"КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО В ГРУППЕ"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Смаранди Матрёна Дмитриевна

Предметно-развивающая среда как средство построения здоровьесберегающего пространства

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_.docx26.7 КБ
Файл pamyatka_.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СКАЗКА»

Педагогический совет ДОУ.

ТЕМА: «Как организовать здоровьесберегающее пространство

в группе»

Воспитатель:

Смаранди М. Д.

г. Покачи, 2016г.

ТЕМА: "КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО В ГРУППЕ"

         Слайд №2-3Предметно-развивающая среда как средство построения здоровьесберегающего пространства

        В структуру здоровьесберегающего пространства в группах детского сада входят следующие компоненты:

        –центры здоровья и двигательной активности;

        –центры экологического образования;

        –центры развития (математического, речевого и др.);

        –центры обучения детей правилам дорожного движения;

        –центры искусства и музыкальной деятельности.

        Слайд №4Основные принципы оформления помещения группы:

        1.Группы должны быть хорошо освещены. В них не должно быть темных углов.

        2.Окрашивать стены в яркие однотонные цвета или белый цвет.

        3.Не допускать сырости в группах.

        4.Старайтесь наполнять детские комнаты приятными звуками (музыки, радио)

        5.Имитируйте в комнатах динамику и движение, поместив туда часы, различные игрушки.

        6.Расставьте в группах, книги, которые символизируют приобретение знаний.

        7.Игрушки пастельных тонов окажут положительное воздействие, успокоят.

        8.Самые лучшие игрушки деревянные, поскольку сделаны из натурального материала, твердые и в то же время приятные на ощупь.

        Слайд №5Цветотерапия в интерьере для детей

        Известно, что цвета могут влиять на наши эмоции и физическое здоровье. С помощью цвета можно влиять и на состояние детей, если знать значение каждого цвета. 

        Красный цвет по праву считается цветом страсти. Он способствует повышению уровня энергии, работоспособности. Оптимизирует отношение к жизни, избавляет от тревоги, возбуждает. Но в тоже время нужно осторожно использовать его, поскольку он повышает раздражительность, ведет к быстрой утомляемости и усталости. Все зависит от характера ребенка, красный активизирует, если ребенку не хватает уверенности и смелости, а возможно и сил после болезни.        Работоспособность повышает желтый цвет, он улучшает настроение, стабилизирует нервы. Достаточно ребенку что-нибудь желтого цвета для интерьера: мягкую игрушку, плед, коврик. 

        Цветом радости называют оранжевый цвет психологи, и они правы. Оранжевый цвет дарит бодрость, энергию радости и оптимистическое настроение. Действует активно на интеллектуальные способности, улучшает аппетит, убирает головные боли. Но если его переизбыток, то может способствовать возникновению раздражению. 

        У голубого цвета по воздействию много общего с желтым. Он обладает возможностью равновесия между возбуждением и спокойствием. Служит своеобразным тормозом для нервной системы. 

        Успокаивает и снижает работоспособность синий цвет. Он влияет на кровяное давление, понижая его, восстанавливает дыхание, частоту пульса.

Слайд№6Фиолетовый цвет способствует построению гармоничных отношений, дает возможность сосредоточиться при размышлении. Обладает профилактическим и лечебным эффектом, влияет на работу сердца, легких, помогает избавиться от простудных заболеваний. При затяжном кашле добавьте в спальню ребенка немного фиолетового цвета. 

        Недаром цветом весны называют зеленый, он дает надежду на обновление, успокаивает, улучшает самочувствие человека, даже избавляет от аллергии. 

        Коричневый цвет приносит стабильность и приземленность в ваш дом. 

        Цвет чистоты и света считается с давних времен белый цвет. Он влияет на зрение, нервную систему человека, хорошо гармонирует с другими цветами. 

        С помощью серого цвета можно также снять возбуждение. 

        Черный цвет, изначально мрачный, вносит беспокойство, состояние депрессии. Для ребенка этот цвет лучше не использовать, если только подбирать сочетание с другими.

        Слайд №7Роль растений в создании здоровьесберегающего пространства

        Большое количество зеленых растений создает свежую оживляющую атмосферу. Они компенсируют воздействие относительно мертвых материалов- электрического излучения и излучения от пластики и синтетики.

