Главные вкладки

    Мастер-класс «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста»
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Стоянова Ирина Николаевна

    Цель: развитие речи и мелкой моторики рук посредством здоровьесберегающих технологий.

    Коррекционно-развивающие задачи: развивать моторные умения и навыки с помощью гидромассажа и гидрогимнастики, развивать тактильную чувствительность, речеслуховую память, интонационную выразительность речи, совершенствовать диафрагмальное дыхание, а также его продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №10

    Мастер-класс

     «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи

    у детей дошкольного возраста»

    Подготовили:

    Учитель-логопед

    Пирожкова Е.М.

    Воспитатели:

    Стоянова И.Н.

    Струкова О.Е.

    г. Донецк

    Май 2018 г.

    Учитель-логопед: Здравствуйте уважаемые коллеги. Мы рады видеть вас. Тема нашего мастер-класса: «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста». Проводить его сегодня будут: воспитатель логопедической группы Стоянова И.Н., воспитатель логопедической группы Струкова О.Е., и я учитель-логопед Пирожкова Е.М.

         Как говорил Сухомлинский «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Особенно это актуально для детей с нарушением речи. В своей работе мы используем нетрадиционные здоровьесберегающие технологии для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи. Что способствует формированию и развитию моторных умений и навыков, определяющих корректировку речи и устранение речевого дефекта. Сопровождение кинестетических движений вербальными дает большой эффект: вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память, дикция, интонационная выразительность речи.

    Итак, сегодня для Вас мы покажем необычный мастер - класс! Его вы не найдете на просторах интернета. Здесь вы увидите интеграцию в работе воспитателей и учителя - логопеда. Предлагаю желающим поучаствовать в мастер-классе занять места за столами.

    (Звучит запись - шум моря.)

    Учитель-логопед:

    - Коллеги, прислушайтесь? Что вы слышите?

    Ответы: Шум моря….

    Учитель-логопед: Конечно, шум моря потому что сегодня мы с вами отправимся в увлекательное морское путешествие! Но для этого нам понадобиться много сил и умений, вначале пути предлагаю вам зарядиться энергией и витаминами. Перед вами стаканчики с теплой кипячёной водой и волшебные трубочки «Чудесинка», их так назвали неспроста с ними можно творить чудеса.

    Трубочки - «Чудесница» мы возьмем, опустим в стаканчики с кипяченной водой, напиток выпиваем, артикуляционный аппарат укрепляем и наш мастер-класс продолжаем!

    (Гости с помощью воздушной струи на себя выпивают вкусные напитки.)

     Учитель-логопед: Вот и трубочка пуста, теперь начинается воздушная гимнастика.

    (Объясняет, как нужно ее правильно выполнять)

    Учитель-логопед: Коллеги начинается шторм, а в море плавают кораблики, давайте поможем им побыстрее приплыть в тихую гавань, с помощью воздушной струи, создадим волны, и они начнут плыть по волнам, чем сильнее воздушная струя, тем быстрее плывут кораблики. (участники дуют в трубочку направленной воздушной струей в полную силу.)

    Учитель-логопед: 

    Ветер по морю гуляет,

    И кораблик подгоняет

     Он бежит себе в волнах 
    На раздутых парусах

    Вы прекрасно справились с заданием, благодаря попутному ветру наши корабли приплыли в тихую гавань, где они и отдохнут (кораблики убирают из воды)

    Воспитатель1: Послушайте, как тревожно шумит наше море. (шум моря)

    (На экране телевизора появляется морской обитатель и просит о помощи

    Мы – жители подводного царства просим о помощи. Во время шторма пропали мои друзья-морские обитатели. Помогите их отыскать, помогите, помогите.)        

    Воспитатель1:

    -Уважаемые коллеги, поможем жителям подводного царства? Для этого нам нужно отправиться на морское дно!

    -Море огромное, море прекрасное, море синее. Оно восхищает и удивляет. На морском дне растут целые заросли водорослей, есть красивые, разноцветные камни и моллюски в волшебных раковинах.

    Опустите руки в воду. Что вы чувствуете?

    Как хочется взглянуть в морскую глубину.

     Увидеть там друзей.

    Маленьких, больших и разных.

    Но очень своеобразных.

    Воспитатель 1-Вы готовы выполнять задания, чтобы помочь морским обитателям?

    Тогда отгадайте загадки. (По мере разгадывания загадок, достают морских обитателей.) 

    1.Этот домик я могу

    Отыскать на берегу.

    В нем укрытие моллюска,

    И хозяин гордый:

    «Домик выдержит нагрузку,

    Известковый, твердый». (Ракушка)

    Проведите ракушкой по ладони руки, по тыльной стороне руки, что вы можете сказать о ракушке, какая она?

    2.Не хожу и не летаю,

    А попробуй догони!

    Я бываю золотая.

