«Зимние народные забавы»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Клюева Светалана Васильевна

Методическая разработка непрерывной непосредственной образовательной деятельности длдя детей  подготовительной к школе групп.

Тематическая неделя «Здравствуй, зимушка – зима!», декабрь

 

.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klyueva_s.v.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района

«Детский сад комбинированного вида №9 «Подснежник»

 Методическая разработка

непрерывной непосредственной образовательной деятельности

 «Зимние народные забавы»

Подготовительная к школе группа

Клюева Светлана Васильевна,

инструктор по физической культуре

МКДОУ ШР «Детский сад № 9 «Подснежник»,

первая квалификационная категория

2016 г

СХЕМА ННОД 

Наименование   МКДОУ ШР « Детский сад № 9 «Подснежник»

Раздел 1.физическая культура

1.1.

Ф.И.О.

(квалификационная категория)

Клюева Светлана Васильевна, инструктор по физической культуре, первая квалификационная категория

1.2.

группа

Подготовительная к школе группа

1.3.

дата

09.12.2016

продолжительность

30 минут

Раздел 2.                    Содержание                                                              

2.1.

тема

«Зимние народные забавы»,  тематическая неделя «Здравствуй, зимушка – зима!» (декабрь)

2.2.

цель

Совершенствование двигательных способностей детей  в  зимних русских народных забавах.

2.3.

задачи

Образовательные

Актуализировать  знания детей о русских народных играх и развлечениях в зимний период.

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Развивающие и оздоровительные

Закреплять умение детей отгадывать загадки, использовать в речи русские народные заклички,  пословицы, поговорки о зиме, расширять словарный запас.

Совершенствовать координацию движений в беге,  развивать умение удерживать равновесие в движении,  на ограниченной поверхности.  

Воспитательные

Развивать умение действовать в группе, мини группах, парах.

Формировать двигательную активность через положительный эмоциональный настрой детей.

Повышать интерес к занятиям физической культуры через игровую деятельность.

2.4.

образовательные области

приоритетная

Физическое развитие

в интеграции

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое (на этапе предварительной работы).

2.5

Предпосылки УУД

личностные

  • Формирование адекватной самооценки;

Формирование умения прийти на помощь другу;

Воспитание нравственных ориентиров.

познавательные

Ориентировка в пространстве;

Умение применять правила и пользоваться инструкциями;

регулятивные

Умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

Умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей.

коммуникативные

Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

Умение предлагать помощь и сотрудничество;

Умение отвечать на вопросы.

2.6.

виды детской деятельности

Игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора

2.7.

Форма организации

Фронтальная

2.8.

методы и приемы, используемые в организации совместной деятельности

По внешним признакам деятельности педагога и воспитанников: беседа;  упражнения; работа с иллюстративным материалом.

По источнику получения знаний:  словесные; наглядные: демонстрация плакатов, практические:  игры.

По степени активности познавательной деятельности воспитанников: объяснительный; иллюстративный; творческий.

По логичности подхода: синтетический (от частного к общему).

Приемы продуктивного характера: моделирование игровой ситуации.

 Методы развития воспитанников:1. Методы повышенной познавательной активности -  метод вопросов.
2.   Методы повышения эмоциональной активности - игровые и воображаемые ситуации, сюрпризные моменты.
3. Методы обучения и развития творчества - мотивирование детской деятельности, использование спортивного оборудования, наличие сюжета,  игровые приёмы.

2.9.

предварительная работа

с детьми

 Беседы и рассматривание иллюстраций  о текущем времени года и соответствующие ему забавах; русские народные  игры в совместной деятельности педагога и детей,

разучивание поговорок и закличек, загадки, пословицы о зиме.

с родителями

активный досуг во время  праздников и развлечений совместно с родителями воспитанников

с литературой и

интернет источниками

Подбор иллюстраций, поговорок, закличек, загадок;  русских народных игр, забав.

http://calendareveryday.ru- календарь народных праздников и примет.

http://www.osminojek.ru/zimnie-russkie-narodnye-igry/- зимние русские народные забавы и традиции.

https://yandex.ru/images/search?text=иллюстрации к зимним народным забавам.

http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zaklichki/257-zima- заклички

http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-pro-zimu.html - загадки, пословицы, поговорки, стихи о зиме.

http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zaklichki/257-zima- заклички про зиму.