        Растения с остроконечными листьями лучше располагать во внутренних углах помещений. Растения с округлыми свисающими листьями ослабляют энергию и служат прекрасным средством для коррекции выступающих углов. Кусистые пышные растения больше уместны в длинных коридорах возле дверей.

        Растениям повышающим активность людей, относятся герань ,азалия, фикус, розмарин, алоэ, различные лианы.

        Растения, успокаивающие нервную систему: папоротник, орхидея, туя аспарагус, филодендрон, хлорофитум, монстера и др.

        Нейтральные растения, которые не влияют на активность человека: примулы, фиалка, традесканция и др.

        Слайд №8Физкультурный уголок

        1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.

        2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.

        3. Уголок должен логично вписываться в интерьер группы и быть эстетически оформлен.

        4. Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком.

        5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.

        6. Необходимо наличие символик физкультуры и спорта.

        Слайд №9МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

        Физкультурные пособия в младшем дошкольном возрасте важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей.

        Все имеющиеся пособия лучше вносить постепенно, чередуя их. В младших группах целесообразно создавать специальный физкультурный уголок, который должен представлять единое двигательное пространство, на котором каждый ребенок может удовлетворить потребность в движении и познании, действуя с разнообразными физкультурно - игровыми пособиями.  Для малышей должны быть и горки для ходьбы, и игрушки-каталки, и мячи разных размеров. Дети 2-4 лет постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому там должны быть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк (по 1 шт.). Предметов, для проведения упражнений, должно быть много – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики. 

        Слайд №10СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

        В среднем возрасте дети стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный.

        Необходимо в этот период варьировать местоположение оборудования, периодически убирая то, которое наскучило детям.

        Во второй половине года необходимо пополнять уголок иллюстрированным материалом, дидактическими и настольными играми для ознакомления детей с видами спорта. Спортивные приспособления для проведения упражнений теперь уже нужны не для всех детей, а только для подгруппы, потому что дети сами организуют спортивные игры, копируя действия инструктора по физкультуре. В свободном доступе находятся и спортивные игры: городки, кегли, дартц, мячи.

        Слайд №11-12СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

        Для старших дошкольников целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий.

        В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.)

        Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей)

        В старшей группе детского сада оборудование спортивного уголка расширяется за счет ковриков для выполнения детьми упражнений по фитнесу. Помимо альбомов по спорту, выкладываются схемы проведения игр с правилами, по которым дети наглядно могут вспомнить и провести любимую игру.

        Слайд №13Теоретический материал:

        - картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;

        - картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;

        - картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;

        - картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;

        - картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;

        - картотека считалок;

        - иллюстрированный материал по зимним видам спорта;

        - иллюстрированный материал по летним видам спорта;

        - символика и материалы по истории Олимпийского движения;

        -сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы);

        

        Слайд №14Во всех группах должны быть:

        Атрибуты:для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, шапочки.

        Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

        - мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

        - коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми  шипами и т.д.

Слайд №15        Для игр и упражнений с прыжками:

        - скакалки;

        - обручи;

        - шнуры;

        - бруски.

        Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:

        - кольцеброс;

        - мячи резиновые разных размеров;

        - попрыгунчики (средние и старшие группы) ;

        - мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы) ;

        - корзины для игр с бросанием;

        - мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст);

        - кегли;

        -нестандартное оборудование.

        Наличие бубна для проведения утренней гимнастики(если нет мыз.сопровождения).

        Игры (старшие группы):

        - дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.;

        - спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

        Слайд №16Нетрадиционное оборудование

        Повышению двигательной активности способствует использование нетрадиционного оборудования. Упражнения с нестандартными пособиями совершенствуют координацию движений, укрепляют связочно-суставной аппарат, в результате чего улучшается гибкость позвоночника, развивается грудная клетка, совершенствуется осанка, увеличивается жизненная емкость легких, укрепляются сосуды сердца и мозга. Новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

        Выносной материал (по возрасту детей):

        - мячи резиновые;

        - мяч футбольный (средний и старший возраст);

        - бадминтон (старший возраст);

        - скакалки;

        - обручи;

        - лыжи;

        - хоккейные клюшки;

        - санки и т. д.

        Слайд №17Уголок уединения

        Современные дошкольники в настоящее время порой загружены не меньше взрослых. Для формирования психологической стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому так важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону. 
        Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.

