Упражнения на формирование пространственных представлений
учебно-методический материал (средняя группа)

Никитина Марина Михайловна

Работа над схемой тела

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения на формирование пространственных представлений

Работа над схемой тела

1. «Маланья» (стихотворение сопровождается показом).

У Маланьи, у старушки,

В маханькой избушке,

Жили пять сыновей.

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими головами,

Вот с такими усами,

Вот с такими бородами, Вот с такими руками,

Вот с такими ногами,

Вот с такими плечами,

Вот с такими животами и т.д.

2. «Лавата» (в кругу).

Дружно танцуем мы – тра – та – та (2р.)

Танец веселый наш – это лавата.

-Ушки были?

-Нет. (Дети держатся за эту часть тела и танцуют в кругу).

И т.д.

3. «Катание мяча по частям тела». 

«По голове покатился мяч ла-ла-ла, ла-ла-ла (ладонь у рта).

По плечам покатился мяч ла-ла-ла, ла-ла-ла и т.д.

4. «Каравай» (в кругу).

Как на « имя» именины,

Испекли мы каравай.

Вот такой высоты,

Вот такой нижины,

Вот такой ширины,

Вот такой ужины.

Каравай, каравай

Кого хочешь выбирай.

5. Игровые действия.

-Погладим ручку с обеих сторон;

-Нарисуем на пальчиках ниточки;

-Нарисуем на ладошке клубочек;

-Нарисуем бровки, губки;

-Погладим головку и т.д.

6. «Сделай аппликацию».

Детям предлагается лист бумаги, на котором изображен овал. Дети должны наклеить на него все части лица (брови, губы, глаза и т.д.)

7. «Чего не хватает?»

Детям предлагаются картинки, где не хватает частей лица, туловища. Дети должны определить чего не хватает и показать на себе.

8. «Отбей мяч».

Взрослый  бросает мяч ребенку и просит его отбить рукой, ногой, головой и т.д.

9. Работа с предлогами «над, под, между».

9.1.Отгадай загадки.

а) На пригорке и под  горкой,

Под березкой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

Какой предлог чаще встречался?

б) Надо мной и над тобой пролетел мешок с водой.

    Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез.

О чем загадка? Где летела туча?

  1. Вспомни сказку. («Гуси-лебеди»).

Взрослый напоминает сказку «Гуси-лебеди» и показывает картинку с изображением гусей, на одном из которых летит братец Иванушка. Взрослый рассказывает о том, что гуси несли Иванушку долго; внизу он видел много интересного. Взрослый предлагает детям назвать, над чем мог пролетать Иванушка, и составить правильные интересные предложения. В случае затруднений можно помочь ребенку такими репликами: «А если внизу была деревня? А если Иванушка увидел широкую реку с пароходами?» Давайте представим, что внизу, под Иванушкой оказался город. Над чем тогда он будет лететь?

9.3 Игра с мячом.

Взрослый просит детей составить предложение с предлогами над, под, между, бросая мяч детям по очереди, каждый раз произносит только название части тела.

10. Упражнения, направленные на формирование и закрепление представлений о цвете.

10.1.Узнай по цвету.

Детям предлагаются полоски разного цвета. Затем показываются контуры предметов (огурец, василек, листья, лимон, клубника и т.д.). Дети должны показать полоску соответствующего цвета.

10.2.Кто назовет больше предметов?

Нужно попросить ребенка перечислить:

а) что бывает красным?

б) что бывает зеленым?

в) что бывает желтым?

10.3. Какого цвета не стало?

Взрослый раскладывает перед ребенком кнопочки (из мозаики) разного цвета и просит его закрыть глаза. В это время взрослый заменяет 1-2 кнопочки или убирает какую-нибудь из них. Затем интересуется у ребенка, что изменилось, кнопочки какого цвета не стало.

11. Упражнения, направленные на формирование представлений о форме.

11.1 «Найди свою пару»

Оборудование: два одинаковых комплекта геометрических форм по числу детей.

Взрослый распределяет детей на две подгруппы и размещает их на противоположных сторонах комнаты. Детям каждой подгруппы раздают по одной форме из комплекта. По сигналу дети идут друг к другу и каждый ищет свою пару, т.е. берёт за руки того, у кого такая же форма. Свой выбор они проверяют путём наложения карточек друг на друга. Парами дети маршируют по комнате в определённом направлении.

11.2. «Подбери подходящий по форме»

Оборудование: карточки со знакомыми предметами (палатка, огурец, портфель, книга, арбуз, дыня, пуговица, лицо, вишня, пенал, колесо, тарелка, линейка-угольник, пирамида) и 4 трафарета геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал).

Перед ребёнком выкладываются трафареты фигур. Он должен к каждой фигуре подобрать картинку с предметом похожим по форме.

11.3. «Строители» 

Для игры необходим строительный конструктор. Задача – сделать точную копию постройки. После работы каждая постройка анализируется (соответствует ли она образцу, если нет, то в чем заключена ошибка).

11.4.  «Угадай и назови»

Оборудование: мешочек с предметами различной формы.

Ребёнок на ощупь должен узнать предмет, находящийся в мешочке, и назвать его форму.

11.5. «Выполни и назови».

Дети называют предметы, похожие на круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей  дошкольного возраста...

Игры и упражнения на формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР.

При общем недоразвитии речи (ОНР) формирование пространственных представлений имеет свои особеннности, связанные со спецификой развития детей с речевой патологией. В данном материале представлены игры...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные пре...

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений...

Игры и упражнения на формирование пространственных представлений.

Игры и упражнения на формирование пространственных представлений....

Система упражнений по формированию пространственных представлений у детей с ОНР в средней, старшей группах "Весёлая прогулка"

Упражнения по формированию пространственных представлений у детей с ОНР в среденей, подготовителной группах...