для детей

Санки, тюбы, снежки, колокольчики, мягкие модули.

Раздел 3.        

Структура

Прод-сть

Содержание

Целевые ориентиры

                    Комментарии

3.1.

Вводная часть

5

мин.

Прогулка:  дети играют на спортивной площадке, к ним подходит инструктор по физической культуре в костюме Петрушки.  

Петрушка: Здравствуйте, ребята! Узнаёте меня?

                      Я - весёлая игрушка, а зовут меня ...

Дети: Петрушка! Здравствуй, Петрушка, мы тебя сразу узнали, ты часто приходишь к нам в гости на праздники.

Петрушка:  И сегодня я у вас в гостях, а в гости принято ходить с подарками. Есть они у меня, вот только что это, вам придётся потрудиться и отгадать, слушайте мою загадку:

Будем петь и танцевать,

Будем вместе мы....

Дети: Играть! Ты принёс нам игры! Ура!

Петрушка: Да игры не простые, а зимние народные забавы. Вот вы, ребята, какие народные игры и забавы знаете?

Дети: Катание на санях, с горки, постройка снежной крепости....

Петрушка: Как много забав вы знаете, тогда....1,2,3,4,5 - начинаем мы играть! Только вот какой из игр начнём? Попытайтесь вы, как и я представить свою игру загадкой.

Дети совместно с педагогом сообща составляют загадку про снеговика.

Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность, обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;  владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную ситуации, проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли.

Данное (третье) ННОД, проводится по расписанию на улице и имеет цель - закрепление двигательных навыков и умений в игровой форме.

 Включение в ННОД персонажа всегда положительно сказывается на настрое детей, повышает интерес к двигательной деятельности.

На протяжении ННОД педагог задаёт вопросы поискового характера,  актуализируя знания детей, и мотивируя их на поиски  правильного решения.

Предлагая придумать загадку, педагог тем самым  упражняет детей в умении находить решение, действуя сообща (группой, подгруппой). Те же задачи решает и следующее задание - лепка снеговика.  

3.2.

Основная часть

20 мин.

Петрушка: Узнал! Это моя любимая забава - 5,4,3,2 - начинай лепить Снеговика! А может быть и Снежная баба получиться, как знать!

Дети и педагоги лепят Снеговика из заранее приготовленных снежных комков, украшают его.

Петрушка: Ну, а теперь пришло время её оживить, то есть выбрать водящего. Только вот как этот лучше сделать?
Дети (предлагают варианты выбора водящего): По считалке, с помощью палки, стрелочкой!

Выбрав самостоятельно вариант для выбора водящего, дети и педагоги играют в игру   «Снежная баба» (музыкальная игра  из сборника Ляйлы Хисматуллиной "Пой, играй, танцуй").

 Игра проводится 3-4 раза

Слышатся звон  бубенцов

Петрушка: Кто это к нам в гости пожаловал?

Появляется Дед Мороз, везет с собой санки и тюбы.

Д\М:  Обходил я свои владения - слышу,  ребята собрались поиграть, решил заглянуть, передохнуть, да позабавиться с вами. А в какую игру вы поиграете со мной?

Дети: «Заморожу», «Мороз» или «Два мороза», «Царь горы», «Снежная башня», «Льдинка».

Д/М: Выбираю игру "Два мороза", а моим другом, Дед Морозом будешь (Д/М выбирает детей с помощью стрелочки: закрывает глаза, кружиться, вытянув вперёд руки, как стрелочка. На ком останавливается, когда дети говорят "Стоп!", тот и становится водящим)- ты! Приятно познакомиться - Я Мороз - красный нос (Д/М протягивает руку выбранному ребёнку ).

Ребёнок: Я Мороз - синий нос (пожимает Д/М руку).

Д/М: Ну, Мороз - синий нос, познакомь меня с правилами игры, а вы ребята, добавляйте и помогайте моему другу Морозу.

Ребёнок: В начале игры и ребята и мы, дедушка, будем представляться, а затем дети попытаются перебежать с одного конца площадки в другой, а мы, с тобой вдвоём  должны их попытаться не пропустить. В конце игры подчитаем, кто из нас выиграл, кто больше ребятишек не пустил.

Д/М: Ох, и трудную задачку вы мне загадали! Это ж каким я доложен быть?

