Конспект НОД "Глаза - главные помощники человека"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Давыдочкина Светлана Сергеевна

Здоровый образ жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glaza_-glavnye.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад №5 «Почемучка» комбинированного вида

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

«Глаза – главные помощники человека»

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

                                                         Подготовила и провела

                                                                  воспитатель первой квалификационной

                                                      категории

                                                               Давыдочкина Светлана Сергеевна  

 

  Апрель, 2015 г.

Программное содержание:

Образовательные:

- дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека;

- формировать знания о необходимости бережного отношения к органам чувств;

- уточнять представления детей об опасных для глаз ситуаций в быту;

- развивать представление о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье;

- закрепить умение смешивать краски, получая новый цвет;

- закреплять умение изображать картины природы, передавая ее характерные особенности;

- совершенствовать технические приемы рисования нетрадиционным способом: при помощи ватной палочки;

- закрепить знания о временах года;

- расширять и обогащать словарный запас.

Воспитательные:

- формировать представления о моральных нормах и правилах поведения;

- учить видеть красоту природы и разнообразие цветов, общий колорит.

Развивающие:

- развивать у детей внимание, мышление;

- развивать умение устанавливать положительные взаимоотношения в совместной деятельности детей:

Предварительная работа:

 Разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения, для активизации работы глазных мышц.

 Беседа по теме « Чтобы глазки видели».

 Сюжетно-ролевая игра «Больница» (ведет прием врач-окулист)

 Подвижная игра «Жмурки»

 Дидактические игры: «Найди 5 отличий»

                                       «Чего не стало»

                                        «Что изменилось»

 Чтение стихотворения Н.Орловой «Ребятишкам про глаза»

Материал:

  1. Зеркала (на каждого ребенка)
  2. Повязка для глаз
  3. Фотоаппарат
  4. Ленточка

  1. Мешочек с неизвестными предметами
  2. Гуашь белого и красного цвета, кисти, палитра, ватные палочки
  3. Листы бумаги с заранее нарисованными фруктовыми деревьями

Интеграция образовательных областей:

Познание

Здоровье

Безопасность

Социализация

Коммуникация

Художественное творчество

Воспитатель: - Дети, я предлагаю вам поиграть в игру «Жмурки», вы           согласны?

( Воспитатель завязывает глаза водящему, напоминает правила.)

 Проводится игра « Жмурки»

Воспитатель: - Егор, тебе было легко нас поймать? Почему? ( Ответы ребенка )

- Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека, его главные помощники! Дети, как вы думаете, почему?

Дети: - С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму. Глаза помогают нам передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве.

Воспитатель: - Правильно. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. А хотите узнать тайны наших глаз?

Дети: - Хотим!

Воспитатель: ( достает фотоаппарат) – Дети, что это?

Дети: - Фотоаппарат.

Воспитатель: - Посмотрите, что сейчас произойдет.( воспитатель нажимает на кнопку затвора, открывается объектив) – Что произошло?

Дети: - Открылось маленькое круглое отверстие.

Воспитатель: - Через это отверстие- объектив проходят лучи света. Они попадают на экран и высвечивают на нем то, что мы фотографируем. Примерно также устроены и наши глаза. Возьмите зеркала и посмотрите на свои глазки.

 

(дети берут зеркала)  –Попробуйте закрыть и открыть глаза. Эти действия мы производим благодаря подвижному верхнему веку. Тома, с помощью чего мы

закрываем и открываем глаза? ( ответ ребенка ) – Посмотрите на цветной кружок – это радужная оболочка. У каждого человека она окрашена в свой цвет. У кого то она голубая, у кого то зеленая, у кого то коричневая и т.д.. Посмотрите друг другу в глаза и определите цвет радужной оболочки. Ваня, какого цвета радужная оболочка у Милы? Мила, а у Вани какого цвета радужная оболочка? И т.д.. Дети, а как называется цветной кружок на глазе? (ответы детей) Посмотрите внимательно, черная точка в центре – зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим. Зрачок регулирует количество света. При ярком света – зрачок сужается, при слабом – расширяется. Ярослав, как называется черная точка в центре глаза? (ответ ребенка ) Дети, уберите зеркала.

( дети кладут зеркала на стол) - Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены. А что защищает наши глаза?

Дети: - Веки, ресницы, брови.

Воспитатель: - А как они это делают, и отчего они защищают?

( ответы детей )  (на экране выводится изображение глаз человека )

-Правильно, брови ,ресницы, веки служат не только для красоты, они защищают глаза от ветра, грязи, пота, воды. Потечет пот со лба – остановит густая изгородь бровей. Попадет пыль в глаз – их сморгнет веко. Если в опасной близости от глаз появится какой–нибудь предмет, веки захлопнуться раньше, чем мы об этом подумаем. Посмотрите. ( Воспитатель неожиданно взмахивает ленточкой перед глазами детей)  - Что случилось с вашими глазами?

Дети: - Наши глаза моргнули.

 

Воспитатель: - Несмотря на то, что глаза способны сами себя защищать, если о них плохо заботиться, с ними  случится беда. Как вы думаете, какая? ( ответы детей : воспаляться, ослабнет зрение) – Есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения. Как вы думает, легко ли жить таким людям? Почему? Как можно им помочь? ( ответы детей ) – Я предлагаю вам немного поиграть в игру «Попробуй отгадать». Эта игра поможет вам понять, как трудно жить ничего не видя. Определите на ощупь незнакомый предмет.

( Ребенку предлагается закрытыми глазами описать и назвать ощупываемый предмет)

Воспитатель: - Вот видите, как важно зрение в жизни человека.

Физкультурная минутка:

- Жу – жу – жу, жу – жу – жу ( хлопки в ладоши )

- На лужок хожу. ( шаги с высоким подниманием колен)

- На жуков гляжу ( присесть, ладони поднести к глазам )

- Жу – жу- жу, жу- жу- жу.( хлопки в ладоши )

Воспитатель: - Я предлагаю вам поиграть в игру «Полезно – вредно» Я буду называть действия, а вы определите полезны они для глаз или вредны. Если полезны – хлопаем, а если вредны – то топаем.

- Читать лежа…

- Смотреть на яркий свет…

- Оберегать глаза от ударов…

- Смотреть близко телевизор…

- Тереть глаза грязными руками…

- Умываться после сна…

- Читать при хорошем освещении…

- Молодцы! Так что же надо делать, чтобы глаза были здоровы?

Дети: - Умываться после сна.

           - не трите глаза грязными руками

           - не смотреть телевизор близко и долго ( не больше 20 мин.), не играть на компьютере больше 15 мин.

           - не читать, не рисовать лежа

           - читать и рисовать за столом при хорошем освещении, свет должен падать слева

           - оберегать глаза от попадания в них опасных жидкостей, предметов

           - не смотреть на солнце без солнцезащитных очков

           - употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов

(морковь, лук, петрушку, чернику, помидоры, красный перец, шиповник )

           - делать гимнастику для глаз

 

Воспитатель: - Давайте и мы сделаем гимнастику для глаз.

1. Зажмурить глаза, а потом открыть их. ( 5 раз )

2. Делай круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. ( 10 раз )

3. Вытяни руку вперед. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. ( 5 раз )

4. Посмотри в окно, найди дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение 1 мин.

Воспитатель: - Если вы, дети, будете соблюдать все правила по охране зрения, то ваши глазки будут хорошо видеть, и вы всегда сможете любоваться красотой нашего мира.

( на экране выводятся пейзажи (времена года), последним выводится на экран пейзаж ,на котором изображен цветущий фруктовый сад)

 

- Красив цветущий фруктовый сад. А в какое время года цветут сады? А в каком месяце? (ответы детей) Какого цвета соцветия у яблони? Какие краски необходимо смешать, чтобы получился нужный нам цвет?  (ответы детей) Я предлагаю вам украсить наши яблони цветами.

(Дети на палитре смешивают краски, с помощью ватных палочек прорисовывают соцветия. Воспитатель все работы вывешивает на доске.)