«Профилактика и коррекция функциональной недостаточности стоп на основе комплексного использования средств физического развития»
презентация к уроку (старшая группа) по теме

Татьяна Александровна Ефремова
1слайд.
2 слайд. В период дошкольного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные воздействия могут приводить к возникновению функциональных отклонений.
 
3 Слайд.  Плоскостопие  нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к более «взрослым» заболеваниям, в том числе,  и позвоночника (артрозам, сколиозам).
 
4 Слайд.  «Эволюция»  развития стопы человека от детского возраста к совершеннолетию, когда проблемы  становятся, более ощущаемы, нежели на ранних стадиях заболевания. 
Необходимо помнить, что плоскостопие - это недуг, который при отсутствии адекватной терапии приводит к серьезным осложнениям и сильной деформации костей стопы
 5 Слайд.  Приведем простой тест  для проверки наличия или исключения плоскостопия: 
заключение о состоянии свода стопы делается на основании расположения двух линий, проведенных на отпечатке  
Первая линия проводится от середины отпечатка большого пальца до середины пятки. Вторая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная. Если первая линия проходит внутри отпечатка – уплощение свода стопы. Если оба контура расположены внутри контура отпечатка стопа плоская. Плантограммы хранятся в медицинской карте
 
6 Слайд.   Признаки плоскостопия вы  видите на экране.
Вследствие  чего, у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей по7 Слайд.    Каковы же причины развития плоскостопия?
Нагрузка при ходьбе, беге, прыжках  для сводов стоп ослабленных детей оказывается чрезмерной.
Связки и мышцы стоп перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинистые свойства. Своды стопы (продольный и поперечный) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное и поперечно-продольное. 
8 Слайд.  Плоскостопие - можно предупредить. Мы используем некоторые приемы, направленные на укрепление мышц, которые подтягивают свод стопы, улучшают  ее кровоснабжение, оказывают мягкое воздействие на суставы и связочный аппарат.
 
9 Слайд.  В рамках реализации физкультурно-оздоровительного направления деятельности дошкольного учреждения организована секция «Топтыжка»
Секция предназначена для детей в возрасте 3-7 лет., по медицинскому заключению  с количеством детей не более 12 человек  в одной группе, с учётом возрастных, индивидуальных особенностей ребёнка и уровня здоровья. Предложенные детям упражнения во время занятий секции ежедневно закрепляются педагогами  после дневного  сна.
10.Слайд. Этапы подачи материала  происходят с усложнением. 
Специальные  комплексы упражнений, направлены  на укрепление мышц стопы и голени и на формирование свода стопы;
 
Слайд 11. Используем подобранные упражнения, часть которых дети выполняют из исходных  положений сидя и лежа, при разгрузке стоп.
 
Слайд 12.  С целью создания положительного эмоционального фона применяем музыкальное сопровождение, разнообразные наглядные пособия ( картинки, игрушки), а также соответствующие загадки, стихотворения и песенки.
верхностью касается пола.
13. Слайд. В спортивном зале, где проходят занятии секции,  спектр инвентаря расширен и увеличен в размерах: гимнастическая стенка, ходунки, ребристые дорожки различной длины, также идут в ход еловые шишки, яичные ячейки и бухгалтерские счеты наших бабушек.
 
14. Слайд.  В группах дети  ходят по  самодельным сенсорным дорожкам (из подручного и нетрадиционного материала), палкам, веревкам, канату. Используя старую мозаику, выполняют  упражнения с захватыванием предметов пальцами ног; массаж стоп.
 
 
15.Слайд.  Основываясь на опыте нашей работы, мы можем утверждать, что положительные эмоции, приятные ощущения и мышечная радость, которая тоже присутствует на таких занятиях, являются самой хорошей и полезной помощью в данном случае. Все задания выполняем в проветренном помещении босиком.
 
16. Слайд.  Особенностью  является использование образных названий упражнений  («Котята», «Утята», «Веселый зоосад» и др.),  опыта народной педагогики – песенок, потешек,  прибауток, а также специально подобранные подвижные игры, танцевальные шаги и элементы.
 
17 Слайд.   Формируя навык ходьбы у детей, необходимо обучить их правильной постановке шагающей ноги на опору,  не допуская шарканья и шлепанья стоп, не разводя носки.
например, при подготовке ребенка к освоению навыков прямостояния и ходьбы с целью укрепления мышц стопы принято  легонько пошлепывать его по подошвам ножек, приговаривая:
Токо-токи-тошки, 
Кую,кую ножки.Токи-токи-тошки,
Маленькие ножки –Ножки ходунушки,
Бегунушки, попрыгунушки.
18 слайд.   Результатом  работы секции «Топтыжка» является положительная динамика  в состоянии здоровья детей. Согласно медицинских заключениям у воспитанников  не выявлены ухудшения в заболевании опорно-двигательного аппарата.
 
19 слайд.   Сегодня, мы предлагаем вашему вниманию  образовательную  деятельность с детьми, посещающими секцию «Топтыжка». Все упражнения и приемы, которые мы вам продемонстрируем можно использовать  в образовательной деятельности  по физической культуре, гимнастике после дневного сна в группах, на прогулке  на участках в теплый период и на спортивной площадке летом и весной, когда это нам позволяет делать мягкая подошва обуви. 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

воспитатель: Ефремова Т.А.

Слайд 2

Актуальность увеличение числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформацию стоп. плоскостопие чаще встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. отсутствие в городской поликлинике кабинета ЛФК; информирование родителей в сфере сохранения здоровья и развития физических способностей детей.

Слайд 3

Что такое плоскостопие? Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний оопорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).

Слайд 5

Оценка плантограммы: Тест для проверки наличия или исключения плоскостопия Бумага лежит на ровной поверхности, ребенок опирается на ногу всей массой тела.

Слайд 6

Признаки плоскостопия быстрая утомляемость ног; к вечеру возможное появление отека стоп, которого не будет утром; ноющие боли при стоянии или ходьбе в голенях и стопах; быстрое изнашивание внутренней стороны подошвы; ребенок ходит с широко расставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы; стопа имеет неправильную форму или становится шире; врастание ногтей пальцев ног в кожу; искривление пальцев ног; появление мозолей.

Слайд 7

10 факторов развития плоскостопия Недоразвитие мышц стопы; Слабость мышечно-связочного аппарата стопы, может быть в результате рахита; Большие физические нагрузки; Излишний вес; Длительное пребывание в постели (в результате болезни); Ношение неправильно подобранной обуви; Косолапость; Х-образная форма ножек; Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки; Наследственная предрасположенность.

Слайд 8

Последствия. Изменение формы стопы влияет на ее функцию, изменяет положение таза, позвоночника. Отрицательно влияет на функции позвоночника, а следовательно на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, а в более старшем возрасте может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Слайд 9

Оздоровительно-развивающие: оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка; укреплять мышечный корсет и свод стопы, формировать и закреплять навыка правильной осанки; способствовать укреплению связочно-суставного аппарата; развивать гармоничное телосложение у воспитанника; Образовательные: Формировать двигательные умения и навыки, формировать и закреплять навыки правильной ходьбы; развивать двигательные способности (равновесие, ориентировки, координации). Воспитательные: формировать потребность в ежедневных физических упражнениях; формировать навыки рационального использования физических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности; формировать стремление достигать положительных результатов. Задачи секции «Топтыжка».

Слайд 10

Этапы подачи материала: На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами. На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребенка, используются различные приспособления универсального типа, усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах.

Слайд 11

Необходимо помнить и соблюдать правила: В течение занятия дети не должны много стоять , т.к. детская стопа не приспособлена к статическим нагрузкам, быстро утомляется м легко подвергается деформациям. Нежелателен длительный медленный бег, спрыгивание, ходьба на внутренней стороне стоп. Имеются ограничения в отдельных видах ходьбы и прыжков (по рекомендации врача). Ограничивать дозировку в прыжках на одной ноге, а упражнения в прыжках со скакалкой чередовать с небольшими интервалами отдыха. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком.

Слайд 12

Упражнения по профилактике плоскостопия 1. Ходьба: на месте, не отрывая носки от пола; на носках, в приседе на носках, в полуприседе; на пятках; перекатом с пятки на носок; на внешней стороне стопы; приставным шагом по: -обручу -палке, веревке, канату -ребристой дорожке по кочкам; по ребристой дорожке, по упаковке от яиц; по сенсорным дорожкам (в группе); на ходунках.

Слайд 13

2. Прокатывание предметов ногами(подошвами): на счетах; игольчатых мячиков; палочек; мелких шариков. 3. Собирание пальцами ног: шишек; мелких игрушек (от Киндера). 4. Самомассаж: ежиками; шишками.

Слайд 15

Исходное положение: упор сидя сзади круговые вращение стопой; пальцы ног на себя, от себя; пятки вместе, носки врозь; носки вместе, пятки врозь. И.П. О.С. подъемы на носки; перекаты на пятки; поочередное поднимание носков и пяток с одновременным движением стоп наружу до широкой стойки, обратно вернуться тем же способом в И.П.; приседания с подъемом на носки, руки на пояс, вперед. Все упражнения выполняются босиком, в проветренном помещении по 20 раз каждое.

Слайд 17

Формирование рациональной походки. ставить ногу на пятку с последующим перекатом на всю ступню, а не плашмя, всей стопой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры с использованием национально - регионального компонента, как средство физического развития детей дошкольного возраста.

Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на про­тяжении веков  и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогают физическому развитию (вырабаты­в...

Буклет "Использование нетрадиционного оборудования как средства физического развития детей в ДОУ"

В данном буклете описано нестандартное оборудование для физического развития дошкольников, изготовленное своими руками из подручных материалов....

Методическая разработка "Использование подвижных игр, как средство физического развития детей в театрализованной деятельности"

Использование подвижных игр, как средство физического развития детей в театрализованной деятельности...

Комплексное использование средств музейной педагогики в развитии дошкольников

Дошкольное детство – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка с соци...

Комплексное использование средств физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем бо...

Комплексный подход к физическому развитию детей через поиск эффективных форм, использование инновационных оздоровительных технологий

Одна из важнейших задач: охрана и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педа...