Статья. Здоровьесберегающие технологии в развитии музыкальных возможностей детей.
статья

Иванова Светлана

Статья для воспитателей и родителей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в развитии        музыкальных возможностей детей.

На музыкальных занятиях актуально, возможно и необходимо использовать

современные  здоровьесберегающие  технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка, можно разнообразить с пользой для здоровья.

Важную роль в оздоровлении ребёнка играет развитие дыхательного аппарата. Чем раньше дыхательные упражнения включаются в методику занятий, тем больше их эффект. Постоянно проводится и корректируется работа над певческим дыханием, которое является главным звеном единого певческого процесса. Детям легко объяснить: « Вдыхаем мы носиком, как будто нюхаем розочку». Во время пения происходит формирование   всех

физиологических  процессов: работает диафрагма и дыхательный аппарат

(легкие, трахея, связки), артикулярный аппарат (язык, губы зубы). При этом

Задействован и пищеварительный тракт, усиливается кровообращение. Вот

Почему мне, как музыкальному руководителю, нужно уделять большое внимание правильному дыханию детей во время пения песен, попевок, распевок, речевых игр. Правильное дыхание предохраняет голос от переутомления. Поднимает тонус внутренних мышц гортани. Улучшает кровообращение, помогает приобрести в голосе яркость, легкость, округлость.

Детям можно объяснить и необходимость непрерывного « пролива» звука,

постоянно льющегося дыхания. Этому помогает упражнение с пёрышком или пушинкой, которая подвешивается на ниточке, прикреплённой к палочке. Дети делают певческий вдох, а затем медленно непрерывно выдыхают, стараясь, чтобы пушинка, которая находится на небольшом расстоянии от лица на уровне рта, отклонившись от выдоха, не опадала.

В процессе этого упражнения хорошо тренируется система дыхания, укрепляются дыхательные мышцы.

Важно следить за осанкой, позой детей не только во время пения и исполнения песен, но и во время слушания песен. Постоянно слежу, чтобы

дети брали дыхание  перед началом пения и между музыкальными фразами. Поэтому после вступления к песне предлагаю игровой прием - «понюхать цветочек» и сразу начинать петь. Чтобы дети не «разрывали»

слов, учу их петь связно в правильном исполнении.

Стараюсь сделать занятия с детьми более интересными, поэтому использую в своей работе такие виды, как дыхательные пятиминутки, звукодыхательные, звукодвигательные и звукоречевые игры, голосовые упражнения. В своей работе использую речевые игры для дошкольников, созданные педагогом Т. П. Алёхиной. Эти игры, где вместе с детьми проговариваем текст и одновременно простукиваем ритмический рисунок, очень нравятся детям.  Например, детям  доставляет удовольствие «скрипеть» маленькими мешочками с  крахмалом, изображая снег в стихотворении  И. Токмаковой « Медведь»:

Педагог: Как на горке – снег, снег,( мешочки)

И под горкой – снег, снег ( те же действия)

А под снегом спит медведь (шумно вдыхают и выдыхают воздух или храпят)

Тише, тише… Не шуметь (поворачиваются к друг другу, держат указательный

палец у закрытого рта - тсс!

Стихотворение Н. Пикулевой « Шла весёлая собака» очень удобно для развития речевого канона. Дети делятся на две или несколько групп, интервал для вступления следующей группы – половина стихотворной строчки. Здесь мы пробуем разные варианты ритмического прочтения текста.

Пение – форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания.

Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадает в особый микромир песен, игр, стихов.

Взаимосвязь музыки, слова и движения прекрасно представлена в хороводах. Ребенок,  освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда  необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного речевого и певческого дыхания.

Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса и строятся грамотно и природосообразно, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.

И так, с одной стороны, музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии ( дыхательная гимнастика, пальчиковые и игровые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии), используемые на занятиях музыкой, помогают развитию музыкальных способностей дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА:

  1.  Детский сад. Книга для заведующих/  под ред. Л. П. Тарасовай. М., 1982.
  2. Индивидуально-ориентированный подход // школа здоровья. 2000.Т.7. №2
  3. Музыкальный руководитель. 2006. № 3.

Музыкальный руководитель:  Иванова С.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Современные здоровьесберегающие технологии в комплексной помощи детям с нарушением зрения.»

В общей системе всестороннего и гармонического развития человека, физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в этот период закладываются основы здоровья и правиль...

Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Представлен опыт работы с детьми с ОВЗ по использованию инновационных технологий по охране и укреплению здоровья....

Статья "здоровьесберегающие технологии в обучении ПДД детей дошкольного возраста"

Игра является уникальным средством передачи знаний детей по ПДД...

Статья "Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста"

Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети час...

Статья "Здоровьесберегающие технологии театрализованной деятельности, как средство социализации детей дошкольного возраста."

В данной статье раскрыта театральная деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста...

Статья «Здоровьесберегающие технологии и возможность их применения в домашних условиях»

laquo;Здоровьесберегающие технологиии возможность их применения в домашних условиях»...

Особенности применения Здоровьесберегающих технологий при организации жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности применения Здоровьесберегающих технологий при организации жизнидеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья...