Игры на эмоциональное развитие детей
картотека (младшая группа)

Муллаянова Римма Римовна

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ И ТРЕНИНГИ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Младший дошкольный возраст

Задача: Воспитывать интерес и доброжелательное отношение к окружающим людям.
                                        Хороводная игра «Кто у нас хороший».
Материал: Стихотворение «Кто у нас хороший».
        Дети встают в круг. В центре круга стоит один ребенок. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и приговаривают вместе с воспитателем:
                  Кто у нас хороший
                  Кто у нас пригожий?
                  Ванечка хороший
                  Ванечка пригожий!  
Игра повторяется несколько раз.
Рекомендация:  Использование  в разрешении конфликтных ситуаций;  повышение уверенности ребенка.
                                        
Игра «Узнай, про кого я расскажу».
Материал:
 зеркало.
Воспитатель описывает внешность кого-либо из детей, а они разглядывая друг друга в зеркале, отгадывают, о ком идет речь.
Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия  каждого. Формирование  доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.
 

                                        Игра «Добрый друг».
Материал:
 массажный мячик диаметром 8 см. Стихотворение «Встаньте, дети! Встаньте в круг!», веселая музыка.
        Дети под музыку шагают по кругу, а когда она заканчивается, взрослый вручает мячик одному из детей, и тот, называя по имени своего друга, говорит о его добрых делах и поступках, а затем все дети хором произносят:
                   Встаньте, дети! Встаньте в круг!
                   Я твой друг и ты мой друг,

                    Добрый, верный друг!

Рекомендация: использование для стимуляции моторного и эмоционального самовыражения, снятия мышечных зажимов, создания положительного эмоционального настроения, атмосферы принятия каждого,  чувства принадлежности к группе.

Упражнение «Как помочь зайке и мишке».

Материал: произведения А. Барто «Зайку бросила хозяйка» и «Оторвали мишке лапу».

После чтения двух произведений А. Барто «Зайку бросила хозяйка» и «Оторвали мишке лапу» следует проанализировать все предложения детей  и отобрать лучшее.

Рекомендация: использование для закрепления сказок на основе проигрывания их в эмоциональных упражнениях, формирование умения оценивать героев, учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей.

Игра «Добрые животные».

Воспитатель говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. На вдох – 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед, выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе. Обнимитесь друг с другом, улыбнитесь и пожелайте друг другу тепла».

Рекомендация: использование для стимуляции моторного и эмоционального самовыражения, снятия мышечных зажимов, создания положительного эмоционального настроения, атмосферы принятия каждого,  чувства принадлежности к группе.

 

Игра «Зеркало».

Дети делятся на две команды (первая – «зайчики», вторая «зеркало»). Дети-«зеркало» повторяют все движения «зайчиков» (прыгают, останавливаются, шагают). Затем дети меняются ролями. Затем изображают мимику (испуг, радость, удивление). По окончанию игры предлагается всем улыбнуться и обнять друг друга.

Рекомендация: использование для снятия агрессии и на ослабление негативных эмоций.

Игра «Зеркало».

Материал: зеркало.

Раздаются зеркальца. Воспитатель:

- Смотримся в зеркало (вытянутая рука, ладонь-зеркало).

  Любуемся прической:

 - Ах! Красивый я  какой! (хором).

 - Так и вьется локон мой! (индивидуально).

        По окончании игры воспитатель просит детей обняться и улыбнуться друг другу.

Рекомендация: помочь почувствовать свою значимость, увидеть свое отличие от других людей, принимать себя таким, какой есть.

Игра «Кукла заболела».

Материал: кукла.

        Кукла в руках у девочки, она укачивает и обнимает ее.

Рекомендация: использование для воспитания в детях потребности радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним; эмоционально обогатить детей теплотой,  воспитывать добрые отношения.

Игра «Клубочек».

Материал: клубок ниток.

Воспитатель усаживает детей на стульчики в кружок. Держа в руках клубок, обматывает вокруг пальца нитку, задает вопрос, например: «Как тебя зовут? Хочешь ли ты со мной дружить? Чего ты боишься?» и так далее. Ребенок ловит клубок, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает вопрос другому игроку. В конце клубочек возвращается воспитателю. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что похожа фигура.

Примечание: если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ответить ребенку, то он берет при этом клубочек назад, подсказывает и опять кидает. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у воспитателя с ними будут двойные, тройные связи.

Рекомендация: использование для преодоления барьера в общении, снятия психологического напряжения.

Игра «Веселая зарядка».

Материал:  стихотворение А. Костецкого

 Воспитатель сообщает, что  по радио передают веселую зарядку: «Давайте потренируем руки и туловище». Читает стихотворение А. Костецкого и вместе с детьми дополняет чтение жестами и движениями:

Встать, как только солнце встанет (руки тянут вверх),

        И тихонечко к окошку руку луч к тебе протянет (руки тянут вперед),

        Ты подставь скорей ладошку (подставляем ладошки к солнышку),

        Пусть тебя увидит мама и умытым, и обутым (проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви).                

Все прибрав, иди к ней прямо и скажи ей: «С добрым утром, мама!» (дети повторяют),

А потом с улыбкой, с песней, выйди к травам, людям, птицам… (широко разводят руки в стороны),

И веселым, интересным день твой должен получиться! (улыбаются друг другу) Рекомендация: использование для воспитания в детях потребности радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним; эмоционально обогатить детей теплотой и поэзией, воспитывать добрые отношения.

        

 Задача: Воспитывать начальные формы  культурного общения: приветливо здороваться, прощаться, доброжелательно обращаться с просьбой, предложением.  Называть сверстников по имени, благодарить за помощь, угощение, выражать отказ, несогласие в приемлемой форме, не обижая друг друга.

 

Игра «Давайте знакомиться».

        На первом этапе необходимо научить ребенка рассказывать о себе. Ребенок начинает осознавать свое имя уже на первом году жизни. К двухлетнему возрасту большинство детей могут назвать свое имя, фамилию и возраст. Ребенок может составить о себе небольшой рассказ: «Меня зовут… Мне 2 годика. Я уже большой». Малыш может рассказать о себе приходящим в ваш дом людям, но лучше, если он сначала научится представляться своим игрушкам. Предложите ребенку познакомиться с новой игрушкой, ведь она должна знать, у кого она теперь будет жить. Чуть позже ребенок может научиться задавать вопросы другому человеку: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет?» и т.п. Точно также ребенок может делать это, расспрашивая свою куклу или плюшевого мишку. В это время маме и папе придется на время превратиться в эту игрушку и отвечать ребенку за нее.

Рекомендация:  использование для расширения круга общения ребенка, развития инициативности.

Игра «Знакомство».

«Кто это к нашей девочке пришел? Посмотри, доченька, какая куколка. Давай-ка, поздороваемся с ней и узнаем, как ее зовут. Спроси куклу: «как тебя зовут?» Катя? Видишь, Оленька, куколку зовут  Катя. Давай теперь расскажем ей, как зовут тебя. Кукла очень хочет познакомиться со своей хозяйкой. Расскажи ей, как тебя зовут, сколько тебе лет. Давай попробуем вместе: «Меня зовут… Мне … годика». Вот как хорошо , вот и познакомились».

Такую игру-знакомство можно организовать с каждой новой  игрушкой. Это помогает ребенку усвоить определенные стандарты общения и облегчает их использование в общении с другими детьми и взрослыми.

Рекомендация:  использование для расширения круга общения ребенка, развития инициативности.

Игра «Давайте обедать».

        «Пора обедать. Наши девочки проголодались. И Оленька, и Катя хотят кушать. Давай, Оленька, посадим Катюшку за стол. Накрывай на стол, дочка (используется кукольная посуда). Давай вместе. Вот сюда ставим тарелку, чашку, сюда кладем вилку и ложку. Садитесь, девочки обедать. Вот как ложкой суп кушаем, чисто, аккуратно. А разговаривать за столом не надо, вот покушаем и будем играть и говорить. Вот салфеточка. Вытри ротик себе и Кате. Поели? Что надо сказать? Спасибо!».

Рекомендация: помочь ребенку усвоить правила поведения и общения за столом.

Игра «Ложимся спать».

                «Вот и вечер наступил. Всем ребяткам пора спать. И Оленька с Катей сейчас будут ложиться  в кровать. Пойдемте умываться. Сейчас помоем личико, ручки и пойдем в кровать. Где у нас личико? Где глазки? Вот как мы их сейчас вымоем, (ребенок умывает свою куклу).  А теперь будем раздеваться. Вот платьице, колготки (взрослый помогает снять одежду ребенку, показывая и называя ее). А теперь разденем Катю (ребенок показывает куклу, называя части ее одежды). Ложимся в кроватку. Спокойной ночи, Катя. Оленька, скажи Кате: «Спокойной ночи!» Хотите, я вам спою песенку? А теперь Оля споет песенку Кате». Можно вместе с ребенком спеть любимую колыбельную песню.

Рекомендация:  позволяет освоить новые слова, связанные со снятием, одеванием одежды и укладыванием спать, помогает ребенку быстрее уснуть.

Игра «Играем в куклы».

В играх с куклой сохраняется то же правило, которое мы упоминали в предыдущей игре: кукла должна «разговаривать» и «отвечать» малышу маминым или папиным голосом.

Рекомендация: освоение простейших навыков взаимодействия, применение их в реальном общении.

Игра «Идем в магазин».

Материал: заменители продуктов, игрушки.

        Эта игра может использоваться и при реальных покупках в магазине. Помогает ребенку научиться вступать в контакт с незнакомым человеком.

        «Пойдем, Оленька, в магазин. Надо купить вам с Катей молоко, яблоки, конфеты. Вот мы и пришли, Попроси у тетеньки дать нам яблочко. Вот умница. А теперь надо сказать: «Спасибо!».

        Не стоит настаивать, если малыш не хочет обращаться с просьбой. Сделайте это сами, своим поведением демонстрируя ребенку, как надо обращаться к незнакомому человеку. Держите его при этом за руку, чтобы малыш чувствовал себя комфортно и безопасно и не ощущал напряженности в ситуации «вынужденного» общения. Эта игра может повторяться в любом общественном месте: в библиотеке, автобусе и т.д.

Рекомендация: освоение простейших навыков взаимодействия, применение их в реальном общении.

Игра «Танцуем вместе».

Материал: платок для завязывания глаз.

        В игре участвуют два ребенка или ребенок и взрослый. Одному из участников завязывают глаза. Игроки берутся за руки. Один из них (тот, у кого глаза открыты) начинает совершать танцевальные движения под музыку, и увлекает за собой второго. Ребенок с завязанными глазами пытается по возможности повторить его движения.

Рекомендация: использование для преодоления барьера в общении, снятия психологического напряжения.

Игра «Кошка и котята».

Материал: Стихотворение «Кошка и котята».

                    Полюбуйтесь – это крошки, детки доброй мамы – кошки.

                    Пять пушистеньких котят рядом с мамой сладко спят.

                    Утром малыши проснулись, сладко, сладко потянулись.

                    Язычком умыли носик, спинку и пушистый хвостик.

                    Во дворе стояла миска, в миске – длинная сосиска.

                    Прибежали пять котят, возле миски стали в ряд.

                    Съели каждый понемножку, угостили маму – кошку.

                    Тут же начали играть, мячик по двору гонять.

                    А, набегавшись, котятки, поиграть решили в прятки.

                    Раз, два, три, четыре, пять  будет мама их искать.

                    Удивилась мама – кошка. Шляпа бегает на ножках.

                    Подняла, а там сидят двое рыженьких котят.

                    Деток кошечка искала, очень кошечка устала.

                    Прятались от мамы-кошки малыши в большом лукошке.

                    Девочка котят нашла, маме кошке привела.

                    Мама рада: «Все в порядке! Вы нашлись, мои котятки!»

                    Пять пушистеньких котят с мамой рядышком сидят.

                    С мамой рядышком сидят, нежно «мяу» говорят.

                                                                                          (Ирина Солнышко)

Какие поступки котят вам понравились? А какие нет? Почему?

Рекомендация: научить детей слушать стихотворения; определять эмоциональное состояние по стихотворению. Эмоционально обогатить детей теплотой, воспитывать добрые отношения.

Игра «Дружба начинается с улыбки».

Воспитатель просит детей встать в кружок и за ним повторять:

        Раз, два, три, четыре, пять (поднять руки),

        Собираемся гулять –

        Завязали  Катеньке (показ движения, мимика)

        Шарфик полосатенький (показ жестов).

        Катя саночки везет

        От крылечка до ворот (показ движений),

        А Сережа по дорожке (показ движений)

        Голубям бросает крошки (показ движений).

По окончании игры воспитатель просит детей взяться за руки и посмотреть соседу в глаза и подарить ему, молча самую добрую улыбку.

Рекомендация: использование для снятия психологического напряжения, преодоления барьера  в общении. Воспитание  у  детей чувства дружбы, взаимопомощи, сочувствия, поддержки и сопереживания  друг другу.

 

Задача: Развивать стремление видеть, когда человек спокоен, сердится, волнуется, радуется, грустит. Обсуждать, почему кто-то из близких взрослых или сверстников в таком настроении.

Игра-инсценировка «Настроение».

Материал: карточки с изображением грусти, злости, страха, недовольства, самодовольства, радости по числу детей.

        Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по набору карточек, послушать стихи, определить, о каком настроении идет речь, показать соответствующие картинки.

  1. «Грустное настроение».

Ничья кошка

        Это – ничья кошка,

        Имени нет у нее.

        У выбитого окошка –

        Какое ей тут жилье?

        Холодно ей и сыро,

        У кошки лапа болит…

                                      И. Токмакова

  1. «Злое настроение»

Король боровик

        Шел король Боровик

        Через лес напрямик.

        Он грозил кулаком

        И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе –

Короля покусали мухи.

                          В. Приходью

  1. «Испуг, страх».

По ночам

        Говорят, в больших кустах

        По ночам таится страх.

        Я пошел к большим кустам:

«Кто же там  и что же там?»

                         А. Кондратьев.

  1. «Недовольство».

Колдунье не колдуется

        Сидит колдунья, дуется

        На целый белый свет:

Колдунье не колдуется

И вдохновенья нет.

Наколдовала к завтраку

Из Африки банан.

А появился – здрасьте вам!

Из Африки буран…

                         М. Бородинская

  1. «Самодовольство».

Что я могу?

        Я все могу!

        Могу плясать и рисовать, и петь.

        Могу допрыгнуть до луны,

        Могу найти алмаз.

        Могу я даже видеть сны,

        Не закрывая глаз…

                                      А. Усачев

  1. «Радость».

Светит солнышко в окошко

        Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши –

Очень рады солнышку!

                  А. Барто

По прочитанным картинкам дети раскладывают картинки с выбранными рисунками. В конце занятия воспитатель просит детей улыбнуться друг другу и сказать: «Я рад(а) тебя видеть! Мне нравиться играть с тобой!».

Рекомендация: использование для формирования представлений об эмоциях, определение эмоционального состояния по стихотворению.

        

 

Игра «Живое домино».

Материал: шапочки-маски – «тучка», «мороз», «солнышко», «сосулька», «дождь». Шапочки повторяются, чтобы дети могли найти одинаковые и  встать в пару.

Воспитатель дает возможность детям рассмотреть, у кого какая шапочка, и говорит: «Дети, сейчас мы поиграем. Вы будете бегать по комнате, кто куда хочет, а когда я скажу: «Найди себе пару», вы будете искать того, у кого такая же шапочка». Игра заканчивается тем, что дети придумывают в парах позы, движения и показывают другим детям свое настроение.  (Солнышко радостно улыбается, «мороз» - ежится от холода, «тучка» - хмурится, «сосулька» - плачет и так далее).

Рекомендация:  научить передавать свое эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях (умение различать эмоциональное состояние других детей посредством мимики, жестов, движений).

Игра «Солнышко и дождик».

Материал: набор карточек на каждого ребенка с изображением настроения (радость, грусть).

Когда появляется солнышко, дети должны поднять карточку с улыбающимся ребенком, когда дождь – с хмурым ребенком (дети бегут под зонтик).

Рекомендация: использование для знакомства детей с понятием «настроение»,  умение чувствовать настроение.

Игра «Лошадка».

Материал: рассказ К.Д. Ушинского «Лошадка»

        Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет.  Шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей – челка, на ногах – щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные.

Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство!

Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.

В каком настроении лошадка?

Покажите ее радость!

Рекомендация: использование для формирования у детей умения оценивать героев, научить видеть положительные и отрицательные качества персонажей.

Игра «Позлись и улыбнись!».

        Позлись, как дракон, Бармалей, сердитый мальчик. Улыбнись, как солнышко, добрая фея, весенняя радуга.

Рекомендация: использовать для формирования у детей умения оценивать героев, научить видеть положительные и отрицательные качества персонажей. Проявление и осознание эмоциональных состояний.

Игра «Давай прогоним Карабаса».

        Взрослый объясняет детям, что злость появляется тогда, когда к ним приходит Карабас. Значит его нужно прогнать. Все дети имитируют соответствующие движения.

Рекомендация: использовать для формирования у детей умения оценивать героев, научить видеть положительные и отрицательные качества персонажей.

Игра – инсценировка «Печальные случаи из-за злости и ссор».

  • Поссорились чашка и блюдце,
  • Начали драться два грибочка,
  • Елочка не стала разговаривать с сосной.
  • Медвежата начали обзывать друг друга.
  • Мальчик начал строить домик из кубиков. Подошел незнакомый малыш и разрушил постройку. Давайте предложим нашим героям помириться:

                 Мирись, мирись и больше не дерись!

                 А если будешь драться, я буду  обижаться!

Рекомендация: проявление и осознание эмоциональных состояний, использование   в разрешении конфликтных ситуаций.

 

Литература:

  1. О.Л. Князева «Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников.

  2. Л.Б. Фесюкова «Чувства. Эмоции». Наглядное пособие.

  3. Р.А. Жукова «Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет».

  4. Ю.В. Филиппова «Общение детей до 5 лет.

  5. Л.Б. Фесюкова  «Я развиваюсь» Наглядное пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкальной игры на эмоциональное развитие детей с Т.Н.Р.

Стяатья из опыта работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи...

"Роль дидактической игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста"

доклад для выступления на пед. совещании в ДОУ или семинаре....

игры на эмоциональное развитие детей

Игры на эмоциональное развитие...

Игры на эмоциональное развитие детей средний дошкольный возраст

Дошкольный возраст является самым чувствительным периодом для развития и становления личности ребенка, его характера, познавательной сферы, навыков, умений и способностей. В целом, дошкольный возраст ...

Игры на эмоциональное развитие детей старший дошкольный возраст

Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоци...