Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon методические рекомендации83.4 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.По данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. Поэтому актуальным  и востребованным является поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования-сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. В наше время становится актуальным  вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих технологий, т.е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, а наоборот способствует его укреплению.

Здоровьесберегающую педагогическую  деятельность, ее понятия, принципы, содержание исследовали В.С. Безрукова, С.М. Десятов, Н.Б. Захаревич, М.Г. Колесникова, Л.Ф. Тихомирова, Н.В. Третьякова и др.Применение таких методов, как: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастику: пальчиковую, для глаз, дыхательную; физкультурные занятия, повышается  результативность образовательного процесса, у воспитанников формируются ценностные ориентациина сохранение и укрепление здоровья.

В данных методических рекомендациях рассматриваются теоретические основы здоровьесберегающих технологий,  вопросы практики использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ, здоровьесберегающая деятельность воспитателя в ДОУ по ознакомлению с окружающим миром детей раннего дошкольного возраста.

Представленные методические рекомендации не только познакомят педагогов дошкольных образовательных учреждений с теоретическими и методическими основами здоровьесберегающих технологий, но и помогут им правильно организовать работу, которая будет направлена на сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста.

1.Понятие здоровьесберегающих технологий

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. По данным системы здравоохранения в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. Поэтому значимым  и востребованным является поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы   в дошкольном образовательном учреждении.  Особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

На сегодняшний момент в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным условием реализации которых является рациональная организация образовательного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Так,  в ряду других нормативных документов прослеживается актуальность данного вопроса, а именно  в Концепциинепрерывного образования предусмотрено нетолько сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. В действующем Законе «Об образовании в РФ» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности». Охрана здоровья  детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. В Конвенции по правам ребенка прописаны его  законные права-право на здоровый рост  иразвитие.

      В современной действительности наблюдается снижение основных показателей здоровья детей дошкольного возраста. Поэтому возникает потребность в применении новых технологий, направленных на оздоровление детского организма. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются приоритетными по возможности воздействия на растущий организм, помогают разнообразить приёмы развивающей работы и повысить её результативность.

Раскрывая понятие здоровьесберегающих технологий важно отметить, что речь идет не о какой-то универсальной и чудодейственной технологии, а о системе, направленной на коррекцию речевых нарушений, психического развития ребенка и сохранение его здоровья.Ряд ученых здоровье рассматривают в нескольких вариантах определений:Л.И. Засорин, О.Н. Ковалева, О.М. Панюкова, Л.М. Чистов рассматривают «здоровье» как центральное категориальное понятие концепции  образования. Л.Ю. Минеева, О.М. Панюкова не только говорят о процессах становления новых понятий педагогики, обусловленных введением в систему педагогических категорий понятия «здоровье», но и обосновывают востребованность их введения для определения здоровьесберегающего потенциала педагогической деятельности.

   Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискуссионное и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии»,  утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

Эффективность здоровьесберегающей деятельности педагога определяется рядом принципов и требований к ней. Анализ исследований Л.Ю. Минеевой, Е.М. Мининой, Л.С. Нагавкиной, Л.Ф. Тихомировой показал, что авторы рассматривают принципы здоровьесберегающей деятельности педагога как научно обоснованные, обобщенные требования, неукоснительное выполнение которых способствует созданию условий для сохранения здоровья детей. Е.М. Минина считает, что эти принципы не должны противоречить принципам целостного педагогического процесса.

На основе анализа работ указанных авторов выявлены следующие принципы здоровьесберегающей деятельности педагога: системности, природосообразности, научности, комплексности, компетентностной ответственности.

Принцип системности предполагает, что здоровьесберегающая деятельность педагога, представляя собой самостоятельное явление, находится в тесной связи с социальным и экономическим развитием, запросами общества, функционированием и развитием конкретного ДОУ.

Принцип природосообразности подразумевает учет возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей; ориентирует педагога на конкретного ребенка с его потребностями, способностями, интересами, ценностными ориентациями. Основным условием реализации данного принципа является гигиеническое нормирование условий воспитания и обучения в соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

Принцип научности предусматривает проектирование, осуществление и анализ результатов здоровьесберегающей деятельности педагога на основе применения достижений фундаментальных научных исследований в философии, экологии, педагогике, психологии, медицине и др.

Принцип комплексности обеспечивается многофакторностью и содержательным разнообразием процесса сохранения здоровья воспитанников, позволяющий, в свою очередь, рассматривать здоровьесберегающую деятельность педагога как неотъемлемый компонент образовательного процесса, предполагает тесное взаимодействие педагога с психологом и другими узкими специалистами  ДОУ.

Принцип компетентной ответственности определяет в качестве основного условия эффективной здоровьесберегающей деятельности педагога наличие здоровьесберегающих знаний, владение методами, приемами и средствами сохранения здоровья детей в образовательном процессе.

Таким образом, рассмотренные нами теоретические основы понятия здоровьесберегающих технологий дают представление и раскрывают актуальную роль современных средств, направленных на повышение уровня здоровья  у детей.

2.Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения.

Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, если: учитывается состояние здоровья ребёнка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств образовательного процесса.

Внедрение здоровьесберегающихтехнологийв ДОУ повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.

Здоровьесбережение в ДОУ выступает как средство активизации совместной образовательной деятельности, повышение качества образования, вызывает интерес у дошкольников к выполнению различных видов деятельности.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования –сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий– обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.

Реализация здоровьесберегающих технологий – это такая организация образовательного процесса, при которой происходит качественное развитие без нанесений ущерба здоровью ребенка.

Анализ тематической литературы показывает о многих имеющих место здоровьесберегающих технологиях. Но выбор здоровьесберегающих технологий в конкретном ДОУ зависит от:

  • условий дошкольного образовательного учреждения;
  • организации здоровьесберегающей среды;
  • от программы, по которой работают педагоги;
  • продолжительности пребывания детей в ДОУ;
  • от показателей здоровья детей;
  • уровня профессиональной компетенции педагогов.

Чаще всего в ДОУ используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика (пальчиковая, дыхательная, для глаз).
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, проблемно-игровые тренинги, игротерапия, точечный массаж).
  3. Коррекционные технологии (арт-терапия, сказкотерапия, цветотерапия,психогимнастика).

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Ответственный исполнитель: воспитатели.

 Подвижные и спортивные игры являются частью физкультурного занятия, могут применяться на прогулке, в групповой комнате. Бывают малой, средней и высокой степени подвижности. Желательно применение ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.

В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.

 Релаксация может проводиться в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность технологии. Используется для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели, психолог.

 Гимнастика пальчиковая начинает активно использоваться с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог (Приложение 4).

 Гимнастика для глаз должна проводиться ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, начиная с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Ответственный исполнитель: все педагоги (Приложение 6).

Гимнастика дыхательная применяется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Для её реализации необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Ответственный исполнитель: все педагоги (Приложение 5).

Упражнения с массажными мячиками (Приложение 7, Приложение 8)

 Динамическая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Ответственный исполнитель: воспитатели.

Технологии обучения здоровому образу жизни

 Физкультурное занятие проводится 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин., младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.

 Проблемно-игровые игротреннинги, игротерапия реализуются в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

 Коммуникативные игры можно проводить 1-2 раза в неделю по 30 мин., начиная со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

 Занятия из серии «Уроки здоровья» можно проводить 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий для познавательного развития. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Коррекционные технологии

 Технологии музыкального воздействия используются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельными занятиями 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Ответственный исполнитель: все педагоги.

 Арт-терапияиспользуетсясеансами по 10-12 занятий, 30-35 мин., начиная со средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов занятий. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

 Сказкотерапия желательна по 2-4 занятия в месяц, 30 мин., со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Технологии воздействия цветом реализуются как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

 Психогимнастика полезна 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

 

3.Здоровьесберегающая деятельность воспитателя в ДОУ по ознакомлению с окружающим миром детей раннего дошкольного возраста.

