Валеология
методическая разработка на тему

Астахова Мария Викторовна

Давая знания детям о здоровье, здоровом образе жизни, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстроив сеть занятий по валеологии можно добиться у детей желание вести здоровый образ жизни.

Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в жизнеопасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыками личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полное название проекта:

«Валеология в 1младшей группе»

Авторы проекта:

Воспитатели: Астахова М.В.,  Тучина Т.В.

Актуальность:

Первоначальным этапом  для дальнейшего  формирования у детей  представления о ЗОЖ, о своем организме, является формирование у детей представлений о значении органов в жизнедеятельности человека. Эти знания послужат фундаментом для дальнейшего ознакомления детей с информацией в этой области, поэтому от успешного достижения поставленных целей зависит правильное формирование знаний, умений, навыков в будущем.

Цель проекта:

  1. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни ;
  2. Формирование у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека.
  3. Вовлечение родителей

Задачи проекта:

  1. Научить детей показывать части тела (руки, ноги, пальчики, ладошки, голова, живот), части лица (нос, уши, глаза, рот, язык, зубы);
  2. Научить детей различать значение органов чувств (уши - слышать, глаза – видеть, язык – пробовать(определять), нос - нюхать );
  3. Научить детей различать значение частей тела (руки – хватать, держать, трогать; ноги – стоять, прыгать, бегать, ходить).

Участники проекта:

Воспитатели, дети, родители.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный – работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, подбор материала (презентации, иллюстрации, беседы и т.д.), составление плана работы с родителями.
  2. Практический – реализация проекта, внедрение в ООД один раз в месяц в течении года, регулярно в режимных моментах и индивидуальной работе.
  3. Итоговый – мониторинг достижения детьми планируемых результатов.

Срок реализации проекта:

        

Предполагаемый результат проекта:

Виды  деятельности:

  1. Показ презентации на тему:  «Части тела».
  2.  Проговаривание потешки «Водичка, водичка – умой мое личико».
  3. Беседа «Что мы делали сегодня утром?» (чистили зубки, мыли ручки, умывали лицо)
  4. Пальчиковые гимнастики «Скачет зайчик», «Вся моя семья»,
  5. Точечный массаж «Муха», «Лепим ушки», «Нарисуем точки на…»
  6. Массаж рук «Улитка»
  7. Упражнение на дыхание «Волшебный сон».
  8. Иллюстрации на тему «»
  9. ООД:  



Предварительный просмотр:

Сентябрь

Тема: «Ребенок и здоровье»

Вид деятельности

Содержание

Познавательно-исследовательская

Пройти небольшое расстояние с развязанными шнурками

Экскурсия в медицинский кабинет

Коммуникативная

Беседа  «Как я буду заботиться о своем здоровье»

Чтение художественной литературы

К. Чуковский «Доктор Айболит».

Пословицы

Игровая

Д/и «Кому что нужно?»

Творческие игры «Поликлиника», «Больница», «Ветеринарная лечебница»

Двигательная

Физкультминутки.

«Будем прыгать и скакать» ,«Гриша шел»

П/и «Беги ко мне», «Мой весёлый звонкий мяч», «Найди флажок»

Продуктивная

Аппликация «Строим детскую больницу»

Музыкально-художественная

Игры-развлечения «Доктор Айболит»

«Волк и семеро козлят»

Октябрь

Тема: «Полезные продукты»

Вид деятельности

Содержание

Познавательно-исследовательская

Определение продуктов по вкусу

Экскурсия в продовольственный магазин

Коммуникативная

Беседа  «О здоровой пище»

Чтение художественной литературы

Дидактические, развивающие шры и упражнения

Г. Зайцев «Приятного аппетита»,

Ю. Тувим «Овощи»,

М. Безруких «Разговор о правильном питании». Загадки об овощах и фруктах

Игровая

Д/и «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи», «Разложи на тарелках полезные продукт"

Творческие игры «Магазин продуктов»

Двигательная

П/и «Огуречик»

Физкультминутка «Скок-по-скок

Продуктивная

Рисование: «Что за яблочко, оно Соку спелого полно», «Хозяйка однажды с базара пришла...».

Лепка, аппликация «Консервируем овощи и фрукты»

Музыкально-художественная

Игра-развлечение «Веселые овощи»

Ноябрь

Тема: «Личная гигиена»

Вид деятельности

Содержание

Познавательно -

исследовательская

Опыты со снегом (качество талой воды)

Экскурсия в прачечную детского сада

Коммуникативная

Беседа

 «Чистота и здоровье»

Чтение художественной литературы

Г Зайцев «Дружи с водой». К. Чуковский «Мойдодыр»,

Л. Барто «Девочка чумазая»,

С, Бялковская

«Юля-чистюля»,

Александрова «Купание», Потешки: «Водичка, водичка»,  «Расти, коса, до пояса». Загадки

Игровая

Д/и «Таня простудилась», «Сделаем куклам разные прически»,

«Вымоем куклу»,

Развивающие игры «Правила  гигиены».

Творческие игры «Парикмахерская»

Двигательная

Физкультминутка. «Хватит спать», «Тихо плещется вода»

П/и  «Мы топаем ногами» по желанию детей

 

Продуктивная

Аппликация:

«Мыло пенится в  корыте, Мы стираем, посмотрите!»

Музыкально-художественная

Кукольный спектакль «Девочка чумазая»

Декабрь

Тема: «Тело человека»

Вид деятельности

Содержание

Познавательно -исследовательская

Определение частоты сердечных сокращений до и после бега. Определение роли отдельных органов: пройти с закрытыми глазами, послушать, зажав уши, дотянуться до игрушки, стоящей на некотором расстоянии, попрыгать, побегать, не сгибая колени, взять предмет одной рукой с зажатыми в кулачки пальцами

Чтение художественной литературы

С. Прокофьев

«Румяные щечки»,

Н. Саксонская

«Где мой пальчик?!»,

Е. Пермяк

«Про нос и язык»,

С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык», «Один и два»,

Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра»,

 В. Бондаренко «Язык и уши» Загадки

Игровая

Д/и «Запомни движение», «Посыпка от обезьянки»

Двигательная

Подвижные игры «Жмурки», «Носик где ты…?»

Физкультминутка «Улыбнись»

Продуктивная

Аппликация «Цвета радуги»

Музыкально-художественная

Игра-забава «Мое тело».

                               

Январь

Тема: «Витамины и здоровый организм»

Вид деятельности

Содержание

Познавательно -исследовательская

Посадка лука

Беседа «Полезное - не полезное»

Чтение художественной литературы

Л. Зильберг

 «Полезные продукты»,

К. Чуковский

 «Федорино горе».

 К. Кузнецов «Замарашка»,

Г. Зайцев «Крепкие-крепкие зубы»

Игровая

Д/и «Угадай на вкус»,

Р/и «Назови правильно»

Двигательная

П/и « По ровненькой дорожке» и по желанию детей

Физкультминутка «Раз, два»

Продуктивная

Рисование: «В нашем саду растут витамины».

 Лепка: «Заходите в гости к нам, витамины я вам дам». Аппликация:

«Бедный зайчик заболел, ничего с утра не ел»

Музыкально-художественная

Игра шутка: «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»

Февраль

Тема: «Ребенок на улицах города»

Вид деятельности

Содержание

Познавательно –исследовательская

Экскурсия по улице города

Беседа

 «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»,

«Если ты потерялся»

Чтение художественной литературы

В. Лебедев-Кумач

«Про умных зверюшек»,

С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа – милиционер». В. Клименко

«Зайка-велосипедист», «Происшествие с игрушками»

Игровая

Д/и «0 чем говорит светофор»

Творческие игры «Автобус», «Путешествие

по городу»

Двигательная

Подвижные игры «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобили»

Физкультминутка «Стоп машина, стоп»

Продуктивная деятельность

Аппликация:

«Стоп, машина! Тише ход!

На дороге пешеход!»

Музыкально-художественная

Кукольный спектакль

«Незнайка на улице города»

Март

Тема: «Будем спортом заниматься»

Вид деятельности

Содержание

Познавательно –исследовательская

Экскурсия мини-поход на стадион

Беседа  «Кто спортом занимается»

Чтение художественной литературы

Загадки

Игровая

Д/и«Назови вид спорта»

Р/и  «Назови спорт по показу»

Подвижные игры знакомые игры по желанию детей

Двигательная

П/и «Догони мяч», «Кто тише», «Через ручеек»

Физкультминутка «Поднимаем руки все», «Разминка»

Продуктивная деятельность

Рисование:

 «Мы делаем зарядку»

Музыкально-художественная

«Мы мороза не боимся». День спорта

Апрель

Тема: «Врачи - наши помощники»

Вид деятельности

Содержание

Познавательно –исследовательская

 Экскурсия  в аптеку

 Беседа  «Мы были в гостях у врача»

Чтение художественной литературы

Е. Шкловский

«Как лечили мишку»,

«Осторожно - лекарство», «Как вести себя  во время болезни»

Игровая

Д/и «Если кто-то заболел»

Творческие игры

«Аптека»

Двигательная

П/и по желанию детей

Физкультминутка «В понедельник я купался»

Продуктивная деятельность

Рисование:

«Я хочу быть здоровым,

Я очень спешу.

 Помогите мне, знаки,

Попасть к врачу»

Музыкально-художественная

«Если ты заболел»,

«Советы доктора Айболита». День здоровья

Май

Тема: «Опасные предметы»

Вид деятельности

Содержание

Познавательно –исследовательская

 Беседа «Я знаю, что можно,

 что нельзя»,

«Безопасность в нашей группе»

Чтение художественной литературы

С Маршак «Пожар».

Загадки

Игровая

Д/и «Источники опасности»,

«Игра - дело серьезное»

Творческие игры «Семья», «Больница».

Двигательная

П/и «На прогулку» и по желанию детей

Физкультминутка «Точим нож»

Музыкально-художественная

Кукольный спектакль «Зайки в гостях у детей»

Июнь- август

Тема: «Опасности вокруг нас»

Вид деятельности

Содержание

Познавательно –исследовательская

 Беседа «В мире опасных предметов», «Как общаться с незнакомыми животными»,

«Безопасность при общении с животными», «Кошка и собака – наши соседи», «Лекарственные растения», «Съедобные и несъедобные грибы»

Чтение художественной литературы

Г. Новицкая «Дворняжка»,

А. Дмитриева «Бездомная кошка»

Загадки

Игровая

Д/и «На прогулке»,

«Что где растёт»,

Р/и «По грибы».

Упражнение «Определений растений по запаху»

Творческие игры «Семья» (поездка в лес, в зоопарк)

Двигательная

П/и «Будь осторожен»

Физкультминутка «Это лёгкая забава»

Продуктивная деятельность

Рисование, лепка:

«Моё домашнее животное»,

Аппликация: «Грибы съедобные и несъедобные»

Музыкально-художественная

Пальчиковые игры по желанию детей

Перспективное планирование по формированию компонентов ЗОЖ через различные виды деятельности

(для детей 4-го года жизни)



Предварительный просмотр:

Тема: «Ребенок и здоровье»

Кому что нужно

            Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

           Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

          Ход игры:   воспитатель предлагает ребёнку найти предмет,  необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

             

Разложи картинки по порядку

          Цель:  систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

          Материал:  картинки с изображением моментов распорядка дня

          Ход игры:   воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки  по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

Оденем куклу на прогулку

            Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

           Материал: бумажная кукла с различной одеждой

          Ход игры:   воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

          Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

Валеология

             Цель:  познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

            Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

            Ход игры:   1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям  предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»

            2-ой вариант.  Показ  картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

             3-ий вариант Воспитатель предлагает выбрать картинки, которые понравились им больше всего, и попросите объяснить, почему они сделали такой выбор.  Или воспитатель предлагает выбрать картинки, которые не понравились им, и попросите объяснить, почему.

       

Азбука здоровья

              Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

            Материал: иллюстрации

           Ход игры:   играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

Тема: «Полезные продукты»

Чудесный мешочек

            Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

           Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов

           Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.

- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

           Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

           Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.

Угадай на вкус

           Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

          Материал:  тарелка с нарезанными овощами, фруктами
          Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,  «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий, как что?»

Узнай и назови овощи

Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

   

Полезные и вредные продукты

Цель:  систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье

Материал:  картинки с изображением различных продуктов, два обруча

Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.

Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

Тема: «Личная гигиена»

Таня простудилась

              Цель: способствовать  формированию навыка пользования носовым плат-ком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

             Материал:  носовой платок

             Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

            - Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

Сделаем куклам разные прически

             Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необхо-
димых для этого предметов, формировать  понятие «опрятный внешний вид»

             Материал:  куклы, расчёски, заколки.

             Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

Вымоем куклу

             Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умыва-ния, последовательность  действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

           Материал:  различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

           Ход игры: играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые  «помогают»  вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

Правила гигиены

              Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движе-ния при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

            Ход игры: Воспитатель просит  детей при помощи мимики и жестов пока-зать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последователь-ность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

Подбери картинки

              Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, форми-ровать навыки здорового образа жизни

              Материал:  картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

Тема: «Тело человека»

Запомни движение

              Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроиз-водить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

             Ход игры: воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.

Посылка от обезьянки

              Цель: продолжать формировать представление о своем организ-     ме; закрепить знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.

           Материал: посылка с овощами, фруктами

           Ход игры: играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт.  Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке.  Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.

Угадай по звуку

                Цель: формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

                Материал:  музыкальные инструменты
                Ход игры:  воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их

- Что помогло вам услышать разные звуки?


Угадай по запаху

                Цель: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

               Материал:  баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)
               Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:

               - Что помогло вам почувствовать этот запах?

               – Где можно почувствовать такой запах?


Игра с микрофоном

                Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга

                Материал:  микрофон

                Ход игры:  воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.

     Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.

     

     Я – нога, я умею …  ходить, но не умею рисовать.

     Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.

Ты – моя частичка

                  Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

                 Материал:  мяч

                 Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

 Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)

 Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)

 Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...)

Кто я такой?

                Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.

                  Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.

                  Ход игры:   воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку.

Моё тело (шутка-игра)

                 Цель: Воспитатель предлагает детям подойти к зеркалу, увидеть в нём самое «дорогое», что есть на свете, и рассмотреть себя, произнося слова, сопровождаемые соответствующими движениями:

Слова взрослого

Движения детей

Головушка-соловушка

Гладят голову

Лобик-бобик

Выставляют лоб вперёд, как бычки

Носик-абрикосик

С закрытыми глазами дотрагиваются до кончика носа

Щёчки-комочки

Осторожно мнут щёки и трут их ладошками

Губки-голубки

Вытягивают губы в трубочку

Зубочки-дубочки

Тихонько постукивают зубами

Бородушка-молодушка

Гладят подбородок

Глазки-краски

Широко открывают глаза

Реснички-сестрички

Моргают глазами

Ушки-непослушки

Трут пальцами уши

Шейка-индейка

Вытягивают шею

Плечики-кузнечики

Поднимают и опускают плечи

Ручки-хватучки

Обхватывают себя обоими руками

Пальчики-мальчики

Шевелят пальчиками

Грудочки-уточки

Выгибают грудь вперёд

Пузик-арбузик

Надувают живот

Спинка-остинка

Выпрямляют спину, поднимаясь на носки

Коленки-поленки

Поочередно сгибают ноги в колене и прижимают к животу

Ножки-сапожки

Топают ногами

Тема: «Витамины и

                             здоровый организм»

Узнай на вкус

               Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу. 

             Материал:  тарелка с нарезанными овощами, фруктами
             Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,  «Какой на вкус?»

Назови правильно

               Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое

описание.

             Материал:  картинки с изображением овощей, фруктов

             Ход игры:   воспитатель предлагает ребёнку выбрать  картинку с овощем, фруктом и описать его.

           - У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?

           Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?

Тема: «Ребенок на улицах города»

О чем говорит светофор

              Цель:  закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.

             Материал:  цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.

             Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответству-ющие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

                             

Тема: «Будем спортом заниматься»

Назови вид спорта

             Цель: закрепить знание названий видов спорта, умение узнавать их по картинке.

             Материал: картинки с изображением видов спорта

              Ход игры:  играют от 2 до … человек.  Ребёнок выбирает  картинку и называет вид спорта. Если он назвал вид спорта правильно, то картинку он забирает себе. Выигрывает тот,  кто  больше всего соберёт картинок.

Угадай вид спорта по показу

            Цель:  формировать умения выполнять движения, характерные для некоторых видов  спорта, и узнавать их по показу.

           Ход игры:   воспитатель или ребёнок показывает при помощи мимики и жестов какой- либо вид спорта, а дети отгадывают его.

Я умею

              Цель: закрепить знание видов  спорта и спортсменов

              Материал:  микрофон

              Ход игры: воспитатель говорит:

             - Чтобы быть здоровым, нужно заниматься спортом. Однако есть люди, для которых спорт – профессия. И сейчас мы вспомним их.

             Воспитатель начинает игру, передавая микрофон по кругу.

            Я – лыжник, я умею кататься на лыжах, но не умею кататься на коньках,

            а ты?

Я – фигурист, я умею кататься на коньках, но не умею плавать, а ты?

Я – пловец, я умею плавать, но не умею кататься на велосипеде, а ты?

Я – велосипедист, я умею кататься на велосипеде, но не умею забивать мяч, а ты?

Я – футболист, я умею забивать мяч, но не умею играть в хоккей, а ты?

Узнай движение (лото)

         Игра предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми.

          Цель: выявить знания детей о простых движениях, закрепить умение их выполнять, развивать память, внимание.

         Дидактический материал: 5 больших карт с изображениями различных видов движений, которые отделены друг от друга сплошной линией; 5 больших карт с изображениями этих же движений, которые отделены пунктирными линиями.

         Ход игры:

         Вариант 1. В игре могут участвовать до 5 детей. Взрослый раздает детям большие карты, а маленькие карточки с рисунками перемешивает и складывает на столе перед собой в стопку изображениями вниз. Затем он берет из стопки по одной карточке и, показывая детям, спрашивает, у кого из них на большой карте есть такой же рисунок, например: «У кого на карте мальчик перешагивает кубик?». Тот, у кого  есть такой рисунок, говорит: «У меня на карте мальчик перешагивает кубик». Если

ответ верный, ребенок забирает карточку у взрослого и закрывает ею такой же рисунок на большой карте. Ребенок, который закрыл свою большую карту первым, выполняет по желанию 1-2 движения.  Взрослый хвалит детей за старание.

         Вариант 2. В игре могут участвовать до 5 детей. Взрослый или ребенок-ведущий раздает детям большие карты, а маленькие карточки с изображениями движений перемешивает и складывает на столе перед собой в стопку изображениями вниз. Затем он берет из стопки по одной карточке и, показывая детям карточку, спрашивает, у кого из них на большой карте есть такой же рисунок. Тот, у кого есть такой рисунок, сначала называет движение, а затем самостоятельно выполняет его. После этого ребёнок забирает карточку у взрослого и закрывает ею рисунок на большой карте.

         Побеждает ребёнок, первым закрывший маленькими карточками все рисунки на большой карте.

Физкультура на кубиках

        Игра предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми.

       Цель: развивать у детей внимание, зрительное восприятие, мышление, учить различать и классифицировать разные виды движений, правильно их выполнять.

       Дидактический материал: 6 кубиков.

        На одном кубике представлены картинки по одному из 6 видов физических упражнений:

  • ходьба (ходьба широким шагом, ходьба на носках, ходьба по ребристой доске, ходьба змейкой, ходьба с переступанием через рейки приподнятой лестницы, ходьба по извилистой веревке);
  • бег (бег обычный, бег вдвоем, бег друг за другом, бег за мячом, бег за обручем, бег с воздушным змеем);
  • прыжки (прыжок на двух ногах, продвигаясь вперед; прыжок на двух ногах через лежащую на полу веревку; прыжок на одной ноге вокруг расставленных предметов; спрыгивание с пенька; подпрыгивание на месте, пытаясь достать подвешенный предмет; прыжки с короткой скакалкой);
  • ползанье, лазанье (подлезание под стул, пролезание в обруч, ползанье по наклонной доске, лазанье по наклонной лестнице, ползанье по скамейке, подлезание под горизонтальное бревно);
  • катание, бросание (бросание мяча в коробку, подбрасывание и ловля мяча, отбивание мяча от пола одной рукой, перебрасывание мяча друг другу, перебрасывание мяча через сетку, бросание мяча в вертикальную цель);
  • упражнения с сохранением равновесия (стоя на одной ноге, согнув вторую ногу в колене; стоя на одной ноге, отведя назад вторую ногу; ходьба по разложенным кубикам; ходьба с предметом на голове; ходьба по скамейке; ходьба по скамейке с предметом на голове).

        Ход игры:

       Вариант 1. Игра проводится индивидуально или с подгруппами из 2-3 человек. У каждой подгруппы - набор кубиков. Детям можно предложить рассмотреть кубики и найти рисунки, на которых мальчики и девочки ходят (бегают, прыгают и т.д.)- Затем они строят «дорожки» из кубиков: первая «дорожка» - дети бегают,

вторая - прыгают и т.д.

                Детей хвалят за старание.

           

            Вариант 2 . Игра проводится индивидуально или с подгруппами из 2-3 че

ловек. У каждой подгруппы - набор кубиков. Выкладывая «дорожку» («башенку») из 6 кубиков в определенной, заданной взрослым последовательности (сначала кубик, где дети бегают, затем - где ползают, и т.д.), дети отвечают на вопросы: «Как называется движение?», «Как ребенок на картинке его выполняет?», «Какое движение нравится тебе больше всего?». При этом взрослый рассказывает о пользе движений для здоровья человек/

         Выигрывает подгруппа детей, первыми выполнивших задание и правильно ответивших на вопросы.

Четвертый лишний

          Игра  предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми в детском саду и дома.

          Цель: развивать память, логическое мышление, учить сравнивать и обобщать, закрепить знания о разных видах физических упражнений, учить классифицировать их.

         Дидактический материал: 10 карт, на которых изображены дети, выполня-ющие разные виды движений; 10 фишек, которые нужно вырезать из бумаги перед началом игры.

         Ход игры: 

         Вариант 1 

Игра проводится индивидуально или с подгруппами из 2-3 человек. Взрослый раздает играющим по 2-3 карты и просит рассмотреть картинки на картах и сказать, что на них нарисовано. Детей хвалят за старание.

         Вариант 2

         Игра проводится индивидуально или с подгруппами из 2-3 человек. Взрослый или ребенок-ведущий раздает играющим по 2-3 карты. Он предлагает внимательно рассмотреть их, найти на карте упражнение, которое не подходит к остальным, и объяснить, почему оно лишнее, например: «Лишний - мальчик, который лазает по лесенке, потому что на других картинках дети выполняют упражнение с мячом». Затем участник игры закрывает лишнюю картинку фишкой и выполняет изображен-ное на ней упражнение.

              Выигрывает тот, кто правильно выполнил задания.

У всех своя зарядка  (лото)

            Игра «У всех своя зарядка» (лото) предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми.

           Цель: расширить кругозор ребенка, уточнить его представления о предметах, с которыми выполняются упражнения, обогатить двигательный опыт детей.

          Дидактический материал: 5 больших карт, на которых изображены физкультурные предметы или физкультурный инвентарь; 20 маленьких карточек с картинками, на которых изображены дети, выполняющие упражнения с использованием этих предметов и инвентаря.

            К карте с изображением, например, мяча следует подобрать карточки, на которых нарисован ребенок, выполняющий подбрасывание мяча вверх, прокатывание мяча в ворота, отбивание мяча ногой, бросание мяча вдаль.

             

Ход игры:

Вариант 1

           Игра проводится индивидуально или с подгруппой из 2-3 человек. Взрослый раздает играющим по одной большой карте. Маленькие карточки он предварительно сортирует и отбирает для каждого ребенка необходимые для использования на розданных картах, добавляя 2-3 лишние. Маленькие карточки выкладываются рисунками вверх. Играющему предлагается:

  • назвать предмет, нарисованный на большой карте;
  • рассмотреть маленькие карточки и сказать, что делают изображенные на них дети;
  • отобрать и разложить маленькие карточки на большой карте в соответствии с изображенным на ней предметом;
  • выполнить упражнение с выбранным по желанию ребенка физкультурным предметом.

         Детей хвалят за старание.

Вариант 2

        Игра проводится индивидуально или с подгруппами из 2-4 человек. Взрослый или ребенок-ведущий раздает играющим по 2 большие карты, маленькие карточки перемешивает и кладет стопкой рисунками вниз. Снимая карточки по одной, он показывает их детям. Тот, у кого есть соответствующая карта: называет движение, изображенное на карточке, рассказывает, как его правильно выполнить; за правильный ответ он получает карточку и размещает ее на одной из больших карт;

называет движение и рассказывает, какие еще упражнения можно выполнить с изображенным физкультурным предметом или физкультурным инвентарем и также получает карточку, которую размещает на одной из больших карт.

Побеждает игрок, первым закрывший маленькими карточками таблицу на большой карте и давший правильные пояснения.

Тема: «Врачи - наши помощники»

Если кто-то заболел

             Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача

Материал: телефон

 Ход игры:  Если мы сами не можем  справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

                   Детям предлагается  вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:

                      фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы

Если малыш поранился

Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.

Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи

             Ход игры:   Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить  стерильную повязку, вызвать врача)

Тема: «Опасные предметы»

Источники опасности

             Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества

            Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

            Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)

            Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

Игра - дело серьёзное

           Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.

           Материал: картинки с изображением различных  предметов (опасных и неопасных), два обруча

           Ход игры:   Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

         

Что мы знаем о вещах

           Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

          Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

           Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.

Убери на место

             Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества

            Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

            Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.

            Ход игры:  на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.

Так или не так

                Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

               Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком,

               картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;

               Правила: под красную  карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).

               Варианты: индивидуально с воспитателем;

                                     несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

Сто бед

               Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правиль-ных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему

              Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации

              Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.

Мы – спасатели

                Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правиль-ных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

               Материал:  картинки, на которых  изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

              Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

Тема: «Опасности вокруг нас»

На прогулке

             Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными

действиями при встрече с животными

             Материал: иллюстрации, 2 обруча

             Ход игры:   несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.

             Или  в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.

             

Что где растёт

              Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения

              Материал:  мяч

              Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:

                          - Где растёт подорожник?  (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

                          - Где растёт ромашка? и т.д.

По грибы

             Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.

            Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов

           Ход игры:   картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы

Определи растение по запаху

              Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.             

              Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

              Ход игры:   воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)           

  • Что помогло вам почувствовать этот запах?
  •  Где можно почувствовать такой запах?



Предварительный просмотр:

                   

             

   

План-конспект  нод

           

 

«Помоги Зайке сберечь здоровье»

                                       

                           

                                                           

                                                     

                         

                   

                             

           

Программное содержание:

- формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья;

- на основе ситуационных моментов формировать умения  детей  делать выводы о безопасности жизнедеятельности;

- воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.

Ход занятия:

       Воспитатель обращает внимание детей на то, как они подросли за лето, стали быстрыми, ловкими, и предлагает поговорить о здоровье, выясняет, как дети понимают слово «здоровье», приводит пословицы:

     - Здоровье -   лучшее богатство.

     - Здоровому все здорово.

     - Здоровье -   всему голова.

Раздаётся стук в дверь, появляются два мальчика, одетые в костюмы Знайки и Зайки. Зайка одет небрежно: пальто расстегнуто, шнурки развязаны, шарф размотан.

          Они здороваются с детьми. Зайка зовет детей гулять. Знайка предлагает остаться на занятии и послушать. Он обращает внимание детей на внешний вид Зайки и говорит, что, одеваясь таким образом, Зайка вредит своему здоровью. Знайка предлагает детям объяснить Зайке, что он,  торопясь, сделал неправильно и почему, предлагает помочь Зайке.

         Воспитатель хвалит детей за помощь Зайке, уточняет ответы детей: развязаны шнурки - можно наступить на них и упасть; расстегнуто пальто - можно простудиться; не завязан шарф он может зацепиться за что-нибудь, и ребенок упадёт.

           Далее воспитатель разбирает некоторые ситуации, когда нужно вести себя осторожно, беречь здоровье:

 - как пройти по мокрому полу, чтобы не поскользнуться;

 - как спускаться по лестнице;

 - как одеваться, собираясь на прогулку.

            Зайка предлагает неправильные варианты, воспитатель побуждает детей объяснить ему правила, затем предлагает детям показать все это, собираясь на прогулку.

Сказочные герои читают стихотворение-совет и провожают детей на прогулку.

Надеваете пальто,                              Неприятностей не ждите.

Нужно сразу сделать что?                 Лучше в зеркало смотрите!

Пуговицы застегнуть,                        И тогда не упадёте,

А потом уже и в путь.                    Ничего не разорвёте.

Вы надели башмаки -

Завяжите все шнурки!

Чтоб в дороге не упасть

Чтобы в лужу не попасть.

    Можно использовать персонажи кукольного театра.

План-конспект  занятия

«Доктор Айболит»

                                       

                           

                                                           

                                                         

                         

                                                             

                                                                   

                                                               

Программное содержание:

   - через игру познакомить детей с профессией врача и инструментами, необходимыми ему для работы, уточнить представления детей о личной гигиене;

   - формировать навыки здорового образа жизни;

   - воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

   - развивать речь, воображение.

Оборудование:  игрушечное медицинское оборудование (термометр, микстура, бинт, шпатель), ширма, набор «Кукольный доктор», костюм врача, картинки с изображением продуктов, шапочки с изображением животных.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.) 

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем. Я придумала игру-шутку. Называется она «И я тоже». Если я буду говорить, что делаю что-то хорошее, вы добавляйте: «И я тоже»: если плохое — молчите, ничего не говорите, ладно? Запомнили. Начинаем. Только будьте внимательны!

Игра «И я тоже»

         Я умею аккуратно ее есть.

                  Я не слушаю старших.

                  Я с ребятами дружу.

                  Хорошо себя веду!

                  Я на улице гуляю!

                  Я ребят всех обижаю!

        В случае если кто-нибудь ошибся и сказал: «И я тоже», воспитатель говорит: "Кто это там сказал «И я тоже»? Дайте-ка

я посмотрю на детей, которые обижают своих товарищей!.. Что?..

Не обижаете, просто ошиблись? Это хорошо, надо быть дружными!».

       Воспитатель: Ой, ребята, совсем забыла, заигралась с вами... Ведь к нам пришел гость. Подождите здесь, а я посмотрю, пришёл ли он к нам.

    Воспитатель уходит за ширму и переодевается: Нет, лучше сами отгадайте, кто к вам пришел... Добрый - добрый, в белом халате, в очках... Догадались? Всех излечит, исцелит, добрый доктор... (Айболит). Правильно, а вот и он! (Появляется доктор Айболит.)

    Айболит:  Наконец-то, я к вам добрался. Трудно было идти: и ветер, и снег на пути. Где наши зверята больные? А вот они.

    Воспитатель (Доктор Айболит)  одевает детям шапочки с изобра-жением животных: зайки, мишки, бегемота, волка и т.д.

   Айболит обращается к ребёнку в шапочке с изображением зайки: Зайчонок, что у тебя болит? (Наклоняется к зайчику, слушает его трубкой) Вот оно что! Простудился зайка! Ну-ка зайка расскажи, как ты мог так прос-тудиться.

   Ребёнок рассказывает:     Зайку бросила хозяйка.

                                    Под дождем остался зайка!

                                        Со скамейки слезть не мог.

                                        Весь до ниточки промок!   (А.Барто)

 

     

Айболит: Ай-я-яй! Нехорошо бросать свои игрушки. Ложись-ка, заинька, в постель, поставим тебе градусник. А ребята тебе принесут и покажут картинки с изображением полезных продуктов, в них много витаминов, которые тебе помогут выздороветь и больше не заболеть.

                          Игра «Полезное – неполезное»

     Айболит: Вот, ребята – молодцы: вы помогли выздороветь зайке.

     Айболит: А у тебя, мишенька, что болит?

     Ребёнок читает:  Уронили  мишку на пол,

                           Оторвали мишке лапу.

                                     Всё равно его не брошу,

                                     Потому что он хороший. (А.Барто)

      Айболит:  Лапка? Мы ее сейчас перевяжем.  А  вот игрушки свои нельзя так обижать (открывает чемоданчик, а он пустой) Какой я забывчивый! Я забыл свои инструменты. Вижу у вас имеются предметы, необходимые мне для работы  (под-ходит к столу, где размещены предметы, которые необходимы для работы врачу, повару, продавцу) . Выберите мне из всех предметов те, которые нужны мне для работы.

Игра «Кому что нужно»

    Айболит: Молодцы! Теперь можно лечить мишеньку. Возьмем бинт и забинтуем ему лапку.  Все, мишенька!  Есть еще больные.

    Айболит: Ой, бегемотики! Они схватились за животики, у бедных бегемотиков животики болят. И почему же у них животики могли заболеть?  (ответы детей)

    Айболит: Они плохо руки мыли. Ребята, давайте расскажем им, как надо руки мыть.

           Надо, надо нам помыться!                      шагаем

                Где тут чистая водица?                          разводят руками

                Кран откроем – ш-ш-ш,                         вращение кистями рук

Руки моем – ш-ш-ш,                               имитируем мытьё рук

Щёчки, шейку мы потрём и водичкой обольём.

                                                                   имитируем мытьё щёк, шейки

Буль – буль – буль – журчит водица,     надуваем щёки

Все ребята любят мыться.

Руки с мылом мы помыли,                      имитируем мытьё рук

Нос и щёки не забыли.                            показываем на щёки и нос

Не ленились вымыть уши                       показываем  уши

И вытерли всё посуше.  

      Вот так.

    Айболит:  Какие вы молодцы, научили бегемотиков мыть руки. Ребята, вы очень добрые и заботливые. А мне пора идти других  деток и зверюшек лечить. До свидания, ребята!  (собирается уходить, но вдруг что-то вспоминает)

    Айболит: Какой же я забывчивый! Ведь я вам хотел сделать подарок, отдать вам свой чемоданчик. Вы рассмотрите всё и будете сами лечить. Надеюсь, он вам очень поможет. Вот теперь до свидания! (Отдает чемоданчик и уходит за ширму, снимает костюм и выходит)

    Воспитатель:  Ну, ребята, расскажите, что за гость к вам приходил? (ответы детей) И что доктор Айболит вас лечил? (ответы детей, обращает внимание на подарок). Вы доктору Айболиту спасибо сказали? Молодцы, какие вы хорошие! 

План-конспект  занятия

«Чтобы быть здоровым»

                                       

                           

                                                           

                                                         

                         

                                                             

                                                                   

 Программное содержание:

- развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Оборудование:

   Иллюстрации с изображениями: мальчик, чистящий зубы, и грязный мальчик, книга со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр»

Ход занятия:

    Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения

В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», последователь-но демонстрируя иллюстрации:

Этот мальчик любит мыло и зубной порошок.

Этот мальчик очень милый, поступает хорошо.

Этот в грязь залез и рад, что грязна рубаха.

Про такого говорят: «Он плохой. Неряха!».

    Вопросы:

  • Какой из мальчиков вам больше нравится?
  • Почему вам понравился опрятный, аккуратный мальчик?
  • А другой мальчик кому-нибудь понравился?
  • Почему не понравился?
  • Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым?
  • Что, кроме мыла и губки, необходимо для мытья?

      Воспитатель предлагает показать, как дети моют руки и лицо (имитации движении), а затем вспомнить, в каком стихотворении есть слова:

Давайте же мыться, купаться,

Плескаться, нырять, кувыркаться

В лохани, в корыте,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане.

Всегда и везде

Вечная слава воде!

Педагог предлагает выучить чистоговорку:

Мама Милу

С мылом мыла.

В глаз попало

Миле мыло.

Мама Миле говорила:

- Не сердись, дочурка Мила.

- Не сержусь, — сказала Мила,

- Я выплакиваю мыло.

Затем воспитатель читает стихотворение К. Чуковского «Мойдо-дыр» полностью, выясняет, почему от мальчика убежали все вещи, и напоминает о правилах гигиены.

             

           

     

План-конспект  занятия

«Экскурсия в прачечную

детского сада»

                                       

                           

                                                           

                                                         

                         

                                                             

                                                                   

Программное содержание:

- познакомить с работой мастера по стирке белья,

- уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца и постельное белье;

- воспитывать уважение к труду  людей, работающих в прачечной.

Ход экскурсии:

     До начала экскурсии воспитатель предлагает  послушать отрывок из знакомого стихотворения и назвать его.

                                         

                                          Одеяло убежало.

                                          Улетела простыня,

                                          И подушка, как лягушка,

                                         Ускакала от меня.

      Воспитатель уточняет, почему от мальчика убежали все вещи, говорит, что хотя среди ребят в группе нет грязнуль,  но полотенца иногда бывают грязными; задаёт вопросы, кто стирает полотенца и постельное белье, предлагает познакомиться с мастером по стирке белья, повторяет ее имя и отчество, закрепляет слова: «прачечная», «белье», «постельные принадлеж-ности».

       В прачечной после осмотра помещения и знакомства с мастером по стирке белья предложить послушать её рассказ, сопровождаемый показом действий: белье замачивается, загружается в стиральную машину, засыпает-ся стиральный порошок. По ходу рассказа взрослые задают вопросы, пред-лагая сравнить стиральные машины в детском саду и дома, демонстрируют грязные полотенца, объясняя, что дети недостаточно чисто мыли руки и теперь  полотенца придется кипятить или дополнительно отстирывать руками. Затем показывают, как сушат и гладят  белье, предлагают сложить   несколько выглаженных вещей.

       Подводя итог, воспитатель обращает внимание, как много белья нужно выстирать и отгладить, как трудно отстирывать грязные вещи, объясняет, что дети могут помочь работникам прачечной, если будут тщательно мыть руки.

       

План-конспект  занятия

«Тело человека»

                                       

                           

                                                           

                                                         

                         

                                                             

  Программное содержание: 

- уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека,

- рассказать о роли органов чувств.

 Оборудование: кукла, картинки с изображением разных кукол, фотографии (картинки) детей  разного возраста.

  Ход занятия:

       В гости к детям пришла кукла Маша, принесла  картинки с изображением своих подруг, предлагает рассмотреть их.        Воспитатель обращает внимание, что все куклы разные (рост, цвет волос и глаз), предлагает найти различия. Затем побуждает детей определить, чем похожи все куклы, подводя к выводу: у всех одни и те же части тела, предлагает показать  их на себе.

       Далее воспитатель выясняет с детьми:

  • что можно делать ногами, в какие игры играть;
  • что делают руками;
  • почему руки называют первыми помощниками;
  • для чего нужны уши;
  • от чего нужно беречь глаза.

Затем воспитатель предлагает рассмотреть фотографии детей разного возраста, обращает внимание на изменение их роста, побуждая прийти к выводу: чтобы вырасти большим, сильным и здоровым, нужно хорошо кушать, заниматься спортом и заботиться о своем здоровье.

         

План-конспект  занятия

«Витамины и

полезные продукты»

                                       

                           

                                                           

                                                         

                         

                                                             

     Программное содержание:

- рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека,

- закрепит умение детей передавать в рисунке полезные продукты, используя различные методы изображения (пальчиком, кисточкой, карандашом);

- воспитывать интерес и желание рисовать полезные продукты.

   Оборудование:

Картинка или фотография с изображением крепких, здоровых людей, картинки с изображением полезных продуктов (мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, орехи, мед), загадки, гуашь, листы бумаги.

Ход занятия:

       Показать картинку или фотографию с изображением крепких, здоровых людей, подвести детей к пониманию того, что для хорошего здоровья необходимо правильное питание, побеседовать о любимых блюдах детей.

       Рассказать о витаминах, оказывающих влияние на работу организма, назвать некоторые витамины, рассказать, работе каких органов они помогают и в каких продуктах содержатся:

  • витамин А важен для зрения, содержится в моркови, луке, петрушке, яйцах;
  • витамин В способствует хорошей работе сердца, содержится в молоке, мясе, хлебе;
  • витамин С укрепляет весь организм, помогает не болеть,

 содержится в апельсинах, лимонах, ягодах, капусте, луке.

       Вспомнить, как выглядят знакомые овощи, назвать их по картинкам, подобрать картинки-отгадки к загадкам.

       Показать картинки с изображением полезных продуктов (мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, орехи, мед). Объяснить: для того чтобы быть здоровым, крепким и сильным,  нужно кушать только полезные продукты. Рассказать, что некоторые продукты не очень полезны, особенно если употреблять их в большом количестве (шоколад, конфеты). Предложить нарисовать  любимые продукты.

План-конспект  занятия

«Безопасность на дорогах»

                                       

                           

                                                           

                                                         

                         

                                                             

    Программное содержание:

 - познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения,

 - рассказать о светофоре.

   

    Оборудование:

     Картинка «Машины на улицах города», манишки с изображением участников дорожного движения, картинка с изображением милиционера

   Ход занятия:

     Воспитатель напоминает детям, что они научились играть с машинка-ми, а на настоящих дорогах машин много, предлагает рассмотреть картинку «Машины на улицах города». Объясняет, что для того, чтобы управлять ими, нужно много знать и уметь, задает вопросы, подводя детей к тому, что водители должны знать правила дорожного движения.

    Воспитатель предлагает подумать, почему машины  не сталкиваются друг с другом, кто помогает им двигаться без аварий, загадывает загадку:

                             

                             Чтоб тебе помочь

                              Путь пройти опасный,

                              Горит и день, и ночь

                              Зеленый, желтый, красный.

      Педагог уточняет значение сигналов светофора,  действия пешеходов и водителей и предлагает поупражняться в движении в соответствии с сигналами светофора. Дети надевают манишки с изображением участ-ников дорожного движения и имитируют движение машин и пешеходов на улице. Воспитатель напоминает правила: не спешить, следить за движением других и сигналами светофора, переходить улицу в указан-ном месте.

     Затем воспитатель показывает картинку с изображением милиционе-ра, предлагает рассмотреть ее, объясняет его роль в управлении движением  на улице.

       Дальше дети вместе с воспитателем (в роли милиционера) играют в сюжетно-ролевую игру «На улицах города»

         

Конспект  занятия

«Здоровье в порядке,

 спасибо зарядке!»

                                       

                           

                                                           

                                                         

                         

                                                             

                                                                   

       Программное содержание:

- способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;

- закрепить название некоторых видов спорта.

  Оборудование:

   Кукла в спортивной одежде, картинки с изображением разных видов спорта, спортивный инвентарь (мячи, скакалки и т.п.), мыльные пузыри.

 

  Ход занятия:

    На занятие приходит кукла в спортивной одежде — тренер Гантель-кин, показывает детям картинки с изображением разных видов спорта, уточняет, знают ли дети их название, задает вопросы:

  • какие виды спорта нравятся и почему;
  • каким видом хотели бы заниматься;
  • какими видами спорта можно заниматься зимой, летом.

     Гантелькин объясняет, почему полезен каждый вид спорта и спорт вообще, и предлагает детям позаниматься физкультурой:

                                       

                                        Состязание, ребятки.

                            Мы начнем сейчас с зарядки!

                            Для чего нужна зарядка?

                            Это вовсе не загадка –

                         Чтобы силу развивать

                            И весь день не уставать!

                            Если кто-то от зарядки

                            Убегает без оглядки –

                            Он не станет нипочём

                             Настоящим силачом!

                                    Каждый день у нас, ребятки,

                                    Начинается с зарядки!

                                 Руки в стороны и вниз,

                                    Все присели, поднялись,

                                    И девчонки, и мальчишки

                                      Побежали все вприпрыжку! 

                                                               Провели разминку ловко.

                                      Приступаем к тренировке.

 

   Выполняются упражнения с мячом:

  1. Эстафета «Кто быстрее передаст мяч».

     Дети, стоя в две шеренги, передают мяч друг другу.

  1. «Перебрось, поймай, упасть не давай!».

   Дети стоят в две шеренги друг против друга и перебрасывают мячи от одной команды к другой.

  1. «Мыльные пузыри».

Воспитатель пускает мыльные пузыри и предлагает детям поймать их.

     Гантелькин предлагает еще позаниматься:

                          Чтобы сильным быть и ловким,

                          Продолжаем тренировку.

    Выполняются знакомые упражнения с предметами. После упражнений Гантелькин предлагает поиграть:

                         Чур-чура, чур-чура,

                         Начинается игра.

    Проводится подвижная игра по желанию детей.

      Прощаясь, Гантелькин еще раз напоминает, что нужно заниматься физкультурой и спортом, чтобы быть сильными и здоровыми:

                         Спорт, ребята, очень нужен,

                         Мы со спортом крепко дружим.

                         Спорт — здоровье, спорт – помощник,

                         Спорт — игра, физкульт-ура!

 Гантелькин дарит детям спортивный инвентарь (мячи, скакалки и т.п.).

План-конспект  занятия

«Айболит в гостях

у детей»

                                       

                           

                                                           

                                                         

                         

                                                             

    Программное содержание:

 - продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми,

 - закрепить знания о витаминах,

 - уточнить представления об овощах,

 - учить сажать лук.

  Материал для занятия:

    Машина, кукла Доктор Айболит, овощи, фрукты,  плоды шипов-ника, термос с настоем шиповника, репчатый лук и инвентарь для посадки и полива.

   Ход занятия:

   В группу приезжает автомашина, в которой лежат мешочки с шиповником, овощами и фруктами и доктор Айболит.

   Проводятся игры:

  «Чудесный мешочек» — дети на ощупь определяют овощи (огу-рец, помидор, картофель, свекла, морковь), называют их и дают небольшое описание.

  «Угадай на вкус» — после рассматривания и уточнения названия фруктов детям предлагается с закрытыми глазами определить их на вкус (яблоко, груша, апельсин, лимон, банан).

   Затем Айболит показывает плоды шиповника, предлагает их по-трогать, понюхать, объясняет, что это такое. Плоды шиповника очень полезны, их надо собирать, сушить, а зимой заваривать вкусный витаминный чай. Объясняет, что после занятия угостит детей таким чаем.

    Воспитатель обращает внимание детей на то, что в автомашине лежит мешочек с луком, объясняет, что в зелёном луке много витаминов, и предлагает вырастить лук самим и есть его за обедом.

    После показа проводится посадка лука в ящики. Доктор Айболит напоминает, что после работы нужно помыть руки, чтобы не занес-ти микробы, быть здоровыми и не болеть, и угощает детей витамин-ным чаем.

     

План-конспект  занятия

«Экскурсия в парк (лес)»

                                       

                           

                                                           

                                                         

                         

                                                             

   

 Программное содержание:

    - учить детей отмечать характерные признаки лета, учить находить и узнавать лекарственные растения,

    - формировать бережное отношение к природе.

 Ход экскурсии:

    Воспитатель предлагает детям осмотреться в парке и загадывает загадку:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый  дом,

Чудеса увидишь в нем

(Лес)

       Воспитатель приглашает детей отправиться в путешествие по чудесному  зелёному дому, полюбоваться, рассмотреть и запомнить все, что покажется интересным.

        Дети с воспитателем рассматривают деревья, растущие в парке, сравнивают листья, ствол,  кору,  отмечают  характерные черты,  высоту,  крону.  

      Затем  проводится  игра «Найди дерево»: воспитатель называет знакомое детям дерево, они должны найти его, добежать и обхватить руками ствол.

     Затем воспитатель предлагает вспомнить, что растет в лесу интересное и полезное, уточняет название лекарственных растений, показы-вает иллюстрации и предлагает найти, но не рвать знакомые лекарствен-ные растения. Воспитатель подходит к каждому ребенку, нашедшему растение, напоминает его название и полезные свойства, предлагает сорвать по одному лекарственному растению каждого вида для гербария как чудесный подарок и воспоминание о лесе.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Нетрадиционные методы оздоровления часто болеющих детей».

Игры, которые лечат.

 (Болезни дыхательной системы: ринит, ринофарингит, хронический бронхит, аденоиды).

  При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение. Препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа. Рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании расслабляются дыхательные мышцы, и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ.

Пастушок дудит в рожок.

Вдох носом и резкий выдох в рожок.

Король ветров.

Ребенок дует на вертушку или подвешенные шарики. Вдох через нос и резкий выдох через рот.

Бульканье.

Стакан или бутылочку наполнить на треть водой. Ребенок делает глубокий вдох через нос и делает длинный выдох в трубочку, что бы получился долгий булькающий звук.

Сдуй шарик.

На столе разложить карандаши. Между ними воздушные шарики (до 10 шт).Вытянув губы трубочкой, глубоким сильным выдохом ребенку нужно сдуть шары по одному.

Массаж волшебных точек уха.

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным детям всех возрастов.

Похлопаем ушками.

Завести ладони за уши и загибать их вперед сначала мизинцем, а потом остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпустить их. Приэтом ребенок должен ощутить хлопок.

Потянем ушки.

Захватить кончиками большого и указательного пальцев мочки ушей и с силой потянуть их вниз, а затем отпустить.

Покрутим козелком

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, и указательным прижимает козелок (выступ ушной раковины спереди). Захватив таким образом козелок сдавливать и поворачивать его во все стороны 20-30 сек.

Погреем ушки.

Приложить ладони к ушам и тщательно потереть ими ушную раковину.

Количество повторений каждого упражнения  7-8 раз,  для малышей 5-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии "Тайны Кощея Бессмертного"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии для детей старшего дошокольного возраста....

занятие по валеологии для детей средней группы "Пальчики и носики - наши друзья"

Формирование у детей дошкольного возраста средней группы представления об особенностях осязания и обаняния....

Конспект занятия по валеологии:"Путешествие в страну Носарию".

Занятие в игровой форме знакомит детей со строением и функциями носа, способствует формированию основ здорового образа жизни....

Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника"

Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника". Задачи:  1. Формировать у детей  знания о  своем организме, о том,...

"Валеология и её музыкальные особенности"

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯдля детей среднего дошкольного возраста«Приключения Кота Музика в Мышином королевстве»     Актуальность.     Забота ...

Конспект занятия по валеологии на тему"Неболейка"

Этот конспект направлен на то, чтобы самостоятельно следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления, закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека....

Перспективный план по валеологии для старшего дошкольного возраста по валеологии .

Перспективный план по валеологии подготовительной группы компенсирующего вида . М-ц       Тема занятия            Цели и задачиСодержание р...