Перспективный тематический план взаимодействия музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей, на развитие дыхания у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
рабочая программа (старшая группа)
Каждый ребёнок - огромный мир. Он имеет право быть счастливым. Именно в руках специалистов, педагогов дошкольного учреждения здоровье, благополучие, успехи или неуспехи ребёнка во взрослой жизни. Очень важно суметь правильно расставить приоритеты в работе, помочь преодолеть имеющиеся проблемы; день за днём планомерно и постепенно, переходя от коррекции к коммуникации, способствовать становлению личности, социализации. Ключевые слова: нарушение речи, личность, дыхательные упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_dyhaniya.docx | 50.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»
Согласовано:
Заместитель заведующего по УВР
С.А.Наливайко___________
17.09.2018г.
Перспективный тематический план взаимодействия музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей, на развитие дыхания у детей 5-7 лет
с тяжелыми нарушениями речи
Ломанова И.Н.
Учитель-логопед I кв.категории
МДОУ «ДС№7 «Рябинушка»
г.Стрежевой, 2018
Аннотация
Каждый ребёнок - огромный мир. Он имеет право быть счастливым. Именно в руках специалистов, педагогов дошкольного учреждения здоровье, благополучие, успехи или неуспехи ребёнка во взрослой жизни. Очень важно суметь правильно расставить приоритеты в работе, помочь преодолеть имеющиеся проблемы; день за днём планомерно и постепенно, переходя от коррекции к коммуникации, способствовать становлению личности, социализации. Ключевые слова: нарушение речи, личность, дыхательные упражнения.
В соответствии с законом РФ «Об Образовании», государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете человеческих ценностей, свободного и всестороннего развития личности каждого ребёнка. В связи с этим проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что соответствовать тем высоким требованиям, которые предъявляет к ним общество, могут только здоровые дети.
К основным показателям здоровья относятся:
- уровень физического и нервно- психического развития детей;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным влияниям среды;
- наличие или отсутствие хронических заболеваний;
- способность успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой.
Принципы здоровьесбережения:
- Не навреди.
- Триединое представление о здоровье: физическое, психическое, нравственное.
- Непрерывность и преемственность.
- Соответствие содержания, организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. В структуре причин заболеваемости детей в последнее десятилетие всё большее значение занимают экологические факторы: прогрессирующее загрязнение воздуха, воды, обилие синтетических веществ в квартирах, консервантов в продуктах питания. Эти и другие факторы риска отягощают наследственную предрасположенность организма детей к различным заболеваниям. Среди дошкольников с особенностями развития подавляющее большинство составляют «речевые дети», у который соматические патологии в ряде случаев сопряжены с различными дефектами речи. Нарушенная речевая деятельность, в свою очередь, влияет на общее развитие детей: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации.
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы.
Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Как показывает наш опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на входе или на остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.
Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:
1) формирование навыков правильного речевого дыхания;
2) укрепление мышц лица и грудной клетки;
3) профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
4) повышение умственной работоспособности детей;
5) нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;
6) закрепление лексических тем и грамматических категорий;
7) стимуляция интереса к занятиям.
Дыхательные упражнения улучшают осанку, стимулируют движения диафрагмы, улучшают кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистых систем. Дыхание-это акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания. Но с другой стороны, дыхание – процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной подготовки.
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей имеющих дефекты речи.
От речевого дыхания зависит плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. Чтобы сохранить его плавность, легкость и длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и своевременно добирать его. Важный момент в овладении правильным речевым дыханием — это вопрос о том, каким типом дыхания пользуется человек во время речевого высказывания.
Физиологи различают и выделяют три основных типа дыхания:
- грудное,
- брюшное
- смешанное.
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является реберно-диафрагмальное дыхание, при котором легкие вентилируются равномерно во всех частях. В настоящее время большинство исследователей отдают предпочтение этому типу дыхания, так как расценивают его как наиболее выгодный для организма. При таком дыхании во время вдоха плечи не приподнимаются, брюшной пресс несколько выдвигается вперед, ребра раздвигаются, воздух заполняет все лёгкие. Во время выдоха воздух выходит из лёгких, рёбра сближаются, брюшной пресс опадает. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Речевое дыхание дошкольников резко отличается от речевого дыхания взрослых: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Многие дети пользуются верхне- грудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч. Некоторые дети не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, нередко добирают воздух почти перед каждым словом.
Несовершенства речевого дыхания у дошкольников:
- Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых, малоподвижных, стеснительных детей.
- Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «проглатывает» конец слова или фразы.
- Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с куклой пой -(вдох) – дем гулять).
- Торопливое произнесение фраз, без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
- Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо.
- Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:
- Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).
- Формирование длительного фонационного выдоха.
- Формирование речевого выдоха.
Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи- это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.
Все дыхательные упражнения должны проводиться в игровой форме т.к. игра вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.
Стихи, скороговорки и чистоговорки - короткие рифмованные строки (ряды), соотносимые и соизмеримые между собой. Стихи хорошо запоминаются и эмоционально воспринимаются детьми. Пояснения, относительно смысла упражнений, приемов их выполнения или правил игры лучше воспринимаются и запоминаются детьми, если предъявляются в форме стихотворений, коротких рифмовок. В самом стихотворении может содержаться, какой-либо сказочный сюжет, призывающий к игре.
Вспомогательным средством, необходимым для создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы творчества и фантазии является музыка. Помощь в подборе музыкального репертуара для сопровождения дыхательных игр и упражнений может оказать музыкальный руководитель.
Пение - форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания. Наблюдается увеличение жизненной емкости легких, резервных объемов вдоха и выдоха, одновременное уменьшение частоты и минутного объема дыхания, а также снижение дыхательных энергозатрат.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
- Перед проведением дыхательной гимнастики необходима влажная уборка помещения, его проветривание.
- Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного приема пищи. Необходим хотя бы часовой интервал, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
- Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, не стесняющей движений.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений мышцы рук, шеи, груди были расслаблены. Сухое объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения перед зеркалом утомительны и малодоходчивы не только для детей, но и для взрослых, поэтому применяются разнообразные игровые приемы.
Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя. В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами. В практике коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста широкое применение имеют дыхательные игры и упражнения, направленные на формирование правильного физиологического и речевого дыхания. Специальные игры и упражнения описаны в пособиях: Г.А.Волковой, В.И.Селиверстова, Е.Н.Краузе, И.А.Поваровой, Р.И.Лалаевой, С.Е.Большаковой, Н.Г.Комратовой и др. Регулярные упражнения по развитию речевого дыхания, проводимые учителем-логопедом на занятиях и воспитателями в группе, обеспечат нормальное звукопроизношение, создадут условия для поддержания громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Кроме того, они укрепят здоровье ребёнка, повысят его умственные способности, и правильно сформировать дыхание ребенка.
В исправлении дефектов речи у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-логопеда и воспитателя группы. Очень важна и значима совместная работа с ними музыкального руководителя.
В нашем детском саду в старшей группе комбинированной направленности спланирована совместная работа педагогов по каждой лексической теме.
Музыкальный руководитель занимается разучиванием песен, музыкальных распевок, дыхательных упражнений по общей лексической теме, в задачи которой входит не только развитие ритма, темпа, слухового внимания, дикции, но и развитие, обогащение словаря. Воспитатели включают в свои занятия игры и упражнения по развитию дыхания. Кроме того по каждой теме даются рекомендации родителям, позволяющие закрепить полученные навыки в детском саду.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- укрепление мышечного аппарата речевых с помощью артикуляционных упражнений;
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- развитие психологической базы речи;
Музыкальный руководитель:
- развитие и формирование:
- слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико-пространственных представлений;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Воспитание:
- темпа и ритма дыхания и речи;
- орального праксиса;
- просодики;
- фонематического слуха.
Воспитатель:
- Обеспечение гибкого оздоровительного режима.
-Наблюдение за динамикой развития детей.
- Использование оздоровительных технологий.
- Работа с родителями и воспитателями.
Взаимодействие с семьёй
Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в результате обследования в начале учебного года.
Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с речевой патологией; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам). Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы и включает в себя:
- анкетирования, опросы,
- родительские собрания,
- индивидуальные и групповые встречи, консультации,
- просмотры занятий,
- семинары-практикумы,
- домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями,
- родительский клуб «Умелые родители»,
- тематические выставки.
Предложенная система позволяет решить следующие задачи:
- улучшить координацию движений пальцев рук;
- выработать правильное речевое дыхание;
- развить интонационную выразительность голоса;
- научить выражать свои чувства и эмоции;
- совершенствовать пластику движений.
Реализация подхода взаимодействия и преемственности способствует более высоким темпам речевого развития. Результатом такой совместной работы являются чистая, правильная речь детей, хорошая подготовка их к школе, успешное обучение в дальнейшем.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида
городского округа Стрежевой»
Перспективный тематический план взаимодействия музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей, на развитие дыхания у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Ломанова И.Н.
