Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста «Мы здоровыми растем, здоровье с детства бережём»
методическая разработка (подготовительная группа)
В последнее время из-за сформированных не в полном объеме у дошкольников представлений о здоровье и недостаточной осведомленности родителей о важности приобщения их к здоровому образу жизни (ЗОЖ), наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Огромный вклад в развитие данной проблемы внес и образ жизни семьи, а именно снижение физической активности, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня. В связи с этим, мы считаем, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах и партнерских отношениях работников ДОУ и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 76.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 61 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(5-7 ЛЕТ) НА ТЕМУ:
«Мы здоровыми растем, здоровье с детства бережём»
Автор методической разработки:
Яблокова Е.В.
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
Актуальность: проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной. Именно дошкольный возраст характеризуется интенсивным формированием всех жизненно важных функций организма, является начальным этапом становления личности.
В законе Российской Федерации «Об образовании», в условиях введения ФГОС ДО вопрос о здоровьесбережении направлен на охрану и укрепление физического, психического здоровья каждого воспитанника, в том числе на их эмоциональное благополучие. С этой целью в образовательный процесс внедрены здоровьесберегающие технологии, направленные на создание единого здоровьесберегающего пространства, условий, способствующих сохранению, укреплению физического здоровья детей, а также обеспечивающего психологическое благополучие.
Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Цель: формировать у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма.
2. Расширять представления о составляющих ЗОЖ и факторах, разрушающих здоровье.
3. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания.
4. Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
5. Формировать представления о правилах ухода за больным.
6. Воспитывать сочувствие к болеющим.
7. Формировать умение характеризовать свое самочувствие.
8. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
9. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься
физкультурой и спортом.
Этапы реализации методической разработки:
I этап – теоретический
Цель: ознакомление и изучение теоретических материалов инновационных методик и педагогических технологий по ознакомлению детей со строением человека и формированию представления о здоровом образе жизни.
Этапы работы:
- подбор пособий и инвентаря по физическому развитию;
- подбор художественной литературы и иллюстративного материала по данной теме;
- провести сравнительный анализ заболеваемости детей в группе за последний год;
- согласно задачам и содержанию определить формы организации;
- составить перспективный тематический план по теме проекта;
- подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам проекта.
II этап – практический
Цель: формирование убеждений привычек здорового образа жизни, развитие познавательных и творческих способностей детей средней группы.
Этапы работы:
- провести педагогический мониторинг по теме проекта;
- создать проблемные ситуации для вовлечения детей в воспитательно - образовательный процесс;
- создать условия для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу;
- создать условия для проведения игр - экспериментов и наблюдений;
- реализация перспективного тематического плана по теме проекта.
III этап – аналитический
Цель: обобщение опыта работы по формированию убеждений у детей и взрослых привычек здорового образа жизни.
Этапы работы:
- обобщение опыта работы воспитателя и родителей по эффективности использования здоровьесберегающих технологий в укреплении здоровья детей;
- анализ заболеваемости детей в группе (за год).
Реализация методической разработки
Тема блока | Совместная образовательная деятельность с детьми | Взаимодействие с семьями воспитанников | Наполняемость РППС |
«Я человек. Что я знаю о себе» | «Я – человек» НОД «Вот я какой» Цель: познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма; воспитывать чувство гордости, что «Я – человек»; вызвать интерес к дальнейшему познанию себя. Беседа «Мы все похожие, но разные» Цели: дать детям представление о внешнем виде человека, о его особенностях как живого организма; учить замечать индивидуальные черты у себя и у других людей. Лепка «Весёлые человечки» Аппликация: «Весёлые портреты», Человечек» Рисование: «Папин портрет», «Милой мамочки портрет», «Я и мои друзья», « Дружные ребята». Игра – экспериментирование «Найди человечка» Цель: познакомить со строением тела человека. Дидактические игры: «Покажи как», «Разложи по росту», «Собери сам», «Покажи, части тела», «Правда или нет?», «Назови и покажи», «Найди на ощупь названную часть тела», «Собери человечка», «Части тела человека», «Моё лицо». Театрализованные игры: «Взаимоотношения», «Волшебно зеркало». Проблемная ситуация: «Кто такой человек?», «Как растет человек», «Как мы устроены?». Физкультминутка: «У меня есть голова», «Девочки и мальчики», «Это я», «Что умеет наше тело», Шеей крутим осторожно. Пальчиковая гимнастика: «Девочки и мальчики», Аленка – маленка», «Детки». Коммуникативные игры: «Комплимент», «Запомни внешность», Что ты делаешь», «Изменение своего роста», «Походки», «Опиши друга», «Сравнения». Игровое упражнение: «Молчок», «Скучно, скучно так сидеть!», Весёлый танец», «Если весело живется» Рассматривание: фотографий детей, репродукций картин А. Венецианова «Захарка», «Портрет дочери художника», В. Серова «Мика Морозов», И. Глазунова «Вера»; плаката «Тело человека» Отгадывание загадок о человеке. Чтение худ. литературы: З. Александрова «Смешные человечки», А. Барто «Я расту!», «Я выросла», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…», Е. Благинина «Алёнушка», Л. Толстой «Старый дед и внучек», К.И.Чуковский «Жил на свете человек», Э. Мошковская «Дедушка и мальчик», А. Шорыгина «Две руки», С. Прокофьев «Румяные щечки». | Блиц – опрос родителей «А что Вы знаете о здоровье» Игровой тренинг «Моё уникальное «Я»» Круглый стол «Как правильно помочь ребёнку познать себя» Памятка для родителей «Мальчики и девочки – почему они разные». Анкетирование родителей «Определение уровня знаний о здоровом образе жизни» Фоторепортаж «Мы такие похожие и такие разные!» | Материалы для игры – экспериментирования «Найди человечка»: набор игрушек (пупсик, зверёк, рыбка, птица), «чудесный мешочек». Атрибуты для театрализованных игр: «Взаимоотношения», «Волшебно зеркало». Детские фотографии Репродукции картин А. Венецианова «Захарка», «Портрет дочери художника», В. Серова «Мика Морозов», И. Глазунова «Вера». Плакат «Тело человека» Худ. литература по теме «Я – человек». |
«Мой организм» НОД "Из чего "сделано" наше тело" Цель: познакомить детей с клеточным строением организма, разнообразием клеток, их выполняемыми функциями; довести до сознания детей, что все мы состоим из клеток. Беседа "Кожа, или Живая одежда" Цель: дать детям представление о том, что кожа естественный покров тела человека, она постоянно растёт и обновляется, а также выполняет очень много важных дел; воспитывать бережное отношение к своей коже, желание быть чистоплотным. Игра – экспериментирование «Что мы чувствуем кожей?» Цель: познакомить детей с осязательной функцией кожи Игра - экспериментирование «Какая вода в стакане?» Цель: опытным путем показать значение тактильных ощущений Беседа «Осанка – красивая спина» Игра-имитация: «Покажите, с какой спиной ходили в семье горбунов», «Покажите, с какой спиной ходили в семье оловянного солдатика». Беседа «Наши чудесные помощники – руки» Цель: дать понятия о важности человеческой руки, о тесной связи руки и мозга; формировать представления о руке, как органе познания, осязания, ощупывает, совершает действия. Игра – экспериментирование «Значение рук» Цель: опытным путем показать детям значение рук для жизни человека. Беседа «Мои ножки» Цель: Цель: дать понятия о важности человеческих ног, о тесной связи ноги и мозга; формировать представления о ногах, как органе движения. Игра – экспериментирование «Значение ног» Цель: опытным путем показать детям значение ног для жизни человека. Беседа «Великий труженик и волшебные реки» Цель: дать детям представление о работе сердца, его расположении, строении; поддерживать желание глубже познавать себя; воспитывать чуткость, уважение к жизни другого человека Презентация «Правила здорового сердца» Беседа «Об удивительных превращениях пищи внутри нас» Цель: Познакомить детей с пищеварительным трактом, его основными отделами; показать важность работы, выполняемой каждым отделом; учить понимать свой организм, его потребности. Беседа «Чтобы зубы были крепкими» Цели: продолжать знакомить с правилами личной гигиены; закрепить правила ухода за зубами и полостью рта; расширить знания о пользе кисло - молочных продуктов; формировать познавательный интерес к здоровью человека. Составление рассказов из личного опыта «Как я лечил зуб» Беседа «В стране Легких, или Путешествие Цель: Дать детям представление о том, что дыхание - одна из важнейших функций организма; поддерживать чувство исследователя. Беседа «Командир моего организма – мозг». Цель: формировать знания о том, что мозг является своеобразным «командиром» принимающим сигналы от своих пяти «разведчиков» и посылающим команды выполнить то или иное действие различным органам; познакомить детей с его удивительным свойством – памятью. Досуг: «Что может делать мой мозг», «Что я знаю о себе» Практическое упражнение «Послушай свое сердце», «Почувствуй, как ты дышишь», «Как правильно чистить зубы?», «Проверь свою осанку», «Измеряем свой рост», «Измеряем размер ноги». Рисование «Нарядные пальчики» Изготовление коллажа: «Кожа и уход за ней», «Уход за зубами». Рассматривание: иллюстраций «У кого здоровое и больное сердце?», «Как правильно чистить зубы»; плаката «Тело человека»; мнемотаблиц «Кожа и уход за ней», «Самая быстрая улитка». Проблемная ситуация: «Как движутся части тела?», «Как укрепить мышцы и кости?», «Как мы дышим?», «Зачем нам сердце?», «Как помочь сердцу?», «Как сохранить мозг здоровым?», «Как проверить осанку?», «Что было бы, если у человека не было бы…», «Для чего человеку нужны здоровые зубы», «Почему зубы болят», «Как сохранить улыбку красивой», «Как правильно выбрать зубную пасту и щётку». Физкультминутки: «Топ-топ», «Мы ногами то-топ», «Мы топаем ногами», «Поднимаем руки все», «Улыбка», «Зубная щётка», «Передай холодный снежок!», «Зеркало». Пальчиковая гимнастика: «Чудо-пальчики», «Умелые руки», «В гости к пальчику», «Пять пальцев». Сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника», «Скорая медицинская помощь», «Аптека», «Кабинет стоматолога», «Рентген-кабинет». Коммуникативная игра: «Улыбка», «Дотронься до…», «Руки друга», «Цветные ладони», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Дидактические игры: «Да – нет», «Что полезно для зубов, а что не полезно», «Собери из частей», «Что любит сердце?», «Что у нас внутри?», « Найди сердечко», « Как помочь сердцу», «Выбери продукты, полезные для работы сердца», «Мой желудок», «Узнай и назови», «Поговорим без слов». Игровое упражнение: «Научи Незнайку правильно чистить зубы», «Что полезно для зубов?». Самомассаж «Чтоб улыбка сияла» Отгадывание загадок о частях тела человека. Дыхательная гимнастика Артикуляционная гимнастика Чтение худ. литературы: А. А. Анпилова «Зубки заболели», С. Михалков «Как у нашей Любы», К.Чуковский «Мойдодыр», Б. Заходер «Всё о зубах», С.Маршак «Одна дана нам голова…», «Великан», С.Капутикян «Шепчет ротик…», С.Михалков «Как у нашей Любы разболелись зубы…», А.Фадеева «Лечим зубы», В. Драгунский «Без осанки конь-корова», «Силушка по жилушкам огнем бежит», З. Александрова «Топотушки», «Золотые руки», «Раз-два-три-четыре-пять!», Н. Саконская «Где мой пальчик?», В. Катаева «Цветик – семицветик». | Семинар-практикум для родителей «Правильная осанка - залог здоровья!» Мастер-класс для родителей "Проведение пальчиковых игр с детьми дошкольного возраста". Детско-родительский тренинг «Здоровые ножки» Памятка для родителей «Плоскостопие. Как с ним бороться!» Коммуникативный мини-тренинг «Сердце» Статья для родителей «Что нужно знать о неправильном прикусе» Буклет для родителей: «Детские зубы – взрослые проблемы» Привлечь родителей к оформлению плаката «Как сохранить зубы здоровыми» Консультация – практикум «Дыхательная гимнастика – весело и полезно» Привлечь родителей к изготовлению коллажей: «Кожа и уход за ней», «Уход за зубами». Обмен опытом «Как мы научили ребёнка чистить зубы» | Материалы для игры – экспериментирования «Что мы чувствуем кожей?»: кусочек меха, перышко, металлическая ложка и др., платок. Материалы для игры - экспериментирования «Какая вода в стакане?»: три ёмкости с водой разной температуры. Материалы для игры – экспериментирования «Значение рук»: конфеты, предметы одежды. Материалы для игры - экспериментирования «Значение ног»: игрушки, лента или тесьма. Иллюстрации «У кого здоровое и больное сердце?», «Как правильно чистить зубы» Плакат «Тело человека» Муляжи различных органов. Мнемотаблицы «Кожа и уход за ней», «Самая быстрая улитка». Чтение худ. литературы по теме «Мой организм» | |
«Наши умные помощники – органы чувств» НОД «Наши умные помощники – органы чувств» Цель: формировать у детей представления о способах познания окружающего мира; закрепить знания о необходимости ухода за органами чувств; развивать умение понимать мимику человека. Беседа «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны». Цели: закрепить умение различать и показывать органы чувств познакомить со значением носа, глаз и ушей для жизни и здоровья человека, правилами их здоровьясбережения. НОД «Для чего человеку нос?» Цель: познакомить детей с важным органом обоняния – носом; формировать бережное отношение к своему здоровью. Игра - экспериментирование «Умный нос» Цель: определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа. Игра - экспериментирование «Значение носа для речи» Цель: опытным путем показать детям значение носа для речи. НОД «Самая быстрая улитка в мире» Цель: познакомить с важным органом чувств – ухом; формировать представление о его функциях; воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Игра-экспериментирование «Сколько ушей?» Цель: определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. Игра-экспериментирование «Проверим слух» Цель: показать детям, как человек слышит звук. Игра – экспериментирование «Слышу – не слышу» Цель: опытным путем показать детям роль уха в улавливании и различении различных звуков. НОД «Чудесное яблоко» Цель: познакомить детей с органом чувств – глазом и его основными функциями; формировать познавательный интерес к человеку. Игра-экспериментирование «Наши помощники – глаза» Цель: познакомить со строением глаза, функцией его частей. Игра-экспериментирование «Большой – маленький» Цель: продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещения. Игра-экспериментирование «Проверка зрения» Цель: показать детям на опыте зависимость видения объекта от расстояния до него. Гимнастика для глаз «Смотри во все глаза». Беседам «Зачем человеку язык» Цель: познакомить детей с важным органом чувств – язык; формировать представление о его функциях; воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Игра – экспериментирование «Язычок-помощник» Цель: познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. Проблемная ситуация: «Как мы видим?», «Как мы слышим?», «Для чего нам нос?», «Что мы можем почувствовать при помощи языка?». Коммуникативная игра: «Нос к носу», «Слепец и поводырь», «Ухо к уху», «Зеркало». Дидактические игры: «Если я сделаю так», «Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши», «Копилка запахов», «Выбери правильно», «Что ты видишь?», «Узнай по запаху», «Наши помощники – органы чувств», «Все помощники нужны, все помощники важны, а кому какой важнее?», « Чьи уши?». Сюжетно-ролевая игра «На приёме у окулиста (лора)», «Аптека». Развлечение «Наши умные помощники – органы чувств» Пальчиковая гимнастика «С добрым утром, глазки!». Разучивание пословиц: «Язык до Киева доведёт» «Береги нос в большой мороз»; «У страха глаза велики»; «Не видать, как своих ушей». Отгадывание загадок об органах чувств Чтение худ. литературы: А. Барто «Очки», Е. Пермяк «Про нос и язык», С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык», «Четыре глаза», Э. Мошковская «Уши мыть или не мыть?», «Нос», Л. Деляну «Нету места для платка…» | Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика – залог правильной речи» Памятка для родителей «Подготовка ребёнка к исследованию слуха» Буклет для родителей «Гимнастика для глаз или как сохранить зрение ребёнка» Статья для родителей «Как научить ребёнка дышать носом, а не ртом» | Плакат «Органы чувств» Картины, иллюстрации по теме «Органы чувств» Худ. литература по теме «Органы чувств» Материалы для игры – экспериментирования «Умный нос»: платок, продукты с характерным запахом, цветок, флакон из под духов, ёмкости из под киндер-сюрприза, картинки с изображением предметов. Материалы для игры – экспериментирования «Сколько ушей»: картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей, схема строения уха человека. Материалы для игры – экспериментирования «Наши помощники - глаза»: зеркало, пиктограммы, изображение строения глаз, бумажные овалы лица и части лица. Материалы для игры – экспериментирования «Проверим слух»: металлическая ложка, толстые бечёвки длиной 60 см, стол. Материалы для игры – экспериментирования «Большой – маленький»: большое зеркало, маленькие зеркала, настольная лампа. Материалы для игры – экспериментирования «Проверка зрения»: картинки с изображением предметов. Материалы для игры – экспериментирования «Слышу – не слышу»: вата. Материалы для игры – экспериментирования «Язычок - помощник»: платок, набор продуктов питания, тарелки, шпажки. | |
«Как я здоровье берегу, сам себе я помогу» | «Здоровье и здоровый образ жизни» НОД «Что такое здоровье и как его сохранить и преумножить» Цели: продолжать формировать понятие «здоровье»; расширить знания детей о профилактических мерах по предупреждению заболеваний, травм; воспитывать потребность в организации правильного образа жизни; Беседа «Здоровье – главная ценность человеческой жизни». Цель: Воспитывать потребность в организации правильного образа жизни; способствовать формированию желания сохранять и укреплять свое здоровье путем выполнения физических упражнений, соблюдения режима дня и т.п. Беседа «Профилактика простудных заболеваний» Цель: расширить представления о причинах возникновения инфекционных заболеваний; воспитывать желание быть здоровым, сохранять и укреплять здоровье. Рисование «Плакат о здоровье» Аппликация «Оформление книги о здоровье малышей» Лепка «Добрый доктор Айболит» Экскурсия в медицинский кабинет «Наблюдение за работой врача, медсестры» Решение проблемных ситуаций: «Почему люди болеют?» «Что может здоровый человек», «Что делать, если ты заболел?», «Что такое микробы и вирусы», «Какие бывают болезни и что их вызывает?». Дидактические игры: «Это я, это я, это все мои друзья», « Собери цветок здоровья», «Когда это бывает?», «Четвертый лишний», «Подбери одежду по сезону», « Здоровый малыш», «Пишем письмо заболевшему другу». Игровое упражнение: «Помоги Мишке стать здоровым», «Доктор Айболит», «Как «лечили» петушка». Игровые ситуации: «Как справиться с инфекцией», «Отношения к больному человеку», «Могут ли овощи навредить здоровью». Развлечение «Путешествие в страну Здоровейку». Отгадывание загадок о профессиях, направленных на сохранение здоровья. Разучивание пословиц о здоровье: «Здоровье дороже золота»; «Здоровье, ни за какие деньги не купишь»; «Добрый человек здоровее злого»; «Заболеть легко, вылечится — трудно». Чтение худ. литературы: З. Александрова «Про девочку да и мальчика нет», А. Барто «Петя утомлён», «Мы с Тамарой», И. Турчин «Человек заболел», И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной…», С.Михалков «Грипп», «Чудесные таблетки», «Тридцать шесть и пять», «Прививка», Н. Палагута «Сладкие капли», А. Крылов «Как лечили петуха», Г. Ладонщиков «Перевязка», К. Чуковский «Айболит». | Круглый стол «Здоровая семья – здоровый ребёнок» Диспут «О здоровье всерьёз» Семинар-практикум для родителей «Чтоб ребёнок рос здоровым» Тренинг – занятие с родителями «Пожелание Доброго Здоровья». Папка-ширма «Как приучить ребёнка заботиться о своем здоровье» | Плакат «О здоровье» Иллюстрации, картинки для рассматривания по теме «Здоровье и здоровый образ жизни» Чтение худ. литературы по теме «Здоровье и здоровый образ жизни» |
«Правила личной гигиены» НОД «Чистота-залог здоровья» Цель: формировать осознанное отношение к выполнению гигиенических процедур как важной составляющей здорового образа жизни. Беседа «Нам микробы не страшны: с чистотой мы все дружны» Цель: формировать представления о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер; разъяснить, что каждый человек в состоянии сам уберечь себя от болезней; воспитывать желание быть здоровыми. Рисование по сказке К. Ушинского «Мойдодыр» Коллаж «В гостях у Мойдодыра» Игра – экспериментирование «Как передаются микробы от человека к человеку» Цель: опытным путем показать детям как передаются микробы от человека к человеку Игра – экспериментирование «Как микробы боятся мыла» Цель: опытным путем детям значение гигиенических процедур. Проблемные ситуации: «Что такое микроб», «Когда что делать», «Полезные и вредные привычки», «Как можно очистить кожу». Дидактические игры: «Правда или нет», «Топ-хлоп», «Что с чем дружит?», «Опиши, я отгадаю», «Четвёртый лишний» Ситуативное общение: «Ведь я чистый, аккуратный – значит я всегда опрятный», «Моем, моем мылом, мылом – наши рученьки чисты». Досуг «В гостях у королевы Чистоты». Массаж «Умывалочка» Самомассаж «Мыло» Игровая ситуация «В гости к тетушке Зубной щётке» Физкультминутки: «Умывалочка», Зубная щётка». Театрализованные игры: «Волшебное зеркало», «Утренний туалет» Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Стоматология». Развлечение «Праздник чистоты и здоровья». Разучивание пословиц: «Здоров будешь – всё добудешь». Отгадывание загадок о предметах гигиены Чтение худ. литературы: О. Нэш «Микроб», Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», З. Александрова «Купанье», К. Чуковский «Мойдодыр», Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», Г. Зайцев «Дружи с водой», А. Барто «Девочка Чумазая», Н. Найдёнова «Наши полотенца», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Дж. Родари «Люди из мыла», А. Пономаренко «Твои друзья», «Мочалка», «Зубная щётка». | Памятка для родителей « Как приучать детей к опрятности и аккуратности». Диспут "Вакцинация - защита детей. Делать прививки или нет?" Консультация для родителей «Знакомим детей с микробами!» | Макет «Давайте знакомиться, микроб!» Коллаж «В гостях у Мойдодыра» Материалы для игры – экспериментирование «Как передаются микробы от человека к человеку»: гель для тела с блёстками, тени. Материалы для игры – экспериментирования «Как микробы боятся мыла»: гель для тела с блёстками, тени, мыло. Атрибуты для театрализованных игр «Волшебное зеркало», «Утренний туалет». Картины, иллюстрации по теме «Правила личной гигиены» Худ. литература по теме «Правила личной гигиены» | |
«Режим дня» НОД «Твой режим дня» Цель: сформировать представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья; закрепить последовательность действий утром, днём и вечером. Воспитывать желание соблюдать режим дня. Рисование: по стихотворению А. Барто «Придумываю сны», «Шапка и варежки». Аппликация: «Постель для котёнка», «Одежда для Вани и Мани». Проблемная ситуация: «Режим дня нашей группы», «Зачем нужно соблюдать режим дня?», «Режим дня в выходные дни», «Здоровью надо помогать», «Зачем детям нужно спать днём?», «Зачем нам сон?». Игра-путешествие «Комната снов» Ситуация общения «Что будет, если…» Дидактические игры: «Мой режим дня», «Что перепутал художник?», «Части суток», «Когда что делать», « Наши привычки», «Перед сном», «Сон здоровья». Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Детский сад». Отгадывание загадок о частях суток Разучивание пословиц: «Недосыпаешь — здоровье теряешь»; «Кто много лежит, у того бок болит» Чтение худ. литературы: В. Данько «Малыши», Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!», З. Александрова «Утром», Г. Ладонщиков «Ещё рано», В. Орлов «Тихий час», С. Михалков «Не спать», М. Грозовский «Распорядок дня», В. Степанов «Что показывают стрелки?», О. Иванченко «Спокойной ночи» | Круглый стол «Значение режима дня в жизни дошкольника» Игровой тренинг для родителей | Картины, иллюстрации по теме «Режим дня» Худ. литература по теме «Режим дня» Атрибуты для игры игры-путешествия «Комната снов» | |
«Правила питания» НОД «Что и как человек ест» Цель: вывить различие в употреблении пищи животными и человеком; объяснить для чего необходимо обрабатывать пищу. Беседа «Полезная и вредная пища». Цель: Дать понятие о правильном питании; закрепить знания о продуктах питания; вызвать желание заботиться о своем здоровье; учить проявлять заботу. Презентация «Совсем немножко о витаминах на окошке» Цель: закрепить полученные знания о значении витаминов, откуда витамины берутся; воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Беседа «Мои друзья – витамины» Цель: познакомить детей с витаминами; формировать понимание значимости витаминов для нормальной жизнедеятельности человека; воспитывать у детей привычку заботиться о своём организме. Рисование « Витамины с грядки» Аппликация «Где прячутся витамины» Лепка «Витаминный салат» Коллаж «Овощи и фрукты – полезные продукты» Развлечения «Путешествие с Витаминкой и её друзьями» Решение проблемных ситуаций: «А что такое витамины?», «Где прячутся витамины?», «Растения бывают разными: полезными и ядовитыми». Посадка лука «Огород на окне» Сочинение сказки «Спор овощей и фруктов» Игровое упражнение «Выбери полезные продукты», «В гостях у Мишутки», «Что вкусно и полезно». Сюжетно-ролевая игра «Аптека», «Магазин овощей и фруктов», «Обед в семье», «Зубная клиника». Коммуникативные игры: «Поварята», «Магазин». Дидактические игры: «Полезно или нет», «Где живёт витаминка?», «Витаминное угощение», «Узнай на вкус», «Узнай по запаху», «Полезно — вредно », «Составь меню», «Чудесный мешочек», «Витамины», «Где живут витамины». Отгадывание загадок о полезных продуктах и витаминах. Разучивание пословиц: «Сладко есть и пить — по врачам ходить»; «Ешь чеснок и лук — не возьмёт недуг». Чтение худ. литературы: Г. Зайцев «Приятного аппетита», М. Безруких «Разговор о правильном питании», Ю. Тувим «Овощи», Л. Зильберг «Полезные продукты», С. Маршак «Робин – Бобин», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала…», Э. Мошковская «Маша и каша», З. Александрова «Большая ложка», С. Лосева «Кто такие витамины?», Н. Анишина «Друзья витамины», Г. Шестакова «Чтоб сильным быть ловким, здоровым, весёлым», О. Ковальчук «Витамины нам полезны». | Фоторепортаж «Вкусно, полезно, красиво!» Буклет для родителей «Мифы об овощах и фруктах». Журнал для родителей и детей "Разговор о правильном питании " Привлечь родителей к изготовлению книги «Вкусные и полезные сказки» Привлечь родителей к созданию презентации «Совсем немножко о витаминах на окошке»
| Картины, иллюстрации по теме «Правила питания» Худ. литература по теме «Правила питания» Коллаж «Овощи и фрукты – полезные продукты» Атрибуты для развлечения «Путешествие за витаминами» Материалы для посадки лука: 2 прозрачных стакана, земля, лук. | |
«Со спортом дружить – здоровыми быть» | «Спорт и зарядка и здоровье в порядке» Беседа «Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья». Цели: закреплять, уточнять и пополнять знания о значении физкультуры и спорта; укреплять потребность в занятиях физкультурой; вызвать уважение к людям, занимающимся физкультурой. Беседа «Спорт – это здоровье» Рисование «Я - спортсмен» Лепка «На зарядку становись». Коллаж: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта» Решение проблемных ситуаций: «Что такое здоровый образ жизни», «Как спорт помогает человеку быть здоровым?» Физкультминутка: «Зарядка», «На зарядку!» Презентация «Из истории Олимпийских игр». Рассматривание: иллюстраций с различными видами спорта; фотографий российских спортсменов. Дидактические игры: «Чего не стало», «Отгадай вид спорта», «Лото», «Где мы были, мы не скажем, а что детали покажем», «Подбери спортсменам инвентарь», «Какие виды спорта изобразил художник?», «Зимние и летние виды спорта», «Меню спортсмена». Игра-драматизация: «Медвежонок – спортсмен», «Доктор Айболит». Сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника. Кабинет лечебной физкультуры», «Магазин спортивных товаров», «Стадион». Развлечение «С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны» Викторина «Путешествие в Спортландию». Пальчиковые игры (с использованием макета «Физкультурный зал»): «Дети бегут», «В прятки пальчики играли», «Прогулка», «Зарядка», «Пальцы делают зарядку», «Пальчик наш привык к порядку», «Человек бегает». Отгадывание загадок о видах спорта. Разучивание пословиц: «Двигайся больше, проживёшь дольше»; «Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой»; «Сидеть да лежать, болезни поджидать»; «Кто любит спорт, тот здоров и бодр». Чтение худ. литературы: Пляцковский М. С. «Как Чернобурчик в футбол играл», В.Осеевой «На катке», А. Барто «Зарядка», Е. Ильин «Лыжи», «Хоккей», «Олимпиец», Е. Багрян «Маленький спортсмен», А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», В.Г. Гришина и Н.Ф. Осипова «Малыши открывают спорт», А. Жаброва «Будь спортивным и здоровым…», А. Барто «Мама-болельщица», А. Данилина «Утренняя зарядка». | Круглый стол «Мама, папа, я – спортивная семья» Консультация для родителей «Какой вид спорта выбрать для ребёнка?» Фотовыставка «Олимпийские надежды» Привлечь родителей к созданию презентации «Из истории Олимпийских игр» Обмен опытом «Как мы делаем зарядку» | Макет физкультурного зала Картины, иллюстрации по теме «Спорт», фотографий российских спортсменов. Худ. литература по теме «Спорт» Коллаж: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта» Атрибуты для игры-драматизации: «Медвежонок – спортсмен», «Доктор Айболит». |
«Закаливание» Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» Цель: продолжать формировать представления детей о закаливании; расширять представления о здоровом образе жизни; воспитывать желание беречь сове здоровье. Рисование «Солнышко, нарядись!» Лепка «Солнышко, покажись!» Аппликация «Солнышко, улыбнись!» Проблемная ситуация: «Солнце: хорошо или плохо?», «Вода: хорошо или плохо?», «Что такое закаливание?», «Как помогают сохранить здоровье солнце, воздух и вода?». Ситуативное общение «Почему считается, что солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Рассматривание Мнемотаблицы «Факторы, укрепляющие здоровье» Самомассаж «Солнышко» Физкультминутка «Мы решили закаляться…» Отгадывание загадок о компонентах закаливания – солнце, воздухе, воде. Утренняя гимнастика Бодрящая гимнастика Закаливающие процедуры Разучивание пословиц: «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле»; «Смолоду закалишься - на весь век сгодишься»; «Хилый в шубу, а здоровый на мороз». Дидактические игры: «Это правда или нет», «На воде, на солнце», «Что бы быть здоровым, я буду…», «Полезно – вредно», «Мы закаляемся», Чтение худ. литературы: Г. Ладонщиков «Перекупался», Т. Семисынова «Закалка», Е. Винокуров «Купание детей», О. Будрур «Ледяная вода», З. Петрова «Физкультур-ура!», С. Островский «Будьте здоровы», Б. Белова «Песенка про закалку», А. Новикова «Здоровье, закалка – превыше всего». | Консультация для родителей: «Как правильно закаливать ребенка?» Диспут «Закаливание: вред или польза?» Тренинг для родителей «Слагаемые здоровья» | Мнемотаблица «Факторы, укрепляющие здоровье» Картины, иллюстрации по теме «Закаливание» Худ. литература по теме «Закаливание» |
Список используемой литературы:
1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М., 2006
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
3. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
4. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
5. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.
6. Сизова Н.О. Валеология: конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет) Издательство: Паритет, 2008.
7. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
8. Шукшина С.Е. Я и мое тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004.
9. Югова М.Р. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры. – Волгоград: Учитель, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки".
В методической рекомендации показано как в интересной, увлекательной, игровой форме можно познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементарными математическими представлениями....
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Наш любимый городок «Нефтяники»
Методическая разработка, направленная на развитие у детей умения составлять рассказы с использованием регионального компанента....
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Кроссворд "Природные явления".
Кроссворд "Природные явления" помогает детям старшего дошкольного возраста знакомиться с окружающим миром....
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Кроссворд "Сказочные герои".
Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста ещё раз соприкасаются с прекрасным миром сказок....
Сценарий для детей старшего дошкольного возраста на тему: "В здоровом теле - здоровый дух"
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста ...
Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «В здоровом теле, здоровый дух».
Актуальность проекта: Одной из целей работы детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье ребёнка зависит не только от физических особенностей, но и от ус...
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с ТНР) по образовательной области «Познавательное развитие» «Весна пришла»
Закрепление ранее полученных знаний по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеллект-карты....