Организованная образовательная деятельность как средство здоровьесбережения обучающихся старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Соколова Наталья Сергеевна

В материале представлена система работы по созданию условий здоровьесбережения обучающихся старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_iz_opyta_raboty.docx35.22 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Организованная образовательная деятельность

как средство здоровьесбережения обучающихся

старшего дошкольного возраста

Наталья Сергеевна Соколова,

инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 34»,

г. Нижний Новгород

1 слайд

Представляю вам свой опыт практических достижений по теме «Организованная образовательная деятельность как средство здоровьесбережения обучающихся старшего дошкольного возраста».

2 слайд

На сегодняшний день тема здоровьесбережения дошкольников в образовательном процессе является особенно актуальной. За последние шесть лет, резко ухудшилось состояние здоровья детей первых пяти-семи лет жизни. По статистическим данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10% от общего числа. Среди контингента детей, поступающих в первый класс, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей имеют хронические заболевания. Наиболее распространенные детские хронические заболевания в возрасте 4 - 7 лет - болезни костно-мышечной системы. Если рассматривать причины резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста, то среди них специалисты выделяют:

  • низкий уровень жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;
  • ухудшение состояние здоровья матерей;
  • дефицит двигательной активности (дети больше сидят за компьютерами, в телефонах, планшетах);
  • безграмотность и незаинтересованность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

3 слайд

Теоретическую и научную основу здоровьесбережения заложили выдающиеся русские физиологи И.М.Сеченов, А.А.Ухтомский, И.П.Павлов, А.И.Аршавский и др.

Проблемы теории и практики образовательного пространства с позиции сохранения и укрепления здоровья детей исследуются в физиологическом и психолого-педагогическом аспектах (Г.Н.Сериков, С.Г.Сериков, Ю.П.Сокольников, В.Г.Бочарова)

Подходы к организации целостного педагогического процесса как основы формирования, сохранения, становления здоровья детей разрабатывают М.М.Безруких, Н.В.Богдан, Э.М.Казин, М.Л.Лазарев, Ю.В.Науменко, Т.Ф. Рехова, Е.А.Уланова и ряд других.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого – педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

5 слайд

Определила цель работы: создание условий здоровьесбережения обучающихся старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности

Задачи:

- Способствовать сохранению здоровья обучающихся, повышению двигательной активности.

- Развивать двигательные навыки и физические способности детей.

- Содействовать созданию положительного эмоционального настроя и снятия психоэмоционального напряжения.

6 слайд

Развивающая предметно-пространственная среда отвечает требованиям ФГОС ДО и обеспечивает  здоровьесбережение обучающихся.

Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале и уголках групп соответствует возрастным и индивидуальным особенностями обучающихся.

Организация развивающей предметно-пространственной среды  обеспечивает двигательную активность обучающихся, которые оснащены необходимым спортивным инвентарем и оборудованием.  

 Спортивный зал оснащен шведской стенкой, гимнастическими скамейками для ходьбы, ползания, спортивные маты, ребристые

доски. Для ОРУ имеются: кубики, флажки, гимнастические палки, обручи, ленточки, кегли.

Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, скакалки, для подлезания: дуги, стойки. Для метания: мешочки, мячи, вертикальные щиты, кольцебросы.

В группах имеются так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества: массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, мячи, обручи, мешочки с песком, кегли. Для подвижных игр: маски, ленточки, схемы.

7 слайд

В образовательном процессе использую здоровьесберегающие технологии, которые направлены на:
1) стимулирование и сохранение здоровья (ритмопластика, подвижные и спортивные игры, релаксация);
2) обучение здоровому и правильному образу жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, активный отдых).

8 слайд

Ритмопластику использую во время физкультурных развлечений. У детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращаю внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показаниям ребенка.

9 слайд

Подвижные и спортивные игры занимают особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Они способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных и спортивных игр  стараюсь соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулирую допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

10 слайд

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются, этому непростому умению расслабляться и в этом им помогает спокойная классическая музыка, звуки природы. Релаксацию использую в конце физкультурного занятия, в физкультурных развлечениях.
11 слайд

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, даю упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.

Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.

12 слайд

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем дошкольном учреждении придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрасте  физкультурные занятия имеют разную направленность:

  • маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;
  • в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу;
  • в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.

Физкультурные занятия провожу  в соответствии с основной образовательной программой. Главной задачей занятий по физической культуре является формирование необходимых двигательных навыков и умений, развитие физических качеств. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

13 слайд

Спортивные праздники оказывают значительное влияние на нормальный рост ребёнка, на развитие всех органов и тканей. А если спортивные мероприятия проводятся на свежем воздухе, то они закаливают организм. Эстафеты, подвижные игры способствуют развитию положительных качеств: самостоятельность и самообладание, внимание и умение, находчивость, мужество, выносливость.
При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют задания, при этом дети ведут себя непосредственно и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом использую те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

14 слайд

В организованной образовательной деятельности взаимодействую с воспитателями. Воспитатели, зная методику проведения физкультурных занятий, следят за качеством выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений, помогают в регулировании физической нагрузки каждого ребенка. Воспитатель на занятии не только помогает мне, но и фиксирует то, что необходимо закрепить с некоторыми обучающимися в индивидуальной работе.  Веду тетради взаимодействия с воспитателями, где прописываю индивидуальную работу по физическому развитию. Воспитатели эту работу отражают в календарных планах и проводят ее в режимных моментах (в первой половине дня, во время прогулки и вечером). Это как правило индивидуальная работа по развитию основных видов движений, подвижные игры и элементы спортивных игр.  

15 слайд

Совместно с музыкальным руководителем проводим музыкально-спортивные праздники, развлечения и утреннюю гимнастику. Для занятий, праздников и  развлечений мне необходимо музыкальное сопровождение, я с ними консультируюсь. И  мы вместе подбираем музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. Чаще всего использую музыку, в том числе и звукозаписи, в подвижных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части занятия, когда музыка выступает как успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки средство.

   В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, наш детский сад не исключение. Так у нас функционирует группа компенсирующей направленности для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, в которой провожу физкультурные занятия. Поэтому в занятия я обязательно включаю упражнения на дыхание, координацию движений. С учителем-логопедом совместно разрабатываем картотеки игр, упражнений, считалок. Она дает мне рекомендации, какие можно использовать упражнения, где речь взаимосвязана с движением. Это могут быть подвижные, дыхательные игры и упражнения, которые планируются согласно лексическим темам (времена года, транспорт, профессии, зимние виды спорта, домашние животные и т.д.).

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом. Она предлагает рекомендации, дает консультации по использованию игр и упражнении для  детей с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами.

Надо отметить, что и практически здоровые дети тоже нуждаются в психопрофилактической работе. Поэтому в некоторые физкультурные занятия и развлечения включаю игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

16 слайд

Взаимодействие с родителями осуществляла через следующие формы работы:

  • Участие в спортивных мероприятиях (Единый день зимнего спорта, зимний спортивный праздник);
  • Привлечение родителей к оформлению стенда «Спорт и здоровье»;
  • Консультации на сайте Учреждения «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье», «Чем занять ребенка на прогулке осенью»
  • Рекомендации в родительских уголках «Спортивная форма на занятиях по физической культуре», «В какие игры можно поиграть с ребенком на воздухе?»

17 слайд

Транслировала свой опыт работы:

  • Педагогический совет. Выступление: «Организованная образовательная деятельность как средство здоровьесбережения обучающихся старшего дошкольного возраста».
  • Разместила консультации для родителей на сайте Учреждения «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье»,  «Чем занять ребенка на прогулке осенью».
  • Размещение авторской статьи в сети работников образования.
  • Опубликовала во ВСЕРОССИЙСКОЕ ИЗДАНИЕ «ПЕДРАЗВИТИЕ»

«ПОРТАЛ ОБРАЗОВАНИЕ» авторскую статью, приняла участие по обозначенной теме во всероссийских конкурсах, где заняла призовые места.

18 слайд

Результаты работы:

  • Положительная  динамика в состоянии здоровья обучающихся
  • Снижение уровня заболеваемости обучающихся
  • Повышение показателей физического развития, двигательной активности обучающихся
  • Улучшение показателей эмоционального состояния обучающихся

19 слайд

Использовала следующую литературу:

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья 2008. Т.7. №2. С.21,59

Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009. с102,108.

Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007.111 с.

Э.Я.Степаненкова «Сборник подвижных игр.  Для занятий с детьми 2-7 лет», Мозаика-Синтез, М., 2015г.

И.М.Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Мозаика-Синтез, М.,2009г.

Вавилова Е.Н.Учите детей бегать, прыгать, метать-М.,2005.

Степаненкова Э.Я.Физическое воспитание в детском саду –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2000.

Сайт «Физкульт-ура!» fiskult-ura.ucoz.ru 

Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту РФ  hppt://lib.sportedu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весна»

Цель: Уточнить знания детей о весне, пробуждении природы ото сна, жизни животного и растительного мира в весенний период.Интеграция образовательных областей:Познание: Обобщить и систематизироват...

«Йошкар – Ола моя столица». Организованная образовательная деятельность по ИКН для групп старшего дошкольного возраста.

Материал разработан с целью формирование у детей представлений о столице республики Марий Эл, истории его возникновения, обобщения и расширения знаний о достопримечательностях города, его улицах. Восп...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенняя сказка»

Конспект  непосредственно организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возрастана тему: «Осенняя сказка»...