Учитель-логопед I кв.категория
МДОУ «ДС №7 «Рябинушка»
Месяц, неделя | Тема | Учитель-логопед | Музыкальный руководитель | Воспитатели | Рекомендации родителям |
Обследование | |||||
Обследование | |||||
3 неделя Сентября | Знакомство с органами артикуляции | «Послушаем своё дыхание» Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину. И. п. : стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют: куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит; какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно); какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое; какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное. | Беседа «Зачем нужны рот и нос?». | Беседа в форме вопросов и ответов «Значение воздуха и дыхания для жизни и здоровья человека».
| Консультация для родителей «Дыхание, голосообразование и артикуляция- единые взаимообусловленные процессы» |
4 неделя Сентября | Знакомство с органами артикуляции | -Разучивание комплексов артикуляционной и дыхательной гимнастики под руководством логопеда. (Картотека) | Упр.на развитие дыхания «Султанчик». | Беседы с детьми: «Свойства воздуха». «Какой воздух полезен, а какой вреден для здоровья?» Дышим тихо, спокойно и плавно» Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. И. п. : стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-7раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании. | Совместно с ребенком нарисовать рисунок «Как я дышу». |
1 неделя Октября | Осень | Развитие длительногоплавного выдоха «Осенние листочки» Сдуть листочки с ладони Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.12 | «Идём по лужам» Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Хлюп – хлюп – хлюп!» Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Шлёп – шлёп – шлёп!» Повторить 3 – 4 раза | Тренировка плавного выдоха «Осенние листочки» Сдуть листочки с ладони Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.12 | Консультация для родителей: «Особенности носового дыхания». |
2 неделя Октября | Огород. Овощи | Воспитание длительного плавного выдоха «Чей листик дальше улетел?» Сдуть листочки с ладони | «Режем овощи» Стоя, ноги слегка расставлены. Правой рукой имитировать работу с ножом – вдох; на выдохе произносить «Чак – чак – чак!» Повторить 3 – 4 раза. | Воспитание длительного плавного выдоха «Чей листик дальше улетел Сдуть листочки с ладони Разучивание комплексов артикуляционной и дыхательной гимнастики под руководством логопеда. | Изготовление дыхательных тренажёров, пособий. |
3 неделя Октября | Фрукты. Сад. | Развитие направленной воздушной струи «Сильный ветер» Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.67 | «Сбор урожая» Ребёнок стоит прямо, поднимает руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки – вдох. Пауза в 3 секунды (ведь яблоки надо достать и сорвать). Опустить руки, наклониться вперёд и вниз – выдох (яблоки надо положить в корзину). | -Разучивание комплексов артикуляционной и дыхательной гимнастики под руководством логопеда. -Развитие направленной воздушной струи «Сильный ветер». Н.В.Нищева «Конспекты логопед. занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.67 | Привлечение родителей к составлению картотеки игр на развитие дыхания у детей, с использованием интернет- ресурсов. |
4 неделя Октября | Лес. Грибы. Ягоды. | «Прогулка в лесу» Ведущий окликает детей. Каждый ребёнок, услышав своё имя, делает вдох, складывает руки рупором и произносит: «Ау!». Педагог следит за длительностью выдоха, звучностью голоса («Откликнись тише, громче»), точностью артикуляции. | «Прогулка в лесу» Ведущий окликает детей. Каждый ребёнок, услышав своё имя, делает вдох, складывает руки рупором и произносит: «Ау!». Педагог следит за длительностью выдоха, звучностью голоса («Откликнись тише, громче»), точностью артикуляции. | «Прогулка в лесу» Ведущий окликает детей. Каждый ребёнок, услышав своё имя, делает вдох, складывает руки рупором и произносит: «Ау!». Педагог следит за длительностью выдоха, звучностью голоса («Откликнись тише, громче»), точностью артикуляции. | -Консультация: «Правильное и неправильное дыхание» -Выучить скороговорку: Топали до тополя. |
1 неделя Ноября | Одежда | Воспитание направленной воздушной струи. «Летний ветер» Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.96 | «Забыли рукавицы» Дети вдыхают, делают паузу, затем при выдохе «греют пальцы», дуют на них, длительно произнося [ф], [х]. | «Бабушка» Бабка охает и стонет:
Ой! Попала я в беду! Ой! Спасите! Пропаду! | Выучить скороговорку: Иголка-иголка, |
2 неделя Ноября | Обувь | Развитие речевого дыхания «Ботинки» Вот ботинки для Маринки, Не ботинки, а картинки, Чтобы в них гулять ходить, Бегать, прыгать и шалить. Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.112 | «Песенки гласных звуков» - Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. - Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!" | Развитие речевого дыхания «Ботинки» Вот ботинки для Маринки, Не ботинки, а картинки, Чтобы в них гулять ходить, Бегать, прыгать и шалить. Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.112 | Выучить скороговорку: Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на проталинке. |
3 неделя Ноября | Игрушки | Формирование направленной воздушной струи «Салют» Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.140 | «Надуй шарик» Ноги вместе, руки перед грудью, как бы держать шарик. Сделать плавный вдох через нос, на выдохе под счёт до 4 произносить [С]. Повторить 3 –4 раза | «Надуй шарик» Ноги вместе, руки перед грудью, как бы держать шарик. Сделать плавный вдох через нос, на выдохе под счёт до 4 произносить [С]. Повторить 3 –4 раза | Выучить скороговорку: Саночки – самокаточки, садись, да катись! |
4 неделя Ноября | Посуда | Воспитание направленной воздушной струи, развитие силы выдоха «Суп кипит»
Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.151 | «Каша кипит» Поглаживать себя правой рукой по животу (вдох); на выдохе произносить [п – п - п] | Воспитание направленной воздушной струи, развитие силы выдоха «Суп кипит» Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.151 | Выучить скороговорку: Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска. |
1 неделя Декабря | Зима. Зимующие птицы. | Формирование направленной воздушной струи «Вьюга» Дети стоят и дуют через соломинку в бутылочку с пенопластом: Кто в трубе печной завыл? Кто ворота отворил? Кто там воет, завывает, Все дорожки заметает? Кто бросает снег в лицо, Наметает на крыльцо? Н.В.Нищева Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.169 | «Кукушка» Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «ку-ку!». В игре можно изменять силу голоса, произносить тише – громче. | Формирование направленной воздушной струи «Вьюга» Дети стоят и дуют через соломинку в бутылочку с пенопластом: Кто в трубе печной завыл? Кто ворота отворил? Кто там воет, завывает, Все дорожки заметает? Кто бросает снег в лицо, Наметает на крыльцо? Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.169 | Выучить скороговорку (по выбору): - Заморозила зима и заборы и дома. - Сидел воробей на сосне. Заснул – и свалился во сне. Если б он не свалился во сне До сих пор бы сидел на сосне. |
2 неделя Декабря | Домашние животные зимой. | Пение песенки «Конь» Звонко цокают копытца, Конь идет к реке напиться. Хвост пушистый у коня, Как косичка у меня. Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.203 | Пение песенки «Конь» Звонко цокают копытца, Конь идет к реке напиться. Хвост пушистый у коня, Как косичка у меня. Н.В.Нищева | Пение песенки «Конь» Звонко цокают копытца, Конь идет к реке напиться. Хвост пушистый у коня, Как косичка у меня. Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.203 | Выучить скороговорку: Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска. |
3 неделя Декабря | Дикие животные зимой. | Учить проговаривать предложение на одном вдохе: Мчался зайка со всех ног, Зацепился за пенёк. Покатился с горки- бух! Как захватывает дух! Кочки все пересчитал. От обиды плакать стал.
| «Любопытный ёжик». Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [пф]. | Учить проговаривать предложение на одном вдохе: Мчался зайка со всех ног, Зацепился за пенёк. Покатился с горки- бух! Как захватывает дух! Кочки все пересчитал. От обиды плакать стал.
| Выучить скороговорку: Зря ласка лаской названа: |
4 неделя Декабря | Новый год. | Развитие речевого дыхания «Запах Нового года» Дети нюхают очищенный мандарин на тарелке и произносят: Ах, как вкусно пахнет! «Новогодний салют» Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.230, 244 | «Новогодняя забава» Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать на ёлочную мишуру, ёлочный дождик. Щёки не надувать. | Развитие речевого дыхания «Запах Нового года» Дети нюхают очищенный мандарин на тарелке и произносят: Ах, как вкусно пахнет! «Новогодний салют» Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.230, 244 | Выучить скороговорку: «Жалко Ёлку: - думал Ёжик, Не побегать ей без ножек». Удивлялась ёлка: «Ёж, без корней ты как живешь?» |
2 неделя Января | Мебель. | Совершенствовать умение четко произносить предложения на одном вдохе. Пение песенки «Стул» Это стул. Сиденье, спинка, А на спинке две картинки. А ещё четыре ножки, Чтоб сидеть под стулом кошке. Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.250 | «Сдуваем пылинки» Поворачивать голову прямо – вдох, вправо - выдох, произнося [пф]; прямо – вдох, влево – выдох, произносим [пф]. Повторить 3 раза. | Совершенствовать умение четко произносить предложения на одном вдохе. Пение песенки «Стул» Это стул. Сиденье, спинка, А на спинке две картинки. А ещё четыре ножки, Чтоб сидеть под стулом кошке. Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.250 | Выучить скороговорку: Сидит Ваня на диване. |
3 неделя Января | Транспорт. | Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи «Самолёты» Положить самолётики на ладонь. Через нос сделать глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуть на самолётик, вытянув губы трубочкой, не надувая щёк. Упр. Повторить 4-5 раз. Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.273 | «Поезд» Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Медленно выдыхать со звуком [у] «поезд далеко – звук тише, поезд подъехал близко – гудит громче». Снова сделать вдох, на выдохе произносить [ш] («поезд выпускает пар»). | Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи «Самолёты» Положить самолётики на ладонь. Через нос сделать глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуть на самолётик, вытянув губы трубочкой, не надувая щёк. Упр. Повторить 4-5 раз. Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.273 | Выучить скороговорку: Шла Саша по шоссе, |
4 неделя Января | Профессии на транспорте. |
Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи «Самолёты» Положить самолётики на ладонь. Через нос сделать глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуть на самолётик, вытянув губы трубочкой, не надувая щёк. Упр. Повторить 4-5 раз. Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.290 | «Пилот» Поиграем в самолёт? – Да. -Вы все - крылья -я пилот. Получили инструктаж-Начинаем пилотаж. В снег летим и в пургу. У-у-у-у! Видим чьи-то берега. А-а-а-а! Ры-ры-ры - рычит мотор. Мы летаем выше гор! Вот снижаемся мы все. К нашей взлетной полосе. Что ж, закончен наш полет. До свиданья, самолёт. Е.Алябьева | Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи «Самолёты» Положить самолётики на ладонь. Через нос сделать глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуть на самолётик, вытянув губы трубочкой, не надувая щёк. Упр. Повторить 4-5 раз. Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.290
| Выучить скороговорку: Зил зеленый папу злил, |
1 неделя Февраля | Детский сад. Профессии. | «Гладим бельё» Скользить правой ладонью по левой ладони – вдох; на выдохе произносить «Пш – ш – ш – ш!» Повторить 3 – 4 раза Картотека | «Сдуваем пылинки» Поворачивать голову прямо – вдох, вправо - выдох, произнося [пф]; прямо – вдох, влево – выдох, произносим [пф]. Повторить 3 раза. | «Гладим бельё» Скользить правой ладонью по левой ладони – вдох; на выдохе произносить «Пш – ш – ш – ш!» Повторить 3 – 4 раза Картотека | Выучить скороговорку: Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, Вместо каши на обед приготовила омлет. |
2 неделя Февраля | Ателье. Закройщица. | Совершенствовать умение четко произносить предложения на одном вдохе. Пение песенки «Штанишки» Для маленького мишки Наташа шьёт штанишки. В штанишках два кармашка, А на кармашках – мышки. Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.324 | «Укололи пальчик иголкой» Указательные пальцы соединить перед грудью, резко раздвинуть пальцы – вдох; на выдохе произносить «Ой – ой – ой!»; вдох; на выдохе подуть на «больное место». Повторить 3 – 4 раза | Совершенствовать умение четко произносить предложения на одном вдохе. Пение песенки «Штанишки» Для маленького мишки Наташа шьёт штанишки. В штанишках два кармашка, А на кармашках – мышки. Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.324 | Выучить скороговорку: Ткет ткач ткани на платки Тане. |
3 неделя Февраля | Профессии на стройке. | Совершенствовать умение четко произносить предложение на одном вдохе. «Грузовик» Грузовик песок везёт, Удивляется народ: «Вот так чудо-чудеса – В нём песок под небеса!» Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.340 | «Подъёмный кран» Вдох носом, наклонить туловище вперёд, правой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении на медленном выдохе произносить фа – фо – фу. Выпрямиться, вдохнуть, наклонить туловище, пытаясь левой рукой дотянуться до пальцев правой ноги. На выдохе произносить ма – мо – му. | Совершенствовать умение четко произносить предложение на одном выдохе. «Грузовик» Грузовик песок везёт, Удивляется народ: «Вот так чудо-чудеса – В нём песок под небеса!» Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.340 | Выучить скороговорку: Дом в деревне делал Даня |
4неделя Февраля | Наша армия. | Воспитание длительного плавного выдоха «Перекати-поле» Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.353 | «Ружьё стреляет» И.п.:о.с.1 имитировать стрельбу из ружья (вдох); 2 на выдохе произносить: «Пиф-паф!», «Пиф-паф!. Повторить 3-4 раза. | Воспитание длительного плавного выдоха «Перекати-поле» Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.353 | Выучить скороговорку: Аты-баты шли солдаты, |