         В уголке уединения могут располагаться близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Это пространство не терпит вызывающих красок, здесь все в спокойном постельном тоне. В интимной зоне также могут находиться фотографии близких людей, пейзажные картины, световые или шумящие водопады, иллюминисцентные лампы или фигуры, аквариум с рыбками, магнитофон или плеер с релаксирующей расслабляющей музыкой (шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра).

        Слайд №18Дыхательная гимнастика

        Для ослабленных детей правильное дыхание является залогом оздоровления. Правильное дыхание стимулирует работу сердечно-сосудистой, нервной системы, головного мозга, способствует умению управлять своим поведением. Процессом дыхания можно научиться управлять.

        Дыхание носом способствует очищению, увлажнению, согреванию воздуха в носовых ходах. Выдыхаемый через нос воздух согревает и увлажняет носовые ходы, предохраняет от сухости, переохлаждения и инфицирования.

Слайд №17 БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!



Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей.

Система оздоровительной работы.

Разделы и направления работы.

Формы работы.

1

Использование вариативных режимов дня и пребывания ребенка в ДОУ.

Типовой режим дня по возрастным группам.

Щадящий режим дня

Скорректированный режим дня

Оздоровительный режим дня

Индивидуальный режим дня

Коррекция учебной нагрузки

2

Психологическое сопровождение развития

Создание психологически комфортного климата в ДОУ.

Обеспечение педагогами положительной эмоциональной мотивации всех видов детской деятельности.

Личностно-ориентированный стиль взаимодействия педагогов и специалистов с детьми.

Формирование основ коммуникативной деятельности у детей.

Диагностика и коррекция развития.

Психолого - медико-педагогическая поддержка ребенка в адаптационный период.

3

Разнообразные виды организации режима двигательной активности ребенка:

Регламентированная деятельность.

Частично регламентированная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

Нерегламентированная

деятельность.

Утренняя гимнастика.

Физкультминутки, физкультпаузы.

Динамические переменки.

Физкультурные занятия, бассейн.

Закаливающие процедуры и упражнения после сна

 

Спортивные праздники.

Спортивные игры.

Подвижные игры на воздухе и в помещении.

Оздоровительный бег на воздухе.

Спортивные досуги.

Дни здоровья.

ЛФК

Подгрупповые и индивидуальные занятия с варьированием физической нагрузки с учетом исходного уровня здоровья, двигательной активности детей.

Самостоятельная двигательная деятельность детей в помещении и на прогулке.

4

Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни.

Развитие представлений и навыков здорового образа жизни и поддержания здоровья в рамках программы "Основы безопасности жизнедеятельность"

Воспитание общих и индивидуальных гигиенических навыков, интереса и любви к физической активности.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности.

5

Организация питания

Сбалансированное питание в соответствии с действующими натуральными нормами (группы с 12-ти часовым пребыванием)

Индивидуальное коррекционное питание в соответствии с соматической патологией.

6

Оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение.

Профилактические мероприятия.

Коррекционные мероприятия.


 

Общеукрепляющие мероприятия

Нетрадиционные дыхательные комплексы.

Витаминопрофилактический комплекс.

Коррекция адаптационных нарушений.

Профилактика сезонных обострений хронической патологии:

- витаминопрофилактика сезонных обострений;

- чесночно-терапия;

- спелеоклиматическая камера.

Закаливание естественными физическими факторами:

- режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания в группе, на занятиях по физической культуре, во время прогулок;

- режим проветривания и оптимизации вентиляции во время дневного сна;

- местные и общие воздушные ванны;

- свето - воздушные ванны и солнечные ванны в весенне - летний сезон, полоскание полости рта и горла водой комнатной температуры;

- термотерапевтические процедуры;

Диспансеризация:  2 раза в год профилактические осмотры детей

старших возрастных групп

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС"

 Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС здоровьесберегающая предметно–пространственная развивающая ср...

Консультация для воспитателей «Создание здоровьесберегающего пространства в группе с учетом ФГОС»

Консультация для воспитателей«Создание здоровьесберегающего пространства в группе с учетом ФГОС»...

Статья "Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС".

Здоровьесберегающее пространство в группе ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....

Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС

Здоровье выступает основой жизнедеятельности человека, представляет собой сложный многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты.По мнен...

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

В статье говорится о созданиии здоровьесберегающего ,конфортного для детей пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС...