Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ – важное направление здоровьесбережения.
статья на тему

Ковалёва Анна Филипповна

Автор делится опытом работы с детьми с ОВЗ по развитию мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ – важное направление здоровьесбережения. (из опыта работы)

Воспитатель группы КН Ковалева А.Ф.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. 

Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики обучающихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма.

      Развитие мелкой моторики пальцев рук имеет огромное значение для ознакомления дошкольников с окружающими их объектами, накопления социального и двигательного опыта, особенно для детей с ОВЗ.

     Одной из эффективных форм работы с дошкольниками, способствующей развитию мелкой моторики, является пальчиковая гимнастика – комплексы упражнений, которые могут сопровождаться стихами, сказками, потешками и песнями.

     Для детей дошкольного возраста характерно своеобразное развитие мышечной системы, которое проявляется в преобладании крупной мускулатуры над мелкой. Вследствие чего детям легче даются движения всей рукой, чем только кистью и пальцами.

     Работая с детьми-инвалидами, мы замечаем, что у значительного большинства детей пальчики малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью: дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не всегда могут застегнуть пуговицы, молнию, завязать шапку, зашнуровать ботинки. Неточность развития двигательного анализатора и мелкой моторики в детском возрасте становится всё более обычным явлением.

     Для развития мелкой моторики рук используются различные формы деятельности:

1. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

2. Песочная терапия.

3. Вырезание ножницами.

4. Аппликация.

5. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

6. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

7. Игры со шнуровками.

8. Рисование, раскрашивание.

9. Конструирование.

10. Пальчиковая гимнастика.

     Пальчиковая гимнастика легко входит в жизнь ребёнка. Психика малыша устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковые игры с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся детям.

     Мы решили сделать процесс формирования тонких движений руки систематичным, более привлекательным для детей, заинтересовать их, вызвать желание еще и еще манипулировать кистью и пальцами. А именно, мы подобрали и изготовили дидактический материал по развитию мелкой моторики к каждой из изучаемых в течение учебного года лексических тем.

     Для этого мы оборудовали группу специальными полочками, где разместили дидактические пособия так, чтобы они были доступны детям.          

     В центре развития мелкой моторики мы поместили традиционные пособия: мозаики, конструкторы, игры-шнуровки, пластилин и т. д.

     Кроме того, для дальнейшей работы с детьми приобрели: картон, различный природный материал, ножницы, прищепки, шнурки разных цветов и размеров, бумагу белую и цветную, бусы, пуговицы, крупы, волчки, палочки, веревки, губки, кольца, винтики и гайки, леску, проволоку, клубки, различные пластиковые сосуды, макароны, пипетки, пинцеты, пластиковые баночки  с закручивающимися пробками.

      Совместно с дефектологом составили перечень лексических тем, которые будем изучать с нашими воспитанниками в течение учебного года. Здесь мы пользовались рекомендациями Т. Б. Филичевой и Т. В.Тумановой (17; 24, 26, 29) и Т. А. Ткаченко (15; 16).  

     Далее мы стали подбирать к каждой лексической теме дидактический материал, направленный на развитие тонкой моторики детей.

     Одновременно составлялись конспекты занятий по рисованию и лепке, на которых мы планировали представлять детям эти дидактические пособия, работать непосредственно с ними.

     Также подобрали  к каждой теме  пальчиковые игры, физкультурные паузы.

    Мы внедрили в работу систему «занятие – самостоятельная деятельность детей», постоянно обогащали развивающую среду дидактическими пособиями на развитие мелкой моторики, подчиненными конкретной теме,

использовали наряду с этим традиционные  средства развития мелкой моторики.

     Система «занятие – самостоятельная деятельность детей» работает следующим образом:

     Проводя занятия по рисованию и лепке соответственно лексической теме, мы стали предлагать детям в ходе занятия различные игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Игры и упражнения  соответствуют этой же теме. По времени они занимают всего несколько минут, но предполагают дальнейшую работу детей с ними. Дети на занятии работают с этим пособием, затем сообщаем им, что для этого пособия мы выделили место в нашей группе, специальную полочку и поставим пособие туда. Его можно брать в свободное время, не спрашивая разрешения воспитателя, поиграть с ним, затем аккуратно сложить и поставить на место. (Для детей все дидактические материалы называем игрой). В свободное время (утром, после сна, после прогулки, вечером, во время проведения индивидуальных занятий, режимных моментов) дети самостоятельно берут эти игры и играют. На следующем занятии предлагаем новые игры по этой теме и также размещаем их в развивающей среде.

     Так происходит постоянное пополнение развивающей среды все новыми и новыми играми. Это обеспечивает систематичность процесса. Надоесть детям игра не успевает. Тема меняется, и на занятиях  предлагаются новые игры, которые тоже помещаются в развивающей среде. Игра стоит на полке столько, сколько она будет интересовать детей. Затем ее можно на время убрать, таким образом, происходит чередование старых и новых игр.

     Кроме того, дети постоянно могут играть и традиционными играми по развитию мелкой моторики. Они также находятся в определенном доступном месте. Это различные мозаики, конструкторы, кубики, пирамидки и т. п.

      Специфика данной работы в том, что развитие мелкой моторики детям не навязывается. Воспитатель вызывает у детей желание работать рукой, ребенку это интересно и он сам к этому стремится.

      Важно, чтобы у детей получалось выполнить то или иное упражнение. За малейшие успехи следует ребенка хвалить, а также следить за его настроением и физическим состоянием. Каждое  дидактическое пособие (игра или материал для упражнения) обязательно должно быть  красиво оформлено, находиться в отдельной коробке, иметь свое место в развивающей среде.

     Рассмотрим действие системы «занятие – свободная деятельность детей» на примере изучения темы «Зима». На занятии по развитию речи сообщаем детям, что злая Метель заколдовала Снеговика (заранее еле заметно нарисован мелом на полу). Предлагаем детям спасти Снеговика и выложить его контуры «волшебной» белой фасолью. Дети дружно спасают Снеговика. Коробка с фасолью демонстративно помещается на полку. Воспитатель сообщает, что в свободное время дети могут теперь самостоятельно брать эту игру и «рисовать» Снеговика и его друзей при помощи фасоли. Можно здесь предложить детям длинную белую веревку (в красивой коробке) и сообщить, что с ее помощью тоже можно нарисовать Снеговика, а еще нарисовать сугробы.  В дополнение к этому предлагаем коробку со счетными палочками для выкладывания снежинок, без которых Снеговик может растаять. Дети завершают зимнюю картину – выкладывают снежинки, падающие на Снеговика и на сугробы. Далее дети фантазируют самостоятельно.

     Следует поощрять творческую активность детей, пусть сами придумывают какие-либо упражнения. Таким образом, детей привлекает то, что игра новая, оформлена красиво, она доступна. Ребенок знает, как играть и что он обязательно справится. Результат своего труда он может с гордостью продемонстрировать своим сверстникам, воспитателям, родителям, что очень важно. Даже может «научить» родителей делать так, как умеет он. Важно и то, что дети с желанием помогают друг другу. Все это вызывает у детей устойчивый активный интерес. Они с большим желанием манипулируют пальцами еще и еще.

     Работу эту можно продолжить и дома. Например, изучая тему «Зима», после того, как на занятии дети учились вырезать снежинку, воспитатель дарит детям коробочку, в которой лежат квадратные листочки белой бумаги. Коробка эта помещается на специальную полку и детям сообщается, что они могут взять по несколько листочков-заготовок домой и показать своим родителям, сестрам, братьям, как вырезают снежинку. Родители к этому готовы, как и к тому, что снежинками этими нужно полюбоваться, прикрепить их на окошко, показать всем родственникам, похвалить ребенка.                                    Так, без напряжения, а, наоборот, с большим интересом и желанием дети систематично тренируют руку.

     Таким образом, получаем алгоритм:

  1. Подбор дидактических пособий на развитие мелкой моторики по темам.
  2. Изготовление дидактических пособий.
  3. Презентация пособия  на занятии.
  4. Работа детей с этим пособием на занятии.
  5. Размещение его в развивающей среде.
  6. Самостоятельная деятельность детей с пособием в свободное время в детском саду.
  7. Деятельность детей дома с родителями.

Описание некоторых игр по развитию мелкой моторики.

