фитбол-гимнастика семинар
рабочая программа на тему

Волынцева Елена Васильевна

Нетрадиционные формы профилактической работы с детьми дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fitbol-gimnastika_seminar.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы профилактической работы с детьми дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных процессов, что способно привести к истощению малыша. Родители и воспитатели часто отмечают смену настроения крохи, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и невнимательность. У дошкольников нередко проявляются признаки невротических реакций: они то и дело крутят волосы, грызут ногти, совершают беспорядочные движения – подпрыгивают и покачиваются, долгое время не засыпают.

В этом возрасте происходит «глубинная» перестройка обмена веществ, из-за чего малыш чаще подвергается влиянию детских инфекций. Дошкольный период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей. Однако даже здоровый ребенок дошкольного возраста нуждается в заботе и тщательном уходе со стороны взрослых.

Анализируя данные заболеваемости дошкольников  посещающих МБДОУ, мы пришли к выводу, что среди воспитанников  существует тенденция  снижения здоровья подрастающего поколения. Зачастую, вновь поступающие дети уже имеют аномалию физического развития:  искривление осанки и деформацию стоп, у детей снижен иммунитет вследствие чего они  чаще  болеют ОРЗ и ОРВИ. Тем самым возросла потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни, что  требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.    

 Так, перед коллективом ДОУ была поставлена проблема -  определить и апробировать   в образовательной  деятельности  такие здоровьесберигающие технологии, которые  бы позволили в условиях дошкольного учреждения организовать  профилактическую работу с детьми дошкольного возраста, тем самым снизить порок заболеваемости детей дошкольного возраста.

Изучая здоровьесберигающие  технологии, было  выделено  несколько приёмов и методов работы с детьми по профилактики ОРЗ, ОРВ, коррекции осанки и  плоскостопии. Совместно с музыкальным руководителем и учитывая рекомендации медицинской сестры, был разработан профилактический комплекс упражнений. В основу, которого, легла фитбол-гимнастика, дыхательная гимнастика и музыкатерапия.

Цель профилактического комплекса упражнений - создание условий для развития всесторонней, гармоничной личности ребенка через использования нетрадиционных форм профилактической работы по укреплению здоровья и  формированию представлений о здоровом образе жизни.

Для достижения поставленной  цели определили  следующие задачи:

    1) формировать навык правильной осанки, плоскостопия через упражнения на фитболах;

    2) развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста;

    3) создать условия для релаксации и снятия мышечного напряжения через использование музыкатерапии детей дошкольного возраста.

Фитбол является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач. Фитболы уникальны по своему воздействию на организм дошкольника и вызывают особый интерес. Мяч имеет определенные свойства. Это и размер, и цвет, и его особая упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект упражнений с фитболом.

Что происходит с нашим телом, когда мы сидим на фитболе?

В отличие от фиксированных тренажеров, этот шарик не поддерживает стабильное положение, поэтому почти любое упражнение с ним вынуждает к общей стабилизации мышц. Сам факт нахождение на мяче приводит наше тело в ситуацию дисбаланса и заставляет мышцы ног и живота напрягаться, чтобы поддерживать равновесие.

Главной отличительной чертой активных упражнений с мячом фитбол является то, что они не только создают свободу передвижения, но и значительно облегчают процесс дыхания, стимулируют работу внутренних органов, улучшают кровообращение и уменьшают нагрузку на межпозвонковые диски, улучшая эластичность тканей между ними.

Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

•для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

•укрепления мышц брюшного пресса;

•укрепления мышц спины и таза;

•укрепления мышц ног и свода стопы;

•увеличения гибкости и подвижности в суставах;

• развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

•формирования осанки;

•развития ловкости и координации движений;

•развития танцевальности и музыкальности;

•расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболевании опорно-двигательного аппарата.

Целенаправленная работа с использованием фитбол-гимнастики позволяет  гармонично тренировать основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки. Упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость. Использование фитболов оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребенка, повышает положительный эмоциональный настрой ребенка. Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора.

Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. При достаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции в наш организм.При нормальном дыхании человек дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Холодный воздух, проходя через слизистую оболочку носа, согревается. Кроме того, задерживаются частички пыли, попадающие с воздухом. Дошкольников необходимо обучать правильному носовому дыханию. Это позволит эффективно защитить легкие от пыли, переохлаждения и адаптировать их к холодному воздуху.

Чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, в дошкольном учреждении нужно использовать дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Занятия с использованием дыхательной гимнастики, способствуют формированию правильного речевого дыхания, что особенно важно для детей.