Дети:  Ловким, шустрым, умелым, весёлым, задорным...

Д/М: Постараюсь! 1,2,3. - игру начни!

Русская народная игра "Два Мороза"

Д/М: Ну, друг Мороз - синий нос, а ты проворней меня оказался, столько ребятишек поймал, что и не сосчитаешь! А я то - всего одно - ведать старенький стал! А теперь хочу проверить на ловкость и других ребятишек. Я выберу Мороза - красного носа, а ты, мой друг, Мороза - синего носа.

Игра повторяется с другими ведущими. По ходу игры Д/М хвалит и подбадривает как водящих, так играющих детей.

Д/М: Ох весёлая и задорная  ваша игра! А я то - маленький был только и знал, что с горки и катался. Возьму, бывало, шкуру, расплющенную корзину, или  деревянное корыто, а то и скамейку прихвачу, и ай-да, с горы лечу!

Петрушка: Ну, ты, дедушка, и вспомнил, так это когда же было, совсем давно, в старину! Сейчас на этом не катаются.

Д/М: А на чём же сейчас катаются?

Дети: На санках, ледянках, тюбах.

Петрушка:

Д/М: Спасибо, ребята, что доставили мне, дедушке, такое удовольствие покататься с вами. А ж дух захватило! А теперь и ваш черёд пришёл. Выбирайте себе дружка и катайте друг друга на чём больше нравиться.

Дети: Я буду с Аней кататься, а со мной Денис, я с Катей...

Дети выбирают пару и катают друг друга на любом из предложенных средствах (тюбы, санки, ледянки).

Д/М: Какие вы дружные, умелые, ловкие, сильные да выносливые! А тюбы, санки да ледянки оставьте себе -  это мои подарки вам, ребятишки, дарю, катайтесь и меня не забывайте.

Дети: Спасибо, Д/М.

Д/М: До свидания, до скорой встречи на новогоднем празднике!

Дети и Петрушка: До свидания!

 Дед Мороз уходит.

Петрушка: В старину не только умели петь и плясать, кататься с горы, но и выбирали самого сильного и ловкого. Много богатырей было на Руси, а вы их знаете, назовите?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович...

Петрушка: Правильно, знаете имена богатырей русских, а у вас в группе богатыри есть?

Дети:  Да, это Ваня, Игорь, Валера, Денис, Марк, Данил.

Петрушка (обращаясь к мальчикам):  Смотрите что я вам принёс (Петрушка показывает мягкие модули). Как вы думаете, для чего они?

Мальчики: А это такая игра, кто дальше кинет, ими можно бросать в цель, сбивать снежки.....

Петрушка: А вот и не угадали!  Чтобы силу и  ловкость показать,  два богатыря становились на бревно друг против  друга, в руках держали мешки с сеном. Стараясь удержаться на бревне, пытались сбить мешками друг друга. Кто падал, тот  проигрывал, а на его место становился другой богатырь. Ну, что, справитесь? Кто первый?

Игра «Бой  мягкими модулями» 

Петрушка: А теперь пришла очередь девочек, определить, кто из мальчишек самый ловкий?

Девочки: Валера и Марк! 

Петрушка: А кто показал свою выносливость?

Девочки: Ваня и Дениска!

Петрушка и девочки наделяют каждого из мальчиков, каким либо спортивным качеством, поздравляют их.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх.

Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других;

- проявлять активное желание, которое может реализовываться в разных видах деятельности;

-умение подчиняться правилам;

-  умение контролировать свои движения и управлять ими;

-  умение быть наблюдательными и ориентироваться в пространстве,

 

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.

Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

На протяжении ННОД педагог даёт детям право самостоятельно выбрать как форму выбора водящего (считалка, с помощью палки, "стрелочкой"), так и средства передвижения в игре (тюбы, ледянки, санки).

Подвижные игры, представленные в ННОД, интересны и любимы детьми, поэтому они и легли в основу ННОД.

Играя в игру "Снежная баба", дети не только проявляют ловкость (необходимо не быть осаленным водящим), но и проявить фантазию в придумывании ледяной фигуры, если тебя запятнали. Педагог (персонажи) хвалит не осаленных детей,  проявивших ловкость в игр, а также   предлагает детям самостоятельно выбрать интересные, необычные фигуры.

