Мастер–класс «Использование кейс-технологии в работе с дошкольниками»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Видякина Ирина Ивановна

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_keys-tekhnologia.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер–класс

«Использование кейс-технологии в работе с дошкольниками»

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых  ориентиров дошкольников. В настоящее время, в дошкольном образовании, очень часто используются кейс-технологии. Что же это такое? Само название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Впервые  кейс-технологии были применены  в 1924 году в Гарвардском университете. Применяется данный метод, в основном,  при обучении учащихся и студентов. Кейс – метод выступает как способ коллективного обучения (группа, подгруппа) взаимный обмен информацией, предполагает решение проблемы. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении.

К кейс-технологиям относятся:

• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото-кейсы);

• метод ситуационно-ролевых игр;

• игровое проектирование;

• метод инцидента;

• метод разбора деловой корреспонденции;

• метод дискуссии.

Чаще, в дошкольных учреждениях, используют первые три метода.

Напомню еще раз, что сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).

Кейс – метод развивает:

1. умственные, сенсорные и речевые способности.

2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.

3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).

4. практические умения.

5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).

Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно - образовательном процессе.

Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.

Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

Мне бы хотелось более подробно остановиться на «Фото-кейсе». Данный вид кейс-технологий активизирует мысли детей, развивает воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывает чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы. Предлагаю рассмотреть ее практически: я в роли педагога, а вам предлагаю роль обучающихся.

Прежде чем начать решать кейс, необходимо познакомиться с алгоритмом работы.

Алгоритм работы над фото-кейсом:

Первый этап: подготовительный.

Знакомство с ситуацией (фотографией).

В ходе рассматривания зачитывается текст.

На втором этапе: мотивационном, дети совместно со взрослым выделяют проблему, определяют целевую установку.

Постановка проблемы: «Как вы думаете, в чем проблема?»

На третьем этапе: «мозговой штурм»,

педагог активизирует детей при помощи ключевых  вопросов,  поддерживает  эмоционально-чувственный  опыт  детей,  осуществляет координационную работу вовремя поисковый деятельности воспитанников.

Четвертый этап –анализ принятия решения, воспитатель вовлекает детей в  процесс составления плана действий, дети демонстрируют умения логически мыслить.

И на пятом, оценочно-рефлексивном, этапе, дети размышляют, выдвигают аргументы, применяют полученные знания.

Практическая часть

«А теперь попробуйте самостоятельно, опираясь на алгоритм действий, заполнить таблицу алгоритма решения кейса для детей старшего дошкольного возраста.

1.Фото-кейс «Кукла»

Текст к фотосюжету:

Во время игры Настя разрешила поиграть со своей любимой куклой подруге Оле. Оля пообещала поиграть и вернуть куклу обратно. Но нечаянно ее сломала. Оля боялась об этом сказать Насте.
2. Фото-кейс «Как правильно переходить улицу»

Мама отправила Машу в магазин за хлебом. Магазин находится через дорогу от дома Маши, а до пешеходного перехода идти далековато.

Каждая из команд получает таблицу для заполнения. Затем один из участников каждой команды представляют сой фото-кейс.

Заключительная часть

Как вам кажется,  в рамках каких занятий можно использовать данные кейсы? (ответы).

И сейчас подводя итоги всего вышесказанного, остановлюсь на значении кейс-метода в образовательной деятельности детского сада.

В процессе освоения кейс-технологий дети учатся:

получать необходимую информацию в общении;

соотносить свои устремления с интересами других;

доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

отстаивать свою точку зрения;

принимать помощь.

Кроме этого у них формируются коммуникативные навыки, то есть

происходит формирование навыков работы в команде;

умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

развивается умение адекватно реагировать в возникающих

конфликтных ситуациях;

обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений

В дальнейшем, в своей работе с детьми я планирую чаще использовать данный метод, так как в настоящее время, мы воспитываем детей 21 века, то есть детей думающих, способных мыслить аналитически. Мы должны не только передавать готовые знания детям, но и мотивировать их, и делать так, чтобы они проявляли интерес и самостоятельность в решении возникающих вопросов, в учебном процессе и режимных моментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование элементов системы М. Монтессори в образовательной деятельности дошкольников"

Данные методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование педагогического процесса, позволяют совершенствовать содержание и повысить качест...

«Мастер-класс: использование дидактической книги для формирования свободного общения младших дошкольников (3 – 4 лет) с взрослыми и сверстниками»

Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в ...

«Мастер-класс: использование дидактической книги для формирования свободного общения младших дошкольников (3 – 4 лет) с взрослыми и сверстниками»

Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в ...

Мастер – класс «Использование инновационных форм здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Коммуникативные игры и танцы. Игры со звуками»

Предлагаю вашему вниманию занимательный материал по использованию игровых форм работы здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников...

Алгоритм взаимодействия педагога с детьми при использовании кейс-технологии в практике работы с дошкольниками

данные методические рекомендации содержат также алгоритм работы с дошкольниками....

Конспект мастер класса «Использование легоконструирование и робототехники в образовательной работе с дошкольниками».

  Цель: познакомить участников с внедрением Lego–конструирование и робототехники в образовательный процесс ДОО.Вводная часть: Рассказ воспитателя о кружке.Воспитатель: Здравствуйте у...

Мастер – класс: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...