С детьми дошкольного возраста в современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Показатели здоровья требуют принятия эффективных мер по улучшению здоровья.Реализацияздоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, если: учитывается состояние здоровья ребёнка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств образовательного процесса. Это становится актуальным в работе сдетьми раннего возраста.

Существенной особенностью раннего развития является взаимосвязь и взаимозависимость состояния физического и нервно-психического здоровья. Для охраны и укрепления здоровья детей особое значение имеет специально организованные развивающие занятия. (Приложение 2, Приложение3). Немаловажную роль на этапе организации использованиясовременных технологий является создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ  (Приложение 1).

Здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.

Ранний возраст является самым важным периодом для активного всестороннего развития сенсорного воспитания и для накопления представлений об окружающем мире. Основной формой восприятия мира ребенка является игра. Предметная деятельность является ведущей в данном возрасте и она оказывает особое воздействие на умственное развитие малыша, практические действия при этом отражают свойственный раннему  периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Все это дает возможность побуждать детей к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Использование здоровьесберегающих технологий стимулирует деятельность творческого познания ребенком окружающей действительности.

Дети раннего возраста еще не владеют речью настолько, чтобы выразить свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать.И это неслучайно: тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже с раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также способствуют развитию ребенка во всех аспектах.

В современной действительности наблюдается снижение основных показателей здоровья детей дошкольного возраста. Поэтому возникает потребность в применении новых технологий, направленных на оздоровление детского организма. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются приоритетными по возможности воздействия на растущий организм.

Заключение

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ. Если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Литература

  1. Арсеневская, О.Н. Система оздоровительной работы в детском саду [Текст]/ О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2009. - 150 с.
  2. Горбатенко, О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа [Текст]/О.Ф. Горбатенко. -  Волгоград: Учитель, 2008.-120 с.
  3. Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников[Текст] / Т.Г. Карепова.- Волгоград: Учитель, 2009. – 98с.
  4. Крылова, Н.И.  Здоровьесберегающее пространство в ДОУ [Текст] / Н.И. Крылова.-Волгоград: Учитель, 2008.-120 с.
  5. Новикова, И.М.Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников[Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / И.М. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 86 с.                             
  6. Тарасова, Т.А. Я и мое здоровье[Текст] / Т. А. Тарасова. - М.: Школьная Пресса, 2008 .-100с.                                                     

 

Приложение 1

Характеристика используемого оборудования

Песочница

Цель: развитие тактильности, мелкой моторики рук, обогащение сенсорного опыта

Ящик голубого цвета с песком (размеры 50*70*9) сопровождается набором разнообразных сюжетных игрушек:

Набор мелких игрушек: деревья и растения, обитатели водного мира, наземные животные и насекомые, игрушки-киндеры

Стол для игр с водой и с песком

Цель: развитие внимания, связанного с координацией движения, развитие моторики руки, тактильных ощущений.

Стол разделен на две части, в одну из которых наливается вода, в другую-насыпается песок, игры-занятия проводятся с подгруппой детей. При помощи разных предметов для игр с песком и с водой дети учатся договариваться друг с другом, развивается познавательно-исследовательская деятельность (песок сыпется сухой, влажный нет, вода прозрачная, теплая).

Набор резиновых игрушек для воды и песка.

Цель: развитие воображения, внимания, закрепления представлений об окружающем мире, изображение людей разного пола и возраста, различных животных и растений

Использование в игровой деятельности, как с песком, так и с водой.

Формирование представления у детей об окружающем мире.

Центр тактильности и набор тактильных шариков.

Тактильные дощечки. Волшебные перышки, умные шнурочки.

Набор массажных мячиков.

Цель: развитие моторики руки, снятие психо-мышечного напряжения.

Приложение 2

Календарно-тематическое планирование с детьми 1 младшей группы по

«Ознакомлению с окружающем миром» с использованием здоровьесберегающих технологий

Тема

Цель

Месяц

Здоровьесберегающие технологии

Осень

Формирование представления об осени и осенних явлениях.

Сентябрь

Пальчиковая игра

Гимнастика для глаз

Гимнастика для дыхания

«Листопад»

Музыкальная игра с движениями со словами «Танец-игра с листочками»

Овощи

Систематизировать знания детей об овощах

Пальчиковая игра

«Овощи»,

Гимнастика для глаз

Гимнастика для дыхания

Музыкальная игра

Релаксационная игра «Семечко»

Пальчиковая гимнастика «Огород»

Игра «Вот какой у нас урожай»

фрукты

Систематизировать знания детей о фруктах

Пальчиковая игра «Фрукты»

Гимнастика для глаз

Гимнастика для дыхания

Игра «Сушим фрукты на компот»

Домашние

животные

Систематизировать знания детей о домашних животных

Октябрь

Пальчиковая гимнастика

 «Веселая встреча», «Домашние животные»

Упражнения для глаз

Упражнения на дыхание

Дикие животные

Систематизировать знания детей о диких  животных

Ноябрь

Пальчиковая гимнастика

«На лужок», «Знакомство»

Упражнения для глаз

Упражнения на дыхание

Музыкальная игра с движениями со словами У. Железнова  «на лесной  лужайке разбежались зайки»

Зима

Систематизировать знания детей о зиме и зимних  явлениях.

Декабрь

Физ.минутка «Что зима нам принесла»

Упражнения для глаз «Снежинка»

Упражнение на дыхание «Снежинка»

Изо  «Снежинка»

Музыкальные игры с движениями и со словами  Е. Железнова «Чтоб не замерла детвора».

Новый год

Формирование представлений и знаний у детей об птицах

Уточнить и расширить знания  детей о Новогоднем празднике.

Пальчиковая гимнастика «Наряжаем елку» (с мячиками Су-джук)

ИЗО

«Украсим елку»

Упражнения для глаз

Упражнения на дыхание

Игрушки

Формирование представлений у детей об понятии «Игрушки»

Январь

Пальчиковая гимнастика

Упражнения для глаз

Упражнения на дыхание «Шарик»

Транспорт

Формированиезнаний у детей  по теме «Транспорт»; активизировать словарь по данной теме;

Февраль

Пальчиковая гимнастика

На заправке»

Упражнения для глаз

Упражнения на дыхание

Музыкальная игра с движениями словами (Е. Железновой.) «Автобус»

Подвижная игра «Замри-иди»

Дидактическая игра «Дорожки»

Весна

Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; активизировать словарь детей по данной теме;

Март

Пальчиковая гимнастика

Упражнения для глаз

Упражнения на дыхание

Птицы

Формирование представления  и знанийу детей об птицах

Апрель

Пальчиковая гимнастика

«Птицы»

 Упражнения для глаз

Упражнения на дыхание

«Птичка летает»

Деревья, цветы

Формирование представления  и знаний у детей о деревьях и птицах

Май

 Пальчиковая гимнастика

Упражнения для глаз

Упражнения на дыхание

Лето

Формирование представления  и знаний у детей о лете.

май

Пальчиковая гимнастика

Упражнения для глаз

Упражнения на дыхание

Приложение 3

Организация совместной образовательной деятельности

Осень

Цель:

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

Задачи:

Образовательные:

1.Расширять и активизировать словарь по теме «Осень».

 2.Закреплять представления об признаках осени.

 3.Продолжать учить согласовывать движения с речью.

Развивающие

     1.Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.

   2.Закреплять умения скатывать маленькие шарики из пластилина и расплющивать их пальцами сверху.

3.Развивать внимание, память.

Воспитательные:

    Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность.

Оборудование: султанчики для дыхательной  гимнастики, шаблон дерева, красный и желтый пластилин.

Ход

Приветствие

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, возьмите заруки.

