Главные вкладки

    Методическая разработка (подготовительная группа) на тему:
    «Зимние народные забавы»

    Клюева Светалана Васильевна

    Методическая разработка непрерывной непосредственной образовательной деятельности длдя детей  подготовительной к школе групп.

    Тематическая неделя «Здравствуй, зимушка – зима!», декабрь

     

    .

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon klyueva_s.v.doc120.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района

    «Детский сад комбинированного вида №9 «Подснежник»

     Методическая разработка

    непрерывной непосредственной образовательной деятельности

     «Зимние народные забавы»

    Подготовительная к школе группа

    Клюева Светлана Васильевна,

    инструктор по физической культуре

    МКДОУ ШР «Детский сад № 9 «Подснежник»,

    первая квалификационная категория

    2016 г

    СХЕМА ННОД 

    Наименование   МКДОУ ШР « Детский сад № 9 «Подснежник»

    Раздел 1.физическая культура

    1.1.

    Ф.И.О.

    (квалификационная категория)

    Клюева Светлана Васильевна, инструктор по физической культуре, первая квалификационная категория

    1.2.

    группа

    Подготовительная к школе группа

    1.3.

    дата

    09.12.2016

    продолжительность

    30 минут

    Раздел 2.                    Содержание                                                              

    2.1.

    тема

    «Зимние народные забавы»,  тематическая неделя «Здравствуй, зимушка – зима!» (декабрь)

    2.2.

    цель

    Совершенствование двигательных способностей детей  в  зимних русских народных забавах.

    2.3.

    задачи

    Образовательные

    Актуализировать  знания детей о русских народных играх и развлечениях в зимний период.

    Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

    Развивающие и оздоровительные

    Закреплять умение детей отгадывать загадки, использовать в речи русские народные заклички,  пословицы, поговорки о зиме, расширять словарный запас.

    Совершенствовать координацию движений в беге,  развивать умение удерживать равновесие в движении,  на ограниченной поверхности.  

    Воспитательные

    Развивать умение действовать в группе, мини группах, парах.

    Формировать двигательную активность через положительный эмоциональный настрой детей.

    Повышать интерес к занятиям физической культуры через игровую деятельность.

    2.4.

    образовательные области

    приоритетная

    Физическое развитие

    в интеграции

    Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое (на этапе предварительной работы).

    2.5

    Предпосылки УУД

    личностные

    • Формирование адекватной самооценки;

    Формирование умения прийти на помощь другу;

    Воспитание нравственных ориентиров.

    познавательные

    Ориентировка в пространстве;

    Умение применять правила и пользоваться инструкциями;

    регулятивные

    Умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

    Умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей.

    коммуникативные

    Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

    Умение предлагать помощь и сотрудничество;

    Умение отвечать на вопросы.

    2.6.

    виды детской деятельности

    Игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора

    2.7.

    Форма организации

    Фронтальная

    2.8.

    методы и приемы, используемые в организации совместной деятельности

    По внешним признакам деятельности педагога и воспитанников: беседа;  упражнения; работа с иллюстративным материалом.

    По источнику получения знаний:  словесные; наглядные: демонстрация плакатов, практические:  игры.

    По степени активности познавательной деятельности воспитанников: объяснительный; иллюстративный; творческий.

    По логичности подхода: синтетический (от частного к общему).

    Приемы продуктивного характера: моделирование игровой ситуации.

     Методы развития воспитанников:1. Методы повышенной познавательной активности -  метод вопросов.
    2.   Методы повышения эмоциональной активности - игровые и воображаемые ситуации, сюрпризные моменты.
    3. Методы обучения и развития творчества - мотивирование детской деятельности, использование спортивного оборудования, наличие сюжета,  игровые приёмы.

    2.9.

    предварительная работа

    с детьми

     Беседы и рассматривание иллюстраций  о текущем времени года и соответствующие ему забавах; русские народные  игры в совместной деятельности педагога и детей,

    разучивание поговорок и закличек, загадки, пословицы о зиме.

    с родителями

    активный досуг во время  праздников и развлечений совместно с родителями воспитанников

    с литературой и

    интернет источниками

    Подбор иллюстраций, поговорок, закличек, загадок;  русских народных игр, забав.

    http://calendareveryday.ru- календарь народных праздников и примет.

    http://www.osminojek.ru/zimnie-russkie-narodnye-igry/- зимние русские народные забавы и традиции.

    https://yandex.ru/images/search?text=иллюстрации к зимним народным забавам.

    http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zaklichki/257-zima- заклички

    http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-pro-zimu.html - загадки, пословицы, поговорки, стихи о зиме.

    http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zaklichki/257-zima- заклички про зиму.

    для детей

    Санки, тюбы, снежки, колокольчики, мягкие модули.

    Раздел 3.        

    Структура

    Прод-сть

    Содержание

    Целевые ориентиры

                        Комментарии

    3.1.

    Вводная часть

    5

    мин.

    Прогулка:  дети играют на спортивной площадке, к ним подходит инструктор по физической культуре в костюме Петрушки.  

    Петрушка: Здравствуйте, ребята! Узнаёте меня?

                          Я - весёлая игрушка, а зовут меня ...

    Дети: Петрушка! Здравствуй, Петрушка, мы тебя сразу узнали, ты часто приходишь к нам в гости на праздники.

    Петрушка:  И сегодня я у вас в гостях, а в гости принято ходить с подарками. Есть они у меня, вот только что это, вам придётся потрудиться и отгадать, слушайте мою загадку:

    Будем петь и танцевать,

    Будем вместе мы....

    Дети: Играть! Ты принёс нам игры! Ура!

    Петрушка: Да игры не простые, а зимние народные забавы. Вот вы, ребята, какие народные игры и забавы знаете?

    Дети: Катание на санях, с горки, постройка снежной крепости....

    Петрушка: Как много забав вы знаете, тогда....1,2,3,4,5 - начинаем мы играть! Только вот какой из игр начнём? Попытайтесь вы, как и я представить свою игру загадкой.

    Дети совместно с педагогом сообща составляют загадку про снеговика.

    Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность, обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;  владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную ситуации, проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.

    Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли.

    Данное (третье) ННОД, проводится по расписанию на улице и имеет цель - закрепление двигательных навыков и умений в игровой форме.

     Включение в ННОД персонажа всегда положительно сказывается на настрое детей, повышает интерес к двигательной деятельности.

    На протяжении ННОД педагог задаёт вопросы поискового характера,  актуализируя знания детей, и мотивируя их на поиски  правильного решения.

    Предлагая придумать загадку, педагог тем самым  упражняет детей в умении находить решение, действуя сообща (группой, подгруппой). Те же задачи решает и следующее задание - лепка снеговика.  

    3.2.

    Основная часть

    20 мин.

    Петрушка: Узнал! Это моя любимая забава - 5,4,3,2 - начинай лепить Снеговика! А может быть и Снежная баба получиться, как знать!

    Дети и педагоги лепят Снеговика из заранее приготовленных снежных комков, украшают его.

    Петрушка: Ну, а теперь пришло время её оживить, то есть выбрать водящего. Только вот как этот лучше сделать?
    Дети (предлагают варианты выбора водящего): По считалке, с помощью палки, стрелочкой!

    Выбрав самостоятельно вариант для выбора водящего, дети и педагоги играют в игру   «Снежная баба» (музыкальная игра  из сборника Ляйлы Хисматуллиной "Пой, играй, танцуй").

     Игра проводится 3-4 раза

    Слышатся звон  бубенцов

    Петрушка: Кто это к нам в гости пожаловал?

    Появляется Дед Мороз, везет с собой санки и тюбы.

    Д\М:  Обходил я свои владения - слышу,  ребята собрались поиграть, решил заглянуть, передохнуть, да позабавиться с вами. А в какую игру вы поиграете со мной?

    Дети: «Заморожу», «Мороз» или «Два мороза», «Царь горы», «Снежная башня», «Льдинка».

    Д/М: Выбираю игру "Два мороза", а моим другом, Дед Морозом будешь (Д/М выбирает детей с помощью стрелочки: закрывает глаза, кружиться, вытянув вперёд руки, как стрелочка. На ком останавливается, когда дети говорят "Стоп!", тот и становится водящим)- ты! Приятно познакомиться - Я Мороз - красный нос (Д/М протягивает руку выбранному ребёнку ).

    Ребёнок: Я Мороз - синий нос (пожимает Д/М руку).

    Д/М: Ну, Мороз - синий нос, познакомь меня с правилами игры, а вы ребята, добавляйте и помогайте моему другу Морозу.

    Ребёнок: В начале игры и ребята и мы, дедушка, будем представляться, а затем дети попытаются перебежать с одного конца площадки в другой, а мы, с тобой вдвоём  должны их попытаться не пропустить. В конце игры подчитаем, кто из нас выиграл, кто больше ребятишек не пустил.