Основная цель игр: совершенствование движений кисти и пальцев руки.

Тема «Осень»

«Дождик капает».

Оборудование: поднос, на котором находятся пластиковый стакан с водой, пипетка,  салфетка.

Ход игры: ребенок берет пипетку, набирает в нее воды, капает себе на ладошку, изображая капельки дождя. Салфеткой вытирает ладошку.

«Помоги белочке сделать запасы».

Оборудование: коробка, в которой находятся желуди, орехи, морские камешки, спички, муляжи грибов, веточки, ракушки и т. п.;   две коробочки поменьше.

Ход игры: Ребенок выбирает из большей коробки то, чем питается белочка и складывает в одну из меньших коробок. В другую складывает все остальное.

Тема «Овощи. Фрукты»

«Найди редис».

Оборудование: сосуд, наполненный рисовой крупой, в которой спрятан редис.

Ход игры: ребенок опускает руку в крупу и отыскивает там овощ.

«Овощи, фрукты – семена».

Оборудование: коробка, в которой находятся муляжи овощей и фруктов и баночка с их семенами.

Ход игры: ребенок раскладывает на столе в ряд овощи и фрукты и под ними  соответственно их семена.

«Попади в бутылку».

Оборудование: пластиковая бутылка, баночка с вишневыми косточками.

Ход игры: Поставить на пол  пластиковую бутылку, дать детям по десять косточек. Стоя около бутылки, ребенок разжимает кулак и выпускает по одной горошине так, чтобы они попали в бутылку. Руку надо держать на высоте груди.  Так поступают несколько детей по очереди. Побеждает тот, у кого в бутылке окажется горошин больше.

«Дикие животные».

«Сугроб для медведя».

Оборудование: игрушка – медведь, мягкая белая бумага, муляж -  дерево.

Ход игры: Дети сминают бумагу, делая из нее мелкие шарики – снежинки и засыпают ими медведя под деревом.

«Зима. Новый год. Зимние забавы.»

 «Заколдованный снеговик».

Оборудование: мел, фасоль белого цвета.

Ход игры: воспитатель, а в дальнейшем и сами дети, рисует на полу мелом еле заметно контур снеговика. Дети выкладывают по контуру белую фасоль.

 «Лыжник».

Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок.

Ход игры: пробки кладем на стол вверх резьбой – это лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах.

«Детский сад. Игрушки».

«Сюрприз».

Оборудование: маленькая игрушка, завернутая в 4 – 5 фантиков от конфет.

Ход игры: ребенок разворачивает фантики и находит игрушку. Можно предложить самостоятельно завернуть свою игрушку и подарить другу.

«Семья».

«Играем в футбол с папой».

Оборудование: два кубика – ворота, скомканная бумажка – мяч.

Ход игры: по очереди щелчками передвигая мяч по столу, стараться попасть в ворота противника.

«Лето».

«Ловкие мотальщики».

Оборудование: 3-4-метровая веревка, на концах которой закреплены  деревянные  палочки, а на середине зафиксирован яркий бантик.

Ход игры: двое детей с разных концов берут в руки палочки и расходятся друг от друга на расстояние длины веревки, затем по общей команде начинают быстро наматывать  веревку на палочку, продвигаясь вперед и стараясь быстрее добраться до   бантика. Кому это удалось сделать быстрее, тот победил.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников  / Е.С. Анищенкова. – М.: Астрель,2007. – 64 с.

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – С.Пб.: Паритет, 2003. – 144 с.
  2. Брозаускас Л.Г. Развиваем пальчики / Л.Г. Брозаускас. – С.Пб.: Литера, 2008. – 34 с.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 187 с.
  4. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей / И.А. Ермакова. – С.Пб.: Литера, 2009. – 34 с.
  5. Петров А.В. Игротека «Ловкие ручки» обучает и воспитывает: метод. пособие  / А.В. Петров. – Великий Новгород: НовГУ им. Я. Мудрого, 2002. – 44 с.
  6. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И.Е. Светлова. – М.: Эксмо-пресс, 2001. – 72 с.
  7. Ткаченко Т.А. Речь и моторика / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2007.–224 с.
  8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. -  М.: Гном и Д, 2000. – 127 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"

в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...