Проектная деятельность "Королева зубная щётка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Орехова Марина Вячеславовна

Дети должны знать,как чистить зубы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   2016-2017 учебны год

                             Педагогический проект «Королева Зубная Щётка»

                                           Старшая группа (воспитатель Орехова М.В.)

Цель: познакомить с историей происхождения зубной щётки, помочь детям понять биологический смысл основных гигиенических мероприятий.

Задачи: сформировать интерес к предметам личной гигиены, в детском саду создать условия по формированию положительного отношения к уходу за зубами, научить детей правильно чистить зубы, спокойно относиться к стоматологам,привлечь родителей к работе ДОУ по теме.

Актуальность. Дети каждый день открывают для себя мир с новой стороны. С самого рождения они постигают что-то новое для них в жизни и учатся непривычным, но очень важным элементам существования каждого человека. В процессе обучения своих детей родители часто сталкиваются с тем, что ребенок наотрез отказывается выполнять элементарные правила гигиены. На какие только ухищрения не идут родители, чтобы привить своим детям привычку чистить зубы. Довольно часто, даже при правильно подобранных средствах и предметах гигиены, и владении правильной методикой чистки зубов нельзя с уверенность сказать, что малыш будет ежедневно проводить необходимые процедуры ежедневно. Главная задача найти контакт с малышом, подобрать нужное время для чистки зубов, и доказать ребенку что в чистке зубов нет ни чего страшного.

Возраст детей: старший дошкольный

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: краткосрочный (4-5 дней)

Стратегия реализации проекта:

I этап: Информационный

• Проблемно – игровая ситуация «У зайца Стёпки заболели зубы»;

• Беседа «Что вы знаете об уходе за зубами»;

• Практическое занятие с зеркалом – рассматривание и самообследование полости рта (зубы     молочные и постоянные; резцы, клыки, коренные; строение зуба);

• Поиск информации родителями об истории происхождения зубной щётки;

• Встреча с детским стоматологом;

• Исследовательская деятельность на макете челюсти «Какие щётки чистят лучше»;

• Практикум с детьми «Чистка зубов»;

• Решение проблемной ситуации «Чем можно почистить зубы, если нет зубной щётки»;

• Беседа «Как ухаживали за зубами наши предки»;

• Поиск информации родителями о проблемах с зубами первобытных людей;

• Рассказ воспитателя «Влияние заболеваний полости рта на весь организм человека»;

  II этап: Творческий

   • Заучивание наизусть стихотворения «Как поел, почисти зубки…»

 • Дидактическая игра «Что полезно и что вредно для зубов»;

 • Чтение художественной литературы по теме;

 • Сочинение сказки «Королева Зубная Щётка»;

III этап: Презентация

• Анкетирование родителей;

• Просмотр мультфильма «Королева Зубная Щётка»

• Выпуск книжки-ширмы для родителей «Как бороться с кариозными монстрами»

• Выставка разнообразных зубных щёток.

     Ожидаемые результаты:

1. Дети узнали историю происхождения современной зубной щётки, её разновидностях;

2. Формирование осознанного отношения к процессу ухода за зубами;

3. Заинтересованность родителей в профилактике заболеваний полости рта и регулярном    посещении с ребёнком детского стоматолога.

     Материал для разработки проекта

      Загадки:

1. Худая девчонка – жёсткая чёлка.

    Днём прохлаждается,

    А по утрам и вечерам работать принимается.

    Голову покроет да стены помоет.

2. Волосистою головкой в рот она влезает ловко

    И считает зубы нам по утрам и вечерам.

3. Костяная спинка, на брюшке щетинка,

      По частоколу попрыгала, всю грязь выгнала.

Игра «Хороший совет»

Воспитатель. Мы советы вам расскажем:

Если наш совет хороший, вы похлопайте в ладоши!

На неправильный совет - говорите: нет, нет, нет!

Так что обязательно, будьте вы внимательны!

1. Постоянно нужно есть, для зубов, для ваших,

    Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.

2. Не грызите лист капустный, он совсем, совсем не вкусный,

Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.

3. Зубы вы почистили и идёте спать.

Захватили булочку сладкую в кровать.

4. Ох, неловкая Людмила, на пол щётку уронила.

С пола щётку поднимает, чистить зубы продолжает.

5. Запомните совет полезный, нельзя грызть предмет железный.

Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.

Практикум.

У детей на столах расческа с помещенной между зубцами ватой, старая зубная щетка. Воспитатель поясняет, что зубцы расчески изображают наши зубы, а вата — зубной налет и остатки пищи; просит подумать, какими движениями нужно чистить зубы. Предположения детей проверяются опытом с расческой и щеткой. Дети убеждаются, что движениями вверх-вниз гораздо легче и быстрее удается очистить «зубы».

Дети выполняют правильные движения с помощью своей чистой зубной щетки. Воспитатель напоминает, что зубная щетка у каждого человека в семье должна быть собственная (личная).

 Затем педагог демонстрирует несколько видов зубной пасты, особенно рекомендуя те, которые предназначены специально для детей.

            Познавательный материал

Зубная щётка — приспособление для чистки зубов. Как правило, применяется с использованием зубной пасты. Современные зубные щётки разнообразны по форме. Их рабочая поверхность состоит из синтетического или натурального волокна различного размера и жёсткости. Выпускаются электрические щётки.

Щётки разделяются по трём степеням жёсткости: "мягкая", "средняя", "жёсткая". Детские зубные щётки изготавливаются только "мягкими". Жёсткие щётки предназначены для очистки съёмных зубных протезов. Зубные щётки "средней" жёсткости оптимальны для использования большинством людей.