    Д/М: Ох, и трудную задачку вы мне загадали! Это ж каким я доложен быть?

    Дети:  Ловким, шустрым, умелым, весёлым, задорным...

    Д/М: Постараюсь! 1,2,3. - игру начни!

    Русская народная игра "Два Мороза"

    Д/М: Ну, друг Мороз - синий нос, а ты проворней меня оказался, столько ребятишек поймал, что и не сосчитаешь! А я то - всего одно - ведать старенький стал! А теперь хочу проверить на ловкость и других ребятишек. Я выберу Мороза - красного носа, а ты, мой друг, Мороза - синего носа.

    Игра повторяется с другими ведущими. По ходу игры Д/М хвалит и подбадривает как водящих, так играющих детей.

    Д/М: Ох весёлая и задорная  ваша игра! А я то - маленький был только и знал, что с горки и катался. Возьму, бывало, шкуру, расплющенную корзину, или  деревянное корыто, а то и скамейку прихвачу, и ай-да, с горы лечу!

    Петрушка: Ну, ты, дедушка, и вспомнил, так это когда же было, совсем давно, в старину! Сейчас на этом не катаются.

    Д/М: А на чём же сейчас катаются?

    Дети: На санках, ледянках, тюбах.

    Петрушка:

    Д/М: Спасибо, ребята, что доставили мне, дедушке, такое удовольствие покататься с вами. А ж дух захватило! А теперь и ваш черёд пришёл. Выбирайте себе дружка и катайте друг друга на чём больше нравиться.

    Дети: Я буду с Аней кататься, а со мной Денис, я с Катей...

    Дети выбирают пару и катают друг друга на любом из предложенных средствах (тюбы, санки, ледянки).

    Д/М: Какие вы дружные, умелые, ловкие, сильные да выносливые! А тюбы, санки да ледянки оставьте себе -  это мои подарки вам, ребятишки, дарю, катайтесь и меня не забывайте.

    Дети: Спасибо, Д/М.

    Д/М: До свидания, до скорой встречи на новогоднем празднике!

    Дети и Петрушка: До свидания!

     Дед Мороз уходит.

    Петрушка: В старину не только умели петь и плясать, кататься с горы, но и выбирали самого сильного и ловкого. Много богатырей было на Руси, а вы их знаете, назовите?

    Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович...

    Петрушка: Правильно, знаете имена богатырей русских, а у вас в группе богатыри есть?

    Дети:  Да, это Ваня, Игорь, Валера, Денис, Марк, Данил.

    Петрушка (обращаясь к мальчикам):  Смотрите что я вам принёс (Петрушка показывает мягкие модули). Как вы думаете, для чего они?

    Мальчики: А это такая игра, кто дальше кинет, ими можно бросать в цель, сбивать снежки.....

    Петрушка: А вот и не угадали!  Чтобы силу и  ловкость показать,  два богатыря становились на бревно друг против  друга, в руках держали мешки с сеном. Стараясь удержаться на бревне, пытались сбить мешками друг друга. Кто падал, тот  проигрывал, а на его место становился другой богатырь. Ну, что, справитесь? Кто первый?

    Игра «Бой  мягкими модулями» 

    Петрушка: А теперь пришла очередь девочек, определить, кто из мальчишек самый ловкий?

    Девочки: Валера и Марк! 

    Петрушка: А кто показал свою выносливость?

    Девочки: Ваня и Дениска!

    Петрушка и девочки наделяют каждого из мальчиков, каким либо спортивным качеством, поздравляют их.

    Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх.

    Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других;

    - проявлять активное желание, которое может реализовываться в разных видах деятельности;

    -умение подчиняться правилам;

    -  умение контролировать свои движения и управлять ими;

    -  умение быть наблюдательными и ориентироваться в пространстве,

     

    У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.

    Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

    На протяжении ННОД педагог даёт детям право самостоятельно выбрать как форму выбора водящего (считалка, с помощью палки, "стрелочкой"), так и средства передвижения в игре (тюбы, ледянки, санки).

    Подвижные игры, представленные в ННОД, интересны и любимы детьми, поэтому они и легли в основу ННОД.

    Играя в игру "Снежная баба", дети не только проявляют ловкость (необходимо не быть осаленным водящим), но и проявить фантазию в придумывании ледяной фигуры, если тебя запятнали. Педагог (персонажи) хвалит не осаленных детей,  проявивших ловкость в игр, а также   предлагает детям самостоятельно выбрать интересные, необычные фигуры.

    Приход Деда Мороза (эту роль исполняет папа воспитанника) в преддверии праздника - это многолетняя традиция детского сада. Её целью является эмоциональный всплеск детей, а также желание представить сказочного персонажа, как "живого" человека, с которым можно пообщаться, поиграть, пошутить, повеселиться.

    В игре "Бой с мягкими модулями" педагог закрепляет умении детей высказываться о спортивных качествах всех детей (при этом никого не обижая словами), принявших участие в состязании.

    Играя в игру "Два Мороза", дети проявляют ловкость (необходимо не быть осаленным водящим), педагог (персонажи) хвалит не осаленных детей,  проявивших ловкость в игре.

    По ходу игры Д/М хвалит и подбадривает как водящих, так играющих детей.

    Подводя итог ННОД, педагог привлекает детей к оценке общей деятельности и самооценки результатов.



    3.3.

    Заключительная часть

    5 мин.

    Петрушка:  А я тоже хочу быть и сильным и ловким и выносливым. А может, кто нибудь со мной силой померится?

    Дети: Я! Я! И я!

    Петрушка (в руках у Петрушки канат):

         Я девчонок и ребят вызываю  на канат

         Петрушка слева, дети справа - только мускулы трещат.

    Игра «Перетягивание каната» 

    Петрушка пытается перетянуть детей на свою сторону, но у него ничего не получается. Дети перетягивают Петрушку в свою сторону и все дружно падают в снег, весело, задорно смеются.

    Петрушка: Ну, спасибо вам, ребята. За веселье, удальство. Это время пошло вам на пользу. А какая из игр вам больше понравилась? Чем поделитесь с родителями?

    Дети: (Аня) Мне понравилось лепить снеговика и украшать его, я буду дома с мамой и братом тоже лепить снеговика.

    Даша: Я обрадовалась, что к нам пришел Дед Мороз! Он такой весёлый, озорной, что с нами поиграл и пообещал придти в гости ещё не один раз.

    Данил: Интересно было кататься  на тюбе и сбивать мягкими модулями друг друга. Я стал  самым сильным!

    Валера: Очень интересная игра «Снежная баба» и «Два Мороза», а ещё мы канат перетягивали у Петрушки, а потом все в снегу кувыркались! Здорово!

    Петрушка: И мне, ребята, было с вами весело! Но пришло время прощаться с вами. А вы играйте, и  меня вспоминайте!

    До новых встреч, до свидания!

    Петрушка убегает, а дети довольные подарками возвращаются на свой участок, продолжают играть.

    Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

    Умение испытывать чувство радости от собственных успехов, чувство собственного достоинства.

    Литература:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года. Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.
    2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 15 мая 2013г. N 26 г);
    3. Программа «Детство» - Волгоград: Учитель, 2015.- 188с.;
    4. Физическое развитие. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 4-7 лет. Программа «Детство»-Волгоград: Учитель, 2015г. – 246стр.
    5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста-Москва:АЙРИС-ПРЕСС,2003г.
    6. Подольская Е.И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет – Волгоград: Учитель, 2011г, 183стр.
    7. Фролов В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста - Москва: Просвещение, 1983г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Прогулка «Зимние народные игры и забавы»

    Прогулка зимой с детьми на участке детского сада должна быть интересной, увлекательной, помогать укреплять здоровье.Для этого были поставлены следующие цели:- Закреплять знание детей о зимних забавах,...

    Консультация для родителей "Грибы и ягоды: народная забава, еда или лекарство?"

    Вряд ли вы над этим задумывались когда-либо, но грибы и ягоды, столь привычные в летний период, можно назвать самыми непонятными из продуктов питания. Вы все еще считаете, что ягоды – это сплошные вит...

    Спортивный праздник «Зимние олимпийские забавы» (младший и старший возраст)

    Спортивный праздник  «Зимние олимпийские забавы» (младший и старший возраст)...

    Спортивный праздник на улице Зимние Камчатские забавы

    Спортивный праздник на улице Зимние Камчатские забавы...

    День здоровья «Зимние игры, забавы и виды спорта» 1 младшая группа

    День  здоровья «Зимние игры, забавы и виды спорта» 1 младшая группа...

    Сценарий русского народного праздника "Народные забавы" для детей дошкольного возраста

    Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Народные забавы» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры. Предлагаемый сцена...