Семинар - практикум по здоровьесбережению для педагогов ДОУ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чернявко Наталья Геннадьевна

    Проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум по здоровьесбережению

для педагогов ДОУ

Тема: «Виды здоровьесберегающих технологий

и использование их в работе педагогов ДОУ».

Цель: использование здоровьесберегающих технологий в и использование их в работе педагогов ДОУ.

Задачи:

  1. Конкретизировать понятия: “технология”, “здоровьесберегающие технологии”;
  2.  Классификацировать формы воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в области здоровьесберегающих технологий по доминирующим целям и решаемым задачам.

Ход семинара:

Британский биолог Джон Лебок утверждал, что здоровье человека зависит не столько от врачей, сколько от привычек и ведения здорового образа жизни. Неоспоримо, что здоровье наших воспитанников – самая большая ценность, и мы с вами имеем возможность влиять на формирование их привычек и правильный взгляд на здоровый образ жизни.

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада, является воспитание здорового дошкольника. Некоторые дети уже при поступлении в детский сад имеют отклонения от норм физического развития, имеют хронические заболевания, агрессивны, страдают дефицитом движения. Поэтому систематическая работа в направлении здоровьесбережения воспитанников наша первоочередная задача.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. По данной причине возникла востребованность педагогов образовательного учреждения в применении здоровьесберегающих технологий.

Слайд 3

Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии” появилось в педагогическом лексиконе сравнительно недавно.  И до сих пор воспринимается многими воспитателями как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Одни определяет их как “полноценное медицинское обеспечение работы образовательного учреждения”. Другие включают в это понятие своевременное проведение прививок и профилактику заболеваемости. Существуют различные мнения по данному вопросу.

Для нас наиболее приемлемым определением является следующее:

Здоровьесберегающие технологии это - позитивное воздействие на здоровье детей путем различных оздоровительных мероприятий, которые грамотно “встроены” в общую систему функционирования ДОУ. Направленны на благо здоровья детей и отвечающие единству целей и задач.

Слайд 4

Какова основная цель здоровьесберегающих технологий?

Цель: Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей

Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?

Ответы педагогов:

- закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня

- педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе

- педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.

Вы верно перечисляете формы работы, которые проводятся в детском саду. Но это еще не технология. Работа по здоровьесохранению ребенка должна быть систематической, непрерывной, спланированной в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду и иметь четко обозначенную цель)

 

Слайд 5

Задачи  здоровьесбережения

  • сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственной работоспособности
  • создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей
  • создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения
  • Классификация здоровьесберегающих технологий.

Слайд 6

Виды здоровьесберегающих технологий

1. Медико-профилактические технологии – направлены на сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

• Мониторинг здоровья

• Организация профилактических мероприятий

• Рациональное питание

• Рациональный режим дня

• Здоровьесберегающая среда

• Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН

Слайд 7, 8, 9

 2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка

• Двигательный режим

• Динамические паузы

• Закаливание

• Гимнастика

• Подвижные и спортивные игры

• Дни здоровья

Спортивные развлечения, праздники

Слайд 10

3. Социально-психологические технологии обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подхода в процессе воспитания для сохранения психологического здоровья ребенка.

• Тренинги

• Релаксация

• Музыкотерапия

• Психогимнастика

• Сказкотерапия

Слайд 11

4. Образовательные технологии

• Образовательная деятельность по физическому развитию

• Формирование понятия «здоровый образ жизни»

• Формирование понятия «безопасность»

Слайд 12

5. Валеологическое просвещение родителей

Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ:

• Дни открытых дверей

• Выступления на родительских собраниях

• Консультации

• Информация для стендов

• Памятки

• Презентации

• Буклеты

• Образовательный сайт МДОУ

Кроме того, существуют авторские методики по здоровьесохранению детей.

Слайд 13

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Переходим к практической части нашего семинара

Предлагаю вам, уважаемые педагоги  ответить на вопросы.

Вопросы САН ПИН:

1.Сколько раз в неделю проводятся физкультурные занятия в первой и второй младших  группах. Сколько по времени они длится?

