Мастер-класс "Будьте здоровы"
методическая разработка по теме

Дьяченко Галина Станиславовна

Автор делится приемами здоровьеформирующей технологии, которые могут сделать процесс обучения эффективным, успешным, доступным, интересным, увлекательным, т.е. здоровьесозидающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budte_zdorovy.docx49.51 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС «БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня четверг, 26 февраля. Заканчивается последний зимний месяц – месяц напряжённый, тревожный. Время, когда многие люди, особенно метеозависимые, неважно себя чувствуют.  Рабочая неделя подходит к концу  и, наверное, вы все уже очень устали.

Предлагаю вам немного отдохнуть. Но, одно условие: отдыхать  будем все вместе и старательно. Я буду рассказывать вам притчу, а вы будете мне помогать.

(по ходу повествования ведущий показывает участникам движения и предлагает выполнять их вместе)

Итак…                              

В далекой стране жил-был один садовник. Садовник боготворил деревья, и каждый год высаживал в своём саду несколько новых аллей.  Однажды друзья подарили ему семена  разных деревьев. Это были желуди старого дуба,  несколько орехов, лёгкие невесомые «вертолётики» – семена клёна, семена яблони, груши,  семена сладкой оранжевой хурмы, семена кедра… (сядьте, пожалуйста, поудобнее; прикройте голову руками; представьте, что вы - семена).

Садовник очень нежно отнесся к своим семенам. Он регулярно поливал их, рыхлил землю,  даже разговаривал с семенами.  Вот наступила весна, и с первыми теплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки (участники понемногу поднимают руки вверх).

У ростков раскрываются листочки  (руки над головой, ладонями вперёд), появляются веточки с бутонами (сжать кулачки), наконец, бутоны лопаются (кулачки резко разжать) и маленький росток превращается в крепкое молодое деревце (руки не опускать).

Весна сменяется жарким летом. Садовник по-прежнему  ухаживает за своим садом, защищает от вредителей, укрывает от палящих лучей.  Молодые питомцы садовника растут, улыбаются и кланяются соседним деревьям, приветствуя их по утрам  (участники мастер-класса выполняют соответствующие движения). Наступает осень, и каждое растение щедро благодарит садовника своими плодами и новыми семенами.

Это было упражнение на релаксацию. Спасибо, вы прекрасно справились!

Дорогие коллеги! Мы с вами  и есть садовники в своём саду. И от нашего мастерства,  желания  и любви зависит,  будут ли будущие урожаи  щедрыми.  А поскольку я сегодня – садовник перед садовниками, то я очень стараюсь, волнуюсь и тоже хочу получить свой урожай. Может быть, щедрый, а может быть – и не очень. Всё зависит от того, сочтёте ли вы наше занятие интересным и полезным. А увидим мы это   по его окончании.

Я предлагаю вам сегодня почувствовать себя детьми, ведь все педагоги хоть иногда задумывались вернуться назад.

Упражнение  «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).    

Представьте, что вы находитесь на занятии по рисованию.  Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важны для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Учитель записывает их на доске. Если слова повторяются, то учитель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих.  Например, 1 место - здоровье, 2 место - семья и т.д.)

Обсудить проблему

Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?

(Варианты ответов).

Принятие решения

Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одной из главных жизненных ценностей человека.

Ещё  Сократ сказал: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто». Значит и в древности люди задумывались о здоровье. А сейчас здоровьесозидающая технология – одна из самых современных. И не только потому, что реализовывать и развивать её стали совсем недавно, а и потому, что сейчас она актуальна как никогда.  Здоровых детей практически нет. Дети зачастую рождаются уже больными, имеют множество наследственных заболеваний, хронических заболеваний; заболеваний, приобретённых вследствие неблагоприятной экологии, неправильного питания, недостаточного внимания со стороны родителей. И не случайно ФГОС ставит, как одну из основных задач, укрепление физического и духовного здоровья детей.  

Каждый педагог  на своем занятии может реально много сделать для изменения проблемы здоровья детей. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать  выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьеформирующие технологии.

Когда мы говорим о вышеупомянутых технологиях, часто сразу возникает ассоциация с проведением физкультминуток, соблюдением гигиенических требований, проведением зарядки. Но это далеко не единственные составляющие данной  педагогической технологии.  

И сегодня мне хотелось бы поделиться с вами теми приемами здоровьеформирующей технологии, которые могут сделать процесс обучения эффективным, успешным, доступным, интересным, увлекательным.  Одним словом, здоровьесозидающим.

 Прежде всего, огромное значение имеет организация занятия. Педагог должен строить его в соответствии с динамикой внимания детей, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Во избежание усталости  необходимо использовать смену видов работ:

-самостоятельная работа,

-чтение,

-письмо,

-слушание,

-ответы на вопросы,

-работа с учебником (устно и письменно),

-работа над проектами.

Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху .

Здесь же необходимо отметить подачу материала наиболее доступным рациональным способом, которая предполагает воздействие на все каналы. Если говорить о здоровье детей, нельзя обойти стороной такой вопрос как мультисенсорный подход при обучении различным видам речевой деятельности. Как известно, в зависимости от "ведущего” канала восприятия, людей можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетиков.

Самые обделенными в этой ситуации оказываются кинестетики.

При изучении букв, детям предлагается на ощупь, держа руки за спиной, угадать букву (буквы вырезаны из бархатной бумаги)
Для работы с алфавитом можно использовать шерстяные нитки разных цветов. Учащиеся слышат букву, видят ее, повторяют ее про себя и строят букву из ниточек.

Таким образом, задействуются все каналы восприятия обучающихся.
Детям – кинестетикам также предлагается следующее задание: они делятся на несколько команд и выстраиваются в колонны лицом к доске, и последний игрок каждой команды пишет рукой на спине впередистоящего букву, следующий игрок таким же образом передает эту буквы вперед и первый стоящий у доски ученик записывает эту букву мелом на доске.

(проигрывание ситуаций)

Немаловажным на занятии являются самооценивание и взаимооценка.

На своих занятиях достаточно широко практикую самооценивание и взаимооценку.  Например, оцени свою работу на уроке: Very well (очень хорошо), ok (нормально),  not well! (не очень хорошо).

Кроме того для снятия утомления  используются такие психологические приемы как намеренная ошибка педагога (оговорился, перепутал буквы, слова, повесил плакат вверх ногами); при ответе одних учеников остальным предлагается задание на запись ошибок или подсчет слов, употребляемых по теме. Даю возможность обучающимся самостоятельно исправить свои ошибки. Научившись видеть ошибки в речи других, дошкольники лучше  контролируют свою речь и деятельность.

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика.
Важно учитывать тип личности ученика и использовать элементы
разноуровневых заданий. 

При организации занятия выделяют три основных этапа, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и определенными видами деятельности.  

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которая наступает вследствие продолжительной или интенсивной работы. Биологическая роль этого состояния заключается в своевременной защите организма от истощения.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует переключаться на иные виды деятельности, применять всевозможные средства восстановления работоспособности.

Во-первых, это упражнения для кистей рук и для пальцев или Пальчиковые игры. 

Как известно, любая деятельность детей, в которой задействованы кисти и пальцы, способствует развитию речи. На ладони и на стопе находятся около 1000 биологически активных точек, которым необходим массаж. И если делать это регулярно – дети начинают лучше и быстрее писать, у них улучшается координация движений, тренируется память,  если  отчего-то разволновались - быстрее успокаиваются.

Данный вид деятельности можно использовать и в начале занятия. Это настроит детей, даст позитивный заряд, а также поможет активизировать мозговую деятельность.

Hello!

Пальчики левой руки по очереди «здороваются» с пальчиками правой руки, похлопывая друг друга кончиками “Hi” или “Hello!”. Либо большой палец по очереди «здоровается» с другими пальцами руки. Можно выполнять одновременно двумя руками.

What’s the weather like today? (провести игру)

Look through the window! What’s the weather like today?

Is it sunny? (Скрещиваем ладошки и двигаем пальчиками – лучиками)

Is it rainy? (Постукиваем кончиками пальцев по парте)

Is it windy? ([w – w - w] размахиваем руками, показывая порывы ветра)

Is it cloudy? (прикрываем лицо ладонями)

Is it dry? ( имитируем вытирание рук, пальчиков полотенцем)

Is it wet? (стряхиваем с рук воду)

Также практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме. 
Five little gentlemen Going for a walk. Five little gentlemen Stop for a talk. Along came five ladies They stood all together And they began to dance. (5 пальчиков – джентльмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать). 

Далее упражнения для сосудов головного мозга и зрения.

Мои дети знают очень простое, но очень эффективное  упражнение  для сосудов головного мозга и верхнего отдела позвоночника. Если  на уроке отрабатывается  новая лексика,  проводим следующую рефлексию. На доске прикреплены  картинки, я показываю на одну из них и называю, что изображено на картинке. Иногда правильно – а иногда  намеренно  неправильно. Если назвала правильно – ребята молча, но энергично кивают, если неправильно – водят головой из стороны в сторону, тоже молча. Бывает, что «ошибаюсь», называя одно и то же слово много раз, а картинки показываю разные – тогда бывает  очень весело, но ведь и полезно же.

Можно провести рефлексию и по-другому – с пользой для глаз. Те же картинки располагаю по всей доске и даже за пределами, по всему классу. Команда простая.  “Look at a cake!” “Look at an apple!”  “Look at an orange!”  Или такую же работу можно проделать при введении новой лексики, используя карточки с написанными словами. Главное, чтобы эти картинки и карточки  располагались как можно дальше друг от друга. И я вижу, как усвоены слова и глазки отдохнули.

Количество детей с плохим зрением неуклонно растет, снять усталость глаз  помогает гимнастика:

Look left, right

Look up, look down

Look around.

Look at your nose

Look at that rose.

Close your eyes,

Open, wink and smile.

Your eyes are happy again. 

Снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает работа с офтольмотренажером.

Пару лет назад я открыла для себя пользу дыхательной и звуковой гимнастики, и нашла ей применение на уроках.

Оказывается, произносить звуки очень полезно – не только в смысле коммуникации, но и в смысле здоровья. Это своеобразная зарядка нервной системы, позволяющая сбросить напряжение, которая к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, головной боли. Знаете ли вы, например, что

  • звуки [a] и [a:] (в английском языке это разные звуки). Произнесение этих звуков стимулирует  работу лёгких, трахеи, гортани.
  • Произнесение звука [m] вызывает вибрацию голосовых связок, которая передаётся  на трахею, бронхи, лёгкие, что способствует расслаблению спазмированных бронхов. А ещё произнесение этого звука положительно влияет на сосуды головного мозга, даёт ощущение покоя, улучшает память.
  • Полезнее всего при бронхите звуки  п, т, к, ф, чуть меньше полезно произнесение их звонких пар: б,д,г,в.
  • Произнесение [i:] очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.
  • Произнесение звука [я] благотворно влияет на нижнюю часть лёгких, сердце, печень, желудок, избавляет от боли и придаёт уверенность в собственных силах.
  • Звук [ы] положительно влияет на общий тонус  организма, снимает усталость, повышает работоспособность.
  • Произнесение звука [ч] способствует профилактике бессонницы.
  • А произнесение звуков [и-а] укрепляет мягкое нёбо и связки и полезно тем, кто храпит во сне.

         Упражнениями дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой Александры Николаевны, певицы, автора уникальной методики лечения заболеваний дыхательных путей, мне пришлось заняться самой. Моя дочь занималась музыкой, каждое концертное выступление сопровождалось проблемами с голосовыми связками. Перечитали гору литературы и занимались в домашних условиях. Проблемы уменьшились и я убеждена, что в этом заслуга в том числе и дыхательных упражнений. И тогда я подумала: а не включить ли отдельные упражнения дыхательной гимнастики в свои уроки?   Ведь дыхательные упражнения просто необходимы детям, часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, воспалением лёгких. 
       Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

        Конечно, подбирая фонетические упражнения,  не стоит увлекаться их лечебным эффектом – мы всё-таки не врачи, а в звуковой гимнастике есть свои нюансы, в которых разобраться могут только специалисты.

Дыхательные упражнения  

На начальном этапе обучения в игровой форме   надуваем  шарик. Между детьми проводится конкурс « У кого шарик больше?».

Данный вид упражнений помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Например упражнение «Шарик». Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. « You are balloons»! На счёт 1234- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!» Аналогичная игра может называться и подругому – «Дайверы» (с задержкой дыхания) 

Отдельные слова хочется сказать о массажных играх.

Это массаж активных точек. В результате массажа активизируется работа подкорковых частей мозга, возникают процессы, связанные с обострением интуиции, улучшается настроение.   

(проведение игры со слушателями)

“Look at me and listen to me”

Eyes, are you ready? (поглаживание век)

Yes, we are. (поглаживание век по часовой и против часовой стрелки)

Ears, are you ready? (поглаживание ушей)

Yes, we are. (прикладывание ладоней к ушам)

Hands, are you ready? (поглаживание кистей рук)

Yes, we are. (хлопки в ладоши)

Legs, are you ready? (поглаживание ног)

Yes, we are. (притопывание)

Shoulders, are you ready? (поглаживание плечей)

Yes, we are. (постукивание по плечам)

Children, are you ready? (развести руки в стороны)

Yes, we are. (обнять себя руками)

Важное место в релаксации занимают игры. Они способствуют отдыху, вызывают положительные эмоции, легкость и удовольствие. Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. На начальном этапе естественным для детей являются игровые элементы деятельности, на следующем этапе нужен другой тип игры, который бы способствовал раскованности учащихся. Необычная деятельность привлекает их внимание и служит релаксацией.

Игра - пантомима:

При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).

Ребёнок (дети) у доски выполняет(ют) это задание, а другие отгадывают букву алфавита.

 - При изучении темы ‘’My pet’’ изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

 - При изучении темы ‘’ My day’’ изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

 - Ролевая игра-пантомима ‘’In the shop’’. Ситуация: В магазине Лондона ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.

 Игра « Дорожка».

