В. Дыбина. 6, стр. 62)

20 январь 4 неделя

Труд взрослых: «Кто нам шьет одежду?»

формировать у детей представление о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков, швей; познакомить с разными видами тканей и обратить внимание на отдельные свойства(впитываемость)

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года; воспитывать уважение к труду взрослых, желание подражать им, аккуратно носить одежду

(О.Ф.Горбатенко

19, стр. 93-95)

21

Февраль

1 неделя

«Как жили коренные народы Севера в ЯНАО»

Познакомить и закрепить знания о жителях, быте народов Крайнего Севера  в старину»

этнокалендарь ЯНАО,

стр 66-68)

22

Февраль

3 неделя

«Военные профессии»

формировать представления детей о профессиях военного, их разновидности; развивать познавательный интерес детей к профессия пап, желание быть похожим на папу; воспитывать уважение к профессии военного, как защитника нашей родины

(О.Ф.Горбатенко

20, стр. 102-103)

23

Февраль

4 неделя

«День Оленевода»

Способствовать воспитанию взаимоуважения национальных культур; воспитывать любовь и уважение к традициям, истории народов Севера»

( этнокалендарь ЯНАО,

стр 44-46)

24

Март

1неделя

«Я общаюсь по телефону»

формировать представления детей о телефоне как средстве связи, о правилах общения по телефону с различными людьми; познакомить с историей развития телефона

(О.Ф.Горбатенко

22, стр. 97-98)

25

Март

2неделя

«Женщина труженица»

формировать представления детей о профессиях женщин, о работе женщин в детском саду, о профессии мам; развивать умения определять эмоциональное состояние близких людей (мама, бабушек, сестричек), оказывать посильную помощь и проявлять заботу о женщинах; воспитывать уважение к труду женщин

(О.Ф.Горбатенко

23, стр. 99-100)

26

Март

3неделя

«Кто нас лечит»

Углубить представления о профессии врача, медсестры, санитарки, о помощи которую оказывают больному в аптеке, больнице, на «скорой помощи»; воспитывать уважение к труду врачей, умение сотрудничать (на примере названных профессий), благодарить за внимание и заботу

(О.Ф.Горбатенко

23, стр. 100-101)

27

Арт 4 неделя

Предметный и рукотворный мир:

 «В мире предметов»

углубить представления детей о таких материалах как металл, дерево, стекло, учить объяснить их свойства на основе сравнения; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами, его качество и свойствами

(О.Ф.Горбатенко

20, стр. 103-104)

28

Труд взрослых: «Я и взрослые люди»

углубить знания детей  о различении  взрослых по возрасту, профессиям,  эмоциональному состоянию;  воспитывать желание и необходимость помогать взрослым в трудной ситуации;

дать детям представление о том, что внешность незнакомого человека означает его намерения.

(О.Ф.Горбатенко

29, стр. 107-108)

29

Безопасное поведение:

 «Зачем нужны дорожные знаки»

закрепить знания детей о правилах поведения на улице;

вспомнить знакомые дорожные знаки, светофор, «Пешеходный переход», «зебра»,   внимание,  осторожно, дети.

(Авдеева Н.Н 7, 69)

30

«На чем люди летают?»

Формировать представления детей о воздушно транспорте, его назначении, разновидностях, о профессии пилота; воспитывать уважение к профессии летчика

(О.Ф.Горбатенко

28, стр. 105-107)

31

«Бумажная страна»

Формировать знания детей о бумаге, разных его видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением

(О.Ф.Горбатенко

33, стр. 112-114)

32

Краеведение: «Ямал в годы ВОВ 1941-1945гг)

формировать у детей представления о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

этнокалендарь

33

Труд взрослых: «Кем быть?  Кто важнее?»

углубить представления детей об особенностях труда рабочих по производству сельскохозяйственной техники, бытовой химии, обуви и др. в родном городе;

воспитывать интерес к рабочим профессиям, уважение кК труду взрослых.

(О.Ф.Горбатенко

32, стр. 111-112)

34

Безопасное поведение:

 «Пожароопасные предметы»

помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе,    так и в сельской местности.

(Авдеева Н.Н 3, стр. 54)

35

Труд взрослых:

 «Разговор о профессиях»

*способствовать формированию представления о том, что такое профессия.

*пробуждать интерес к разным профессиям.

*способствовать развитию самостоятельности мышления и выбора.

(О.В. Дыбина 5, стр. 59)

36

Предметный и рукотворный мир:  

«Что из чего сделано?»

уточнить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: стекло, металл, дерево, резина, ткань,  учить объяснять их свойства на основе сравнения; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между назначением предмета, его качествами и свойствами.

О.Ф.Горбатенко

34, стр. 114-115)

Литература

 

  1.  Автор – составитель О.Ф.  Горбатенко. Комплексные занятия с детьми 4-7 лет (программа «Детство», – ,Изд.3-е, перераб.-Волгоград: Учитель.-204с. 2012г.
  2. Авдеева Н.Н. «Безопасность» учебно-методическое  пособие  по основам безопасности  жизнедеятельности детей  старшего дошкольного возраста. СПБ.;   Детство-Пресс,  2002.
  3. Л.Л. Масалова.  «Я  и  мир». Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

4.О.В. Дыбина. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Полынова  В.К.«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

              5.Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России,2013гЯНАО,для воспитателей детских дошкольных учреждений, из-во «Фрегат»,Санкт- Петербург,2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по социально-нравственному воспитанию (на год) Старшая группа

Работа по социально - нравственному воспитанию в детском саду обширна и многообразна. Для того чтобы работа по этому направлению была последовательна и систематична, мною разработана система, которая ...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ

Данный перспективный план раскрывает особенности работы по формированию социально-личностного развития и успешной адаптации детей-билингвов в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учрежде...

Перспективный план работы в логопедической разновозрастной (5 - 7 лет ) группе по социально-личностному развитию на летний период 2013 г.

План составлен по неделям с подробным описанием игровых упражнений на снятие эмоционального напряжения и на развитие коммуникативных навыков, а также с  описанием сюжетно-ролевых игр....

Перспективный план по самообразованию по теме "Социальное развитие детей младшего возраста через окружающий мир"

Социальное  развитие ребенка - процесс "впитывания" ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народа и окружающего общества. Главный источник этого развития - общение и неважно с...

Перспективный план по вхождению ребёнка в мир социальных отношений.

Календарный план использования ролевых игр,которые способствуют вхождению ребёнка в мир социальных отношений....

Перспективный план «Социально – коммуникативное развитие»

СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕТрудовая деятельностьПланирование содержания трудовой деятельности может осуществляться по формам ее организации: поручения, дежурство, коллективный труд.СОЦИ...

Перспективный план по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» тема: «Дошкольник входит в мир социальных отношений». Программа «Детство» Шестой год жизни. Старшая группа.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 станицы Троицкой, муниципального образования Крымский район     Перспективный план по образовател...