Сообщение на ММО "Организация двигательной активности"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ефремова Руфина

При помощи занятий физической культурой в дошкольном образовательном учреждении происходит приобретение опыта в следующих видах деятельности детей (ДД):

- двигательный, направленный на развитие таких физических качеств как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию мелкой и крупной моторики рук,

- а также с правильным не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в стороны),

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, ознакомление с правилами подвижных игр,

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_dvigatelnoy_aktivnosti.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Гимназия имени Н.В. Пушкова»

108840, г.Москва, г. Троицк, ул. Школьная  д.10,тел./факс (495) 851-03-11,

E-mail: gimnvp@mail.ru, gympushkova@edu.mos.ru

Организация двигательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей развития структур и систем организма на занятиях по физической культуре.

Выполнил:

Инструктор по физическому воспитанию

МАОУ «Гимназия имени Н.В. Пушкова» ДО №2

Ефремова Руфина Ильсуровна

г.Москва, го Троицк, 2018г.


Актуальность темы.

Хорошее здоровье является главной ценностью человека. К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детского и взрослого населения, связанного с возникновением опасных ситуаций социального характера, увеличением антропогенного влияния на окружающую среду, числа промышленных аварий, отсутствием навыков разумного поведения, потребности здорового образа жизни (ЗОЖ). Следовательно, возникает необходимость формирования потребности ЗОЖ, особенно для подрастающего поколения.

Известно, что при неправильном образе жизни, нарушении режимных моментов, малоподвижном образе жизни – нормальное течение физиологических процессов затруднено.

Огромная роль в повышении уровня здоровья отводится физической культуре, которая направлена на сохранение, укрепление и охрану здоровья; повышение умственной и физической работоспособности.

Цель занятия по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении состоит в правильном построении процесса обучения, с учетом особенностей развития и строения организма ребенка, способствующего гармоничному физическому развитию, совершенствованию навыков и умений в основных видах движений, воспитанию выразительности движений, формированию правильной осанки.

При помощи занятий физической культурой в дошкольном образовательном учреждении происходит приобретение опыта в следующих видах деятельности детей (ДД):

- двигательный, направленный на развитие таких физических качеств как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию мелкой и крупной моторики рук,

- а также с правильным не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в стороны),

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, ознакомление с правилами подвижных игр,

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Особенности физического развития детей в дошкольном учреждении.

У детей в дошкольном возрасте происходит активная прибавка роста и веса.

При нормальной двигательной активности рост усиливается, а при гиподинамии может наблюдаться избыточный вес, но недостаточный для своего возраста рост.

Опорно-двигательный аппарат.

Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения».

- Скелет дошкольника отличается гибкостью, т.к. процесс окостенения еще не закончен.

В связи с особенностями развития и строения скелета детям не рекомендуется применять силовые упражнения, необходимо следить за правильностью принимаемых детьми поз.

Игры необходимо подбирать так, чтобы занимаемые позы были удобные и чаще менялись. Продолжительное сохранение статической позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и тем самым повлиять на осанку.

- Группы мышц развиваются неравномерно, масса нижних конечностей развивается быстрее верхних. Организуя ДД детей, необходимо каждому предоставлять возможность активно участвовать в играх любого вида, при этом необходимо дозировать нагрузку, чередовать ее с перерывами на отдых.

Так как развиваются сначала крупные группы мышцы, а потом мелкие, то следует дозировать нагрузку для мелких групп мышц.

По возможности развивать мускулатуру плеч и предплечий: использовать упражнения с мячами, кубиками, флажками, мелкие кубики, кегли.

Дыхательная система.

К 6 годам у детей тип дыхания заменяется с брюшного на грудной, это связано с изменением объема грудной клетки. Увеличивается ЖЕЛ (до 1100-1200 см3). ЧД в среднем – 25 раз/мин. В то же время строение легочной ткани еще не завершено. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки, что затрудняет поступление кислорода в легкие, а также отмечается повышенная возбудимость дыхательного центра.

Следовательно, необходимо подбирать такие физические упражнения, при выполнении которых дети могли бы дышать легко, без задержки дыхания.

Дыхательные упражнения бывают:

•        статическими (которые выполняются в состоянии покоя)

•        динамическими (которые выполняются с использованием элементов движения)

•        специальными (которые показаны при определённых заболеваниях).

  1. Упражнения для органов дыхания помогают насытиться тканям кислородом
  2. Упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой
  3. Правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья
  4. Дыхательная гимнастика – отличная профилактика болезней органов дыхания.

Сердечно-сосудистая система.

На протяжении всего дошкольного периода интенсивно формируется сердечная деятельность. Средняя ЧСС к 6-7 годам составляет 92-95 уд/мин. В этом возрасте ритм сердца еще неустойчивый и при физической нагрузке он не ритмичен и сердечная мышца быстро утомляется.

Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении, одышке, нарушении координации движений.

        Важно не допускать утомления ребят, вовремя снижать нагрузку и менять характер деятельности. Тем самым при переходе на более спокойную деятельность, ритм сердца восстанавливается.

Выбирают такие упражнения, при которых принимают участие все мышечные группы по принципу рассеянной нагрузки (поочередно на разные группы мышц).

Для мелких мышечных групп количество повторений – примерно 12 раз, для крупных  2-5 раз. Из специальных упражнений наиболее эффективны упражнения, активизирующие экстракардиальные факторы кровообращения: дыхательные динамические и статические упражнения из различных исходных положений. Дозированная ходьба (4 мин) используется либо в начале, либо в середине основной части занятия. Проводятся также подвижные игры с незначительной, умеренной и тонизирующей физической нагрузкой. Продолжительность занятий составляет 20-25 мин ежедневно.

Центральная нервная система.

ЦНС является основным регулятором механизмов физиологических и психологических. К концу дошкольного возраста совершенствуются основные процессы: возбуждение и особенно торможение.        

Отмечается недостаточная подвижность нервных процессов, которая проявляется в замедленной перестройке динамического стереотипа. Данные литературы показывают, что при возникновении и закреплении двигательных навыков у ребенка формируется очень сложная и подвижная система прямой и обратной связи управления движениями, которая контролируется центральной нервной системой. В этой связи существует взаимосвязь моторики и психического развития ребенка. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам, при проведении подвижных игр, используются нестандартные ситуации и приемы.

Задания, основанные на торможении, следует дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением ЧСС, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на ЦНС.

Необходимо отметить, что резервные возможности организма детей дошкольного возраста достаточно высоки. Потребность в двигательной деятельности очень высока. Важно соблюдать принцип постепенного увеличения нагрузки. Задача педагога заключается в контроле за двигательной деятельностью детей, с учетом проявленной ими индивидуальности, предупреждении случаев гипердинамии и активизации малоактивных детей.

Список используемой литературы.

1. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 129 с.

2. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 129 с.

3. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А. Андерсон, Л.А. Викс, Л.С. Жбанова и др. - М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педагогическом совете на тему « Различия в двигательной активности детей»

Описание поведения детей, и методики работы с детьми имеющими разную двигательную активность....

Сообщение к педагогическому совету на тему: «Влияние подвижных игр, физических упражнений и развлечений на двигательную активность детей»

Этап - это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, он имеет свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошк...

Сообщение к педсовету "Физическое воспитание посредством влияния мотивации на повышение двигательной активности и укрепление здоровья"

Здоровьесберегающие технологии, их виды и формы, значение в целом для успешного развития дошкольников....

Сообщение на общем родительском собрании «О здоровье всерьез». Тема «Организация двигательной активности детей в ДОУ"

В сообщении раскрывается значение двигательной активности в жизни ребенка и ее влияние на его физическое состояние, а также перечислены формы двигательной активности, используемые в ДОУ, даны их кратк...

Сообщение из опыта работы "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижных игр"

Ребенок — существо растущее и развивающееся. Одним из условий его полноценного роста и развития являются движения    Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего ...

Сообщение по теме " Формы организации двигательной активности дошкольников на воздухе"

     Сообщение по теме " Формы организации двигательной активности  дошкольников на воздухе"                  ...