2.При каких условиях прогулка сокращается (ниже минус 15, скорость ветра более 7 м/с)

3.Время проведения НОД в возрастных группах

4.Правила расстановки столов при проведении НОД в группе

5.Временной перерыв между НОД

6. Максимальное количество НОД в день в младшей и средней группе

7. Время проведения утренней гимнастики в возрастных группах

8.Время дневного сна для детей младшего возраста, детей подготовительной группы

9.Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок в ДОУ (3-4 часа)

10.Как реализуется медико-профилактическая технология в ДОУ  (перечислите)

11.Как реализуется валеологическая технология в ДОУ

12.Как реализуется физкультурно оздоровительная технология в ДОУ

Предлагаю вам организовать педсостав и провести «Физкультминутку»

Дружно встали.                  

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!                                       Руки в стороны.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,                                     Поворот вправо.

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже                                            Поворот влево.

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще                                                  Поворот вправо.

Через левое плечо.                                              Поворот влево.

Слайд 14,15

Пальчиковая гимнастика

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

Способствует овладению навыкам мелкой моторики

Помогает развивать речь

Повышает работоспособность коры головного мозга

Развивает психические способности: мышление, память, воображение

Снимает тревожность

 Проведите  пальчиковую гимнастику для детей (организуйте педсостав)

 «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

Слайд 16.

Гимнастика для глаз

  • Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз
  • Укрепляет мышцы глаз
  • Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Зрение — основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться — важнейшая задача родителей и педагогов.

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.

Проведите гимнастику для глаз (3-4 упражнения) организуйте педсостав

А сейчас, а сейчас всем гимнастика для глаз. Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем. Снова крепко закрываем

И опять их открываем. Смело можем показать,

Как умеем мы моргать. Головою не верти,

Влево посмотри, вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо - упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз, поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите. Прямо, ровно посидите.

Слайд 17

Дыхательная гимнастика

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани

Улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание

Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения

Повышает общую сопротивляемость организма

Роза и одуванчик

Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» - максимально выдыхает ртом.

Курочка

Ребенок сидит на стуле с опущенными руками, потом делает быстрый вдох и поднимает ручки к подмышкам, ладошками вверх, изображая крылья курочки. На выдохе опускает «крылышки», поворачивая ладошки вниз.

 

Слайд 18

Точечный массаж и самомассаж

  • Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье
  • Является профилактикой простудных заболеваний
  • Повышает жизненный тонуса у детей
  • Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

Слайд 19

Релаксация

  • Учит детей расслабляться
  • Способствует концентрации внимания
  • Помогает снять напряжение
  • Снимает возбуждение
  • Включить музыку пения птиц

Слайд 20

Музыкотерапия

  • Повышает иммунитет детей
  • Снимает напряжение и раздражительность
  • Снимает головную боль
  • Восстанавливает спокойное дыхание

Слайд 21

Дорожка здоровья

Плоскостопие приносит ребенку много неприятностей. Лечить плоскостопие труднее, чем предупредить, поэтому главное внимание нужно уделять профилактике данного заболевания. Для профилактики плоскостопия применяем нестандартное оборудование, изготовленное родителями и педагогами. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности, используем разные виды ходьбы. Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.

 

Слайд 22

В заключение нашего занятия, хочу рассказать Вам притчу.

"Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне Счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. "

Смысл ясен – все в наших руках, и наше здоровье тоже. Берегите себя и будьте здоровы.

Слайд 23

Вывод

Таким образом, используя каждую из рассмотренных технологий мы одновременно решаем несколько задач: повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Надеюсь, что полученная информация была для Вас интересной и полезной. 

Слайд 24

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум по здоровьесбережению для педагогов ДОУ Выполнил: Чернявко Н.Г., воспитатель МБДОУ №22 «Веселые нотки» Канск, 2019 1

Слайд 2

Цель семинара: • конкретизация в представлении педагогов понятий: “ технология”, “ здоровьесберегающие технологии ” • классификация форм воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в области здоровьесберегающих технологий по доминирующим целям и решаемым задачам 2

Слайд 3

Здоровьесберегающие технологии позитивное воздействие на здоровье детей путем различных оздоровительных мероприятий, которые грамотно “встроены” в общую систему функционирования ДОУ н аправлены на благо здоровья детей и отвечающие единству целей и задач 3

Слайд 4

Цель здоровьесберегающих технологий Охрана жизни, у крепление физического и психического здоровья детей 4

Слайд 5

Задачи здоровьесбережения сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственной работоспособности создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения 5

Слайд 6

Виды здоровьесберегающих технологий направлены на сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств • Мониторинг здоровья • Организация профилактических мероприятий • Рациональное питание • Рациональный режим дня • Здоровьесберегающая среда • Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН 1. Медико-профилактические технологии 6

Слайд 7

2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка • Двигательный режим • Динамические паузы • Закаливание • Гимнастика • Подвижные и спортивные игры • Дни здоровья • Спортивные развлечения, праздники 7

Слайд 8

Динамические паузы 8

Слайд 9

Подвижные игры 9

Слайд 10

3. Социально-психологические технологии обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подхода в процессе воспитания для сохранения психологического здоровья ребенка • Тренинги • Релаксация • Музыкотерапия • Психогимнастика • Сказкотерапия 10

Слайд 11

4. Образовательные технологии • Образовательная деятельность по физическому развитию • Формирование понятия « здоровый образ жизни» • Формирование понятия «безопасность» 11

Слайд 12

5. Валеологическое просвещение родителей обеспечивают валеологическу ю образованность родителей воспитанников ДОУ: • Дни открытых дверей • Выступления на родительских собраниях • Консультации • Информация для стендов • Памятки • Презентации • Буклеты • Образовательный сайт МДОУ 12

Слайд 13

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий: повышает результативность воспитательно-образовательного процесса формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников 13

Слайд 14

Пальчиковая гимнастика Способствует овладению навыкам мелкой моторики Помогает развивать речь Повышает работоспособность коры головного мозга Развивает психические способности: мышления память, воображение Снимает тревожность 14

Слайд 15

Пальчиковая гимнастика 15

Слайд 16

Гимнастика для глаз Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз Укрепляет мышцы глаз Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях) 16

Слайд 17

Дыхательная гимнастика Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани Улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения Повышает общую сопротивляемость организма 17

Слайд 18

Точечный массаж и самомассаж Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье Является профилактикой простудных заболеваний Повышает жизненный тонуса у детей Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. 18

Слайд 19

Релаксация Учит детей расслабляться Способствует концентрации внимания Помогает снять напряжение Снимает возбуждение 19

Слайд 20

Музыкотерапия Повышает иммунитет детей Снимает напряжение и раздражительность Снимает головную боль Восстанавливает спокойное дыхание 20

Слайд 21

Дорожка здоровья 21

Слайд 22

"Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что ещё слепить тебе? — спросил Бог. — Слепи мне Счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. " 22

Слайд 23

Вывод Используя каждую из рассмотренных технологий мы одновременно решаем несколько задач: повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса формируем у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников 23

Слайд 24

Спасибо за внимание! 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару - практикуму для родителей и педагогов: "Аутичность, СДВГ, ЗРР "

Презентация на тему: "Гиперактивность, Аутичность, Задержка речевого развития"...

Семинар-практикум для родителей и педагогов «Умные пальчики»

Развитый мозг и неразвитая рука - закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать....

Семинар - практикум на тему: «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМна тему:«Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей и педагогов ДОУ "Творческий педагог - творческие дети"

Цель: актуализация творческого, креативного потенциала воспитателей и педагогов ДОУ, как одного из составляющих их профессиональной компетентности.Задачи:Совершенствовать профессиональное м...

Семинар - практикум «Технология здоровьесбережения, используемая в ДОУ»

Семинар - практикум «Технология здоровьесбережения, используемая в ДОУ»...