"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях"
консультация

     ФГОС ДО  одной из задач дошкольного образования определяет создание благоприятных условий для развития детей с использованием здоровьесберегающих технологий в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_muzykalnyh.docx30.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста


      Одной из целей музыкальных занятий детей является сохранение здоровья детей. Наиболее важно это при занятиях с дошкольниками, так как именно в этом возрасте происходит формирование личности человека, интенсивно развиваются все системы и органы человека. Здесь же начинают закладываться и начальные вокально-хоровые навыки, навыки певческого дыхания, певческой дикции. При этом важно заинтересовать ребенка, облечь занятие в интересную, доступную ему форму. Поэтому остановимся на применении технологий сбережения здоровья на занятиях с детьми именно дошкольного возраста. 
      Применение на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. 
      Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменение кровообращения, дыхания. Таким образом, музыка-это одно из средств физического развития детей. 
        Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: 

- Дыхательная гимнастика; 
-
 Артикуляционная гимнастика; 
- Распевание 
- Оздоровительные и фонопедические упражнения; 
- Игровой массаж; 
- Пальчиковые игры; 
-  Речевые игры; 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

       Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Работа над дыханием предваряет пение песен, но может быть и самостоятельным видом деятельности. 
       Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно 
связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; короткий выдох, неумение делать незаметный 
добор воздуха; неправильная осанка. 
        Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Например, 
«Ёжик» (Вправо-влево) 
Ёжик по лесу гулял 
и цветочки собирал. 
Справа - белая ромашка, 
Слева - розовая кашка. 

       Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища, смотрим перед собой. На счет «раз» слега поворачиваем голову вправо - вдох! Затем, не останавливаясь посередине, сразу же на счет «два» слегка поворачиваем голову влево - тоже вдох! Шею во время поворотов ни в коем случае не напрягать, она абсолютно свободна. Болевых ощущений не должно быть. 
     «Машина» (обучение постепенному выдоху воздуха) 
И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании. 
   «Цветок» (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого 
при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов). И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу. 

«Собачка» (закаливание зева) 
И.П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка). 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА 

Нам часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. 

Артикуляционная гимнастика "Жаба Квака"(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки) 
Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны) 
Сладко-сладко позевала. (дети зевают) 
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения) 
Да водички поглотала. (глотают) 
На кувшинку села, 
Песенку запела: 
"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко) 
Квэ-э-э-! 
Ква-а-а-а! 
Жизнь у Кваки хороша! 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, игре на музыкальном инструменте), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно - ассоциативное мышление, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

«Кошка» 
Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко") 
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке) 
С такими усами! (показывают "длинные усы") 
С такими глазами! (показывают "большие глаза") 
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши) 
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой) 

«Очки» 
Бабушка очки надела и внучаток разглядела 
Соединять поочередно все пальцы с большим, делать движение «очки» 

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности - ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма - являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. 
Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу (1895 - 1982 гг.). Впоследствии речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран, в том числе и России, решая следующие ЗАДАЧИ: 

1. Развивать музыкальные и творческие способности детей 
• слуховое внимание; 
• тембровый, звуковысотный и динамический слух; 
• чувство ритма; 
2. Развивать звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматический строй. 
3. Улучшать дикцию детей. 
4. Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр. 
5. Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности. 
6. Укреплять голосовой аппарат. 
7. Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры 
через интонацию, жесты, движения, мимику. 

          Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов - металлофонов, ксилофонов, различных свистулек, дудочек, шумовых, в том числе и самодельных  (шуршалок), звенелок), скрипелок). Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Недаром известный музыковед М. Г. Харлан писал, что «между речью и музыкой есть стадия лепета - ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки». 
       Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. 

«Снег» 
Как на горки снег, снег (хлопки над головой) 
И под горкой снег, снег (хлопки ниже колен)
И на елке снег, снег (хлопки над головой) 
И под елкой снег, снег. (хлопки над головой) 
А под снегом спит медведь, (движение «спит») 
Тише, тише, не шуметь. (подносят палец ко рту «тихо») 

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ и ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ     

Одной из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата являются фонопедические упражнения. Основная цель упражнений – активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающегося по энергетическим затратам от речевого. 
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. 
       Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно- фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. 

«Динозаврик» 
Четыре динозаврика, ура, ура, ура! 
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра! 
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить! 
И мы все время заняты, нам некогда грустить! 
Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность: «У-о-а-ы-и-скрип!» 

«Резиновая игрушка» 
Купили в магазине 
Резиновую Зину 
Она сказала : Ш-ш-ш-ш! 
Потом сказала: C-c-c-c! 
Затем сказала : Х-х-х-х! 
Потом устало: Ф-ф-ф-ф! 
Потом так странно: К-к-к-к! 
И так обычно: Т-т-т-т! 
Потом легонько: П-п-п-п! 
И очень твердо: Б-б-б-б! 
Жужжала тихо: Ж-ж-ж-ж! 
И вовсе сдулась: З-з-з-з! (Согласные произносятся на выдохе и очень тихо).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально - оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Здоровье – это базовая ценность и не...

Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »

Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям  . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....