Сева друг и справа друг,

Очень дружный, общий круг.

Все мы за руки возьмемся

И  друг другу  улыбнемся.

Пальчиковая игра «Ветер подул»

Ветер северный подул:

- «С – СС», все листья с липы сдул…

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап – кап – кап! Кап – кап – кап!»

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.

Снег потом припорошил,

Одеялом их накрыл.

Е. Карельская

(Выполнение движений руками по тексту).

Гимнастика для глаз

Ах, как листики летят,

Всеми красками горят

Лист кленовый, лист резной,

Разноцветный, расписной.

Шу-шу-шу, шу- шу- шу.

Как я листиком шуршу.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш листок,

Полетел над головой

Красный, желтый, золотой.

Круговые движения глазами:

налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Гимнастика для дыхания «Листопад»

Осенью часто дует ветер. Давайте подуем, как сильный осенний ветер. А теперь-как слабый ветерок. Давайте подуем на ладошку и почувствуем ветер. А теперь подуем на султанчик и увидим ветер.

Рефлексия занятия.

Фрукты

Цель:

Систематизировать знания детей о фруктах

Задачи:

Образовательные:

1.Расширять и активизировать словарь по теме « Фрукты».

 2.Совершенствовать грамматический строй речи.

 3.Продолжать учить согласовывать движения с речью.

Развивающие:

     1.Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.

     2.Развивать речевое дыхание.

3.Развивать внимание, память.

Воспитательные:

1.Формирование навыков взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:раздает шнурки и плоскостные изображения фруктов

Ход

Приветствие

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Пальчиковая игра

«Овощи»

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры.

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Феклы

Четыре грядки свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две грядки картошки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Поможем урожай собрать.

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для дыхания.

Музыкальная игра.

Рефлексия занятия.

Овощи

Цель:

Систематизировать знания детей об овощах.

Задачи:

Образовательные:

1.Расширять и активизировать словарь по теме «Овощи».

 2.Совершенствовать грамматический строй речи.

 3.Продолжать учить согласовывать движения с речью.

Развивающие:

     1.Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.

     2.Развивать речевое дыхание.

3.Развивать внимание, память.

Воспитательные:

1.Формирование навыков взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: картинки овощей, предметные карточки, картинка с силуэтами овощей, семена (тыквы). Музыкальная игра с движениями и со словами (Е. Железнова) «Вот все ребята собрались».

Ход

Приветствие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!».

Игра.

Пальчиковая игра.

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для дыхания.

Музыкальная игра.

Релаксационная игра «Семечко»:

- Представим, что мы с вами тоже семена. Дети выполняют движения согласно тексту.

-Маленькое семечко посадили в грядку, ему там было очень уютно, но прошел дождик, пригрело солнышко, и из него стал пробиваться росток. Он тянулся к солнышку и с каждым днем становился больше и больше. Солнечные лучики пригревали росточек, дождик умывал его и утолял жажду. Вот на ростке стали появляться листики. День ото дня он становился все сильнее и больше. Настал тот день, когда росток превратился в прекрасное растение. А еще через некоторое время у него появись цветы-оказывается он зацвел. Цветы привлекали внимание насекомых, людей. Приятно быть привлекательным, но еще более приятно быть полезным, а наш росточек был таковым, так как позже он превратился в овощ. Давайте придумаем в какой овощ он превратился.

Дети называют.

Пальчиковая гимнастика «Огород»

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

Наш друг – огород!

(дети при перечислении загибают пальцы)

Художественное-эстетическое направление

 Игра  «Вот какой у нас урожай»

Дети выкладывают разноцветные картинки овощей на черный контуры.

2вариант. Найти вторую половину и положить на контурное.

3 вариант. Дети выкладывают из семян по силуэтам овощей.

Музыкальная игра с движениями и со словами (Е. Железнова) «Вот все ребята собрались».

Рефлексия занятия.

Птицы

Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме «Птицы».

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Систематизировать   представления детей  о живой природе.

