Проект "Экологическая тропа"
проект

Ганичева Людмила Александровна

Проект «Экологическая тропа» разработан коллективом ГБДОУ детского сада №108 Выборгского района Санкт-Петербурга и направлен на реализацию задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую и экспериментальную деятельность, формирование экологического сознания, расширение кругозора детей.

Данный проект способствует организации экологической и опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, практическому взаимодействию детей с окружающей природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologicheskoy_trope.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Экологическая тропа» разработан коллективом ГБДОУ детского сада №108 Выборгского района Санкт-Петербурга и направлен на  реализацию задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую и экспериментальную деятельность, формирование экологического сознания, расширение кругозора детей.

Данный проект способствует организации экологической и опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, практическому взаимодействию детей с окружающей природой.

Вид проекта: долгосрочный, досугово - познавательный, творчески - исследовательский.

Участники проекта: дети всех возрастных групп, воспитатели, специалисты, родители (законные представители) воспитанников.

Руководители проекта: заведующий ГБДОУ детского сада №108 Выборгского района Санкт-Петербурга, заместитель заведующего, методист.

Актуальность проекта:

Актуальность данного проекта в последние годы в нашей стране повышен интерес экологическому воспитанию подрастающего поколения. С.Н. Николаева говорит о том, что опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. п.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Хотя в нашем детском саду проектная деятельность ведется не первый год, но такого открытого образовательного пространства, где есть  возможность организации различных видов деятельности в непосредственном контакте с природными объектами для всех возрастных групп не было. Процесс освоения новых знаний детьми нашего детского сада происходит в основном через овладение универсальными знаниями о жизни человека и законах окружающего мира, для того чтобы расширить возможности познания окружающего мира и активизировать познавательную  деятельность посредством спонтанного экспериментально-практического способа обретения новых знаний мы решили создать экологическую тропу. Подобная форма организации образовательного пространства позволяет организовывать не только экспериментальную и опытно-исследовательскую деятельность, но и самую разнообразную деятельность по всем направлениям ФГОС. В рамках экологической тропы есть большие возможности для  проведения проектной, игровой деятельность, а так же оздоровительной работы.

Цель проекта: улучшение  условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно - правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:

- разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления

детей с окружающим их миром;

- обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с

окружающим миром;

- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное

как для дошкольников, так и для самой природы;

- воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;

- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого-развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

- повысить экологическое просвещение родителей.

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Ожидаемые результаты.

У дети:

- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

- Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

- Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

У родители.

- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально -познавательного, трудового и экскурсионного характера.

У педагоги.

- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.

- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Этапы реализации проекта

Цель этапа

Содержание

1 этап - подготовительный

Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта

«Экологическая тропа»

1. Анализ работы по экологическому воспитанию.

2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста.

3. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.

4. Разработка маршрута и составление карты – схемы экологической тропы. Составление конспектов ОД по маршруту экологической тропы.

Определение цели  и задач.

2 этап – основной

Реализация работы по маршруту экологической тропы

1. Выбор объектов для проведения ОД.

2. Проведение последовательной ОД по маршруту экологической тропы;

3. Изготовление гербариев и поделок.

Отработка технологии проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы.

3 этап - контрольно -оценочный

Анализ результативности поставленных задач

1. Проведение итоговой диагностики.

2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе с дошкольниками.

3. Оформление презентации.

Роль экологической тропы в воспитании детей дошкольного возраста

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.

Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. В нашем учреждении ведется работа с детьми по экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося вреда.

Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого–развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.

Экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей - работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени. Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.

Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи:

- пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы.

- сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды.

- развивать познавательный интерес к миру природы и эстетические чувства;

- формировать представление об отличии природы от рукотворного мира;

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе; 

- развивать компетентность и внутреннюю культуру непрагматических отношений с природой 

-совершенствовать эмоционально-мотивационную область,

- формировать ценностные ориентиры.

При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, опытно- экспериментальную, исследовательскую деятельность, наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники, квесты.

Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления

детей на свежем воздухе. В разное время можно посещать разные точки, даже одну

точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если идёт ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же мы преследуем конкретную цель, то можно ограничиться только одним объектом.

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста на экологической тропе.

Для организации работы на экологической тропе разработано положение об экологической тропе на территории ГБДОУ детского сада № 108 Выборгского района Санкт-Петербурга.

В проекте «Экологическая тропа» педагоги используют следующие формы и методы работы, как:

- экологические беседы;

- наблюдения в природе;

-  экскурсии в природу;

- целевые прогулки;

- экологические акции;

- чтение художественной литературы;

- ситуации морального выбора;

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- труд в природе;

- «Зеленая аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке)

- коллекционирование;

- выставки и экспозиции;

- экологические развлечения, досуги, праздники;

- экологические игры

- экологические сказки;

- инсценировки, театрализации;

- опытно-исследовательская деятельность;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия.

- ручной труд.

3. Описание объектов.

В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:

Объект№1 «Чудо-огород»

Цель: Цель: Формирование у детей элементарных знаний о выращивании огородных  культур, воспитание у детей умения наблюдать и делать выводы.

Задачи:

  • формировать представления о работах, проводимых в весенний,  летний  и осенний периоды в огороде
  • познакомить детей с особенностями выращивания культурных растений: лук, чеснок, укроп, морковь, свекла, томаты, капуста,  кабачки, перец, горох, бобы, огурцы
  • наблюдение  за посадкой и всходами семян
  • формировать умение детей делать выводы на основе наблюдений
  • формировать умение детей ухаживать за растениями на грядках (полив, рыхление почвы, прополка сорняков)
  • воспитывать уважение к труду взрослых и детей
  • дать представление детям о необходимых условиях роста растений
  • воспитывать бережное отношение к растениям
  • расширять, обогащать, активизировать словарь детей
  • способствовать развитию восприятия красоты природы и передавать ее через рисунок, лепку, аппликацию
  • способствовать взаимодействию семьи и детского сада

объект  №2 Метеостанция «Ветерок»

Цель: Формирование у детей элементарных представлений о погоде, сезонных изменениях в природе, методах наблюдения за погодными явлениями.

Задачи:

  • Формировать практические умения отслеживать и фиксировать изменения погодных условий.
  • Развивать умения детей устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе.
  • Создавать предметно - развивающую среду для познавательной и исследовательской  деятельности.
  • Воспитывать любознательность и интерес к изменениям в погоде и природе.
  • Приобщать родителей к наблюдениям вместе с детьми за изменениями погодных условий и прогнозированию погоды.

.

Объект №3 «Центр песка и воды»

Цель: Ознакомление детей с основными свойствами песка и воды

    Задачи:

  • Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику
  • Знакомить со свойствами песка и воды
  • Снимать внутреннее напряжение у детей
  • Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление)
  • Расширять и обогащать словарный запас детей

Объект №4 Арки релаксации «сухой дождь»

         Цель: регулирование эмоционального состояния детей.

         Задачи:

  • Снимать эмоциональное напряжение (ранний возраст, младшая группа)
  • Формировать умение определять эмоциональное состояние (средняя, старшая  группы)
  • Формировать умение контролировать эмоциональное состояние (подготовительная       группа)

Объект №5 «Тропа здоровья»

Цель: Формирование устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Задачи:

  • Приобщать детей к здоровому образу жизни.
  • Формировать жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными особенностями
  • Профилактика плоскостопия.
  • Улучшение координации.
  • Проведение закаливающих мероприятий.
  • Привлекать родителей к активному взаимодействию

Объект №6 «Деревенской подворье»

Цель: Формирование экологического сознания дошкольников

Задачи:

-Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее

- Дать новые знания, обогащать и закреплять ранее усвоенный материал

- Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее)

- Развивать воображение, мышление, внимание, речь

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Объект №7 «Пасека»

Цель:  формирование первоначального представления у детей о пчеловодстве и взаимосвязи насекомых с цветущими растениями.

Задачи:

  • Расширять представление  у детей о пчелах, их образе жизни и продукции пчеловодства.
  • Развивать интерес у детей  к труду пчеловода (пасечника).
  •  Воспитывать бережное отношение ко всему живому, прививать любовь к природе, установить тесную  взаимосвязь  человека с живой природой.
  • Развивать эмоционально – чувственную сферу ребёнка через художественно – эстетическую деятельность (аппликации, лепка, рисование).
  • Включать родителей в работу группы по теме «Пасека» и развивать продуктивные взаимоотношения  между детским садом и родителями.

