Проект "Маленькие туристы"
проект (старшая, подготовительная группа)

Антонова Татьяна Сергеевна

Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_turizm.docx256 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»

        

смешные-туристы-26330845.jpg

     

Разработчик:

инструктор по физической культуре

Антонова Т.С.

Реализатор:

воспитатель Нурудинова М.А.

инструктор по физической культуре

Антонова Т.С.

2016 год

День, проведенный «ребенком без прогулки,

потерян для его здоровья».

 

Обоснование

Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

МАДОУ детский сад «Золушка» уже ни первый год работает над проблемой внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ  и находится в постоянном поиске инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Острота проблемы состоит в том, что:

  • анализ заболеваемости детей в нашем ДОУ за последние 3 года выявил острую необходимость пересмотреть организацию оздоровительной работы в детском саду, а так же найти оптимальные варианты  решения данной проблемы;
  • показатели здоровья детей требуют принятия более эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья наших дошкольников;
  • многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и психологических проблем развития детей.

 Изучение специальной литературы, практического опыта наших коллег из других регионов, анализ существующих форм,  методов и условий реализации оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении помог найти новые решения и новые возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма.загруженное.jpg

Актуальность проекта


        В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки. 

         Ещё одной из причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка. Изучение социального статуса семей наших воспитанников показало рост неполных семей и семей с низким прожиточным уровнем, то есть стали ярче проявляться негативные воздействия микросоциальной среды на здоровье ребенка. 
Исследование физического здоровья детей нашего учреждения показывает, что на протяжении 3 последних лет единицы детей имеют 1 группу здоровья, стала «прогрессировать» 3 группа здоровья. 

        Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на свежем воздухе не менее 3 часов в день.

       Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний. 


загруженное.jpg

Цели и задачи проекта


Цель проекта – развивать потребность воспитанников ДОУ и их родителей в здоровом образе жизни посредством туристской деятельности.

Задачи: 
1. Создать психолого-педагогические условия для развития туризма в ДОУ. 
2. Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, вырабатывая индивидуальный способ валеологически обоснованного поведения посредством туризма.

3. Мотивировать родителей на взаимодействие с ДОУ в укреплении здоровья своего ребенка. 

Подходы к реализации проекта:

– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;

– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.

Принципы:

– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде;

– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план   с родителями).

3. Составление плана – схемы проекта.

4. Сбор, накопление материала.

5. Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности.

6. Разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения.

7. Разработка этапа общественной презентации проекта.


 Перспективный план работы

Форма организации детей

Название

Задачи

 Работа с родителями

Сроки проведения

Просмотр презентации на видео.

«Что такое туризм?»

Познакомить детей с значением слов туризм, туристы.

Выявить знания детей о туризме.

Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы.

«Детский

туризм - дело серьёзное». Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, к

водоёму, знакомить детей с родным краем, оздаравливать детский организм,

учить детей правилам безопасного поведения в природе.

1 неделя  июня

ООД

«На туристической  прогулке»

Поднять эмоциональный настрой и настроение детей.

Продолжать укреплять здоровье детей,

развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллективизма,

взаимопонимания.

Способствовать

освоению, простейших

туристических

умений и навыков.

Провести анкетирование родителей с целью выяснения их отношения к туризму, к организации отдыха на свежем воздухе.

2 неделя июня

Литературная гостиная на свежем воздухе.

«Наша Планета»

Я. Аким

«Хитрые ласки»

Г. Шалаева

Сформировать представление о том, что красота

природы бесценна и её

надо беречь и

охранять.

Привлечь родителей к организации литературной гостиной

3 неделя июня

Дидактическая игра.

Практическое занятие «Как поступить в опасной ситуации»

 «Угадай и расскажи». 

Закрепление знаний о разновидности туризма.

4 неделя июня

Организация похода по территории детского сада

ООД

«На туристической  прогулке. Знакомство с палаткой.

Продолжать укреплять здоровье детей,

развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллективизма,

взаимопонимания.

Способствовать

освоению, простейших

туристических

умений и навыков.

1 неделя июля

Литературная гостиная на свежем воздухе

Загадки о ягодах и грибах

Сказка «На лесной тропинке»

Т. Шорыгина,

«Не ешь незнакомые ягоды в лесу»

Г. Шалаева

«Советы лесной мышки»

Т. Шорыгина

Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами.

Консультация «Безопасное лето»

2 неделя июля

 ООД

«О глобусе и земле»

Углубить представление о том, что планета

Земля - это огромный шар, большая часть которого покрыта водой, о том, что на нём имеются материки. Познакомить с глобусом, подвести к пониманию

уникальности нашей планеты.

Воспитывать стремление беречь нашу землю.

3 неделя июля

Игра - исследование.

«Что такое компас? Знакомство с географическими направлениями»

Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с

прибором.

4 неделя июля

Организация похода за территорию детского сада

Дидактическая игра

«Найди по заданному

направлению»

Совершенствовать умение детей определять местонахождение предмета, с

помощью компаса.

Литературная гостиная

«Наказание за незнание»

М. Фисенко

«Ландыш»

Е. Серова

Познакомить детей с ядовитыми растениями.

Творческая мастерская.

Изготовление макета.

«На

туристической прогулке»

Познакомить детей с материалом из которого будем лепить макет.      

Закрепить умение детей выполнять работу сообща, дружно, развивать творческие способности, умение  придумывать и лепить всё то, что встречается туристу на пути.

1 неделя августа

Игра - исследование.

«Наш Детский сад»

Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.

Помочь детям научиться ориентироваться на макете детского сада.

Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.

Помочь детям научиться ориентироваться на макете детского сада.

2 неделя августа

Игра - исследование

«Ориентировка на

местности»

Выявить умение

детей применять полученные знания при

ориентировке

на макете детского сада.

Закрепить умение находить

север, юг, запад,

восток с помощью компаса.

3 неделя августа

Выставка рисунков.

«Если с другом вышел в путь»

Увидеть в рисунках детей

то, как они понимают, что такое туризм, чем занимаются туристы.

 

Разучивание туристских речёвок, песен.

Речёвка  «Мы туристы»

Песни «Когда мои друзья со мной»,  «Вместе весело шагать»

Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их,

объяснить детям что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа.

«Как научить

детей любить и беречь природу» Рекомендовать родителям с малых лет давать детям экологическое воспитание.

Учить познавать природу, любить, оберегать, разумно пользоваться.

Организация похода за территорию детского сада.

Оформление итогов работы по проекту в фотогазету.

Требования к минимально необходимому уровню туристической подготовленности дошкольника

Знать:

- характерные признаки различных видов туризма

- свой организм – как он устроен

- о гигиене туриста

- правила питания

- особенности физической подготовки юного туриста

- ядовитые и несъедобные растения и грибы

- лекарственные и плодово-ягодные съедобные растения

     - что такое поход, малый и большой привал

     - что взять с собой в поход

     - что такое “нормы и правила поведения в природе”

     - дела, в которых участвуют юные туристы по охране растений и животных

     - правила поведения при передвижении в городе, в лесу, у реки                                  

     - характерные признаки плана (комнаты, двора д/сада, города)                                                                                         - характерные признаки топографической карты и туристической карты                                                                                                        - устройство компаса                                                                                                          

     - стороны горизонта                                                                                                                        

     - около 10 условных топографических знаков                                                                        

     - кто такой исследователь природы

Понимать:

- какую пользу приносят походы и экскурсии

  - как пешеходный туризм влияет на природу                                                                      

  - роли зелёных растений в укреплении здоровья                                                              

  - необходимости соблюдения личной гигиены в сохранении своего здоровья

     - что неправильно выполненные правила передвижения - это причина разрушения  природы                                                                                                                                             - что правильное выбранное личное снаряжение – залог успешного похода, отдыха и отличного здоровья                                                                                                                   - плоскостное изображение предметов и объектов на листе бумаги: вид сверху                              

      - длительность периода “заживления ран” на земной поверхности.    


Уметь:

- применять свои знания о явлениях природы                                                                          

  - определять по описанию, внешнему виду, иллюстрированному материалу широко распространённые лекарственные растения                                                                          

  - определять по внешнему виду (гербарий, на природе) ядовитые и несъедобные грибы и растения                                                                                                                                     - выполнять комплекс физических упражнений утренней гимнастики                                

 - оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях                              

 - укладывать рюкзак                                                                                                                              

 - завязывать простейшие узлы                                                                                                        

 - выполнять правила поведения при передвижении в природном и социальном окружении                                                                                                                                       - определять свою точку стояния на плане                                                                                  

 - рисовать путь движения в виде сложной ломаной линии с нанесением топографических    

 знаков или своих значков                                                                          

 - определять север, юг с помощью компаса                                                                              

 - изображать основные условные знаки                                                                                        

 - определять место нахождения предметов на плане микрорайона                                        

 - выполнять правила отдыха на природе: обращение с дикими животными, огнем, сбора дикорастущих растений и грибов                                                                                              

- выполнять правила сбора гербарного материала: листьев, плодов и семян                      

 - заготавливать корм для птиц                                                                                                    

 - оформлять результаты наблюдений, впечатлений в виде творческой работы (рисунок, аппликация, лепка и т.д.)                                                                                                             - помогать в природоохранных делах: очистке территории от мусора, “заживлении ран от костров”                                                                                                                                   - выполнять правила поведения отдыхающий, туристов: утилизации бытовых отходов, бесшумного поведения на природе.                  

Организация походов для дошкольников

При разработке маршрута необходимо строго соблюдать нормативы расстояния, времени похода и вес рюкзака.

Весеннее – летний период от 1часа до 3 часов

Расстояние до 5 километров

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туристы

Сценарий интерактивного театрализованного представления экологической направленности...

Туристы

Сценарий интерактивного театрализованного представления на экологическую тему....

Первый турпоход туристят с/к "Мы - Туристы"

17.03.2014 прошёл первый поход за пределы детского сада. Комбинированный турпоход (часть пути на автобусе и вторая часть пеший маршрут). Во время похода соблюдались все правила безопасности для жизни ...

Турист - квест «Школа настоящих туристов»

Сценарий туристического похода для воспитанников старшего дошкольного возраста....

Фестиваль туристов "Привет, туристы!"

Туризм в детском саду тема не новая, но всегда актуальная. Дети с родителями часто путешествуют на автомобилях, пешком, иногда в лес с палатками. Жизнь туристов полна приключений, новыми событиями, эм...