Методическая разработка "Двигательная деятельность ребенка посредством дворовой игры в городки"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

АЛЕКСЕЕВА ВЕРА ГЕННАДИЕВНА

Содержание статьи отражает влияние игрового процесса на различные аспекты развития ребенка. Как для дошкольного учреждения, так и для совместного времяпрепровождения родителей с детьми, подходит дворовая игра в городки. В данном материале Вы найдете методику проведения игры, общие рекомендации по взаимодействию детей и родителей в совместном занятии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvorovye_igry.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева В.Г., инструктор по физической культуре

ГБДОУ детский сад № 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей Красносельского района Санкт - Петербурга

Двигательная деятельность ребенка посредством дворовой игры в городки

        Активная двигательная деятельность ребенка положительно воздействует на здоровье, физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт, формирует навыки будущего поведения в обществе. В настоящее время наблюдается разрушение игрового пространства детства: исчезли шумные детские компании, забыты не только народные игры, но и скакалки, мячи, городки; современные дети не играют в дворовые игры с таким упоением и задором, как играли раньше их родители, бабушки и дедушки, они предпочитают общение с компьютером, смартфоном и различными гаджетами.

       А ведь игра – это своеобразный результат освоения и присвоения ребенком социокультурного опыта. Игра – деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. В игре очень важны преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Дворовая игра является ценным средством не только активизации двигательной деятельности дошкольника, но и социальной активности детей. Необходимо приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни, гармонизировать детско–родительские отношения, передавать культуру наследия из поколения в поколение. Я представлю вашему вниманию русскую народную игру - ГОРОДКИ.

       Упоминание о городках можно найти в былинах и сказках. В городки играли в деревнях и в городах, на ярмарках и на детских праздниках, в детских лагерях и домах отдыха, в парках и на стадионах. Игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры.

Игры на свежем воздухе полезны для здоровья и необходимы для полноценного развития дошкольников, а игра в городки способствует формированию спортивных навыков, а также обеспечивает дополнение и обогащение традиционных видов двигательной деятельности.  Незаметно для себя ребёнок выполняет целый комплекс спортивных упражнений.

Игра в городки была признана видом спорта в 1923 году. Игра в городки – это прекрасный вид двигательного досуга, который включает в себя изучение элементов спорта, закаливание организма, общение детей друг с другом и со взрослыми. Играя в городки, ребёнок может делать то, что на обычной прогулке, как правило, делать запрещено: играть с палкой, бросать её, бегать, кричать. Всё это является естественной и необходимой для психического здоровья психоэмоциональной разгрузкой. Удовлетворение, возникающее в результате преодоления трудностей, способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного и жизненного опыта.

Игра в городки для дошкольников – это физическое и интеллектуальное развитие. Игра требует не только силы, но и ловкости, меткости, выдержки, хорошей координации движений. Она так же учит внутренней дисциплине, развивает упорство, способность своевременно принимать верные решения. Если мы объясним общие принципы игры в городки детям, то неизбежно получим увлечённых и преданных спорту маленьких людей.

Обучение игре в городки в условиях образовательного учреждения мы проводим по подгруппам и индивидуально, используя специальные детские биты, которые доступны ребенку по весу. Соревнования по городошному спорту проводятся по упрощенным правилам. При этом сохраняются размеры площадки. Состав команды может быть произвольным. Городки и биты могут не соответствовать требованиям Правил. Особое внимание необходимо обращать на обеспечение безопасности участников и зрителей. Играющие выполняют разнообразные движения на свежем воздухе с посильной физической нагрузкой.

Условно, обучение детей основам игре в городки делится на несколько этапов:

  1. Подготовка площадки.   

Площадка для занятий должна быть чистой и безопасной - ударные зоны должны быть надежно огорожены.  Разметку "городов" для игры дошкольников делаем 1х1 м. Готовим биты разного веса, доступные по физическим параметрам для дошкольников.

  1. Организационный момент.

В ходе организационного этапа инструктор по физической культуре детям чётко объясняет: что будем делать, что такое игра в городки, ее цель, как себя вести, какие меры предосторожности соблюдать, что нельзя делать.

  1. Проведение занятий.

 На занятиях инструктор по физической культуре знакомит детей с основными городошными фигурами, с городошными битами, с игровой площадкой и инвентарем для игры, объясняет основы техники броска. Обучение технике проводится с жёстким соблюдением требований мер безопасности и предупреждения травматизма. 

            Важным в реализации проекта мы считаем, не только обучение детей, но и активное взаимодействие с родителями, что делает процесс обучения двусторонним и более качественным. Для родителей проводятся мастер-классы, где они знакомятся с терминологией, оборудованием для игры и техникой выполнения броска. Но данная работа была бы не полной, без активного взаимодействия между инструктором по физической культуре и воспитателями, которые постоянно работают над совершенствованием и закреплением навыков игры в городки у детей во время прогулок.   Совместно с воспитателями мы подобрали подвижные и дидактические игры, которые могут быть использованы в самостоятельной деятельности детьми старшего дошкольного возраста, такие как: «Передай биту», «Чья бита прокатится дальше», «Отгадай фигуру на картинки», «Назови фигуру», «Построй такую же» и т.д.

Таким образом, городки – это комплексная система воспитательной, образовательной, психологической и физически развивающей деятельности, направленная на гармоническое развитие личности. Включение в занятия с детьми дошкольного возраста обучения игре в городки расширяет рамки образовательной программы, обогащает детей новыми спортивными умениями и навыками, углубляет знания о старинных русских традициях и подвижных играх, стимулирует на осознанное занятие спортом и приобщает к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Формирование коммуникативной деятельности детей посредством театрализованной игры»

Методическое обеспечение предназначено для занятий с детьми старшей группы с задержкой психического развития....

Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка

Дайте детству наиграться: Вдоволь, досыта, не вкратце. Дайте дождиком умыться, Дайте, как цветку открыться! Главным занятием детей во все века была и остается игра. Именно она является одной из вечных...

Методические рекомендации по обучению старших дошкольников элементами игры в городки.

Данные рекомендации будут полезны  для обучения детей игре в городки....

Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»

Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...

Консультация для педагогов и родителей «Игра городки, правила игры в городки»

Консультация для педагогов и родителей  «Игра городки, правила игры в городки»...

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра.

Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития:от предметно...