Консультация для педагогов «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях здоровьесберегающего пространства ДОУ»
методическая разработка

Литвиненко Юлия Викторовна

В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, закладываются основы здоровья. Поэтому качество окружающей среды в  дошкольном учреждении имеет большое значение. Основа здоровой среды пребывания детей в ДОУ это прежде всего создание благоприятных гигиенических педагогических и эстетических условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_zdorovyusberezheniyu.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях здоровьесберегающего пространства ДОУ»

        В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, закладываются основы здоровья. Поэтому качество окружающей среды в  дошкольном учреждении имеет большое значение. Основа здоровой среды пребывания детей в ДОУ это прежде всего создание благоприятных гигиенических педагогических и эстетических условий.

     Здоровьесберегающее пространство – включает в себя не только организованную среду в группе и ДОУ, но и воспитательно-образовательную работу проводимую педагогами с детьми.

    Здоровьесбережение – это специально организованное  взаимодействие  детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьясбережения в ходе воспитательно-образовательного процесса.

    Цель: Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

      Для укрепления здоровья  детей в ДОУ создана модель организации работы по охране и укреплению здоровья дошкольников, которая включает в себя следующие разделы:

  • Различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул).
  • Создание предметно-развивающей среды.  В организации здоровьесберегающего пространства большую роль играет оснащение и оборудование физкультурного зала, и оснащение спортивных уголков в группе.

      Групповая комната должна быть свободной для самостоятельной, игровой и двигательной активности детей, поэтому пространство групповых комнат не следует загромождать мебелью и крупногабаритными игрушками.

      Все предметы - оборудование, игрушки - должны соответствовать нормативным медико-педагогическим и эстетическим требованиям и нормам безопасности, легко подвергаться чистке и дезобработке (Приложение).

  • Физкультурно-оздоровительная работа и организация двигательной активности. Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для преобладания положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня. Рациональный режим дня, построенный с учетом возрастных и инд. особенностей детей их физической и умственной работоспособности.
  • Организация рационального питания.
  • Медико-профилактическая работа с детьми и родителями.
  • Психолого-коррекционная работа.
  • Формирование компетентности педагогов.
  • Соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

  • Отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей, отказ от «школьного» типа обучения.
  • Внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Классификация здоровьесберегающих технологий:

  1. Медико-профилактические.
  • Организация мониторинга здоровья дошкольников
  • Организация и контроль питания воспитанников
  • Организация и контроль физического развития детей
  • Организация и контроль закаливания детей
  • Организация и помощь в обеспечении требований СанПи
  • Разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья.

  1. Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
  • Технологии музыкального воздействия. Разные виды муз. деятельности воздействуют на  различные функции организма (духовые инструменты-дыхание, клавишные инструменты моторика пальцев). Муз. руководитель обязательно должен включать дыхательные и музыкально-ритмические упр. направленные на профилактику нарушения опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, коррекции  психоэмоциональной сферы.
  • Сказкотерапия.
  • Технологии воздействия цветом.
  • Технологии коррекции поведении и др.
  1. Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ. Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развития потребностей здорового образа жизни 
  2. Валеологическое просвещение родителей.

-  Папки-передвижки.

 - Круглые столы по вопросам.

  -Беседы.

  -Нетрадиционные формы работы с родителями (экскурсии).

  -Практические показы (практикум).

  1. Физкультурно-оздоровительные, приобщение детей к здоровому образу жизни.
  • Утренняя гимнастика.
  • Физ. минутки во время НОД,
  • Пальчиковая гимнастика. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
  • Динамическая пауза, динамический  час.
  • Ритмическая гимнастика.
  • Бодрящая гимнастика, дорожки здоровья.
  • Дыхательная гимнастика. 
  • Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
  • Самомассаж, точечный массаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физминуток, в целях профилактики простудных заболеваний. Проводят воспитатели.
  • Релаксация. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
  • Прогулка.
  • Подвижные игры.
  • С – р. игры с включением динамического компонента.
  • Физ. занятия на улице и в зале.
  • Спортивные праздники и развлечения.
  • Двигательная активность на прогулке.
  • Аэрация воздуха.
  • Разработка и внедрение образовательных технологий, способствующих формированию у ребенка серьезного отношения к своему здоровью и

привычки к здоровому  образу жизни: беседы, игры, чтение худ. литературы, просмотры видеофильмов.

II часть.

Практикум.

     Предложить педагогам составить план работы на неделю с использованием здоровьесберегающих технологий, с учетом возрастных особенностей и времени года

Рекомендации.

 Рекомендовать педагогам создать  в группах картотеки по таким направлениям:

- картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;

- картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека считалок ;

- иллюстрированный материал по зимним видам спорта;

- иллюстрированный материал по летним видам спорта;

- символика и материалы по истории Олимпийского движения;

- сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях организации ФГТ

Методические рекомендации по организации воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях организации ФГТ.(утренний отрезок времени)...

Сообщение на методическом объединении Тема: «Организация воспитательного, образовательного процесса в ясельной группе на основе здоровьесберегающих технологий».

Правильный подбор и рациональное использование оборудования, способствуют развитию двигательной сферы наших воспитанников, позволяет более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребенка,...

Консультация для педагогов «Планирование воспитательно-образовательной работы»

Материал поможет педагогам  методически правильно спланировать весь день в детском саду ,чередуя различные виды деятельности....

Консультация для педагогов ДОУ «Воспитательно-образовательная работа и взаимодействие педагогов с детьми в ДОУ».

   В Примерной программе «От рождения до школы» выделен раздел «Роль педагога в организации психолого-педагогических условий». В данном разделе содержится неск...