ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Загуляева Елена Николаевна


            В статье раскрываются вопросы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается содержательный аспект работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения спортивных праздников и развлечений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_predstavleniy_o_zdorovom_obraze_zhizni.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.2:371.71

Загуляева Елена Николаевна

Заместитель заведующего по ВМР

МБДОУ №1 пгт Ленино

+7 (978)  72-11-496

 Научный руководитель: кандидат биологических наук, доцент кафедры «Дошкольное образование» Бутвина О.Ю.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье раскрываются вопросы формирования
представлений о здоровом образе жизни у  детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается содержательный аспект работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения спортивных праздников и развлечений.

Ключевые слова: образовательный процесс, дошкольное образование, представления о здоровом образе жизни, спортивные развлечения, здоровый образ жизни, педагогические условия формирования здорового образа жизни, дошкольники с особенностями развития.

Постановка проблемы.         Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей является на современном этапе одной из важнейших черт государственной политики Российской Федерации. Об этом свидетельствует и создание специальной федеральной целевой программы, и внесение вопросов разработки и использования здоровьесберегающих технологий в стратегию модернизации школьного образования [1].

        Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна,
своевременна и достаточно сложна. Вопросу физического воспитания и физического развития дошкольников, формирования у них основных двигательных умений и навыков, представлений о здоровом образе жизни, посвящены работы педагогов (Е.А. Аркина, В.В. Гориневского, Т.И. Осокиной, А.В. Кенеман, П.Ф. Лесгафта, Н.В. Полтавцевой, Э.Я. Степаненковой и пр.), психологов (Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, М.И. Лисиной, А.Р Лурии, Л. Рубинштейна, Н.Н. Поддъякова), физиологов (Н.А. Бернштейна, Ю.Ф. Змановского, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского) и т.д.

        Ими отмечено, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья детей, ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идет развитие органов и  систем организма, закладываются черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Однако имеющиеся на сегодняшний момент технологии и программы дошкольного воспитания не всегда уделяют достаточно внимания обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, предлагая стандартный набор средств физического воспитания - режим дня, закаливание, упражнения для развития физических качеств, подвижные игры, упражнения с элементами спортивных игр и пр[1].

Цель: исследование вопросов  формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Основное изложение  материала: Традиционная система образования не вполне учитывает важность формирования здоровья детей, нередко почти не способствует его укреплению и поддержанию. Это обусловлено недостаточностью двигательной деятельности детей, отсутствием тренирующей нагрузки. Сегодня становятся привычными тревожные данные о систематическом ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. Ухудшение состояния здоровья детей требует всестороннего изучения изменений, происходящих в физической культуре дошкольников, и их влияния на эффективность образовательного и оздоровительного процессов.

        Возникает необходимость создания педагогической системы, разработки педагогических технологий, основанных на приоритетах здоровья, которые направлены на формирование и внедрение здорового образа жизни в учебно-воспитательный процесс [3].

        Модернизация системы образования, системы физического воспитания, в том числе в дошкольных учреждениях, являются задачами государственной важности.
        На современном этапе развития дошкольного образования активно происходит обновление его содержания с учетом состояния здоровья детей, потенциальных возможностей их развития, способностей и интересов. Одной из самых острых проблем воспитания дошкольников является подготовка детей к обучению в школе [3].

        В Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, указано, что требуется совершенствование государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для детских дошкольных учреждений, обеспечивающих необходимый недельный двигательный режим дошкольников, в том числе средствами физической культуры и спорта в зависимости от возраста и состояния здоровья детей. Так же необходимым является увеличение охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой по программам дошкольных образовательных учреждений.……………………………………………………….. 
        Изменения в содержании занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста могут идти в нескольких направлениях: в традиционные занятия включаются новые педагогические технологии; используется новое, нестандартное оборудование; процесс физического совершенствования детей становится все более личностно-ориентированным.         Базовые задачи физического воспитания и развития детей дошкольного возраста, в первую очередь, должны быть направлены на охрану и укрепление их здоровья; на формирование у них жизненно необходимых двигательных умений, в соответствии с индивидуальными особенностями; развитие физических качеств, накопление элементарных знаний о физической культуре, создание условий для реализации потребности в физической активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни; обеспечение физического, психического и социального благополучия.
        Происходящие изменения затрагивают структуру, содержание, технологии воспитания и обучения. Специалистам необходимо при организации занятий физическими упражнениями с детьми, предусмотреть рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной активности, используя новые педагогические технологии, нетрадиционные методики, новое нестандартное оборудование и др., чтобы общий объем двигательной активности ребенка во время пребывания в детском саду составлял не менее 60%. Так как благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин [3].

        Эффективность используемых технологий должна подтверждаться данными о снижении заболеваемости; повышении уровня физического развития и физической подготовленности; наличием мотивации на здоровье; социальной адаптации ребенка на всех возрастных этапах его развития.

        В условиях модернизации дошкольного образования здоровье ребёнка становится показателем его результативности, эффективности используемых технологий и образовательной стратегии в целом. Понимая ценность сбережения и укрепления здоровья детей, педагоги дошкольного образования, профессионально анализируя свою деятельность, опираются на соответствующие критерии и показатели [6,с.45]

        Содержание критерия "детского здоровья" относится к современной практике дошкольного образования с показателями «число пропущенных по болезни дней», «индекс здоровья», «количество детей первой группы здоровья», «отклонения в состоянии здоровья».. На наш взгляд, такой подход не отражает современное понимание здоровья, так как единства физических, умственных и духовных ее составляющих.

        Систематическая комплексная диагностика здоровья, должна основываться на ценностях, отражающие внутреннее благополучие ребенка, его эмоционального фона, приобретение новых навыков и умений, основные потребности [4]

        Они необходимы для развития здравоохранения программ дошкольников и выбрать  оптимальную стратегию и тактику формирования культуры здоровья в образовательном процессе дошкольных учреждений [4]
Любая попытка повлиять на организм  ребенка, минуя разум не дают лечебный эффект. Поэтому необходимо в раннем возрасте, обеспечить включение детей в процессе сохранения и укрепления их здоровья, формировать их деятельность, субъективность и интерес к саморазвитию и самосовершенствованию. Внимание к себе, постепенное осознание своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок учится быть ответственным за их физического и психического здоровья через себя, научиться видеть других людей, понимать их чувства, эмоции, действия, мысли.
………………………………………………………………
Вывод: На наш взгляд, решение выявленных в исследовании проблем, связанных со здоровьем дошкольника, заключается в формировании позиции субъекта здоровьеориентированной деятельности на основе «игрового обучения» для достижения комплексных педагогических задач: усвоения новых знаний, уточнения представлений, формирования умений, развития творческих способностей. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни знаний: от воспроизводящей деятельности к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы нацеливают педагогов дошкольного образования на широкое использование игровых технологий [4]. Также следует отметить, что игровые технологии обеспечивают условия для формирования у ребёнка позиции субъекта деятельности по укреплению здоровья. Они обладают не до конца освоенным, реализованным в современном дошкольном образовании здоровьесберегающим потенциалом, направлены на решение значимой проблемы по охране и укреплению здоровья дошкольников.   Следовательно, значимой задачей является формирование  у детей базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, а также  осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой.

Список литературы

1. Киркина Е.Н. Спортивные праздники и развлечения как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у  детей старших дошкольников /Е.Н.Киркина. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sportivnye-prazdniki-i-razvlecheniya-kak-sredstvo-formirovaniya-predstavleniy-o-zdorovom-obraze-zhizni-u-starshih-doshkoln

2.Новикова И.М. Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с особенностями развития /И.М.Новикова. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-predstavleniy-o-zdorovom-obraze-zhizni-u-doshkolnikov-s-osobennostyami-razvitiya

3.Кудашова Л.Т. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни дошкольников / Л.Т.Кудашова Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizicheskoy-kultury-v-formirovanii-zdorovogo-obraza-zhizni-doshkolnikov

4. Волошина Л.Н. Представления современного ребёнка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни /  Л.Н.Волошина. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-sovremennogo-rebyonka-doshkolnika-o-zdorovie-i-zdorovom-obraze-zhizni

5.Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установка / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М.: Академия, 2001. - С. 298.

6. Волошина Л.Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе «дошкольное учреждение - педагогический колледж»: моногр. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - 356 с.

7. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 96 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"

Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Знакомство детей с доступными способами здоровья (соблюдение режима, ежедневная зарядка, закаливание). Закрепление правил пожарной безопасности. Формирование представлений о поведении при угрозе...

Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста "Как помочь Куталке"

Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от ко...

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние п...

Опыт работы на тему: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал отражает опыт работы по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...