Приход Деда Мороза (эту роль исполняет папа воспитанника) в преддверии праздника - это многолетняя традиция детского сада. Её целью является эмоциональный всплеск детей, а также желание представить сказочного персонажа, как "живого" человека, с которым можно пообщаться, поиграть, пошутить, повеселиться.

В игре "Бой с мягкими модулями" педагог закрепляет умении детей высказываться о спортивных качествах всех детей (при этом никого не обижая словами), принявших участие в состязании.

Играя в игру "Два Мороза", дети проявляют ловкость (необходимо не быть осаленным водящим), педагог (персонажи) хвалит не осаленных детей,  проявивших ловкость в игре.

По ходу игры Д/М хвалит и подбадривает как водящих, так играющих детей.

Подводя итог ННОД, педагог привлекает детей к оценке общей деятельности и самооценки результатов.



3.3.

Заключительная часть

5 мин.

Петрушка:  А я тоже хочу быть и сильным и ловким и выносливым. А может, кто нибудь со мной силой померится?

Дети: Я! Я! И я!

Петрушка (в руках у Петрушки канат):

     Я девчонок и ребят вызываю  на канат

     Петрушка слева, дети справа - только мускулы трещат.

Игра «Перетягивание каната» 

Петрушка пытается перетянуть детей на свою сторону, но у него ничего не получается. Дети перетягивают Петрушку в свою сторону и все дружно падают в снег, весело, задорно смеются.

Петрушка: Ну, спасибо вам, ребята. За веселье, удальство. Это время пошло вам на пользу. А какая из игр вам больше понравилась? Чем поделитесь с родителями?

Дети: (Аня) Мне понравилось лепить снеговика и украшать его, я буду дома с мамой и братом тоже лепить снеговика.

Даша: Я обрадовалась, что к нам пришел Дед Мороз! Он такой весёлый, озорной, что с нами поиграл и пообещал придти в гости ещё не один раз.

Данил: Интересно было кататься  на тюбе и сбивать мягкими модулями друг друга. Я стал  самым сильным!

Валера: Очень интересная игра «Снежная баба» и «Два Мороза», а ещё мы канат перетягивали у Петрушки, а потом все в снегу кувыркались! Здорово!

Петрушка: И мне, ребята, было с вами весело! Но пришло время прощаться с вами. А вы играйте, и  меня вспоминайте!

До новых встреч, до свидания!

Петрушка убегает, а дети довольные подарками возвращаются на свой участок, продолжают играть.

Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Умение испытывать чувство радости от собственных успехов, чувство собственного достоинства.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года. Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.
  2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 15 мая 2013г. N 26 г);
  3. Программа «Детство» - Волгоград: Учитель, 2015.- 188с.;
  4. Физическое развитие. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 4-7 лет. Программа «Детство»-Волгоград: Учитель, 2015г. – 246стр.
  5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста-Москва:АЙРИС-ПРЕСС,2003г.
  6. Подольская Е.И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет – Волгоград: Учитель, 2011г, 183стр.
  7. Фролов В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста - Москва: Просвещение, 1983г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка «Зимние народные игры и забавы»

Прогулка зимой с детьми на участке детского сада должна быть интересной, увлекательной, помогать укреплять здоровье.Для этого были поставлены следующие цели:- Закреплять знание детей о зимних забавах,...

Сценарий русского народного праздника "Народные забавы" для детей дошкольного возраста

Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Народные забавы» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры. Предлагаемый сцена...

реализация проекта "Календарь народных праздников ". Информация на стенд "Зимние народные праздники"

Информация для родителей на стенд "Музыкальная минутка". Реализация проекта "Календарь народных праздников....

Зимние русские народные забавы в произведениях художников.

Образовательная область "Познавательное развитие". Конспект НОД "Зимние русские народные забавы в произведениях художников. Старшая группа....

Планирование. Тема недели: «Зимние развлечения, забавы. Зимние виды спорта» 1 младшая группа

Тема недели: «Зимние развлечения, забавы. Зимние виды спорта»Цель: расширять представления о зиме, сезонных изменениях в природе. Формировать представления о безопасном поведении зимой. По...

Календарно-тематическое планирование в старшей группе «Зимние народные игры и забавы»

ull; Расширять представление детей о зимних забавах и развлечениях.• Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.• Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме...