Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста «Мы здоровыми растем, здоровье с детства бережём»
методическая разработка (подготовительная группа)

          В последнее время из-за сформированных не в полном объеме у дошкольников представлений о здоровье и  недостаточной осведомленности родителей о важности приобщения их к здоровому образу жизни (ЗОЖ), наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Огромный вклад в развитие данной проблемы внес и образ жизни семьи, а именно снижение физической активности, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня. В связи с этим, мы считаем, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах и партнерских отношениях работников ДОУ и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx76.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 61 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(5-7 ЛЕТ) НА ТЕМУ:

 «Мы здоровыми растем, здоровье с детства бережём»

Автор методической разработки:

Яблокова Е.В.

Санкт-Петербург

2016

Пояснительная записка

Актуальность: проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной. Именно дошкольный возраст характеризуется интенсивным формированием всех жизненно важных функций организма, является начальным этапом становления личности.

В законе Российской Федерации «Об образовании», в условиях введения ФГОС ДО вопрос о здоровьесбережении направлен на охрану и укрепление физического, психического здоровья каждого воспитанника, в том числе на их эмоциональное благополучие. С этой целью в образовательный процесс внедрены здоровьесберегающие технологии, направленные на создание единого здоровьесберегающего пространства, условий, способствующих сохранению, укреплению физического здоровья детей, а также обеспечивающего психологическое благополучие.

Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Цель: формировать у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Задачи:

1. Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма.

2. Расширять представления о составляющих ЗОЖ и факторах, разрушающих здоровье.

3. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания.

4. Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.

5. Формировать представления о правилах ухода за больным.

6. Воспитывать сочувствие к болеющим.

7. Формировать умение характеризовать свое самочувствие.

8. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

9. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься

физкультурой и спортом.        

Этапы реализации методической разработки:

I этап – теоретический  

Цель: ознакомление и изучение теоретических материалов инновационных методик и педагогических технологий по ознакомлению детей со строением человека и формированию представления о здоровом образе жизни.

Этапы работы:

- подбор пособий и инвентаря по физическому развитию;

- подбор художественной литературы и иллюстративного материала по данной теме;

- провести сравнительный анализ заболеваемости детей в группе за последний год;

- согласно задачам и содержанию определить формы организации;

- составить перспективный тематический план по теме проекта;

- подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам проекта.

II этап – практический

Цель: формирование убеждений привычек здорового образа жизни, развитие познавательных и творческих способностей детей средней группы.

Этапы работы:

- провести педагогический мониторинг по теме проекта;

- создать проблемные ситуации для вовлечения детей в воспитательно - образовательный процесс;

- создать условия для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу;

- создать условия для проведения игр - экспериментов и наблюдений;

- реализация перспективного тематического плана по теме проекта.

III этап – аналитический

Цель: обобщение опыта работы по формированию убеждений у детей и взрослых привычек здорового образа жизни.

Этапы работы:

- обобщение опыта работы воспитателя и родителей по эффективности использования здоровьесберегающих  технологий в укреплении здоровья детей;

- анализ заболеваемости детей в группе (за год).

Реализация методической разработки

Тема блока

Совместная образовательная деятельность с детьми

Взаимодействие с семьями воспитанников

Наполняемость РППС

«Я человек. Что я знаю о себе»

«Я – человек»

НОД «Вот я какой»

Цель: познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма; воспитывать чувство гордости, что «Я – человек»; вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

Беседа «Мы все похожие, но разные»

Цели: дать детям представление о внешнем виде человека, о его особенностях как живого организма; учить замечать индивидуальные черты у себя и у других людей.

Лепка «Весёлые человечки»

Аппликация: «Весёлые портреты», Человечек»

Рисование: «Папин портрет», «Милой мамочки портрет», «Я и мои друзья», « Дружные ребята».

Игра – экспериментирование «Найди человечка»

Цель: познакомить со строением тела человека.

Дидактические игры: «Покажи как», «Разложи по росту», «Собери сам», «Покажи, части тела», «Правда или нет?», «Назови и покажи», «Найди на ощупь названную часть тела», «Собери человечка», «Части тела человека»,  «Моё лицо».

Театрализованные игры: «Взаимоотношения», «Волшебно зеркало».

Проблемная ситуация: «Кто такой человек?», «Как растет человек», «Как мы устроены?».

Физкультминутка: «У меня есть голова», «Девочки и мальчики», «Это я», «Что умеет наше тело», Шеей крутим осторожно.

Пальчиковая гимнастика: «Девочки и мальчики», Аленка – маленка», «Детки».

Коммуникативные игры: «Комплимент», «Запомни внешность», Что ты делаешь»,  «Изменение своего роста», «Походки», «Опиши друга», «Сравнения».

Игровое упражнение: «Молчок», «Скучно, скучно так сидеть!», Весёлый танец», «Если весело живется»

Рассматривание: фотографий детей, репродукций картин А. Венецианова «Захарка», «Портрет дочери художника», В. Серова «Мика Морозов», И. Глазунова «Вера»; плаката «Тело человека»

Отгадывание загадок о человеке.

Чтение худ. литературы: З. Александрова «Смешные человечки», А. Барто «Я расту!», «Я выросла», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…», Е. Благинина «Алёнушка», Л. Толстой «Старый дед и внучек», К.И.Чуковский «Жил на свете человек», Э. Мошковская «Дедушка и мальчик», А. Шорыгина «Две руки», С. Прокофьев «Румяные щечки».

Блиц – опрос родителей «А что Вы знаете о здоровье»

Игровой тренинг «Моё уникальное «Я»»

Круглый стол «Как правильно помочь ребёнку познать себя»

Памятка для родителей «Мальчики и девочки – почему они разные».

Анкетирование родителей  «Определение уровня знаний о здоровом образе жизни»

Фоторепортаж «Мы такие похожие и такие разные!»

Материалы для игры – экспериментирования «Найди человечка»: набор игрушек (пупсик, зверёк, рыбка, птица), «чудесный мешочек».

Атрибуты для театрализованных игр: «Взаимоотношения», «Волшебно зеркало».

Детские фотографии

Репродукции картин А. Венецианова «Захарка», «Портрет дочери художника», В. Серова «Мика Морозов», И. Глазунова «Вера».

Плакат «Тело человека»

Худ. литература по теме «Я – человек».

«Мой организм»

НОД "Из чего "сделано" наше тело" 

Цель: познакомить детей с клеточным строением организма, разнообразием клеток, их выполняемыми функциями; довести до сознания детей, что все мы состоим из клеток.

Беседа  "Кожа, или Живая одежда" 

Цель: дать детям представление о том, что кожа естественный покров тела человека, она постоянно растёт и обновляется, а также выполняет очень много важных дел; воспитывать бережное отношение к своей коже, желание быть чистоплотным.

Игра – экспериментирование «Что мы чувствуем кожей?»

Цель: познакомить детей с осязательной функцией кожи

Игра - экспериментирование «Какая вода в стакане?»

Цель: опытным путем показать значение тактильных ощущений
Беседа «Скелет и мышцы»
Цель: дать представление о том, что у каждого человека есть кости, которые составляют подвижную конструкцию – скелет нашего тела; познакомить с правилами профилактики переломов и вывихов.

Беседа «Осанка – красивая спина»
Цель: формировать у детей представления об осанке; побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутому результату; воспитывать учить следить за своим здоровьем;

Игра-имитация: «Покажите, с какой спиной ходили в семье горбунов», «Покажите, с какой спиной ходили в семье оловянного солдатика».

Беседа «Наши чудесные помощники – руки» Цель: дать понятия о важности человеческой руки, о тесной связи руки и мозга; формировать представления о руке, как органе познания, осязания, ощупывает, совершает действия.

Игра – экспериментирование «Значение рук»

Цель: опытным путем показать детям значение рук для жизни человека.

Беседа «Мои ножки»

Цель: Цель: дать понятия о важности человеческих ног, о тесной связи ноги и мозга; формировать представления о ногах, как органе движения.

Игра – экспериментирование «Значение ног»

Цель: опытным путем показать детям значение ног для жизни человека.

Беседа «Великий труженик и волшебные реки» 

Цель: дать детям представление о работе сердца, его расположении, строении; поддерживать желание глубже познавать себя; воспитывать чуткость, уважение к жизни другого человека

Презентация «Правила здорового сердца»

Беседа «Об удивительных превращениях пищи внутри нас»

Цель: Познакомить детей с пищеварительным трактом, его основными отделами; показать важность работы, выполняемой каждым отделом; учить понимать свой организм, его потребности.

Беседа «Чтобы зубы были крепкими»

Цели: продолжать знакомить с правилами личной гигиены; закрепить правила ухода за зубами и полостью рта; расширить знания о пользе кисло - молочных продуктов; формировать познавательный интерес к здоровью человека.

Составление рассказов из личного опыта «Как я лечил зуб»

Беседа «В стране Легких, или Путешествие 
воздушных человечков»

Цель: Дать детям представление о том, что дыхание - одна из важнейших функций организма; поддерживать чувство исследователя.

Беседа  «Командир моего организма – мозг».

Цель: формировать  знания о том, что мозг является своеобразным «командиром» принимающим сигналы от своих пяти «разведчиков» и посылающим команды выполнить то или иное действие различным органам; познакомить детей с его удивительным свойством – памятью.

Досуг: «Что может делать мой мозг», «Что я знаю о себе»

Практическое упражнение «Послушай свое сердце», «Почувствуй, как ты дышишь», «Как правильно чистить зубы?», «Проверь свою осанку», «Измеряем свой рост», «Измеряем размер ноги».

Рисование «Нарядные пальчики»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Изготовление коллажа: «Кожа и уход за ней», «Уход за зубами».

Рассматривание: иллюстраций «У кого здоровое и больное сердце?», «Как правильно чистить зубы»; плаката «Тело человека»; мнемотаблиц «Кожа и уход за ней», «Самая быстрая улитка».

Проблемная ситуация: «Как движутся части тела?», «Как укрепить мышцы и кости?», «Как мы дышим?», «Зачем нам сердце?», «Как помочь сердцу?», «Как сохранить мозг здоровым?», «Как проверить осанку?», «Что было бы, если у человека не было бы…», «Для чего человеку нужны здоровые зубы», «Почему зубы болят», «Как сохранить улыбку красивой», «Как правильно выбрать зубную пасту и щётку».

Физкультминутки: «Топ-топ», «Мы ногами то-топ», «Мы топаем ногами», «Поднимаем руки все», «Улыбка», «Зубная щётка», «Передай холодный снежок!», «Зеркало».

Пальчиковая гимнастика: «Чудо-пальчики», «Умелые руки», «В гости к пальчику», «Пять пальцев».

Сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника», «Скорая медицинская помощь», «Аптека», «Кабинет стоматолога», «Рентген-кабинет».

Коммуникативная игра: «Улыбка», «Дотронься до…»,  «Руки друга», «Цветные ладони»,  «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».         

Дидактические игры: «Да – нет», «Что полезно для зубов, а что не полезно», «Собери из частей», «Что любит сердце?», «Что у нас внутри?», « Найди сердечко», « Как помочь сердцу», «Выбери продукты, полезные для работы сердца», «Мой желудок», «Узнай и назови», «Поговорим без слов».

Игровое упражнение: «Научи Незнайку правильно чистить зубы», «Что полезно для зубов?».

Самомассаж «Чтоб улыбка сияла»

Отгадывание загадок о частях тела человека.

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Чтение худ. литературы: А. А.  Анпилова «Зубки заболели», С. Михалков «Как у нашей Любы», К.Чуковский «Мойдодыр», Б. Заходер «Всё о зубах», С.Маршак «Одна дана нам голова…», «Великан», С.Капутикян «Шепчет ротик…», С.Михалков «Как у нашей Любы разболелись зубы…», А.Фадеева «Лечим зубы», В. Драгунский «Без осанки конь-корова», «Силушка по жилушкам огнем бежит», З. Александрова «Топотушки», «Золотые руки», «Раз-два-три-четыре-пять!», Н. Саконская «Где мой пальчик?», В. Катаева «Цветик – семицветик».

Семинар-практикум для родителей «Правильная осанка - залог здоровья!»

Мастер-класс для родителей

"Проведение пальчиковых игр с детьми дошкольного возраста".

Детско-родительский тренинг «Здоровые ножки»

Памятка для родителей «Плоскостопие. Как с ним бороться!»

Коммуникативный мини-тренинг

«Сердце»

Статья для родителей «Что нужно знать о неправильном прикусе»

Буклет для родителей: «Детские зубы – взрослые проблемы»

Привлечь родителей к оформлению плаката «Как сохранить зубы здоровыми»

Консультация – практикум

«Дыхательная гимнастика – весело и полезно»

Привлечь родителей к изготовлению коллажей: «Кожа и уход за ней», «Уход за зубами».

Обмен опытом «Как мы научили ребёнка чистить зубы»

Материалы для игры – экспериментирования «Что мы чувствуем кожей?»: кусочек меха, перышко, металлическая ложка и др., платок.