1 неделя Марта | Весна. | «Идём по лужам» Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Хлюп – хлюп – хлюп!» Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Шлёп – шлёп – шлёп!» Повторить 3 – 4 раза Картотека | «Наслаждаемся запахами духов» Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот. | «Идём по лужам» Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Хлюп – хлюп – хлюп!» Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Шлёп – шлёп – шлёп!» Повторить 3 – 4 раза Картотека | Выучить скороговорку: Мама, нас ты не ищи, |
2 неделя Марта | Комнатные растения. |
Упражнение на развитие речевого дыхания. Логопед предлагает детям понюхать цветы – медленно втянуть воздух через нос. Потом задержать дыхание и на выдохе сказать: «Как вкусно пахнут цветы!» Сначала логопед показывает упражнение сам, а потом под контролем дети выполняют упражнение самостоятельно. | «Цветы распускаются» Дети стоят, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Затем разгибают пальцы по очереди, при этом выполняют вдох через нос. После пальцы сжимаются в кулачок в обратном порядке, выполняется выдох («цветок закрылся»). Повторить 4 – 6 раз. |
Упражнение на развитие речевого дыхания. Воспитатель предлагает детям понюхать цветы – медленно втянуть воздух через нос. Потом задержать дыхание и на выдохе сказать: «Как вкусно пахнут цветы!» Сначала воспитатель показывает упражнение сам, а потом под контролем дети выполняют упражнение самостоятельно. | Выучить скороговорку: Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию. |
3 неделя Марта | Аквариумные и пресноводные рыбы. | Воспитание направленной воздушной струи. «Весёлые рыбки» Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.415 | «Сом» Сом на дне ночует в яме, Шевелит во сне усами, А река бежит с высот, В яму соне корм несет. (Сделать вдох, каждое предложение произносить на выдохе). | Воспитание направленной воздушной струи. «Весёлые рыбки» Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.415 | Выучить скороговорку: Караси в речке, овечки у печки. |
4 неделя Марта | Наш город. | «Говорим скороговорки» Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном вдохе. Например: На пригорке возле горки Картотека | «Говорим скороговорки» Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном вдохе. Например: На пригорке возле горки Картотека | «Говорим скороговорки» Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном вдохе. Например: На пригорке возле горки Картотека | Выучить скороговорку: Испугался грома Рома, Заревел он громче грома. От такого рёва гром Притаился за бугром. |
1 неделя Апреля | Весенние сельскохозяйственные работы. | Учить четко произносить поговорку, на одном вдохе. Весна красна цветами, а осень снопами. Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.448
| «Подыши свежим воздухом» - у весны особый запах, она пахнет первыми листочками, теплым весенним ветерком, солнечными деньками. Сделать глубокий вдох носом, а затем выдох ртом, одновременно на выдохе произнести фразу: «Хороший весенний денек!» | Учить четко произносить поговорку, на одном вдохе. Весна красна цветами, а осень снопами. Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.448 | Закрепить умение, четко произносить поговорку, на одном вдохе. Весна красна цветами, а осень снопами. |
2 неделя Апреля | Космос. | Развитие дыхания. «ПОЛЁТ НА ЛУНУ» Сесть по-турецки, расслабиться, приготовиться к полету, «заправиться горючим», то есть сделать глубокий вдох. «Полет на Луну». На выдохе тянуть звук «а-а-а», медленно поднимая вверх руку, «долететь» до Луны.
Картотека | Развитие дыхания. «ПОЛЁТ НА СОЛНЦЕ» Сесть по-турецки, расслабиться, приготовиться к полету, «заправиться горючим», то есть сделать глубокий вдох. После «заправки горючим» на выдохе тянуть звук «а-а-а» громче и длиннее, чем прежде, поднимая правую руку вверх. Достигнув солнца, возвратиться обратно. Картотека | Развитие дыхания. «ПОЛЕТ В КОСМОС» Сесть по-турецки, расслабиться, приготовиться к полету, «заправиться горючим», то есть сделать глубокий вдох. «Полет в космос». На выдохе громкий звук «а-а-а», словно всплеск, достигает предела мощности (2-3 раза) до появления ощущения радости и легкости. Кстати, длительная задержка дыхания во время выдоха укрепляет еще и голосовые связки. Картотека | Выучить скороговорку: Космонавтом стать хочу, С мамой в космос полечу! |
3 неделя апреля | Откуда хлеб пришел? | Развитие речевого дыхания. Упражнение «Колоски». Дети стоят, руки опущены, ноги на ширине плеч. Руки через стороны поднять вверх - вдох. Руки вверху, кисти рук качаются (ветер качает колосок) на выдохе поют: «У-у-у» (тихо), длительно. Теперь ветер сильнее подул, громко поет ветер: «У-У-У». Картотека | Учить спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Вдыхаем аромат пшеничного хлеба, затем ржаного. (Вдох носом, пауза, под счёт «раз», «два», «три» выдох ртом.) Картотека | Развитие речевого дыхания. Упражнение «Колоски». Дети стоят, руки опущены, ноги на ширине плеч. Руки через стороны поднять вверх - вдох. Руки вверху, кисти рук качаются (ветер качает колосок) на выдохе поют: «У-у-у» (тихо), длительно. Теперь ветер сильнее подул, громко поет ветер: «У-У-У». Картотека | Выучить скороговорку: Хлеб ржаной, батоны, булки |
4 неделя Апреля | Почта. | Развитие правильного речевого дыхания «Весёлая песенка» Логопед предлагает детям вместе с ней спеть весёлую песенку. - Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя, она получила письмо. И теперь кукла танцует и поёт песенку, потому-что у нее хорошее настроение: «ля-ля-ля-ля-ля». Давайте споём вместе с Катей. Картотека | Развитие правильного речевого дыхания «Весёлая песенка» Педагог предлагает детям вместе с ней спеть весёлую песенку. - Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя, она получила письмо. И теперь кукла танцует и поёт песенку, потому-что у нее хорошее настроение: «ля-ля-ля-ля-ля». Давайте споём вместе с Катей. Картотека | Развитие правильного речевого дыхания «Весёлая песенка» Воспитатель предлагает детям вместе с ней спеть весёлую песенку. - Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя, она получила письмо. И теперь кукла танцует и поёт песенку, потому-что у нее хорошее настроение: «ля-ля-ля-ля-ля». Давайте споём вместе с Катей. Картотека | Четко проговаривать чистоговорки: «ПОЧТА» МО – МО – МО – написали мы письмо, ОЧТУ – ОЧТУ – ОЧТУ – мы пойдем на почту, ОН – ОН – ОН – наша мама почтальон, МО – МО – МО – долгожданное письмо, АТЬ – АТЬ – АТЬ – вот почтовая печать. |
1неделя Мая | Правила дорожного движения. | «Регулировщик» Цель: формирование дыхательного аппарата. Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз. Картотека | 1.Повтори чистоговорки: - ор – ор- ор – стоит светофор. - ят – ют – ет - самый строгий – красный свет - зя – зя – ся – желтый приготовиться - ти – ди – ди – зеленый свет – иди 2. Вдохнуть и продолжить фразу: «Желтый свет – вниманье, жди, На зеленый свет – иди!» | 1.Повтори чистоговорки: - ор – ор- ор – стоит светофор. - ят – ют – ет - самый строгий – красный свет - зя – зя – ся – желтый приготовиться - ти – ди – ди – зеленый свет – иди 2. Вдохнуть и продолжить фразу: «Желтый свет – вниманье, жди, На зеленый свет – иди!» | Выучить пословицу: Ехал прямо, да попал в яму. |
2 неделя Мая | Насекомые. | Четко проговаривать на одном вдохе чистоговорки: ЗА – ЗА – ЗА - прилетела стрекоза ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – длиннокрылые стрекозы ЖУ-ЖУ-ЖУ – прилетел к нам майский жук КИ – КИ – КИ - рогатые жуки КИ – КИ – КИ - ползают жуки ВЯК – ВЯК – ВЯК - вот ползет червяк ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела СА – СА – СА - полосатая оса СУ – СУ – СУ - не боимся мы осу ВЕЙ – ВЕЙ – ВЕЙ - рыжий муравей ОЛ – ОЛ – ОЛ – зеленый богомол | «Проснулся жук» Дети сидят, руки опущены вдоль туловища. Нужно поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук [ж], одновременно опуская руки вниз. Картотека | Четко проговаривать на одном вдохе чистоговорки: ЗА – ЗА – ЗА - прилетела стрекоза ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – длиннокрылые стрекозы ЖУ-ЖУ-ЖУ – прилетел к нам майский жук КИ – КИ – КИ - рогатые жуки КИ – КИ – КИ - ползают жуки ВЯК – ВЯК – ВЯК - вот ползет червяк ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела СА – СА – СА - полосатая оса СУ – СУ – СУ - не боимся мы осу ВЕЙ – ВЕЙ – ВЕЙ - рыжий муравей ОЛ – ОЛ – ОЛ – зеленый богомол | Выучить скороговорку: У осы не усы, не усищи, а усики; |
3 неделя Мая | Времена года. Лето. | Четко проговаривать на одном вдохе чистоговорки: АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом буду я гулять АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем загорать ДЫ – ДЫ – ДЫ - хочется воды КЕ – КЕ – КЕ - загораем на песке ОК – ОК – ОК - мы польем песок ТА – ТА – ТА - летом красота ТЫ – ТЫ – ТЫ - распускаются цветы АВЫ – АВЫ – АВЫ - летние забавы АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом будем отдыхать АЧУ – АЧУ – АЧУ - едем мы на дачу ДИ – ДИ – ДИ - летние дожди ОК – ОК – ОК - в песочнице песок АЮ – АЮ – АЮ – в песочнице играю АТЕ – АТЕ – АТЕ – еду на самокате | Четко проговаривать на одном вдохе чистоговорки: АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом буду я гулять АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем загорать ДЫ – ДЫ – ДЫ - хочется воды КЕ – КЕ – КЕ - загораем на песке ОК – ОК – ОК - мы польем песок ТА – ТА – ТА - летом красота ТЫ – ТЫ – ТЫ - распускаются цветы АВЫ – АВЫ – АВЫ - летние забавы АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом будем отдыхать АЧУ – АЧУ – АЧУ - едем мы на дачу ДИ – ДИ – ДИ - летние дожди ОК – ОК – ОК - в песочнице песок АЮ – АЮ – АЮ – в песочнице играю АТЕ – АТЕ – АТЕ – еду на самокате | Четко проговаривать на одном вдохе чистоговорки: АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом буду я гулять АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем загорать ДЫ – ДЫ – ДЫ - хочется воды КЕ – КЕ – КЕ - загораем на песке ОК – ОК – ОК - мы польем песок ТА – ТА – ТА - летом красота ТЫ – ТЫ – ТЫ - распускаются цветы АВЫ – АВЫ – АВЫ - летние забавы АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом будем отдыхать АЧУ – АЧУ – АЧУ - едем мы на дачу ДИ – ДИ – ДИ - летние дожди ОК – ОК – ОК - в песочнице песок АЮ – АЮ – АЮ – в песочнице играю АТЕ – АТЕ – АТЕ – еду на самокате | Четко произносить чистоговорки: АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом буду я гулять АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем загорать ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло. |
4 неделя Мая | Полевые цветы | Развитие речевого дыхания. Четко проговаривать на одном вдохе чистоговорки: Ла-ла-ла – на цветке пчела. Лу-лу-лу – видели пчелу. Лы-лы-лы – больше нет пчелы. Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.542
| Развитие речевого дыхания. Четко проговаривать на одном вдохе чистоговорки: Ла-ла-ла – на цветке пчела. Лу-лу-лу – видели пчелу. Лы-лы-лы – больше нет пчелы.
| Развитие речевого дыхания. Четко проговаривать на одном вдохе чистоговорки: Ла-ла-ла – на цветке пчела. Лу-лу-лу – видели пчелу. Лы-лы-лы – больше нет пчелы. Н.В.Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Стр.542
| Четко произносить чистоговорки: АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом буду я гулять АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем загорать ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло Ы – ДЫ – ДЫ - хочется воды КЕ – КЕ – КЕ - загораем на песке КИ – КИ – КИ – загораем у реки ТА – ТА – ТА - летом красота ТЫ – ТЫ – ТЫ - распускаются цветы |
Литература:
- Т.Ю.Аксанова «Дыхательные упражнения в системе работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи». Учебно-методическое пособие. – СПб. :Детство ПРЕСС, 2009.
- Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2017.
- Нищева Н.В. «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда». –СПб.: .: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2016.
- Лебедева Н.В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи./Н.В.Лебедева.-М.: АЙРИС ПРЕСС. 2000.
- Леонова М.А., Крапивина Л.М. Послушный ветерок./М.А.Леонова, Л.М. Крапивина.- М.: Владос, 1999.(Дидактический материал по логопедии).
- Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: Гном и Д, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по развитию звукопроизношения у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (заиканием) на тему: «Жужжалочка и Шипелочка».
Данное подгрупповое занятие способствует совершенствованию навыков правильного произношения и дифференциации звуков Ш и Ж. Закреплению навыков плавной, синхронизированной речи с движениями...
Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя в сопровождении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Консультация "Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя в сопровождении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"...
«Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
В статье освещаются основные методы формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Основным методом является дыхательная гимнастика....
Образовательная деятельность по взаимодействию музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя "Прогулка в зимний лес".
Непрерывная образовательная деятельность по взаимодействию музыкального руководителя, учителя - логопеда и воспитателя: "Прогулка в зимний лес"....
Календарный план работы по теме самообразования «Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»
В календарном плане представлено содержание работы, проведение мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности, педагогами, родителями, а также изготовление пос...
Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физкультуре по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр.
Данная статья показывает важность создания организованной предметно- пространственной среды в ДОО для развития физических способностей дошкольников. Музыкальному руководителю крайне важно взаимодейств...
Практика "Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в процессе создания мультипликационного фильма".
Практика показывает, что у большинства дошкольников с ТНР существуют не только речевые нарушения, но и наблюдается недоразвитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, м...