Гигиена рта имеет большую историю, что подтверждено археологическими раскопками, в процессе которых были обнаружены различные приспособления для чистки зубов (зубочистки и т. д.). В исламском мире издавна вошёл в употребление специальный корень с дезинфицирующими свойствами. Он был введен в употребление Пророком Мухаммадом, благодаря чему чистка зубов в исламских странах это обычная норма гигиены полости рта вот уже более 14 веков. Это на 12-13 веков раньше возникновения этой элементарной нормы в Европе. В Киевской Руси зубы чистили дубовыми кисточками. И в наше время продаются такие «зубные щётки» из веточек дерева "ним" и "арак". Для чистки зубов достаточно зачистить веточку от коры и пожевать. Размочаленные волокна с успехом очищают зубы, а выделяющийся сок обладает дезинфицирующим действием

(убивает до 80 % бактерий) и отлично укрепляет зубы и дёсны. На основе сока этого дерева даже выпускаются зубные пасты.

Для того чтобы появился более или менее похожий на современную зубную щётку инструмент, потребовались века. Только в 1498 году в Китае придумали прикрепить к ручке из бамбука небольшое количество щетинок сибирского вепря. Правда, использовалась эта щетка «всухую», т. е. без зубной пасты или очищающего порошка. Щетинки выбирали самые твёрдые и прочные — с хребта вепря. Крепили щетинистую головку не параллельно ручке, как мы привыкли, а перпендикулярно, чтобы было удобнее чистить.

Постепенно азиатскую «новинку» начали «экспортировать» и в другие страны мира, дошла мода на чистку зубов и до России. Уже при Иване Грозном бородатые бояре нет-нет да и доставали в конце бурного пира из кармана кафтана «зубную метлу» — деревянную палочку с пучком щетины.

При Петре I щётку царским указом велено было заменить тряпочкой и щепотью толчёного мела. В деревнях же по-прежнему зубы натирали берёзовым углём, который отлично отбеливал зубы.

  Производство зубных щёток начато в 1780 году англичанином Вильямом Эдисом. Первый патент на зубную щётку был получен американцем в 1850 году, но массовое производство в Америке началось лишь в 1885 году. У этих щёток рукоятка была сделана из кости, а сама щётка была из щетины сибирского кабана. Это был не самый лучший материал: щётка плохо сохла, кроме того внутри натуральной щетины имеется полость и в ней могут размножаться

бактерии. В 1938 году впервые заменили животную щетину на синтетические волокна из нейлона.

Современному человеку не надо думать, где взять зубную щетку. Этот незатейливый стоматологический предмет есть у каждого. Однако встает вопрос, как правильно ее выбрать? Обилие и разнообразие на рынке зубных щеток просто не снилось китайцам-первооткрывателям. Можно выбрать классическую, модернизированную, электрическую и даже ионную. Проблема выбора только на первый взгляд может для кого-то показаться не сложной. Однако перед покупкой надо проконсультироваться со стоматологом, который определит качество и жесткость щетины щетки. И не забывайте менять ее через каждые 3 месяца.

В течение последних лет поэкспериментировать с зубной щёткой не пытался только ленивый. Специалисты утверждают, что в период с 1963 по 1998 год было запатентовано более 3000 моделей зубных щёток.

 Что с ними только не делали: сначала щётку оснастили встроенным таймером, потом появилась возможность замены чистящих головок, позднее выпустили щётки электровращающие, а затем — возвратно-вращающие щётки. Щетинки щёток начали покрывать постепенно стирающимся пигментом, который напоминал владельцу о необходимости замены щётки. Затем появились щётки с закруглёнными концами щетинок, более безопасные для зубов и дёсен.

Развитие электрических зубных щёток активно продолжается и сейчас. Не успели мы как следует научиться ими пользоваться (в России эти устройства появились 15 лет назад, как была изобретена зубная электрическая щётка, а чуть позже появилась ультразвуковая щётка, которая разрывает цепочки бактерий даже на 5 мм под десной. Недавно в Японии представили щётку, которая подключается к компьютеру через USB-порт. Куда чудо-технологии заведут нас завтра — покажет время…

Есть и памятник зубной щетке высотой в шесть метров. Он стоит в немецком городе Крефельд с 1983 года.

       

 



Предварительный просмотр:

        

ПРОЕКТ

«Королевство зубной щетки»

                                                               Автор:

                                                              Орехова Марина Вячеславовна

                                                               воспитатель (должность)

Творческий проект

«Королевство зубной щетки».

Участники проекта:  дети и их родители,воспитатели.

Вид проекта: информационно- исследовательский.

Длительность проекта: 10дней.

Актуальность проекта:

Кариес зубов остается одним самых распространенных заболеваний детей дошкольного возраста в России. Проблема сохранения здоровья зубов у детей не может быть решена без целенаправленного и своевременного формирования у детей привычки поддержания в здоровом состоянии зубов и десен, культуры гигиены полости рта. Выработанная еще в дошкольном возрасте привычка поддерживать зубы и десны в здоровом состоянии в будущем поможет избежать многих проблем.

Цель проекта:

Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.

Развитие познавательной активности дошкольников и воспитание бережного отношения к здоровью через исследовательскую деятельность.

Личностно- ориентированные задачи:

Расширить знания детей о культурно-гигиенических навыках, о причинах возникновения кариеса;

Учить правильно и последовательно  чистить зубы, пользоваться зубной щеткой;

Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

Развивать исследовательские умения и навыки: задавать вопросы; собирать совместно со взрослыми необходимую информацию (источники - художественная литература, встреча со специалистами, беседа с воспитателями и родителями, просмотр видеофильмов); делать выводы и умозаключения; представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, плакат, фоторепортаж, книжки- малышки, альбом, коллаж).

Образовательные задачи:

Познакомить детей со строением зубов. Их назначением и функциями. Дать знания о причинах повреждения зубов и правилах ухода за полостью рта.

Воспитательные задачи:

Воспитывать желание заботиться о своем здоровье и положительное отношение к посещению стоматолога.

Ожидаемый результат:

Первоначальные навыки самостоятельной поисковой деятельности.

Собранная информация по проблеме.

Сформированные знания детей о зубах и правилах ухода за ними.

Консультация для родителей:

«Как научить ребенка чистить зубы»,

«12 мифов о чистке зубов».

Методические разработки занятий по темам:

«День здоровья». «О чистоте, опрятности и аккуратности». «Чтобы зубки не болели». «Кто лечит нам зубы».

Коллаж «Береги зубы».

Дидактическое пособие «Полезно - вредно»

Альбом со стихами и загадками «Полон хлевец белых овец».

Книжки- малышки со сказками про зубы.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

Анкетирование родителей.

Диагностика знаний детей.

Подготовка выставки книг для детей по теме.

Разработка дидактических игр «хорошо-плохо», «эта вредная еда».

Подготовка консультаций для родителей.

Оформление стенда для родителей «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми».

Оформление карточек загадок, пословиц, поговорок.

Выбор темы, обозначение проблемы.

Определение цели и задач проекта, его мотивации.

Составление плана работы над проектом.

Подготовка «Пакетов домашних заданий» для семьи.

Практический:

Беседы с детьми на темы: «Чистота и здоровье», «Витамины», «Кариес», «Полезная и вредная еда», «Моя  зубная щетка».

Разучивание физкультминуток и пальчиковых игр, потешек по теме.

Чтение сказок, стихов: «Мойдодыр» К.Чуковский, «Королева Зубная Щетка» Н.Коростылев, «Зубки заболели» А.Ангилова, «Крепкие-крепкие зубки» Г. Зайцева ,  Михалков «Как у нашей Любы разболелись зубы», «Сказка про больные зубки»,  Борис Корнилов «Как от мёда у медведя зубы начали болеть»,  стихотворение М. Яснов «Я взрослею», Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей»,  загадки о зубах. Прослушивание аудио-видео записей: «Мойдодыр», «Айболит», «Королева Зубная Щетка». Практикум «Как правильно чистить зубы».

Продуктивная деятельность:

Рисование «Мой  зуб».

Пластилинография «Мой зуб».

Рисование «Веселый и грустный зубик».

Аппликация «Зубная щетка».

Коллаж «Блюдо полезных продуктов».

Работа с родителями: консультации для родителей  на  темы:

 «Как сохранить зубы здоровыми и  красивыми», «Профилактика кариеса», «Гигиена полости рта», «Вредные привычки»

Семинар-практикум: «Профилактика кариеса зубов у детей и взрослых.

Изучение информационных источников по вопросам.

Сбор и систематизация материалов.

Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта.

Осуществление взаимодействия между участниками проекта (беседа, консультация. Информационный стенд).

Обсуждение и оказание помощи в изготовлении продуктов проекта.

Оформление и подбор необходимых материалов исследования.

Завершающий:

Диагностика знаний детей, обработка результатов и их анализ, открытое занятие на тему «Путешествие к Королеве Зубной Щетке».

Рефлексия- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

Доработка проекта с учетом замечаний и пожеланий.

Мультимедийная презентация проекта.

                         План реализации проекта «Королевство зубной щетки»

События, мероприятия

Цель

Результат

Сроки

Подготовительный этап

Выбор темы, обозначение проблемы.

Определение цели и задач проекта, его мотивации.

Составление плана работы над проектом.

Анкетирование родителей.

Подготовка консультаций для родителей: «Как научить ребенка чистить зубы», «12 мифов о чистке зубов»

Оформление стенда для родителей «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми».

Диагностика знаний детей.

Подготовка выставки книг для детей по теме.

Разработка дидактических игр «хорошо-плохо», «эта вредная еда».

Оформление карточек загадок, пословиц, поговорок.

Подготовка «Пакетов домашних заданий» для семьи

(домашнее задание в рамках проекта дается ребенку и его родителям по желанию):

1.«Экскурсия в       поликлинику к стоматологу».

2. «Сочиняем сказку про зубы».

3. «Изготовление плаката».

Повысить информационный уровень

Знакомство с трудом врача- стоматолога; оформление фоторепортажа.

Сочинение сказки и оформление книжки- малышки рисунками.

Изготовление информационного плаката «Хорошо- плохо»

Ширмы- передвижки для родителей по теме

Дидактическая игра «Полезно - вредно»

«Пакет домашних заданий»

 

Практический этап

Беседа о зубах по вопросам:

- Что вы знаете о зубах?

- Что вы хотите узнать о зубах?

-Как мы будем это узнавать?

Осуществление взаимодействия между участниками проекта

Организация выставки художественной литературы по проблеме

Познавательные занятия по теме «Чтобы зубки не болели»

Уточнить знания детей о назначении зубов и их функций; помочь понять смысл основных гигиенических мероприятий (чистка зубов, полоскание рта после еды); научить правильно чистить зубы; воспитывать положительное отношение к уходу за зубами.

Организованная познавательная, игровая, экспериментальная и творческая деятельность детей в группе. Наличие методических разработок, игр, альбомов, схем, картинок по теме.

Коллективная работа- коллаж «Берегите зубы»

Учить детей составлять коллаж из картинок, принесенных из дома (здоровые улыбки, зубные пасты, овощи, фрукты и т.п.) и нарисованных в группе

коллаж «Берегите зубы»

Беседа с медицинской сестрой на тему «Полезные и вредные для зубов продукты питания»

Расширять представления детей о полезной и здоровой пище, о продуктах, необходимых для укрепления зубов; оформить картотеку продуктов по признакам «полезно - вредно»

Дидактическая игра по валеологии  «Полезно - вредно»

Работа с родителями «Пакетов домашних заданий» для семьи

Повышение творческой активности и сплоченности педагогов, родителей и детей

«Пакет домашних заданий»

Оформление альбома со стихами, загадками, пословицами «Полон хлевец белых овец»

Книжки- малышки со сказками про зубы.

Фоторепортаж в форме стенгазеты «Здравствуй, доктор!»

                                                                           Заключительный этап

Обработка и оформление материалов проекта.

Оценить результаты работы всех участников проекта.

Благодарность родителям за участие в  реализации проекта

Мультимедийная презентация проекта.

Анализ  выполнение проекта, достигнутых результатов.

Наличие методических материалов и продуктов проекта. Высокий уровень знаний и умений детей.


Приложение 2.

Образовательная деятельность в старшей группе.

О чистоте, опрятности и аккуратности.

Цель: воспитывать у детей привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, закрепить умение пользоваться расческой, носовым платком, приучить детей при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать рот и нос носовым платком. Добиваться того, чтобы дети осознанно соблюдали правила личной гигиены, понимали их значение. Воспитывать аккуратность и опрятность.

Предварительная работа: беседы, дидактические сюжетно-ролевые игры, направленные на воспитание у детей навыков личной гигиены. Чтение «Мойдодыр» К.И.Чуковского; «Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковского; «Девочка чумазая» А. Барто.

Оборудование: кукла Незнайка, зеркало, тазик с водой, полотенце, мыло в мыльнице, расческа, носовой платок, иллюстрации, конверт.

Раздаточный материал: цветные карандаши, листы бумаги по количеству детей.

Ход занятия:

Дети играют в группе, стук в дверь. Воспитатель заносит куклу Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Дети: Здравствуй, Незнайка!

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Тебя очень трудно узнать!

Незнайка: Почему?

Воспитатель: А ты посмотри на себя в зеркало!

Незнайка: (смотрит в зеркало) Ой, это я вчера гулял и испачкался!

Воспитатель: Значит, это ты еще вчера испачкался? Ребята, что забыл сделать Незнайка?

Дети: Вымыть лицо и руки.

Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, когда нужно мыть руки?

Незнайка: Ну…

Воспитатель:  Похоже, не знаешь. Дети, давайте поможем Незнайке. Скажите, когда нужно мыть руки?

Дети: После улицы, перед едой, после посещения туалета, если

испачкался.

Воспитатель: А умываться?

Дети: после сна, перед сном и если испачкается.

Воспитатель: Незнайка, послушай стихотворение.

Дети:

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки,

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

Надо. Надо умываться

По утрам и вечерам

А нечистым! Трубочистам!

Стыд и срам! Стыд и срам!

Незнайка: Я больше так не буду.

Воспитатель: Незнайка, а знаешь ли ты как правильно мыть руки?

Незнайка: А чего, там уметь - раз, два и готово!

Воспитатель: Нет, Незнайка, руки и лицо нужно уметь мыть правильно, сейчас мы с ребятами тебе покажем. Дети, вставайте полукругом. Будем учить Незнайку правильно мыть руки и умываться. Что мы делаем сначала?

Дети: сначала нужно завернуть рукава, потом открыть кран не сильно, чтобы не разбрызгать воду, намочить руки, взять мыло, намылить руки круговыми движениями, положить мыло, мыть мыльной пеной руки, аккуратно смыть водой мыло, стряхнуть руки от воды, закрыть кран, подойти к своему полотенцу, снять его с вешалки, вытереть руки - плотно приложить полотенце, вытереть ладони и пальчики сначала на одной, затем на другой руке, повесить полотенце на место.

Незнайка: А как нужно мыть лицо?

Дети: Набрать в ладошки воды, наклониться и вымыть лицо сверху вниз: сначала лоб, потом глаза, щеки, рот.

Воспитатель: Молодцы ребята! Незнайка, а теперь я тебе помогу вымыть лицо и руки, а дома ты сам будешь умываться и мыть руки. Дети, пока я помогаю Незнайке, давайте расскажем потешку.

 

  1. Нежно щечки вытираем

Полотенцем мягким.

Вытираем каждый пальчик,

Чтоб сухим стал, гладким.

Нет ни капли на ладошках

У Наташи и Сережки.

  1. Руки моем, не спешим

И ребяток не смешим.

А душистым, скользким мылом

Руки долго, дого мылим.

Пену нежную взбиваем,

Ею руки покрываем.

 

  1. Умываюсь аккуратно,

Воду на пол я не лью.

Нянин труд так уважаю, Что все капли удалю.

Вытру насухо ладошки.

Чистый я и все вокруг.

Аккуратным быть не просто,

Но приятно милый друг.

  1. Лейся, теплая вода,

Мне скорей на руки!

Мою с мылом руки я

Вовсе не от скуки.

Пеной мыльной я смываю

Всех микробов вредных,

Чтоб от них не заболеть

И здоровым быть.

5.Умываться мне не лень

Даже 150 раз в день.

Чистоту легко любить,

Чистым так приятно быть!

Дети читают потешку хором.

Воспитатель: Дети, посмотрите, каким  стал Незнайка?

Дети: чистым, красивым. Дети садятся на места. 

Воспитатель: Ребята, а что может случиться, если не мыть руки?

Дети: Можно заболеть.

Воспитатель: А чем опасны грязные руки?

Дети: На них живут микробы.

Воспитатель: А где еще могут жить микробы?

Дети: на грязных овощах, фруктах, в песке, в земле, на любых

предметах.

Воспитатель: А чего боятся микробы?

Дети: Мыла, теплой воды.

Воспитатель: А как вы представляете микробов, какие они?

Дети: Маленькие, круглые, кусачие, зубастые, черные. ..

Воспитатель: А нарисуйте их такими какими вы их себе представляете.

Дети рисуют.

Воспитатель: Дети, давайте подарим Незнайке свои рисунки, чтобы

он всегда помнил, что микробы очень опасны.

Дети отдают рисунки Незнайке, он благодарит.

Воспитатель: Дети, покажите Незнайке, как микробы могут двигаться, бегать.

Дети хаотично двигаются по группе.

Воспитатель: Молодцы ребята, садитесь на свои места.

Дети садятся.

Воспитатель: Незнайка, а почему ты такой лохматый?

Незнайка: Не знаю.

Воспитатель: Дети, что еще забыл сделать Незнайка?

Дети: Причесаться.

Воспитатель: А когда нужно причесываться?

Дети: После сна. И по мере необходимости.

Воспитатель: А чем причесываются?

Дети: Расческой.

Воспитатель: А чтобы она всегда была чистой, её нужно?

Дети: Мыть с мылом.

Воспитатель: Когда нужно мыть расческу?

Дети: Каждый день!

Воспитатель: Незнайка, а есть ли у тебя носовой платок?

Незнайка: А зачем он мне?

Воспитатель: Дети, зачем нужен носовой платок?

Дети: Вытирать нос, если нужно и при кашле и чихании прикрывать рот.

Воспитатель: А зачем при кашле и чихании прикрывать рот платком?

Дети: Чтобы не заразить окружающих.

 Воспитатель: Правильно, молодцы!

Незнайка, мы дарим тебе расческу и платок, теперь ты

будешь чистым и опрятным.

Незнайка благодарит за подарки.

Воспитатель: Наши дети знают: чистота - …

Дети: Залог здоровья!

Воспитатель: А как вы это понимаете?

Дети: Чтобы быть здоровым нужно быть чистым.

Воспитатель: Чтобы быть здоровым нужно не только быть чистым и опрятным.

(вывешиваются на стенд картинки)

Что еще нужно, чтобы быть здоровым?

Дети: Закаляться, делать зарядку, заниматься спортом, гулять в лесу,

плавать в реке, загорать и т. д.

Незнайка: Я это все очень люблю!

Воспитатель: Надеемся, мы тебе помогли, Незнайка!

Ребята, вспомните каким пришел к нам Незнайка?

Дети: Грязный, неопрятный, непричесанный.

Воспитатель: А чему мы его научили?

Дети: Мыть руки, умываться, причесываться, пользоваться носовым платком.

Воспитатель: Каким теперь стал Незнайка?

Дети: Чистым, опрятным, причесанным.

Воспитатель: Незнайка, в следующий раз, когда ты к нам придешь, мы научим тебя, как правильно нужно вести себя за столом во время еды.

Незнайка: Спасибо Вам ребята, я сегодня узнал много интересного, пойду, расскажу друзьям. До свиданья!

Дети: До свидания!

Приложение 3.

Конспект НОД по формированию здорового образа жизни

В саршей группе

«Чтобы зубки не болели».

Задачи:

 продолжать формировать представления детей о своём организме; выявить имеющиеся у детей знания, подвести их к пониманию того, почему важно ухаживать за зубами; дать элементарные знания о строении зубов и о профилактике их заболеваний; воспитывать умение и желание ухаживать за зубами.

Оборудование: 

Ход занятия:

- Ребята, сегодня утром нам прислали посылку. Давайте её откроем и вместе посмотрим, что внутри.

(Воспитатель достаёт из посылки письмо и читает.)

«Здравствуйте,  мои маленькие друзья! Я надеюсь, что вы растёте здоровыми и любознательными, умными и воспитанными. А чтобы вы знали ещё больше, я вам послал посылку с сюрпризом. Отгадайте загадку и вы узнаете, что лежит в посылке под письмом.

Чистить зубы каждый день мне нисколечко не лень.

Чистит быстро, чистит четко в моих руках зубная.

(щетка) .

Желаю успеха! Любящий вас доктор Айболит! »

Правильно, зубная щетка. Для чего нужна нам зубная щетка?

 (Ответы детей)

Личная гигиена-это те действия человека, выполнение которых помогает поддерживать в чистоте свое тело.

-Скажите, что мы делаем, чтобы поддерживать чистоту тела?

(Ответы детей)

-Для чего нужно поддерживать чистоту своего тела ?

 (чтобы быть здоровыми и, чтобы нам было приятно общаться друг с другом) .

Послушайте загадку:

- Полон хлевец белых овец (зубы).

- Сегодня мы с вами поговорим о гигиене наших зубов.

Немного истории.

Чтобы зубы были здоровыми - их надо чистить. Это люди поняли давно. Что только они не перепробовали в поисках подходящего для этого средства. Древние греки, например, использовали золу, толченое стекло с песком и даже пемзу. Зубной щеткой им служили шерстяные тряпочки пропитанные медом, а зубочистками - когти животных. Конечно, такой уход за зубами был мало приятен, однако, по свидетельству античных докторов, зубы древних греков выглядели просто замечательно. Жители Индии нашли более приятный способ - они жевали древесную кору. Её мягкие волокна очищали зубы, а выделяемый сок дезинфицировал полость рта и укреплял десна. В странах Азии, чтобы сберечь зубы, их покрывали черным лаком. А жители Ближнего Востока протирали зубы кожурой граната. В Сибири жевали специально обработанную смолу.

В Средние века были изобретены зубные эликсиры, которыми не чистили, а полоскали рот. Кстати, они дошли и до наших дней. Во второй половине ХУП века открыли новое средство-соль! Рекомендовал ее голландский ученый Антони ван Левенгук, который открыл неизвестный до тех пор "мир микробов". Его поразило обилие микробов находящихся у нас во рту, и он сразу принял меры для борьбы с ними. Протерев зубы солью, он отметил, что число их резко сократилось. С тех пор он регулярно чистил зубы и рекомендовал это всем. В Х! Х веке начали чистить зубы толченым мелом, со временем его стали тщательно растирать, превращая в порошок, похожий на пудру. Зубная же паста появилась только в двадцатые годы минувшего столетия. Вот так-то, казалось бы, совсем простая вещь и очень необходимая человеку, а изобрели ее позже автомобиля, паровоза и многое другое. (журнал "Миша"№2 2001г.)

ИГРА "РАЗРЕШАЕТСЯ-ЗАПРЕЩАЕТСЯ. "

 ( Зеленый  кружок - разрешается, Красный  кружок - запрещается) .

Ситуации:  долго грызть семечки;  полоскать рот после каждого приема пищи;  раскусывать рафинированный сахар;  грызть морковь, яблоко; откусывать зубами металлические предметы;  откусывать зубами проволоку, нитки;  пить кипяток; есть мороженное в чередовании с горячим кофе, чаем; чистить зубы, есть творог, молоко;  грызть орехи.

- Ребята, а вы знаете, для чего нужны зубы? (Ответы детей) 

Зубы – это кости, которые сверху покрыты эмалью. Эмаль ещё твёрже, чем кость. Хоть зуб и выглядит полированным камешком, но он живой и требует питания. У всех зубов есть корни, они уходят глубоко в кость челюсти – десну. Эти корни закрепляют зубы, чтобы они не шатались и не выпадали.

Если за зубами не правильно ухаживать, то в зубах появляются дырки (кариес). Большая дырка в зубе – это всегда очень больно.

(Воспитатель из ящика достает зубные щетки и расчески по количеству детей.)

А теперь давайте проверим, как вы умеете чистить свои зубы.

Опытно-экспериментальная деятельность с зубной щеткой и расческой: каждый ребенок представляет, что расческа – это ряд зубов, а кусочки ваты между ними - это «кусочки пищи» застрявшие в зубах и с помощью зубной щетки учиться правильно чистить зубы, после эксперимента рассматривают схему, как правильно чистить зубы.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

Надо чистить каждый зуб, верхний зуб и нижний зуб,

Даже самый дальний зуб, очень важный зуб.

Изнутри, снаружи три, три снаружи, изнутри.

Мы чистим. Чистим зубы и весело живем.

А тем, кто их не чистит, мы песенку споем:

Эй, давай, не зевай, о зубах не забывай,

Снизу вверх, сверху вниз. Чистить зубы не ленись.

-Какие правила мы должны соблюдать, чтобы зубы были здоровыми?

(чистить зубы утром и вечером)

-соблюдать правила чистки зубов;

-не употреблять много сладкой пищи;

-полоскать рот после каждого приема пищи;

-чаще употреблять овощи, фрукты и другие полезные продукты;

-дважды в год посещать стоматолога .

Почему надо следить за зубами? (чтобы были здоровыми, чтобы была красивая улыбка) .

Дидактическая игра «Полезно-вредно»: каждый ребенок по одному подходят к мольберту и показывает карточку всем ребятам и говорит, полезно или вредно для зубов то, что изображено на карточке.

Физкультминутка

 «Мы – веселые ребята»

Мы – веселые ребята, (ходят по кругу) 

Мы – ребята-дошколята.

Спортом занимаемся,

С болезнями не знаемся.

Раз-два, два-раз! (руки в стороны – руки к плечам, показывают свою силу, сжав ладонь в кулак)

Много силы есть у нас!

Мы наклонимся сейчас, (наклоняются вниз) 

Полюбуйтесь-ка на нас!

Раз-два, не зевай, (приседают) 

С нами вместе приседай!

Раз – прыжок, два – прыжок! (прыгают на обеих ногах в чередовании с ходьбой)

Прыгай весело, дружок!

Раз – два, не зевай!

С нами вместе повторяй!

Стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Любы».

Как у нашей Любы

Разболелись зубы:

Слабые, непрочные-

Детские, молочные.

Целый день бедняжка стонет,

Прочь своих подружек гонит:

-Мне сегодня не до вас!

Мама девочку жалеет,

Полосканье в чашке греет,

Не спускает с дочки глаз.

Папа Любочку жалеет,

Из бумаги куклу клеит.

Чем бы доченьку занять,

Чтобы боль зубную снять?

-Как вы думаете, почему болели зубы у Любы?

-Почему появилось повреждение?

-Случалось ли такое с вами? Расскажите.

Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим, что больше всего привлекает наше внимание в этот момент (здоровые зубы) .

А сейчас давайте нарисуем рожицу (лицо) с веселой улыбкой.

(Дети рисую круг, в нем глаза, нос и улыбку до ушей )

Читается стихотворение "Если только рассмеяться. "

Если только рассмеяться,

То настанут чудеса-

От улыбок проясняться

и глаза, и небеса.

Ну-ка взрослые и дети,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало на планете и светлее, и теплей.

Улыбка, улыбка, улыбка до ушей.

Такая улыбка - хоть ленточки  пришей!

ПРОСМОТР мультфильма.

Приложение 4.

Конспект занятия по познавательному развитию

В старшей группе

«Кто лечит нам зубы»

 Задачи: формировать представления о профессии врача - стоматолога, его обязанностях; воспитывать желание заботиться о здоровье зубов, воспитывать гигиенические основы ухода, формировать безопасный стиль жизни.

Оборудование: игрушка Незнайка, иллюстрации к книге Зайцева «Уроки Мойдодыра», (мальчик грызет орехи, пьет кипяток, а затем мороженное, ковыряет в зубах острым предметом).

Картинки с изображением зубной пасты, зубной щетка, стакан с водой, жевательная резинка, конфета, мороженное, стакан с горячим чаем.

Словарная работа: стоматолог

Ход занятия

Сюрпризный момент.

В группе к детям приходит Незнайка с перевязанной припухшей щекой.

Воспитатель. Незнайка, что случилось?

Незнайка. Ой-ой-ой!

Воспитатель. Ребята, не знаете ли вы, что случилось с Незнайкой?

(Ответы детей) .

Незнайка. Съел вчера коробку конфет, и почему-то вдруг у меня заболел зуб. Что только не делал, а боль не проходит.

Воспитатель. Кто может помочь Незнайке? (Врач) .

Незнайка. Но я очень боюсь врачей.

Воспитатель. Нужно ли бояться врачей? Почему? В каких случаях нужно обращать к доктору?

2. Беседа с детьми о работе врача-стоматолога.

-Кто такой зубной врач?

-Зачем люди ходят к стоматологу?

-Нужно ли ходить к стоматологу на осмотр? Зачем?

-Что необходимо стоматологу для работы?

-Для чего нужна бормашина? (сверлить отверстие в зубе, обточить зуб) .

-Кто ходил к стоматологу лечить зубы? (рассказы детей) 

Если за зубами не правильно ухаживать, то в зубах появляются дырки (кариес). Большая дырка в зубе – это всегда очень больно.

Зуб-это живой организм.

Больные зубы вредят другим органам - сердцу, почкам.

На мольберте рисунок зуба с дыркой.

Зуб-замок, в котором поселилась зубная боль.

Где будет вход в замок? (это дырочка).

Что нужно сделать, чтобы зубная боль не попала в замок (закрасить дырочку, как будто заделаешь вход)

Зуб перестанет болеть.

-Что нужно делать, если возникла боль? (идти к врачу).

-Как называется зубной врач? (Стоматолог).

Воспитатель. Незнайка, убедили тебя наши ребята, что зубы надо лечить?

Незнайка соглашается посетить врача и уходит.

3. Игра «Что вредно, а что полезно»

На наборном полотне размещены предметные картинки с изображением острых предметов, орехов в скорлупе, мороженное, стакан с горячим чаем, зубочистки, зубная щетка, паста, жевательная резинка, т. е. то, что полезно для сохранения зубов здоровыми и то, что вредит зубам. Потом каждая команда делит картинки на две группы в зависимости от того пользу или вред приносит этот предмет для зубов, а затем обосновывает свой выбор.

4. Анализ ситуаций.

Приходит Незнайка без повязки и рассказывает, как ему стоматолог лечил зуб. Какие советы он дал Незнайке, чтобы сохранить зубы красивыми и здоровыми.

Незнайка: Самое главное  врач сказал соблюдать личную гигиену, чтобы микробы не попали к нам в рот.

Воспитатель: - Гигиена - это мероприятия, обеспечивающие сохранение здоровья.

-Оказывается, гигиену нужно соблюдать везде и всегда.

СТИХОТВОРЕНИЕ "ГИГИЕНА".

Гигиена, гигиена

Кто такая - я не знал.

Может это зверь гиена,

Что в кино я увидал?

Оказалось в гигиене ничего звериного.

Нас учила гигиене Нина Константиновна.

Моем руки, чистим зубы

Очень мило, просто любо.

Все болезни вон за дверь!

Выгляжу отлично я.

Приложение 5

«Путешествие к королеве Зубной щетке»

Цель: Развивать речевую активность детей через дидактические игры и упражнения, социо - игры.

Задачи:

способствовать расширению и уточнению представлений об умывальных принадлежностях;

формировать осведомленность ребенка в вопросах личной гигиены, осознанного отношения к своему здоровью;

развивать умение узнавать предметы по заданным признакам, логическое мышление, память, внимание;

расширять и активизировать словарный запас детей.

Предварительная работа: Чтение и обсуждение стихотворения А.Л.Барто “Девочка чумазая”, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, предметных картинок, умывальных принадлежностей.

Материал: “сказочные” умывальные принадлежности (щетка, мыло, расческа мыльница, зубная паста, губка), домик, озеро из цветной бумаги, цветы, деревья, модель капельки воды, разрезные картинки, конверт с заданиями.

Методы:

Наглядный.

Словесный.

Практический: дидактические игры, социо-игры.

Приемы:

Словесные: упражнения, оценка, вопрос.

Наглядные: показ, красочность.

Игровые: вопросы – шутки, игровые персонажи.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на появление в группе необычного гостя (на окне модель капельки воды).

Закрепить капельку на мольберте, рассмотреть ее внимательнее.

 Беседа:

– Кто к нам пришел? Вы узнали?
– Где ее можно встретить?
– А где она живет в нашей группе?
– Какая вода течет из крана?
– Для чего нужна вода?
– Какую песенку поёт вода? (С-с-с) (Когда открыт кран.)
– Мы сильно открываем кран, песенка громкая, а закрываю кран, песенка звучит тише, тише и наконец, исчезла.

 Д/у “Охотник”.

– А сейчас мы поиграем. Попробуйте поймать песенку воды, хлопнув в ладоши.

А – о – у – с – и – с – о – ы – с

ра – ба – ма – сы – су – на – са – ша

Сок – рак – мак – сын – суп – бак – сок

– Передавайте капельку друг другу, придумайте сами слова, в которых есть песенка воды.

Вывод: Вы все справились с заданием? Кто часто ошибался? Как думаете, почему?

II. Раздается стук в дверь, (входит чумазая девочка).

 Диалог.

1-й ребенок: Ох, ты девочка чумазая, где ты носик так измазала?

Девочка: И вовсе я его не измазала. Я на солнышке лежала, носик кверху держала, вот и он и загорел.

2-й ребенок: Ох, ты девочка чумазая где ты щеки так измазала?

Девочка: И вовсе я их не измазала. Я на солнышке лежала, щечки кверху держала. Вот они и загорели.

3-й ребенок: Ох, ты девочка чумазая, где ты ручки так измазала?

Девочка: И вовсе я их не измазала. Я на солнышке лежала, ручки кверху держала. Вот они и загорели.

1-й ребенок: А мне кажется, что тебе срочно нужно умыться!

Девочка: Ой – ой – ой! Не хочу я мыться!

Я не буду белая, я ведь загорелая!

– Как – то нехорошо нашу гостью называть девочкой чумазой, ведь у нее есть имя. Давайте с ней познакомимся. (гостью зовут Машенька.)

 Социо-игра “Назови имя ласково”.

– Передайте капельку по кругу, посмотрите соседу в глаза, улыбнитесь и назовите свое имя (начинает гостья).

У Машеньки заболел зуб.

Машенька: Ой! Ой!

– Что случилось?

Машенька: У меня болит зуб.

– Что же нам делать?

(Дети предлагают разные варианты.) Решили завязать щеку платком.

– Тебе стало лучше?

Машенька: Да.

Воспитатель: Но зуб может снова заболеть! Знаете, капелька предлагает нам отправиться в волшебную страну к королеве Зубной Щетке. Вот кто сможет нам помочь!

Вы согласны?

– Как попадем? (Волшебные слова.)

– Закройте крепко глаза, возьмитесь за руки и 3 раза произнесите волшебные слова.

(Дети выполняют задание, звучит музыка, убрать ширму, за которой стоит стол с жителями волшебной страны, декорации из кукольного театра, умывальные принадлежности, как герои из сказки).

Путешествие в волшебную страну.

1. Дети рассматривают жителей, называют, кого узнали.

– А кто это с короной на голове? (Ответы детей.)

– Капелька говорит, что королева давно ждала нас и вам поможет, если вы выполните ее задания. Согласны?

Загадки:

а) Частая, зубастая вцепилась в волосы вихрастые (расческа).

– Капелька спрашивает: Неужели расческа нужна, чтобы вас за волосы дергать? Вот капелька совсем без расчески обходится. А вы как думаете?

(Ответы детей.)

б) Резинка – Акулинка пошла, гулять по спинке и пока гуляла, спинка розовою стала, (мочалка).

Капелька: Наверное, мочалка ее розовой краской покрасила? (Ответы детей.)

в) Палочка с бородой чистит зубы нам с тобой (щетка).

Капелька: – Щеткой можно и одежду чистить, и обувь, да и пол подмести, если надо. Вы согласны? (Ответы детей.)

Воспитатель наклоняется к королеве.

– Тихо, тихо, а то я ничего не слышу.
– Королева зубная Щетка просит помочь жителям волшебной страны решить их спор: кто из них самый необходимый?
– А вы как думаете?

 Социо-игра “Зеркало”,

– Что нужно сделать, чтобы узнать чистое ли у тебя лицо, аккуратная ли прическа? (Посмотреть в зеркало.)
–  Сейчас мы с вами поиграем.

Глазами найдите себе пару, возьмитесь за руки. Один из вас будет зеркало, а другой – человек. Человек выполняет различные действия с умывальными принадлежностями, а зеркало все за ним повторяет.

(Машенька смотрит, учится у детей.)

Д/и “Соберите картинку”.

– Жителям волшебной страны будет очень приятно, если вы соберете их портреты их разрезных картинок и расскажете, что надо делать этим предметом.

(Дети выполняют задание.)

Подарок королевы Зубной щетки.

– Пришла пора прощаться. Королева Зубная Щетка благодарит вас за выполненные задания и дарит вам полезные подарки.

Детям – фигурное мыло.

Машеньке – умывальные принадлежности.

– Как вы думаете, почему вы получили такие подарки? (Чтобы не забывали мыть руки с мылом, а Машеньке умываться и чистить зубы.)
– Что бы вы посоветовали Машеньке? (Ответы детей.)
– Зачем надо чистить зубы? Мыть руки? – Сколько раз надо чистить зубы?
– Мы возвращаемся в группу.

(Взялись за руки, произнесли волшебные слова, волшебная страна скрылась за ширмой.)

 Возвращение в группу.

– Вы хотели бы еще побывать в волшебной стране?
– Капелька предлагает вам нарисовать портреты жителей волшебной страны, а когда она вернется в королевство, то передаст ваши подарки.

Машенька: Я хочу быть такой же чистой как вы! А сейчас я срочно побегу чистить зубы. А вам советую никогда не забывать о королеве Зубной щетке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАССАЖ ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ЗУБНОЙ ЩЁТКИ. УПРАЖНЕНИЯ

Опыт  работы  с  детьми – дизартриками  показал,  что  сочетание  специальной артикуляционной  гимнастики и массажа  языка  позволяет  укрепить...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБЖ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ "В ГОСТЯХ У ЗУБНОЙ ЩЁТКИ"

На  данном занятии знакомим детей с правилами чистки зубов. При проведении занятия используется игровой персонаж, схемы,различные гимнастики....

"Подружись с зубной щёткой"

Задачи: Продолжать знакомить с правилами личной гигиены; дать представление о детской зубной щётке и детской зубной пасте, подвести к пониманию их назначения и функции; познакомить детей с метод...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ПОСТАНОВКА МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА "КОРОЛЕВА – ЗУБНАЯ ЩЁТКА».

В СКАЗКЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ  ОТРЫВКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ  «МОЙДОДЫР» К.ЧУКОВСКОГО...

Массаж языка с помощью зубной щётки.

массаж языка зубной щёткой...

Как выбрать зубную щётку

Материал подобран и подготовлен    отделом профилактики ЦНИИ Стоматологии РосЗдрава...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Сказка о зубной щётке и зубной пасте!»

В ходе  непосредственно образовательной деятельности  осуществляется знакомство  детей о необходимости ухода за зубами, как правильно чистить зубы, с техникой чистки зубов, с правилами ...