Главные вкладки

    Технологическая карта фронтальных занятий педагога-психолога в старшей группе.
    рабочая программа (старшая группа)

    Бурдина Тамара Викторовна

    Таблица 

    Технологическая карта фронтальных занятий педагога-психолога в старшей группе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта фронтальных занятий педагога-психолога в старшей группе.

    Время проведения

    Название занятия

    Цель, задачи

    Оборудование

    Содержание занятия

    Примечание

    1

    ноябрь

    Органы чувств

    Цель: ознакомление детей с понятием «органы чувств», с их ролью в познании окружающего мира.

    Задачи:

    - ознакомить детей с понятием «органы чувств» и  их ролью в познании окружающего мира;

    -создать позитивное отношение к собственному телу и развить способность осознанно управлять им.

    Музыкальная колонка; аудиозаписи звуков природы;

    Коробка с прорезью для рук с разными мелкими предметами

    Приветствие

    Чтение и обсуждение рассказа Е.Пермяка «Про нос и язык»

    Игра «Посылка от Каркуши» (дети определяют предметы на ощупь, психолог привлекает их внимание кроли  руки в узнавании предметов методом ощупывания.

    Игра «Послушай  и угадай» (слушают аудиозаписи звуков природы и угадывают их)

    Игра «Угадай кто позвал» (дети встают в круг, в середине водящий с закрытыми глазами . Кто-то из детей называет имя водящего, а тот угадывает.

    Беседа «Какой из органов чувств нам помогал?»

    Прощание

    2

    ноябрь

    Органы чувств

    Цель: продолжать ознакомление детей с понятием «органы чувств», с их ролью в познании окружающего мира.

    Задачи:

    -продолжать  знакомить детей с понятием «органы чувств» и  их ролью в познании окружающего мира;

    -создать позитивное отношение к собственному телу и развить способность осознанно управлять им.

    Небольшие

    кусочки фруктов или овощей;

    «необычные дощечки»;

    Приветствие

    Игра «Угадай кто позвал» (дети встают в круг, в середине водящий с закрытыми глазами . Кто-то из детей называет имя водящего, а тот угадывает.

    Игра «Определи на вкус» (с закрытыми глазами определяют на вкус что им положили в рот)

     

    Игра «Необычные дощечки» (Ганичева С 11)

    Беседа «Какой из органов чувств нам помогал?»

    Прощание

    Используются небольшие кусочки фруктов , овощей, сахар, соль, мед.

    Игра усложняется, предлагается 2 дощечки, потом3 и тд.

    3

    ноябрь

    Ориентировка в схеме тела

    Контакт с телом

    Цель: ознакомление детей со строением и основными частями тела с использованием собственного тактильного контакта, прикосновения к частям тела

    Цель: развитие сенсорной чувствительности, слуховой и зрительной памяти, дифференциации ощущений.

    Иллюстрации «Части тела»

    Листы бумаги, простые и цветные карандаши, колонка с аудиозаписью музыки для релаксации

    Приветствие

    Упражнение «Росток» (Ганичева С 12)

    Знакомство с телом (рассматривание иллюстраций «Части тела»

    Игра «Слушай и выполняй» (С 14)

    Упражнение «Потянулись –сломались»

    Игра «Доктор  радио» (водящий-доктор радио, говорит, что потерялся ребенок и описывает одного из группы, остальные угадывают, водящий меняется и тд.)

    Игра Угадай по голосу»

    Игра «Угадай на ощупь» ( с завязанными глазами угадать того кто подошел)

    Игра «Художники» (разбиваемся на пары один из детей художник, другой натура; художник запоминает внешний вид натуры, затем отвернувшись описывает ее.

    Рисунок своего тела ( нарисовать свое тело так как они его представляют

    Упражнение «Болванчик» (водящий-«болванчик», с закрытыми глазами в круге, остальные дети передают его бережно по кругу, водящий рассказывает понравилось ли

    ему упр.

    Упражнение «Сложи кулак» (под релаксационную музыку сжимать кулак медленно в течение 3 минут, обсуждение упражнение)

    Можно выполнять это упр. на  счет от 1 до 10

    В роли водящего должен побывать каждый ребенок

    Психолог получает информацию о восприятии тела самим ребенком, важно понять отношение ребенка к телу.

    4

    ноябрь

    Контакт с телом

    Цель: развитие сенсорной чувствительности, слуховой и зрительной памяти, дифференциации ощущений

    Колонка с аудиозаписью музыки для релаксации

    Приветствие

    Игра «Заяц и волк» ( один из детей заяц остальные волки, волки стоят неподвижно, заяц с закрытыми глазами двигается по группе избегая столкновения с волками)

    Упражнение «Животные» ( дети изображают животное, но не сообщают об этом, животные контактируют друг с другом, при обсуждении угадывают

    Упражнение «Болванчик» (водящий-«болванчик», с закрытыми глазами в круге, остальные дети передают его бережно по кругу, водящий рассказывает понравилось ли ему упр.

    Игра Угадай по голосу»

    Прощание

    Психолог фиксирует характер перемещения ребенка каким образом он ориентируется в пространстве, подглядывает или нет,, ищет контакты или неосторожен, отказ свидетельствует о наличии страхов.

    Психолог фиксирует кого изображает ребенок, какой способ контакта выбирает, как себя ведет в контакте с другими

    В роли водящего должен побывать каждый, фиксируется на сколько водящий доверяет окружающим)

    5

    декабрь

    Контакт с телом

    Приветствие

    Игра «Путаница» (психолог берет одного из детей за руку, тот другого и тд и водит пока не создастся путаница, телесный контакт, по команде ведущего клубок распадается)

    Упражнение «Лепим лицо» (с 20)

    Игра «Замри» (перемещаются по группе, по команде «замри» останавливаются в неподвижной позе)

    Упражнение «Контакт с полом» (лежат на полу, раскинуть руки и ноги, расслабиться)

    Упражнение «Почувствуйте тело» ( с20)

    Прощание

    Вначале в роли ведущего психолог. потом дети.

    Выявляются гиперактивные и расторможенные дети.

    Время выполнения 5 мин.

    6

    декабрь

    Тело в контакте

    Осознание телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установление различных способов контакта.

    «Необычные дощечки», предметы с разными поверхностями холодными. Теплыми, гладкими , шершавыми.

    Приветствие

    Упражнение «Спина к спине» (Встают так чтоб почувствовать спину партнера какая она холодная или теплая, удобно ли стоять, меняются партнерами.)

    Упражнение «Лодочка» (садятся на пол и по очереди наклоняют друг друга назад и вперед)

    Упражнение «Раскачивание» (садятся спиной друг к другу , переплетая руки под локтями, раскачиваются вперед назад, пытаются встать в таком положении)

    Упражнение «Рисунок» (рисуют на спине соседа какую ни будь фигуру или цифру, партнер угадывает)

    Упражнение «Зеркало»( один из пары показывает движение другой его повторяет, затем меняются)

    Прощание

    Обратить внимание с кем стоять удобней.

    Фиксируется способ контакта между детьми

    Фиксируется способ контакта между детьми

    7

    декабрь

    Тело в контакте

    Приветствие

    Игра «Мама с детенышем» ( один из партнеров мама и выполняет эту функцию, другой детеныш, потом меняются ролями)

    Упражнение «Сиамские близнецы» (двигаются вместе)

    Упражнение «Театр контакта» ( в группе п 6 человек, один лежит на полу,  другие прикасаются к нему двое к рукам, двое к нога, один к голове.

    Упражнение «Удержи равновесие» ( встают упираясь друг в друга ладонями задача вывести партнера из равновесия)

    Игра «Слепой и поводырь»

    Игра «Тряпичная кукла»( один из пары лежит на полу в расслабленной позе другой играет с ним как с куклой)

    Массаж в паре ( поглаживающие и похлопывающие прикосновения по спине, ногам, рукам, затем меняются)

    Прощание

    Фиксируется способ контакта между детьми

    Фиксируется желание вступать в телесный контакт.

    Обсуждение понравилось или нет, если нет то почему.

    Фиксируется степень доверия

    Фиксируются сигналы прошлого или настоящего опыта, как с куклой так и с партнером)

    Обучать детей, пальцы при похлопывании лодочкой позвоночник задевать нельзя)

    8

    декабрь

    Развитие невербальной коммуникации

    Цель: развитие невербальной коммуникации: мимики, пантомимики, жестикуляции.

    Мелкие предметы, камешки , желуди, орехи, шишки, ракушки.

    Приветствие ( дети здороваются с помощью жестов)

    Игра «Угадай, что это?» ( в руки каждому психолог кладет мелкий предмет, дети с закрытыми глазами угадывают)

    Игра «О чем говорит твой собеседник?» ( в парах один из детей сообщает что-то с помощью мимики и жестов, другой угадывает)

    Игра «Незнайка» (водящий- «Незнайка» отвечает на вопросы детей только с помощью жестов и мимики)

    Игра «Покажи жестами (в парах показать как чистить зубы, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, затем меняются)

    Прощание

    Можно показать какую-нибудь позу, а другой угадывает кто это.

    9

    январь

    Развитие невербальной коммуникации

    Цель: развитие невербальной коммуникации: мимики, пантомимики, жестикуляции.

    Мелкие предметы, камешки , желуди, орехи, шишки, ракушки

    Приветствие

    Игра «Угадай, что это?» ( в руки каждому психолог кладет мелкий предмет, дети с закрытыми глазами угадывают)

    Упражнение «Походка» (один из детей демонстрирует походку или повадки какого-то животного , остальные угадывают)

    Упражнение «Передай предмет» (все встают в круг и передают по кругу воображаемый предмет например: стеклянная ваза, мягкая игрушка, мячик, тяжелое ведро, воздушный шарик и тд)

    Упражнение «Согласование движений» (в парах изобразить: пилят дрова, гребцы  в лодке, перетягивание каната)

    Упражнение «Огонь и лед» (( по команде «лед» замирают в позе, «огонь» продолжают двигаться)

    Игра «Путаница»

    Прощание

    10

    январь

    Знакомство с эмоциями

    Цель: ознакомление с различными эмоциями; дифференциации собственных чувств и эмоций, а также чувств окружающих.

    Карточки с изображением лица в разных эмоциональных состояниях (радость, злость, удивление, обида); лист ватмана; предмет-символ (свеса, сердечко)

    Приветствие (в кругу поочередно произносят «Я рада тебя видеть Лена…»)

    Упражнения «Различные чувства»

    Чтение и обсуждение сказки «Про чувства» (с. 29)

    Коллективный рисунок на ватмане (изображают то чувство из сказки, которое больше запомнилось)

    Прощание

    11

    январь

    Радость, грусть

    Цель: ознакомление детей с эмоциями радости и грусти; определение чувств и эмоций по телесным проявлениям- через мимику и пантомимику.

    Карточки с изображение веселого и грустного гномов;  аудиозаписи грустной и веселой музыки; листы бумаги, простые и цветные карандаши

    Приветствие (психолог обходит детей. Прикасается к ладоням и называет имя)

    Игра-беседа «Знакомство с гномами» (показывает гномов Кирюшу и Антошу, задает вопросы чем похожи , чем отличаются, что огорчило Кирюшу, что обрадовало Антошу и тд.)

    Стихи гномов

    Упражнение «Случай и хз жизни» ( делятся на две команды.  Команда Кирюши придумывает ситуации грустные, «Мне было грустно когда..», а команда Антоши веселые «Я радовался когда»

    Упражнение «Изображаем Кирюшу и Антошу» ( в парах один мимикой и пантомимикой показывает грустного, другой веселого гномов, затем меняются)

    Рисование гномов ( команда грустного гнома рисует веселого и наоборот)

    Упражнение «Танцы» ( танцуют сначала под грустную музыку, затем под веселую)

    Игра «Медведи и пчелы» (2 команды-«пчелы», «медведи» медведи воруют у пчел мед они веселые, а «пчелы» грустные, дети изображают «пчел» и «медведей» затем меняются.

    Рисование на тему радость и грусть

    Прощание (передают улыбку по кругу)

    12

    январь

    Обида

    Цель: ознакомление детей с чувством обиды, со способами выражения обиды в вербальной и графической формах.

    Карточка с изображением обидевшегося мальчика, пиктограмма «обида», листы бумаги, простые и цветные карандаши, воздушные шарики.

    Приветствие (здороваются и говорят о своих достижениях или неудачах)

    Чтение и обсуждение сказки (с36.)

    Беседа об обидчивости (почему обида мешает людям , примеры из жизни, сказок)

    Упражнение «Рассмотри и изобрази обиженного человека» (рассматривание иллюстрации и пиктограммы)

    Рисование на тему «Обида» (беседа по рисункам)

    Упражнение «Шарики» (проговаривают обиды и надувают шарик, психолог говорит, что обиды уйдут когда шарик лопнет или сдуется, дети лопают или сдувают шарик)

    Прощание (каждый говорит по кругу что-то доброе и приятное)

    Дети сами выбирают способ приветствия (жест, прикосновение, речь)

    13

    февраль

    Злость, гнев.

    Цель: ознакомить с чувством злости и гнева, с формами их выражения.

    Карточка с изображением злящегося мальчика, пиктограмма «Злость», листы бумаги, простые и цветные карандаши, воздушные шарики, шарф или полотенце, старые газеты, аудиозапись музыки для релаксации.

    Приветствие (встают в круг, берутся за руки и говорят «Доброе утро»

    Упражнение «Определи эмоцию» (рассматривание иллюстрации и пиктограммы, беседа по вопросам: Какое чувство испытывает мальчик Посмотрите на выражение его лица (брови, рот , глаза)

    Этюд «Гневная гиена» (с 39)

    Игра «Жужа» (водящий «Жужа» в кругу на стуле , дети его дразнят «Жужа, Жужа выходи нас  скорее догони», , «Жужа» терпит, но когда терпение кончается осаживает кого-то из детей полотенцем или шарфам и тот становится «Жужей»)

    Рисование на тему «Злость» («Гнев») (изображают с помощью цветного пятна, в конце поясняют)

    Упражнение «Злость пришла и ушла»(с 40)

    Игры : Подушечные бои», «Выбиваем пыль», «Два барана», «Злая собака», «Рычание»

    Прощание

    Психолог следит чтобы удары были несильными.

    14

    февраль

    Страх, спокойствие

    Цель: ознакомление детей с чувством страха и с чувством спокойствие ; обучение различению эмоционального состояния по внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию;

    обучение умению справляться с чувством страха через игру, мимику, пантомимику.

    Карточка с изображением испуганного мальчика, пиктограмма «Страх», листы бумаги, простые и цветные карандаши,

    Приветствие (с помощью телесных прикосновений, без слов)

    Упражнение «Определи эмоцию» (страх, спокойствие)

    Беседа по пиктограммам

    Игра «Покажи эмоцию» (показывают спокойного и испуганного человека)

    Упражнение «Закончи предложение» («Я боюсь, когда…»)

    Упражнение «Изобрази эмоцию»

    Игра «Охотники и звери»

    Работа с рисунком «Страх» по методике Н. Александровой.

    Прощание (в кругу «Я не боюсь….»)

    Обсуждают событие наиболее часто вызывающее страх.

    15

    февраль

    Тренинг из 6 занятий

    «Путешествие на остров хорошего настроения»

    Занятие 1

    Цель; снизить остроту проблемных переживаний

    Задачи: развивать навык конструктивного общения; снять зажимы посредством взаимомассажа и приемов расслабления;

    учиться управлять собственными эмоциями, повышать самооценку.

    Приветствие Игра «Корабль и ветер»

    Игра «Взаимомассаж»

    Игра «Похвала»

    Игра «Угадай своего товарища»

    Игра «Обзывалки»

    Игра «Драка»

    Упражнения «Как психологически справиться с тревогой и волнением»

    Релаксация.

    Рефлексия. Коллективное обсуждение в общем кругу.

    16

    февраль

    Занятие 2

    Цель: понизить уровень тревожности, повысить самооценку, расслабить мышечные зажимы.

    Шарф или полотенце

    Приветствие:

    Игра «Надуваем шарик»

    Игра «Взаимомассаж»

    Упражнение «Параллельные шаги»

    Упражнение «Руки»

    Упражнение «Неваляшка» 

    Игра "Слепой и поводырь"

    Релаксация «Водопад»

    Игра «Шалтай-Болтай»

    Игра «Серебряное копытце»

    Рефлексия

    Прощание

    17

    март

    Занятие 3

    Цель: способствовать снятию психологического и мышечного напряжения, способствовать повышению самооценки.

