Методика организации и проведения прогулок в старшей группе
материал (старшая группа) на тему

Ахметшина Ляйсан Мансуровна

Прогулка в детском саду - важный этап в режиме дня. Во время прогулок нужно содействовать интересной, содержательной и разноообразной деятельности детей.Воспитателю необходимо предусмотреть чередование малоподвижной деятельности и подвижных игр, содержания бесед с детьми, коллективную и индивидуальную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_progulok.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методика организации и проведения прогулок в старшей группе

Прогулка в детском саду — важный этап в режиме дня. Во время прогулок нужно содействовать интересной, содержательной и разнообразной деятельности детей. Воспитателю необходимо предусмотреть чередование малоподвижной деятельности и подвижных игр, содержания бесед с детьми, коллективную и индивидуальную работу.

Особенность прогулок — их экологическая направленность. В рамах экологического подхода важно развивать ребенка во взаимодействии с природой.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что содержание образовательной программы ДОО «должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности» по пяти направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, ролевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. На прогулках есть возможность развивать ребенка по всем указанным направлениям. Кроме того, задачи непосредственно экологического воспитания сформированы во ФГОС ДО в трех образовательным областях:

- в социально-коммуникативном развитии: формировании основ безопасного поведения в природе;

- в познавательном развитии: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира, малой родине и Отечества, планете Земля как общем доме, об особенностях ее природы;

- в художественно-эстетическом развитии: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.

Важнейшей задачей является обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы; укрепление познавательного интереса, любви к природе.

Наблюдения за природой во время прогулок стимулируют детей к постоянному пополнению знаний об окружающей среде.

Воспитателям старших групп необходимо отдавать предпочтение  методам, формам и методическим приемам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой:

- стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются сюжетно-ролевые игры, беседы, викторины;

- развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение — традиционные методы;

- формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания — проблемный подход к процессу обучения,

- вовлечь детей в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы — восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты, экскурсии.

Среди нетрадиционных форм организации работы на прогулках, которым можно придать экологическую ориентацию следует выделить прогулки-праздники. Например: «Праздник леса», «Береги природу», «Я и природа» и т. д. Не важно, какая тема избрана для праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие дошкольников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственной за судьбу родной природы.

Во время прогулки - праздника можно проводить конкурсы, викторины, различные соревнования, выступления. Турнир знатоков природы может включать несколько этапов:

1. Конкурс на лучшего знатока тайн природы.

2. Конкурс рисунков (накануне на занятии по изо дать задание придумать и нарисовать «Природоохранительные знаки», которые можно установить в лесной зоне, на территории детского сада…).

3. Конкурс устных рассказов на тему «Красная книга природы». Дети должны рассказать о самом удивительном представителе флоры или фауны.

Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности являются игры-экскурсии. Н.С. Жесткова говорит о том, что воспитатель должен тщательно готовиться к экскурсии, и приводит подробный план подготовки:

1. Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.

2. Определить цель, задачу и составить предварительный план экскурсии.

3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, сбора природного материала, общественно полезной деятельности воспитанников.

4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия (прогулки).

6. Спланировать организационные формы деятельности детей (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными детьми.

7. Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести детей, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.

8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.

Можно предложить детям заучивать перед экскурсией стихотворения и загадки о природе. Необходимо уделять большое внимание повышению познавательной активности детей на экскурсиях. Если экскурсия намечена в музей, на предприятие, то необходимо накануне рассказать воспитанникам об этих учреждениях.

Помимо экскурсий прогулки проходят на территории детского сада. Воспитатель знакомит детей с наиболее распространенными растениями участка, огорода, цветника детского сада. Это богатый материал для накопления у ребят конкретных знаний о значении растений и их использовании. Воспитатели знакомят детей с характерными особенностями растений, учат распознавать и узнавать растения, отличать культурные растения от дикорастущих.

Детей знакомят с рано цветущими весенними растениями, сорными растениями огорода и поля лекарственными, а также ядовитыми  растениями.

Ранней весной, как только земля освобождается из-под снега, детям показывают первые весенние растения: мат-и-мачеху, медуницу, хохлатку полевую, гусиный лук, чистяк, ветреницу лютиковую, первоцвет весенний, копытень, сочевичник весенний, фиалку трехцветную и другие.

В старших группах показывают наиболее распространенные сорные растения огороде и поля: пырей ползучий, осот полевой, пастушья сумка, ярутка полевая, сурепка, сныть, одуванчик, лебеда.  Дети встречаются с этими растениями во время экскурсий в поле, в колхозный сад, во время работы по прополке посевом на своем огороде и цветнике в детском саду. Так же воспитатель знакомит детей с лекарственными растениями: донник лекарственный, ландыш майский, полынь горькая, крапива жгучая, ромашка аптечная, тмин, тысячелистник и другие. А так же с ядовитыми растениями, чтобы каждый ребенок знал и отличал их от других растений, относился к ним с осторожностью. Это такие как: вороний глаз, ландыш майский, волчеягодник (волчье лыко), бересклет бородавчатый, жимолость лесная, крушина ломкая, вех ядовиты (цикута), белокрыльник болотный, белена черная, дурман, болиголов, кокорыш обыкновенный (собачья петрушка), послен черный.

К поздно цветущим растениям относятся: василек, колокольчик, незабудка лесная, черноголовка обыкновенная, пижма (дикая рябина), яснотка пурпурная.

Летом и осенью дети под руководством воспитателя собирают плоды и семена растений (лебеды, конского щавеля) для подкормки птиц зимой; плоды и соплодия деревьев и кустарников (клена, липы, ясеня, боярышника, калины и других). Их также можно использовать для изготовления игрушек из природного материала, для дидактических игр.

Так же на прогулке можно организовать наблюдения за животными, например, насекомыми: кузнечики, бабочки, стрекозы, мухи, пчелы, шмели, осы, комары, жуки, божьи коровки, пауки, муравьи и другими.

Дождевые черви часто встречаются на участке после дождя, при перекопке грядок и клумб. Детям рассказывают, что дождевые черви приносят пользу, разрыхляя почву.

По мимо наблюдений во время прогулки проводятся игры. Игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем, для физического развития. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования, физкультурные игры и другие. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Подведение итогов — результат подводится сразу по окончании игры. То может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т. д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

На прогулке должна быть и трудовая деятельность.

Задача воспитателя — помочь ребенку освоить позицию субъекта элементарной трудовой деятельности, то есть понимать свою роль в повседневном труде, самостоятельно выполнять необходимые трудовые процессы, осуществлять самоконтроль. Это способствует самоутверждению ребенка, осознанию им своей умелости, включению в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками.

Для того, чтобы сформировать у детей положительное отношение к труду, важно, чтобы они стали на позицию созидателя, ощутили удовольствие и гордость от результата своего труда. Полученный результат становится для ребенка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат его работы успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, смело берется за новую, более сложную работу. В то же время постоянные неудачи не только огорчают его, но и постепенно формируют негативное отношение к данной деятельности, разочарование в собственных силах.

Организуя трудовую деятельность с детьми, воспитатель должен знать, что формирование такой позиции возможно, если:

- ребенку интересен такой вид деятельности. Он должен сам захотеть выполнить эту работу;

- ребенку посилен данный труд по объему и сложности выполнения работы. Слишком большей объем работы, или же труд, требующий недоступных ребенку навыков и умений, снижает у ребенка интерес к деятельности, разочаровывает его в собственных возможностях. Предлагаемые виду работы должны лишь немного опережать возможности детей, чтобы они смогли овладеть новыми способами, или же основываться на уже приобретенных детьми навыках и умениях;

- воспитатель должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять и поощрять проявления настойчивости, терпения, желания довести работу до конца;

- усилия детей направлены на выполнение настоящего дела и получение практического результата.

Учитывая указанные факторы, воспитатель должен подбирать соответствующие задания и виду труда, развивать практические умения. Поливать растения, рыхлить почву, используя известные способы и учитывая особенности растения. Выкапывать клубни, луковицы, корневища, корнеплоды. Размножать растения семенами, луковицами, черенками, рассадой и другими способами. Пропалывать и окучивать растения.

Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддерживать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей в детском саду.

Литература:

Жесткова Н.А. Экологическое воспитание школьников в начальных классах. - М.: Педагогика, 1972.

Автор-составитель П.Г. Федосеева. Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. - Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2008.

Составитель Л.Б. Поддубная. Природа вокруг нас. Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2008.

Радуга. Планирование работы в детском саду с детьми 6-7 лет. - М. «Просвещение», 2013.

игрушки и пособия для детского сада. Оборудование педагогического процесса.  Книга для воспитателя и заведующего детским садом. Из опыта работы воспитателей дошкольных учреждений Москвы. Под редакцией В.М. Изгаршевой. - М. Просвещение, 1987.

ДЕТСТВО. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Издание 3-е, переработанное. Рекомендована Министерством образования РФ. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2000.

М.В. Бениаминова. воспитание детей. М. «Медицина», 1981.

Составитель Л.Б. Поддубная. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы. - Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2008.

Прогулка. Январь.

Сравним живую и неживую ель.

Цели:

- воспитать любовь к природе;

-показать детям главные особенности живого дерева(запах, цвет, размер).

Ход наблюдения:

Воспитатель читает стихотворение про елку:

Вырастало елка в лесу на горе,

У нее иголки зимой в серебре,

У нее на шишках ледышки стучат,

Снежное пальтишко лежит на плечах.

(Е. Трутнева).

Педагог предлагает детям рассмотреть дерево ЕЛЬ на участке. Ель живая, у нее корни в земле, питаются соками земли. Зимой ель спит, в теплое время года дерево растет: появляются новые ветки, шишки, старые ветки становятся длиннее. Ель издает аромат. Искусственная елка тоже красивая, но она не имеет запаха, не растет и не меняется. На новый год ее можно украсить игрушками и она не осыпается.

Воспитатель задает детям вопросы:

Как узнать. Живое дерево или искусственное?

Почему нельзя рубить деревья?

Почему на Новый год лучше наряжать искусственную елку, а не живую?

Трудовая деятельность

- коллективный труд на участке по уборке снега;

- расчистка дорожки от снега и укладка его на санки.

Цель:

- закреплять умение пользоваться деревянной лопаткой и санками.

Подвижные игры:

«Снежинки», «Ловишки».

цели:

- развивать меткость, ловкость, быстроту;

- учить быстро действовать по сигналу воспитателя;

- развивать умение соблюдать правила.

Индивидуальная работа

«Попади в цель».

Цель:

- развивать меткость, глазомер.

Прогулка. Май.

Наблюдение за цветами

Цели:

- воспитать любовь к природе;

- уточнить названия цветов, их строение, особенности (запах, цвет, размер),  формы лепестков;

- провести сравнение размера, цвета;

- обратить внимание на  запахи цветов;

- обратить внимание, что на некоторых цветах могут быть шипы (розы, шиповник);

- обратить внимание, что некоторые цветы растут на кустах, а некоторые на земле (шиповник, сирень, ромашки, ирис…).

Ход наблюдения:

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки про цветы:

стоит в саду кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(ромашка)

                Синенький звонок висит,

                Никогда он не звонит.

                (колокольчик)

На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

распускается … (сирень).

                Из луковки вырос,

                Но в пищу негож,

                На яркий стаканчик

                Цветок тот похож.

                (тюльпан)

Какие цветы растут на территории детского сада?

Как они называются?

Какие из них многолетние, а какие однолетние?

Какой формы у них лепестки: круглые, овальные, продолговатые?

Какой формы у них листья?

Какие цветы имеют шипы (розы, шиповник)?

Какие цветы растут на кустах, а какие на земле (шиповник, сирень, ромашки, ирис…).

Трудовая деятельность

- уборка веточек, листиков в цветнике;

- рыхление земли у корней цветов.

Цель:

- учить работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры

«Кто самый меткий».

цель:

- развивать меткость, ловкость, умение соблюдать правила.

Индивидуальная работа

Прыжки вверх с места.

Цель:

- развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.

Прогулка. Сентябрь.

Наблюдение за листопадом.

Цели:

- знакомить с понятием «листопад»;

- обратить внимание на многообразие красок золотой осени:

- воспитать любовь к природе.

Ход наблюдения

Осень. Осыпается весь наш бедный ад.

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь в дали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вяжущих рябин…

                                        А.К. Толстой.

Воспитатель рассказывает детям о приметах осени, что  в сентябре листья на деревьях не держатся и падает, начинается листопад.

Воспитатель задает вопросы:

Почему осень называют золотой?

Какое явление называют листопадом?

Трудовая деятельность

Сбор и вынос в определенное место сухих листьев.

Цель:

- приучать к чистоте и порядку;

закрепить умение трудиться в коллективе.

Подвижные игры

«Беги к березе».

Цель:

- учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работает

«Перейди речку».

Цель:

- упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме: "Методика организации и проведения прогулок" с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования

Консультация для воспитателей по теме "Методика организации и проведения прогулок" с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования....

Конспект организации и проведения занятия для старшей группы по физической культуре « Репортаж со стадиона»

Программное содержание: -Закреплять умение детей в выполнении разных видов бега;-Развивать двигательные качества и способности детей: ритмичность, произвольность мышечного напряжения и расслаблен...

Конспект организации и проведения НОД в старшей группе "Путешествие в космос"

Конспект организации и проведения НОД в старшей группе "Путешествие в космос"...

Организация и проведение прогулок в подготовительной группе

Статья посвящена организации и проведении прогулок в подготовительной группе. Чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективней проходит обучение и формируется осознанное отношение к ней. Прог...

Методика организации и проведения коррекционного часа в группах комбинированной направленности

Методика организации и проведения коррекционного часа в группах комбинированной направленности...

Организация и проведение прогулок в подготовительной группе детского сада "Родничок".

Актуальность темы:В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберега...