профилактика эмоционального выгорания педагогов
методическая разработка

Зененкова О.Л.

профилактика эмоционального выгорания педагогов

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

для педагогов

Я – это Я.

Современные методы самопрезентации для педагогов

Цель: знакомство с технологиями  развития навыков самопрезентации современного педагога

Задачи:

Обобщить методический и практический материал по проблеме для осуществления развития умений эффективного общения.

Предоставить возможность педагогам провести самооценку коммуникативных способностей.

Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений.

Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений.

Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.

Педагогическая профессия – это публичная профессия и в этом смысле она сродни актерской. Облик педагога, его движения и поведение всегда являются объектом пристального внимания окружающих. Важно помнить, что эффект первого впечатления фиксируется в сознании окружающих и надолго определяет характер отношений. Поэтому педагогу крайне важно умение формировать у других благоприятное впечатление о себе, то есть “подать себя” в выгодном свете.

В разной степени мы постоянно управляем впечатлениями, которые создаем. Мы всегда играем перед аудиторией: если хотим произвести благоприятное впечатление, или запугать собеседника, или показаться беспомощным. В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий. В незнакомых - мы точно осознаем, какое впечатление производим. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ, как для других людей, так и для себя.

Так что же  такое «самопрезентация» и зачем она нужна?

      Самопрезентация есть средство формирования образа Я. Она, как бы, исходит из социальных стандартов, которые формируются в обществе. Это разграничение реального и идеального образа, создание модели поведения, которая на данный момент соответствует исполняемой роли, имиджу, социально приемлемой модели.

    С педагогическим коллективом проводился тест «Умение управлять своим Я-образом», который позволил определить степень устойчивости и управляемости вашего Я-образа. У каждого из вас на опросном листе проставлен результат, ознакомьтесь, пожалуйста, с ключом к тестовому заданию.

     С феноменом самопрезентации мы сталкиваемся каждый день. Зачастую, даже не подозревая, что у нас в подсознании существует проект собственной презентации, мы, общаясь с разными людьми, участвуя в различных отношениях, выбирая себе стиль одежды и поведения, внедряем этот проект в жизнь. Такая стратегия носит название «природная самопрезентация». Существует, как вы уже догадались, и «искусственная презентация».

   Но, прежде чем подразделять понятие «самопрезентации» на виды, необходимо определиться с самим этим понятием. Так вот, самопрезентация» происходит от американского слова «презентация» и русского «сам себя», хотя сам феномен выявили американцы (в США данное понятие звучит так: «own presentation»). А чтобы понять значение «новоиспечённого» понятия, тоже не придётся много думать, так как оно вытекает из самого определения презентации.
«Самопрезентация» – это управление впечатлением, которое оратор производит на аудиторию с целью     влияния на нее;  вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций; самоподача, управление впечатлением. Попросту говоря, это то, как вы выглядите и что представляете собой в глазах всего вашего окружения, будь то профессиональная сфера коммуникаций, или общение с родственниками.

  Виды «самопрезентации».
Как отмечалось выше, существует две основных формы «самопрезентации»: «природная» и «искусственная».

     «Природная самопрезентация» свойственна всем людям без исключения, причём она приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек имеет опредёлённую, так сказать, «окраску» в глазах окружающих: «какой спокойный ребёнок!», «какая темпераментная девочка», «у малыша, видно, семь пядей во лбу». Ещё не подозревая того, человек с ранних лет начинает собирать «головоломку» своего образа. Всё это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований, как говориться, «без масок и увертюр». Я думаю, что здесь не стоит говорить о наследственности и генах, это, скорее, природное распределение, естественный процесс определения человека в структуре общественного сознания.

Главное «анти достоинство» «природной самопрезентации» – это то, что человек не может контролировать и корректировать процесс в рамках именно этой презентации. То есть, индивидуум не выбирает, положительной ли будет его «природная самопрезентация», или же она будет носить негативный окрас. Можно описать этот процесс, как бездумная, неконтролируемая личностью презентация самого себя. И с этим ничего не поделать, правда до тех пор, пока человек не станет способен на реализацию
«искусственной самопрезентации». Для того, чтобы добиться успеха, необходимы навыки наработанной или искусственной презентации. Искусственная презентация – это умение целенаправленно притягивать и удерживать внимание аудитории.

    Главная цель «искусственной самопрезентации» – завоевание лояльности к своей персоне со стороны референтно значимой для «презентуемого» группы людей.  По-другому – для того, чтобы завоевать расположение важных для нас людей, и не имеет значение, важны они в данной конкретной ситуации, или же всегда имеют значимость для нас, мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса, так сказать, «потенциальной аудиторией». (Под «потенциальной аудиторией» в дальнейшем будем понимать тех людей, на которых мы направляем «самопрезентацию»)

Современные методы самопрезентации педагога:

  • защита проекта
  • составление резюме
  • представление портфолио
  • мастер- класс
  • публичная презентация опыта
  • открытый урок
  • аналитический отчёт и т.д.

В умении правильно себя презентовать традиционно выделяют несколько компонентов.

1. Внешность

  • Одежда – своеобразная визитная карточка оратора.
  • Психология одежды рассматривает оформление внешности как многомерную информацию о личности. При формировании первого впечатления об ораторе одежда всегда фиксируется аудиторией как знак привлекательности или непривлекательности. Правильно одеваться с позиции психологии восприятия значит грамотно управлять самопрезентацией.
  • Одежда при общении с людьми выполняет три функции: презентационную, регуляторную, информационную.
  • В одежде наиболее информативно: цена (восприятие цены складывается из трех факторов – качество одежды, дефицитность, модность, силуэт (чем больше силуэт одежды оратора приближен по форме к вытянутому прямоугольнику, тем выше его статус в глазах воспринимающих, таковому силуэту соответствует одежда делового стиля); цвет (в российской традиции ахроматические цвета (черный, белый, серый) поднимают статус. Подходят также «цвета экологии» - цвет земли, песка, глины, воды, неярких цветков и растений).

2. Специфика речи

  • Готовясь к выступлению, продумывайте свою речь, избавьтесь от жаргонизмов, слов-паразитов и сленга, от профессиональных терминов
  • Важен интонационный настрой речи. Он должен быть живым, бодрым, настойчивым.
  • Постарайтесь убрать из своей речи отрицательные слова и высказывания. Ваш образ должен содержать только позитив. Например, рассказ девушки о себе: «Я не очень хорошо знаю английский, его плохо преподавали в школе и в университете, потом я пошла на курсы, но так их и не закончила». Даже горькую правду надо уметь подать. Представьте такой ответ девушки «Я знаю английский язык, могу переводить со словарем, я изучала его в школе и университет, потом год ходила на курсы». Информация не изменилась, зато изменилось наше восприятие, теперь мы оцениваем ее знания значительно выше, хотя она и не погрешила против истины.
  • Но иногда без НЕ все же не обойтись.  Положительный образ создается тогда, когда людям комфортно с вами общаться. Постарайтесь ввести в свою речь «Я высказывания». Вместо «Вы мене неправильно поняли» лучше сказать «Я, наверное, не совсем точно объяснила вам суть дела». Первое высказывание может восприниматься собеседником как выпад в его сторону, в ответ на который вы увидите отрицательную реакцию. В результате можно потерять возможность разъяснить нужный аспект дела, ведь никто не любит признавать свои ошибки. Употребив Я-высказывание, вы получите внимательного и расположенного к вам слушателя.
  • Запишите свой голос на магнитофон. Прослушайте его. Поэкспериментируйте с разными тонами, высотами, ударениями, скоростью, силой и дикцией. Сила звука является особенно важным компонентом, с которым необходимо попрактиковаться; посчитайте от одного до пяти, повышая и снижая громкость до тех пор, пока вы не приобретете способность к вариациям.

    Заботьтесь о своем голосе. Больной или усталый голос нуждается в корректировке — выпейте горячую воду маленькими глоточками или пожуйте изюм.

    Составьте каждый абзац из трех-пяти предложений. Если абзацы будут длиннее, вы можете потерять то место, на котором остановились.

    При написании используйте чаще глаголы в активной форме, чем в пассивной. Активная форма глаголов является более мощной и решительной по сравнению с пассивной.

    При выступлении чаще используйте первое и второе лицо местоимений, а не третье. Большинство ваших заявлений должны начинаться с: "я", "вы", "мы", "нам". "Он", "она", "они" и "их" — безличные местоимения, и они могут придать вашей речи тон лекции.

  1. Невербальная коммуникация
  • Важнейшим аспектом самопрезентации является неречевая коммуникация, то есть то, что мы говорим без слов,  использование мимики, жестов, поз.
  • Самым главным здесь является избегание закрытых поз, то есть скрещенных рук и ног. Сложность состоит в том, что контролировать надо не только себя, но и собеседника, поскольку поза не только говорит о том, как человек воспринимает ваши слова, но и влияет на его восприятие
  • Если вы видите, что ваш собеседник закрылся, к примеру, скрестил руки на груди, необходимо незаметно помочь ему сменить позу: вручить ему что-то, пожать ему руку или применить метод, известный как «ведение» собеседника. Метод ведения заключается в том, что сначала вы «отзеркаливаете» позу оппонента, подстраиваетесь под его дыхание и манеру речи.  Затем медленно меняете позу на открытую, собеседник должен неосознанно повторить ваши действия, если этого не произошло, повторите эти действия еще раз.
  • Избавьтесь от ненужных и раздражающих жестов, которые могут только усилиться при публичном выступлении: не сидите, откинувшись назад и скрестив ноги; не теребите беспрерывно ручку, платок, очки; не постукивайте ритмически ногами, не качайте ногой; не ерзайте на стуле; не чешитесь во время выступления, не теребите волосы, не трите лоб; не зевайте, особенно во весь рот; не щелкайте ногтями и костяшками пальцев, не барабаньте пальцами по столу
  1. деловой этикет
  • деловой этикет – инструмент самопрезентации, построения отношений с аудиторией. Хорошие деловые манеры оратора проявятся в следующем:
  • обращение со временем: начинать и заканчивать выступление необходимо вовремя
  • четкое определение темы, плана и регламента выступления в начале, а также его четкое соблюдение
  • специальное отведенное время для ответов на вопросы
  • умение отвечать на вопросы, реагировать на замечания, несогласия слушателей – показатель мастерства и общей культуры оратора
  • комплименты аудитории – часть этикетной культуры. Например, в начале выступления можно сказать: «Я рада, что мне представилась возможность выступить перед такими специалистами, как вы», или «Выступать перед вами – большая честь для меня»
  • Речь оратора: стилистика речи, подбор выражений, выбор примеров и прочего зависят от особенностей аудитории. Грамотная речь свидетельствует об уровне образованности и общей культуры оратора и буквально выдает происхождение оратора и историю его жизни.

      Одно из основных современных профессиональных требований к педагогу является умение выступать на конференциях, заседаниях, деловых встречах, педагогических советах и т.д., поэтому очень важно уметь правильно себя презентовать

     По статистике для большинства людей страх публичного выступления стоит на 2 месте после страха смерти. Оказывается публика  на 60% воспринимает то, как мы выглядим, на 30% то, как мы говорим, и лишь на 10% то – что мы говорим.

Условия хорошей самопрезентации:

  1. Провал в подготовке – подготовка к провалу. Важно подготовить не только текст выступления, но и уделить особое внимание (не меньше, чем вы уделяете содержанию) форме вашего выступления – деловым манерам, оформлению внешности, личному обаянию.
  2. Ошибок нет – есть практика. Только регулярная практика, радость своим успехам и спокойное отношение к любым результатам своих выступлений помогут вам найти свой, уникальный стиль публичного говорения.

Подготовка к выступлению:

Подготовка к выступлению одна из основных и неотъемлемых частей слагающих успеха при выступлении. Порой именно от подготовки может зависеть все выступление. При подготовке необходимо:

  1. "Пропустить" материал через себя.
  2. Не превращать речь в сухое изложение фактов, приводить конкретные примеры " эффект слоеного пирога ".
  3. Собирать больше информации, чем вы сможете использовать (резервные знания).
  4. Необходимо придумать план речи и основные тезисы особенно выстроить ее начало и конец.
  5. Записать свое выступление и прослушать на пленке
  6. Использовать ассоциации, не читать по бумажке.
  7. Отрепетировать готовую речь.
  8. Употреблять в повседневных разговорах те моменты о которых вы хотите говорить в публичном выступление, т.к. сведения которые вы используете закрепятся в памяти.
  9. Попытаться запомнить вашу речь не в один присест, а в течение нескольких дней.

Во время выступления:

  1. Настройтесь на аудиторию, выясните, отвечает ли содержание вашей речи ее интересам. Если нет, то на ходу приведите ваши интересы и интересы аудитории к общему знаменателю.
  2. Прежде чем начать выступление, возьмите на себя внимание.
  3. Начинайте говорить только тогда, когда установиться тишина.
  4. Кратко и четко обратитесь ко всей аудитории, а потом сделайте паузу.
  5. Наблюдайте за реакцией аудитории и старайтесь добиться ее расположения.
  6. Следите за тем, когда ваши слова найдут у аудитории поддержку и сразу же развивайте тему и старайтесь шире ее раскрыть.
  7. Только когда вы полностью добились расположения слушателей переходите, на главную тему выступления
  8. Не теряйте самообладания от провокационных реплик.
  9. Не вступайте в дискуссию во время выступления, иначе вас " уведут в сторону ", и выступление будет " провалено ". Скажите, что на все вопросы вы ответите после выступления.
  10. Если в выступление есть места неприятные аудитории, обязательно подкрепите их очевидными примерами и фактами, подчеркните, что только необходимость заставляет вас говорить о них. И, обязательно, снизить остроту несколькими комплиментами.
  11. Не делать неоправданных выводов и обобщений.
  12. Не показывать виду, что вы устали или в чем-то сомневаетесь.
  13. Закончив выступление сделать комплимент аудитории и поблагодарить за внимание.

Начало выступления:

Начало выступления наиболее важная часть всего выступления. Цель начала выступления состоит в привлечении внимания и разжигании интереса аудитории. Не стоит начинать выступление с анекдота или извинений.

Лучше всего начинать выступление с:

  1. С истории потрясающего факта.
  2. С вопроса слушателям (Знаете ли вы, что ... ?).
  3. С замечания касающегося непосредственно аудитории.
  4. С цитаты известного человека.
  5. С показа какого-либо предмета. Окончание выступления : Как говорится : " Сначала расскажите то, что собирались рассказать, затем расскажите то, что помните и закончите тем, с чего начали".

Заканчивать выступление следует, придерживаясь следующих правил:

  1. Резюмировать основные положения выступления.
  2. Призвать к действию, если это уместно.
  3. Сделать подходящий комплимент.
  4. Вызвать смех.
  5. Использовать подходящую цитату.
  6. Создать кульминацию.
  7. Постараться закончить выступления, прежде чем этого захочет публика.

НАЧНИТЕ КРАСИВО, ЗАКОНЧИТЕ БЛЕСТЯЩЕ!

Сейчас предлагаю Вам полученные знания опробовать на практике.

Упражнение «Публичное выступление»

Цель – развитие у педагогов навыков самопрезентации; формирование опыта сознательного выбора своих действий в ситуации социального взаимодействия; развитие способности к адекватному выбору эффективного поведения в зависимости от задач коммуникации.

Инструкция – подготовить публичное выступление на любую тему, можно самопрезентацию; временные рамки выступления не более 2-3 минут (время жестко регламентировано).

В выступлении должны быть отражены три содержательные части:

  1. завоевание доверия слушателей (похвала, радость встречи, единство взглядов);
  2. ключевые положения и аргументы в сою пользу (указание на достоинство);
  3. постановка, какой бы то ни было задачи перед аудиторией, побуждение ее к действию…

Каждое выступление поочередно выслушивается. Ведущий – задает вопросы и подводит итог: как группа справилась с заданием – было легко или трудно? Какое было самочувствие при выполнении заданий? Как чувствовали себя Игроки при выступлении?

Закончить свое выступление мне бы хотелось словами – советом Рона Хоффа из книги «Я вижу вас голыми»: «Даже если свет в зале погас, слайд-проектор взорвался, и даже самые смешные ваши истории не вызывают у публики ни малейшей улыбки, - смело пробивайтесь вперед. Не теряйтесь. Не сдавайтесь. Не ослабляйте напора. Тех, кто останется в живых, нередко ждет овация».

Практическая часть

Проверить какой вы оратор и, на какие особенности при выступлении перед публикой следует обратить внимание, можно узнать при помощи небольшого теста.

Отвечать на вопросы нужно «да» или «нет». При положительном ответе засчитайте себе 2 очка.

  1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к выступлению в зависимости от состава аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?


  1. Чувствуете ли вы себя после выступления «выжатым», ощущаете ли резкое падение работоспособности?

3. Всегда ли одинаково начинаете выступление?

4. Волнуетесь ли перед выступлением настолько, что должны преодолевать себя?

5. Приходите ли задолго до начала выступления?

6. Нужны ли вам 3-5 минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас выслушать?

7. Стремитесь ли вы говорить строго по намеченному плану?

8. Любите ли вы во время выступления двигаться?

9. Отвечаете ли на замечания по ходу их поступления, не группируя их?

10. Успеваете ли во время выступления пошутить?

Результаты:

Более 12 баллов  вы умеете подчинить себе аудиторию, привлечь внимание слушателей, не допускаете вольностей в поведении на трибуне и в речи, но излишняя независимость от аудитории может сделать вас нечувствительным к интересам слушателей.

Менее 12 баллов  вы сами подчиняетесь аудитории, ориентируясь на ее реакцию, но стремление во всем следовать за ней может привести к потере авторитета и эффекта от сказанного.


Упражнение «Нарисуй своё имя».

Цель: расширить представление о себе.

Время: 20 мин.

Материалы: бумага, цветные карандаши.

Ход упражнения: Взяв карандаши и бумагу, участники располагаются в любом удобном месте аудитории. На листе бумаги им предстоит нарисовать образ собственного имени в аллегорической форме так, как они себе его представляют. После того, как все закончили рисовать, каждый участник презентует свой рисунок.

Ролевая игра «Повышение и увольнение».

Цель: отработать тактику самопрезентации и убеждения.

Ход упражнения: в игре принимают участие 4 человека. Распределяются роли. Один участник будет играть роль руководителя, трое других – роли его подчиненных.

Игровые условия таковы: руководитель пригласил троих своих подчиненных, чтобы сообщить им о необходимости самому уехать на длительный срок. Вместо себя он должен оставить кого-то из них (т.е. фактически один из подчиненных должен быть повышен). С другой стороны, ситуация на рынке требкет сокращения одной управленческой единицы, поэтому один из троих по итогам разговора будет уволен.

Взаимодействие происходит следующим образом:

- сначала руководитель говорит вступительную речь своим подчиненным (1 минута)

- затем подчиненные по очереди высказывают собственные соображения почему они не должны быть уволены и почему они достойны повышения (по 1-2 минуте на каждого)

- выслушав подчиненных, руководитель принимает решение о судьбе каждого из подчиненных и в течение минуты аргументирует свои решения уволенному и получившему повышение подчиненным.

По итогам игры анализируются удачные ходы аргументации. В ходе анализа участники высказывают свое мнение о том, какие ходы аргументации были выигрышными, а какие работали против самого подчиненного.

Освоение навыков самопрезентации – это путь к саморазвитию. Свой стиль самопрезентации — это тот ключ, который позволит получить человеческое признание. Совершенствуя свой стиль общения, установления контакта, проявляющийся в осанке, мимике и жестах, манере говорить, человек создаст свой уникальный имидж. А он позволит каждому добиваться поставленных целей.


Литература:

Справочник педагога-психолога № 3, 5 2013



Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов МДОУ

Мелодия души

В последнее время особо остро проявилась проблема нервного перенапряжения, усталости, раздражительности и др. различных проявлений стрессов у педагогов. С этой целью было проведено семинарское занятие, развёрнутый конспект которого представлен в данной статье. Он состоит из теоретической и практической частей, которые включают в себя данные научной литературы, тестирование, а также беседу (обсуждение проблемных ситуаций, обмен мнениями, варианты решения данных ситуаций).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА

Что такое стресс, причины его возникновения

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Стресс получил название болезни 20 - 21 века. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания.

Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.

Далее происходит краткое ознакомление педагогов с теорией канадского ученого Г.Селье, в частности, с тремя стадиями общего адаптационного синдрома (ОАС).

Признаки стресса

Они делятся на три категории:

  • физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т.д.);
  • эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т.д.);
  • поведенческие (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.);

Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям.

Научившись воспринимать даже слабые сигналы собственного организма, мы можем помочь себе лучше разобраться в источниках стрессов, не допустить появления серьёзных симптомов и облегчить себе борьбу со стрессовым состоянием.

Люди делятся на несколько типов по отношению к стрессу и умению не допускать, чтобы он ими управлял. Есть опросник, ответив на вопросы которого можно определить к какому типу людей вы относитесь. (Приложение 2).

Последствия стресса

Любая стрессовая ситуация может стать основной причиной психических и эмоциональных расстройств. Однако нарушения психики развиваются под воздействием целого комплекса условий, и будет преувеличением приписывать все проблемы такого рода только стрессу. Но то, что на душевное состояние и его стабильность оказывает сильное влияние наша реакция на стресс, не подлежит сомнению. Последствиями стресса могут быть:

  • чувство опустошенности;
  • депрессия;
  • суицид;
  • шизофрения;
  • сексуальные расстройства;
  • неврозы;
  • физические боли и т.д.

Профессиональные стрессы

Практически любая служебная ситуация может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия.

Помимо самих “стрессоопасных” профессий, подразумевающих стрессы изначально, в любой работе бывают стрессовые ситуации. Вот наиболее распространенные из них:

  • неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких – то дел, спешка;
  • конфликт с начальником или коллегами;
  • недостаточная квалификация;
  • чувство перегруженности работой, переутомляемость;
  • слишком высокая или слишком низкая ответственность;
  • скука и т.д.

Надо помнить, что если мы не в силах максимально приблизить свои ожидания к реально существующему положению вещей, они, как правило, никогда не будут оправдываться. Таким образом, постоянно получая отрицательные эмоции, мы приучаем себя воспринимать всё в негативном свете. Вырабатывается привычка фиксировать негативные чувства. Её последствием является синдром опустошения – состояние, когда человек совершенно теряет интерес к своей работе. В результате данного синдрома человек часто испытывает моральное и физическое изнеможение, полное безразличие к работе и отдаляется от сослуживцев. Опустошение – это не стресс, это скорее результат долговременного воздействия стрессовых условий работы. Опустошению особенно подвержены те, кто ежедневно имеет дело с людьми.

“Группу риска” составляют три профессиональные сферы – это здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

Опустошение педагога особенно опасно, т.к. отражается непосредственно на детях, на их отношении к школе, к процессу обучения.

Узнать, насколько вы близки к состоянию опустошения, также можно с помощью теста. (Приложение 3).

Способы преодоления стресса

  1. Пронаблюдать и установить, что именно вызывает симптомы, о которых говорилось раньше (в какое время, что им предшествует и т.д., можно вести дневник, хотя бы в течение недели).
  2. Сделав правильный вывод – почему вы так часто раздражаетесь, вас преследуют кошмары и т.д. – вы сможете попытать что-то изменить в своей жизни (выяснить отношения, поменять график работы и т.д.).

Кроме названного существуют и другие способы выхода из стрессовых состояний: психологическая саморегуляция, использование для сохранения душевного равновесия ароматерапии, восточных методик, подзарядка положительной энергией от растений и домашних животных.

Как снять профессиональные стрессы

Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т.е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.

Осознав реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся далеко не сразу, вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.

Ослабить преподавательский стресс можно, если:

  • Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
  • Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.
  • Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
  • Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
  • Научиться планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

Правила: 

  1. Побольше общения и с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
  2. Вне работы о работе стараться не говорить.
  3. Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите в своём положении несколько положительных средств (можно использовать ситуацию из своего прошлого – “бывает и хуже”).
  4. Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

А теперь я предлагаю Вам выполнить тест “Шкала профессионального стресса”, чтобы узнать, насколько Вы близки к состоянию профессионального стресса. (Приложение 4).

Способы борьбы со стрессом

  • Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).
  • Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
  • Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).
  • Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).
  • Лекарственные настои. 
  • Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).
  • Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием).
  • Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА

А теперь я предлагаю Вам обсудить некоторые ситуации.

1. “Первая фраза”

Вы идете по школьному коридору. Вам навстречу движется знакомый педагог, коллега по работе. Вы видите, что с ней что-то не так, какова будет ваша реакция на неблагоприятное, на ваш взгляд, состояние коллеги? А точнее, какова будет ваша первая фраза? (происходит обсуждение, педагоги высказывают своё мнение)

Чтобы в ходе разговора не остаться “внутри себя”, переживая только свои собственные состояния и настроения, необходимо, приближаясь к коллеге, внимательно посмотреть на ее лицо, походку, почувствовать ритмику ее движения, надо выйти за границы своего “Я” и приготовиться понять “Я” другого человека. Пусть Ваша первая фраза будет максимально соответствовать душевному состоянию Вашей собеседницы. Например, Вы скажете: “Ты прекрасно выглядишь! Как тебе это удается?” - эта фраза будет уместна в том случае, если Ваша партнерша по общению пребывает в хорошем расположении духа. Вы можете начать беседу и так: “Ты куда-то спешишь? Как у тебя дела?”. Возможно также, Вы увидите расстроенное лицо Вашей собеседницы. Тогда Ваша первая фраза будет следующей: “Что-то случилось? Тебе нужна моя помощь?”.

2. “Мария Ивановна”

Представьте себе ситуацию Вашего неприятного разговора, например, с завучем (методистом), условно названным Марией Ивановной. Последняя позволила себе довольно неучтивый тон в разговоре с Вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой Вы ещё раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает Вас. Это вредно для Вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обидчицу, но Вам это не удается. Ваши предложения.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркивать Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить её. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте её походке, манере себя вести, проиграйте её размышления, её семейную ситуацию, наконец, её отношение к разговору с Вами. Это так называемый, метод интроспекции – человек ставит себя на место другого, а затем в своём воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. Но здесь важна объективность, возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого человека. Через несколько минут такой игры Вы сможете почувствовать облегчение внутреннего напряжения и изменение своего отношения к конфликту, к Марии Ивановне, увидите в ней много позитивного, того, что Вы не замечали раньше. Т.е. Вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете её понять. Последствия такой игры обнаружат себя уже на другой день, когда Вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что Вы не несете в себе внутреннего негативного состояния, Вы доброжелательны и спокойны, и сама, в свою очередь, станет стремиться к улаживанию конфликта.

3. “Нейтрализация”

У Вас должен состояться неприятный разговор с матерью ребенка, постоянно нарушающего дисциплину, нагрубившего Вам и т.д. Начинается беседа, Вы говорите с ней о воспитании сына в семье, о необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, подчеркиваете неправомерность той вседозволенности, которая культивируется, на Ваш взгляд, в семье ребенка. Неожиданно для Вас родительница показывает полное неприятие Ваших педагогических рекомендаций, аргументируя это нехваткой времени, занятостью на работе и тем, что “воспитывать должны в детском саду”. В ответ Вы не можете сдержаться. И Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены. Как вам нужно было поступить, чтобы не допустить всего этого?

Упражнение “Резервуар”. В беседе с родителем трудного ребенка, например, сыграйте роль “пустой формы”, резервуара, в которую Ваш собеседник “вливает”, “закладывает” свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния “резервуара”: “Вы форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки, - Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!”. Потренируйтесь 2 – 3 раза, когда у Вас получится, можно приступать к беседе.

А дальше можно использовать упражнение “Нейтрализация”. Оно направлено на улучшение взаимодействия в ходе беседы с родителями, демонстрирующими наступательную позицию, оно нацелено на то, чтобы педагог не попал под влияние родителя, т.к. при потере самостоятельности и “подыгрывании” родителю, становится невозможным достижение конструктивных результатов в разговоре. Например, если родитель демонстрирует наступательную позицию, то педагог, попавший под его влияние, в одном случае будет вынужден оправдываться, доказывая свою “невиновность” в том, что ребенок плохо занимается и нарушает дисциплину. В другом случае, может начать угрожать родителю применением административных мер к ребенку. Если же родитель реализует позицию беспомощности, то педагог, по-человечески его жалея, стремится его успокоить, обещает что-то сделать для того, чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Но при реализации и той, и другой позиции, не происходит реального, содержательного взаимодействия и педагог остается один на один со своей проблемой. Основная цель общения педагога с родителем – объединение усилий педагогов и родителей в деле исправления трудного ребенка.

На первой фразе общения с родителем Вы реализуете действие “сопротивление” его эмоциональному воздействию. Для этого следует обрести нейтральное состояние “резервуара”. Не включайтесь эмоционально в ситуацию Вашего разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Вам необходимо “продержаться” примерно 10 – 15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии к детскому саду и лично к Вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. В первом случае постарайтесь молча выслушивать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором – спокойно кивайте Вашему собеседнику головой, вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие, например, как “Успокойтесь”, “Я вас слушаю”, “Я Вас понимаю”. Почувствовав Вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт “остывать”, его эмоции станут иссякать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с Вами.

4. Но, если всё-таки у Вас не получилось это всё сделать, и остался неприятный осадок после такого разговора, что делать?

Упражнение “Настроение”. Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслаблено, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как Вам больше хочется, в полном соответствии с Вашим настроением. Попробуйте представить, что Вы переносите Ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих Ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с Вашей стороны. После этого ещё раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая своё состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте его в урну. Вы заметили? Всего 5 минут, а Ваше эмоционально – неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в Ваш рисунок и было уничтожено Вами.

Следующее упражнение, которое направлено на автокоррекцию собственных психологических состояний, сложных и конфликтных ситуаций, также поможет Вам в общении. Упражнение “Пресс”. Оно способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Его рекомендуется практиковать перед работой в “трудной” группе, классе, разговором с “трудным” ребенком или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. К выполнению упражнения необходимо прибегать в начале возникновения эмоционального состояния, мешающего успешной работе, т.к. психотерапевтический результат достигается только в том случае, если педагог умеет вовремя заметить в самом себе нарастание психической напряженности. Если же по тем или иным причинам данный момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная “стихия” сметет всё на своем пути и не даст возможности для выстраивания эффективного самоконтроля. Как следствие того, что педагог попал под зависимость от своих собственных эмоциональных состояний, он может прибегнуть к нежелательным, но широко распространенным в практике межличностных взаимодействий и педагогической деятельности способам “сбрасывания” отрицательно загруженной энергии на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто “заземление” отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье педагога, где он ослабляет внутренний самоконтроль после работы (проявление раздражения, высказывание упреков, недовольства и прочее).

Суть упражнения: педагог представляет внутри себя на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет. Заканчивается упражнение расслаблением.

И в продолжение темы, относительно выхода отрицательной энергии, хотелось бы сказать, что энергетический потенциал педагога истощается и как следствие этого, он прибегает к формальным средствам воздействия, не требующим большой личностной и эмоциональной самоотдачи. Поэтому для того, чтобы уменьшить опасность применения средств педагогического манипулирования, педагогу необходимо своевременно “сбрасывать” психическую усталость и поднимать свое настроение. Чтобы знать, что для этого нужно делать, необходимо изучить самого себя.

Возьмите лист бумаги и разделите его пополам вертикальной чертой. Слева напишите те занятия, которые помогают Вам хорошо отдохнуть, справа – те, которые способствуют улучшению Вашего настроения. А теперь подумайте, как бы Вы могли перестроить свой распорядок дня или недели, чтобы в свободное время можно было успеть заняться приятным для Вас делом. Это будет Вашим домашним заданием.

Система индивидуального сопровождения педагога

Стаж работы

Характеристика профессиональной деятельности педагога

Психологическое сопровождение

1-5 лет

Адаптация выпускника среднего или высшего учебного заведения к условиям работы в ОУ.

  • Знает достаточно много, но мало умеет.
  • Сосредоточен на себе, на своих возможностях.
  • Ориентация на такие ценности, как «семья», «близкие люди», «друзья».
  • Используют дисциплинарные методы воздействия.
  • В общении с детьми преобладают приказы, негативно окрашенные обращения к детям.

Основные задачи:

  • Предупредить в процессе адаптации разочарования и конфликты;
  • Поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя

Наиболее эффективные методы:

  • Баллинтовые группы (обслуживание затруднений, встречающихся в профессиональной деятельность в условиях группы);
  • Видеотренинги профессионально-педагогического общения.
  • Посещение уроков психологом с последующим их обсуждением с педагогом.

6-10 лет

Стабилизация профессиональной деятельности педагога, формирование профессиональной позиции.

  • Совершенствуют арсенал методов и приемов обучения, воспитания и коррекции.
  • Уменьшается количество конфликтов, связанных с потребностью самоутвердиться в глазах колле и учащихся.
  • Повышается значимость профессиональной деятельности в жизни.

Основные задачи:

  • Помочь педагогу в осмыслении своих ресурсов (позитивных возможностей) и ограничений;
  • Наметить методы совершенствования профессионального мастерства.

Наиболее эффективные методы:

  • Тренинг личностного роста;
  • Индивидуально-консультативная помощь

11-15 лет

«Педагогический кризис», связанный с осознанием противоречия между желанием что-то изменить (методы работы, стиль общения с людьми и др.) и возможностями.

  • Проявляет больший интерес к ученикам.
  • Умеет наладить конструктивные отношения с учениками.
  • Меньше использует требования, угрозы и наказания.

Стереотинизация профессиональной деятельности.

Основные задачи:

  • Предотвратить стереотинизацию профессиональной деятельности.
  • Формировать способности к восприятию нового.
  • Развивать творческий потенциал педагога.

Наиболее эффективные методы:

  • Рефлексивные тренинги.
  • Организация педагогических мастерских работа в творческих проектных группах.

16-20 лет

Кризис «середины жизни» (предварительных итогов жизни).

  • Возникает несоответствие между «Я-реальным» и «каким бы я хотел быть»
  • Возможно некоторое снижение профессионализма или расцвет профессионализма увлеченность своим делом

Основная задача:

  • Смягчить кризис «середины жизни».

Наиболее эффективные методы:

  • Коммуникативные тренинги.
  • Групповые формы организации досуга по интересам

21-25 лет

«Пик» профессиональной деятельности педагог-мастер.

  • Высокий уровень профессионально значимых качеств.
  • Возможность посвятить себя профессии.
  • Стабильность в социально-экономическом плане.
  • Неготовность к контакту с психологом.

Основная задача:

  • Завоевать доверие педагога в совместной работе.
  • Наиболее эффективные методы:
  • Индивидуальное консультирование у педагога-мастера по вопросам проблем ребенка.
  • Организация мастер-классов

Свыше 25 лет

«Синдром сгорания»: биологическое и профессиональное старение (невосприимчивость к новому, нарушение отношений партнерства с детьми), психоэмоциональное перенапряжение.

Основные задачи:

  • Смягчить «синдром сгорания».
  • Подготовка к переходу на «заслуженный отдых»

Наиболее эффективные методы:

  • Поддерживание статуса «ветерана»
  • «Озвучание» уникальных моментов педагогической биографии мастера на общих собраниях коллектива

Способы диагностики синдрома профессионального «выгорания»

В отечественной литературе известна пока только одна методика на диагностику выгорания – это методика эмоционального выгорания В.В. Бойко.

Кроме того, для диагностика может быть использован проективный рисунок, опыт успешного применения которого (имеющий корреляцию с результатами опросника В.В.Бойко на значимом уровне) был получен в исследовании С.В.Филиной и Е.В.Кудрявцевой. Тематика – условия проведения и критерии интерпретации проективного рисунка даны ниже.

Профилактика и преодоление синдрома профессионального выгорания

Уровень проявления СПВ (факторы стресса):

  1. Физическое взаимодействие
  2. Психическое взаимодействие
  3. Энергетическое взаимодействие

Физическое взаимодействие:

- рабочая поза, ограниченность движения, пространства;

- нагрузка на органы восприятия;

- нагрузка на голосовой аппарат и системы внутренней самозащиты (специалисту нужно быть готовым к любой ситуации)

- фиксированность рабочего дня, его организация третьим лицом без учета своего настроения и физиологии;

- нет возможности выбора «клиента», работаем с тем, кто есть, испытывая давление, пресс.

Психическое взаимодействие:

- неизвестна реакция другого человека на наши действия;

- мало интереса к работе и учебе (с обеих сторон процесса: и учителя, и учителя, и ученика) – отрицательные эмоции, человека «загоняет» сам себя.

Энергетическое взаимодействие

Биоэнергоинформатика (сенсология) – зарегистрированная официально наука о тонкочувственном восприятии и воздействии на человека на этом уровне.

Франц Меер в XYIII веке открыл «флюид универсальной», по законам которого люди взаимодействуют, но не получил поддержки, экспериментального подтверждения. Хотя впоследствии его ученики окрыли гипноз, который уже был официально принят в научных кругах.

Этим может заниматься лишь человек с сильной энергетикой, а гипноз поддается алгоритму.

Любой объект (в т.ч. и неживой) имеет свое поле – электромагнитное излучение. Человеческое поле (величина, интенсивность) зависит от физического и психического состояния и может изменяться, с ним связаны ощущения и работоспособность человека.

Ученый – физик Кирман создал «фотоаппарат» который может зафиксировать поле (ауру) человека до лечебного воздействия; в поле могут быть провалы, пустоты, которые после лечения исчезают.

После здорового человека похоже на светящееся золото – розовое яйцо, что подтверждается медицинской диагностикой.

В норме для поддержания энергетического поля нужно владеть способами его пополнения:

- еда;

- сон;

- взаимодействие с другими объектами и субъектами (энергетическими эмоциями, информацией); при открытости человека это происходит легко и безболезненно;

- человек может усваивать энергию из среды, пространства, но этим владеют лишь новорожденные, а в результате неразвития эти способности утрачиваются. Изначально все дети ясновидящие.

Если условия общения неблагоприятны, то человек вбирает негатив, заражаясь отрицательными эмоции и проблемами (это характерно и для позитива, но не столь пагубно).

Алгоритмы, схемы деятельности человека, стереотипы его деятельности, их механизм и машинальность приводят к тому, что человек безрассудно закрывается для обмена энергией, в его поле появляются зоны кристаллизации (признак и предпосылки болезни). Это ведет к восприимчивости негатива и «синдрому выгорания». (Для математиков и физиков это характернее, чем для историков и литераторов). В школе «выгорания» быть не должно, т.к. энергетический обмен присущ человеческой природе, особенно обмен с детьми (они очень энергичны и делятся своей энергией со взрослыми).

Пример. Эксперименты с комнатой по основам детского восприятия (большая мебель, которая имитирует для человека ощущения малыша во взрослом мире) и повторению хотя бы 10-минутной деятельности ребенка, хотя ребенок способен заниматься активно не час и не два.

Взрослый утрачивает способность к энергообмену, это усугубляется алгоритмами и схемами его работы. У педагогов «выгорания» быть не должно (см. старых творческих учителей), если они любят свою работу. А для специалистов служб занятости, врачей, милиционеров это характерно.

Но при условии нормального энергообмена есть опасность «влезания» в поле другого человека (это характерно для педагогов), где крушим все и получаем в ответ агрессию. Уходя, мы уносим на себе куски «чужого» поля, затем в нашем поле появляются инородные куски, а у другого человека – «дырки» (на месте его собственных зажимов и комплексов), и приходится освобождаться от чужих проблем, чего не все умеют делать и поэтому приобретают зоны кристаллизации.

ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ СПВ:

  1. живое общение и энергообмен, открытость;
  2. приемы и способы саморегуляции для восстания физического, психологического и энергетического состояния;
  3. использование энергии из среды и пространства;
  4. творческий подход к работе, минимум алгоритмов.
  • Психолог-педагог не обязан решать проблемы другого!!! Это провокация заражения негативом, интенсивное развитие СВ. Многие психологи-педагоги не отслеживают свое состояние, не анализируют своих чувств, а потом уходят их профессии, при этом не всегда буквально. Организм сам выход, если человеку плохо в каком-то месте (чтобы уйти, не обязательно увольняться, можно заболеть: чем серьезнее, тем на более длительное время будет возможность уйти) – это психосоматика, время проявления которой от 2 недель до 3 месяцев.
  • Человечество является генератором энергии для других цивилизаций: им не выгодно, чтобы мы овладевали энергетическим здоровьем. Лучше, если саморегуляцией заниматься в группе, а не в одиночку. Одним из примеров технократических цивилизаций является компьютер (он является входом в нее, неизвестно, что находится на другом конце).
  • Еще один пример – влияние на людей их умерших родственников (когда перенимаются привычки и пр.), раньше от этого избавлялись с помощью религиозных обрядов и ритуалов.
  • Если ты должен отдать энергию, то лучше это сделать добровольно, так будет легче и безболезненнее, иначе энергия все равно уйдет, но уже с отрицательным зарядом как для вас, так и для других.
  • Мотивация – это та жеэнергия (если человек чего-то (неважно, хорошего или плохого), то он это получит, его желание как костер (SOS), каждый виден из Вселенной. К нему с этого момента стекаются нужные люди, информация и пр. Но желание должно быть энергетически наполнено, что зависит от состояния человека.
  • Энергетически здоровая жизнь позволит меньше есть (причем, только максимально натуральную пищу), спать, быстрее восстанавливаться.
  • Человек должен пробудиться сам, прожить свою судьбу, и не влезать в жизни другого.
  • Суть мужского и женского общения так же лежит в обмене энергией. Иногда они полностью поглощают друг друга, отрешаются от окружающего. Это опасно, если у них все общее и нет собственного пространства для энергии и подпитки.

КАК ПРОВОДИТЬ ДИАГНОСТИКУ СПВ

  1. Рисунок «Я и СПВ»:
  • Обсуждение присутствующими
  • Анализ автора

Признаки СВ:

Показатель наличия СПВ

Наличие человека

-

Один человек

+

Стереотипные детали

+

Неполные элементы (сломаны ветви, пенек)

+

Персонажи без органов восприятия, чтобы не общаться

+

Из основ сенсорики: голова нужна человеку не для того, чтобы думать, а для того, чтобы быть открытым, для обмена информации, а все остальное придет само.

II. Тест Бойко (см. ранее)

Использование проективного рисунка «Я и профессиональное выгорание» для диагностики синдрома «профессионального выгорания»

Данный способ диагностики хорошо тем, что не требует специального инструментария (только лист бумаги и карандаш), занимает немного времени, но требует определенного опыта в интерпретации проективных рисунков от специалиста. Полученные результаты интерпретируются по тем же правилам, как и данные других проективных методов.

Выполнению рисунка предшествует беседа о синдроме эмоционального выгорания, его феноменологии, стадиях. После этого дается инструкция «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок на тему: «Я и профессиональное выгорание». Диагностика проводится в индивидуальном режиме.

В качестве критериев анализа рисунка выделены следующие:

1. Уровень энергетики рисунка: жидкость линий, степень заполнения листа.

2. Эмоциональный фон рисунка.

3. Наличие людей, других персонажей.

4. Наличие изображений. Связанных с утратой, потерей (отсутствием) важных частей объектов, предметов.

5. Наличие органов восприятия, коммуникации у людей, других персонажей.

6. Наличие повторяющихся стереотипных изображений.

У лиц с синдромом профессионального выгорания, чаще всего, в рисунках имеются следующие элементы (по отдельности или в различных сочетаниях):

По критерию 1: слабая прорисовка линий, неполное заполнение листа.

По критерию 2: безрадостный эмоциональный фон, отсутствие позитивного отклика, теплоты у смотрящего рисунок.

По критерию 3: отсутствие людей, либо из изображение очень схематично. Из других персонажей часто могут присутствовать птицы, животные, растения.

По критерию 4: имеются изображения, связанные с утратой, потерей (отсутствием) важных частей объектов, предметов (пень, дерево без верхушки, без листьев весной или летом, или с опадающими листьями, дом без двери, со «слепыми окнами» и пр.)

По критерию 6: наличие повторяющихся, стереотипных изображений. Общее настроение рисунка – экономия эмоций и сил рисующего, ощущение тупика, загнанности, желания, уединения, покоя.

Профессиональные стрессы

Практически любая служебная ситуация может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряженной она будет и повлечет ли за собой серьезные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия.

Помимо самих «стрессоопасных» профессий, подразумевающих стрессы изначально, в любой работе бывают стрессовые ситуации. Вот наиболее распространенные из них:

  • неорганизованность  и  как следствие  неправильное
    распределение времени, нехватка его для выполнения
    каких-то дел, спешка;
  • конфликте начальником или коллегами;
  • недостаточная квалификация;
  • чувство перегруженности работой, пере утомляемость;
  • слишком высокая или слишком низкая ответственность — несоответствие темпераменту, самоощущению, способностям и честолюбию;
  • хроническая неспособность адаптироваться к изменениям порядка в работе;
  • неумение применять свои навыки;
  • скука;

•        отсутствие поддержки со стороны руководства.

Часто возникает стрессовая ситуация, когда человек вынужден менять работу — даже если он по своей воле перешел на другое место, получил повышение и так далее.

Как только выявляются реалии новой работы и связанные с ними трудности, энтузиазм и желание выкладываться разом пропадают. И если ожидания, которые, как выяснилось, во многом превосходили реальность, с течением времени не приходят в соответствие с действительностью, люди начинают испытывать стресс «завышенных ожиданий».