Объект №8 «Лесное озеро»

Цель: формирование знаний детей о природном сообществе «Лесное озеро» (водоём»)

Задачи:

  • дать детям знания о лесном озере (водоёме), о растительном и животном мире сообщества
  • формировать умения детей выстраивать причинно-следственные связи
  • формировать доброжелательное отношение ко всему живому, стремление сохранять природу родного края.
  • развивать умение передавать полученные знания и впечатления в продуктивной деятельности
  • формировать познавательный интерес и развивать память, мышление, зрительное и слуховое восприятие
  • способствовать повышению экологической компетентности родителей в рамках взаимодействия их с детьми на экологической тропе

Объект  №9 «Птицы родного края»

Цель:  Расширение представлений   детей о  жизни птиц родного  края.

     Задачи:

  • Познакомить детей с разнообразием диких  птиц.
  • Формировать у детей понятия о зимующих и перелётных птицах. Развивать знания о значении птиц в природе.
  • Формировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи
  • Развивать мелкую моторику рук через художественно-эстетическую деятельность.
  • Воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.
  • Повысить экологическое просвещение родителей, через взаимодействие на «экологической тропе».

объект № 10 «Зеленая аптека»

Цель: ознакомление детей с лекарственными растениями и условиями

    их роста, уточнение   особенностей развития и использования в народной медицине,

    обучение осторожному обращению с некоторыми растениями.

  Задачи:

  • Расширять представление детей о многообразии лекарственных растений,
  • особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях.
  • Формировать умение находить общее и различное в разных видах растений.
  • Формировать умение передавать в процессе художественно-творческой деятельности
  • характерные  особенности  внешнего вида лекарственных  растений.
  • Формировать отношение к пониманию огромной важности растений в жизни людей
  • и насекомых.
  • Развивать внимание, память, речь.
  • Развивать умения детей наблюдать, устанавливать связи.
  • Воспитывать любознательность, интерес к родной природе, экологическое
  • мировоззрение.
  • Воспитывать  бережное отношение к природе.
  • Приобщать родителей к взаимодействию по вопросам экологического воспитания.

объект №11 «Фермерский дворик»

Цель: Обогащение знаний детей о домашних животных.

Задачи

  • Формировать знания детей об особенностях жизни, внешнего вида и среде обитания домашних животных.
  • Расширять знания о том, как человек заботится о домашних животных, какую пользу они приносят человеку.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.
  • Способствовать восприятию красоты природы и передавать её через рисунок, лепку, аппликацию.

объект №12 «Лес»

Цель: Создание оптимальных условий для формирования у детей элементарных знаний о животном и растительном мире леса.

     Задачи:

  • Знакомить детей с объектами и процессами живой и неживой природы, с их взаимосвязью с окружающим миром.
  • Развивать воображение, мышление, память, творческие способности, внимание, связную речь, познавательную активность через различные виды деятельности: рисование, беседы, чтение художественной литературы, подвижные игры, музыкальная деятельность (слушание музыки, пение, игра на ДМИ).
  • Способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека.
  • Формировать осознанное отношение воспитанников к природе через использование различных видов деятельности.

Объект №13 «Туристическая база»

Цель:  формирование навыков поведения в природе

Задачи:

  • Формировать умение детей замечать состояние погоды и понимать связь между явлениями;
  • Развивать представление о том, какие действия вредят природе, и как природа может навредить человеку;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Воспитывать любовь к природе;
  • Расширять знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, и какой вред могут принести некоторые растения человеку.
  • Способствовать развитию восприятия красоты природы и передавать ее через рисунок, лепку, аппликацию

 Формы работы с родителями.

Взаимодействие с родителями способствует формированию экологического воспитания детей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача - воспитание экологически грамотного человека.

- Традиционные (родительские собрания, консультации, беседы).

- Нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

- Выставки, поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями:

- Праздники и развлечения на экологической тропе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....