педагогический проект "Неболейка"
проект (младшая группа) на тему

Материал для работников ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 г. Павлово

Педагогический проект

«НЕБОЛЕЙКА»

Составила:

 воспитатель 1 квалификационной категории

 Костина Людмила Евгеньевна

г. Павлово

Название и адрес организации, где выполнялся проект:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 «Дюймовочка» г. Павлово

Участники проекта: воспитатели группы, старшая медицинская сестра, педагог-психолог, музыкальный руководитель, родители

Целевая группа: дети 2 младшей группы (26 человек)

Сроки реализации проекта: 2013-2014 учебный год

Основание: часто болеющие, ослабленные дети

Пояснительная записка: В последние годы можно наблюдать ухудшение здоровья детей. В настоящее время в группе только 13 % малышей имеют первую группу здоровья. Понизился процент детей с высоким физическим развитием. Увеличивается в осенний период и показатель заболеваемости детей. Многие семьи не имеют возможности оздоровить своих ребят в специализированных учреждениях санаторно-курортного назначения. Эти данные говорят о необходимости обеспечения малышей оптимальным режимом дня, рациональной организацией всех видов детской деятельности,  двигательным режимом. В самостоятельную проблему выделяется  вопрос МБДОУ деятельности в процессе оздоровления ребёнка.

Идея: создание качественной системы работы по физическому развитию воспитанников, направленной на обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, посещающих детский сад.

Цель: создать методические и технологические основания для комплексного подхода, направленного на сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОУ.

Задачи:

  • Создать условия для формирования компетентности по проблеме всех участников (педагоги, дети, родители)
  • Создать образовательную среду, направленную на сбережение здоровья детей.
  • Обеспечить единые воспитательно-оздоровительные условия по сохранению и укреплению здоровья детей (семья- детский сад).

В рамках проекта решено реализовать такие темы:

  • Формирование у младших дошкольников основ здорового образа жизни. Зимние олимпийские игры.
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «НЕБОЛЕЙКА»

ТЕМА « Формирование у младших дошкольников основ ЗОЖ.

Зимние олимпийские игры»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Анализ ситуации.
  2. Выявление проблемы. Цель, задачи педагогического проекта.
  3. Планируемые результаты
  4. Система работы
  5. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.
  6. Список используемой литературы, электронных ресурсов
  7. Приложение

  1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная)

ради которой действительно стоит не только не жалеть

времени, сил, трудов и всяческих благ,

но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

/М. Монтень./

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье

ребёнка – это важнейший труд воспитателя…»

/В.А.Сухомлинский/

           Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью. В последнее десятилетие в нашей стране наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. Организация жизнедеятельности детей в ДОУ  предусматривает не только реализацию всех разделов педагогической работы – обучение, организацию отдыха, самостоятельные и коллективные игры, разные формы двигательной активности, - но и осуществление в тесном контакте воспитателя с медицинским персоналом целенаправленной деятельности, обеспечивающей условия для формирования здоровья дошкольников. Для эффективного решения многообразных задач физического развития дошкольников, прежде всего, необходима повседневная забота всего коллектива сотрудников о здоровье, физическом и психическом благополучии детей. По данным ВОЗ, здоровье человека – это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания. Такое благополучие, в свою очередь, обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов.

Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создание условия для сохранения и укрепления их здоровья. Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:

1. Формирование элементарных знаний о здоровье и его значимости.

2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.

3. Организация оздоровительной работы.

4. Профилактика вредных для здоровья привычек.

2. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. 

Цель, задачи педагогического проекта

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…». Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Даже строго следуя требованиям Сан ПиНа о максимальной учебной нагрузке на ребёнка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, формированию у них  привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Процесс воспитания и обучения в ДОУ предусматривает формирование у детей некоторых, постепенно усложняющихся с возрастом знаний и представлений профилактической направленности. Например, детям, помимо знаний о способах предупреждения некоторых заболеваний и причин их возникновения, необходимо понимать позитивную роль хорошего самочувствия и настроения. Знание ребёнком основ гигиены составляет фундамент формирования ЗОЖ. Навыки здорового образа жизни формируются при соответствующих условиях в раннем и дошкольном детстве. Для прочного усвоения детьми элементарных принципов, составляющих основу ЗОЖ, важно проводить с ними беседы и игры соответствующей тематики. Условия, в которых ребёнок живёт в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания  детском саду. Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребёнку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту, если у него есть возможность заниматься любимой игрой – всё это в совокупности служит основой поступательного развития. Однако, всё чаще в последнее время приходится наблюдать, что многие родители не соблюдают распорядок дня, не закаливают детей, мало гуляют в парках и лесу, а всё больше проводят время перед телевизором и компьютером  выходные и праздничные дни. Сё это создаёт предпосылки для перенапряжения нервной системы ребёнка, что в свою очередь, может стать причиной нервно-психического расстройства, снижения защитных реакций организма ребёнка. поэтому, необходимо уделить очень серьёзное внимание работе с семьями воспитанников по данному вопросу.

Таким образом, цель проекта: Дать детям элементарные сведения о зимних олимпийских играх, проводимых в нашей стране; о необходимости укреплять своё здоровье

Задачи:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
  •  формирование представлений о здоровом образе жизни
  • выявление спортивных интересов, склонностей и способностей воспитанников; развитие интереса к спорту, желания заниматься спортом.

Взяв за основу  формирование здорового образа жизни младших дошкольников, можно поставить такую цель, как формирование у детей основ здорового образа жизни, направленность на укрепление здоровья, физического, психического и эмоционального благополучия.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование двигательных умений и навыков
  • овладение ребёнком элементарными знаниями о своём организме, о роли физических упражнений в жизни человека и способов укрепления собственного здоровья
  • развитие физических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость) и двигательных функций (равновесие, координация)

Воспитательные:

  • формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями
  • разностороннее и гармоничное развитие ребёнка
  • привитие физической культуры (грациозности, выразительности движений, двигательного творчества)

Оздоровительные:

  • охрана жизни и укрепление здоровья ребёнка (укрепление опорно-двигательного аппарата)
  • разностороннее физическое совершенствование функций организма (дыхательной, выделительной, пищеварительной, двигательной)
  • повышение работоспособности, закаливание

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, профилактика заболеваний
  • Создание условий каждому ребёнку для наиболее полного раскрытия и реализации его возрастного потенциала
  • Расширение интереса к двигательной активности, занятиям физической культурой и физическими упражнениями
  • Установление комфортного общения между детьми, педагогами и родителями, творческого содружества  в решении проблемно-творческих задач разного уровня сложности.

4. СИСТЕМА РАБОТЫ:

Паспорт проекта: долгосрочный,  игровой

         В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы  следующих образовательных технологий:  

название технологии

задачи

формы организации

Личностно-ориентированные

  • Гуманистическая направленность содержания воспитания и обучения
  • Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов
  • Индивидуальный подход к воспитанникам
  • Субъект-субъектное взаимодействие
  • Игры, НОД, спортивные досуги
  • Упражнения, наблюдения
  • Подвижные игры, разные виды гимнастик
  • Тренинги, этюды, образно-ролевые игры

Социоигровые технологии

  • Развитие взаимодействия «Ребёнок-ребёнок», «Ребёнок – родитель», «Ребёнок – взрослый» для обеспечения душеного благополучия
  • Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного поведения
  • Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия
  • Решение задач социального  «закаливания»
  • Создание условий для развития личностных качеств и способностей детей
  • Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя
  • Коллективные дела, работа в малых группах, тренинги на умение договариваться
  • Игры с правилами, игры-драматизации,

 с/р игры

  • Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности
  • Сказкотерапия
  • Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки

Технология проектирования

  • Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия
  • Работа в группах, парах
  • Социально-активные приёмы (методы): метод взаимодействия (интерактивный), метод рефлексивной деятельности, метод наблюдения, сравнения
  • Беседы

Здоровьесберегающие технологии

  • овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья всеми субъектами открытого образовательного пространства (педагоги, родители, дети)
  • пальчиковая гимнастика
  • дыхательная гимнастика
  • артикуляционная гимнастика
  • бодрящая гимнастика после сна
  •  песочная терапия
  • динамические паузы
  • релаксация
  • музыкотерапия
  • двигательная терапия

ИКТ

  • информационная компетентность дошкольника (основы, элементы знаний, позволяющие включиться  доступные ему иды информационной деятельности: познавательной, игровой)
  • компьютерные презентации

Принципы реализации проекта:

  • Принцип природосообразности – формирование у младших дошкольников стремления к здоровому образу жизни
  • Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников
  • Принцип дифференциации – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности ребёнка
  • Принцип комплексности и интегрированности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе воспитательно-образовательного процесса
  • Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске эффективных методов по оздоровлению детей

Факторы, влияющие на сохранение здоровья:

  • Здоровый образ жизни;
  • Закаливание организма;
  • Личная гигиена
  1. Здоровье зубов и полости рта
  2. Гигиена кожи
  3. Гигиена одежды и обуви
  • Смена труда и отдыха;
  • Безопасность
  • Оптимальный распорядок дня
  • Отказ от вредных привычек
  • Рациональное сбалансированное питание
  • Систематические занятия физической культурой
  • Максимальное пребывание на свежем воздухе
  • Удовлетворённость отношениями со взрослыми и сверстниками

Оптимальная организация режима дня:

  • Образовательная деятельность по развитию физической культуры и формированию валеологических знаний (знаний своего организма, формирования привычки к ЗОЖ, воспитание культурно-гигиенических навыков);
  • Утренняя гимнастика в зале и на свежем воздухе в тёплое время года;
  • Двигательная деятельность на прогулке (подвижные и спортивные игры, праздники и развлечения);
  • Бодрящая гимнастика после дневного сна;
  •  Закаливающие процедуры.

Организация системы физкультурно-оздоровительной работы в рамках темы:

  • Утренняя гимнастика
  • Дыхательная гимнастика
  • Психомышечная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  • Бодрящая гимнастика после сна
  • НОД по физической культуре
  • Физкультминутки
  • Спортивные праздники и досуги
  • Массаж активных точек (ладони, ступни)

Организация системы разнообразных  форм закаливания:

  • Умывание рук до предплечья
  • Дневной сон в облегчённой одежде в холодное время года
  • Физкультурные занятия в лёгкой спортивной форме
  • Нахождение  в группе в облегчённой одежде
  • Босохождение по полу, коррекционной дорожке
  • Осуществление проветривания (согласно графику)
  • Соблюдение СанПиНов
  • Прогулка,  в соответствие с распорядком дня

Организация системы профилактических мероприятий:

  • Соблюдение распорядка дня
  • Витаминотерапия
  • Дыхательная гимнастика
  • Прогулки на свежем воздухе
  • Иммунизация детей
  • Применение народных средств (чеснок)

Организация игр валеологической направленности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

  1. Оснащение предметно-пространственной среды
  • Оформление уголка здоровья
  • Пополнение уголка здоровья спортивным оборудованием, инвентарём
  • Подборка дидактических игр по теме
  1. Методическая копилка
  • Составление перспективного плана работы по формированию основ ЗОЖ детей во 2 младшей группе
  • Разработка конспектов НОД, развлечений по теме проекта
  • Подбор комплексов пальчиковой гимнастики, бодрящей гимнастики, дыхательной гимнастики и динамических пауз
  1. Работа с родителями
  • Консультации: «Воспитание основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста», «Будьте здоровы!», «Закаливание ребёнка- секрет успеха», « Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ», «В здоровом теле – здоровый дух» и др.
  • Памятка для родителей по сохранению осанки детей,
  • Памятка для родителей по формированию ЗОЖ своих детей
  • Практикум для родителей «Развиваем пальчики»
  • Папка- раскладушка «Зимние олимпийские игры»

Этапы реализации темы проекта:

  1. Организационный
  • подбор и изучение литературы по теме проекта,
  • планирование работы
  1. Практический
  • выполнение намеченного плана работы по теме проекта
  1. Аналитический
  • Подведение итогов проделанной работы
  • Наблюдение за детьми в ходе двигательной активности
  • Беседы

Формы работы с детьми:

  • Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, формированию целостной картины мира
  • Подвижные игры и упражнения
  • Спортивные праздники и досуги
  • Дидактические игры
  • Рассматривание иллюстраций
  • Раскрашивание раскрасок  «Виды спорта»
  • Компьютерная презентация «Зимние виды спорта»
  • Продуктивная деятельность (аппликация и рисование «Олимпийские кольца», лепка «Олимпийский заяц»)

Формы работы с родителями:

  • Наглядная информация в папке-передвижке (в родительском уголке)
  • Консультации о здоровье в родительском уголке (рубрика «Советы Айболита»)
  • Совместный спортивный праздник «Малые олимпийские игры»
  • Конкурс работ и поделок «Вся Россия рада - у нас Олимпиада!»
  • Памятка по формированию ЗОЖ детей.

Интеграция образовательных областей:

Физическое развитие

Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья воспитанников

Речевое развитие

Использование художественных произведений для обогащения и закрепления знаний детей о здоровом образе жизни, видах спорта, о проводимых в нашей стране зимних олимпийских играх

Познавательное развитие

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни человека

Социально-коммуникативное развитие

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных норм и правил поведения в части ЗОЖ.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья.

Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу здоровья, олимпиады, здорового образа жизни

Художественно-эстетическое развитие

Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания темы проекта.

Использование музыки во время проведения утренней гимнастики, НОД по физической культуре, спортивных досугов

5.УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ

Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия:

Кадровые ресурсы:  воспитатели, помощники воспитателя, старшая медсестра, педиатр, педагог- психолог.

Материальные условия: помещения группы, раздевальные комнаты, умывальные комнаты, совмещённый музыкальный - спортивный зал, спортивный инвентарь

Учебно- методические ресурсы: пособия, дидактический материал.

Технические условия: магнитола, ТСО

Информационные ресурсы: компьютер, выход в интернет.

6. СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ:

1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2009 г.        

2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.        

3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка. М.: «Просвещение», 2006        

4. Карпова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград: Учитель, 2010 г.

5. М.М.Безруких, Л.В.Филиппова «Здоровьеформирующее физическое развитие» (здоровьесберегающая программа), М., «Владос»,  2001        

6. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез        

7. Н.Н.Лазарева, А.А.Асташкина и др., «Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребенка»,  Тольятти, типография ВУИТ, 2001

8. http://festival.1september.ru

9.http://almdoy7.ucoz.ru/publ/konsultacija_dlja_roditelej_zakalivanie_rebjonka_sekret_uspekha/1-1-0-41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...