Песочная терапия
консультация на тему

Сай Елена Николаевна

здоровьесберегающая технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_tehnologiya.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология – это целостная система

воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических

мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и

педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника, педагога

и родителя.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику

возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые

знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать

полученные знания в повседневной жизни.

Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий:

*Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

*Технологии обучения здоровому образу жизни;

* Коррекционные технологии.

Реализация этих технологий осуществляется педагогами ДОУ, в

разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и

прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе

педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и родителями.

Что это такое?

Песочная терапия – это методика в психотерапии, направленная на снятие психологического напряжения. Она позволяет ребенку прикоснуться к своему глубинному «Я», создать целостную картину миру, сотворить уникальный образ.

Чем полезна методика?

 

Восстанавливает душевную гармонию.

Развивает мышление, воображение, память, мелкую моторику.

Снимает страхи и стрессы.

Решает проблемы в общении.

Повышает самооценку.

Устанавливает душевный покой.

Чтобы понять, как помогает этот способ  нужно попробовать самому. Вспомните, с каким наслаждением вы пересыпали песок на пляже, строили вместе с малышами замки и при этом ощущали успокоение и отдаление от всех стрессов и проблем.

Так же действует методика и на детей: они успокаиваются, становятся менее нервозными, когда пересыпают песок, создавая из него картины.

Что лечит песочная терапия

 

Песочная терапия помогает справиться со многими состояниями у детей:

повышенную тревожность;

замкнутость, трудности в общении;

неврозы;

Также при стремлении детей к творчеству и самовыражению.

Стол-планшет для рисования песком

Как проходят занятия?

 Задания на занятиях по песочной терапии даются поэтапно. Постепенно они усложняются, и из простых игр перерастают и настоящие художественные произведения.

«Хаос». Дети берут жменю песка и бросают в расставленные игрушки. Этим они выражают свои эмоции и живущие в них комплексы. Если ребенок с головой уходит в это занятие, для психолога это знак, что у малыша не все в порядке. Он выражает растерянность, страхи и переживания, от которых надо избавляться.

«Борьба». Фигурки и игрушки кроха разделяет на 2 противоборствующие группы. Они ведут между собой борьбу, причем орудием выступает песок. Не стоит указывать ребенку, какие игрушки будут добрыми силами, а какие злыми (именно в этом выражается суть борьбы). Он сам должен определить участников группы.

«Исход». Движения становятся плавными. Фигурки объединяются по парам. Наступает равновесие и гармония.

Это начальный этап внедрения в песочную терапию. Далее можно проводить с малышами игры, создавать различные картинки.

«Познакомимся!». Позвольте ребенку дотронуться до песка. Пусть он погладит его, потрогает. Предложите нарисовать линии змейки, используя разные части руки, например, палец, ребро, ладонь.

«Дождь». Кроха набирает песок в руку и постепенно выпускает его, равномерно рассыпая. Песок похож на дождик. Упражнение тренирует мышечный тонус кисти.

 «Угадай». Фигурки зарываются в материал, пока ребенок закрывает глаза. Руками на ощупь он должен потом угадать, какие фигурки зарыты в песке. Это упражнение тренирует тактильные ощущения и одновременно способно заинтересовать кроху.

«Веселая история». Постройте фигурки. Пусть ребенок запомнит, в каком порядке они стоят. Затем заройте их. Задача малыша – достать фигурки и расставить их в том же порядке, как они стояли. Если малыш учит буквы, можно взять буквы из пластмассы и зарыть их в песок. Когда буквы будут найдены, из них можно сложить слово.

Из исходного материала можно построить город. В нем расселите фигурки. В городе можно оставить место и ребенка.

Чтобы провести занятия, понадобится следующий инвентарь:

песок (лучше всего взятый не с речки, а предназначенный для занятий);

кварцевый песок (можно найти на специальных сайтах производителей);

фигурки сказочных героев, животных, растений, человечков;

лоскутки ткани, ленты;

цветные камни;

игрушечные машинки, замки, домики.

Набор для песочной терапии можно приобрести в магазине или изготовить самому. Пособия для занятий

 

Чтобы провести занятия, следует приобрести пособия и книги с конспектами занятий:

Грабенко Т. М. и Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по песочной терапии», «Чудеса на песке». Они ориентированы на юнгианский подход (направление в психотерапии, работающее с фантазийной реальностью, в которой живут люди).

Л. Штейнхард «Юнгианская песочная психотерапия». Книга содержит разнообразные трактовки песочных картин и композиций. С ее помощь можно трактовать психологическое состояние ребенка и его созданий.

Сакович Н.А. «Технология игры в песок». Это издание посвящено непосредственно технологии песочных игр.

Эль Галин «Человек, играющий в песок». Здесь представлена технология работы со взрослыми.

Можно найти еще много значимых пособий, которые помогут разобраться в методике первое время. 

Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние. Очень полезно рисовать песком и гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родных. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. Данный вид творчества стимулирует, ускоряет развитие мышления и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно- логического мышления ребенка. Сама структура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, рисование щепоткой, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Дети развивают ловкость рук и пальчиков. А как вы знаете, мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, именно поэтому все логопеды рекомендуют игры с сыпучими материалами. Рисование песком доступно песком детям разного возраста. Малыши могут создавать простейшие рисунок, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. При этом, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто стряхнуть или провести пальчиком по песку. Дети, более старшего возраста, смогут создавать картины, используя технику насыпания песка для получения песчаной картины.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методики довольно обширны.

Песочные игры условно можно разделить на три направления:

- Познавательные игры - познается многогранность окружающего мира.

- Обучающие игры - облегчают процесс обучения ребенка.

- Проективные игры  - обеспечивают психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка. Если вы наблюдаете тревожность и подверженность стрессам у себя или ребенка, займитесь песочным творчеством вместе: это занятие пойдет вам на пользу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".

учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...