«Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста».
статья

Толстенева Ирина Юрьевна

В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одними из важнейших направлений деятельности дошкольных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_cohranenie_i_ukreplenie.docx77.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Сохранение и укрепление психосоматического здоровья

 детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста».

В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одними из важнейших направлений деятельности дошкольных учреждений. Особенно данные проблемы актуальны для северных территорий. Основываясь на данных департамента здравоохранения г. Нижневартовска 15% детей в возрасте от 1 года до 3 лет имеют отклонения в состоянии здоровья, а детей от 6 до 7 лет - 59%. Статистический анализ состояния здоровья детей г. Нижневартовска подтверждает, что количество здоровых детей с каждым годом снижается.

Первопричинами снижения уровня практически здоровых детей в городе Нижневартовске являются суровые климатические условия, сложная экологическая обстановка, низкая двигательная активность детей. В последнее время наблюдается ослабление многих функций современной семьи, которые имеют прямое отношение к здоровью детей и их развитию.

В городе Нижневартовске, как и в Ханты-Мансийском автономном округе активно развернулась работа по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 66 «Забавушка» посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и невротическими расстройствами. Это часто болеющие дети, у которых, наряду со сниженной сопротивляемостью к простудным заболеваниям, определяются сопутствующие нарушения в состоянии здоровья, включая неврологические, соматические нарушения, замедление темпов нервно-психического развития.

С учетом данных паспорта здоровья детского сада имеют отклонения в психическом развитии 22 ребенка – 11.5%; стоят на диспансерном учете 169 детей - 88,5%. Тенденция такова, что с каждым годом процент поступающих детей в ДОУ с нарушениями здоровья увеличивается. Поэтому приоритетными видами организации образовательной деятельности выступают физкультурно-оздоровительная и коррекционная  работа.

Несмотря на сложившуюся в дошкольном учреждении систему оздоровительной работы возникла необходимость в повышении эффективности процесса оздоровления детей на основании их возрастных, физиологических и психологических особенностей всеми участниками образовательной деятельности. Активизация процесса оздоровления позволит добиться максимальных результатов по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, сформировать у них основы знаний, умений и навыков ЗОЖ и главное, сформировать и развить внутренние мотивы детей к  пониманию ценности здоровья, стремлению выполнять гигиенические процедуры, физические упражнения, вести подвижный образ жизни.

Все вышесказанное явилось основой для разработки проекта «Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста».

Цель проекта: сохранить и укрепить психосоматическое здоровье детей старшего дошкольного возраста, формировать ценностное отношение к собственному здоровью путем внедрения в образовательный процесс инновационных здоровьесберегающих технологий.

Объектом проекта явился процесс сохранения и укрепления психосоматического здоровья детей старшего дошкольного возраста, формирования у них ценностного отношения к собственному здоровью путем внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Предмет проекта: система работы по сохранению и укреплению психосоматического здоровья детей старшего дошкольного возраста, формирование ценностного отношения к собственному здоровью путем внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

При поэтапной непосредственно образовательной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, валеологических знаний и практических умений (компетентностей) решались следующие задачи:

  1. Развивать двигательную активность, закреплять у детей целостное позитивное психосоматическое состояние при выполнении оздоровительно-двигательных упражнений.
  2. Формировать и развивать экологические и валеологические знания, гигиенические умения и навыки.
  3. Создавать оптимальные условия для эмоционального благополучия детей, проявления любознательности, творческой активности и самостоятельности.
  4. Формировать и развивать ценностное отношение детей к своему здоровью  и здоровому образу жизни.
  5. Привлекать профильных специалистов к реализации программы.
  6. Просвещать родителей, вовлекать семью в совместную спортивно-оздоровительную и творческую деятельность

Методологической основой проекта является программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, разработанная под руководством В.Т. Кудрявцева, доктора психологических наук, директора института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. В этой программе на основе комплексного междисциплинарного подхода к проблеме нашли своё продолжение и развитие идеи ведущих российских физиологов А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, психологов А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, педагогов П.С. Лесгафта, Ю.Ф. Змановского.

Проект «Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста» строится с учетом принципов коррекционной педагогики, общедидактических и принципов построения оздоровительной работы в ДОУ:

  1. Принцип осмысления моторных навыков. Исследования Запорожца А.В. доказывают, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Формирование произвольности движений ребенка тесно связано с развитием их эмоциональной регуляции. Эта задача не может быть решена лишь путем создания внешней атмосферы радости, бодрости при выполнении дошкольниками тех или иных движений. Для того чтобы превратиться в произвольное движение, оно  должно стать не только ощущаемым, но и эмоционально переживаемым. Для этого необходимо выразительное оформление не только внешних условий построения (выполнения) движения, но, прежде всего, его “внутренней картины”. Поэтому формирование любого движения должно предваряться ориентировкой на выразительную характеристику положения тела в пространстве.
  2. Принцип развития творческого воображения детей. Психосоматическое развитие ребенка в ходе организованного воспитания и оздоровления должно разворачиваться как процесс творческого преобразования обыденного двигательного опыта дошкольника и его эталонов, т.е. двигательные эталоны должны задаваться не в готовом виде, а в проблемной форме. Игровое экспериментирование с возможностями собственного тела при построении тех или иных движений позволяет детям легко разрешать возникающие проблемы. Двигательное воображение выполняет функцию переконструирования и достраивания тех исходных сенсомоторных образов, в которых отражаются подвижные состояния тела ребенка.
  3. Принцип закрепления целостного позитивного психосоматического состояния в ходе различных видов деятельности. Этот принцип реализуется благодаря многофункциональности оздоровительных развивающих двигательных упражнений. Так, например, во время проведения физкультминутки  ребенок делает самомассаж (активизирует биологические точки на руке), выполняя игровое упражнение, ребенок воссоздает последовательность движений. Так у ребенка создается положительный эмоциональный настрой, развивается творческое воображение, формируется уверенность в себе, и как результат - происходит развитие мелких мышц руки.
  4. Принцип формирования способности к содействию и сопереживанию. Использование тактильных ощущений во время упражнений позволяет ребенку осваивать не только невербальную форму общения, но и выражать своё внутреннее состояние и отношение к товарищу.

Основные направления организации оздоровительной работы с детьми:

  • внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
  • снятие физического и психического напряжения;
  • формирование основ здорового образа жизни;
  • работа с профильными специалистами;
  • работа с семьёй.

Основным средством для реализации проекта выступает технология организации самостоятельной творческой деятельности и здоровьесберегающие технологии.

Проект ориентирован на работу с родителями, которые включаются в совместную работу с педагогом по коррекции и развитию здоровья детей.

Организационные условия. Занятия с группой детей проводятся на основе перспективно-тематического плана работы занятий на месяц. Планом предусматривается интеграция учебного материала и здоровьесберегающих технологий. Медицинскими работниками с группой детей организуется профилактическая работа в соответствии с планом лечебно-оздоровительных мероприятий. Индивидуальный маршрут оздоровления ребёнка обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход с учетом психического, соматического здоровья ребенка, личностных особенностей, актуального уровня развития. Индивидуальные маршруты на каждого ребёнка выстраиваются всеми педагогами и профильными специалистами.

В процессе реализации проекта, в соответствии с перспективно-тематическим планом, один раз в месяц организуются познавательные занятия по ЗОЖ. В структуру занятия входит теоретическая и практические части. К проведению практической части могут привлекаться профильные специалисты.

В детском саду разработан оптимальный режим двигательной активности детей. Продолжительность двигательной активности зависит от вида деятельности и  состояния здоровья каждого воспитанника. Например, в ходе учебных занятий длительность специальных оздоровительных упражнений составляет 3 минут, а во время игровой, продуктивной и самостоятельной деятельности детей – 5 минут, во время «коррекционного часа»  -  7-10 минут, на прогулке (в зависимости от погодных условий и времени года) – 10 -15 минут. Всего на специально-организованную двигательную активность отводится примерно до 1 часа в день.

Структура внедрения воспитателями и профильными  специалистами МДОУ ДСКВ № 66 здоровьесберегающих методик и технологий

Условия охранительно-двигательного режима:

  • организация гибкого режима дня, который позволяет учитывать изменения в состоянии здоровья детей в зависимости от времени года, метеоусловий;
  • в структуру режима дня включены обязательные оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, закаливание, дыхательная гимнастика, игры и упражнения на развитие крупно и мелкомоторных навыков, самомассаж, пальчиковая гимнастика, фито-витаминная терапия, гимнастика пробуждения, познавательные занятия, оздоровительные мероприятия  с профильными специалистами;
  • во время проведения занятий используются специальные методы, формы, приёмы, предотвращающие нервно-психическую перегрузку детей (динамические паузы, упражнения для релаксации, смена видов деятельности);
  •  чередование умственной, творческой  и физической деятельности.

Условия реализации проекта. Проект реализуется на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 66 «Забавушка», который расположен по адресу: улица Пермская, дом 11, город Нижневартовск Ханты-мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Россия.

Методическое обеспечение:

  • опора на содержание «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией» под редакцией М.А., Васильевой В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой;
  • анализ исходного состояния детского коллектива, выявление проблем в организации образовательного и оздоровительного процесса;
  • перспективно-тематическое планирование занятий по проекту;
  • перспективно-тематическое планирование работы с родителями;
  • разработка конспектов занятий по проекту;
  • подбор наглядности, разработка дидактических пособий, игр, упражнений;
  • подбор, разработка содержания диагностического инструментария;
  • организация и проведение мониторинга качества реализации проекта;
  • комплектование методической копилки;
  • разработка содержания рекомендаций для родителей;
  • оформление информационного стенда для родителей «Здоровый ребёнок»;
  • обобщение и распространение педагогического опыта через проведение открытых занятий, выступления на педагогических советах,  семинарах.

Кадровое обеспечение. При разработке проекта в коллективе детского сада были выработаны единые подходы к структуре внедрения здоровьесберегающих методик и технологий. Комплексный подход к организации оздоровительного процесса осуществляется не только со стороны воспитателей, но и администрации, всех профильных специалистов.

Важным является системное повышение квалификации работников. В детском саду сложилась система методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических работников. Регулярно проводятся педагогические советы, семинары, мастер классы, заседания методического совета, творческих групп по решению проблемам организации оздоровительного процесса.

Детский сад полностью укомплектован кадрами в соответствии со штатным расписанием. В ДОУ работают высококвалифицированные грамотные специалисты и воспитатели. Специальную коррекционную подготовку имеют 83% педагогов.  

Материально-техническое обеспечение

Направление работы

Сроки приобретения

Ответственный за приобретение

2012-2013

2013-2014

Сюжетные картинки

*

*

Воспитатель

Маски для подвижных игр

*

*

Воспитатель

Коврики для профилактики плоскостопия

*

Швея-кастелянша

Индивидуальные массажные коврики

*

Воспитатель

Батут

*

Зам.зав. по АХР

Мячи-прыгуны

*

Зам.зав. по АХР

Кистевые тренажеры

*

Эспандеры

*

Зам.зав. по АХР

Коллекция разнообразного материала для развития мелкой моторики рук

*

Воспитатель, родители

Нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия

*

Родители

Стенд-книжка

*

Зам.зав. по АХР

Настольно-печатные игры

*

Воспитатель

Фланелеграф

*

Воспитатель

Наборы для изобразительной деятельности: альбомы, кисти, краски, карандаши

*

Родители

Детская литература

*

*

Воспитатель

Аудиоаппаратура

*

Зам.зав. по АХР

Аудиокассеты

*

Зам.зав. по АХР

Ноутбук

*

Зам.зав. по АХР

Фильмотека по ЗОЖ

Воспитатель, родители

Мониторинг результативности проекта

Обследование проводилось в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 года жизни МБДОУ ДСКВ № 66 «Забавушка» г. Нижневартовска, в составе 16 человек.

Цель – определить уровни сформированности ценностного отношения к собственному здоровью.

Для этого были подобраны  диагностические методы и методики.

Диагностика выявления эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста:

Тревожность: Опросник  Г.П. Лаврентьвой, Т.М. Титаренко;

тест тревожности (Р.Тэммл,  М.Дорки, В.Амен).

Агрессивность: Анкета. Критерии агрессивности у ребенка Г.П. Лаврентьвой, Т.М. Титаренко; проективная методика «не существующее животное» .

Гиперактивность: опросник П. Бейкер и М. Алворд; проективная методика «Тест руки» Н.Я.Семаго, М.М.Семаго.

 Диагностика выявления физической подготовленности дошкольников: Г.Лескова, Н. Ноткин

Диагностика выявления степени освоения детьми старшего дошкольного возраста ЗОЖ: на основе методических рекомендаций В.П. Дубровой, Е.П. Милашевич.

Диагностические данные свидетельствуют,  что на основе реализации проекта «Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей старшего дошкольного возраста»  были достигнуты высокие результаты усвоения дошкольниками образовательной области «Здоровье», демонстрируют положительную динамику в усвоении основных разделов общеобразовательной  программы. Активная интеграция здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс  позволила добиться высоких результатов в сохранении и укреплении здоровья воспитанников.   По сравнению с предыдущим годом на 48% снизилась заболеваемость детей в группе: этот показатель в три раза ниже, чем средний по образовательному учреждении, и в четыре раза - среднего по городу.  

     Мои воспитанники принимают активное участие и занимают призовые места в городских конкурсах:

  • 2-е и 3-е место в  городском фестивале детского и юношеского творчества «Самотлорские роднички», 2010-11гг.;
  • Призеры городского фестиваля семейного творчества «Семья – источник вдохновения», 2011г;
  • Призеры губернаторских состязаний среди детей МБДОУ, 2011гг.

Работа, организованного мною родительского клуба  «Здоровая семья» была направлена на просветительскую, профилактическую и физкультурно-оздоровительную совместную деятельность  родителей, детей и педагогов и повысила  компетентность   родителей  в сохранении и укреплении психосоматического здоровья детей на  47%.

 


Содержание проекта

Содержание проекта разработано с учётом реализации направлений деятельности, тесно взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга.

Повышение компетентности родителей, педагогов (консультации, беседы, памятки, буклеты, стенды)

Родительские собрания, включающие вопросы оздоровления

Выпуск иллюстрированного сборника «Полезные и вредные продукты»

Сочинение совместных сказок родителей с детьми о здоровье

Анкетирование родителей (изучение социального заказа)

Выставки совместных работ  

Клуб «Здоровая семья»

Совместные спортивные праздники и развлечения

«День открытых дверей». Посещение занятий физкультурно-оздоровительной направленности

Обеспечение здорового ритма жизни

Книжная выставка «Библиотечка семейного чтения»

Арома- и фитотерапия, свето- и цветотерапия, музыкотерапия, аутотренинг и психогимнастика

Организация закаливания и стимулирующая терапия

Создание благоприятного психологического климата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста "Красота татарского национального костюма "

Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружаюжим миром для детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста "Красота татарского национального костюма"...

Мастер-класс «Са-Фи-Дансе, как средство укрепления здоровья и развития моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Технология взаимосвязана с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В «Са-Фи-Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной представлены различные разделы, в мас...

В рамках экологического проекта, прошло занятие по энергосбережению и сохранению природных ресурсов и окружающей природной среды ( для детей старшего дошкольного возраста) в группе N 9 по теме: "Вода - наше богатство".

В рамках экологического проекта, прошло занятие по энергосбережению и сохранению природных ресурсов и окружающей природной среды ( для детей старшего дошкольного возраста) в группе N 9 по теме: "Вода...

«Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей с особыми образовательными потребностями в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности»

Сопровождение- это долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. Цель психолого-педагогического сопро...

Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей раннего и дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: организовать образовательную деятельность, обеспечивающую разностороннее и гармоничное развитие воспитанников, направленную на сохранение и укрепление физического и психического здо...

Статья "Условия развития ребёнка с особыми образовательными потребностями в дошкольный период."

Условия развития ребёнка с особыми образовательными потребностями в дошкольный период.Термин "ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании)" используется в ш...

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в дошкольной образовательной организации

Содержание работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности...