Музыка и слово как необходимое условие здоровья дошкольника
статья на тему

Золотарева Надежда Михайловна

В материале рассматривается всестороннее влияние музыки и слова на физическое, психическое и эмоциональное здоровье детей дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКА И СЛОВО КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА

Наталья Викторовна Блинова, воспитатель МДОУ детский сад

№ 23 «Радость»,

г. Серпухов;

Надежда Михайловна Золотарева, музыкальный руководитель

МДОУ детский сад № 23 «Радость»,

г. Серпухов

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости наших детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», - утверждал великий русский педагог В.А.Сухомлинский. Актуальность данного высказывания и на сегодняшний день неоспорима. «Здоровый образ жизни», «эмоциональное благополучие», «психическое здоровье» - эти термины прочно вошли в современный «педагогический словарь».

Неослабевающее внимание к проблемам индивидуального здоровья детей подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и всего мира. Традиционно уделяется внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости). В свою очередь, все чаще поднимаются  вопросы сохранения и укрепления эмоционального и психического здоровья детей. Отмечается, что уже с дошкольного возраста дети начинают испытывать серьезные психические нагрузки, связанные с тем, что ребенок учится общаться, понимать чувства других людей, сопереживать, принимать решения в конфликтных ситуациях.  

Нельзя не учитывать, что в настоящее время дети имеют больший кругозор, больший словарный запас, эрудированны во многих «взрослых вопросах». Но, что парадоксально, именно они становятся менее защищенными в сегодняшнем бурном информационном потоке. Среди всего положительного, что несет в себе «современное воспитание», психологи и педагоги все чаще встречаются с детскими стрессами и эмоциональной дисгармонией. Следствием является ухудшение состояния психического здоровья и рост показателей детской заболеваемости.

Что же может этому противостоять? Бесспорно, очень важна спокойная обстановка в семье, отсутствие ссор и выяснения отношений между взрослыми. Необходимо поддержание психического здоровья: дети дошкольного возраста особенно нуждаются в проявлении заботы и ласки, совместном культурном досуге, постоянном и полноценном общении со сверстниками и взрослыми.

На первый взгляд, тема не является новой, но как прежде, так и сегодня, педагогам необходимо говорить с  родителями своих воспитанников о важности общения, о культуре общения. В его основе лежит наше необычайно многогранное, богатое своими значениями и способностью выразить многие чувства, мысли, взаимоотношения, - русское слово. Принципы словесного общения оформились в общепринятые традиции, которые складывались веками. Во все времена они тщательно отбирались и хранились. Опыт общения накапливался, следуя главному правилу: «разумно – нравственно – красиво».

Что же можно считать источником или основанием истинной культуры общения детей? Скорее всего, как считают многие исследователи, это общение в семье. Там, где взаимоотношения строятся на гуманных чувствах, выражающихся в добрых словах, спокойном тоне, отсутствии ссор, ругательств, насмешек, создается благополучная эмоциональная атмосфера. Поэтому становится возможным формирование у детей доверия, открытости, доброты, дружелюбия – непременных условий воспитания культуры общения. Для того чтобы решить данную задачу, взрослым, в первую очередь, необходимо представлять собой пример, образец культуры общения, и, в том числе, культуры речи в отношении близких, соседей, окружающих, а так же - самих детей.

На что необходимо обратить внимание? Прежде всего, это внешние манеры, стиль поведения, культура речи, что обязательно наложит отпечаток на всё последующее общение. В речи должна присутствовать вежливость, которая может быть обнаружена уже в самый первый момент приветствия, обращения друг к другу, а также – речевые проявления благодарности, извинения, оказание различного рода знаков внимания. Необходимы приличия, диктующие правила речевого поведения в общественных местах, при общении мальчиков и девочек (мужчин и женщин), в отношениях младших к старшим (взрослым), проявление уважения к окружающим людям, их традициям и обычаям.

Существует множество самых разнообразных каждодневных ситуаций, которые могут быть сопряжены с необходимостью применять нормы и правила культурного общения. Можно назвать это ситуативным поведением, с которым детей нужно знакомить, давая им положительные образцы этого общения, речи. В процессе воспитания культуры общения дети постепенно узнают, как вести себя в транспорте и других общественных местах, среди родных и близких, а также - среди незнакомых людей. Они учатся проявлять внимание к своей семье: поздравлять членов семьи и друзей с днем рождения, торжествами, праздниками, дарить подарки с пожеланиями, выражать сочувствие, сожаление, соболезнование.

Важно помнить, что культура общения предполагает присутствие такой необходимой черты, как тактичность. В определенной мере тактичностью должны обладать и маленькие дети. Именно тактичность помогает сделать наши человеческие взаимоотношения максимально безболезненными, не ранить друг друга необдуманным, лишним словом. Именно тактичность помогает человеку понять мотивы поведения и настроение окружающих, даёт возможность представить, какие чувства испытывает человек, оказавшийся в тех или иных обстоятельствах. Как часто взрослые не дают себе труда проявлять тактичность в отношении к детям, к их чувствам, переживаниям, их детским проблемам. В свою очередь, столь же нетактичными становится подрастающее поколение.

Главным средством общения является речь, слово. Воспитание культуры речи – неотъемлемая и важная часть культуры общения. На что чаще всего родители не обращают внимания, или даже становятся отрицательным примером для своих собственных детей? Торопливая, невыразительная речь в момент беседы – следствие того, что собеседник (взрослый) не расположен к слушанию, не способен уделить достаточно времени увлечённому рассказчику (ребенку). Следует всегда проявлять терпение и участие, чтобы дети могли спокойно высказаться, помочь им сделать свой рассказ выразительным. Не прерывать ребенка, а, напротив, побуждать его рассказывать не торопясь, чётко произносить все слова. Беседовать с детьми нужно постоянно, признавая в них равноправного собеседника, но выбирая при этом темы, доступные ребенку и вызывающие у него интерес.

Часто дети в присутствии посторонних взрослых начинают громко разговаривать, смеяться, не обращая внимания на замечания окружающих. Родители могли бы помочь им отрегулировать силу голоса специальными упражнениями или с помощью дидактических игр типа «телефон», «потихоньку скажи, о чём ты думаешь», «скажи на ушко» и т.д. Образцом речи «вполголоса» должно стать спокойное, тактичное общение в кругу взрослых (на праздниках, на отдыхе, во время дружеских встреч).

Очень часто дети используют в речи жаргонные слова, перечислять которые не имеет смысла – их достаточно большое количество. Но, если проанализировать первоисточники этих жаргонных выражений, то увидим, что большую их часть дети дошкольного возраста заимствуют не из речи сверстников, а из лексикона своих родителей. Сами взрослые не обращают на это внимания. Но ведь употребление данных слов в дальнейшем может  войти в привычку, и дети будут употреблять эти выражения, став гораздо старше, а затем найдутся и другие выражения, далеко не украшающие человеческую речь. 

Таким образом, воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста практически полностью зависит от общения детей в семье. Поэтому, именно в семье следует начинать учить ребенка вести беседу, отвечать на вопросы, говорить с окружающими чётко, внятно, приветливо; задавать вопросы, имеющие отношение к теме; высказывать своё мнение только тогда, когда его об этом попросят, внимательно и вежливо слушать собеседника. Уже с дошкольного возраста дети могут понимать шутки и уместно применять их в разговоре, так как развитое чувство юмора облегчает общение и украшает его.

Мы не коснулись роли дошкольного учреждения в воспитании культуры общения детей. Она, безусловно, важна. Педагог представляет детям речевые образцы спокойной, приветливой речи, помогает им накапливать словарь, отрабатывать интонацию, силу голоса, - все это способствует воспитанию культуры общения детей со своими сверстниками и взрослыми.

Таким образом, создание в семье, в детском коллективе доброжелательной речевой атмосферы помогает сохранить эмоциональное и психическое здоровье ребенка, избежать стрессовых ситуаций, ссор и конфликтов. Спокойный, уравновешенный в поведении и речи ребенок, поддерживаемый «добрым словом», участием, вниманием, имеет высокий шанс быть здоровым  – «телом и душой».

Наряду с разговорной речью существует еще одна речь, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Это музыка. Музыкальная и разговорная речь похожи не только возможностью передавать информацию, настроением, характером, средствами выразительности, но и огромным влиянием на физическое, психическое и эмоциональное здоровье человека. Не секрет, что наши дети любят слушать и слушают ту музыку, какую слушаем мы, какая звучит в нашей машине, с телеэкрана, на вечеринках и днях рождения.

Искусство, музыка и сквернословие

Сейчас это явление становится достоянием широких масс. Сквернословие звучит напрямую в театральных постановках, многочисленных сериалах, а также в качестве текста песен некоторых, в том числе популярных, исполнителей, в частушках на праздниках, в рэповых композициях. Зачастую музыка связана с каким-либо праздником, массовым мероприятием, народным гуляньем, где царит радостная атмосфера, улыбки, смех, хорошее настроение. Ребенок окунается в эту атмосферу, у него устанавливаются устойчивые связи между праздником и всем тем, что его сопровождает. Внешне ребенку хорошо, а внутри начинают происходить нежелательные процессы.

Это напрямую касается музыки. Итак, текст песен прочно застревает в памяти, ребенок повторяет его, вызывая смех и умиление взрослых. Хорошо, если мы еще можем, вовремя услышав это произведение народного творчества низкой пробы, выключить телевизор, проигрыватель, увести ребенка.

Но есть скрытое сквернословие в музыке, которое не обязательно оформлено в слова. Ведь язык музыки – язык чувств. Скверное содержание может передаваться с помощью характера, ритма, настроения, темпа, громкости. И влияние всех этих средств музыкальной изобразительности и выразительности будет нисколько не меньше, чем влияние отборного мата.

Есть музыка, которую можно сравнить по влиянию со сквернословием. Исследования ученых, педагогов и психологов доказали негативное влияние рок-музыки (тяжелого рока), направления рэп, русского шансона. Они оказывают угнетающее воздействие на все органы и системы органов, разрушают психику, вносят эмоциональную дисгармонию.

В список «полезных» попали практически все произведения классиков. Не менее полезно слушать детские и народные песни, которые формируют ощущение защищенности и полного спокойствия.

Феномен  Моцарта

Музыка Моцарта оказывает оздоравливающее воздействие на физическое, психическое и эмоциональное здоровье взрослых и детей. Поэтому произведения Моцарта используются в музыкальной терапии, на тренингах, в ситуациях, когда требуется психологическая разгрузка, отдых. 

Какие же рекомендации можно дать для использования оздоровительного влияния музыки и слова?

  1. Старайтесь сами слушать классическую, народную музыку, мелодичную, несущую радость и умиротворение.
  2. Говорите с ребенком о своих музыкальных предпочтениях (полезных), объясняя их выбор.
  3. Посещайте концерты классической и народной музыки.
  4. Находите время для бесед о музыке и ее влиянии на человека.
  5. Включайте записи «оздоравливающей» музыки в режимные моменты: во время засыпания, пробуждения, перед выполнением домашнего задания.

Вывод: У каждого из нас есть любимая музыка. Мы хотим вам пожелать, чтобы музыка, которую вы будете слушать, приносила вам радость, мир и, конечно же, здоровье. Слушайте музыку и будьте здоровы!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арсеневская О. Н. авт.-сост. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Изд.2 –е.- Волгоград: Учитель, 2013.- 204 с.
  2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога [Текст] / А.Арушанова, Е.Рычагова, Н.Дурова// Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.
  3. Барышева Т.А., Шекалов В.А. «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей2 – Ростов-на Дону, 2004.
  4.  «Большая советская энциклопедия», 2003г.
  5. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
  6. Вайнцвайг П. Десяь заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.-С.71
  7. Вуйма А. Ю. Основные принципы воздействия музыки на человека. – М., 1999
  8. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоции: Тексты. - М., 1984.
  9. Дмитрук М. Музыка исцеляющая. Журнал «Свет» природа и человек» № 5, 2005 г.
  10. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1995
  11. Кнаббе Г.С «Феномен рока и контркультуры» Вопросы философии 1990, №8.
  12. Леви М. В. Функциональная музыка как явление современной культуры (сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта). – М.: РГБ, 2004
  13. Малахова Н. Назначение музыки – прожить не зря/ Н. Малахова// Новая газета. – 2007. – 7 августа. – С.22
  14. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика.– М.: ВЛАДОС, 2000

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропаганда здорового образа жизни – необходимое условие приобщения дошкольников к физической культуре

Опыт работы  с родителями воспитанников по приобщению детей к физической культуре и здоровому образу жизни....

Двигательная активность как необходимое условие сохранения здоровья и успешного развития дошкольников в соответствии с ФГОС.

laquo;Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуал...

Музыка как средство укрепления и профилактики здоровья дошкольников

Музыка как средство укрепления и профилактики здоровья дошкольниковОрлова А.А. музыкальный руководительОдной из основных задач, стоящих перед педагогами на современном этапе развития образования в Рос...

Консультация на тему: «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

В настоящее время в России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли н...

Педсовет № 2 Тема «Двигательная активность, как необходимое условие сохранения здоровья и успешного развития дошкольников»

педагогический совет в детском саду на тему "Двигательная активность, как необходимое условие сохранения здоровья и успешного развития дошкольников"...

06.01.24 Здоровый образ жизни - необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

ЗОЖ - необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников...

«Двигательная активность, как необходимое условие сохранения здоровья и успешного развития дошкольников»

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности очень высока, но не всегда она реализуется на должном уровне.   Консультация рассказывает о простых и доступных видах двигате...