технологическая карта педагога психолога ДОУ (старшая группа)
учебно-методический материал (старшая группа)

Номоконова Анастасия Анатольевна

Технологическая карта

 

Тема

«Наши эмоции»

Тип

Занятие по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

Цель

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Задачи

1. Уточнить и обогатить знания детей об эмоциях людей  (грусть, злость, радость)

2. Развивать умение понимать эмоциональное состояние других людей.

3. Развивать чувства эмпатии (умение сочувствовать и сопереживать).

4. Развивать навыки саморегуляции и самоконтроля в эмоциональной сфере.

5. Воспитывать умение оказывать помощь другим в трудной ситуации.

Группа

Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Оборудование

Проектор, столы для организации игр, картинки с изображением различных эмоций и вариантов помощи по их преодолению, лэпбук «Наши эмоции», мягкие подушки, коврики для релаксации

Словарная работа

эмоции, грусть, злость, гнев, радость

Образовательная область

Социально-коммуникативная в интеграции с речевой, физической областью

 

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

1 этап-предварительная работа

-Ребята, посмотрите, сколько у вас гостей! Поздороваемся с гостями. Оказывается, поздороваться с гостями можно с помощью стихотворения.

Добрый день, добрый день, добрый день всем.

Счастья мы желаем и здоровья всем,                

А чтобы счастье было такое! (Руки вверх)

А здоровье было такое! (Разводят руки в стороны).

 

А сейчас ребята поздороваемся друг с другом, повернитесь друг к другу лицом

 

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг»

Здравствуй друг! 

Как ты тут? 

Где ты был? 

Я скучал! 

 

Ты пришел! 

 Хорошо! 

Дети заходят в зал, педагог предлагает  встать полукругом.

Здороваются с гостями.

 

 

 

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

 

 

Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию.

 

 

(рукопожатие)

(похлопывание по плечу)

(разводим руки в стороны)

(складывают руки на груди в области сердца)

(вытянуть руки вперед)

(обнимают друг друга)

Привлечь внимание детей  с помощью коммуникативной игры, сопровождая действия художественным словом

2 этап-мотивационно-побудительный

- Я очень рада вас сегодня видеть, а вы? Радость это эмоция. Эмоции это то, что переживают и чувствуют как люди, так и животные. Эмоции бывают разные, может быть вы знаете, как они называются? Давайте поговорим сегодня о некоторых из них. А поможет нам эта волшебная книга, к которой мы будем обращаться на протяжении всей нашей встречи, в ней живут эмоции. Вы согласны? Здорово!

 

Ответы детей

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог знакомит детей с лэпбуком

3 этап-организационно-поисковая деятельность

-Как то я зашла в своем детском саду в группу к ребятам и увидела девочку, зовут ее Анечка. Она сидела совсем одинокая. Ее глаза смотрят вниз, уголки губ опущены.

-Как вы считаете, какую эмоцию в этот момент Аня испытывала?

Как можно поступить в данной ситуации?

Как помочь грустному человеку?

 

 

 

 

А на что похожа эмоция грусти? Под эмоцией грусти расположите, пожалуйста, те картинки, которые, по вашему мнению, похожи на грусть.

 

 

А чтобы отгадать о какой эмоции идет речь, мы разделимся на группы и попробуем выполним задание. Вам необходимо сложить картинку из частей. Какая эмоция у вас получилась?

Давайте сядем на стульчики и внимательно рассмотрим эту эмоцию.

Злость или гнев это эмоциональное состояние человека при котором он испытывает раздражительность. Человек, который постоянно злиться становиться нетерпимым к людям. Поэтому важно научиться управлять этой эмоцией.

Как можно помочь человеку, который испытывает чувство злости?

        

 

 

 

Когда вы начинаете злиться, что надо делать, чтобы успокоиться? Если дети затрудняются ответить, можно использовать картинки-подсказки.

-Я знаю еще один секрет, который мне помогает избавиться от злости, может быть и вам он поможет.

Игра «Салют»

Давайте сядем в круг, выберите, пожалуйста, лист цветной бумаги, мы, с вами разрывая листы на кусочки, будем проговаривать те ситуации, которые у вас вызывают злость. Давайте я начну.

-Когда мы с Вами высказались, наша злость вышла наружу. Давайте устроим салют из наших мелких кусочков. От такого салюта нам всем стало весело. А вам?    

Какую эмоцию вы испытываете сейчас?

А я почувствовала радость. Радость это положительная эмоция. Возникает она, когда человек доволен тем, что происходит в его жизни. Он испытывает это чувство, когда сбываются мечты, когда встречается с друзьями, когда получает подарки. Радость, как и другая эмоция, отражается на лице человека.

         Педагог-психолог приглашает ребенка показать, как меняются части лица, когда человек радуется.

-А хотите узнать чему радуются взрослые? Пойдемте снова на стульчики.

Я спросила родителей детей, которые ходят в детский сад, в котором я работаю, чему же радуются они?         Вот, что они мне ответили.

Видеоролик «Когда я радуюсь?» Взрослые рассказывают чему они могут порадоваться. Последний родитель рассказывает о том, что в детстве радовался просмотру мультфильмов.

-Дети а вы любите смотреть мультфильмы? Герои мультфильмов тоже выражают  разные эмоции, хотите отгадать их эмоции.

Игра «Угадай эмоцию героев мультфильма». На слайде появляется герой, дети называют эмоцию. Затем задание на слайдах усложняется. Нужно найти и назвать цвет того смайлика, который соответствует эмоции героя мультфильма.

Релаксация  «На пляже»

-А сейчас, ребята, я хочу предложить вам лечь на коврики  и отдохнуть. В этом году у нас очень морозная зима, а хотелось бы вам оказаться на берегу моря и погреться на солнышке? Тогда закрывайте глаза и будем представлять то, о чем я буду говорить:

«Представьте, что сегодня прекрасный солнечный день. Вы лежите на теплом песке, на берегу моря, а на вас светит солнце. Ощутите спиной много-много маленьких песчинок, на которых вы лежите.

      Вытяните одну руку далеко в сторону, будто вам хочется сделать ее вдвое длиннее. Поднимите ее вверх и мягко потрясите, чтобы сбросить все песчинки. Нарисуйте ею большой круг в воздухе. Позвольте ей снова упасть на песок. (Повторить то же с другой рукой.)

         Ощутите, как ваше тело лежит на песке. Поерзайте спиной, чтобы немного глубже забраться в песок. Сделайте спину длинной-длинной. Теперь дайте телу снова стать расслабленным и теплым от лучей солнца.

 Вдохните глубоко свежий морской воздух.

Полежите спокойно и дайте всем частичкам вашего тела отдохнуть.        

Разбудите ушки и послушайте звуки в нашем зале и за окном (1 минута).

Вы можете повернуться на бок, сесть и плавно открыть глаза».

 

 

 

 

 

 

(ответы детей)

Дети предлагают варианты помощи грустному человеку, затем рассматривают  картинки с другими вариантами помощи,  обсуждают их.

Дети высказывают свои ассоциации

Дети выбирают картинки, располагают их на лэпбуке  

 

Дети делятся на 2 группы и выполняют задание, складывают картинки из частей

(ответы детей)

 

Дети садятся на стульчики для просмотра слайдов

 

 

 

 

 

 

Дети рассказывают о своих вариантах помощи человеку, испытывающему чувство злости

 

 

 

Дети высказывают свои варианты, рассматривают картинки-подсказки и дополняют способы снятия своего негативного состояния

 

 

 

 

Дети садятся в круг на мягкие подушки и рассказывают о своих ситуациях, при  которых испытывают чувство злости.

 

 

Дети делают салют из кусочков бумаги.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок показывает на лэпбуке, как отражается на лице эмоция радости.

 

 

 

 

 

 

Дети садятся на стульчики для просмотра видеоролика

 

 

 

ответы детей

 

 

 

 

 

 

Дети называют эмоции героев, а затем цвет смайлика соответствующий эмоции героя

 

Дети ложатся на коврики для релаксации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

на слайде  фотография Ани  с эмоцией грусти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если дети затрудняются ответить, предложить обратить внимание на слайд, где изображены картинки-подсказки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если дети не решаются, педагог сам показывает, сопровождая действия речью (взгляд становиться добрым, уголки губ приподнимаются вверх).

4 этап-рефлексивно-коррегирующая деятельность

-Расскажите, какие эмоции вы испытывали на протяжении нашей встречи. А что вы чувствуете сейчас в данный момент?

Вы хотели бы поделиться радостью с нашими гостями? Выберите картинку, которая похожа на вашу радость, соедините ее со смайликом и подарите, пожалуйста, ее нашим гостям.

Наши гости обрадовались подаркам. Так как подарки приносят радость, я хотела бы и вам подарить эту книгу, в ней вы можете вместе с воспитателем придумывать различные игры на эмоции, а может быть и родители с удовольствием вам помогут.

Прощание.

-Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу самую добрую улыбку, а теперь нашим гостям! До свидания!

Дети высказывают свои мнение

 

 

Дети  подбирают картинку, которая по их мнению похожа на радость наклеивают на картинку смайлик с эмоцией радости и дарят гостям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и гостям.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема

«Наши эмоции»

Тип

Занятие по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

Цель

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Задачи

1. Уточнить и обогатить знания детей об эмоциях людей  (грусть, злость, радость)

2. Развивать умение понимать эмоциональное состояние других людей.

3. Развивать чувства эмпатии (умение сочувствовать и сопереживать).

4. Развивать навыки саморегуляции и самоконтроля в эмоциональной сфере.

5. Воспитывать умение оказывать помощь другим в трудной ситуации.

Группа

Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Оборудование

Проектор, столы для организации игр, картинки с изображением различных эмоций и вариантов помощи по их преодолению, лэпбук «Наши эмоции», мягкие подушки, коврики для релаксации

Словарная работа

эмоции, грусть, злость, гнев, радость

Образовательная область

Социально-коммуникативная в интеграции с речевой, физической областью

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

1 этап-предварительная работа

-Ребята, посмотрите, сколько у вас гостей! Поздороваемся с гостями. Оказывается, поздороваться с гостями можно с помощью стихотворения.

Добрый день, добрый день, добрый день всем.

Счастья мы желаем и здоровья всем,                

А чтобы счастье было такое! (Руки вверх)

А здоровье было такое! (Разводят руки в стороны).

А сейчас ребята поздороваемся друг с другом, повернитесь друг к другу лицом

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг»

Здравствуй друг! 

Как ты тут? 

Где ты был? 

Я скучал! 

Ты пришел! 

 Хорошо!  

Дети заходят в зал, педагог предлагает  встать полукругом.

Здороваются с гостями.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию.

(рукопожатие)

(похлопывание по плечу)

(разводим руки в стороны)

(складывают руки на груди в области сердца)

(вытянуть руки вперед)

(обнимают друг друга)

Привлечь внимание детей  с помощью коммуникативной игры, сопровождая действия художественным словом

2 этап-мотивационно-побудительный

- Я очень рада вас сегодня видеть, а вы? Радость это эмоция. Эмоции это то, что переживают и чувствуют как люди, так и животные. Эмоции бывают разные, может быть вы знаете, как они называются? Давайте поговорим сегодня о некоторых из них. А поможет нам эта волшебная книга, к которой мы будем обращаться на протяжении всей нашей встречи, в ней живут эмоции. Вы согласны? Здорово!

Ответы детей

Ответы детей

Педагог знакомит детей с лэпбуком

3 этап-организационно-поисковая деятельность

-Как то я зашла в своем детском саду в группу к ребятам и увидела девочку, зовут ее Анечка. Она сидела совсем одинокая. Ее глаза смотрят вниз, уголки губ опущены.

-Как вы считаете, какую эмоцию в этот момент Аня испытывала?

Как можно поступить в данной ситуации?

Как помочь грустному человеку?

А на что похожа эмоция грусти? Под эмоцией грусти расположите, пожалуйста, те картинки, которые, по вашему мнению, похожи на грусть.

А чтобы отгадать о какой эмоции идет речь, мы разделимся на группы и попробуем выполним задание. Вам необходимо сложить картинку из частей. Какая эмоция у вас получилась?

Давайте сядем на стульчики и внимательно рассмотрим эту эмоцию.

Злость или гнев это эмоциональное состояние человека при котором он испытывает раздражительность. Человек, который постоянно злиться становиться нетерпимым к людям. Поэтому важно научиться управлять этой эмоцией.

Как можно помочь человеку, который испытывает чувство злости? 

         

Когда вы начинаете злиться, что надо делать, чтобы успокоиться? Если дети затрудняются ответить, можно использовать картинки-подсказки.

-Я знаю еще один секрет, который мне помогает избавиться от злости, может быть и вам он поможет.

Игра «Салют»

Давайте сядем в круг, выберите, пожалуйста, лист цветной бумаги, мы, с вами разрывая листы на кусочки, будем проговаривать те ситуации, которые у вас вызывают злость. Давайте я начну.

-Когда мы с Вами высказались, наша злость вышла наружу. Давайте устроим салют из наших мелких кусочков. От такого салюта нам всем стало весело. А вам?        

Какую эмоцию вы испытываете сейчас?

А я почувствовала радость. Радость это положительная эмоция. Возникает она, когда человек доволен тем, что происходит в его жизни. Он испытывает это чувство, когда сбываются мечты, когда встречается с друзьями, когда получает подарки. Радость, как и другая эмоция, отражается на лице человека.

        Педагог-психолог приглашает ребенка показать, как меняются части лица, когда человек радуется.

-А хотите узнать чему радуются взрослые? Пойдемте снова на стульчики.

Я спросила родителей детей, которые ходят в детский сад, в котором я работаю, чему же радуются они?         Вот, что они мне ответили.

Видеоролик «Когда я радуюсь?» Взрослые рассказывают чему они могут порадоваться. Последний родитель рассказывает о том, что в детстве радовался просмотру мультфильмов.

-Дети а вы любите смотреть мультфильмы? Герои мультфильмов тоже выражают  разные эмоции, хотите отгадать их эмоции.

Игра «Угадай эмоцию героев мультфильма». На слайде появляется герой, дети называют эмоцию. Затем задание на слайдах усложняется. Нужно найти и назвать цвет того смайлика, который соответствует эмоции героя мультфильма.

Релаксация  «На пляже»

-А сейчас, ребята, я хочу предложить вам лечь на коврики  и отдохнуть. В этом году у нас очень морозная зима, а хотелось бы вам оказаться на берегу моря и погреться на солнышке? Тогда закрывайте глаза и будем представлять то, о чем я буду говорить: 

«Представьте, что сегодня прекрасный солнечный день. Вы лежите на теплом песке, на берегу моря, а на вас светит солнце. Ощутите спиной много-много маленьких песчинок, на которых вы лежите.

      Вытяните одну руку далеко в сторону, будто вам хочется сделать ее вдвое длиннее. Поднимите ее вверх и мягко потрясите, чтобы сбросить все песчинки. Нарисуйте ею большой круг в воздухе. Позвольте ей снова упасть на песок. (Повторить то же с другой рукой.)

         Ощутите, как ваше тело лежит на песке. Поерзайте спиной, чтобы немного глубже забраться в песок. Сделайте спину длинной-длинной. Теперь дайте телу снова стать расслабленным и теплым от лучей солнца.

 Вдохните глубоко свежий морской воздух.

Полежите спокойно и дайте всем частичкам вашего тела отдохнуть.        

Разбудите ушки и послушайте звуки в нашем зале и за окном (1 минута).

Вы можете повернуться на бок, сесть и плавно открыть глаза».

(ответы детей)

Дети предлагают варианты помощи грустному человеку, затем рассматривают  картинки с другими вариантами помощи,  обсуждают их.

Дети высказывают свои ассоциации

Дети выбирают картинки, располагают их на лэпбуке  

Дети делятся на 2 группы и выполняют задание, складывают картинки из частей

(ответы детей)

Дети садятся на стульчики для просмотра слайдов

Дети рассказывают о своих вариантах помощи человеку, испытывающему чувство злости

Дети высказывают свои варианты, рассматривают картинки-подсказки и дополняют способы снятия своего негативного состояния

Дети садятся в круг на мягкие подушки и рассказывают о своих ситуациях, при  которых испытывают чувство злости.

Дети делают салют из кусочков бумаги.

Ответы детей.

Ребенок показывает на лэпбуке, как отражается на лице эмоция радости.

Дети садятся на стульчики для просмотра видеоролика

ответы детей

Дети называют эмоции героев, а затем цвет смайлика соответствующий эмоции героя

Дети ложатся на коврики для релаксации

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

на слайде  фотография Ани  с эмоцией грусти

Если дети затрудняются ответить, предложить обратить внимание на слайд, где изображены картинки-подсказки

Если дети не решаются, педагог сам показывает, сопровождая действия речью (взгляд становиться добрым, уголки губ приподнимаются вверх).

4 этап-рефлексивно-коррегирующая деятельность

-Расскажите, какие эмоции вы испытывали на протяжении нашей встречи. А что вы чувствуете сейчас в данный момент?

Вы хотели бы поделиться радостью с нашими гостями? Выберите картинку, которая похожа на вашу радость, соедините ее со смайликом и подарите, пожалуйста, ее нашим гостям.

Наши гости обрадовались подаркам. Так как подарки приносят радость, я хотела бы и вам подарить эту книгу, в ней вы можете вместе с воспитателем придумывать различные игры на эмоции, а может быть и родители с удовольствием вам помогут.

Прощание.

-Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу самую добрую улыбку, а теперь нашим гостям! До свидания!

Дети высказывают свои мнение

Дети  подбирают картинку, которая по их мнению похожа на радость наклеивают на картинку смайлик с эмоцией радости и дарят гостям.

Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта итогового занятия в старшей группе

Технологичкеская карта итогового интегрированного занятия в старшей группе "Космические спасатели". Задачи:ОО «Познавательное развитие» - развитие интересов детей, любознательности и познавательн...

технологическая карта по математике в старшей группе

Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Технологическая карта по самопознанию в старшей группе

Содействовать раскрытию содержания ценности - любовь....

+технологические карты по образовательным областям старшая группа

технологические карты для проведения занятий с детьми старшего возраста по лексическим темам...

Технологическая карта ОУД для детей старших групп «Кукла в гостях у ребят»

Тема: «Кукла в гостях у ребят»Цель: Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного харктера; поощрять творческие проявления и инициативу детей.Ожидаемы...

Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе «Постановка звука Ж»

1.      Уточнение артикуляции звука Ж, постановка звука Ж, закрепление в изолированном произношении;2.      Развитие речевой моторики;3....

Технологическая карта фронтальных занятий педагога-психолога в старшей группе.

Таблица Технологическая карта фронтальных занятий педагога-психолога в старшей группе....