На полу между партами до доски разложены вырезанные из бумаги листы в форме следов. Ребёнок, шагая по ним, называет слова в зависимости от материала урока. Это могут быть числительные, алфавит, лексика по любой теме. Ученик, который ошибся или сделал долгую заминку, садится. Побеждает тот, кто дойдет быстрее всех до доски.

Игра «Волшебный стул».

Цель: закрепление или активизация лексики по темам «Внешность», «Характер». Тому, кто садится на этот стул, учащиеся говорят комплименты, например «you are pretty», «you are smart» и т.п

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм ребёнка. Педагог должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

 Внедрение в педагогическую практику любых идей требует определенной рефлексии. Что касается идей здорового образа жизни, то мне хотелось бы предложить вам следующую анкету  о настрое обучающихся и их положительной мотивации к предмету.

По итогам этого тестирования в моей деятельности  был сделан  вывод, что используя здоровьеформирующие технологии на занятиях английского языка, у детей прослеживается повышение качества знаний, положительная мотивация к предмету повышается.

Подведение итога

Если вы обратили внимание, то представление опыта я попыталась представить с позиции технологии здоровьесбережения:

-использовала разные виды преподавания  (словесный, наглядный, аудиовизуальный),

-использовала разные виды учебной деятельности (слушание,  рассматривание наглядности, чтение),

-использовала физкультминутку,

-использовала физкультпаузу,

-использовала пальчиковую игру,

-частота чередования различных видов деятельности не превышала 7 минут. 

И в заключение хотелось бы сказать о здоровьесбережении учителя.

Сохранению психологического здоровья современного дошкольника уделяется большое внимание, однако не менее важен вопрос о сохранении психологического здоровья педагога.

Очевидно, что только психологически здоровый педагог реально способен создать эмоционально комфортную атмосферу на занятии, обеспечивающую не только обучение и развитие ребенка, но и его воспитание как личность.

Давно настало время задуматься о создании условий для охраны здоровья педагога и его профессионального долголетия.  

Педагогическая профессия относится к умственному труду и требует большого интеллектуального напряжения, но предполагает слабую мышечную активность. Педагог часто испытывает психологический дискомфорт, причинами которого могут быть:

  • довольно часто возникающее напряженные педагогические ситуации;
  • физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;
  • высокий уровень ответственности;
  • тенденция агрессивного отношения родителей и детей.

Умение пользоваться способами регуляции своего эмоционального состояния может помочь педагогу снизить психоэмоциоанльное напряжение и сохранить своё здоровье. Регулярное использование упражнений по саморегуляции будет способствовать развитию эмоциональной гибкости и устойчивости.

Психорегуляция включает в себя занятия спортом, методы релаксации, аутогенную тренировку.

Одним из способов регуляции своего эмоционального состояния является самовнушение. Например, «Я могу наслаждаться своей работой. У меня хорошая работа. Каждый день я с радостью иду на работу. Я работаю легко и радостно. У меня все получается. Это просто здорово - работать с подрастающим поколением. От своих учеников я заряжаюсь молодостью и энергией. Я энергична, молода душой и оптимистична».

Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить утром, после сна или по дороге на работу. Ну, а если вы  испытали стресс? Как помочь себе? Использовать можно следующие приемы:

-медленно осмотреться по сторонам, даже в том случае, если помещение знакомо, мысленно описывать один предмет за одним. Пример: «коричневый письменный стол, белые занавески….»

-представить себя в приятной обстановке на природе.

-не блокировать эмоции – найти место, где можно вслух поговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться.

-вспомнить приятные события из собственной жизни, вспомнить состояние радости, сделать такое же лицо, улыбку, почувствовать это состояние всем телом.

По мере того, как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида, станут постепенно уходить.

Согласно утверждению психологов, в борьбе со стрессом помогают: ранний подъем, разделение труда в доме, периодический отдых, физические упражнения, снисхождение к себе (не стоит слишком многого от себя требовать: дайте себе право на ошибку, неточность и неправильный поступок). Хотя бы на несколько дней запретите себе думать о неприятном, мучиться угрызениями совести и сомнениями относительности правильности своих поступков. Посмотрите на себя как на простого человека, которому свойственно ошибаться, потому, что это нормально, случается со всеми и ровно ничего не значит, расслабление, желание прощать (научитесь не обращать внимание на неприятности и прощать тех, кто вас расстраивает). Прощая их, вы даете себе возможность не сосредотачиваться на проблемах. А это сбережет и нервы и здоровье, готовность решать проблемы (не стоит бежать от трудностей, надо научиться их решать, иначе их может накопиться столько, что груз окажется для вас просто не подъемным). Сколько бы вы не тянули, проблем не станет меньше, наоборот – они лишь усугубятся и из вполне решаемых  могут превратиться в действительно неразрешимые.

Итак, уважаемы коллеги! Вопрос восстановления профессионального здоровья – это процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира и профилактические меры по предотвращению заболеваний.  

Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем вылечить.

Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....