В основном разочаровываться начинают в трех аспектах:

Ожидалось:

  1. Работа будет интересной и приносящей моральное
    удовлетворение,
  2. В ней потребуются все полученные мною за годы учебы знания и умения, я смогу показать, чего я стою как профессионал.
  3. Для принятия решений и внедрения новых идей я должен буду проявить свой интеллект и способности, смогу воплотить свои творческие замыслы.

В реальности:

\. Работа по большей части скучна и рутинна.

2. Многие знания, полученные в процессе учебы, на этой работе не нужны. В основном приходится делать так, как заведено на данной фирме и как считает нужным вышестоящее руководство.

3. Принятие решений и внедрение новых идей — прерогатива высшего руководства, рядовому сотруднику остается только выслушивать команды и выполнять распоряжения.

Это лишь некоторые примеры несовпадения ожидаемого и действительного рабочего процесса.

Надо помнить, что если мы не в силах максимально приблизить свои ожидания к реально существующему положению вещей, они, как правило, никогда не будут оправдываться. Таким образом, постоянно получая отрицательные эмоции, мы приучаем себя все воспринимать в негативном свете. Вырабатывается привычка фиксировать негативные чувства.

Ее последствием является синдром опустошения — состояние, когда человек совершенно теряет интерес к своей работе. В результате данного синдрома человек часто испытывает моральное и физическое изнеможение, полное безразличие к работе и отдаляется от сослуживцев.

Опустошение — это не стресс, это скорее результат долговременного воздействия стрессовых условий работы.

Опустошению особенно подвержены те, кто ежедневно имеет дело с людьми.

«Группу риска» составляют три профессиональные сферы — это здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

У врачей важнейшим источником эмоционального срыва являются ошибки в лечении, трудности диагностики, смерть пациентов, особенно молодых, и негативное отношение к их работе в семье.

Нередко врачи испытывают самый настоящий стресс из-за того, что в семье не хотят считаться с особенностями их профессии — большой занятостью, невозможностью предугадать заранее, будет ли он свободен в выходные дни. Последнее преимущественно относится к хирургам и врачам, работающим на «скорой помощи».

Не только врачи могут испытывать стресс. Подвержены ему и медсестры. Им приходится ухаживать за больными, подчас находящимися в очень тяжелом состоянии, общаться с их родственниками, иногда неблагодарными и не всегда тактичными, а также с врачами, которые сами находятся под воздействием стресса.

Из-за такой нагрузки медсестры часто могут чувствовать себя недооцененными и перегруженными.

Порой причиной стрессовой ситуации у медсестер может стать неадекватное отношение к ним некоторых врачей, предъявляющих завышенные требования к среднему персоналу. Излишние придирки, нежелание что-то объяснить, разрыв ожидаемого с реальным и порождают опустошение.

Представители правоохранительных органов тоже часто испытывают состояние опустошения — когда слишком долго работают и начинают считать, что мир в большинстве своем состоит из правонарушителей и в нем уже не осталось честных, порядочных людей.

Другая группа — новички, недавно работающие в этой системе. Они также могут испытывать разочарование от того, что их представления о службе в органах сильно отличаются от конкретной тяжелой, рутинной работы, которая не всегда приносит видимые положительные результаты. А это, в свою очередь, вызывает у людей апатию, вялость, нежелание работать, раз все равно нет перемен к лучшему.

Чтобы справиться со своими проблемами, к которым зачастую присоединяются трудности в семье, сходные с ситуацией у врачей — постоянное отсутствие дома, редкое участие в семейных делах, — люди нередко ищут выход в потреблении спиртного. Алкоголь на время притупляет состояние неудовлетворенности, но позже ситуация еще более усугубляется из-за привычки к алкоголю.

Расстройства, связанные со стрессами, могут вызвать у людей данной профессии различные физиологические нарушения, эмоциональные проблемы и как следствие полную потерю интереса к собственной работе, что ведет к недобросовестному ее исполнению и к частым конфликтам с руководством.

Физиологические нарушения варьируются от болей в спине, мышечных судорог и головных болей до астмы, повышенного давления, изжоги и язвы желудка. Исследователи отмечают высокий уровень заболеваемости сотрудников правоохранительных органов ишемической болезнью сердца и расстройствами органов пищеварения.

Очень часто опустошение испытывают преподаватели, школьные учителя, в целом люди, связанные с воспитанием и обучением детей и подростков.

Опустошение педагога особенно опасно, так как отражается непосредственно на детях, на их отношении к школе, к процессу обучения.

Для молодых преподавателей характерно испытывать стресс, видя, как их стремление научить детей, дать им важные знания наталкивается на непонимание родителями необходимости тесного сотрудничества и постоянного контакта с педагогом, и как следствие невозможность повлиять на негативное отношение детей к занятиям. Помимо этого, сама система воспитания подчас разрушает все благие намерения педагога.

Постепенно учителя утрачивают свой энтузиазм и, не получая удовлетворения от работы, испытывают разочарование. Часто учителя считают, что начинают деградировать, не имея времени на собственные интересы и хобби, — ощущают недостаток новых знаний, оторванность от окружающего мира, Отсутствие досуга приводит к чувству вины за невнимание к своей семье, дорогим людям — такова специфика профессии учителя.

Не надо думать, что только работники указанных профессиональных сфер имеют склонность к опустошению из-за частых стрессовых ситуаций. Быть внимательными к себе, прислушиваться и вовремя замечать признаки опустошения, если они появились, следует тем, чья работа связана с повторяющимися шш монотонными действиями, кто испытывает слишком большую ответственность и не в силах выносить этот груз шш не получает обратной положительной связи.

Надо учесть, что опустошению наиболее подвержены трудоголики, педанты, идеалисты.

Опустошение не дает нам воспринимать действительность такой, какая она есть на самом деле, — все окрашивается в мрачные, темные тона. Апатия, неприязнь способны за довольно короткое время сделать невыносимым наше собственное существование, не говоря уже о том, как это подействует на окружающих. Надо стараться сдерживать собственные эмоции и не позволять им управлять собой.

Опустошенность может возникнуть в результате любого стресса на работе. Если вы чувствуете себя обманутым или внезапно решили, что не способны урегулировать возникающую проблему или конфликт, осознание собственной беспомощности вызовет чувство беспокойства, отчаяния и ощущение бессилия, Эти эмоции могут захлестнуть вас с головой и не позволить взглянуть на ситуацию иными глазами, если не принять мер и не пресечь вовремя все усиливающееся желание пожалеть себя.

Проверьте по данному ниже перечню, нет ли у вас признаков и симптомов опустошенности из тех, что возникают как следствие стресса и приобретают затяжной характер:

  • алкоголизм;
  • апатия;
  • безнадежность;
  • безнравственность;
  • беспокойство;
  • бесчувственность;
  • враждебность;
  • депрессия;
  • изоляция от окружающих людей и проблем;
  • истощение;
  • конфликты;
  • лекарственная зависимость;
  • мысли о самоубийстве;
  • неудовлетворенность работой;
  • оборонительная позиция;
  • отчаяние;
  • пессимизм;
  • поиски виноватых;
  • повышенная обидчивость;
  • постоянное недомогание, слабость;
  • постоянное плохое настроение;
  • равнодушие ко всему;
  • разочарование;
  • сексуальные проблемы;
  • семейные проблемы;
  • скука;
  • слабость, вялость;
  • снижение трудоспособности;
  • супружеские проблемы;
  • усталость;
  • цинизм.

Признаки: очень низкая самооценка, хронический абсентеизм, устойчивое негативное отношение к работе, законченный цинизм, неспособность к общению, полное эмоциональное истощение, ярко выраженные признаки физического и морального стресса.

На начальных стадиях опустошения процесс можно повернуть вспять — путем изменения целей в работе, взглядов и поведения.

