Мастер- класс по физической культуре для педагогов Тема: «Релаксация как способ снятия напряжения»
консультация на тему

Павлова Анна Викторовна

Цель:  применение техники релаксации в образовательной деятельности, как способ снятия напряжения.

Задачи:  

v  дать определение понятию релаксация;

v  познакомить педагогов со способами управления и регуляции настроения;

v  показать, как с помощью техники релаксации можно помочь ребёнку справляться со стрессом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР д/с №45 «Колосок»

Мастер- класс

по физической культуре

для педагогов

Тема: «Релаксация как способ снятия напряжения»      

Составила и провела

инструктор по физической культуре

Денисенко Анна Викторовна

2016-2017 год

Цель:  применение техники релаксации в образовательной деятельности, как способ снятия напряжения.

Задачи:   

  • дать определение понятию релаксация;
  • познакомить педагогов со способами управления и регуляции настроения;
  • показать, как с помощью техники релаксации можно помочь ребёнку справляться со стрессом.

Наша задача - охранять и укреплять физическое и психическое здоровье, эмоционального благополучия как детей, так и свое. Для этого мы должны использовать здоровьесберегающие технологии:

  1. медико – профилактические,
  2. физкультурно – оздоровительные,
  3. технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребёнка.

Также к ним относится:

  • Дыхательная и пальчиковая гимнастика 
  • Подвижные и спортивные игры и динамические паузы 
  •  Гимнастика для глаз и утренняя гимнастика,
  • Физкультминутки 

Сегодня мы поговорим о такой здоровьесберегающей технологии «Релаксация» (от лат. - ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Почему-то принято считать, что методы релаксации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

Расслабление у дошкольника вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Дети выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая нам, а перевоплощаясь, входя в заданный образ, оказываясь в определенной ситуации. При проведении релаксации ваш голос должен быть спокойный, уравновешенный, тихий.                                                     

Нужно помнить, что детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется не спокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток.

Существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.

Теперь давайте перейдем к практической части. Для начала нам нужно хорошее настроение. Я предлагаю поднять его необычным приветствием.

Встаем в пары- По 1му хлопку вы здороваетесь руками-По 2му хлопку плечами-По 3му хлопку спиной (или попой)- По 4му хлопку ногами.

А теперь приступим к упражнениям.(включается музыка для релаксации)

  1. Упражнение направлено на дыхание: «Ленивая кошечка».

Сидя – ноги скрещены, мы представим себя кошечками, вытянем ручки перед собой, затем вверх, наберем воздуха и потянемся вверх, как кошечка. Затем тянемся вперед, произнеся звук «мяу».  Повторять упражнение 2-3 раза.

  1. Упражнение на расслабление мышц рук — «Лимон». (для этого возьмем «ежика» или можно без него)

Опустим ручки вниз и представим, что в руке находится лимон, из которого нам нужно выжить сок. Медленно сжимаем, как можно сильнее руку в кулак.

Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. 

Я его слегка сжимаю — Сок лимонный выжимаю. 

Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. 

Упражнение повторим с левой ручкой, с двумя руками. Повторять упражнение 2-3 раза. 

  1. Релаксация «Сосульки».

Присядьте и обнимите коленки руками, закройте глазки. Представим, что мы с вами сосульки. Поднимаем обе ручки вверх, соединяем пальчики в замок и потянемся вверх.

А теперь наши сосульки начинают расти - мы медленно поднимаемся с закрытыми глазами и вытягиваемся вверх, согреваясь теплыми солнечными лучами.

Расслабляем ручки, замочек раскрепляется, опускаем плечи и все тело начинает таять, расслабляться и наша сосулька превращается в лужицу (лежим на коврике).

  1. Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

Руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.

Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

Перед упражнениями полезно детям  крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц

  1. Упражнение на расслабление мышц ног — «Палуба».

 Представим себя на корабле. Ветер качает корабль и чтобы не упасть, ноги нужно расставить шире и взять друг друга за руки.

Ветер дует, корабль качается в стороны. Ветер усиливается и чтобы не упасть, покрепче будем держаться.

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! 

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

 Перенесем все свое тело на правую ногу, прижмем ее к полу и напряжем, левую расслабим, немного согнем в колене, выпрямимся. Повторять упражнение 2-3 раза.

  1. Упражнение на расслабление всего организма -"Замедленное движение". 

По ходу слов выполняем действие: Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая — очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряженье. И становится понятно — расслабление приятно!

  1. Для расслабления нижней части лица и кистей рук - “Драка” 

“Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!”

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

  1. Настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали - “Корабль и ветер”

Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки...А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.

 

ЭТЮДЫ НА РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ

Этюды рекомендованы М.И. Чистяковой. Эти этюды полезны для разных категорий детей: тревожных, аутичных, агрессивных. 

  1. “Штанга” расслабить мышцы спины, расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным
  1. Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. ”
  2. “А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы.
  1. Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. “Винт”

Давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!”

  1. Расслабить максимальное количество мышц тела “Косос и мяч”

Один из вас — большой надувной мяч, другой надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены(мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук звуком “с”.  С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услыша звук “с”, он вдыхает порцию воздуха, и медленно расплавляется.

 Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком “ш”. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.

  1. «Звездочка»

В природе есть солнце. Оно светит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Лягте, закройте глаза, представьте себя маленькой звездочкой. Мысленно направляем от себя лучик, который несет любовь - звездочка увеличилась.

Направляем лучик, который несет мир-звездочка опять увеличилась.

Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше.

Направляю лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны, ноги врозь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов Тема: "Релаксация как способ снятия психического напряжения"

Цель:  применение техники релаксации в образовательной деятельности, как способ снятия напряжения.Задачи:   Дать определение понятию релаксация;Познакомить педагогов со способами ...

Мастер-класс для родителей «Релаксация как способ снятия психического напряжения»

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка — это самая главная задача для родителей и сотрудников детского сада. Для эффект...

Мастер-класс Семинар-практикум для педагогов Тема: "Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста,

Цель:  развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода  в воспитании детей с учетом пола.Задачи:Обратить особое внимание п...

Мастер – класс деловой игры для педагогов Тема: «Воспитываем граждан России»

   Проблема патриотического воспитания всегда была наипервейшей целью воспитания подрастающего поколения, но особую актуальность она приобрела в настоящее время. В годы Вели...

Релаксация - как способ снятия эмоционального напряжения у дошкольников (памятка для педагога)

Правильное полноценное дыхание поможет ребенку избавиться от сильного напряжения, снять раздражение. Этому будет способствовать выполнение следующих упражнений....

Мастер – класс для родителей и педагогов Тема: « Объёмный новогодний шар».

Мастер – класс для родителей и педагогов Тема: « Объёмный новогодний шар».Цель: ознакомить и научить делать объёмный новогодний шарЗадачи:Развивать творческий потенциал;Расширять кру...