    Воздушные шары

    Приветствие.

    Ритуал встреч - упражнения на дыхание

    Игра «Кораблик на речке»

    Игра "За что меня любит мама"

    Игра "Слепой танец"

    Игра "Гусеница"

    Релаксация «Путешествие на теплом облаке»

    Прощание

    Отнеситесь к рассказу ребенка внимательно. В нем может быть важная информация для дальнейшей коррекционной работы.

    Рефлексия по занятию.

    18

    март

    Занятие 4

    Цель: создать у дошкольников  мотивацию на самопознание, способствовать развитию самопознания, рефлексии и уверенности в себе, в своем будущем.

    Приветствие.

    Игра «Корабль и ветер» -традиционно упражнение на дыхание.

    Игра «Параллельные шаги»

    Игра «Скалолаз»

    Упражнение «Мой образ»

    Упражнение «Вот я какой! У Проективная методика Н. Александровой «Успех»

    гадали?»

    Релаксация. «Полет высоко в небе»

    Рефлексия.

    Прощание

    19

    март

    Занятие 5

    Цель: создавать поведенческие модели как прием повышения самооценки участников для коррекции или профилактики эмоциональных нарушений на основе личностных и поведенческих изменений.

    Таблица:

    Красный цвет – восторг  

    Оранжевый - радость, веселье.

    Желтый - мне приятно.

    Зеленый - спокойное настроение.

    Синий - грустное настроение, неуверенность.

    Фиолетовый - тревожное настроение.

    Черный - унылое настроение.

    Белый - настроение страха; разноцветные фишки

    Приветствие

    Игра «Надуваем шарик»

    Беседа «Цветопись настроения»

    Упразднение «Перекрещивающиеся шаги»

    Игра «Волшебный стул»

    Игра «Фотосессия» (по Н.И. Нестеренко)

    Релаксация «Необычная радуга»

    Рефлексия. Обсуждение сегодняшнего занятия. Самочувствие. Удалось ли взять с «Острова хорошего настроения» заряд хорошего самочувствия?

    Прощание

    Упражнение выполняется лежа

    20

    март

    Занятие 6

    Цель: создание внутренней мотивации на позитивные дела, снятие мышечного напряжения.

    Приветствие

    Ритуал встреч - упражнения на дыхание

    Упражнение - активатор «Путаница»

    Упражнение - активатор «Ладони и колени»

    Экспресс - приемы по снятию внутреннего напряжения:

     Упражнение «Ветряная мельница».

    Упражнение «Растяжка»

    Упражнение «Потягивание»

    Игра "Волшебные очки"

    Игра «Серебряное копытце»

    Игра «Замкнутое пространство»

    Релаксация «Воздушный шарик»

    Рефлексия. Обсудить, что понравилось на занятии. Удалось ли настроить себя на хорошее настроение.

    Прощание

    Дети сидят на стульчиках


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционная работа с детьми, направленная на обучение конструктивного поведения.Конспект занятия педагога – психолога с детьми старшей группы из реализованной программы «Созвездие».

    Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, нуждаются в психолого – педагогиче...

    Конспект занятия педагога - психолога с детьми старшей группы «Путешествие по берегу моря»

    Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей группы "Путешествие по берегу моря"...

    Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей группы по теме: «Россия – Родина моя»

    Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей группы по теме: "Россия - Родина моя"....

    Методическая разработка занятия педагога-психолога с детьми старшей группы

    Методические разработки по проведению  коррекционно-развивающего занятия педагогом-психологом с детьми старшей группы, направленного на   развитие эмоциональной сферы дошкольников ...

    Конспект занятия педагога психолога с детьми старшей группы ДОУ «Мечты сбываются»

    Конспект занятия педагога психолога с детьми старшей группы ДОУ «Мечты сбываются»...

    Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей группы. «Волшебная сказка»

    В работе представлен конспект работы педагога-психолога с дошкольниками, направленный на работу с детскими страхами при помощи сказки....

    Технологическая карта фронтальных занятий педагога-психолога в средней группе.

    Таблица Технологическая карта фронтальных занятий педагога-психолога в средней группе....