использование для сохранения душевного равновесия аро-матерапии, восточных методик, подзарядка положительной энергией от растений и домашних животных. Эти пути будут подробно описаны далее. Сейчас мы заметим лишь, что наилучших результатов можно добиться комплексным воздействием методов. Занимаясь только медитированием или арома- и цветотерапией, можно избавиться от какого-либо одного основного тревожащего симптома. Последствия же могут остаться и мешать вашей спокойной и счастливой жизни.



Предварительный просмотр:

Консультативный пункт психолого-педагогической службы МДОУ д/с № 8

Реакции организма на стресс

Существует два вида реакции организма на стресс.

Первый вид. Пытаясь овладеть ситуацией при стрессовом воздействии, ваш организм подготавливается либо к сопротивлению, либо к пассивной сдаче. Это время опасности. Ваше сердце гонит кровь быстрее и с большей силой, кровяное давление резко возрастает, легкие потребляют больше кислорода. В это время ваш мозг требует больше адреналиноподобных веществ – катехоламинов. Вы либо решаетесь противостоять опасности, либо нет. «Сюжет» ситуации абсолютно  неважен – поиск ли пищи в пустыне, попытка ли предотвратить столкновение со встречным поездом, прыжок ли на Олимпийских играх или необходимость правильно составить документ. Способность бороться или не бороться зависит от психологических особенностей вашей личности.

Для этого вида самой распространенной является реакция тревоги, которая зарождается в гипоталамусе в тот момент, когда ощущение грозящей опасности дает организму сигнал к действию. Этот сигнал передается по симпатической нервной системе в надпочечники (которые вернее было назвать железами выживания). После получения сигнала тревоги надпочечники немедленно выбрасывают в кровь порцию мощных стимуляторов – катехоламинов, в том числе адреналин и норадреналин. Уровень адреналина достигает высшей точки в момент начала осознания опасности, когда вы чувствуете тревогу или когда нужны силы для внезапной и сложной физической деятельности. Воздействие норадреналина, напротив, наиболее сильно во время стрессовой реакции, когда тревога уже переросла в злость или желание действовать.

Оба этих мощных гормона действуют немедленно и одновременно с другими реакциями организма, создавая своего рода «сеть» выживаемости.

Вот некоторые наиболее важные реакции организма:

  • Учащенное сердцебиение – повышение работоспособности сердца, обеспечивающее снабжение органов дополнительной кровью и высокую энергию в момент опасности;
  • Повышение уровня сахара в крови (энергия для мышц);
  • Отток крови от пищеварительных органов к скелетным мышцам, что позволяет быстрее избежать опасности или оправиться от удара;
  • Повышение свертываемости крови – уменьшение риска смерти от потери крови при значительных ранениях;
  • Расширение зрачков – повышение зрительной активности, зоркости;
  • Учащенное дыхание – увеличение притока кислорода к жизненно важным органам.

Кроме катехоламинов, при реакции тревоги вырабатываются эндорфин, уменьшающий чувствительность к боли, а также гормоны, способствующие обострению слухового и визуального восприятия.

В результате реакции тревоги тело готовится к возможным изменениям и накапливает силы для решительных действий. Состояние готовности означает игнорирование всех других функций организма, включая его обслуживание и восстановление. В состоянии длительного стресса более всего страдает слабое место – больное сердце или сосуды, область травмы и т.п. Невинная простуда может перерасти в пневмонию, напряженный спор может закончиться сердечным приступом.

Гормоны «выживания» несут в себе разрушительную силу. Установлена прямая связь между повышением в крови и серьезными заболеваниями сердца. Непродолжительное воздействие катехоламинов спасает нашу жизнь, а их длительное действие убивает нас.

Второй вид. Это хроническое беспокойство, в результате чего организм подготавливается к долговременным изменениям. Исследования показали, что это наиболее частая реакция на стихийное бедствие, истощение жизненных ресурсов, любой вид конфронтации и недовольства собой. Беспокойство является биологической реакцией организма на потерю самоконтроля, и в современном обществе этот вид реакции может иметь самые неприятные последствия.

КАРОШИ (комплекс: апоплексия + высокое давление + стресс) – министерство здравоохранения Японии определило эту болезнь как вторую по важности в стране. Она наблюдается в основном у 30-40-летних менеджеров, которых часто называют «фанатичные работники» или «хорошие солдаты фирмы».

Во время тревоги усиленно выделяется кортизол. Под его воздействием кровяное давление медленно и неуклонно растет, ощущается нехватка соли, увеличивается кислотность желудочного сока, поскольку организму требуется больше калорий. В кровь поступают высокоэнергичные жиры и перерабатывающие ферменты. Иммунная система ослабевает, активность половых и других вторичных гормонов подавляется. Тело подготавливается к долгой перегрузке.

Избыток катехоламинов в крови может приводить к повреждению сердечных тканей, поскольку эти сильнодействующие ферменты за минуту способны уничтожить тысячи мышечных клеток. Повреждения, вызванные «сердечными убийцами» - катехоламинами, наблюдаются у 86% умерших от сердечного приступа (статистика США).

 Сердечный приступ для женщин – убийца номер один. Из 520 тысяч случаев смерти от сердечного приступа в США за год 257 тысяч приходится на женщин.

Можно выделить 10 тесно связанных между собой звеньев сердечных нарушений:

  1. Постоянно высокое кровяное давление;
  2. Разрушение кровеносных сосудов;
  3. Атеросклероз;
  4. Повышение свертываемости крови;
  5. Нарушение сердечного ритма;
  6. Остановка сердца;
  7. Сердечный приступ;
  8. Удар;
  9. Повреждение мышечных тканей (сердечных перегородок);
  10. Неожиданная смерть.

Реакция бдительности развивается при кратковременной и (или) долговременной, постоянной опасности. У наших предков реакция обеспечивала постоянную силу, необходимую для существования в условиях недостатка пищи, соли, воды, суровой зимы и знойного лета. Сигналы к реакции бдительности генерируются главным образом в питуитриновых («управляющих») железах, которые размещаются в основании мозга. В свою очередь эти железы заставляют кору надпочечников выпускать в кровь кортизол. Подобно постоянному электрическому напряжению, кортизол действует медленно и устойчиво, вызывая серию физических изменений: возбуждение, сохранение энергетических ресурсов, удержание соли, повышение кровяного давления, потерю важных для организма натрия и магния, сердечную аритмию, повышение уровня жиров и холестерина в крови, подавление активности половых гормонов, повышение кислотности желудочного сока.

Кортизол усиливает способность небольших «контролирующих» кровеносных сосудов пережиматься. В момент внезапной или максимальной физической активности это предотвращает кровотечение в скелетных мышцах. Кортизол увеличивает количество кровяных сгустков, что замедляет сердцебиение. В результате всего этого увеличивается коэффициент полезного действия систем, которые поглощают и используют энергию, — ваше тело готовится к долгой нагрузке. Кортизол вначале стимулирует, а затем хронически ослабляет иммунную систему, снижая эффективность лимфоцитов и других т. н. иммунных клеток.

Физические эффекты реакции бдительности изучались многими исследователями. Б. Фиббс, например, заметил, что, когда солдат, идущих в бой, предупреждали об опасности пить воду из рек и употреблять подозрительную пищу, они посмеивались: перед лицом смертельной опасности предостережения о болезнях казались им несерьезными. Через два дня после заключения мира у 50% солдат были выявлены инфекционные заболевания. То есть когда все внимание и все силы организма были нацелены на контроль над собой и победу, иммунная система работала на крайней точке напряжения, защищая организм, но, лишь только цель была достигнута, внимание ослабело и, соответственно, прекратилась гиперстимуляция защитных сил организма.

   

за советом к психологу


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...