Материалы для игры - экспериментирования «Какая вода в стакане?»: три ёмкости с водой разной температуры.

Материалы для игры – экспериментирования «Значение рук»: конфеты, предметы одежды.

Материалы для игры - экспериментирования «Значение ног»: игрушки, лента или тесьма.

Иллюстрации «У кого здоровое и больное сердце?», «Как правильно чистить зубы»

Плакат «Тело человека»

Муляжи различных органов.

Мнемотаблицы «Кожа и уход за ней», «Самая быстрая улитка».

Чтение худ. литературы по теме «Мой организм»

«Наши умные помощники – органы чувств»

НОД «Наши умные помощники – органы чувств»

Цель: формировать у детей представления о способах познания окружающего мира; закрепить знания о необходимости ухода за органами чувств; развивать умение понимать мимику человека.

Беседа «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны».

Цели: закрепить умение различать и показывать органы чувств  познакомить со значением носа, глаз и ушей для жизни и здоровья человека, правилами их здоровьясбережения.

НОД «Для чего человеку нос?»

Цель: познакомить детей с важным органом обоняния – носом; формировать бережное отношение к своему здоровью.

Игра - экспериментирование «Умный нос»

Цель: определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа.

Игра - экспериментирование «Значение носа для речи»  

Цель: опытным путем показать детям значение носа для речи.

НОД «Самая быстрая улитка в мире»

Цель: познакомить с важным органом чувств – ухом; формировать представление о его функциях; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Игра-экспериментирование «Сколько ушей?»

Цель: определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.

Игра-экспериментирование «Проверим слух»

Цель: показать детям, как человек слышит звук.

Игра – экспериментирование «Слышу – не слышу»

Цель: опытным путем показать детям роль уха в улавливании и различении различных звуков.

НОД «Чудесное яблоко» 

Цель: познакомить детей с органом чувств – глазом и его основными функциями; формировать познавательный интерес к человеку.

Игра-экспериментирование  «Наши помощники – глаза»

Цель: познакомить со строением глаза, функцией его частей.

Игра-экспериментирование «Большой – маленький»

Цель: продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещения.

Игра-экспериментирование «Проверка зрения»

Цель: показать детям на опыте зависимость видения объекта от расстояния до него.

Гимнастика для глаз «Смотри во все глаза».

Беседам «Зачем человеку язык»

Цель: познакомить детей с важным органом чувств – язык; формировать представление о его функциях; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Игра – экспериментирование «Язычок-помощник»

Цель: познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

Проблемная ситуация: «Как мы  видим?», «Как мы слышим?», «Для чего нам нос?», «Что мы можем почувствовать при помощи языка?».

Коммуникативная игра: «Нос к носу», «Слепец и поводырь», «Ухо к уху», «Зеркало».

Дидактические игры: «Если я сделаю так», «Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши», «Копилка запахов», «Выбери правильно», «Что ты видишь?», «Узнай по запаху», «Наши помощники – органы чувств», «Все помощники нужны, все помощники важны, а кому какой важнее?», « Чьи уши?».

Сюжетно-ролевая игра «На приёме у окулиста (лора)», «Аптека».

Развлечение «Наши умные помощники – органы чувств»

Пальчиковая гимнастика «С добрым утром, глазки!».

Разучивание пословиц:

«Язык до Киева доведёт»

«Береги нос в большой мороз»;

«У страха глаза велики»;

«Не видать, как своих ушей».

Отгадывание загадок об органах чувств

Чтение худ. литературы: А. Барто «Очки», Е. Пермяк «Про нос и язык», С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык», «Четыре глаза», Э. Мошковская «Уши мыть или не мыть?», «Нос», Л. Деляну «Нету места для платка…»

Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика – залог правильной речи»

Памятка для родителей «Подготовка ребёнка к исследованию слуха»

Буклет для родителей «Гимнастика для глаз или как сохранить зрение ребёнка»

Статья для родителей «Как научить ребёнка дышать носом, а не ртом»

Плакат «Органы чувств»

Картины, иллюстрации по теме «Органы чувств»

Худ. литература по  теме «Органы чувств»

Материалы для игры – экспериментирования «Умный нос»: платок, продукты с характерным запахом, цветок, флакон из под духов, ёмкости из под киндер-сюрприза, картинки с изображением предметов.

Материалы для игры – экспериментирования «Сколько ушей»: картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей, схема строения уха человека.

Материалы для игры – экспериментирования «Наши помощники  - глаза»: зеркало, пиктограммы, изображение строения глаз, бумажные овалы лица и части лица.

Материалы для игры – экспериментирования «Проверим слух»: металлическая ложка, толстые бечёвки длиной 60 см, стол.

Материалы для игры – экспериментирования «Большой – маленький»: большое зеркало, маленькие зеркала, настольная лампа.

Материалы для игры – экспериментирования «Проверка зрения»: картинки с изображением предметов.

Материалы для игры – экспериментирования «Слышу – не слышу»: вата.

Материалы для игры – экспериментирования «Язычок - помощник»: платок, набор продуктов питания, тарелки,  шпажки.

«Как я здоровье берегу, сам себе я помогу»

«Здоровье и здоровый образ жизни»

НОД «Что такое здоровье и как его сохранить и преумножить»

Цели: продолжать формировать понятие «здоровье»; расширить знания детей о профилактических мерах по предупреждению заболеваний, травм; воспитывать потребность в организации правильного образа жизни;

Беседа «Здоровье – главная ценность человеческой жизни».

Цель: Воспитывать потребность в организации правильного образа жизни; способствовать формированию желания сохранять и укреплять свое здоровье путем выполнения физических упражнений, соблюдения режима дня и т.п.

Беседа «Профилактика простудных заболеваний»

Цель: расширить представления о причинах возникновения инфекционных заболеваний; воспитывать желание быть здоровым, сохранять и укреплять здоровье.

Рисование «Плакат о здоровье»

Аппликация «Оформление книги о здоровье малышей»

Лепка «Добрый доктор Айболит»

Экскурсия в медицинский кабинет «Наблюдение за работой врача, медсестры»

Решение проблемных ситуаций: «Почему люди болеют?» «Что может здоровый человек»,  «Что делать, если ты заболел?», «Что такое микробы и вирусы», «Какие бывают болезни и что их вызывает?».

Дидактические игры: «Это я, это я, это все мои друзья», « Собери цветок здоровья»,  «Когда это бывает?», «Четвертый лишний», «Подбери одежду по сезону», « Здоровый малыш», «Пишем письмо заболевшему другу».

Игровое упражнение: «Помоги Мишке стать здоровым», «Доктор Айболит», «Как «лечили» петушка». 

Игровые ситуации: «Как справиться с инфекцией», «Отношения к больному человеку», «Могут ли овощи навредить здоровью».

Развлечение «Путешествие в страну Здоровейку».

Отгадывание загадок о профессиях, направленных на сохранение здоровья.

Разучивание пословиц о здоровье:

«Здоровье дороже золота»;  

«Здоровье, ни за какие деньги не купишь»;

«Добрый человек здоровее злого»; 

«Заболеть легко, вылечится — трудно».

Чтение худ. литературы: З. Александрова «Про девочку да и мальчика нет», А. Барто «Петя утомлён», «Мы с Тамарой», И. Турчин «Человек заболел», И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной…»,  С.Михалков «Грипп», «Чудесные таблетки», «Тридцать шесть и пять», «Прививка», Н. Палагута «Сладкие капли», А. Крылов «Как лечили петуха», Г. Ладонщиков «Перевязка», К. Чуковский «Айболит».

Круглый стол «Здоровая семья – здоровый ребёнок»

Диспут «О здоровье всерьёз»

Семинар-практикум для родителей «Чтоб ребёнок рос здоровым»

Тренинг – занятие с родителями «Пожелание Доброго Здоровья».

Папка-ширма «Как приучить ребёнка заботиться о своем здоровье»

Плакат «О здоровье»

Иллюстрации, картинки для рассматривания по теме «Здоровье и здоровый образ жизни»

Чтение худ. литературы по теме «Здоровье и здоровый образ жизни»

«Правила личной гигиены»

НОД «Чистота-залог здоровья»

Цель: формировать осознанное отношение к выполнению гигиенических процедур как важной составляющей здорового образа жизни.

Беседа «Нам микробы не страшны: с чистотой мы все дружны»

Цель: формировать представления о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер; разъяснить, что каждый человек в состоянии сам уберечь себя от болезней; воспитывать желание быть здоровыми.

Рисование по сказке К. Ушинского «Мойдодыр»

Коллаж «В гостях у Мойдодыра»

Игра – экспериментирование «Как передаются микробы от человека к человеку»

Цель: опытным путем показать детям как передаются микробы от человека к человеку

 Игра – экспериментирование «Как микробы боятся мыла»

Цель: опытным путем детям значение гигиенических процедур.

Проблемные ситуации: «Что такое микроб», «Когда что делать», «Полезные и вредные привычки», «Как можно очистить кожу».

Дидактические игры: «Правда или нет», «Топ-хлоп», «Что с чем дружит?», «Опиши, я отгадаю», «Четвёртый лишний»

Ситуативное общение: «Ведь я чистый, аккуратный – значит я всегда опрятный», «Моем, моем мылом, мылом – наши рученьки чисты».

Досуг «В гостях у королевы Чистоты».

Массаж «Умывалочка»

Самомассаж «Мыло»

Игровая ситуация «В гости к тетушке Зубной щётке»

Физкультминутки: «Умывалочка», Зубная щётка».

Театрализованные игры: «Волшебное зеркало», «Утренний туалет»

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Стоматология».

Развлечение «Праздник чистоты и здоровья».

Разучивание пословиц: «Здоров будешь – всё добудешь».

Отгадывание загадок о предметах гигиены

Чтение худ. литературы: О. Нэш «Микроб», Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», З. Александрова «Купанье», К. Чуковский «Мойдодыр», Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», Г. Зайцев «Дружи с водой», А. Барто «Девочка Чумазая», Н. Найдёнова «Наши полотенца», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Дж. Родари «Люди из мыла», А. Пономаренко «Твои друзья», «Мочалка», «Зубная щётка».

Памятка для родителей «

Как приучать детей к опрятности и аккуратности».

Диспут "Вакцинация - защита детей. Делать прививки  или нет?"

Консультация для родителей «Знакомим детей с микробами!»

Макет «Давайте знакомиться, микроб!»

Коллаж «В гостях у Мойдодыра»

Материалы для игры – экспериментирование «Как передаются микробы от человека к человеку»: гель для тела с блёстками, тени.

Материалы для

игры – экспериментирования «Как микробы боятся мыла»: гель для тела с блёстками, тени, мыло.

Атрибуты для театрализованных игр «Волшебное зеркало», «Утренний туалет».

Картины, иллюстрации по теме «Правила личной гигиены»

Худ. литература по теме «Правила личной гигиены»

«Режим дня»

НОД «Твой режим дня»

Цель: сформировать представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья; закрепить последовательность действий утром, днём и вечером. Воспитывать желание соблюдать режим дня.

Рисование: по стихотворению А. Барто «Придумываю сны», «Шапка и варежки».

Аппликация: «Постель для котёнка», «Одежда для Вани и Мани».

Проблемная ситуация: «Режим дня нашей группы», «Зачем нужно соблюдать режим дня?», «Режим дня в выходные дни», «Здоровью надо помогать», «Зачем детям нужно спать днём?», «Зачем нам сон?».

Игра-путешествие «Комната снов»

Ситуация общения «Что будет, если…»

Дидактические игры: «Мой режим дня», «Что перепутал художник?», «Части суток», «Когда что делать», « Наши привычки», «Перед сном», «Сон здоровья».

Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Детский сад».

Отгадывание загадок о частях суток

Разучивание пословиц:

«Недосыпаешь — здоровье теряешь»;

«Кто много лежит, у того бок болит»

Чтение худ. литературы: В. Данько «Малыши», Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!», З. Александрова «Утром», Г. Ладонщиков «Ещё рано», В. Орлов «Тихий час», С. Михалков «Не спать», М. Грозовский  «Распорядок дня», В. Степанов «Что показывают стрелки?», О. Иванченко «Спокойной ночи»

Круглый стол «Значение режима дня в жизни дошкольника»

Игровой тренинг для родителей
«Знакомство детей со временем в старшем дошкольном возрасте»

Картины, иллюстрации по теме «Режим дня»

Худ. литература по теме «Режим дня»

Атрибуты для игры игры-путешествия «Комната снов»

«Правила питания»

НОД «Что и как человек ест»

Цель: вывить различие в употреблении пищи животными и человеком; объяснить для чего необходимо обрабатывать пищу.

Беседа «Полезная и вредная пища».

Цель: Дать понятие о правильном питании; закрепить знания о продуктах питания; вызвать желание заботиться о своем здоровье; учить проявлять заботу.

Презентация «Совсем немножко о витаминах на окошке»

Цель: закрепить полученные знания о значении витаминов, откуда витамины берутся; воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Беседа «Мои друзья – витамины»

Цель: познакомить детей с витаминами; формировать понимание значимости витаминов для нормальной жизнедеятельности человека; воспитывать у детей привычку заботиться о своём организме.

Рисование « Витамины с грядки»

Аппликация «Где прячутся витамины»

Лепка «Витаминный салат»

Коллаж «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Развлечения «Путешествие с Витаминкой и её друзьями»

Решение проблемных ситуаций: «А что такое витамины?», «Где прячутся витамины?», «Растения бывают разными: полезными и ядовитыми».

Посадка лука «Огород на окне»

Сочинение сказки «Спор овощей и фруктов»

Игровое упражнение «Выбери полезные продукты», «В гостях у Мишутки», «Что вкусно и полезно».

Сюжетно-ролевая игра «Аптека», «Магазин овощей и фруктов», «Обед в семье», «Зубная клиника».

Коммуникативные игры: «Поварята», «Магазин».

Дидактические игры: «Полезно или нет», «Где живёт витаминка?», «Витаминное угощение», «Узнай на вкус», «Узнай по запаху», «Полезно — вредно », «Составь меню», «Чудесный мешочек», «Витамины», «Где живут витамины».

Отгадывание загадок о полезных продуктах и витаминах.

Разучивание пословиц:

«Сладко есть и пить — по врачам ходить»; 

«Ешь чеснок и лук — не возьмёт недуг».

Чтение худ. литературы: Г. Зайцев «Приятного аппетита», М. Безруких «Разговор о правильном питании», Ю. Тувим «Овощи», Л. Зильберг «Полезные продукты», С. Маршак «Робин – Бобин», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала…», Э. Мошковская «Маша и каша», З. Александрова «Большая ложка», С. Лосева «Кто такие витамины?», Н. Анишина «Друзья витамины», Г. Шестакова «Чтоб сильным быть ловким, здоровым, весёлым», О. Ковальчук «Витамины нам полезны».

Фоторепортаж «Вкусно, полезно, красиво!»

Буклет для родителей «Мифы об овощах и фруктах».

Журнал для родителей и детей "Разговор о правильном питании "

Привлечь родителей к изготовлению книги

«Вкусные и полезные   сказки»

Привлечь родителей к созданию презентации «Совсем немножко о витаминах на окошке»

                                                                           

Картины, иллюстрации по теме «Правила питания»

Худ. литература по теме «Правила питания»

Коллаж «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Атрибуты для развлечения «Путешествие за витаминами»

Материалы для посадки лука: 2 прозрачных стакана, земля, лук.

«Со спортом дружить – здоровыми быть»

«Спорт и зарядка и здоровье в порядке»

Беседа «Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья».

Цели: закреплять, уточнять и пополнять знания о значении физкультуры и спорта; укреплять потребность в занятиях физкультурой; вызвать уважение к людям, занимающимся физкультурой.

Беседа «Спорт – это здоровье»
Цель: способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом; закрепить знания о различных видах спорта.

Рисование «Я - спортсмен»

Лепка «На зарядку становись».

Коллаж: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта»

Решение проблемных ситуаций: «Что такое здоровый образ жизни», «Как спорт помогает человеку быть здоровым?»

Физкультминутка: «Зарядка», «На зарядку!»

Презентация «Из истории Олимпийских игр».

Рассматривание: иллюстраций с различными видами спорта; фотографий российских спортсменов.

Дидактические игры: «Чего не стало», «Отгадай вид спорта», «Лото», «Где мы были, мы не скажем, а что детали  покажем», «Подбери спортсменам инвентарь», «Какие виды спорта изобразил художник?», «Зимние и летние виды спорта», «Меню спортсмена».

Игра-драматизация: «Медвежонок – спортсмен», «Доктор Айболит».

Сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника. Кабинет лечебной физкультуры», «Магазин спортивных товаров», «Стадион». 

Развлечение  «С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны»

Викторина «Путешествие в Спортландию».

Пальчиковые игры (с использованием макета «Физкультурный зал»): «Дети бегут», «В прятки пальчики играли», «Прогулка», «Зарядка», «Пальцы делают зарядку», «Пальчик наш привык к порядку», «Человек бегает».

Отгадывание загадок о видах спорта.

Разучивание пословиц:

«Двигайся больше, проживёшь дольше»;  

«Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой»;

«Сидеть да лежать, болезни поджидать»;

«Кто любит спорт, тот здоров и бодр».

Чтение худ. литературы: Пляцковский М. С. «Как Чернобурчик в футбол играл», В.Осеевой «На катке», А. Барто «Зарядка», Е. Ильин «Лыжи», «Хоккей», «Олимпиец», Е. Багрян «Маленький спортсмен», А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», В.Г. Гришина и Н.Ф. Осипова «Малыши открывают спорт», А. Жаброва «Будь спортивным и здоровым…», А. Барто «Мама-болельщица», А. Данилина «Утренняя зарядка».

Круглый стол «Мама, папа, я – спортивная семья»

Консультация для родителей «Какой вид спорта выбрать для ребёнка?»

Фотовыставка «Олимпийские надежды»

Привлечь родителей к созданию презентации «Из истории Олимпийских игр»

Обмен опытом «Как мы делаем зарядку»

Макет физкультурного зала

Картины, иллюстрации по теме «Спорт», фотографий российских спортсменов.

Худ. литература по теме «Спорт»

Коллаж: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта»

Атрибуты для игры-драматизации: «Медвежонок – спортсмен», «Доктор Айболит».

«Закаливание»

Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Цель: продолжать формировать представления детей о закаливании; расширять представления о здоровом образе жизни; воспитывать желание беречь сове здоровье.

Рисование  «Солнышко, нарядись!»

Лепка «Солнышко, покажись!»

Аппликация «Солнышко, улыбнись!»

Проблемная ситуация: «Солнце: хорошо или плохо?», «Вода: хорошо или плохо?», «Что такое закаливание?», «Как помогают сохранить здоровье солнце, воздух и вода?».

Ситуативное общение «Почему считается, что солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».

Рассматривание Мнемотаблицы «Факторы, укрепляющие здоровье»

Самомассаж «Солнышко»

Физкультминутка «Мы решили закаляться…»

Отгадывание загадок о компонентах закаливания – солнце, воздухе, воде.

Утренняя гимнастика

Бодрящая гимнастика

Закаливающие процедуры

Разучивание пословиц:

 «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле»;

«Смолоду закалишься - на весь век сгодишься»;

«Хилый в шубу, а здоровый на мороз».

Дидактические игры: «Это правда или нет», «На воде, на солнце», «Что бы быть здоровым, я буду…», «Полезно – вредно»,  «Мы закаляемся»,

Чтение худ. литературы: Г. Ладонщиков «Перекупался», Т. Семисынова «Закалка», Е. Винокуров «Купание детей», О. Будрур «Ледяная вода», З. Петрова «Физкультур-ура!», С. Островский «Будьте здоровы», Б. Белова «Песенка про закалку», А. Новикова «Здоровье, закалка – превыше всего».

Консультация для родителей:

«Как правильно закаливать ребенка?»

Диспут «Закаливание: вред или польза?»

Тренинг для родителей  «Слагаемые здоровья»

Мнемотаблица «Факторы, укрепляющие здоровье»

Картины, иллюстрации по теме «Закаливание»

Худ. литература по теме «Закаливание»

Список используемой литературы:

1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М., 2006

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

3. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

4. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

5. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.

6. Сизова Н.О. Валеология: конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет) Издательство: Паритет, 2008.

7. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

8. Шукшина С.Е. Я и мое тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004.

9. Югова М.Р. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры. – Волгоград: Учитель, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки".

В методической рекомендации показано как в интересной, увлекательной, игровой форме можно познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементарными математическими представлениями....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Наш любимый городок «Нефтяники»

Методическая разработка, направленная на развитие у детей умения составлять рассказы с  использованием регионального компанента....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Кроссворд "Природные явления".

Кроссворд "Природные явления" помогает детям старшего дошкольного возраста знакомиться с окружающим миром....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Кроссворд "Сказочные герои".

Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста ещё раз соприкасаются с прекрасным миром сказок....

Сценарий для детей старшего дошкольного возраста на тему: "В здоровом теле - здоровый дух"

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста ...

Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «В здоровом теле, здоровый дух».

Актуальность проекта: Одной из целей работы детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье ребёнка зависит не только от физических особенностей, но и от ус...

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с ТНР) по образовательной области «Познавательное развитие» «Весна пришла»

Закрепление ранее полученных знаний по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеллект-карты....