Релаксация — это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслабление мышц. Обучая детей методом релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями — ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе. Для получения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо соблюдать следующие правила при подборе упражнений и их выполнение. Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке. Расслабляться лучше с закрытыми глазами.
Дети могут полежать, если им хочется. Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно: целесообразно выполнять упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи). Желательно при выполнении релаксации использовать спокойную музыку.

Музыкатерапия способствуют улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают, этот метод, используют для двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

 Особенности использования музыкотерапии:

- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.

Кружок фитбол-гимнастикой проходит два раза в неделю по 30 минут.  С детьми старшего дошкольного возраста. На фитбол мячах подразделяется на 3 части: подготовительную, основную и заключительную.

В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки.

В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. В связи с этим во время занятия должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей.

Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. Всё занятие проходит под музыкальное сопровождение.

            Систематическое использование фитболов на физкультурных занятиях с детьми 5-7 лет способствует улучшению координации движений, снижению нарушений опорно-двигательного аппарата, активизации дыхательной системы. Данный профилактический комплекс позволяет при минимальных временных, физических, организационных издержках получить желаемый эффективный результат: снизить заболеваемость, утомляемость, повысить сопротивляемость организма к инфекциям, поднять работоспособность, предупредить нарушения осанки и предупредить развития плоскостопия у детей.

Материал подготовили:

Волынцева Е.В. - инструктор по физическому

      воспитанию МБДОУ «Рябинка»;

Корякова И.А. – музыкальный руководитель МБДОУ «Рябинка».

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Золотые правила фитбола:

1. Мяч подбирают по росту, так чтобы при посадке на мяч

между туловищем и бедром, бедром и голенью,

голенью и стопой был прямой угол.

2. Удобная одежда, не мешающая движениям.

3. Упражнения не должны причинять боль.

4. При выполнении упражнений

не задерживать дыхание.

5. Начинать с простых упражнений

постепенно переходя к более сложным.

6. Избегать быстрых и резких движений.

               Комплекс упражнений с фитболом для детей 5-7 лет

Перед выполнением упражнений обратить внимание на правильность посадки на мячах.

1. «Наклоны головы»

И. П.: сидя на мяче,руки на поясе. Выполняем наклоны головы вправо-влево. (5-6 раза)

2. «Птицы летят»

И. П.: сидя на мяче, руки внизу на мяче. Поднимаем руки вверх через стороны- делаем вдох., опускаем – выдох. (5-6р.)

3. «Наклоны туловища»

И. П.: сидя на мяче, руки в стороны, спина прямая. Выполняем наклоны в стороны, одновременно тянем руки в сторону наклона. (5-6 р)

4. «Перекаты»

И. П.: сидя на мяче, руки на поясе. Выполнять перекаты с пятки на носок, с носка на пятку, одновременно контролируя осанку. (5-6р)

5. «Черепашки»

И. П.: лежа на животе, на мяче с опорой на стопы и ладони. Медленно поднять прямую правую (левую) ногу. (по 3 раза каждой ногой)

6. «Мостик»

И. П.: лечь на пол, на спину, руки вдоль туловища, мяч чуть под приподнятыми коленями. Опираясь на руки и плечи в медленном темпе поднять таз. (5-6 раз)

7. «Кошечка»

И. П.: стоя на коленях, ладони положить на шар. Выгнуть спину («кошечка злая»). - прогнутся в спине («кошечка добрая»).

8. Прыжки на мяче. (15 сек)

9. Дыхательное упражнение на восстановление дыхания

Комплекс дыхательной гимнастики для детей.

1. «Разминка»

Мы сегодня так играем

Нюхать воздух начинаем

Вдох-вдох-вдох-вдох

Гарью пахнет-ох-ох.

2. «Шаги»

Марш на месте

Вдох делается на каждый шаг, выдох самопроизвольный

Аты-баты, аты-баты.

А сегодня мы солдаты

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

3. «Кошка»

Стоя на месте, руки согнуты локтях, кисти рук свободно опущены.

Делать 4 коротких шумных вдоха носом, 4 пассивных выдоха. При выполнении на вдохе сжимаем пальцы в кулаки (кошка ловит мышку, при выдохе-расжимаем.

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки

Коготки мы выпускаем,

Мышку быстро мы поймаем.

4. «Любопытная Варвара»

Стоя. Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова. Вдох и поворот головы выполняются в размеренном ритме ходьбы на месте.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо

Чем же пахнет не понять,

Нужно носиком вдыхать

5. «Ушки»

Исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклонять голову к правому и левому плечу. Короткий и шумный вдох производится одновременно с каждым покачиванием головой.