2.Активизировать словарь детей по данной теме;

3. Продолжать учить согласовывать движения с речью.

Развивающие задачи:

  1. Развивать мелкую моторику рук, через пальчиковую гимнастику

2.Развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные:

воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: силуэты птиц на веревочках,

Ход

Приветствие

Доброе утро улыбчивым лицам!

 Доброе утро солнцу и птицам!

 Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

 Пусть доброе утро продлится до вечера!

Пальчиковая игра

«Птички»

Птички полетели,

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

(взмахи руками).

«Дятел»

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

(поочередно стучать пальчиками по крышке стола).

Гимнастика для глаз

Гимнастика для дыхания «Птичка летает».

Дети берут силуэты птичек на веревочках и дуют на птичек. Птички «летают» в разном направлении. Педагог обращает внимание детей на силу воздуха с которой они дуют на птичек.

Рефлексия занятия

Транспорт

Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме «Транспорт»; активизировать словарь детей по данной теме.

Задачи:

Образовательные:

1.Расширять и активизировать словарь по теме «Транспорт».

 2.Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие:

     1.Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.

     2.Развивать речевое дыхание.

3.Развивать внимание, память, творческое воображение.

Воспитательные:

Воспитывать у детей навык совместной работы, налаживание положительного эмоционального контакта, создание доверительной обстановки.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: веревочки (шнурки-30-40 см), счетные палочки, сигнальные карточки зеленого и красногоцвета.

Ход

Приветствие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!».

Игра  «На лошадки ехали»

На лошадке ехали, 
До угла доехали.    Имитируют езду на лошадке.

Сели на машину, 
Налили бензину. 
На машине ехали, Имитируют езду на  машине.
До реки доехали. 

Трр! Стоп! Разворот. 
На реке - пароход. 
Пароходом ехали,    Имитируют плавание на пароходе.
До горы доехали. 

Пароход не везёт, 
Надо сесть в самолёт 
Самолёт летит,            Имитируют полет на самолете.
В нём мотор гудит: 
У-у-у! 

Пальчиковая игра

На заправке

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

Обеими руками «крутят руль перед собой».

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз.

Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для дыхания.

Музыкальная игра с движениями и словами (Е. Железновой) «Автобус».

Подвижная игра «Замри-иди»

Педагог показывает зеленый круг-дети двигаются, красный-стоят на месте.

Дидактическая игра «Дорожки»

  1. Вариант.Педагог раздает детям разные шнурки и предлагает детям построить разные дорожки по которой поедут машины. Дети строят (прямую, кривую, замкнутую, спираль и т.д.).
  2. Вариант. Педагог раздает детям счетные  палочки, при помощи которых дети выкладывают дорожку для транспорта.

Рефлексия занятия.

Домашние животные

Цель:

Систематизировать знания детей о домашних животных.

Задачи:

Образовательные:

1.Расширять представления  у детей о внешнем виде, характерных  повадках домашних   животных.

2. Продолжать формировать словарь по теме. Дать понятие об обобщающем слове звери.

3. Закреплять умение раскатывать валик («колбаску2) из пластилина на картоне прямыми движениями рук.

 Развивающие:

 1..Развивать мелкую моторику, память, зрительное внимание.

 2.Учить координировать движение с речью, развивать общую и ручную моторику.

Воспитательные:формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход

Приветствие

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, возьмитесь заруки.

Слева друг и справа друг,

Очень дружный, общий круг.

Все мы за руки возьмемся

И друг другу  улыбнемся.

Игра «Наши уточки с утра»

Пальчиковая игра

 «Веселая встреча»

Здравствуй, котенок!

Здравствуй, козленок!

Здравствуй, щенок!

И здравствуй, утенок!

Здравствуй, веселый, смешной поросенок!

Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для дыхания.

Музыкальная игра.

Совместная игра.

Рефлексия занятия.

ЛЕПКА  червячков ДЛЯ КУРОЧКИ И ЦЫПЛЯТ.

Покормить цыплят червячками.

Приложение 4

Практический материал

Пальчиковые игры

Цель: развитие мелкой и общей моторики рук.

Шалун

Наша Маша варила кашу 

Кашу сварила, малышей кормила. 
(чертить круговые линии на ладошке малыша) 
Этому дала, этому дала, 
Этому дала, этому дала, 

(загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) 

А этому - не дала. 
Он много шалил, 
Свою тарелку разбил. 
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать) 

Белочка

(по мотивам народной песенки) 
Сидит белка на тележке, 
Продаёт свои орешки; 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке косолапому, 
Заиньке усатому. 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) 

Детки

Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем пальчики считать - 
Крепкие, дружные, 
Все такие нужные. 
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) 

Тише, тише, тише, не шумите! 

Наших деток не будите! 

Птички станут щебетать, 

Будут пальчики вставать. 

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) 

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять, 
Вышли пальчики гулять! 
Раз, два, три, четыре, пять, 
В домик спрятались опять. 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке) 

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять,  (загибать пальцы, начиная с большого) 
Будем листья собирать.  
(сжимать и разжимать кулачки) 
Листья берёзы, листья рябины,  
(загибать пальчики, начиная с большого) 
Листья тополя, листья осины, 
Листики дуба мы соберём. 

Есть игрушки у меня

Есть игрушки у меня:  (хлопать в ладоши) 
Паровоз и два коня, 
Серебристый самолёт, 
Три ракеты, вездеход, 
Самосвал, 
Подъёмный кран.  
(загибать поочерёдно пальчики) 

Очки

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам) 
Бабушка очки надела 
И внучонка разглядела. 

Стул

(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз) 

Ножки, спинка и сиденье - 

Вот вам стул на удивленье.

Стол

(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)

У стола 4 ножки 

Сверху крышка, как ладошка.

Лодка

(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик) 
Лодочка плывёт по речке, 
Оставляя на воде колечки.

Пароход

(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх) 

Пароход плывёт по речке 

И пыхтит он, словно печка.

Приложение 5

Упражнения для дыхательной гимнастики

Цель: укрепление и формирование дыхательного аппарата.

Куры

Бормочут куры по ночам, бьют крыльями тах-тах,

Поднимем крылья мы к плечам, потом опустим так.

И.п. – стоя. Наклониться пониже, свободно свесив руки и опустив голову. Произнося «тах-тах», одновременно похлопывать себя по коленям – выдох. Выпрямиться, подняв руки к плечам, - вдох. Повторить 3-5 раз.

Самолёт

Посмотрите в небеса, самолёт там, как оса.

«Ж-ж-ж-ж-ж», - жужжит самолёт и машет крыльями.

Ребята, в полёт, полетаем-ка с нами!

И.п.: стоя. Развести руки в стороны, ладонями кверху. Сделать поворот в сторону, произнося «ж-ж-ж-ж», - вдох, опустить руки – выдох. Повторить 2-4 раза в каждую сторону.

Насос

Это очень просто: накачай насос ты. Направо, налево руками скользя,

Назад и вперёд наклоняться нельзя. Накачай насос ты – это очень просто.

И.п.: стоя. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. При наклоне – выдох с произнесением «с-с-с», при выпрямлении – вдох. Повторить 4-5 раз.

Дом маленький, дом большой

У медведя дом большой, а у зайца маленький.

Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька.

И.п.: стоя. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову – выдох с произнесением «ш-ш-ш» (у зайки дом маленький). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох (у медведя дом большой). Повторить 4-6 раз.

Подуем на плечо

Подуем на плечо, подуем на другое, нам солнце горячо пекло дневной порою.

Подуем и на грудь мы и грудь свою остудим. Подуем мы на облака и остановимся пока.

Потом повторим всё опять – раз, два, три, четыре, пять.

И.п.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову влево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох трубочкой. Голова прямо – вдох. Затем опустить голову, подбородком касаясь груди, - сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Повторить 2-3 раза.

Трубач

Мы пришли и сели, играем на трубе.

Тру-ру-ру, бу-бу-бу! Подудим в свою трубу.

И.п.: сидя на стуле. Поднести кисти рук, сжатые в кулак, к губам и, как в трубу, произнести «тру-ру-ру». Повторить 3-4 раза.

Ёж

Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся.

И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть ноги и руками притянуть их к груди – выдох с произнесением «бр-р-р» (ёжик замёрз). Опустить ноги, поднять руки кверху – вдох (ёжик согрелся). Повторить 4-6 раз.

Приложение 6

Упражнения для глаз

Цель: профилактика нарушений зрения дошкольников.

«Птичка»

Задачи: развивать двигательную систему глаз.

Ход:

Летели птички,                        (Прослеживание глазами за предметом по  кругу)      

Собой невелички.                          

Как они летели,                        (Вправо – влево)

Все люди глядели.

Как они садились,                  (Вверх – вниз)

Все люди дивились.

«Лошадка»

Задачи: содействовать укреплению двигательной системе глаз.

Ход:

Мы поскачем на лошадке    (Прослеживание глазами за предметом.)

Вправо – влево.      (Вправо -  влево.)

Вверх – вниз.     (Вверх – вниз.)

Упражнение «Солнышко»

Задачи: снять физическое, психическое и зрительное напряжение

На улице, закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу, поворачивайте

голову то в одну, то в другую сторону: «Глазки солнцу покажу.         «Здравствуй! - солнышку скажу».

Упражнение «Самолет»

Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)

С ним собрался я в полет.

Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)

И внимательно гляжу (смотреть на кулак)

Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них),

Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами)

Приложение 7

Упражнения с массажными мячиками

«Ёжик»

Представьте, что к вам в гости пришел ёжик. Все движения выполняются в соответствии с текстом.
Ёжик выбился из сил-
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока,
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж по тропке убежал,
Нам «Спасибо!» пропищал.
Ребенок жалеет ёжика, гладит, чешет, щекочет. На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.

«Месим тесто»

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.
Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.
Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.
Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.

 «Орех»

Движения соответствуют тексту
Я катаю свой орех
По ладоням снизу вверх.
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю свой орех,
Чтобы стал круглее всех.

«Иголки»

У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Ребенок катает мяч между ладонями, по запястью, ножкам и т.д. сначала медленно, а потом ускоряя темп.

«Непростой шарик»

Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
Движения соответствуют тексту.

«Ласковый ёж»

Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
Ваш малыш уже подрос! Упражнения для детей с 4 лет.

«Непростой шарик»

Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
Движения соответствуют тексту.

«Ласковый ёж»

Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
Ваш малыш уже подрос! Упражнения для детей с 4 лет.

Приложение 8

Упражнения с шариками Су–Джок

«Зайки»

На поляне, на лужайке         /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.   /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,            /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.      /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.   /гладить шаром каждый палец/

«Шла медведица»

Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок.       /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки,   /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать      /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

«Черепаха» (у детей в руках Су-Джок).

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха, (дети катают Су-Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь (дети катают Су-Джок между ладоней).

«Ёжик»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи (дети катают Су-Джок между ладонями)

«На поляне, на лужайке»

На поляне, на лужайке»         /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.   /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,            /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.      /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.   /гладить шаром каждый палец/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в работе с детьми раннего возраста

В помощь родителям и педагогам. Небольшая презентация к совместной деятельности с детьми раннего возраста в рамках темы "Будем самостоятельными" (приучение детей к горшку и развитие навыков самообслуж...

Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста.

Коллеги, сдесь вы узнаете о моем опыте работы. Я с удовольствием с вами поделюсь....

«Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста»

Взаимосвязь изучения фольклора со всеми направлениями воспитания детей: познание, художественно-эстетическое, физическое, речевое и социально-коммуникотивное развитие...

Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста по художественно- эстетическому развитию.

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...

Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)

Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)...