    Ну-ка в сказку загляни! (РЫБА)

    Представьте себе, что ваши руки превратились в рыбок. Давайте с ними поиграем:

    Рыбка плавает в водице,          покачивают сложенными вместе

    Рыбке весело играть.                ладошками из стороны в              

    стороны                                                       

    Рыбка, рыбка, озорница,           Грозят пальчиком

    Мы хотим тебя поймать.          Медленно сближают ладони.           

                                                                            

    Рыбка спинку изогнула            Медленно наклоняют вперед  

    сложенные ладони.

    Крошку хлебную взяла.          Делают хватательное движение

                                                       обеими руками.        

    Рыбка хвостиком махнула,      Покачивают сложенными  вместе

    Рыбка быстро уплыла             ладонями вправо-влево.      

    3.И на суше, и в воде —
    Носит дом с собой везде.
    Путешествует без страха
    в этом доме... (Черепаха)

    Упражнение черепаха

    Маленькая черепаха (кулачок сжат)

    Путешествует без страха

    В твёрдом панцире живёт

    На спине его везёт (кулачок движется по поверхности)

    Нас она не испугалась и наружу показалась (большой пальчик высовывается из кулачка)

    А когда захочет спать- В панцирь спрячется опять! (пальчик прячется обратно).

    4.Ты попробуй взять меня:

    Я колюсь, как ёжик.

    Круглым вырос я, друзья,

    И совсем без ножек.

    Я живу на дне морском

    Там, где очень тихо.

    Звёзды движутся ползком,

    А вот рыбки — лихо. (МОРСКОЙ ЕЖ)

    Воспитатель1-Давайте попробуем подружиться с морским ежом!

    Ежик, ежик ты колючий,                                   Мяч находится между ладоней, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

    Ну и что же! Мы хотим с тобой поладить,       гладим одну ладошку мячиком

    Мы хотим тебя погладить.                                 гладим другую ладошку мячиком

    Ты прижми свои колючки.                                 Перекладывайте мяч из одной ладони в другую.

    Мы же дети, а не злючки!

    Ёжик этот непростой удивительный морской,

    Когда спрячет он иголки, станет он колечком тонким!

    Разбудить его бы нужно, давайте скажем вместе дружно:

    Ёжик, просыпайся на пальчик одевайся, каждый пальчик его будит, станет он опять колючим!

    В этом упражнении правой рукой надо попеременно нанизывать колечки на пальчики левой руки, начиная с большого пальца, а затем поменяем руки

    5.Только снаружи ракушка проста,

    Внутри-удивительная красота,

    Если песчинка в неё попадает,

    Во что же она её превращает? (Жемчужина)

    Жемчуг-камушек Марблс        

    Воспитатель 2   Хватит по морю гулять, отправляемся назад.

     Я теперь предлагаю отправиться на поиски сокровищ. Вот мы с вами и попали на пляж. Обратите внимание этот пляж песчаный, а этот пляж из мелкой гальки. Перед нами стоит задача, но задача не простая. Нам нужно найти 3-ти жемчужины. Первую жемчужину нужно достать большим и средним пальцем, вторую жемчужину мы достаём большим и безымянным пальцем, а третью большим и мизинцем. (кладём на тарелочку)
    Вы справились с трудной задачей, но посмотрите наши жемчужины не блестят. Я предлагаю предать им немного блеска. Возьмите нашу находку в ладонь и прикройте другой ладонью, а теперь круговыми движениями мы начистим наши жемчужинки.
     
    Камешек в руке катаю,
    Между пальчиками верчу,
    Непременно каждый пальчик
    Быть послушным научу.
    Посмотрите как они сверкают и переливаются..
        А теперь я предлагаю в память о нашем морском путешествии выложить картину морского дна используя дополнительные жемчужины. (Выкладывают) Посмотрите, как у вас красиво получилось, какие вы молодцы!

    Учитель логопед:

    Вот и закончился наш мастер-класс,

    Думаем,что он был интересным для вас!

    Весело и легко опустились мы на морское дно,

     Загадки все разгадали и морских обитателей узнали

    Кораблики успели до шторма в гавань приплыть,

    Желаем вам с гидрогимнастикой дружить!

    Воспитатель: Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые использовались на нашем мастер-классе способствуют укреплению и сохранению здоровья детей, развивают творческий потенциал, развивают речь, снимают стресс и повышают интерес к занятиям, снижают заболеваемость, повышают работоспособность. Важно помнить, что мы сами можем сохранять и возвращать своё здоровье!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья"Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста".

    Материал содержит информацию о взаимосвязи развития моторики руки и речи ребёнка дшкольного возраста.  Представлены конкретные рекомендации , упражнения. Статья представляет интерес для воспитате...

    Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста

    Статья о влияние мелкой моторики рук на развитие речи ребёнка...

    Доклад на тему: "Мелкая моторика как средство развития речи детей дошкольного возраста"

    «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов 2001)....

    Доклад "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста"

    Доклад "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста"...

    Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

    В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....

    Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

    В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей  дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики....

    Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста

    В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является разви...