Головою покачаем-

Влево-вправо наклоняем.

Плечи мы не поднимаем-

Воздух носиком вдыхаем.

6. «Сад-огород»

Стоя прямо. Смотрим вверх-вдох, смотрим вниз-вдох. Нюхаем фрукты вверху на дереве, овощи- внизу на грядке.

Вверх мы голову поднимем-

Фрукты спелые увидим,

А внизу растет редиска

И капуста близко- близко.

7. «Кошка охотится»

Стоя, руки согнуты в локтях. Слегка присесть повернувшись вправо, сделать хватательное движение руками-короткий и шумный вдох, (добыча справа, то же влево (добыча слева) .

Вышла кошка на охоту-

Воробья поймать охота.

Влево-вправо приседаем-

Запах воробья вдыхаем.

8. «Погончики»

Стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к поясу. В момент короткого шумного вдоха с силой толкать кулаки к полу, при этом разжимая пальцы рук.

Руки в кулаки сжимаем-

Теперь руки вниз толкаем-

Кулачки тут разжимаем-

Воздух носиком вдыхаем.

9. «Насос»

Стоя, руки внизу, корпус слегка наклонен вперед. Взять в руки карандаш, как рукоятку насоса и накачивать шину автомобиля, Вдыхать носом в конечной фазе наклона.

Въехали на горку-стоп!

Колесо спустило-хлоп!

Шину быстро накачаем,

Воздух мы внизу вдыхаем.

10. «Обними плечи»

Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Начать движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука обнимает правое плечо, а правая-левую подмышку и наоборот. Вдох происходит когда руки скрещиваются.

Ой, ребята, замерзаем,

Плечи дружно обнимаем.

Перечень  музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения  музыкотерапии

Музыка для релаксации:

Альбинони Т. «Адажио».

Бах И. «Ария из сюиты №23»

Бетховен Л. «Лунная соната».

Глюк К. «Мелодия».

Григ Э. «Песня Сольвейг»

Дебюсси К. «Лунный свет».

Колыбельные.

Римский-Корсаков Н. «Море».

Свиридов Г. «Романс»

Сен-Санс К. «Лебедь».

Чайковский П. «Сентиментальный вальс».

Чайковский «Осенняя песнь»

Шуман Р. «Грёзы».

Шуберт Ф. «Аве Мария».

Шубери Ф. «Серенада»

Шуман Р. «Грёзы»

Музыка для свободной деятельности детей:

Классические произведения:

Бах И. «Прелюдия до мажор»

Бах И. «Шутка»

Брамс И. «Вальс»

Вивальди А. «Времена года».

Кабалевский Д. «Клоуны»

Кабалевский Д. «Петя и волк»

Лядов А. «Музыкальная табакерка»

Моцарт  В. «Маленькая ночная серенада»

Моцарт В. «Турецкое рондо»

Мусоргский М. «Картинки с выставки»

Чайковский П. «Времена года»

Чайковский П. «Детский альбом»

Шопен Ф. «Вальсы»

Штраус И. «Вальсы»

Штраус И. «Полька Трик-трак»

 Детские песни:

«Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский).

«Где водятся волшебники», «Да здравствует сюрприз!»  (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).

 «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский, Б. Савельев).

«Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков).

«Лучики надежды и добра» (сл. и муз. Е. Войтенко).

«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).

«Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

«Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).

«Прекрасное далёко» (из к/ф «Гостья из будущего», Ю. Энтин, Е. Крылатов).

«Танец утят» (французская народная песня).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Са-Фи-Данс танцевально- игровая гимнастика и Фитбол- гимнастика, инновационные технологии физического воспитания детей в ДОУ"

Совершенствовать педагогическую деятельность в физическом воспитании детей дошкольного возраста;Познакомить участников методического объединения с опытом работы по применению инновационных технологий ...

Проект по фитбол - гимнастике "Веселый фитбол"

Проект создает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастикой, которая формирует двигательную сферу ребенка в развитии  силы мышц, поддерживающих правильную ...

Семинар-практикум «Фитбол – гимнастика!»

для инструкторов, воспитателей и педагогов...

Физкультурно-оздоровительное занятие по фитбол-гимнастике в старшей подготовительной группе “C фитболом дружить – здоровым быть!”

В данной работе представлен конспект физкультурно-оздоровительного занятия по фитбол-гимнастике в старше-подготовительной группе....

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Фитбол - гимнастика, как один из способов здоровьесбережения»

Цель: формирование и расширение представлений педагогов об основных правилах организации двигательных упражнений на фитболах с детьми дошкольного возраста и практическом их выполнении.Задачи:...