Что мы знаем о микробах?
проект (старшая группа) на тему

Громова Галина Васильевна

Ситуация поддержки самостоятельной деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_o_mikrobah.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуация поддержки самостоятельной деятельности детей

Краткосрочная проектная деятельность (1 неделя)

«Что мы знаем о микробах?»

Участники: дети старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Сформировать знания ребёнка о свойствах микробов, какой вред и пользу они приносят для человека.

2. Доказать в процессе экспериментов опасность для здоровья - наличие микробов в организме человека.

3. Развивать наблюдательность, умение формулировать выводы и умозаключения.

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и соблюдению ЗОЖ.

Контекст ситуации для педагога:

Подвести детей экспериментальным путем к тому, что используя метод исследования и специальную литературу, ребёнок – дошкольник, может научиться, бережно относиться к своему здоровью, так как нас окружает множество различных микроорганизмов. Детям в самостоятельной деятельности предлагается ознакомиться с различными энциклопедиями, из которых они могут узнать о том, что такое микробы. Заинтересовать детей рядом вопросов: почему нужно мыть руки с мылом после улицы; обязательно помыть фрукты и овощи перед едой. Вызвать эмоциональный отзыв у детей, поговорив  о том, что в их организм могут попасть микробы, и они могут заболеть. Показать связи между тем, почему дети могут заболеть, то есть соблюдение ЗОЖ. И, тем, что это за микробы, чем они могут навредить, где же есть эти микробы, если мы их совсем не видим, то есть биологическими особенностями микроорганизмов. Когда дети затруднились в ответах и начали задавать встречные вопросы, было предложено провести ряд экспериментов.

Контекст ситуации для детей:

Ребята, из детской энциклопедии мы узнали, что микробы – это микроорганизмы, которые нельзя увидеть, потому что они очень, очень маленькие меньше самых маленьких насекомых. Мы рассмотрели картинки с изображением разных микробов. У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутики вращаются, как пропеллер самолета, и микроб движется. Но у большинства микробов таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают – как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). На Земле их бессчетное количество.

 В течение дня мы беремся руками за множество предметов, поселяя микробы, находящиеся на них, на свои руки. Например, были микробы на яблоке. Они прилипли к рукам, и человек своими руками перенес их в рот. Возможна другая ситуация, были микробы в земле, ребенок играл на улице и микробы прилипли к пальцам. Потом он пошел домой и начал есть грязными руками. Давайте посмотрим на деле, как это может происходить!

Опыт «Чистые ручки»

Цель: увидеть, как микробы передаются от человека к человеку.

Материалы: мука, мыло.

Ход эксперимента: чтобы представить на руках человека микробы, которые мы не можем увидеть, мы посыпали руки мукой и показали, как микробы «передаются» от человека к человеку, оседают на предметы общего пользования, игрушки.

Выводы, к которым мы подводим детей:

Что же необходимо для профилактики различных заболеваний?

-  соблюдать чистоту рук, тщательно мыть руки мылом.

Допустим, микробы с пальцев прилипли к хлебу, яйцу, груше и вместе с ними попали в желудок. Вот так они и передвигаются. И попав в наш организм, начинают там хозяйничать, что может привести  к серьезным заболеваниям.

 Педагог предлагает ребятам посмотреть мультфильм «Уроки Тетушки Совы - Уроки осторожности – Микробы» и задает вопросы для обсуждения: Каким образом мы можем обезопасить себя от размножения микробов на нашем теле?

Особенно быстро они размножаются в организме человека. Потому что там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. В зависимости от того, в каком органе поселились микробы, возникает та или иная болезнь.

Например, если микроб поселился в горле, бывает ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – кариес.

Также микробы от больного человека, через кашель или чихание, могут попасть к здоровому. Вы знаете, каким путем?

Опыт «Чих»

Цель: наглядно увидеть распространение микробов.

Материалы: пульверизатор, вода.

Ход эксперимента: с помощью пульверизатора (распыляя воду) «демонстрируем», что микробы при кашле и чихании распространяются по помещению и заражают детей.

Выводы, к которым мы подводим детей:

Как необходимо вести себя человеку, который уже болен?

- когда человек болен, чихает, микробы «разлетаются» повсюду, для этого необходимо для предотвращения прикрывать рот рукой или пользоваться носовым платком, а также пользоваться специальными масками.

Ребята, а вы знаете, каким образом микробов становится все больше и больше, в результате чего человек заболевает?

Опыт «Размножение микробов»

Цель: проследить динамику размножения микроорганизмов.

Материалы: пластилин, доски для лепки.

Ход эксперимента: отделили от общего куска кусочек пластилина, скатали из него шарик. Это будет один большой взрослый микроб (через некоторое время «микроб» делится пополам). Разделили шарик на две равные части (получится два новых микроорганизма). Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первый микроб. Оторвали еще немного пластилина от общего куска и прилепили его к нашим «молодым микробам» (как будто они выросли). И эти два «микроба» в свою очередь разделили на две части (каждый). Теперь их четыре. И эти микробы в свою очередь тоже скоро вырастут и разделятся пополам. Вот так их количество становится больше и больше.

Выводы, к которым мы подводим детей:

Что происходит с микробом, который попадает в благоприятную для него среду обитания?

-  из одного микроба очень скоро получится много новых, таких же, как он, микробов.

Оказывается, есть причины, которые мешают микробам размножаться.

Многие виды микробов погибают при высыхании, при воздействии солнечных лучей, при нагревании до 60 градусов. И при кипячении до 5 минут. Даже наиболее стойкие во внешней среде болезнетворные микробы погибают при кипячении в течение 20 минут. Чего же боятся микробы?

Как хорошо жилось бы микробам, если бы их все боялись, а они никого.

Как можно разглядеть микробы? Микробы можно увидеть с помощью специального прибора «микроскопа».

Опыт «Микробы в воде»

Цель: учить ребенка пользоваться микроскопом.

Материал: микроскоп, пипетка и вода из водоема.

Ход эксперимента: Рассматривание капельки воды под микроскопом.

Выводы, к которым мы подводим детей:

Можно ли пить некипяченую воду из под крана?

- даже в маленькой капельке воды из водоема, живет много микробов, поэтому воду из водоема пить нельзя.  Вот поэтому безопаснее пить кипяченую воду, а не сырую из-под крана, в которой могут жить микробы.

А вот для того чтобы расти микробам нужно питание, есть они могут все: хлеб, фрукты, овощи, землю, опавшие с деревьев листья и т. п.

Поэтому микробы можно увидеть и без микроскопа. Для этого мы провели опыт с хлебом.

Опыт «Плесень»

Цель: с помощью кусочка хлеба получить плесень.

Материалы: два кусочка хлеба, полиэтиленовый пакет, тарелка.

Ход эксперимента: кусок хлеба поместили в полиэтиленовый пакет. Через пять дней он покрылся плесенью. Плесень – это один из видов микробов.

Выводы, к которым мы подводим детей:

Можно ли использовать в пищу продукты покрытые плесенью?

Микроорганизмы вызывают порчу продуктов. Плесень очень страшна. Она заразила весь хлеб. Есть такой продукт нельзя – он испорчен.

Но от вредных микробов можно защититься.

Опыт «Опыт с зеркалом»

Цель: наглядно увидеть распространение микробов и как от них защититься.

Материалы: зеркало, ватно – марлевая повязка.

Ход эксперимента: взяла зеркало и подышала на него – оно «запотело». Тогда я одела ватно – марлевую повязку и еще раз подышал на зеркало, оно осталось чистым.

Выводы, к которым мы подводим детей:

Как защититься от микробов, распространяемых по воздуху?

- повязка защищает от микробов. В помещении, где находятся люди, скапливается много микробов, поэтому нужно проветривать помещение и как можно больше времени проводить на свежем воздухе.

Ребята, а вы знаете, что существуют и полезные микробы- бактерии. Эти бактерии превращают молоко в простоквашу, кефир, ацидофилин, а виноградный сок – в спирт, уксус, вино. Но самое главное – без полезных бактерий у нас было бы меньше молока, хлеба и мяса. Дело в том, что жизнь животных зависит от растений, а растения лучше всего развиваются на той почве, в которой много азота. Азот же берут из воздуха и переносят в почву живущие в ней бактерии.

Но и это еще не все. Если бы на Земле не было бактерий, вызывающих гниение, наша планета постепенно покрылась бы неразложившимися останками растений и животных. Бактерии гниения помогают уничтожить эти останки. Так возвращаются в почву все вещества, из которых состояли тела растений и животных.

Что же надо делать, чтобы не заболеть:

- есть только вымытые овощи и фрукты;

- не пить грязную и сырую воду;

- всегда мыть руки перед едой, после туалета, после прогулки;

- есть и пить только из чистой посуды;

- при чихании и кашле рот и нос прикрывать платком;

- не забывать делать уборку и проветривать комнату.

Направление развития ситуации (возможность ее усложнения):  самостоятельное изготовление энциклопедии «Гигиена - сборник правил осторожности!» для ребят младшей группы в качестве подарка к празднику или для младших братьев и сестер.

Решение логических задач по установлению причинно-следственных связей и закономерностей между состоянием здоровья человека и соблюдения им режима дня, образом жизни.

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника», «Больница».

Организация детско-родительского фотоконкурса «Правильно живем!», «Как мы закаляемся!»

Создание альбома «Мир под микроскопом!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знаем, помним, гордимся"

Посвящается людям, отдавшим свою жизнь за спасение Отечества и в честь которых названы улицы нашего города. Памяти павших, - будьте достойны!...

«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»

Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......

Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»

Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная  практика) для детей подготовительной группы....

Квест-игра "Иди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что."

Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности....

это интересно: Что мы знаем и не знаем о Covid-19?

буклеты для родителей: гигиена при гриппе, короновирусной инфекции и ОРВИ, новый короновирус страшнее прошлых инфекций, памятка по профилактике короновируса, что такое короновирусы...

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....