Проект "Азбука здоровья"
методическая разработка (младшая группа)

Дьяконова Елена Валентиновна

Проект "Азбука здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-azbuka_zdorovya.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Лучик» - филиал МБДОУ «Детский сад «Ивушка»

                           Проект

             «Азбука здоровья»

                  (вторая группа раннего возраста)

                                        Воспитатель: Дьяконова Е.В.

Ст. Обливская

2019 г.

                             Актуальность проекта.

     Проблема сохранения и укрепления здоровья в современном обществе  является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в младшем возрасте идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты характера и личности. Именно на этом этапе важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

     Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения.

     Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

     Ранний возраст- самое благоприятное время для воспитания у ребенка основ двигательной культуры, закаливания, привычки к правильному питанию, соблюдению культурно-гигиенических норм, потребности получения положительных эмоций, т. е. основ здорового образа жизни.

     Очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по сохранению и укреплению своего здоровья. Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.

     Главное направление проекта – научить ребёнка быть здоровым, воспитать у него потребность в здоровом образе жизни  через применение эффективных методик и технологий оздоровления в условиях дошкольного учреждения и семьи.  

Цель. 

Приобщение детей к здоровому образу жизни, формированию осознанного отношения к своему здоровью; повышение компетентности родителей в вопросах физического воспитания и  укрепления здоровья детей.

Задачи.

 1. Обучающие:

 - формировать  интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

- формировать знание элементарных основ безопасности и сохранения своего здоровья.

2. Развивающие:

- развивать двигательную активность детей;

-  совершенствовать культурно-гигиенические навыки, культуру питания.

3.Воспитательные: 

- воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Тип проекта: оздоровительный.

Вид проекта: долгосрочный (октябрь 2019г.- май 2020г.).

Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, педагоги, родители.

Ожидаемые  результаты.    

1. У детей сформированы первоначальные знания о здоровом образе жизни; сформированы культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания, дети знают элементарные правила личной гигиены.
2. Активизирован и обогащен словарный запас.
3. Дети с удовольствием выполняют утреннюю гимнастику, занимаются на физкультурных занятиях, принимают участие в различных видах игр.
4. Участие родителей в совместной деятельности.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный:

  • подбор методической, научно- популярной литературы, иллюстративный материал по данной теме;
  • привлечение внимания педагогов, родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

II этап – основной:

  • разработка комплекса мероприятий;
  • разработка методических рекомендаций по формированию здорового образа жизни воспитанников;
  • организация работы с родителями;

III этап – заключительный:

  • подведение итогов работы.

                            Планирование работы.

Чтение художественной литературы

К. Чуковский «Доктор Айболит»

 К. Чуковский «Мойдодыр»

 Цель: учить детей внимательно слушать художественный текст, помочь понять основную идею. Воспитывать желание всегда быть чистыми, опрятными, аккуратными. Формировать социальный опыт детей на основе литературного произведения.

 «Большая книга правил поведения» Н. Мигунова «Аккуратным надо быть», «Почему надо чистить зубки» Н. Никитина «На зарядку становись!» Н.Забила «Я как мама не люблю в доме беспорядок»

Я.Аким «Неумейка»

 Цель: формировать социальный опыт на основе литературных произведений. Я.Аким «Где живет вода?»

А. Барто «Девочка чумазая»

Цель: приобщать детей к поэзии, учить понимать содержание произведения. Вызывать желание быть опрятными, учить сравнивать себя с образом, созданным поэтом. А.Барто из цикла «Мои игрушки» («Мишка», «Зайка»)

Цель: вызвать эмоциональный отклик на стихотворения, желание помочь «заболевшим» игрушкам. Обогащать впечатления детей, способствовать возникновению на темы из окружающей жизни. С.Капутикян «Маша обедает»

Цель: учить детей внимательно слушать стихотворение, сопоставлять услышанное с картинками, проговаривать с опорой на рисунки отдельные фразы, подрожать голосам животных.

«Водичка-водичка», «Ночь пришла» Цель: побуждать детей повторять за педагогом отдельные строки художественного произведения. Формировать социальный опыт на основе литературных произведений.

Игровые упражнения

1. «Мы правильно моем руки»

 Цель: формировать базовые культурно-гигиенические навыки, учить правильно, мыть руки.

2. «Аккуратная прическа»

Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания. Учить пользоваться индивидуальной расческой, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.

 3. «Полотенце пушистое»

Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно пользоваться полотенцем.

4. «Мойдодыр»

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки, учить детей самостоятельно и аккуратно мыть руки, насухо вытирать их, вешать полотенце на место.

5. «Самые аккуратные»

Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, учить выявлять и с помощью взрослого устранять недостатки в одежде, прическе. Воспитывать опрятность.

 6. «Закончи предложение»

7. « Мы веселые зайчата»

Цель: учить детей выполнять прыжок на месте, энергично отталкиваясь двумя ногами. Развивать мышцы ног, спины.

 8. «Лови мяч»

 9. «Кенгуру»

10.«Девочкам – бантики, мальчикам - пуговки»

Цель: формировать у детей навыки самообслуживания , учить шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, завязывать бантики. Развивать мелкую моторику рук.

11.«Учимся пользоваться чайной ложкой»

12.«Послушные пуговицы» Цель: формировать навыки самообслуживания, учить детей застегивать крупные пуговицы, помогать друг другу. Развивать мелкую моторику рук.

13.«Самый аккуратный»

 Цель: формировать культурно-гигиенические навыки, учить детей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку. 14.«Предметы личной гигиены» Цель: формировать у детей навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, уточнить названия и назначение предметов туалета, их свойства. Формировать осознанное стремление быть аккуратными.

Игровые ситуации

1. «Филя простудился»

Цель: рассказать детям о том, как избежать простудных заболеваний, о правилах культурного поведения в период выздоровления (использование носового платка, салфеток и т.д.), формировать соответствующие культурно-гигиенические навыки.

2. «Кукла Катя умывается»

 Цель: формировать у детей навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, учить обозначать словом и понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно.

 3. «Кукла Катя обедает»

 Цель: учить детей пользовать свои знания о столовой посуде, формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки. Активизировать словарь по данной теме, развивать связную речь.

4. «Что мы умеем»

Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, активизировать знания о правилах поведения за столом, учить правильно, пользоваться салфеткой. 5. «Медвежонок умывается»

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки. Предложить детям рассмотреть, как умывается игрушечный медвежонок, ответить на вопрос: «Все ли он делает правильно?»

6. «Кукла Катя собирается на прогулку»

7. «Уложим куклу Катю спать»

 Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, учить правильно и аккуратно заправлять постель. Уточнить знания о постельных принадлежностях.

«Медвежонок ужинает»

8. «Альпинисты»

 9. «Кукла умывается»

Цель: формировать у детей навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки. Предложить детям рассказать и показать кукле, как нужно правильно и аккуратно мыть руки и лицо, пояснить, зачем нужно тщательно вытираться. 10.«Обед у куклы Кати»

Цель: формировать трудовые навыки, учить накрывать на стол, правильно использовать предметы посуды для сервировки стола к завтраку, обеду, полднику, ужину, применять знания об их назначении, отражать в речи свои действия и представления. 11.«Медвежонок и полотенце»

Цель: учить детей замечать шибки в действиях персонажа, пояснить их суть. Формировать умение правильно пользоваться индивидуальным полотенцем.

12.«Кукла Катя собирается на прогулку»

Цель: учить детей использовать свои знания об одежде, последовательности ее надевания, о выборе одежды для прогулки. Формировать соответствующие навыки самообслуживания, учить правильно надевать различные предметы одежды.

13.«Учимся правильно пользоваться чайной ложкой»

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки и навыки поведения за столом. Показывать правильные способы удержания чайной ложки, предоставить детям возможность потренироваться с кукольной посудой.

Обучающие ситуации

«Учимся раздеваться и раскладывать одежду после прогулки» «Собираемся на прогулку»

Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, учить одеваться самостоятельно, в определенной последовательности. Активизировать в речи и уточнить названия предметов одежды.

 «Я учусь одеваться самостоятельно» Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, учить самостоятельно одеваться. Воспитывать опрятность, формировать осознанное отношение к внешнему виду.

«Учимся аккуратно кушать хлеб» Цель: формировать культурно-гигиенические навыки, учить правильно вести себя за столом. Показывать способы обращения с хлебом: порционный кусочек хлеба откусывают маленькими кусочками. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Сюжетно-ролевые игры

1. «Семья»

 Игровые ситуации: «Уборка на кухне», «Стираем одежду»

Цель: учить детей договариваться об игре, брать на себя различные роли, использовать в игре свои знания и опыт.

«Мама готовит завтрак»

Цель: учить детей отражать в игре действия с определенными предметами и человеческие взаимоотношения, принимать на себя роль, использовать атрибуты.

 «Мама готовит обед»

Цель: учить детей брать на себя роль мамы, обыгрывать различные действия (готовить обед, накрывать на стол, мыть посуду и т. д.).

 «Мама укладывает ребенка спать» Цель: учить детей объединять несколько игровых действий в единую игровую линию: кормление кукол, купание кукол, укладывание спать. Стимулировать к использованию в игре песен, потешек, к рассказыванию фрагментов сказок.

«Укладываем игрушки спать»

Цель: учить детей с помощью воспитателя переносить знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации, формировать умение выполнять действия в соответствии с ролью.

 «Мама купает дочь»

Цель: побуждать детей отражать в игре впечатления, полученные во время наблюдений, при чтении художественной литературы. Развивать умение проигрывать роль и выполнять несколько взаимосвязанных действий.

 «Обед у куклы Кати» «Вызов врача на дом»

2. «Больница».  Игровые ситуации: «Ребенок заболел»

 Цель: учить детей передавать в игре профессиональные действия врачей, медсестер, использовать впечатления и опыт из окружающей жизни.

 «У дочки болит горло» «Заполняем карточку пациента»

Цель: способствовать более самостоятельному и развернутому отображению детьми сюжета игры, учить использовать различные атрибуты.

«Медсестра измеряет больному температуру»

 «На приеме у стоматолога»

Цель: учить детей объединять игровые действия в единый сюжет, обыгрывать ситуации, описанные в художественной литературе, связанные с личным опытом. Формировать умение брать на себя определенную роль, подбирать предметы- заместители.

«На приеме у врача»

Цель: в ходе совместной с детьми игры расширять их представления об обязанностях врача и медсестры, знакомить с назначением различных инструментов.

Беседы

1. «В гостях у Мойдодыра»

Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, рассказать о важности поддержания чистоты одежды и тела, познакомить с понятием «опрятность». Учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть лицо, руки, уши, насухо вытирать после умывания.

 2. «Поведение за столом»

Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, знакомить с нормами поведения за столом, учить есть аккуратно, пользоваться салфеткой.

 3. «Чистые ручки»

Цель: рассказать детям о том, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, посещения туалета, перед едой. Предложить показать, как нужно правильно мыть руки.

 4. «Я и мое здоровье»

Цель: рассказать детям о том, что здоровье является одной из главных ценностей жизни. Формировать элементарные представления о том, как нужно заботиться о здоровье.

 5. « Расскажем Незнайке, как надо одеваться, чтобы не простудиться »

 6. «Учимся культурно вести себя за столом»

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить детей тщательно пережевывать пищу, есть аккуратно, пользоваться салфеткой. 7. «Мой внешний вид»

Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить следить за своим внешним видом, пользоваться индивидуальной расческой.

 8. «Правила поведения за столом» Цель: формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, обращать внимание детей на соблюдение правил поведения за столом (не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом).

 9. «К нам пришли гости»

 Цель: продолжать знакомить детей с правилами этикета, учить быть вежливыми, реагировать на приход взрослых и сверстников словами- приветствиями, способствовать освоению соответствующих речевых конструкций.

10.«За столом»

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки, систематизировать знания о поведении за столом, учить применять свои знания на практике. 11.«Крепкие зубы»

 Цель: рассказать детям о правилах ухода за зубами: пояснить необходимость чистить зубы утром и вечером, после каждого приема пищи- обязательно полоскать рот водой.

Творческая мастерская

«Мой день»- изготовление альбома родителями и детьми

Просмотр мультфильмов

1. «Мишка Ушастик в больнице» Цель: обогащать личный опыт детей, познакомить с особенностями поведения пациентов, профессиональной деятельностью врачей и медсестры в больнице.

 2. «Если хочешь быть здоров » («Смешарики»)

Цель: учить детей понимать содержание мультфильма. Воспитывать бережное отношение к здоровью, формировать потребность в соблюдении навыков гигиены.

3. «Скажи микробам нет » («Смешарики»)

Цель: предложить детям посмотреть мультфильм, расширять представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни, формировать потребность в соблюдении правил гигиены в повседневной жизни.

Работа по самообслуживанию

1. «Учимся одевать рубашку»

 Цель: учить детей самостоятельно снимать и надевать рубашку, кофточку, действовать в определенной последовательности. Учить складывать вещи в свой шкаф или вешать на край стула.

2. «Учимся надевать колготки»

Цель: учить детей снимать и надевать колготки, складывать их на стул. Поощрять стремление детей к порядку.

 3. «Учимся раздеваться и складывать одежду»

Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, учить расстёгивать различные застежки, аккуратно снимать и вешать одежду.

Презентации

1. «Чайная ложка»

Цель: формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, актуализировать знания детей о назначении чайной ложки, учить правильно пользоваться ею (аккуратно вынимать фрукты из компота, размешивать чай, класть после использования на край тарелки)

2. «Мама учит зайчонка правильно вести себя за столом»

Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. 3. «Правильно моем руки»

Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, учить правильно, мыть руки. Формировать привычку мыть руки после улицы, пользования туалетом и перед приемом пищи.

 4. «Кукла Катя умывается»

Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить аккуратно и правильно умываться. Формировать понимание важности данной гигиенической процедуры, привычку по необходимости мыть лицо и руки.

Подвижные игры

1. « По ровненькой дорожке»

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах, развивать мышцы ног, координацию движений. Обогащать двигательный опыт.

 2. «Беги ко мне»

3. «Пузырь»

3. «Самолеты»

 Цель: учить детей правильно выполнять основные движения при беге, менять темп движения, быстро и правильно реагировать на команды. 4. «Мы топаем ногами»

 5. «Мы смелые, умелые»

 6. «Пузырь»

7. «Лохматый пес»

 Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с текстом. Повышать двигательную активность.

Театрализованная игра

А. Барто «Девочка чумазая»

Цель: учить детей выполнять действия по передаче сюжета произведения, работать над повышением выразительности речи, мимики, жестов. Воспитывать желание быть опрятными, чистыми.

 Коррекционно - оздоровительная работа

«Пастушок дудит в рожок»

Цель: профилактика заболеваний верхних дыхательных путей, укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

«Запасливые хомячки»

Цель: организовывать тренировку носового дыхания и дыхательной мускулатуры, смыкание губ, координации движений. Способствовать повышению жизненной емкости легких. «Кошечка», «Чей шарик дальше?», «Кто самый громкий» «Ладошки» Цель: развивать у детей координацию движений, формировать умение двигаться по команде, тренировать слуховой анализатор, увеличивать амплитуду движения в суставах рук и кистей.

«Кошечка»

Цель: развивать и укреплять костно-мышечную систему детей, проводить профилактику сколиозов. Совершенствовать выполнение основных движений при ползании, тренировать вестибулярный аппарат, укреплять мышцы туловища и конечностей.

Трудовые поручения

«Помощь взрослым в сервировке стола к обеду»

 «Чистим перчатки, варежки»

«Сушка варежек»

Работа с родителями

Консультации:

1. «Пойти в сад и не болеть»

 2. «Как быть здоровым и душой и телом»

3. «Как приучить ребенка чистить зубы»

4. «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

 5. «Личная гигиена»

6. «Как научить ребенка убирать игрушки».

 Оформление папки – передвижки     «Здоровый малыш!».

Фотовыставка « Путешествие в страну здоровья».

Список литературы:

1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. –Воронеж, 2009.
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. -М.: Мозаика-Синтез, 2014.
4. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. -М: «Просвещение», 1978.
5. Мосалова Л.Л. «Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.»- СПб.: «Детство-Пресс», 2013.
6. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
7. Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет. -М.: Мозаика-Синтез, 2014.

8. Галанов А.С. Игры, которые лечат. Москва, ТЦ Сфера, 2006 г.

9. Зайцев Т.К. Уроки Айболита. - СПб. 2003 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....