Психоэмоциональное здоровье педагога ДОУ
статья на тему

Доскаленко Татьяна Алексеевна

В статье проведен анализ причин и факторов психоэмоционального выгорания педагогов в условиях современного дошкольного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_provedeniya_pedsoveta_po_zdorove_sberezheniyu.docx41.73 КБ

Предварительный просмотр:

             Психоэмоциональное здоровье педагога    ДОУ

                                          «Главное для вашего здоровья- это то, чтобы в числе его врагов

                                                             не оказались  вы сами»

                                                                                                         Народная мудрость

          Мы много и часто говорим  об охране   и      укреплении   здоровья   детей    и    не   всегда задумываемся   что   решение этой    задачи,  как    и многих других в дошкольном образовании

напрямую зависит  от эмоционального,   физического и психического  здоровья  педагога.  

       Быть    здоровым – это    значит  иметь   физический    и   эмоциональный потенциал  для                                 реализации  своих      способностей,    успешного  преодоления трудностей,  проблем, стрессов, плодотворной творческой  деятельности  на благо общества.  

        По сведениям  ВОЗ   в мире происходит  стремительный  рост  психических заболеваний   и

особенно среди  людей  имеющих  «стрессовые  профессии»,  среди которых:

- профессии,связанные с риском для жизни (своей и окружающих),                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

-диспетчеры,операторы,

- профессии,связанные  с измененным режимом работы,

- ПЕДАГОГИ.                                                                                                                                    

      Вся     наша  жизнь складывается  из    многочисленных    стрессов.   Стресс   может  нести    как

позитивную   так и    негативную  нагрузку для человека.   Кратковременный стресс, по мнению ученых, стимулирует  деятельность иммунной системы и полушарий головного мозга.   Длительный разрушает психику  и негативно влияет на фиизическое здоровье. Человек     может длительное   время  жить  в стрессовой ситуации, разрушая себя,   как личность   и профессионала.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

      Профессия педагога предъявляет серьезные требования  к эмоциональной сфере личности.

По словам В.А.Сухомлинского – это «работа сердца и нервов», в которой ежечасно расходуются

огромные душевные силы. Ежедневное общение с родителями, ответственность за жизнь детей, эмоциогенный характер общения с воспитанниками,  большой объем  документации, проверки создают постоянное психологическое напряжение.

    Умение владеть собой,   держать себя в    руках  является непременным условием   успешной педагогической деятельности. Профессиональный долг обязывает педагога   в  любых ситуациях  преодолевать  вспышки    недовольства, отчаянья,      несогласия. Порой  деструктивные эмоции подавляются в приказном порядке, и  конечно   эффект от этого достигается противоположный -эмоциональное напряжение внутри усиливается. Не справляясь с внутренними переживаниями  педагог пытается подавить хотя бы внешние проявления эмоций. Однако внешнее благополучие при внутреннем разладе обходится слишком дорого: «невысказанные»эмоции,обрушиваясь на организм, наносят   удары, от которых  человек долго  не может оправиться.  Общепризнано, что постоянное  сдерживание проявлений гнева приводит    к  образованию очагов напряженности в организме и,   как следствие, к    развитию таких заболеваний,    как гипертония, язва     желудка, мигрень, ишемия,    сахарный диабет.

          Профессиональная  деятельность педагога   характеризуется   огромной    нагрузкой     на

психоэмоциональную  сферу.  Это связано с   эмоционально   насыщенной       деятельностью,

необходимостью постоянно концентрировать внимание,    повышенной ответственностью за жизнь  и  здоровье  детей,   что отрицательно  сказывается на  физическом  самочувствии  и проявляется сначала в нервозности, раздражительности, усталости, а в дальнейшем -разного   рода недомоганиях  и заболеваниях неврогенного характера.

        Долговременная стрессовая реакция на трудности  называется в психологии  «синдромом эмоционального выгорания». Как правило, у   педагогов  это    характеризуется  хронической усталостью,  снижением работоспособности,  подавленностью, страхом показаться недостаточно компетентным.

     Термин «синдром эмоционального  выгорания»  был введен американским  психиатром  Х.Дж.Фрейденбергом  для    характеристики  психологического     состояния  здоровых    людей,

Находящихся     в     интенсивном общении  с клиентами.   Наблюдая за работой волонтеров, ухаживающих за тяжелобольными людьми  он заметил по истечении месяца снижение интереса  к деятельности и проявлению эмпатийных качеств, что возникло в результате эмоционального истощения в ответ на постоянные  психотравмирующие факторы.

       Психологи называют синдром эмоционального выгорания  платой за  сочувствие.В настоящее время   термин  понимают как  механизм  психологической  защиты, выработанный личностью  в форме полного  или  частичного исключения эмоций  в ответ на длительные психотравмирующие воздействия. Согласно современным исследованиям синдром эмоционального выгорания трактуется как процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энегрии.    

       На формирование  синдрома  эмоционального выгорания   педагога  влияют внешние  и внутренние  факторы

                                             СОЦИАЛЬНЫЙ     ФАКТОР

                                               

-  изменения в системе общественных ценностей;

-  повышенные эмоциональные  нагрузки  и темп  современной  жизни;

- непрестижность  профессии педагога в обществе;

- недооценка общественной  значимости дошкольного образования;

- неудовлетворенность социальным  окружением  - «чисто женский коллектив»;

- завышенная численность детей  в группе.

                                         

                                         МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВОЙ  ФАКТОР

- условия жизни и быта;

- необходимость  работы выше  нормы;

- материально-техническое обеспечение педагогической деятельности;

- низкий уровень жизни.

                                         

                                         

                                              ФАКТОР    ОТВЕТСТВЕННОСТИ

- повышенная ответственность  за жизнь и здоровье  детей;

- ответственность   за выполнение   множества  крупных и мелких задач;

- ответственность за самообразование.

                                             ФАКТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

- возможная конфликтность  в системах:

РУКОВОДИТЕЛЬ-ПОДЧИНЕННЫЙ – перегруженность поручениями,  

                                                                  невнимание к личности подчиненного,

                                                                   отсутствие стимулов,                                                                                                                                                                  

                                                                   нечеткая организация  работы коллектива.

КОЛЛЕГА-КОЛЛЕГА    -  психологическая  несовместимость,                                                

                                           отсутствие системы  психологического образования  педагогов,                                           недобросовестное  отношение к работе.

ПЕДАГОГ-РЕБЕНОК   -   нарушение  дисциплины,

                                           особенности современных  детей,

                                           незнание  внутреннего мира ребенка.

ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛИ – низкий уровень общей и педагогической культуры,

                                           необоснованные требования к воспитателю.

   

   Проявления эмоционального выгорания у педагогов  сегодня    обусловлены повышенными требованиями   общества  к воспитателю, его     профессионализму,   несоответствие      между  змоциональными затратами и материальными стимулами, незащищенность педагога, отсутствие престижности профессии в обществе.Крайне негативно влияет на психику  феминизация сферы дошкольного образования.

        А доминирующим внешним фактором, который самым негативным образом сказывается на здоровье педагога, это рутинная деятельность,  отсутствие творческой целенаправленной деятельности .          

    К внутренним  факторам, влияющих на возникновение эмоционального выгорания относятся  особенности  эмоциональной  сферы и уровень эмоциональной культуры.          

      Как правило,   в основе  профессионального выгорания  страхи , сверхпереживания  и

низкий уровень  эмоциональной культуры.                              

        Проявления СЭВ психологи разделяют на 3 группы:

Физические (усталость, снижение работоспособности, бессонница,  недомогания)

Психологические(агрессия, цинизм, апатия,негативное отношение к окружающим,неверие в себя)

Поведенческие (отсутствие интереса к работе, отсутствие творчества, низкое качество выполнения профессиональных обязанностей, дистанция в общении с клиентами и  коллегами)

       Наличие эмоциональной напряженности  наиболее ярко проявляется  у начинающих  педаго-

гов.   Напряженные  ситуации педагогической  деятельности вызывают  неадекватную  оценку

происходящего,  неадекватные действия по отношению  к   детям,   окрики,    одергивание,

в    крайней степени   напряжения – рукоприкладство. Появление признаков выгорания у начинающих обусловлено  несоответствием  действительности с их ожиданиями, связанными                   с нехваткой  профессиональных навыков  планирования образовательного процесса ,            , организации  практической  деятельности с детьми, отсутствие опыта  коммуникации с родителями  и неумение эффективно использовать рабочее время.

      При    отсутствии    системы     работы по    коррекции    таких     поведенческих    реакций   и      психологической   поддержки   со   стороны   руководства ,  психолога,   коллег     у педагога  со временем  могут    сформироваться    такие     личностные   качества     как    безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности,  беспомощность и боязнь  проблемных ситуаций, и как следствие рутинность в  работе и отсутствие каких-либо творческих

проявлений.

     У  опытных педагогов   признаки эмоционального опустошения чаще  проявляются на фоне возрастного   кризиса.                

         Эмоциональное выгорание наступает у тех,  кто более эмоционально сдержан.    У людей

импульсивных,    эмоционально     гибких,  чувственных,  отзывчивых      развитие    симптомов

выгорания проходит медленнее.

       Развитию синдрома  эмоционального выгорания  способствует   и    слабая    мотивация  к

профессиональной  деятельности.   В  данном  случае    не    проявляется    сопереживание    и

 соучастие    к     детям    и   развивается  крайняя  форма  выгорания,     которая  выражается  в

безразличии,  равнодушии,   душевной   черствости.

        Наиболее    подвержены   выгоранию   те,   кто   реагирует    на     напряженные  ситуации  

импульсивно,  агрессивно,  а также  «трудоголики». В данном случае работа до самозабвения

приводит   к    эмоциональному  бессилию, изнеможению,  негативному отношению  к  детям,

негативному    самовосприятию  в    профессиональном    плане,    заниженной     самооценке,

агрессивным чувствам упадническому настроению цинизму пессимизму,психосоматическим

заболеваниям.  Еще Сенека сказал: «Душа – это Бог ,  нашедший приют в теле  человека».

И если больна душа,  не может быть здоровым  тело.

         В таких случаях необходимо    всерьез  задуматься о здоровье педагога  и его профессио-    

 нальном      долголетии. Профессиональная  помощь  при  эмоциональном выгорании предпо-

лагает применение лекарств ,  а  также различных видов  психотерапии.

     Однако   в большинстве  случаев  изначально нужна не медицинская помощь, а социально-

психологическая  - по выработке необходимых  качеств и навыков, направленных на охрану

эмоциональных резервов организма. Умение обратить стресс во благо профессионального  и

личностного развития   одно из условий    психифизического    здоровья    педагога.

      Об управлении стрессом очень метко сказал канадский биолог Ганс Селье «Стрессом  нужно управлять,   управляемый стресс имеет аромат и вкус жизни».

   Одним из направлений деятельности по преодолению выгорания является формирование у педагогов эмоциональной  культуры. Эмоциональная устойчивость позволяет противостоять выгоранию  и эмоциональной   напряженности в профессиональной деятельности.   Умение   держать себя в руках  как правило позволяет педагогу принимать правильные взвешенные решения.И наоборот, по закону   эмоционального подавления логики   при всплеске эмоций и раздраженностичеловек теряет логичность и агрументированность речи                                                                                  

    Эмоциональная  экспрессивность  - это выразительность поведения:походка, мимика, речь,  жесты,свобода движений,   гибкость интонаций   эмоциональная чуткость.

    Оптимальное сочетание  эмоциональной устойчивости   и эмоциональной  экспрессивности

характеризуется как  эмоциональная гибкость.  Данное качество личности  по- другому  можно

назвать  динамизмом.Оно проявляется   в инициативе  и гибкости,умении легко устанавливать

контакт с другими,   быстро анализировать ситуацию,срочно менять стратегию  педагогического воздействия в изменившеймся ситуации.

     Эмоциональная культура педагога отражает уровень  профессионального  мастерства,  эмоциональную личностную зрелость и определяет его имидж  и помогает снизить нечгативные риски профессиональной деятельности.

              «Владеющий  собой и  себя  победивший    побеждает все»  

                                                                                                                    Елена      Рерих                                                                          

 

                  Факторы, снижающие риски эмоционального выгорания в коллективе

      Существует  аксиома «здоровый педагог-успешный педагог».

       В нашем   образовательном учреждении  разработана и реализуется   система  работы  по охране и укреплению  психоэмоционального здоровья  педагога.  

     Она выражается     в оказании индивидуальной психологической   помощи педагогам,     а также

в постоянной  тренинговой   работе  по различным    направлениям касающихся личностного и профессионального становления педагогов. Тренинг-один из   активных    методов раскрытия возможностей   человека,    его личностного потенциала, а    также своевременной проработки личностных    и профессиональных проблем.

   Содержание тренингов различно  и, как правило,     обусловлено      составом    педагогического

коллектива, проблемами,  связанными    с возрастным составом    и уровнем  профессионального

мастерства  педагогов. В разное время с педагогами были проведены тренинги личностного и профессионального  роста, «Имидж педагога», «Социально-коммуникативная компетентность педагога», «Конфликты в работе педагога», «Правила общения в ДОУ».  

    Решению вопросов укрепления психофизического здоровья посвящена страничка педсоветов различной направленности «Будь здоров, педагог!»,  в    рамках которой   педагоги овладевают

техниками  укрепления  здоровья,  приемами    психологической разгрузки различными видами стимулирующих гимнастик,     делятся опытом   личных моделей    здоровья.   Темы  страничек: «Здоровый педагог, какой он?», «Тайм- менеджмент в работе педагога»,   « Мысли позитивно»  

   С другой стороны - обеспечение условий для  профессионального роста педагогов,поддержки авторства и творчества.   С    этой   целью     в   ДОУ    организуются деловые игры, презентации педагогического опыта ,  тематические недели,    социально-педагогические проекты,    работа творческих групп. Педагоги  дошкольного учреждения принимают  активное участие в городских методических объединениях, конкурсах профессионального мастерства.

       Вопрос охраны и укрепления   здоровья педагога всегда    в  фокусе внимания руководителя,   старшего воспитателя ,  психолога. Создание атмосферы творчества, взаимовыручки, поддержка наставничества, сохранение   традиций учреждения    укрепляют   отношения    в      коллективе, помогают избегать конфликтных ситуаций и  дают возможность каждому педагогу проявить себя

и справиться с тудными ситуациями  используя поддержку коллектива.

    Такие  факторы, как создание позитивного  социально-психологического климата,гуманизация взаимоотношений   в    коллективе,    повышение    уровня    навыков    конструктивного общения,  оптимизация     творчества     педагогов,    традиции     взаимопомощи   и   уважения,   поддержка наставничества   и здоровых    традиций создают у педагогов положительный жизненный тонус, в коллективе - творческую обстановку и способствуют    успешному   решению    основных проблем профессиональной деятельности, приобретению   навыков регуляции поведения и стабилизации психологического состояния в сложных профессиональных и личностных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА:

Баева И.А. «Психологическая безопасность в образовании»: СПб.,2002

Баринова Н.М. «Как не сгореть на работе?»:журнал «Ребенок в детском саду»№ 10-2016

Голиков Н.А. «Педагогика оздоровления в условиях полифункционального образовательного учреждения»:Тюмень, 2006.

А.А. Майер «Профессиональные деформации педагога дошкольного образования.

от профилактики к саморазвитию»: М., ТЦ «Сфера», 2015

Макарова Г.А. « Синдром эмоционального выгорания»:М.,Психотерапия,2000

Семенова Е.М. «Тренинг эмоциональнойустойчивости педагога» :М.,Психотерапия.,2006

   СОВЕТЫ   ПО  МОБИЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ

                          РЕСУРСОВ

1.Замечайте свои достижения,успехи,хвалите себя,радуйтесь  достигнутым целям.

                       2.Не пережевывайте  в мыслях случившиеся  конфликты  и допущенные  ошибки. Осознайте их причину,сделайте  вывод  и   найдите   выход  из  ситуации .  

                                                                                                                                             3.Решайте   конфликты    своевременно и обдуманно.  

                        4.Рационально используйте время.Научитесь делить крупные  дела на  несколько частей. Включайте   в график  приятные деяния.    Не оставляйте  незавершенных дел. Ищите помощников .

5.Формируйте активную жизненную позицию к стрессам.Помните,что  стрессы –это «аромат и вкус жизни»

                          6.Определите предел своих возможностей.С уважением относитесь к  своему организму,  не переутомляйтесь.  Берите тайм-ауты.   Будьте    в хорошей физической форме.

                          7.Возьмите за правило дольше и чаще общаться с людьми,    которые     Вам  приятны.

         ПРОГРАММА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  САМОСОХРАНЕНИЯ

1.Активная  жизненная позиция  в профессиональной  жизни (избавление  от

чувства  «жертвы  обстоятельств»);

2.Готовность к постоянному самоизменению;

3.Укрепление тех качеств ,которые особенно востребованы  современным обществом  (готовность включения в новые проекты,укрепление ресурса успеха  и уверенности  в своих силах);

4.Создание оптимистичной профессиональной  перспективы.Усиление авторства своей жизни даже в сложных обстоятельствах;

5.Поддержание позитивной  Я-концепции,усиление своих  положительных  качеств;

6.Внутренняя ответственность за физическое и психическое  здоровье;

7.Способность жить в ладу с  собой,внутренняя гармония,приятие реальных факторов; своей профессиональной жизни;

8.Установка на творчество  (выживание  через творчество);

9.Владение приемами самовосстановления (физического и психического):

10.Исключение из жизни саморазрушающих  и самопоражающих стратегий поведения;

11.Усиление собственного жизненного потенциала и жизнестойкости.

        

ПРИЗНАКИ   ЭМОЦИОНАЛЬНОГО   ВЫГОРАНИЯ

1.Постоянные  мысли  о работе.

2.Равнодушие к жизни .

3.Заниженная самооценка.

4.Конфликтность в общении с коллегами.

5.Раздражительность  при контактах с детьми.

6.Проявление агрессивных чувств(напряженность,гнев)

7.Упадническое настроение(цинизм,пессимизм,апатия,депрессия).

8.Психосоматические недомогания(усталость,утомление,бессонница,

желудочно-кишечные расстройства,неврозы)

     

         

        «Умение управлять своим  настроением. равносильно умению  управлять судьбой»

                                                                                                                              О.Мандино

     

                            АНТИСТРЕССОВЫЕ   ПРИЕМЫ  

   

1.Учеба.

2.Творчество.

3.Физическая нагрузка.

4.Владение техниками снятия напряжения (дыхательная  гимнастика,

мышечный релакс,релакс в воображаемой ситуации).

5.Психологическая поддержка со стороны  коллег,руководства,семьи.

6.Владение психотехниками   личностного развития.

7.Владение медитативными техниками(звук,свет,четки)

8.Арттерапии.

9.Аромотерапия.

10.Самомассаж и массаж  в сочетании с водными процедурами.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Психоэмоциональное здоровье дошкольника в ДОУ"

Цель: повышение психологической компетентности педагогов ДОУ.Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагогов в современном детском саду. ...

Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания»

Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок.Профилактика психоэмоционального выгорания»...

Тренинг для педагогов "Здоровый педагог-здоровый ребенок" (психоэмоциональное выгорание)

Профессия педагога (по-другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Всем известно, что профессия педагога– одна из ...

План методического объединения. Тема: «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания»

План  методического объединения  Тема: «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания»  Подготовил: Белоусова Инна Владимировна, старш...

Деятельность педагога-психолога в условиях обновления дошкольного образования: сохранение психоэмоционального здоровья ребенка.

Здоровый образ жизни - единственно верное решение для любого нормального человека. Это постулат, в истинности которого не сомневается никто. Дошкольный возраст, занимая по шкале физического разви...

Мастер-класс «Сохранение и укрепление психоэмоционального здоровья педагогов»

Создание условий для профессионального самосовершенствования  педагогов-психологов по сохранению и укреплению психоэмоционального здоровья  педагогов  ДОУ....